Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Автор: Сергей Храпко, Киев

Восхождение на Арарат зимой (декабрь 2020)

Наверное, в 2020 году только ленивый не сходил на Арарат в Турции – одна из немногочисленных гор, на которую можно было подняться в период всемирного карантина без необходимости отбывать самоизоляцию по прилету.

Меня сия участь тоже не миновала, хотя до последнего надеялся, что возможно перед новым годом Грузия захочет спасти свой туристический бизнес и откроет свои границы. Но этого не произошло, и я можно сказать впрыгивал уже в последний вагон уходящего 2020 года.

Так как на Арарате я уже был летом 2008 года, то для меня представлял интерес именно зимний вариант восхождения в период новогодних праздников. Такая же ситуация была и у моей напарницы Наташи Мордвиновой, для которой зимний Арарат должен был стать первой зимней вершиной с высотой более 5000 м. На самом Арарате она уже успела побывать этой осенью.

Для себя я даже придумал обоснование, почему мне нужно подняться на Арарат еще раз – это был тот единственный из пройденных мной 5-титысячников, на который я еще не поднимался зимой. Как оказалось, на все остальные свои 5-титысячиметровые вершины я успел сходить и в теплое, и холодное время года.

Идея с зимним Араратом родилась как альтернатива недели за две до Нового года, когда стояла дилемма между походом в зимние Карпаты и поездкой в какую-нибудь страну, которая бы пускала в период карантина на свою территорию иностранцев. Уж очень не хотелось оставить 2020 год без какой-либо горы.

Недолго думая, мы ухватились за эту идею поездки в Турцию. Немного поторговавшись, договорились с местным туроператором Восхождение на Арарат зимой (декабрь 2020) (в лице Агнешки), что он обеспечит нас всеми разрешениями для восхождения (Большой и Малый Арарат полностью расположены на територии Турции и находятся в приграничной с Арменией зоне, а у турков с армянами еще с времен начала 20 века отсутствуют дипломатические отношения), встретит нас в аэропорту и поселит в Догубаязите. Сюда же входило и сопровождение гида. Вопрос же снаряжения и продуктов на активную фазу восхождения мы изначально планировали брать на себя, но, как оказалось, бивак и кошки также готова была обеспечить принимающая сторона без всякой доплаты за это, чем мы собственно и воспользовались.

В дальнейшем оказалось, что нам еще в эту же суму выделили и лошадь, которая понесет часть груза до первого высотного лагеря на 3000 м и затем снесет наши рюкзаки вниз.

Прогноз погоды по горе обещал нам довольно холодный прием, поэтому в срочном порядке докупались недостающие теплые вещи: высотные теплые ботинки, утепленные полные бахилы на них, пуховая куртка, утепленные перчатки.

Купив билеты на самолет до Анкары с пересадкой на местные авиалинии до Вана, мы на католическое рождество отправились в путь.

25.12.2020 в Ване нас встретил таксист, которого заказала принимающая сторона, и через пару часов и 170 км пути мы были уже в Догубаязите.

Поселив нас в отель и уладив финансовые формальности, Агнешка вместе со своим сыном и мужем Саффитом повезла нас в работающий ресторан (в основном рестораны в тот период работали только на вынос), где нас накормили и вернули снова в отель. Агнешка и Саффит оказались очень радостными и веселыми людьми, так что общение с ним было у нас довольно непринужденное. Однако на предложение Агнешки вечером встретиться и пойти поужинать, мы ответили вежливым отказом, сославшись на то, что нам нужно подготовиться к завтрашнему дню. Ужин мы заказали в номер отеля из какой-то местной пицерии, меню которой нам вручили на рецепшине отеля.

Утром 26.12.2020 после завтрака в отеле мы снова встретились с Агнешкой и Саффитом. Следует добавить, что это был выходной, а в Турции по выходным в связи с пандемией для местных было введено комендантское время, и они старались не показываться на улице, чтобы не получить штраф. Агнешка нам передала палатку, кошки и газовые баллоны (никаких дополнительных денег за это не взяли). После этого нас представили нашему гиду, который владел английским языком всего-лишь на уровне нескольких слов, но как показало дальнейшее наше восхождение – это не представляло сложности для взаимопонимания. Наша идея с акклиматизацией на Малом Арарате была уничтожена на корню – так как он был официально закрыт для этого. Поэтому решили двигаться в сторону Большого Арарата и походу вырабатывать план восхождения и акклиматизации исходя из самочувствия.

Нас посадили в такси и повезли в сторону Арарата на выезд из Догубаязита, где затем пересадили в бусик. На выездах и въездах в Догубаязит расположены военные блокпосты, где что-то проверяют. Благополучно пройдя один из них, мы через некоторое время прибыли в курдскую деревушку на высоте около 2000 м, откуда собственно и начиналась трекинговая часть маршрута. Здесь мы были приятно удивлены тем, что нам выделили погонщика с лошадью для заброски груза в первый высотный лагерь (хотя возможно лошадь была прикомандирована к нам в связи с тем, что гид хотел тоже разгрузиться и не нести тяжести в виде своего рюкзака). И хотя у нас забрали только один из двух имеющихся рюкзаков, но так как мы вообще не рассчитывали на лошадь, то даже частичное облегчение было воспринято нами с радостью.

Путь к месту, где нам в палатках на высоте 3000 м предстояло провести первую ночь, шла по укатанной грунтовой дороге местами переходящей в тропу, усеянную россыпями камней.

Погода была солнечной.

На горизонте красовался Большой Арарат, склоны которого были присыпаны снегом.

К первому месту ночёвки мы дошли после обеда и еще до захода солнца успели разбить лагерь.

27.12.2020 после завтрака мы в районе 9 часов утра оправились в путь.

Сегодня наш путь пролегал между валунов и мелких россыпей камней, которые были частично покрыты снегом.

Второго высотного лагеря на высоте 3900 м мы достигли задолго до заката.

Поэтому успели поставить палатки, приготовить ужин и налюбоваться закатом.

Учитывая нормальное самочувствие и предложение гида, решили на следующий же день идти на штурм. В целом это было странно, что практически не чувствовалось признаков горняшки, так как в 2008 году на том же Арарате на высоте даже ниже было довольно плохо в плане самочувствия.

Было решено идти, а в случае ухудшения самочувствия вернуться и перенести штурм вершины на день позднее. Вечером температура опустилась градусов до 10 мороза. Выход был назначен на 3 часа ночи.

28.12.2020 как и было запланировано мы вышли на восхождение. Было холодно и с набором высоты приходилось утепляться. Немного давала о себе знать высота. Снега как для зимы было немного: то вообще камни не были им покрыты, то проваливались в снег на глубину 20-30 см. Подмерзали пальцы на ногах и руках.

В одном месте я даже вынужден был достать из своих пластиковых ботинок ноги и растереть их. К тому же я решил поэкспериментировать с китайскими стельками с электроподогревом, но эксперемент оказался так себе: через некоторое время, зацепив ботинком провод, который вел к стелькам, я попросту его оборвал. Пока я возился с растиранием ног и вставлением в ботинки электростелек, гид с Наташей довольно далеко ушли и мне пришлось их нагонять.

Перед выходом на предвершинную седловину мы одели кошки, так как этот участок представлял из себя сплошной лед (фактически это единственный более-менее сложный участок на маршруте).

Предоолев этот участок мы вышли на купол Большого Арарата

И стояли на его вершине на высоте 5165 м в районе 9:30 утра. В этом зимнем сезоне мы были первыми на вершине Арарата и кроме нас троих на ее склонах в этот момент никого не было.

В отличие от 2008 года на вершине Арарата я не увидел стоявшего здесь ранее почтового ящика, вместо него торчал какой-то штырь, а где-то чуть ниже (с противоположной стороны от нашего подъема) находилась табличка с названием вершины и ее высотой.

На вершине довольно сильно дуло, а термометр показывал минус 18 градусов, поэтому руки, вынутые из перчаток, для того, чтобы сделать памятные фотографии, сильно мерзли.

Сделав серию фотографий, мы отправились вниз по пути подъема.

Гид предлагал еще сегодня спуститься в самый низ, но мы решили задержаться и провести еще одну ночь на высоте в 3900 м.

И поступили правильно, так как на следующий день затяжной спуск по тропе с камнями засыпанными снегом нас довольно утомил.

29.12.2020 мы спустились к первому высотному лагерю на высоте 3000 м, где оставляли не пригодившиеся нам снегоступы, и где нас встретил погонщик с лошадью. Здесь у нас забрали все рюкзаки и погрузили их на эту лошадь.

По дороге к курдской деревне дважды случился инцидент, когда лошадь умудрялась вырвавшись из рук погонщика начинала галопом носиться по окрестностям, расбрасывая нагромажденные на нее вещи. Но в конце-концов, усилиями всех ее удалось словить.

На всем протяжении спуска нас сопровождали потрясающие пейзажи с различными оттенками белого и голубого. Как по мне, то заснеженный Арарат и окружающие пейзажи гораздо привлекательнее их летних вариантов с выжженной каменистой почвой.

На подходах к деревне мы встретили группу чехов из 12 человек, которые тоже шли на восхождение.

Добравшись до деревни, мы погрузились в ждавший нас бусик.

И через какое-то время, миновав блок-пост, прибыли в Догубаязит в районе обеда.

Еще одна проведенная ночь в отеле, прощание с Агнешкой и Саффитом, и мы 30.12.2020 через Агры самолетом отправились в Стамбул встречать Новый год на стыке Европы и Азии.

Альпы: горы и бег

Восхождение на восьмитысячник Гашербрум II.
Красивая и Скрытая гора

Восхождение на гору Казбек (5033 м)

Маттерхорн
(отчет о попытке восхождения)