Автор: Андрей Дудник, г.Барнаул

Отчет о лыжном путешествии 5 к.с. по хребтам Чулышманское нагорье, Шапшальский, Сальджур, Озекбажи, Карлыган совершенном с 25 февраля по 18 марта 2018 года

Справка о совершенном спортивном туристском маршруте

Дисциплина (вид туризма)

маршрут лыжный

Название маршрута и его к.с.

лыжный 5 к.с.

Номер маршрутной книжки

№ 01-18

Название организации проводившей маршрут* (турклуб, спортклуб, турфирма, учебное заведение и др.) с указанием административнотерриториальной принадлежности

Турклуб Алтайского Государственного Университета (г.Барнаул, Алтайский край)

Ф.И.О. руководителя маршрут (полностью) Домашний адрес телефон электронный адрес

656060, Барнаул, Солнечная поляна 25-21

тел. 9132134481

rafting22@mai.ru

Список участников маршрут: Ф.И.О. полностью по алфавиту

Костюк Иван Александрович

Кушнаренко Константин Александрович

Назаров Андрей Николаевич

Название района проведения маршрута и подробная нитка маршрута с указанием общепринятых характеристик локальных препятствий (высота, к.т., первопрохождение и др.)

Барнаул - р.п.Акташ - пер. Кутуярык - р.Б.Куркуре - пер.р.Б.Куркуре - р. Кюнтюштуксу (2794 м, 2 А) - р. - Кюнтюштуксу - оз.Сарыкель - пер. н/к (2248 м) - р.Мейрыксу - пер. Мерыксу - Яхонсору (2600 м, 1Б) - р. Яхонсору - р.Карагем - пер. р. Карагем - оз. Узунколь (2513 м, 1 Б) - оз. Узункуль - пер. н/к (2211 м) - р. Иерихоль - р. Манагы - пер.р. Манагы - р. Итыкультынбажи (2584м, 1Б) - пер.р. Каратумыш-Аныяк (2331м, 1 А) - р. Аныяк - пер. Аныяк - р. Каирсу (2475 м, 2А) - р. р.Каирсу - р.Колболусу - пер. Колболусу - Кызырсуг (2242, 1 А) - р. Кызырсуг - пер.н/к (1400 м) - оз. Бедуйское - Теплый Ключ - р. Б.Абакан - р. Албас - пер н/к (1430 м) - р.Байгол - п. Бийка - Барнаул.

Сроки проведения маршрута в формате: дд.мм.гг - дд.мм.гг., продолжительность активной части в днях и протяженность зачетной части маршрута в километрах

25.02.18 - 18.03.18, 21 день, 329 км.

Название МКК оформившей допуск группы на маршрут

Алтайская краевая МКК 122-00-4(5)54625333

Название МКК рассмотревшей и утвердившей отчет о маршруте

Наличие элементов первопрохождений на маршруте

нет

Изменение пофамильного или количественного состава участников

Прохождение не заявленных участков маршрута

Прохождение запасных вариантов маршрута

р.Колболусу - пер. Колболусу- Кызырсуг (2242, 1 А) - р. Кызырсуг - пер. н/к - оз. Бедуйское - Теплый Ключ

Прохождение маршрута вне календарного графика, утвержденного при заявке маршрута в МКК

нет

Использование на маршруте средств передвижения, не оговоренных при утверждении заявленного маршрута в МКК

Наличие несчастных случаев в команде при прохождении маршрута (травмы, обморожения и др.)

Справочные сведения

Проводящая организация

Туристический клуб Алтайского Государственного Университета: Алтайский край, Барнаул, ул. Ленина 61а.

Контакты руководителя: тел: +79132134481, email: rafting22@mail.ru.

Район, подрайон путешествия

Восточный Алтай и Западный Саян: хребты Чулышманское нагорье, Шапшальский, Сальджур, Озекбажи, Карлыган, Абаканский.

Общие сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

25.02.2018 -18.03.2018

Подробная нитка маршрута

Заявленный маршрут:

Барнаул - с. Акташ - пер. Кутуярык - р.Б.Куркуре - траверс хребта ч/з в. Куркуребажи (3100 м, 1Б - 2 А) - р. Контукшксу - оз.Сарыкель - р.Мейрыксу - в.Яхонсару (2757 м, 1 А) - р. Яхонсору - р.Карагем - пер. выход на Ташту (2653 м, 1 А) - оз Узункуль - р. Иерихоль - р. Манагы - в.Каратайга (1Б, 2860 м) - р. Манагы - - Ажу Тайга (2858 м,1Б) - тр-с хр-та - спуск р. Итыкультынбажи - - Аныяк(1Б-2А) - р.Каирсу(1Б - 2А) - пер.р.Колбалсу - р. Кайтбоксу(1А) - связка перевалов Кайтбоксу - р.Тастюбе(1Б) - пер. Тастюбе - р.Первая Речка (1А) - Бедуй - Ключ - р.Б.Абакан - р.Албас - п. Бийка - Барнаул.

Пройденный маршрут:

Барнаул - р.п.Акташ - пер. Кутуярык - р.Б.Куркуре - пер.р.Б.Куркуре - р. Кюнтюштуксу (2794 м, 2 А) - р. - Кюнтюштуксу - оз.Сарыкель - пер. н/к (2248 м) - р.Мейрыксу - пер. Мерыксу - Яхонсору (2600 м, 1Б) - р. Яхонсору - р.Карагем - пер. р. Карагем - оз. Узунколь (2513 м, 1 Б) - оз. Узункуль - пер. н/к (2211 м) - р. Иерихоль - р. Манагы - пер.р. Манагы - р. Итыкультынбажи (2584м, 1Б) - пер.р.Каратумыш -Аныяк (2331м, 1 А) - р. Аныяк - пер. Аныяк - р. Каирсу (2475 м, 2А) - р. р.Каирсу - р.Колболусу - пер. Колболусу - Кызырсуг (2242, 1 А) - р. Кызырсуг - пер.н/к (1400 м) - оз. Бедуйское - Теплый Ключ - р. Б.Абакан - р. Албас - пер н/к (1430 м) - р.Байгол - п. Бийка - Барнаул.

Обзорная карта-схема района с указанием маршрута, мест ночевок.

Обзорная карта маршрута - Часть 1.

Обзорная карта маршрута - Часть 2.

Определяющие препятствия маршрута

Перевал (2794 м)

2 А

2,5 км, набор 304 м, спуск 307 м

пер.р.Б.Куркуре - р. Кюнтюштуксу (2794 м, 2 А). Подъем индивидуальная техника, спуск точки страховки - 100 м.

Перевал (2600 м)

4 км, набор 210 м, спуск 250м

р.Мейрыксу - Яхонсору (2600 м, 1 Б) Индивидуальная техника, уклон до 400

Перевал (2513 м)

2,4 км, набор 113 м, спуск 220 м

пер. Карагем-Узункуль (2513 м, 1 Б)

Снежно фирновый склон, участки легких скал с уклоном 300

Перевал (2584 м)

3 км, набор 354 м, спуск 414 м

пер. Монагы - р.Итыкультынбажи (2584 м, 1Б)

Перевал (2331 м)

1 А

2,5 км, набор 240 м, спуск 330 м

р.Итыкультынбажи - р.Аныяк (2331 м, 1А)

Перевал (2475 м)

2 А

4,3 км, набор 315 м, спуск 620 м

пер. Аныяк-р.Каирсу (2475м, 2 А)

Снежный (фирн слабый), скалы.Уклон 30400,спуск по веревке в верхней и нижней частях, индивидуальная техника местами.

Перевал (2242 м)

1 А

3км, набор 152 м, спуск 302 м.

пер. р. Калбалусу - Кызырсуг (2242 м, 1 А)

Итого

Алтай V Р,

Алтай VI У

Завхоз ремонтник

Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет сайта размещения электронной версии отчета.

Электронная версия отчета размещена на сайте https://vk.com/turclubasu в разделе документы. Печатные экземпляры в библиотеке МКК ФСТ Алтайского края.

Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий.

Алтайская краевая МКК 122-00-4(5)54625333

Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

Идея пройти маршрут в данном районе существовала давно, но обособленность района, его слабое туристское освоения и особый режим территории (Алтайский Государственный Заповедник) много лет не давали осуществиться намеченным планам. В ходе длительного общения с дирекцией заповедника на предмет посещения территории, получали не внятные ответы «мол, воспользуйтесь нашим летним туристским продуктом». Давление, усиленное административным ресурсом нашего Университета принесло определенные плоды - и маршрут состоялся, тем более некоторые участники являются кандидатами географических наук, что так же сыграло свою роль.

Особый «заповедный» стык Алтая, Тывы и Хакасии, удаленный от цивилизации на сотни километров - пожалуй один из наиболее диких и мало изученных районов Алтая и Западных Саян. Информации о «хакаской» части нашего путешествия, достаточно много, а вот «тывинская» (материалы есть в электронных библиотеках в небольшом объеме) и особенно «алтайская часть»: пересечение Чулышманского нагорья - оставались своеобразными белыми пятнами и манили к себе, как и высочайшие вершины, являющиеся знаковыми для этого района: Куркуребажи 3110 м, Каратайга 2861 м, Ажутайга 2857 м.

Выбор района (его центральная часть) с довольно высокой абсолютной высотой по нашему мнению должен был гарантировать нам, высокую скорость движения при минимальном троплении лыжни группой из 4-х человек. «Алтайская часть» в малоснежный год, так же обещала не большие проблемы. Заключительная «хакасская» часть маршрута нам достаточно хорошо знакома, но как показала практика, именно на ней был реализован запасной вариант, согласованный по спутниковой связи с Алтайской МКК и ПСО Республики Алтай из-за высокой лавинной опасности.

В сезоне 2017 года уверенно пройденный маршрут 5 к.с. на Алтае, и его высокая оценка на чемпионате России, давали нам дополнительную уверенность в успехе.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

На данный маршрут в зимнее время года существует только один вариант автомобильной заброски: по федеральному Чуйскому тракту до пос. Акташ и далее через Улаганский перевал и пос. Улаган по дороге, ведущей к южному берегу Телецкого озера. Перевал Кутуярык, ведущий в долину Чулышмана сейчас поддерживается в очень хорошем состоянии, расширен и сделан более безопасным. Мицубиси Делика 4 WD нашего друга Михаила Калинина без проблем спустилась в долину реки.

Выброску из района села Бийка организовали на наемном транспорте, с которым заранее договорились и вызвонили по спутниковому телефону, решив с датой отъезда, когда определяющие препятствия были пройдены. Водитель Сергей (тел.+ 79609671280) живет в поселке Артыбаш (Телецкое озеро), микроавтобус Истана 12 мест.

Пограничных зон на данном маршруте нет. Ближайший спасательный отряд находится в г. Горно-Алтайск республики Алтай по адресу: 649700. Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д.26-2, ОД 8(388)222-29-14, 8(388)222-64-10.

Центр управления и координации деятельности Алтайского заповедника находится в г. Горно-Алтайске, переулок Набережный, д. 1. 8 (388-22) 2-14-19, agpzmain@mail.ru.

Ближайшее медучреждение от места старта находится в п. Улаган - Улаганская центральная районная больница, ул. Больничная, д. 30, т.8-388-42-22-6-55.

Ближайшее медучреждение от места финиша находится в Чойском районе - Чойская ЦРБ -, с. Гусевка, ул. 40 лет Победы 2а., т.8-388-40-22-410.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

• Вариант, прописанный в маршрутной книжке на случай высокой лавинной опасности в районе Шапшальского хребта - возвращение или траверс хребтов в лесной зоне на Еринат (через Агафью Карповну Лыкову) и далее по Абакану.
  • Реализованный запасной вариант маршрута в результате повышенной лавинной опасности в районе хребтов Озекбажи и Карлыган: выход более простым (но с увеличением общей протяженности маршрута) и менее лавиноопасным перевалом между р. Калбалусу - Кызырсуг (2242, 1 А) вместо прохождения связки перевалов Кайтбоксу - р.Тастюбе(1Б) - пер. Тастюбе - р.Первая Речка (1 А), где мы имели возможность оценить высокую степень лавинной опасности еще в 2016 г.

• В случае неблагоприятных условий и травм участников договорились с курирующими нас организациями о выходе на связь каждый третий день (прописано в маршрутной книжке), а в случае преодоления определяющих препятствий ежедневно, поэтому «второстепенные» запасные варианты было решено обсуждать при необходимости и согласовывать по спутниковой связи, например возможность выхода в Тыву и т.д.

Изменения маршрута и их причины.

Изменения на маршруте коснулись преодоления траверсов в осевых частях хребтов и восхождения на вершины. К нашему сожалению, погоды на маршруте не было (из 21 дня только 3 ясных, в один из которых нам все же удалось узреть красоту этих мест в полной мере при преодолении перевала 2А категории). Поэтому уже после преодоления второго определяющего препятствия (перевал 1 Б, но без восхождения на в. Яхонсору ) мы шутливо прозвали этот маршрут «Без вершин». Ухудшение погоды в дни преодоления препятствий (снижение видимости, усиление силы ветра, буран) на участке узкого гребня в сочетании с большим весом рюкзаков не самое лучшее мотивация, да и многократно увеличивает риск. С точки зрения технической суммы эти вершины и траверсы нам были «не интересны» в большинстве случаев, так как восхождение шло с перевального гребня. Но отсутствие видимости и невозможность лицезреть красоту гор угнетала, еще больше чем не выполнение намеченного плана. Был реализован запасной вариант маршрута из-за повышенной лавинной опасности в районе хребтов Озекбажи и Карлыган и общей усталости группы: выход более простым (но с увеличением общей протяженности маршрута) и менее лавиноопасным перевалом между р. Калбалусу - Кызырсуг (2242, 1 А) вместо прохождения связки перевалов Кайтбоксу - р.Тастюбе(1Б) - пер. Тастюбе - р.Первая Речка (1 А), где мы имели возможность оценить высокую степень лавинной опасности еще в 2016 г. Изменения маршрута были согласованы с членами Алтайской МКК и ГорноАлтайским ПСО по спутниковой связи.

«Уирпичом уверенности» был спутниковый телефон ТУРАЙЯ, по которому держали оперативную связь с членом Алтайской МКК Араповым Алексеем и президентом федерации спортивного туризма Республики Алтай Дектяревым Николаем, медикотранспортная страховка «Ингосстрах» с «вертолетным лимитом» , 3 GPS навигатора.

График движения на маршруте.

День пути

Участок пути

Прот яжен ность

(км)

Чист ое ходов ое время (ч)

Перепад высот (м)

Абс. высота (м) лагер я

Определяющие препятствия на участке

Метео условия

Барнаул - с. Акташ

Автодорога Чуйский тракт Р 256

Ясно, днем -10, вечером -25.

Акташ - Улаган - пер. Кутуярык - р. Чулышман - р.Карасу

9,5

5,5

+ 1086

Тропа на борт долины

Ясно, утро - 30, вечером -25.

р.Карасу - р. Большой Куркуре

12,7

+350

-360

Горельник, бурелом

Ясно, ветрено, утро - 10, вечером -15.

Р. Большой Куркуре - верх.р Б.Куркуре

+565

Пасмурно -10-15. Слабый ветер.

Большой Куркуре - пер.р.Б.Куркуре - р. Кюнтюштуксу (2794 м, 2 А).

13,1

+646

-955

2023

Пер 2А (2794 м)

Пасмурно, ветер, снег, заряды -10-15.

р. Кюнтюштуксу - оз. Сарыкель - пр.приток р. Кюнтюштуксу

11,6

+264

-245

2037

Ледовая обстановка на реке

Ясно, утро -20-25, днем 0 -5.

пр.приток р. Кюнтюштуксу - пер.н/к(2248м)-р.Мейрыксу

15,6

+744 - 986

(2600 м, 1 Б)

Пасмурно, утро -15-18. День -10.Снег, ветер, метель.

р. Яхонсору - оз. Яхонсору - река Карагем - пр.приток р.Карагем

+284

-232

1908

Зона леса

Пасмурно с прояснениями, ветер.

День -10, вечер - 15-17.

Р.Карагем - пер. Карагем-Узункуль (2513 м, 1 Б)

14,2

7,5

+659

-559

2012

Пер 1 Б (2513 м)

Утро- день: - 15, ветер, пасмурно, временами снежные заряды.

Оз. Узункуль - пер. н/к (2211м) - оз. Иери Холь - р. ИериХоль

+162

-244

1973

Ледовая обстановка на реке: наледи, промоины, провалы.

Ясно, дымка, сильный ветер. Утром -30 -25 Днем -10 - 15.

Р. Монагы - пер. Монагы - р.Итыкультынбажи (2584 м, 1Б)

12,8

+640

-607

2017

Пер 1 Б (2584 м)

Переменная облачность -25 -15, сильный ветер, снежные заряды.

Р.Каратумыш - пер. р.Каратумыш -р. Аныяк (2331 м, 1А) - р.Аныяк

13,3

+520

-379

1952

Пер 1 А (2331 м)

Низкая облачность -10 15, ветер, снег, нет видимости.

Р.Аныяк - пер. Аныяк-р.Каирсу (2475 м, 2 А) - р. Каирсу

10,5

+609

-843

Пер 2А (2475 м)

Ясно, утром - 15,днем - 5.

р. Каирсу - р. Колболусу

9,7

8.5

+304

-215

Труднопроходимое русло Калбалусу, высокая лавинно опасность правого борта долины.

Пасмурно, неб. снег, 10. К вечеру ясно.

р. Колболусу - пер. р. Колболусу - Кызырсуг (2242 м, 1 А) - р. Кызырсуг

14,8

+787

- 939

Пер. (2242 м, 1 А)

Ясно, -20 -15 в течение дня. Без осадков. Ветер. Вечером пасмурно.

р. Кызырсуг - пер. н/к (1400м)- оз. Бедуй - р. Бедуй

17,3

8,5

+167

-642

Пер. н/к (1400 м)

Пасмурно, утро - 15. День - 0-5, вечер - 5.

Р. Бедуй - Теплый ключ (полудневка)

12,5 км

3.5

-175

Пасмурно, ветер, снег. Утро -5, день - 0+2.

Обложной снег.

Теплый ключ - р. Б.Абакан - р.Большой Абакан - р. Албас

- 276

Вскрытое русло Абакана, наледи, промоины.

Пасмурно, снег, ветер, местами снежные заряды, 0+2 днем.

Р. Албас - пер. н/к (1429м) - р. Байгол

+698

-869

пер. н/к (1429 м)

Пасмурно, утро -5, день - 0.Вечер -10.

р. Байгол - пос.Бийка - Барнаул

23,2 450 км авто)

5,5

+389

-590

Снегоходная лыжня Лесовозная дорога.

Автодорога.

Ясно.

Утро - 15, днем + 2.

Подлип.

Всего пройдено за 21 дней маршрута: 329 км за 165 ч. Средняя скорость - 2 км /ч (1 км 993 м/ч).

Высотный график (профиль) маршрута.

Общий набор высоты: 10400 м. Общая потеря 10600 м. Суммарный перепад высот: 21 км (по GPS навигатору).

Расчет категорий сложности маршрута по методике утвержденной, Президиумом ФСТР протокол №2 от 18.04. 2018 году

Характеристики маршрута:

П=329 км, перепад высот В = 21 км, t = 22 дня, число ЛП-5 (1А-2 1Б-3 2А-2), ТС > 0.

1. Соответствие минимальной протяженности: П = 329 км > П min=240 км

2.Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП 7> ЛП min=6

1. Совершенная работа: Т = 2 x 2 + 3 x 4 + 2 x 6 = 28 > Т min=26
  2. Соответствие минимальной технической сумме: ТС = (В + Т) = 21 + 26 = 47> ТС min = 35
  3. Эквивалентная протяженность маршрута:

ЭП = П + 5 x ТС = 329 + 5 x (21 + 26) = 564 км > ЭП min = 450 км

Вывод: по всем параметрам маршрут классифицируется как маршрут 5 к.с

Техническое описание маршрута

25 февраля. 1 день. Заброска: г. Барнаул - с. Акташ.

В 8.20 утра выехали из Барнаула на рейсовом автобусе до поселка Майма, где нас ждал наш хороший знакомый Михаил Калинин на своей Делике с прицепом. Путь не близкий и короткий день как мы и планировали, провели в общении и разговорах. Остановились на благоустроенной турбазе «Авалон», (хозяин Александр 8913-994-2070), которая находится на выезде из Акташа прямо на Чуйском тракте рядом с заправкой «Ника». Теплый кедровый дом (светло и чисто) с удобствами внутри по дружеским ценам. Прибыли достаточно поздно около 20.00 и быстро употребив ужин, поспешили завершить все сборы и контроль личного и группового снаряжения, продуктов питания. Завтрашний подъем от Чулышмана сразу вверх с набором более 1000 м не позволял расхолаживаться или перегреваться. Ранний отбой.

Метеоусловия: Ясно, днем -10, вечером -25.

26 февраля. 2 день. Акташ - Улаган - перевал Кутуярык - Чулышман - р. Карасу

Выехали в 8.30.Долгое время снегопадов не было и дороги в отличном состоянии. Посетив сетевой магазин «Мария Ра» в Улагане поехали дальше. В 12.05 были на спуске с Кутуярыка, где на смотровой площадке провели небольшую фото сессию на фоне глубоковрезанной долины Чулышмана (Фото1).

В самой долине снега практически нет. Спустившись с Кутуярыка, сделали пару фото с нашим другом - водителем и попрощались: впереди был крутой подъем на борт Чулышманского нагорья, к которому нас вел пешеходный мост (Фото 2).

Фото 1. Группа на Кутуярыке.

Фото 2. Мост через реку Чулышман.

В 12.50 прошли через мост и начали довольно крутой подъем на борт Чулышманского нагорья: в нижней части снега практически нет, тропа отлично видна и вытоптана местными жителями пасущими скот в данном районе на границе заповедника (Фото 3). Внизу открываются красивые виды долины Чулышмана и отлично виден ее левый борт и перевал Кутуярык с его серпантинами (Фото 4). Видна вся мощь и масштаб долины одной из самых сложных в спортивном плане рек Алтая. Постепенно тропа выполаживается и идет вдоль долины Чулышмана, после поворачивая на север вдоль ручья Карасу к стоянке пастухов на которую мы вышли в16.20. Пообщавшись с местными жителями (два молодых парня из села Коо выполняющие функции скотоводов и добровольных егерей заповедника), продолжили свой путь уже на лыжах, поднимаясь в верховья ручья Карасу. Количество снега возрастает. Встали на ночлег на входе в горелый лес в 18.30 по первым сумеркам.

Фото 3.Подъем на Чулышманское нагорье.

Фото 4. Кутуярык: в правой части кадра

Метеоусловия: Ясно, утро - 25, днем - 5, вечером -7.

За 5.5 ч ЧХВ пройдено 9.5 км. Перепад высот - выход 1086 м: +1086.

Схема №1.

27 февраля. 3 день. р. Карасу - р. Большой Куркуре

Вышли в 8.30. Погода теплая, снег тяжелый. Сначала шли по тропинке местных, видимо промышляющих охотой в гольцовой зоне. Пришлось уйти с тропы и тропить лыжню вдоль склона, стараясь не терять и не набирать высоту. Неровностей рельефа очень много, густота леса впечатляет. Через час движения попадаем в горельник с редкими живыми деревьями. Двигаемся в сторону Малого Куркуре стараясь идти по летней тропе, обозначенной на картах. В 12.20 пересекаем Малый Куркуре, встретив старую советскую табличку - маркировку туристского маршрута. Бурелом и огромные скальные останцы и скалы дополняют пейзаж (Фото 5). Крайне трудоемкий и опасный участок из-за малого кол-ва снега: падение одного из участников привело к тому, что кедровый сучек пробил рюкзак и вошел в него на 2 см.

Стараемся идя вдоль склона попасть на реку Большой Куркуре, где рассчитываем увеличить скорость передвижения. Движемся довольно медленно - пейзаж удручающий и скорбный на протяжении десятков километров - кладбище алтайского леса. Стволы упавших деревьев не покрыты снегом - поэтому развиваем направление «лыжной акробатики». Одним словом «горельник». Видим долину Большого Куркуре и стараемся пробиться с руслу через баррикады. (Фото 6).

Фото 7. В районе Малого Куркуре.

Фото 8. На заднем плане долина Б. Куркуре.

Около 14.00 выходим на русло Куркуре, по руслу которого продолжаем движение: снег валится, русло местами открытое, скорость низкая. Пройдя впадение левого притока берущего начало из крупного озера Теренкель через 1.5 часа движения встаем на ночлег.

Метеоусловия: Ясно, ветрено, утро -10, вечером -15.

За 9 ч ЧХВ пройдено 12,7 км.

Перепад высот 710 м: + 350, - 360.

Карта - схема №2

28 февраля. 4 день. Р. Большой Куркуре - верховья р. Большой Куркуре.

Выход в 8.30. утра. Пока организм не адаптировался к условиям и малое количество людей в группе плохо отражаются на отдыхе участников. Долго раскачиваемся. Выйдя с места ночлега, приходим в себя и движемся по руслу реки и выходим на террасы стараясь срезать расстояние и уйти от промоин (Фото 9).

Фото 9. Движение по Большому Куркуре.

Фото 10. Подъем по левому истоку Куркуре.

Местами жалеем о выбранной траектории. Долина постепенно смыкается и около 11.10 начинаем подъем по левому истоку Большого Куркуре - крутопадающий ручей, заваленный буреломом. Вытрапливаем без рюкзаков, работая челночно. В средней части градус подъема уменьшается (Фото 10) и скорость увеличивается, но незначительно. По прежнему, идем по царству бурелома: снега не много, но он не держит (Фото 11). В 15.30 подошли к границе зоны леса, где набрав дров, продолжили путь наверх (Фото 12). Движемся как можно ближе к перевалу, с которого по гребню планируем подняться на вершину Куркуребажи 3110 м. Внизу в долине открываются красивые виды - волны хребтов Алтая (Фото 13-14).

Фото 11. На подходе к ГЗЛ.

Фото 12. Верхняя часть подъема по притоку.

Фото 13. Виды в долине.

Фото 14. Фото из лагеря.

Верхняя часть подъема не крутая, но силы похоже на исходе. Останавливаемся на пологом и удаленном от склонов участке.

Метеоусловия:

За 10 ч ЧХВ пройдено 9 км.

Перепад высот: +565 м.

Карта - схема №3.

28 февраля. 5 день. Верховья р. Куркуре - пер. Куркуре - лев. приток р. Кюнтюштуксу (2794 м, 2 А) - лев. приток р. Кюнтюштуксу.

Выход в 8.00. Погоды нет: облачно, сильный ветер, слава богу, что дует в спину. Продолжаем движение по высокогорной тундре. С набором высоты снег становиться плотнее. В 8.50 находимся перед перевальным взлетом, короткий отдых и продолжаем подъем на лыжах, до того как снег не становится крутым фирном. Одеваем кошки, и с помощью индивидуальной техники движемся наверх (Фото 15-16).

Фото 15-16. Движение на перевал с использованием индивидуальной техники.

Фотография средней части склона.

Стараемся идти вдоль скал по фирну не перегружая склон, но тем не менее образуются трещины. Слои сморожены крайне не равномерно. Уходим на скалы, и в 11.30 первый участник поднимается на перевал высотой 2794 м. Последний поднимается через 15 минут, так как более легкие участники не проваливали фирн, а вот более тяжелые уходили по колено и выше (Фото 17-18).

Фото 17. Выход на перевальный взлет.

Фото 18. Вид с перевала.

На перевале сильный ветер, снег, низкая видимость и сразу становится понятно, что достижение вершины Куркуребажи в этом году не состоится (до вершины по гребню 1.5 км): гребень в ветреную погоду особенно опасен (Фото 19).

Фото 19. Гребень, ведущий на Куркуребажи.

Фото 20. Спуск с перевала.

С перевала с подветренной стороны висит большой карниз - решаем уйти правее по ходу движения по гребню, и набрав незначительную высоту сбросить ее более безопасно: по крутому снежно-скальному склону в долину левого притока реки Кюнтюштуксу. Набор составил 100 м (все остальное подкарнизное пространство) и связавшись начали спуск сначала по снежному склону под защитой скального гребешка (Фото 20). В дальнейшем пришлось бросить одну веревку испытывая сложность с выходом со скал на крутой маломощный фирн и еще одну при движении по маломощному крутому фирну. Спуск к подножью перевала составил около 1 часа 30 минут. Фирн очень плотный - мягкие кошки держат, но не стабильно. Выйдя на выполаживание, вдали от опасных склонов снимаем системы и кошки, бухтуем веревку, двигаемся вниз по реке, прижимаясь к левому борту ее долины, стараясь полого сбрасывать высоту. Прошли систему озер, которые представляют собой наледи голубого льда - яркий цвет бросается в глаза, когда кругом белое безмолвие (Фото 14-15). В лесной зоне останавливаемся на ночлег. Первый сеанс связи с «большой землей» и обсуждение итогов дня.

Фото 21 – 22. Движение по долине левого притока р.Кюнтюштуксу . Метеоусловия: Пасмурно, ветер, снег, снежные заряды,-10-15.

За 10 ч ЧХВ пройдено 13,1 км.
Перепад высот 1601 м: + 646 м, -955 м.
Карта - схема № 4.

1 марта. 6 день. лев.пр.р. Кюнтюштуксу - оз. Сарыкель - пр.приток р.Кюнтюштуксу

Выход в 8.350. Погода, похоже восстановилась - ясно и морозно: -20 -25. Движение начали в хорошем темпе, но периодически попадаются участки с глубоким снегом, а позади, открываются красоты узла Куркуребажи (Фото 23).

Фото 23. Вид на узел Куркуребажи.

Фото 24. На озере Сарыкель.

Идем, забирая вправо, стараясь не много срезать выходя в основное русло Кюнтюштуксу в районе озера Сарыкель (Фото 24).

После полутора часов движения по заснеженному руслу попадаем на участок, где чередуются наледи и рыхлый снег. По наледям двигается без лыж. Множество следов зверей. Русло ровное, но наледи и пустоты, в которые иногда проваливаются участники, потенциально опасны, как минимум для лыж (Фото 25).

Фото 25. Пустоты и место провала.

Фото 26. Наледь на реке Кюнтюштуксу.

Темп движения, тем не менее, выше обычного на этом маршруте. Места впадения ручьев в русло Кюнтюштуксу «украшено» наледями, не исключением стало и впадение правого притока (Фото 26), подрезав устье которого по кустам (снега мало и он не плотный) начинаем подниматься до границы зона леса. Лагерь ставим в 15.30, так как дальнейшее передвижение не позволит нам преодолеть следующий перевал и выйти до зоны леса. Сказывается на самочувствии и вчерашний ломовой день. Любуемся красотами Чулышманского нагорья и видим признаки изменения погоды.

Метеоусловия: Ясно, утро -20-25, днем 0 -5.

За 7 ч ЧХВ пройдено 11,6 км.

Перепад высот 509 м: - 245 м, +264 м.

Карта- схема № 5.

2 марта. 7 день. пр.приток Кюнтюштуксу - пер.н/к (2248 м) - р.Мейрыксу.

Завтрак. Выход в 8.15. Подъем пологий, видимость плохая, так как накрыла облачность и пошел снег. Первые участники проскакивают правый поворот на ручей ведущий к перевалу на Мейрыксу. В итоге, группа на простом участке, но в условиях плохой видимости добавляет себя 1 км с небольшим в актив, любуясь долиной Андусу (притока Чульчи) сквозь изредка открывающиеся «окна». Поворачиваем правее и стараясь идти вдоль склона возвращаемся на правильную траекторию, выйдя на перевал н/к (2248 м) в 10.40. (фото 27). Пьем чай и начинаем спуск в долину правого притока Мерыксу, стараясь сократить расстояние. Спуск с перевала пологий. Снег очень тяжелый и не однородный. Местами его не много, но он очень рыхлый. Начинают попадаться островки лесной чахлой растительности. Полярные куропатки смотрят на нас с любопытством. Спускаемся в долину Мейрыксу и в лиственницах делаем обед с горячим супом, который запланирован у нас раз в 3 -4 дня (остальное время это калорийный набор продуктов с чаем). Два человека не теряя времени, продолжают тропить, возвращаясь к обеду. Снег усиливается. Пройдя более 1.5 часов решаем, остановиться у последней группы деревьев и под их прикрытием от непогоды и ветра. Двое из участников ставят лагерь, остальные тропят в направлении перевала, что бы упростить частично завтрашний день. На стоянке идет размеренная жизнь - приготовление пищи, традиционное измерение глубины снега, установка лагеря (фото 28-29). Ранний отбой.

Фото 27. Выход на перевал н/к (2248 м).

Фото 28 - 29. Лагерная жизнь.

Метеоусловия: Пасмурно, снег, ветер, -10 -15.

За 6,5 ч ЧХВ пройдено 10,9 км.

Перепад высот 708 м: +375 м, - 333.

Карта - схема № 6.

3 марта. 8 день. р.Мейрыксу - пер. Яхонсору (2600м, 1 Б) - р. Яхонсору

Выход в 8.10. Движемся вверх по безлесному склону, иногда встречая участки вчерашней лыжни. Борта долины едва различаются. Погоды нет снова. По пути встречаются два каньона, один из которых мы обошли по левому берегу (по которому собственно и поднимались (фото 30)), а другой короткий преодолели без особых проблем не снимая лыж. Преодолеваем небольшой ригель: в верхней части и уклон возрастает - закладываем «серпантин» и выходим к подножью перевала (Фото 31).

Фото 30. Движение по Мейрыксу.

Фото 31. Перевал Мейрыксу- Яхонсору 2600 м.

Очень холодно, ветрено и не уютно. Мелкая снежная пыль попадает в глаза и буквально слепит. Решаем, что у данных штормовых условиях, будет оправданно не бить перевал в лоб провешивая веревки (более высокая лавинная опасность), а пройти левее по ходу движения по снежно- скальному склону в кошках.

Фото 32- 33. Движение траверсом к перевалу Мейрыксу- Яхонсору 2600 м.

Выход на перевал по правому (географически) склону занял около двух часов (фото 32-33), все это время погода не улучшалась. На перевале 2600 м мы оказались в 12.30 но с такими погодными условиями даже вопрос не стоял по поводу восхождения на Яхонсору - только вниз, но аккуратно, так как склоны Яхонсору крутые и после снегопадов лавиноопасные, а на левых - карнизы и надувы. Поэтому спускались правым склоном долины, уходя от потенциальной лавинноопасности в условиях плохой видимости (Фото 34) по долине ручья Екинчису. Сначала спуск на кошках, потом встали на лыжи и довольно быстро по плотному снегу съехали до зоны леса - тут все то же, что и раньше: кустарник, бурелом, глубокий снег. Тропим без рюкзаков, так быстрее. На участках большой крутизны тропим с рюкзаками и около 16.00 выходим на реку Яхонсору - она бежит, как летом. Делать не чего, и начинаем тропить по террасе левого берега, не заходя в русло (Фото 35).

Фото 34. Спуск: на фото склоны Яхонсору.

Фото 35. Движение вдоль Яхонсору.

После впадения левого притока Понтапкусу лед на Яхонсору становится крепче, и мы движемся прямо по руслу, тропя прямо с рюкзаками.

В 18.10 и ставим лагерь на небольшом островке, образованном протоками Яхонсору. Ночлег на высоте 1843 м.

Метеоусловия: Пасмурно, утро -15-18.

День -10.Снег, ветер, метель.

За 10 ч ЧХВ пройдено 15,6 км.

Перепад высот 1730 м: +744, - 986.

Карта - схема прохождения этого дня - № 7.

4 марта. 9 день. Яхонсору - оз. Яхонсору - река Карагем - пр.приток р.Карагем

Завтрак. Выход в 8.30. Продолжили движение по руслу Яхонсору (фото 36).Снег более плотный и река идет в красивых скальных берегах, которые иногда украшены причудливыми ледопадами. Долина расширяется и мы выходим в зону тундр откуда открывается вид на отроги Шапшальского хребта.

Фото 36. Движение в верхней части Яхонсору.

Фото 37. Отроги Шапшала.

Озеро Яхонсору лежит левее и выше нашей траектории, и мы выходим на него более плавным вариантом, набирая пару горизонталей. Холмисто- увалистый рельеф выглядит живописно, а далекие хребты подчеркивают дикость и удаленность данной территории. Делаем несколько фото сессий, в том числе и неприступной вершины Яхонсору (Фото 38). Оперативно движемся в направлении левого притока реки Карагем, по которому сначала падаем в долину (фото 39), а потом начинаем подниматься в его верховья (по правому его притоку) в том числе через несколько простых каньонов до границы зоны леса, где и ставим лагерь. Тропежка тяжелая, снег глубокий. Погоды нет.

Фото 38. Гребень Яхонсору: вершина в дымке.

Фото 39. Крутопадающее русло Карагема.

Метеоусловия: Пасмурно с прояснениями, ветер. День -10, вечер - 15-17.

За 9 ч ЧХВ пройдено 15 км. Перепад высот 516 м: +284, -232.

Карта - схема прохождения дня - № 8.

5 марта . 10 день. Р.Карагем - пер. Карагем-Узункуль (2513 м, 1 Б) - Узункуль

Выход в 9.00. Видимость плохая. Движемся в верховья правого притока Карагема. Набор пологий, но состояние снега не позволяет идти с рюкзаком. Попеременно тропим без рюкзаков до границы леса. Состояние снега улучшается. В центре перевального цирка виден перевал, но мы забираем правее по ходу движения вдоль левого склона долины. Видимость плохая, но вершина Ташту, все же проглядывает (фото 40). С увеличением крутизны склона закладываем «серпантин» стараясь как можно скорее выйти на перевал и попробовать совершить восхождение по гребню на вершину Ташту (2653 м). Именно здесь мы выходим на знаменитый Шапшальский хребет, или попросту Шапшал, хребет протяженностью порядка 150 км с вершинами более 3300 м. В 15.05 поднимаемся на перевал по зафирнованному взлету. Утепляемся на перевале - пуховки, горнолыжные маски, балаклавы (фото 41). По силе ветра и видимости понятно - восхождения опять не будет.

Фото 40. Движение к Ташту(в правой части фото).

Фото 41. На перевале 2653 м.

Оценив в условиях плохой видимости козырек, висящий с перевала, начинаем спуск чуть правее по зафирнованному склону, бросив 2 веревки. Задувает даже с подветренной стороны. Состояние фирна не однородное и принимаем решение не рисковать дальше, а уйти траверсом не подрезая склон правее. Борта долины ручья крутые, да и снег шел несколько дней подряд - и долина ручья несущего свои воды в Узункол - лавиноопасна. Пришлось немного подняться пройдя под защитой скалок.

Забрав траверсом, вправо имеем возможность минутку полюбоваться перевалом и траекторией спуска (Фото 42-43).

Фото 42. Спуск с перевала 2653 м.

Фото 43. Спуск по правой части склона.

Сбросив высоту встаем лыжи и начинаем спуск - он тут впечатляющий: жаль что мы его не видим практически: сначала довольно круто, но снег держит, потом ближе к озеро выполаживание - едем уверенно (фото 44). Перед озером набираем дров у одиноких лиственниц (часть дров перенесли через перевал). Лагерь разбиваем на берегу озера Узунколь, найдя заснеженное место (много выдутых до земли территории) и установив защитную стенку в юго-западном (перевальном) направлении (фото 45).

Фото 44. Спуск к Узункулю (нижняя часть).

Фото 45. Лагерь на Узункуле.

Метеоусловия: Утро- день: - 15, пасмурно, временами снежные заряды.

За 7,5 ч ЧХВ пройдено 14,2 км. Перепад высот 1218 м:, +659 , - 559.

Карта - схема прохождения этого дня - № 9.

6 марта. 11 день. Оз. Узункуль - пер. н/к (2211 м) - оз. Иери Холь - р. Иери Холь

Выход в 10.10. Ночью нас местный ветерок проверял на прочность - точнее палатку - которая впервые (на нашем опыте) столкнулась с подобным ветром - 20-25 м/с. Забегая вперед отметим - палатка компании Red Fox «Fox Cave 6»: выдержала эту нешуточную трепку и показала себя в походе с лучшей стороны (фото 46).

Фото 46. Палатка Red Fox «Fox Cave 6».

Фото 47. Шапшал и горная тундра.

Трудно представить, что было бы, если бы не было защитной стенки: было бы еще веселее. Через вентиляционные отверстия с наветренной стороны надуло снега. Ночью не топили, как и большинство ночей. В-общем веселая ночь: ждешь, порвет палатку или нет. Закопаться в снег, вырыв пещеру не реально - снега местами 10-20 см. Трубу пришлось убрать внутрь, дабы не потерять. Растопили только с рассветом, когда ветер стих. Процесс превращения снега в воду и в дальнейшем в еду не быстр и поэтому произошел поздний выход - хотя зная наш маршрут и плотное состояние снега, мы рассчитывали наверстать упущенное время. Движение по почти плоскому рельефу (система мелких озер и заболоченных участков) сложностей не вызывало. Движение по тундре происходило со скоростью более 4 км/ч - мы пересекали Шапшальский хребет, пожалуй в самой низкой его точке, чуть более 2000 м. Ветер и мороз, дымка над Шапшалом создавали атмосферу другой планеты, но ужасно красивой.

Через 4.5 км начинаем забирать левее в распадок ручья берущего начало на перевале между системами озер - Узунколь и Иери Холь. Снег сразу становиться заметно хуже, но тропим с рюкзаками - холодно. Идем вдоль склонов вершины 2205 м по левому географически берегу ручья, набирая высоту (фото 48). Правый борт является подветренной стороной и на нем висят карнизы и видны сходы небольших лавин. В 15. 12 поднимаемся как нам, кажется на перевал, но потом после короткого отдыха еще минут 15 лезем вверх и оказываемся на перевале н/к (2211 м) около 15.30.

Фото 48. Подъем на перевал н/к (2211 м).

Фото 49. Спуск к Иери Холю.

Сильный ветер в лицо тормозит на спуске к Иери Холю (фото 49). Погода все более портиться, видимость ухудшается. На выходе на озеро у руководителя от мороза и видимо, от усталости металла ломается скоба креплений. Условия на озере - абсолютно не ремонтно пригодные: поэтому на скорую руку исправив поломку двигаемся дальше и пройдя по люду озера уходим левее от русла и идем вдоль склона. По пути встречаем остаток ступени ракеты - но сил фотографировать уже нет. Встаем у подножья склона вершины 2337 м в лесной зоне (редкие лиственницы). Ремонт, дрова, ужин. Казалось бы 20 км без серьезной тропежки, но ветер сильно изматывает. Связь с «большой землей» по спутнику: прогноз не утешительный.

Метеоусловия: Утро- день: -25- 20, переменная облачность, сильный ветер, временами снежные заряды.

За 8 ч ЧХВ пройдено 20,5 км.

Перепад высот 825 м: +430, - 398.

Карта - схема прохождения этого дня - № 10.

7 марта. 12 день. р. Иери Холь - р. Монагы

Выход в 10.00. Ясно, температура очень низкая - 30 с ветром. Раскачиваемся очень долго - выходим в пуховиках и балаклавах (фото 50). Тундра и нереальность происходящего чувствуется каждой клеткой. Тропим вниз по Иери Холю сначала по террасе левого берега, потом выходим на лед и снимаем лыжи (фото 51).

Фото 50. Доброе утро.

Фото 51. Движение по Иерихолю.

Двигаемся по льду реки до впадения в Монагы. Поворачиваем вверх по Монагы. Здесь лед гнилой и начинаем валиться в наледь по колено и выше: но есть и плюсы - бахилы махом покрываются коркой и вода не попадает в ботинки. Так же один из участников замечает, что отвязались запасные лыжи, которые он тащил вместе со своими (перетерлась веревка, а звук лыж по льду остался). Решаем разделиться на 2 группы, одна из которых уходит тропить... другая решает вопрос с лыжами (потеря времени около часа). Солнечная погода и мы радуемся солнцу, которое днем прогревает до -10-15 гр на «сковородках». Пройдя место слияния Монагы и Иери Холя тропим по террасам на лыжах, движемся по руслу без лыж - и эта смена повторяется многократно, пока не выходим на участок крепкого льда и плотного снега в русле. Начинаем любоваться вершинами хребта Сальджур справа по ходу - Каратайга 2861 м (фото 52): ярко выраженная вершина черного цвета («кара» - черный), а прямо по долине просвечивает верхшина Ажу Тайга 2858 м - на стыке хребтов Шапшальский и Сальджур (фото 54).

Фото 52. Долина Монагы: Каратайга 2861 м - чуть правее цента.

С подъемом возрастает количество снега и приходится одевать лыжи, достигнув устья левого притока Монагы, ведущего на Каратайгу (фото 53). Решаем отказаться от восхождения на следующий день из-за прогноза и отставания от графика на 1 день.

Фото 53. Каратайга в правой части кадра.

Фото 54. Ажу Тайга в левой части долины.

Заготовив дрова на правом склоне долины, уходим по системе мелких озер в географически правые истоки Монагы, где около 18.00 разбиваем лагерь. Вымораживает к вечеру.

Метеоусловия: Ясно, дымка, сильный ветер. Утром -30 -25 Днем -10 - 15.

За 8 ч ЧХВ пройдено 16 км.

Перепад высот 406 м: - 162, + 244.

Карта - схема прохождения этого дня - №11.

8 марта. 13 день. Р. Монагы - пер. Монагы - р.Итыкультынбажи (2584 м, 1Б) - р.Итыкультынбажи</p>

Выход в 8.40. Сбор лагеря затянулся. Солнце едва показавшись, как будто издеваясь над нами поспешило скрыться на прощание, оставив мысль: «Где то оно существует» и пару кадров на фото (Фото 55). Температура низкая, ветер. Движемся к истокам ручья, и в 11.05 перед нами открывается перевал (2584 м, 1Б) в сторону которого мы и движемся в условиях низкой видимости и сильного ветра (фото 56).

Фото 55. Гостеприимные тундры Тывы

Фото 56. Вид на перевал 2584 м (1Б).

Проходим по широкой долине стараясь держаться ее цента, так как видим следы лавин (фото 57). В 12.40 оказываемся у перевального взлета и немного отдохнув и надев кошки начинаем подъем, решив пройти вдоль левых (по ходу) скал, так как снег на взлете очень плохой (склон подветренный) - разнородный и не держит участника, а для движения на лыжах он слишком крут (фото 58).

Фото 57. Подходы к перевалу 2584 м (1Б).

Фото 58. У перевального взлета.

У скал плотность снега возрастает, увеличивается крутизна склона. И в 13.30 первые участники преодолевают это препятствие свободным лазанием, индивидуальной техникой передвижения по крутому склону (фото 59-60).

Фото. 59 - 60. Преодоление крутого участка склона.

На перевале очень сильный ветер и снежные заряды. Выходим на перевал левее его самой низкой части в 13.45(фото 61). На снежном гребне (надув) глубокий снег (фото 62), который ветер к тому же бросает тебе в лицо.

Фото 61. Перевальная седловина.

Фото 62. Выход на перевал 2584 м.

Делаем короткую остановку и фото сессию на перевале, несмотря на погодные условия, достав флаг впервые за 13 дней по случаю хорошей погоды (фото 63-64).

Фото 63. На перевале 2584 (1Б).

Фото 64. Впервые за 13 дней - с флагом.

После короткого отдыха начинаем спуск по наветренной стороне перевала, стараясь идти по участкам плотного фирна, лишь изредка выходя на осыпные скальные участки (фото 65). Спуск с перевала к выполаживанию, где можно одеть лыжи занял 2.5 часа. Встав на лыжи и сбросив оставшуюся высоту, оказались на озере, откуда берет исток один из левых притоков Итыкультынбажи. Оперативно спускались по нему попутно собирая дрова в волокушу для организации теплого ночлега. Постепенно забирали вправо по ходу и остановились в небольшом лесочке на склоне в километре от слияния Итыкультынбажи и притока, по которому спускались. Намеренно не стали сбрасывать высоту в долину (глубокий снег), а остались на склоне, что позволит завтра уйти траверсируя склон. Вечером на один час включили любимую передачу про Горы и дали даже не много света для фотографий (фото 66).

Фото 65. Западный склон перевала 2584 м.

Фото 66. Шапшальский хребет на закате

Метеоусловия: Переменная облачность, -25 -15 гр., сильный ветер, снежные заряды.

За 9 ч ЧХВ пройдено 12,8 км.

Перепад высот 1247 м:, +640 , - 607.

Карта - схема прохождения дня - № 12.

9 марта. 14 день. Верх. р.Итыкультынбажи - р. Каратумыш - пер. р.Каратумыш -р. Аныяк (2331 м, 1А) - р.Аныяк

Выход в 8.30. Движение по пологому склону в верховья реки Итыкультынбажи, где она именуется Каратумыш с постепенным набором высоты. Видимости нет, стараемся идти левым бортом долины, минуя лавиноопасные склоны. На расстоянии нескольких метров видимость теряется. Психологически очень трудно без солнца. Снег валится, тропежка тяжелая. Проходим вдоль, проглядывающую сквозь белую пелену Ажу Тайгу (фото 67) и забираем левее по ходу на перевал соединяющий Каратумыш и Аныяк.

Фото 67.Вершина Ажу Тайга 2657 м.

Фото 68. На перевале Каратумыш- р.Аныяк (2331 м).

Поднимаемся на него в 14.45 (фото 68), закладывая «серпантин на перевальном взлете. Почти 6 часов потребовалось на подъем в перевал. Короткий отдых и спуск: двое участников имеющих металлический кант на лыжах, прорубив плотный наст в правой части склона спустились удачно. Двое спустились на кошках по центру (фото 69). Короткий перерыв и встав на лыжи, доехали до крутого снежного сброса в 15.20, конец которого поворачивает и не дает оценить безопасность в нижней части: но и так крутовато на плотном фирне - решаем надеть кошки и спуститься (фото 70).

Фото 69. Спуск на кошках по центральной части.

Фото 70. Перед вторым сбросом.

Можно выделить и третий участок: крутопадающее русло спускового ручья - забрали правее и прошли на кошках (фото 71). К выполаживанию подошли в 15.55, и надев лыжи начали подрезать левую террасу стараясь не терять высоты с надеждой выйти, как можно выше на русло Аныяка. Сработало и уже около 17.00 тропим по руслу Аныяка без рюкзаков и любуемся местными монументальными вершинами (фото 72).Через час движения по левому берегу Аныяка, находим место в последних деревьях.

Фото 71. Выходная часть спуска.

Фото 72. В долине Аныяка.

Метеоусловия: Низкая облачность -10 -15, ветер, снег, нет видимости.

За 10 ч ЧХВ пройдено 13,3 км.

Перепад высот 899 м: +520, - 379.

Карта - схема прохождения этого дня - №13.

10 марта. 15 день. Р.Аныяк - пер. Аныяк-р.Каирсу (2475 м, 2 А) - р. Каирсу

Утром готовили на костре (фото 74) и перед нами открылись вершины хребта Учпик (Фото 73,75), и нам стало ясно - горы мы все таки увидим.

Фото 73. Панорама хребта Учпик.

Фото 74. Красоты Аныяка.

Хребет Учпик.

Выход в 8.05. Движение по левому берегу ручья с постепенным набором высоты. Около крупного скального выхода (скала черного цвета - фото 76) поворачиваем направо и серпантином поднимаемся в висячую долину. Через час работы достигаем выполаживания, которое является котловиной озера (фото 77).

Фото 76. Виден ригель - ориентир поворота.

Фото 77. Солнце и горы.

Перед нами расположен лавиноопасный склон со следами схода лавин. Конечно, нас это не радует, и обсудив траекторию и детали дальнейшего передвижения выходим на склон. Сама долина водотока не ровная с несколькими местами напряжений, которые в ходе движения можно легко «разгрузить» (фото 78). Решаем идти вдоль склона (фото 79) под защитой скалок, разбившись на 2 группы применяя меры позволяющие повысить уровень безопасности. Снег в этом сезоне крайне не стабилен, но склон держит - снег еще не успел раскиснуть под действием солнца.

Фото 78. Движение по озеру.

Фото 79. Выход на склон.

В 10.20 выходим на более пологий участок, и отдыхая наслаждаемся красотами. Ближе к перевалу склон становиться значительно круче и приходится закладывать серпантин, продвигаясь все выше (фото 80-81). Сам перевальный взлет нам показался лавиноопасным и мы ушли чуть правее по ходу поднявшись вдоль скальной гряды на перевал (фото 82).

Фото 80 - 82. Движение группы на перевал (2475 м, 2 А).

На перевал группа поднялась в 12.20 и после короткого отдыха, перекуса и фото с флагом (фото 83- 85), группа приступила к спуску. Надо отметить, что сезон 2018 малоснежен и поэтому, многие «простые» варианты спуска с перевала (по плотному фирну) для нас оказались не доступны. Начали уходить траверсом левее, и были вынуждены сначала применить веревку для спуска участников с верхней страховкой, а на средней части спуск рюкзаков. Технические действия были засняты на камеру GoPro, которая в дальнейшем вышла в походе из строя.

Фото 83- 85. Группа на перевале 2475 м: вид в долину Каирсу.

После основного скального сброса (на заднем плане фото 86) с перевала последовал спуск по фирну и местами глубокому снегу. Фактически группа била траншею (фото 87 - 88).

Фото 86 -88. Выход со скальной части перевала на снежную, и сброс в долину Каирсу.

Надев лыжи, подъехали к сбросу в озеро в верховьях Каирсу. Сходили на разведку - очень круто и решили траверсировать склон вправо, до расположенного и видного на карте кулуара по которому можно спуститься в долину реки. Один из участников уже ходил этим перевалом и знал тонкости спуска в долину. А так же по рассказам Андрея Назарова этот кулуар использовал Жигарев Олег Львович для спуска в долину Каирсу в ходе прохождения маршрута 5.к.с. в этом районе. Так или иначе, спустились по этому кулуару в кошках и с верхней страховкой. Это одно из ключевых мест перевала, как и верхняя его скальная часть.

Фото 89-91. Вид с верхней точки кулуара и спуск в долину Каирсу.

Спустились в долину Каирсу в 17.05 и около часа тропили - снег тяжелый, местами без рюкзаков. Встали на левом берегу Каирсу на стоянку в 18.10.

Наслаждались видами Анытайги 2834 м.

Метеоусловия: Ясно, утром - 15, днем - 5.

За ч ЧХВ пройдено 10,5 км.

Перепад высот 1452 м: + 609, -843.

Карта - схема прохождения этого дня - № 14.

11 марта. 16 день. р. Каирсу - р. Колболусу

Выход в 8.30. Двигаемся медленно: снег глубокий, тропежка без рюкзака. Через час движения открывается во всей красе вершина 2582 м, у подножья которой и сливаются Каирсу и Колболусу. Около 11.00 практически выходим на слияние, но желаю подрезать террасу уходим правее - очень буреломно. Через пол часа все же попадаем на русло Колболусу и проходим пару прижимов и каньонов по руслу (фото 93).

Фото 92. Вершина 2582 м у слияния рек.

Фото 93. Каньоны Колболусу.

Русло сильно захламлено и постепенно выполаживается выходим на левый берег географически, потом на правый и поднимаемся, глядя на следы сошедших с правого (с левого меньше, но тоже есть) борта лавин (фото 94). Разбиваемся на группы по 2 человека, двигаясь осторожно, переходя лавинные конусы и уже сошедшие лавины. Видны следы массового отрыва досок от склона. На привале любуемся оставшимися позади нас вершинами в том числе высотой 2851 м (фото 95).

Фото 94. Следы схода лавин со склонов.

Фото 95.Вершина 2851 м на Колболусу.

Через 20 минут выходим на границу леса и ставим лагерь под защитой кедров в 17.10. Дует, и иногда идет мелкий снег. Ужин. Отбой. Провели сеанс связи с Барнаулом и Горно - Алтайском: уведомили о высокой лавиноопасности и выходе через перевал 1 А в Кызызырсуг, вместо связки двух сложных перевалов ведущих в долину Первой Речки. Эту часть маршрута мы проходили в 2015 году (в том числе планируемую изначально связку перевалов), поэтому прекрасно знаем степень опасности.

Метеоусловия: Пасмурно, снег, -10. К вечеру ясно.

За 8,5 ч ЧХВ пройдено 9,7 км.

Перепад высот 519 м: +304, -215.

Карта - схемы прохождения этого дня - № 15.

12 марта. 17 день. р. Колболусу - пер. р. Колболусу - Кызырсуг (2242 м, 1 А) - р. Кызырсуг

Прямо с места стоянки открываются «глазированные» горы Колболусу (фото 96-97). Старт в 8:35. Морозное, ясное утро пусть и с ветром радует нас так же, как и открывающиеся перед нами красоты.

Фото 96. «Глазированные» горы Колболусу.

Фото 97. Правый борт долины Колболусу.

Продолжаем подъем в верховья Коболусу, где мы будем переваливать на Кызырсуг через наиболее простой вариант. Перевал лежит перед нами как на ладони: вытрапливаем по правой по ходу стороне долины и в 11.10, через 2 часа с небольшим мы на перевале 2242 м между Колболосу и Кызырсугом. Крутой перевальный взлет прошли на лыжах. Снимаем и пакуем лыжи: ветер проявляется все сильней - порывы более 20 м/с.

Фото 98. Перевал 2242 м (1А)

Фото 99.Группа на перевале: подготовка к спуску.

Спуск начинаем без кошек, вырубая ступени ногами, но ветер, как будто в аэродинамической трубе: большая скорость, гул, мощь, поднятый со склонов снег. Приходится спрятавшись за камни одевать кошки и какое- то время буквально сидеть на склоне, ожидая уменьшение порывов ветра. Так как видимости нет, слишком прижались влево под склон - лавиноопасно, попытались уйти наверх по своим следам - почти не реально. С большим трудом траверсируя склон, вышли на выполаживание, которое сменилось опять уклоном. Преодолев его, остановились немного передохнуть - порыв ветра и бленда фотоаппарата улетает на 40 метров по горизонтали.

Снимаем спуск в самой простой части перевала участника перед выходом в долину Кызырсуга (фото100).

Фото 100. Спуск с перевала 1 А (2242 м.)

Фото 101. Верховья Кызырсуга.

Спустившись в долину благополучно, надели лыжи и поспешили продолжить движение. Два раза слышим сходящий вниз «товарный состав». Одну из лавин во время схода видим своими глазами. Теряем высоту плавно, в верхней части двигаясь в левой части склона и далее уходя на середину расширившейся долины (фото 101). Выйдя на первое крупное озеро, вынуждены были тропить без рюкзаков. Шли по центру, и стараясь уйти левее истока ручья вытекающего из него вляпались в воду. Ситуация повторилась и на втором озере, только ушли вовремя и срезав по левому берегу углубились в тайгу, где и встали на ночлег.

Метеоусловия: Ясно, -20 -15 в течение дня. Без осадков.

Ветер. Вечером пасмурно.

За 9 ч ЧХВ пройдено 14,8 км.

Перепад высот 1726 м: +787, -939.

Карта - схема прохождения этого дня - № 16.

13 марта. 18 день. р. Кызырсуг - пер. н/к (1400м)- оз. Бедуй - р. Бедуй

Вышли в 8.30. выйдя из леса на русло, сразу узнали горы в верховьях Таштыузука (фото 102) (приток Большого Абакана, текущий параллельно Бедую). Другая часть стока с этого узла направляется в Малый Абакан через Кызырсуг.

Фото 102 -104. Движение по Кызырсугу и его левой террасе.

Спустившись чуть ниже по долине реки уходим на левую террасу и стараясь не теряя высоту подрезаем склон в попытках уйти на приток стекающий с водораздела Бедуйского озера. В теории все просто, но даже ходив, этот траверс 2-3 раза нет гарантий, что не допустишь ошибку. В этот раз мы решили сразу набрать высоту, и двигаться не теряя ее - набрали 30 метров над урезом ручья были вынуждены локально скидывать и набирать по густой лесной террасе, которую иногда прорезают мощные водотоки со скальными стенками. В итоге фактически ни чего не выиграв по траектории подошли к традиционному месту подъема (правда все же выше) на террасу - чуть ниже водопада на Кызырсуге и продолжили движение по буреломной террасе. Сбросили до ручья и поднялись по нему до Бедуйского озера. По сути озеро и является водоразделом высотой 1400м между притоками несущими воду в Большой и Малый Абакан (Бедуй и Кызырсуг соответственно). На озере были в 14.10 и начали тропить вниз по направлению к Теплому ключу (фото 105). У истока Бедуя вышли на старую снегоходную лыжню... стало проще... начался подлип... все отлично.. надо все попробовать. Снегоходка идет от озера сначала по правому берегу, то переходит на левый в лес, то пойдет по реке даже на буреломных участках (фото 106).

Проходим впадение Первой Речки в Бедуй и пройдя еще около часа становимся прямо в русле у воды, вкус которой мы забыли питаясь снеговой водой весь поход. За ужином слышим шум сошедшей лавины. На душе спокойно.

Фото 105. Выход на Бедуйское озеро.

Фото 106. Движение по руслу Бедуя.

Метеоусловия: Пасмурно, утро - 15.

День - 0-5, вечер - 5

За 8,5 ч ЧХВ пройдено 17,3 км.

Перепад высот 809 м: +167, - 642.

Карта - схема прохождения - № 17

14 марта. 19 день. Р. Бедуй - Теплый ключ (полудневка).

Подъем по расписанию, погода портится на небе пасмурно, идет мелкий снег.

Движение начали в 8.30 и в 9.20 проходим впадение в Бедуй Второй Речки (фото 107). Идем по руслу ближе к берегам. Около 12.30 подходим к подъему на Теплый ключ и напилив дрова поднимаем их наверх на «курорт», где мы планируем жить в одном из бесплатных домов и дрова по прежнему наша забота. Хозяева базы сдают койко место в своих домах от 750 до 500 рублей с человека, куда входит и дрова и постель и свет с 19.00 до 22.00. Решив хозяйственные вопросы устроили фотосессию, попросив сторожа базы запечатлеть нашу команду на фоне Ключа(Фото 108).

Фото 107. У впадения Второй Речки в Бедуй.

Фото 108. На Теплом ключе.

Фото 109 -111. Группа на отдыхе на Теплом Ключе (Бедуй).

Продолжаем активно отдыхать, моемся в ручье, принимаем радоновые ванны, которые сейчас «живут» в новом срубе и поздравляем Константина - он прошел самым быстрым (за 18 дней) маршрутом до Ключа, где оказался впервые (фото 109-111). Вечером связь с «Большой землей». Усиливается снег.

Метеоусловия: Пасмурно, ветер, снег.

Утро -5, день - 0+2. Обложной снег.

За 3,5 ч ЧХВ пройдено 12,5 км. Перепад высот 175 м: - 175.

Карта - схема прохождения - № 18.

15 марта. 20 день. Теплый ключ - р. Б.Абакан - р.Большой Абакан - р. Албас

Всю ночь шел снег. Сходив с утра в ключ и позавтракав, выходим в 8.50. (фото 112). Идем по припорошенной снегоходке. Кругом сказочные пейзажи (фото 113). Не доходя до Абакана начинается подлип - чистим, мажем, идем дальше. В районе впадения Бедуя в Абакан - наледи и открытая вода. Стараемся идти по снегоходному следу, сняв лыжи, надеясь: у всех бахилы с резиновой калошей. В районе «Золотой Ямы» начинаем пробивать наледь, вода попадает в ботинки. Ситуация усложняется в районе впадения Таштуузука в Абакан: на многих участках открытая вода - идем по воде, выжимаем носки и идем далее.

Фото 112.Старт от Теплого Ключа.

Фото 113. Группа на вершине Аккая.

Не доходя до Абакана начинается подлип - чистим, мажем, идем дальше. В районе впадения Бедуя в Абакан - наледи и открытая вода. Стараемся идти по снегоходному следу, сняв лыжи, надеясь: у всех бахилы с резиновой калошей. В районе «Золотой Ямы» начинаем пробивать наледь, вода попадает в ботинки. Ситуация усложняется в районе впадения Таштуузука в Абакан: на многих участках открытая вода - идем по воде, выжимаем носки и идем далее. Идем быстро, что бы успеть до падения температуры (Фото 114 -117).

Фото 114. Большой Абакан.

Фото 115. Движение по снегоходной наледи.

Фото 116. Абакан в районе Таштуузука.

Фото 117. «Водные лыжи».

В 17.50 доходим до избы на устье Албаса и затопив печку и переодевшись, идем за дровами. Ужин и сон «гостинице» 3 звезды по системе печка+ тепло - уже хорошо.

Метеоусловия: Пасмурно, снег, ветер, местами снежные заряды, 0+2 днем.

За 9 ч ЧХВ пройдено 26 км.

Перепад высот 276 м: - 276.

Карта - схемы прохождения - № 19.

16 марта. 21 день. Р. Албас - пер. н/к (1429м) - р. Байгол.

Выход в 8.05. Снегоходная лыжня пробита вдоль Албаса (фото 118) и постепенно поднимается по террасам и руслу. Это уже территория «цивилизованного» туризма. Движемся практически без остановки, и попив чай у поворота на Садринский перевал движемся выше на водораздел Албаса и Байгола. Достигаем вершины не категорийного перевала 1429 м в 15.50 (фото 119). Дальше последовал спуск на лыжах по снегоходной лыжне с общей потерей 870 м.

Фото 118. Река Албас в среднем течении.

Фото 119. На перевале Албас - Байгол. Разбиваем лагерь в 18.00 на левом берегу Байгола.

Метеоусловия: Пасмурно, утро -5, день - 0. Вечер -10.

За 10 ч ЧХВ пройдено 33 км.

Перепад высот 1567 м:+ 698, - 869.

Карта - схема прохождения - № 19.

17 марта. 22 день. р. Байгол - пос.Бийка - Барнаул

Выход в 8.05. Еще один солнечный день в походе, как издевка. Но деревья, еще не стряхнув снежные наряды, выглядят празднично. Движение происходит по снегоходной лыжне до лесосеки, где если повезет можно поймать машину, но мы попадаем в выходной день, да и дорога завалена свежим снегом. Зная возможные последствия многодневных снегопадов, водитель сказал, что не рискнет выехать с Бийки на микроавтобусе Мерседес Истана.

Фото 120. Праздничная дорога домой.

Фото 121. Группа в Бийке. Финиш.

Спускаемся с высокой скоростью, ведь общее направление на Бийку - спуск. Хотя иногда приходится упереться на небольших подъемах. Первым делом, встретив водителя на окраине деревни, делаем финальное фото группы (фото 121) и просим завести в магазин, за фруктами, но не сложилось и приходится ждать витаминов до Турочака, через который мы и выезжаем до Бийска, а потом уже и до Барнаула.

Метеоусловия:Ясно, утро -5, день - 0. Вечер -10.

За 5.5 ч ЧХВ пройдено 23,2 км.

Перепад высот 979 м:+ 389, - 590.

Карта - схема прохождения - № 20

Потенциально опасные участки на маршруте

1. Перевалы 2 А: пер.р.Б.Куркуре - р. Кюнтюштуксу (2794 м) и пер. р.Аныяк-р.Каирсу (2475 м).
  2. Перевалы 1 Б: р.Мейрыксу - Яхонсору (2600 м), пер. Карагем-Узункуль (2513 м), пер. Монагы - р.Итыкультынбажи (2584 м).
  3. В условиях плохой видимости и повышенной лавинно опасности траверсы хребтов на маршруте, а так же восхождения на вершины: карнизы, сбросы, лавинная опасность.

Краткая географическая характеристика района

Маршрут лыжного похода относится к двум туристическим районам Алтая и Западного Саяна. Начинается в восточном районе и продолжается в северо-восточном, где проходит основная часть маршрута.

Восточный Алтай имеет сложную орографию, значительная расчлененность рельефа, густая речная сеть часто со сложными переправами, таежные заросли по долинам крупных рек делают район довольно интересным в спортивном отношении. Близость к району жемчужины Алтая - Телецкого озера - и двух других крупнейших озер - Джулукуль и Хиндиктиг-Холь, не населенность придают маршрутам особую привлекательность.

Восточная окраина этого района - Шапшальский хребет - водораздел двух крупнейших речных систем. С восточных склонов воды текут в бассейн Енисея, с западных - в бассейн реки Чулышман, несущей свои воды в Обь. На севере смыкается с Абаканским, на юге - с хребтом Чихачева. Высшая точка Шапшала - гора Акоюк (3614 м) - венчает отрог Перевальный недалеко от истока Чулышмана. Кроме Перевального, в Туву отходит хребет Сайлыхем (3585 м). Севернее расположен сложный орографический узел - хребет Высокий. Со стороны Тувы к хребту примыкает обширное заболоченное плато (высота до 2100 м) с озерами. С востока оно ограничено хребтом Ери-Тайга (3026 м). С запада Шапшал переходит в обширное Чулышманское плоскогорье, раскинувшееся от Телецкого озера до верховьев Чулышмана. На юге возвышаются хребты Кийтыкуль (3066 м), Плоский (2801 м) и отдельные массивы, иногда высотой за 3000 м.

От устья Башкауса до стыка с хребтом Чихачева протянулся на 160 км в юговосточном направлении Чулышманский хребет - водораздел двух крупнейших рек Башкауса и Чулышмана. От 2000- 2100 м на северо-западе хребет понижается к юговостоку на 500- 600 м, образуя небольшую Улаганскую степь. Дальше хребет набирает высоту, которая на стыке с хребтом Чихачева уходит за 3000 м.

Почти в широтном направлении тянется водораздел Башкауса и Чуи - Курайский хребет. Начинаясь у истоков Башкауса, он 3000-метровой стеной отгораживает Восточный Алтай с юга на протяжении почти 130 км. У западной оконечности Курай ответвляется в хребет Тонгулакский. Имея на востоке средние высоты 2700- 2800 м, хребет постепенно повышается до 3000 м и в западной части достигает максимальной отметки - гора Верховье Ортолыка (3446 м). Курайский хребет отдает Башкаусу притоки Тоннак, Мал. Кокури, Ильдугем, Рахомысты, Колескелу, Кубадру. В Чую впадают его реки Кокури, Кызыл-Таш, Курай и Чибитка.

Климат Восточного Алтая резко континентальный, что объясняется не только отдаленностью от океана, но и сравнительно большой абсолютной высотой. Среднегодовая температура в Кош-Агаче - 6,7°, в Усть-Улагане - 4,2°, а годовая амплитуда температур иногда превышает 100°. Очень мал безморозный период - в среднем около 50 дней. Среднегодовое количество осадков составляет в Кош-Агаче 110 мм, Усть-Улагане - 280, Чодро - 340 мм, более половины из них приходится на летние месяцы.

Растительность района распределяется по нескольким поясам. В Курайской и Чуйской степях развит пояс степной и полупустынной растительности, лесной пояс проходит по долинам рек Чуи, Башкауса, Чулышмана, по хребтам, обрамляет степи. Большие пространства Чулышманского плоскогорья занимают высокогорные тундры.

Северо-Восточный Алтай начал осваиваться туристами раньше других районов края.

Относительная простота маршрутов способствовала некоторому снижению интереса к нему самодеятельных туристов, однако зимой он весьма популярен, особенно у начинающих.

В район входит все междуречье Бии и Катуни, западные склоны Абаканского хребта и Прителецкий север до реки Лебедь.

На юго-востоке район стыкуется с Восточным Алтаем по автодороге Чибит - УстьУлаган и реке Башкаусу. Восточная граница проходит по водораздельной линии Абаканского хребта, а северная - руслом реки Лебедь. Географически бассейн правых притоков Лебедя также относится к Горному Алтаю, но по условиям проведения путешествий его следует обособить как район, тяготеющий к Горной Шории.

Из всех районов Северо-Восточный Алтай имеет наиболее сложную орографическую структуру. По строению рельефа в нем можно выделить четыре подрайона.

На юге передовые бастионы района представляют две почти параллельные цепочки хребтов. На самом юге - хребет Сальджар, имеющий широтное простирание, и чуть севернее - система Айлагушского и Айгулакского хребтов. Последние два служат естественным продолжением хребта Курайского и имеют северо-западное простирание.

В основе второго подрайона лежит Уйменский узел хребтов, от которого в разных направлениях отходят мощные хребты Иолго, Сумультинский, Алтын-Ту и Куминский, дающие ряд отрогов второго и третьего порядков.

Третий подрайон образуют западные отроги мощного Абаканского хребта, зачастую круто обрывающиеся к Телецкому озеру.

Четвертый подрайон - система хребтов меридионального простирания между Телецким озером и рекой Лебедь. Главные из них - Торот, Тобр, Тапчан и Аюла. Как уже упоминалось, Айгулакский и Айлагушский хребты продолжают хребет

Курайский. От места стыка - знаменитых своей красотой Красных ворот на трассе Акташ - Усть-Улаган - Айгулакский хребет уходит на северо-запад, образуя на юге четыре отрога. Между отрогами стекают на юг, отдавая свои воды мутной Чуе, реки Чибитка, Бельгебаш, Боки, Ербалык, Айгулак и некоторые мелкие.

На север от хребта идет один мощный отрог, питающий левые притоки крупной реки Кадрин. Главные из них Чулекташ и Есконго.

Из озера Сарулу-Куль берет начало Кара-Кудюр системы Башкауса.

Средние высоты главного хребта - около 2500 м, максимальная отметка - 2750 м.

Айгулакский хребет и особенно склоны южной экспозиции слабо залесены, деревья растут в основном по долинам речек. По основным речкам и вдоль хребта по северным склонам имеются тропы.

На расстоянии 40 км от Красных ворот у вершины 2662 м находится стык, от которого уходят три хребта: на северо-запад - Айлагушский, почти на запад - Сальджар, и на юг - крупный безымянный водораздел рек Чуи и Ини.

От высоты 2662 м Айлагушский хребет тянется 20 км на северо-запад с некоторым понижением, затем у высоты 2291 м поворачивает на запад и через 20 км, достигнув своей максимальной отметки - 2440 м, вновь поворачивает, теперь уже на северо-запад и через 15 км кончается у устья реки Кадрина.

Почти повторяет очертания своего северного соседа хребет Сальджар. Его высоты на 300-400 м меньше Айлагушского, максимальная отметка 2340 м.

Третий отрог уходит на юг, через 10 км достигает максимальной высоты 2496 м и поворачивает на запад, постепенно понижаясь до 1700 м. Длина широтной части - около 30 км.

Все эти три хребта служат водоразделом рек Кадрина, Айла-туша, Ини и Чуй.

Из правых притоков можно отметить Серки-Тайган, Кальду-оюк, Кара-Асыр, Тоймоерт, Еланда, Верх, и Ниж. Карасу. Слева крупных притоков нет.

Древесная растительность здесь несколько богаче, чем на Айгулакском хребте, хотя южные склоны в основном безлесны. По долинам Ини, Айлагуша и главных притоков встречаются -животноводческие фермы, много троп.

Уйменский узел, питающий верховья рек Чебдара, Пыжи, Уйменя, Саракокши, Чемала, Сумульты и их многочисленные притоки, стекающие во всех направлениях, имеет сложную форму.

Стержневой водораздельной линией следует считать связку хребтов Иолго и Сумультинского, здесь начинается граница водосборов двух главных алтайских рек - Бии и Катуни. От места стыка звездообразно расходятся и другие хребты Уйменского узла.

На севере отроги хребта Иолго далеко проникают в обжитые людьми районы. Отсюда начинают свой путь реки бассейнов Катуни, Иши, а также ряд притоков Саракокши.

Средние высоты северных отрогов около 1000 м, хотя отдельные высоты уходят за 1400 м. К югу отроги повышаются до 2188 м (Озерный белок). От Озерного белка хребет поворачивает к юго-востоку, через 10 км достигая высоты 2384 м (г. Ак-кая). Следующие 20 км занимает огромное болотистое плато на высоте 1900-2000 м. Оно питает притоки рек Саракокши, Каракокши, Кылая, Угула, Б. и М. Кузя. На юг бегут Куба, Кара-Турук, Имурта, Муюхта, Сергузя, Ак-кая, Искол. На север от Озерного белка отходит 15километровый отрог Кылай, а восточнее плато тянется 25-километровый безымянный отрог. К югу значительных отрогов нет.

На последнем 45-километровом отрезке хребет, постепенно повышаясь, достигает высшей отметки (г. Альбаган - 2615 м), а затем, чуть снижаясь, стыкуется с Уйменским узлом. Этот участок отдает свои воды полноводной Уймени и ее притокам Ложе, Балыкты и Чевошу. На запад и юг стекают притоки Кубы и Чемала.

От горы Альбаган на юг отходит отрог, соединяющий хребты Иолго и Куминские белки.

Хребет Иолго водораздел рек Бии и Катунь покрыт черневой тайгой почти на всем протяжении, кроме небольшой гольцовой зоны. Все крупные реки соединены тропами. На западном склоне хребта Иолго, у подножия перевала Багаташ расположены популярные у туристов Каракольские озера - группа из семи живописных горных озёр. Озёрам присвоен статус памятника природы Республики Алтай.

От стыка хребта Иолго с Уйменским узлом (2480 м) на юго-запад отходят Куминские белки. Первые 25 км хребет Куминские белки сильно изрезан с юга притоками Б. Сумульты, реками Каамгой, Карасу и другими. Гора Ачилман (2514 м) является высшей отметкой всего хребта. Западнее Ачилмана Куминские белки прорезаны долиной реки Сумульты.

От М. Сумульты хребет поворачивает на северо-запад и набирает высоты свыше 2300м. Через 15 км он постепенно понижается, крайняя западная вершина его (г. Верблюд) имеет отметку всего 928 м.

Все северные водотоки хребта относятся к реке Чемалу, южные несут свои воды в Катунь.

Кроме упомянутой Сумульты можно отметить реки Каянчу, Кимиенку, Кайтыгем, Бельты-оек, Куюс, Едиган, Чебу, Бийку, Еланду.

Залесенность Куминских белков составляет более 80, исключая восточную часть и северную перемычку. Вдоль многих рек имеются тропы.

От той же вершины 2480 м почти на юг идет отрог, соединяющий узел с хребтом Кызыларт, расположенным в 40 км. Высоты отрога превышают 2300 м. Примерно посредине он прорезан мощной долиной Б. Сумульты.

Длина Кызыларта всего 20 км, его высшая отметка-2622 м. Простирание хребта меридиональное. С востока он ограничен долинами рек Ачин - притока Кадрина и Чибит - притока Б. Сумульты. С запада границей служат реки Одунсук и Коной, впадающие соответственно в те же реки.

Чуть восточнее расположена система хребтов меридионального простирания. Наиболее высокий из них - Сумультинский. Почти на всем протяжении (кроме южной части) его средние высоты превышают 2500 м (высшая точка - 2738 м).

На западе водотоки хребта текут в Б. Сумульту (Карасааз-кан, Куруткан) и Кадрин (Улусук, Тойозен). На востоке можно отметить Уйкараташ и Чебдар, разделяющий хребты Сумультинский и Тонгош. Ближе к югу текут Тусколь и Джундук - левые притоки Башкауса.

Примерно посредине Сумультинского хребта, у вершины 2666 м, строго на север отходит короткий (20 км), но высокий (2700 м) хребет Тонгош. Его восточные склоны дают начало рекам Тайтыин - притоку Чебдара и Тусколь - притоку Башкауса.

Характер растительности этих хребтов примерно одинаков - залесенные долины рек, тундровая карликовая растительность на склонах. В долинах главных рек имеются тропы.

На север от Уйменского узла на 80 км протянулся водораздел крупных рек Уйменя и Пыжи. Имея вначале высоты около 2500 м, хребет через 30 км начинает постепенно снижаться до 1000 м. Северная часть водораздела хорошо освоена леспромхозом, имеются населенные пункты, дороги и тропы. Все реки, стекающие с восточных склонов, относятся к бассейну реки Пыжи (Учал, Эвий, Еле и др.), западные впадают в Уймень (Верх, и Ниж. Ямбош, Еле, Ербута, Часта).

В 10 км восточнее стыка Сумультинского и водораздельного хребтов на северо-восток уходит хребет Алтын-Ту. Северо-восточное направление он держит только 20 км. Высоты снижаются с 2500 до 2000 м. Далее следует поворот строго на север с понижением до 1800 м, после чего хребет вновь повышается (г. Эвречала -2051 м). Общая длина меридиональной части составляет 25 км.

На севере хребет делает крутой поворот к востоку и через 15 км почти стеной обрывается к Телецкому озеру.

С хребта Алтын-Ту берут начало почти все реки, впадающие в Телецкое озеро с запада. Это Б. и М. Чили, Колдор и Самыш со своими многочисленными притоками и река Иогач, впадающая в Бию. Почти по всем этим рекам имеются тропы.

В самой южной части Телецкого озера вдоль его западного берега 10-километровой грядой протянулся невысокий (1700 м) хребет Монарги, связанный короткой перемычкой с двуглавым массивом Корумбу - Алтын-Ту, почти отвесно обрывающимся к Телецкому озеру. Эта система связана с Уйменским узлом 30-километровой перемычкой югозападного, а затем широтного простирания. Перемычка дает на юг последовательно три отрога с максимальными высотами 2300 м (г. Биляр), 2338 м (г. Чакрыш) и 2997 м. Между отрогами стекают на юг притоки Чебдара реки Караган и Самурла. В районе много троп как туристских, так и скотогонных.

Низовья рек этого района представляют собой каньоны, особенно глубокие и узкие на реках Башкаус, Чебдар, Ачелман, Боже, Чили и других.

Третий подрайон занимают западные склоны и отроги Абаканского хребта, некоторые из них имеют названия. На юге в междуречье реки Кыги и ее правого притока Кандаш врезался массив Кос-Божи (2512 м). В 15 км западнее возвышается массив Тужу (2456 м), 20-километровым отрогом отходящий на юг от главного хребта. Короткой перемычкой Тужу соединен с небольшим меридиональным Телецким хребтом, образующим 15километровый восточный берег юга Телецкого озера. Максимальная высота его 1705 м.

Наиболее крупные реки здесь Туш-Кем (правый приток Кандаша), Чири, Баскон и Челюш, впадающие в Телецкое озеро с востока.

Между реками Челюш и Кокши к самому берегу озера проникает раздвоенный отрог с отметками 1775 и 2272 м. С него и с Абаканского хребта стекают левые притоки реки Кокши Тузак-ту и Дырях.

Севернее Кокши на северо-восток протянулась 30-километровая гряда хребта Корбу (2085 м). Восточные склоны хребта питают правые притоки реки Кокши, с западного стекают в Телецкое озеро несколько рек, наиболее известные из них Корбу и Киш-те, прославившиеся своими водопадами.

Северной границей подрайона можно считать долину Камги, впадающей в одноименный залив Телецкого озера.

Этот подрайон полностью лежит на территории Алтайского государственного заповедника. По главным рекам проложены тропы лесников и обходчиков.

Главная орографическая линия четвертого подрайона - невысокий хребет Торот, возвышающийся вдоль северного побережья малого плеса Телецкого озера. Начинаясь у широкой излучины Бии в 30 км ниже ее истока, хребет тянется на восток, имея средние высоты около 1000 м (г. Чертог 1306 м). В 10 км восточнее Чертога водораздел стыкуется с Абаканским хребтом в верховьях Камги.

К югу склоны хребта снижаются к Телецкому озеру и дают несколько небольших притоков. К северу хребет разветвляется на несколько довольно крупных отрогов, главные из которых Тапчан, Аюла и Тобр.

С этих отрогов начинаются притоки реки Лебедь, причем два из них - Байгол и Садра - довольно полноводны и протяженны. Подрайон почти сплошь покрыт лесом. Только иногда в долинах рек попадаются заболоченные участки. Главные дороги идут в направлениях Турочак - Артыбаш, Тулой - Бийка и по долине реки Лебедь. Кроме того, внутри района немало временных лесовозных дорог. По долинам рек почти всюду есть старые дороги и тропы.

Сложные лыжные походы самых высоких категории в районе стыка АлтайХакасия-Тыва проводятся туристами раз в несколько лет. Наиболее значительным сдерживающим фактором развития лыжного туризма в этом районе является, прежде всего, наличие особо охраняемых территории (заповедников) и малое количество информации по лыжным маршрутам и технически сложным препятствиям в данном районе в доступной форме.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Во время заброски на маршрут в Акташе остановились на благоустроенной турбазе «Авалон» по адресу Трудовая 19 а, которая находится на выезде из Акташа прямо на Чуйском тракте рядом с заправкой «Ника». Хозяин Александр, 8(913)994-20-70.

Цена 600-800 руб. место. Санузел в доме на этаже.

Теплый Ключ: турбаза владелец Злобин Алексей +79235914361. Не жили, но согласование возможно. Примерная стоимость от 500 до 700 руб.

Стоимость услуг микроавтобусов на Алтае зимой 2018 года составляла 18-20 руб/км.

Итоги похода. Выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Пройден логичный и интересный маршрут, охватывающий территорию Восточного Алтая и Западного Саяна, своеобразный полюс «недоступности» на стыке Алтая-Тывы-Хакасии. Задачи, стоящие перед группой на время проведения путешествия, были выполнены: участники вернулись, домой получив новый опыт, и не подвергая свою жизнь чрезмерному риску ради выполнения спортивных амбиций. Маршрут был пройден группой линейно без радиальных выходов, что увеличило нагрузку на маленькую по составу группу. Радиальные выходы планировались на определяющие вершины с перевалов, на которые группа поднималась, но попав в ситуацию, когда из 21 дня всего 3 ясных, а большинство с осадками, вынуждены были отложить эмоциональное наблюдение пейзажей в угоду безопасности похода. Частично заявленный маршрут был скорректирован на месте, в связи с погодными условиями и состоянием снежного покрова. Считаем все принятые решения, правильными. Установившаяся на несколько недель циклональная погода на территории западной Сибири, попала на ключевую часть маршрута. Прохождение, 6 из 7 определяющих препятствий пришлось в непогоду с плохой видимостью и ветром. Маршрут совмещал части среднегорного рельефа до 2800 м и типично горнотаежные участки и позволял накапливать навыки преодоления категорированных препятствий. Малая численность группы, и большая длина маршрута с большим перепадом высот (329 км с перепадом 21 км), снизила среднюю скорость нашего передвижения: так в лыжном походе 4 к.с. в 2015 году (7 человек), она составила 2.5 км/час, 4 к.с. в 2016 (4 человека) году - 2 км 40 м/час, в 2017 году - 2 км 50 м/ч (6 человек), а данном походе 5 к.с. в 2018 (4 человека) году - 2 км/час (или точнее 1 км 993 м/ч.) Объясняется это тем, что на данном маршруте фактически отсутствовали участки плотного снега(за исключением горных тундр) и тропленные участки на лыжах, снегоходах, дороги (за исключением участка от Теплого ключа). Безусловно, идея пройти по безлесным тундрам с плотным снегом, была удачной, но оправдала себя лишь частично, так как на подступах к этим тундрам лежал очень «тяжелый» снег. Год малоснежный и бурелом в таежной зоне практически открыт полностью, а так же кустарниковая растительность на подступах к тундре были серьезно тормозящим темп группы фактором. Характеристика снега именно в этом маршруте - мало, рыхлый, нестабильный. Даже на горизонтальных участках снег ухал под участниками и оседал в радиусе 10-25 м (67 раз в один из дней только под одним из участников во время тропежки), что указывало на высокую лавиноопасность.

Важен стабильный коллектив участников, что и было в нашей группе прошедшей практически в одном составе 7 зимних и несколько летних спортивных походов. Необходимо, чтобы участники похода хорошо знали физические и психологические особенности друг друга и могли прогнозировать поведение каждого в экстремальных ситуациях. Группа состояла из 2 выпускников АлтГУ возрастом около 25 лет (расцвет физической формы) и 2 преподавателей вуза старше 40 лет (опыт и выносливость), что стало одним из ключевых факторов его успешного прохождения. Обязательны тренировки при подготовке похода такого уровня. Наша группа сходила УТП на высшую точку Алтайского края - пик Шангина (2500 м) и поход второй категории сложности в Саянах в середине января 2018 для акклиматизации и повышения холодовой устойчивости, а так же много времени провела на лыжных трассах ленточного бора в Барнауле.

Для обеспечения безопасности на маршруте кроме лавинного снаряжения внушали уверенность - спутниковый телефон ТУРАЙЯ, который мы прозвали «кирпичем уверенности» и медико-транспортная страховка «Ингосстрах». Считаем целесообразным наличие радиостанций и обязательно спутниковых средств связи, как минимум спутникового треккера, который может послать аварийный сигнал.

В целях популяризации лыжного туризма провели фотовыставку в АлтГУ (Алтайском Государственном Университете) посвященную данному путешествию и опубликовали информацию в СМИ.

Поделились наблюдениями за снежным покровом с учеными Алтайского Государственного заповедника.

По результатам видеосъемки был смонтирован видеоролик о путешествии- https://www.youtube.com/watch?v=f6MN6b43-n0.

Данный маршрут рекомендуем подготовленным группам туристов-лыжников, желающим ознакомиться с уникальным географическим районом!

Данные по дневным переходам и координаты ночевок

Дни пути

E87° 53.717'

23,2

ВСЕГО

Координаты основных точек маршрута по GPS.

Ключевая точка

Высота (м)

Координаты

Старт

N50° 55.884' E88° 10.585'

пер.р.Б.Куркуре - р. Кюнтюштуксу

N51° 03.049' E88° 25.595'

пер.н/к (р. Кюнтюштуксу р.Мейрыксу)

N51° 05.762' E88° 37.888'

пер.р.Мейрыксу - Яхонсору

N51° 06.301' E88° 45.229'

пер. Карагем-Узункуль

N51° 14.927' E88° 56.675'

пер. н/к (Узункуль - Иери Холь)

N51° 19.317' E89° 02.082'

N51° 33.210' E88° 41.868'

пер. р. Калбалусу - Кызырсуг

N51° 40.496' E88° 36.514'

пер. н/к (р. Кызырсуг- р. Бедуй)

N51° 46.284' E88° 31.935'

пер. н/к (р.Албас р. Байгол)