Люди и горы > Люди >

Автор: Валерий Хвостенко, Красноярск

Володя Попченко

Мне нравилось лазить зимой. До 72-х лет я с большим удовольствием практиковал это занятие. Лазил в триконях. Совсем другой кайф, отличный от летнего. Поднимался обычно на Первый Обходными катушками.

Вот запись в дневнике от 09.11.2014.

"Полезли Кирилл Южаков и Настя. Кирилл сорвался в начале. Обошлось. Подошёл Джек Овчинников.
– Вам помочь?
Помог мне там, где сорвался Кирилл.
– А вы в себе уверены?
– Уверен, уверен.

Фото со страницы Владимира вконтакте
Трудный подъём, паузы для успокоения сердца. Сложное место перед захоронкой и потом у спусковой щели вверх. Не с первого раза. Ну, с почином!
В кафе Игорь Чернов, потом Радик Валеев. Андроныч".

Оказалось – нет, не с почином. В тот день последний раз надел трикони. Усугубились мои сердечные проблемы, и зимнее лазание кануло в прошлое.

Ещё одно воспоминание. 2009 год, воскресенье, Перевал. Я после восхождения переобуваюсь на лавочке, меняю трикони на ботинки. Сверху спускается молчаливая бригада МЧС. На санях тело. Я подошёл. Спелёнут, лицо закрыто. Поразила обувь погибшего – простые вибрамы, без железа. Володя Попченко…
Я поднимался на Первый столб, а он в это время на Второй.

Вот как я писал об этом на сайте Красноярские Столбы:

Трагический случай на Столбах

Фото со страницы Владимира вконтакте
Сегодня со Второго Столба упал и разбился Володя Попченко. Он был в обычных ботинках с подошвой типа Вибрам. На вершине одновременно с ним оказалась группа молодых ребят. Ребята шли в железе, у них имелась веревка. На спуске они предложили Володе перила.

"Не надо, я сам", – сказал он. При входе в верхнюю щель над Коньком сорвался. Падал в сторону Нарыма, практически от вершины до земли. По дороге один раз ударился о скалу. Без шансов.

Тело выносила дежурная бригада МЧС Юры Степанова. В бригаде Юля Борисова. Такой вот получился у них День Спасателя.

Володя известен на Столбах. Опытный турист, столбист. Под пятьдесят. "Матёрый" – так охарактеризовали его последние попутчики.

На скалах неимоверное количество снега. Обстановка совершенно необычная. Есть и ледок, и тонкая изморозь на граните. Ступени в свежем снегу ненадёжны. Лазание не в железе граничит с безрассудностью. Обидная смерть.

27.12.2009

Столбисты проводили столбиста. Несмотря на 30-градусный мороз проститься пришли многие. Все те, кого встречаешь на скалах зимой и летом. "Совсем недавно, 13-го, лазили с ним. Дед, Бабка, на Перья не рискнули, Первый Колоколом, Второй Леушинским. Володе было тяжеловато, летом голеностоп травмировал, не восстановился. Думаю, его или нога подвела, или ледок под снегом оказался". По рассказам друзей лазил он хорошо, но рискованно. Кошек и триконей не признавал.

Володя был хорошим человеком, и добрая память о нём останется надолго.

29.12.2009

В фильме Даниила Туровского Андроныч рассказывает про этот случай:

"15 декабря он чуть не оборвался на Втором. Зацепился. И вот через две недели опять. Я, – говорит, – ребята, буду спускаться без страховки, а то чё-то бояться стал".
Есть такой метод преодоления страха на Столбах. Повторить то место, где испугался, чтобы страх не закрепился.
Ну, вот как оно обернулось.