Автор: Александр Якимов, Беларусь

Ready, Set, Gooo…

Эта история о роупджампинге. История о нас, команде Extreme Family, и том, как этим летом были открыты два новых объекта в одном из самых прекрасных уголков нашей страны — водопад Вилючинский и каньон Опасный на Камчатке! История о том, как мы стояли на краю пропасти, и через мгновение наша жизнь разделилась на "до" и "после"...
А разделилась она важным этапом: периодом от создания мечты до ее воплощения в реальность спустя год, с такими же ребятами, увлеченными общей идеей...

В недалёком 2018 году Сергей Захаров, он же Зак, впервые оказавшись в этом месте, открыл в себе смелую идею опрыгать с веревкой каньон Опасный с видом на водопад. Поразмыслив над возможностью исполнения задуманного, Серега надежно поселил эту идею у себя в голове до лучших времен.

Спустя год, в августе 2019 в этом месте оказался я, Александр Якимов, он же Яки. Воодушевившись небывалой красотой места, все ту же мысль я пропустил через себя и, недолго думая, произнес её вслух:
– Я бы тут попрыгал!
Завязался двухминутный разговор, в ходе которого обрисовалась вполне реальная цель: теперь эта мечта должна стать реальностью в августе 2020!

2020 год принес немало сюрпризов в нашу жизнь, в том числе и для меня. За 2 недели до самолёта на Камчатку я находился в европейской Испании. Добраться до аэропорта вылета в Москве во времена, когда из-за коронавируса закрыто всё, что только возможно, было слегка проблематично. Мне пришлось проделать невероятные вещи, дабы оказаться в салоне самолета, следовавшего рейсом на Камчатку и уже сидя у иллюминатора, глядя на начало движения к взлетной полосе, облегченно выдохнуть… Но, согласитесь, нет ничего невозможного, когда глаза горят идеей! Этот период заслуживает отдельного тома рассказа, но о нем в другой раз! :)

Все получилось, и 14 августа 2020 мы с Александром Лежниным, он же Ленин, грузили в самолет пару сотен килограммов всевозможного альпинистского снаряжения, походной экипировки и готовились провести в небе 9 часов почти без сна на пути к мечте.

По прилету нас встретил внушительного размера трансфер, величиной с автомобиль "Ока", куда мы естественно и без вариантов внедрили 2 наших тела, самого водителя и 2 центнера снаряжения в пяти баулах с рюкзаками. Через полчаса давки, мы прибыли к месту сбора, где нас уже ждали Серёга со своей спутницей Мариной Гатикоевой, она же Марина Гатикоева и Николай Матюшин, он же гуру альпинизма, он же Коля, а так же пара внушительных джипов повышенной проходимости.

Капитанами этого транспорта были местные ребята Андрей Топычканов и Серёга Реутов со своими боевыми подругами Еленой Антроповой и Лианой Бедаш. Они организовали нам не только заброску до места прыжков, находящегося в 80 километрах от города в диких местах с дорогами плавно переходящими в направления, но и сделали невозможное: гостеприимно превратили нашу экспедицию в настоящий гастро-тур в условиях дикой природы Камчатки. Боюсь, что без этих ребят-камчадалов наш поход превратился бы в вечность.

Сгорая от нетерпения, мы без отдыха после перелета отправились на место лагеря вблизи каньона. Важно было успеть до заката добраться до места и хотя бы разбить лагерь. Дорога не обошлась без приключений: где-то вязли, где-то застревали, объезжали по абсолютному бездорожью места, где казалось ещё вчера была дорога, а уже сегодня появились озера, болота и непроходимые трещины в леднике.

Каньон любезно встретил нас сумерками, пронизывающим холодом и шквалистым ветром.. Внедорожники стали важной составляющей лагеря: их установили таким образом, чтобы хоть на процент сбить силу стихии и иметь возможность устойчиво поставить палатки. После активной борьбы с ветром силами всех участников над машинами мы растянули тент, где и обустроили бытовую часть лагеря с кухней и даже зоной отдыха. Оставалось ждать утра…

К счастью, на рассвете ветер утих и, даже не позавтракав, мы вышли на разведку места. Оценив объект уже взглядом не туриста, а роупджампера, определили места установки станций для навязки, побросав вниз камни, выбрали место экзита (точка, с которой осуществляется прыжок). Таковым стал самый отчетливо выступающий участок скалы с наибольшей высотой по отвесной стене каньона, который так и просился на это гордое звание!

Огромные валуны твердой породы, зарытые на несколько метров под землю, отлично подходили для организации рабочей станции и по этой причине с этой стороны каньона было все довольно очевидно. Но вопрос со статической станцией еще оставался открытым и создавал некоторое беспокойство. На обратной стороне "Опасного" просматривалась такая же устойчивая порода, но находилась она на практически вертикальном и очень сыпучем склоне. Стало ясно, что с этой точкой придется разбираться чуть позже, после тщательной проверки. Нам, собственно, ничего не оставалось, как начать действовать!

Вернувшись в лагерь, позавтракав, мы начали собирать все необходимое снаряжение и обнаружили обстоятельство, которое немного нас обеспокоило: оказалось, что с собой мы имели только один бур (сверло), а значит любое неосторожное движение может привести к остановке работы в самом лучшем случае на сутки, при условии, если в городе окажется подходящая замена. Забегая вперед, сразу скажу, что работали мы осторожно и единственный бур служил верой и правдой всю экспедицию, не доставив проблем.

Довольно быстро мы закончили установку рабочей станции и разделились. Я принялся за веревки и страховки, Ленин ушел на прогулку по окрестностям искать удобный или хотя бы максимально похожий на возможный маршрут выхода из глубины каньона после планируемого прыжка. Маршрут был не самый простой и безопасный, поэтому впоследствии были провешены перила на одном из участков и веревки для спуска-подъема по 20-метровой отвесной стенке.

Коля и Серёга, собрав все необходимое, двинулись на противоположную сторону каньона для организации статичных точек крепления базовых веревок. На пути их ждал ледяной брод до пояса через реку Мутную, стекавшую с вулкана Мутновский.

Вулкан Мутновский, в окрестностях которого расположен водопад Опасный, считается ещё действующим: его крайнее извержение было зафиксировано в 2000 году, а ведь это меньше секунды назад в масштабах нашей планеты! Жизнь земли в этих местах чувствуется особенно ярко: она будто дышит и постоянно движется.

Работать приходилось на сыпучем грунте и постоянно уходящими из под ног камнями, поэтому добравшись до места ребята сразу организовали перила и Коля, закрепив собственную страховку, вывесился за перегиб каньона для установки еще двух станций для статической точки базы.

Перебросив с помощью репшнура основные верёвки, закрепив их во всех точках и закончив со страховкой, мы приступили к навязыванию прыжковой веревки и сбору так называемого “Вани” или “Буратино” (он же баул с камнями для тестового броска и оценки работоспособности всей системы).

Тем временем, погода не упускала возможность поиграться с нами: ветер сменялся дождем, дождь подкреплялся ветром и периодически на нас буквально накатывали облака, иногда снижая видимость до минимальной (не более 5 метров).

Ленин удачно спустился вглубь каньона по ранее найденному пути, чтобы встречать “Ваню” после прыжка, а мы замерли в ожидании, находясь в состоянии минутной готовности к тестовому броску. Погода все-таки оценила наше упорство и старание, и буквально на несколько минут облака рассеялись, подарив нам возможность осуществить “прыжок Вани” и визуально оценить результат.

3,2,1- бросок!

Тихое ожидание…

Ура! С первого раза все прошло идеально гладко, и система отработала именно так, как и планировалось.

На роль первого человека, прыгнувшего в каньон Опасный, был выбран Коля, он же Матюшин Николай. :) Снарядив его со всей ответственностью, как снаряжают космонавтов, мы вновь принялись ждать окно в погоде. Все наготове и стоят на нужных точках, Коля встегнут в прыжковую веревку, камеры включены, дрон на старте, чтобы взлететь и запечатлеть в истории это невероятное событие...

Как вдруг облака растворились. Коля встал на экзит, наблюдая целиком водопад Опасный. 100 метров невероятной красоты, глубокая пропасть, куда вот-вот ему предстоит падать, ощущая на себе настоящую дикость Камчатки.

Все замерли.

Ready...
Set...
Gooo!!

3 секунды мы провожали Колю взглядом, боясь даже дышать.
Снова ожидание… Ты стоишь, замерев, и не слышишь ничего, кроме клубка своих мыслей и стука сердца, которое вот-вот выскочит из груди от волнения.

Из глубины каньона доносится радостный крик!!!
– Урааааааааааааааааааа!!!, – закричали все, кто был там, кто это видел, присутствовал и внес свой вклад в свершение этого события кто воплотил эту мечту в самую настоящую реальность!!!

Мы, команда Extreme Family, совершили то, чем жили и о чем мечтали уже больше года! Техническая часть от начала работ до успешного прыжка на этом достаточно сложном объекте заняла у нас всего 8 часов, что заставляет нас в какой-то мере гордиться собой и тем фактом, что такая слаженная работа присуща только настоящей команде!

Эмоций было предостаточно и в тот день мы решили не делать больше прыжков, надеясь на ещё более благоприятную погоду завтра. Вечер в лагере прошел на неимоверном поднятии духа! Мы обсуждали, что, как и зачем было нами сделано… Шутили на тему будущих планов и задумок, ведь, как показывает практика, одна мысль и пару фраз зачастую рождают грандиозное событие в последствии!

На утро, как и ожидалось, природа подарила шикарнейшую и очень редкую для этих мест солнечную погоду. Каждый из нас стоял на краю и решался перед прыжком вниз, каждый вновь испытал то глубокое чувство радости и предвкушения, страха и насыщения, любви и гордости к тому, что мы делаем и с кем мы это делаем. Каждый ощутил столь знакомое чувство адреналиновой эйфории от полета и каждый обещал себе обязательно повторить это вновь.

Каньон Опасный и одноимённый ему водопад дали нам понять, что мы не просто еще много раз вернемся сюда. Полученными ощущениями и эмоциями хочется поделиться с каждым, поэтому однажды мы приведем сюда людей, кто так же, как мы, болен любовью к прекрасному, к прыжкам, ко всему новому и интересному.

Но это был еще не конец экспедиции. Собираться в дальнейший путь было совсем не грустно, так как впереди нас ждал ещё один новый объект, также увиденный и задуманный год назад - водопад Вилючинский. Поэтому грузимся в джипы и двигаемся дальше.

Двигались мы всё теми же направлениями вместо дорог, только в обратную сторону. По пути пересекали броды и снежники, грязь и каменистые поля до момента пока не доехали до так называемой цивилизованной дороги. На переброске мы закопали две закладки с провиантом на предстоящий пеший поход, до начала которого оставалось три дня. Именно этим интервалом и ограничивалось наше свободное время на то, чтобы успеть осуществить задуманное.

Доехав до места, мы поняли, что даже наши вездеходные автомобили не смогут подобраться к водопаду ближе, чем на 2 километра, поэтому лагерь решено было организовать практически у дороги. В то время, как все принялись обустраивать лагерь на ближайшие дни и готовить ужин, Коля и Серёга направились на небольшую разведку к водопаду, чтобы еще раз оценить масштаб работы и примерный план действий. Подобравшись вплотную, ребята визуально определили место для прыжка и примерные точки для станций, после чего отправились изучить ситуацию сверху.

Дойдя по уже привычной и почти полюбившейся сыпухе до точки экзита, они бросили несколько камней вниз в очередной раз убедившись в правильности выбора этой точки. Дело оставалось за малым: отыскать места, где можно вбить анкера для крепления статической и рабочей станции. И снова - если с ближней рабочей точкой всё более-менее понятно с первого взгляда, то место крепления противоположной статической точки оставалось загадкой…

Чтобы прояснить ситуацию, Коля попытался перейти на обратную сторону водопада, чтобы ближе посмотреть возможность крепления, но сплошные заросли не позволили ему сделать это с первого раза, а наступление ночи было все ближе. Ребята набросали план на день грядущий и отправились обратно в лагерь.

Тем временем, когда весь лагерь был уже поставлен, а из котелка попахивало аппетитнейшей едой, все стали немного волноваться… Ребят все еще не было, а на улице почти стемнело. Они вернулись в лагерь практически с закатом - заблудились, а точнее немного заболтались и пропустили пару поворотов. :) Собравшись вместе за ужином, мы обсудили планы на завтра и разошлись отдыхать по палаткам.

На рассвете, вооружившись всем необходимым и закинув тяжеленные баулы на плечи, вся команда двинулась к водопаду через заросли промокших от дождя кустов и травы. На месте, как обычно, распределили обязанности, после чего каждый взял необходимое снаряжение и занялся своим делом: Коля ушел на неразведанную статическую точку, чтобы организовать там станцию, именно ему как прожженному альпинисту доверили отвесную часть водопада, я и Серёга ушли наверх на экзит, чтобы закрепить рабочую точку, а Марина и Ленин остались внизу готовить, распутывать и разбирать оставшееся снаряжение для подъема наверх при помощи репшнура. Никто не забывал о безопасности, в том числе самых важных мерах в этих местах - громко говорить, иногда петь, кричать и издавать различные звуки для того, чтобы избежать встречи с хозяином Камчатки, бурым медведем. В этой части экспедиции мы определенно находились на его территории, в зарослях кустарника и леса.

На экзите меня с Серегой ждал небольшой сюрприз: предполагаемая точка крепления, которая была определена вчера, хоть и выглядела надежной, на деле оказалась слишком сыпучей и разрушалась от малейшего прикосновения. В срочном порядке мы принялись проверять окружающую породу и искать альтернативные места, где можно без опаски вбить анкер. К счастью, такое место было обнаружено, но находилось слегка выше площадки экзита в густых зарослях кустов, что в значительной мере усложняло работу на точке.

Несмотря на сложности, возникшие в каждом месте работы, быстрая координация действий по рации, слаженность команды и взаимопонимание с полуслова, обеспечили быструю навязку системы для первого тестового броска. Все веревки переброшены, надежно закреплены, а страховка навязана! Но, погода, естественно, продолжала вмешиваться в наши планы, время от времени пригоняя густые облака и максимально снижая видимость, почти полностью стопоря работу. Пытаясь уловить хотя бы какие-нибудь просветы, мы бросали камни вниз, засекали время, таким образом определяя высоту и отмеряя необходимую длину прыжковой веревки.

Опять подготовив все для пробного броска (“Ваня” уже даже был встегнут в карабины и вынесен на экзит), мы стали ждать хоть малейшего просвета в погоде. При первой возможности под обратный отсчет тестовый баул с камнями был сброшен вниз…

Тут нас ожидала первая трудность.
Противоположная экзиту точка оказалась немного ниже и “Ваня” на роликах уехал в дальнюю от экзита стену. Никакого касания со стенкой все-таки не произошло, но мы должны были быть уверены на 100, что такого не произойдет при прыжке человека. Было принято решение кому-то бежать в лагерь, чтобы принести дополнительную верёвку для добавления в систему тормозов. Коля вызвался добровольцем, тем самым подарив нам около 40 минут отдыха под холодным камчатским дождем и возможность поболтать о красотах, мечтая о горячем чае.

После его возвращения мы вбили дополнительные анкера, куда и встегнули тормозную верёвку. Поправив “Ивана”, мы дождались разрешения погоды и бросили его повторно. В этот раз всё оказалось удачно - система с поправками сработала на отлично.

Дальше встал классический вопрос: кто будет тем, кто первый упадёт с водопада? Эта почетная миссия легла на плечи Лежнина Александра, так как у него еще ни разу не было открытия нового объекта, то есть первопрыга. Некоторое время ушло на взведение системы в боевое положение, а также экипировку Александра, после чего мы принялись заниматься уже довольно привычным для всех делом – это ожидать хотя бы малейшего намека на погоду и видимость!

Момент X.

Облака ушли, видимость стала достаточной, все заняли свои позиции, а Саня вышел на экзит. Остановился на краю, пытаясь хоть как-то подготовить себя, своё тело и свой разум к прыжку. Саша смотрел вниз, потирая мокрые ладони, глубоко дышал и вероятно думал о том, чем он займется, когда вернётся с Камчатки…

Необъяснимо, страх был, но страха не было.

Вдруг от него слышится чёткое "Готов!", еще несколько секунд и счёт:

5, 4…

Ready!

Set!

Go…!

Прыжок, полёт, ожидание…
Затаившееся дыхание и пристальный, порой преследующий взгляд за удаляющимся в дымку человеком.

Подхват верёвок и пронзительный крик радости из глубины водопада!!!
Снова Ура, снова Победа, снова неповторимые ощущения удовольствия после проделанного и полный восторг от осуществления общей мечты!!!

Трудно сказать, были ли мы в тот момент уставшими физически, изможденными погодой или исчерпаны морально... И да, и нет. Но каждым из нас двигала общая цель, которая открывала в тебе какой-то неиссякаемый источник энергии!

Дождь, туман и надвигающийся сумрак все-же заставили нас вернуться в лагерь, позволив тем самым перевести дух, чтобы уже на следующее утро более полным, и даже расширенным составом, совершить те самые заветные прыжки с невероятного по своей красоте водопада Вилючинский.

По прогнозу после обеда нас ждало яркое солнце и чистое небо, но время диктовало свои правила и выходить мы должны были утром, поэтому рассвет мы встретили с привычным уже дождем. Сыро, мокро, холодно, но это не те факторы, которые могли бы повлиять на энтузиазм увлеченных людей, в глазах которых горит страсть к тому, что они делают. Всей группой мы двинулись на объект, где и довели нашу мечту до полного её логического завершения!

Каждый смог вновь испытать радость первенства при прыжке с водопада Вилючинский, почувствовать тот самый вкус свободы, ощутить магию свободного падения и насладиться завораживающей красотой вокруг. Все сделали по одному прыжку, получив весь спектр доступных эмоций! Кто-то испытал уже знакомое чувство, а кто-то впервые подсел на адреналиновую зависимость...

Когда же все закончилось, и мы полностью собрали снаряжение, погода будто по щелчку изменила своё настроение. В мгновение испарились тучи, а из туманных облаков в миг выглянуло по-настоящему летнее солнце.

Мы просто сидели! Сидели и кайфовали, наблюдая за открывшимися умопомрачительными видами на вулкан и водопад. Всё, что вчера еще было холодным, мокрым и пронизывающим, сегодня будто согревало нас изнутри и снаружи… В этот момент, мне кажется, все негласно понимали, что эти места просто так не отпускают, они цепляют тебя гораздо глубже чем в сердце, в самую душу...

Отсюда уезжают только с одной целью, чтобы вернуться…

Итогом всей этой экспедиции безусловно стало полное ощущение и понимание того, что Мы – Команда! Мы люди, которые могут задумать мечту, поставить цель и исполнить её!
Мы те, кто собрались из разных уголков планеты в одном месте, чтобы совершить чудо!
Безусловно, это не единственный "Первый", "Опрыганный" или иначе "Открытый" нами объект. Но каждый из нас понимает, что жить каким-либо одним достижением всю жизнь не просто бессмысленно, но и как минимум глупо. Жажда открытий и чего-то нового преследует нас на протяжении всей жизни и это точно не касается только прыжков.

Те, кто придут делать что-либо после тебя, могут это повторить, могут что-то подкорректировать, могут сделать по-своему. Но приходя первый раз на новый объект или в новую сферу, главное, что ты можешь и должен сделать, это проявить максимальное уважение к месту, к природе и к людям, которые будут там!

Уверен, мы все с вами ищем себя в сложностях и трудностях, мы проверяем себя на прочность в различных авантюрных и, казалось бы, невыполнимых задачах, ставим всё новые и новые цели, пытаемся заглянуть за горизонты.

И это касается абсолютно всего в нашей жизни! Именно этим она подпитывается! Именно тогда человек чувствует, что живёт!

Однажды от Коли прозвучали слова:
– "Мечтайте люди! Именно мечта заставляет Вас шевелиться и двигаться!"
И пусть каждый сам решает, как этим распоряжаться…

Первовосхождение Красноярской команды на Tangra Tower (5820 м.), Пакистан

Национальная премия Золотой Ледоруб России 2019

Золотой ледоруб России и Стальной Ангел 2019

Съемка документального фильма об уникальной экспедиции российской команды альпинистов в долину Хан, Пакистан