Горы мира > Западная Европа >

Составитель описания: Максим Фойгель, Краснодар

Траверс Rocherfort – Grandes Jorasses.
Часть I

Траверс массивов Rocherfort – Grandes Jorasses это невероятно длинный и комплексный маршрут, включающий в себя траверс 9 полноценных вершин. Несмотря на то, что лазание на ключевых участках не превышает 4-ю категорию, требует солидного опыта в альпинизме, умения ориентироваться на маршруте, преодолевать различный скальный и микстовый рельеф в ботинках и кошках, а так же хорошей физической подготовки.

Как правило маршрут проходят за два дня, с ночевкой на перевале Col des Grandes Jorasses. Вашему вниманию первая часть траверса от Rifugio Torino до Col des Grandes Jorasses (траверс массива Rocherfort).

Общий вид массивов и маршрута

Вторая часть траверса от Col des Grandes Jorasses до наивысшей точки массива Grandes Jorasses Pointe Walker, и спуск в долину, будет опубликована чуть позже.

Видео:

Подход

От Rifugio Torino (или от Pointe Helbronner - верхняя станция канатной дороги «Skayway») выйти на ледник и двигаться в северо-восточном направлении, немного теряя высоту и оставляя вершину Aiguille Marbrees справа. Обойдя Aig. Marbrees продолжить движение по леднику с набором высоты в том же направлении. Общий ориентир подъема вершина Dent du Geant. Движение проходит вдоль гребня соединяющего вершины Aig. Marbrees и Dent du Geant. Маршрут начинается у основания узкого крутого снежного кулуара, спускающегося с юго-западного контрфорса плеча южного гребня вершины Dent du Geant.

От Rifugio Torino 1 час.

Описание маршрута
R0-R1 ~500м 1-2
В зависимости от времени года и количества снега возможны два варианта начала маршрута.

1) По снежному кулуару вверх на перемычку контрфорса, правее характерного жандарма.

2) Если снега в кулуаре нет или его состояние не безопасное, то рекомендуется заходить на маршрут немного левее кулуара по скалам. Скалы не сложные, местами разрушены, подъем по полкам и коротким стенкам на перемычку правее характерного жандарма.

Далее по широкому неявно выраженному контрфорсу вверх под нижний правый из трех хорошо видимых монолитных жандармов под вершиной Dent du Geant.

На этом участке следует держаться правее, максимально следуя водораздельной линии контрфорса. Обходы крутых участков слева кажутся логичнее, однако уводят на сильно разрушенные скалы. Этот участок безопаснее, если на маршруте много снега, т.к. мелкая осыпь и разрушенные скалы находятся под слоем снега. В этом случае возможны некоторые обходы крутых скал левее контрфорса.

От основания нижнего правого монолитного жандарма возможны два пути подъема: в обход жандарма слева и справа. Левый вариант чуть сложнее, но более очевидный. Обойдя жандарм подойти к следующему верхнему монолитному жандарму, который обходится по плитообразным скалам справа, с выходом на широкое пологое плечо с большими блоками.

От начала маршрута 1,5 часа.

R1-R2 ~800м 2-3
С плеча вверх по короткому широкому ледово-снежному склону подняться на основной гребень массива. Это место называется «Salle a Manger». На гребне повернуть направо. Далее движение по острому ледово-снежному гребню (карнизы, несколько спусков и подъемов) до большого жандарма. Выход на сам жандарм по скалам (20м 2). Пройти по гребню жандарма вперед до места, где налево вниз (на север) уходит крутой ледово-снежный склон. Спуститься по этому склону вдоль скал жандарма на ледово-снежный гребень (50м).

На этом участке, как правило, висит перильная веревка, есть шлямбура для страховки и дюльфера.

Отсюда далее по гребню, обходя небольшие жандармы справа, под вершинную башню Aig. de Rochefort.

Состояние гребня от «Salle a Manger» до вершинной башни сильно меняется в течении сезона. Это может быть относительно простой снежный или сложный ледовый гребень. Иногда на правой (южной) части гребня образуется карманы между скалами и самим ледово-снежным гребнем. Как правило, движение по этим карманам проще и безопаснее.

Из под основания вершинной башни вверх-влево на полку с небольшим острым выступом, затем еще немного влево и вверх-вправо к станции на двух шлямбурах (20м 2). От станции 2м вправо, затем вверх на неявно выраженный контрфорс, по нему вверх-влево до выхода на небольшое пологое плечо, станция на двух шлямбурах чуть выше плеча (20м 2-3). От этой станции вниз-влево за перегиб к наклонному широкому внутреннему углу-кулуару. По нему вверх-вправо до станции на двух шлямбурах чуть ниже основного гребня (20м 2). По ходу движения в углу-кулуаре будет еще одна станция на двух шлямбурах, которую следует пропустить. Далее по простому гребню на вершину Aig. de Rocherfort.

От «Salle a Manger» 1,5-2 часа.

R2-R3 ~1350м 2-3, один короткий участок 4
С вершины Aig. de Rocherfort в северном направлении по простым разрушенным скалам спуститься на снежно-ледовый гребень. По нему в правлении вершины Mont Mallet (3989) около 250м. Не доходя вершины Mont Mallet примерно 100м повернуть направо (на восток) и начать спуск по неявно выраженному гребню-склону таким образом, чтобы выйти снова на основной гребень массива (трещины на леднике).

В условиях плохой видимости на этом участке легко сбиться с правильного пути.

По снежно-ледовому гребню вверх к скалам (возможен бергшрунд). Далее вверх по простым скалам подойти под короткую сложную стенку, пройти ее (5м 4с, выше стенки шлямбур) и выйти на верхнюю часть поднятия в гребне. Отсюда спуск по гребню на узкую перемычку под основанием вершинной башни Dome de Rocherfort (4015), характерный жандарм Doige de Rocherfort обходится слева.

С перемычки вверх по простым скалам гребня вершины Dome de Rocherfort (~150м 2) до места, где гребень становиться круче. На этом участке есть две станции на шлямбурах. От места, где гребень становиться круче уйти траверсом влево, пересекая небольшой кулуар, и выйти на контрфорс. По контрфорсу вверх до его конца (80м 3), далее чуть вправо во внутренний угол и по нему вверх (10м 3, выше угла станция на шлямбурах). От станции снова выйти на гребень, который в этой части снова становиться положе. По нему подняться на вершину Dome de Rocherfort. Альтернативный вариант не подниматься на саму вершину Dome de Rocherfort, а от выхода на гребень выше контрфорса обойти вершину слева по крупноблочным разрушенным скалам (местами может быть снег и лед) выйти на снежно-ледовый гребень с восточной стороны вершины.

От вершины Aig. de Rocherfort 1,5-2 часа.

R3-R4 ~950м 2-3
С вершины Dome de Rocherfort вниз по скальному гребню в восточном направлении (движение вдоль гребня с левой стороны) до его снежно-ледовой части. Далее по крутому гребню (карнизы на южную сторону) продолжить спуск до очередного скального взлета. Отсюда по скалам гребня вверх, перелезть через небольшой жандарм, и далее по гребню подняться на вершину Calotte de Rocherfort Западная (3974).

С вершины Calotte de Rocherfort вниз по гребню на небольшую скальную узкую перемычку. Далее по гребню до пологого снежно-ледового плеча, до его конца. Отсюда дюльфер (шлямбурная станция с кольцом) 15м на узкий скальный горизонтальный гребень. По нему 15м к очередному дюльферу (15м, шлямбурная станция с кольцом). Дюльфер крутой (внизу нависает), заканчивается на узкой скальной перемычке. Отсюда 30м круто вверх, затем еще около 20м по пологому гребню до вершины Calotte de Rocherfort Восточная (3965).

С вершины Calotte de Rocherfort Восточная 3 дюльфера по 20м по пробитым станциям (шлямбура с кольцами). Дальнейший спуск варьируется в зависимости от состояния маршрута. Это может быть спуск лазанием, либо еще один дюльфер 20м (станция не пробита, возможно нужно будет оставить свою петлю) на крутой снежно-ледовый склон по которому продолжить спуск на перевал Col des Grandes Jorasses (3820).

От вершины Dome de Rocherfort 1,5-2 часа.

На южной стороне перевала Col des Grandes Jorasses стоит небольшая хижина Bivacco Ettore Canzio. Как правило, здесь устраивают ночевку, хижина вмещает 8 человек. От Rifugio Torino (или от Pointe Helbronner - верхняя станция канатной дороги «Skayway») 7-8,5 часов.

Классика Шамони

Фактор рывка — просто о сложном