Горы мира > Урал >

Материал подготовил: Владимир Рыкшин, Екатеринбург

Экспедиция на Приполярный Урал.
Итоги и первые результаты

Завершилась экспедиция на Приполярный Урал Свердловского областного отделения РГО, которая была осуществлена в рамках гранта Русского географического общества. Подведены итоги и рассмотрены первые результаты. Об этом мы беседуем с участником экспедиции Евгением Тамплоном, членом-корреспондентом Российской академии естественных наук, председателем историко-краеведческой комиссии Свердловского отделения РГО.

Евгений Фридрихович, экспедиция, к которой так долго все готовились, завершена. Какой же была её главная цель?

Еще в прошлом году нашими коллегами была осуществлена экспедиция на Народо-Итьинский кряж Приполярного Урала, где были обнаружены первозданные природные территории, где, если и ступала нога человека, то это было очень давно.

Приполярный Урал. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

И тогда у нас родилась идея выделить эту территорию на карте, еще раз туда высадиться, исследовать ее, описать и начать процедуру придания ей статуса особо охраняемой территории. Территорию мы выбрали в виде треугольника между двумя реками Грубе-Ю и Тыкотлова и горными вершинами. Придания статуса – процесс не быстрый, осуществляется совместно с местными властями, в данном случае с руководителями ХМАО-Югра. Начать надо с определения и самого статуса. Для чего и необходима была экспедиция. Надо сказать, что мы находились на восточном склоне центральной части кряжа. Изучали восточный склон, где есть только один заповедник «Северная Сосьва» и никаких других, в то время, как на западном склоне несколько особо охраняемых территорий различного статуса. Восточный и западный склоны очень различаются. Там и климат, и природные условия – совсем разные.

Исследуемая территория. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Цель ясна. Каким образом была организована заброска команды в столь далёкий и, практически, необитаемый край?

На своих машинах мы доехали до города Нягань. Региональное отделение ДОСААФРоссии нам выделил грузовую машину, на которой следом за нами к вертолету компании «Дикий Север», был доставлен весь наш груз. Эта компания занимается заброской рыбаков, а главным образом, обслуживает нефтяников, загрузились в вертолет и через 2,5 часа оказались на Народо-Итьинском кряже.

Группа таёжников. Фото Евгения Тамплона

В команде было всего 12 человек, еще до заброски мы разделились на две группы по 6 человек в каждой. Одна была высажена на реке Грубе-Ю, вторая – альпинисты, на 20 км. выше по течению этой же реки. И в течение двух недель мы не пересекались, встретились на обратном пути только в вертолёте. Задачи у каждой группы были свои. Руководил всей экспедицией Владимир Рыкшин,мастер спорта по альпинизму, организатор и участник многих экстремальных экспедиций, он был в нашей группе.

Группа альпинистов. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Альпинистов возглавил Михаил Деви, многократный чемпион России по альпинизму. Планы исследования района мы определи еще до отправки на Приполярный.

Как была определена местность для исследования?

Прежде всего, мы исходили из данных прошлогодней ознакомительной экспедиции Владимира Рыкшина. К нынешней экспедиции готовились серьезно. Изучали карты, брали координаты, прокладывали и прописывали маршруты. Изначально была идея взять катамараны, чтобы верхняя группа по окончании работ спустилась к нам вниз по реке. Но, когда мы грузились в вертолет, выявился перегруз, и нам пришлось от катамаранов отказаться. И хорошо, что это случилось. Река находится в таком состоянии, что по ней на катамаранах не сплавится. Акваторию реки мало кто знает.

Реки Приполярного. Фото: Евгений Тамплон

Посмотрели: огромные завалы, русла расходятся. Не в то русло войдешь, в завал попадешь, и беда может случиться. Это не сплавные реки, хотя воды прилично.

Руководитель экспедиции Владимир Рыкшин. Вы – председатель историко-краеведческой комиссии Свердловского областного отделения РГО. Какие у вас функции были в экспедиции?

Я занимался научной частью исследований обеих групп. И мы, и альпинисты должны были взять пробы воды для химического анализа, хотя у альпинистов главная задача состояла, все-таки, в том, чтобы подняться на те безымянные вершины, которым мы предлагаем присвоить названия и имена: Юбилейная (в честь 175-летияРГО), Екатеринбург, ДОСААФ России, П.П. Бажова, Дикий Север.

Очередная вершина. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

И у них это получилось. Они поднялись, уточнили координаты вершин и высотные отметки, сложили туры, небольшие пирамиды из камня, чтобы обозначить присутствие на вершине. К тому же они перевыполнили план и взошли еще на несколько вершин.

Раз вы заговорили о присвоении имен вершинам, то давайте расскажем, как это происходит.

Всё необходимо делать в соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов». У меня есть опыт такой работы, я принимал участие в присвоении названия горе Татищева, расположенной в лесопарке «Нижнеисетский» в Екатеринбурге. Знаю, как это делается. Гора Татищева – это высшая точка, покрытая смешанным лесом, в черте города. Имя основателя Екатеринбурга Василия Татищева ей было присвоено в 2000 году. Этому предшествовала определённая работа, которую активно вела Нина Петровна Архипова, на тот момент, учёный секретарь Свердловского отделения РГО.

На вершине в год 175-летия РГО. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Теперь мы запустим процесс с присвоением имён безымянным вершинам Приполярного Урала. Процесс – не быстрый. Потом ещё достаточно времени проходит с момента принятия решения до обновления карт.

С альпинистами все понятно, с присвоением имён вершинам тоже разобрались, теперь пойдем дальше, куда?

Можем в тайгу. Самая первая задача нашей группы состояла в том, чтобы обследовать местность. Поработать с растительностью, посмотреть животный мир. Выявить реки, которых нет на карте. Этим мы и занимались. В процессе исследования нашли несколько ущелий с великолепными водопадами. Естественно, что такие объекты наносили на карту, при помощи GPS-навигатора измеряли координаты.

В пути. Фото: Евгения Тамплона

Знакомились с геологией территории. Там это очень удобно делать. Река размывает породу, галька несется вниз, не надо ничего откалывать молотком, а только ходи в пойме реки и собирай образцы. Мы собрали хорошую коллекцию для будущего музея РГО, который активно создаём. Привезли килограмм 100 образцов горных пород. Более того, привезли огромный камень, весом – килограмм 30, он напоминает голову идола, природный артефакт, но очень похож. В Японии, например, есть музей, где собраны камни, похожие на людей и животных. Наш камень очень подходит для этого музея, но мы его японскому музею не отдадим, а создадим свой.

Вы отвечали за научную часть, перед отбытием в экспедицию вы обсуждали свои действия с кем-то из ученых?

Я постоянно общаюсь с коллегами из Института экологии растений и животных УрО РАН. И механизм научных исследований мне хорошо знаком, хотя РГО как общественная организация не подменяет собою функции академии. Мы собрали экспонаты, но перед нами не стояла задача глубоких научных исследований.

Крастоты Приполярного. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Что касается геологии, то, конечно, геологические съемки в районе Народо-Итьинского кряжа в 1930-1950-х годах прошлого века проводились. Тем не менее, там много еще не изучено. Однако, повторюсь, перед нами не стояло задачи сделать какие-то открытия. Наша задача – описать территорию, так как до сих пор описана она скудно. Надо отметить, что эта территория – одна из немногих на Урале, где представителями коренного населения еще ведётся традиционное хозяйство - оленеводство.

Стадо оленей. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Прогон стад идёт по верхним плато. Мы сделали при помощи дрона съёмки, когда шло стадо численностью в 4000 голов. Съемки очень интересные, на них видно, как олени в случае опасности сбиваются в плотную группу и начинают совершать круговое движение. Дроны были и в нашей группе, и у альпинистов, мы активно их использовали для съёмок.

А ещё каких-то животных встречали?

Надо сказать, что Приполярный Урал – суровый край. В зоне тундры много медведей. В тайге им делать пока нечего, туда они уходят на зимовку. А в тундре сейчас объедаются ягодами. Очень много лося. Боровая и водоплавающая дичь, утки северные. Но из-за климатических условий видовой состав ограничен.

Снег в горах не тает. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Снег в горах не тает. В логах – небольшие ледники лежат и летом. Бросается в глаза: резкая граница тайги и тундры, наш лагерь стоял в таёжной зоне, поднимешься на 100 метров – уже тундра, которая быстро переходит в арктическую пустыню. И где-то на 900 метрах над уровнем моря – голый камень и лишайник. Никакой растительности нет. Даже в солнечную погоду на горах висят облака и не двигаются, хотя высота 1500 – не такая уж и большая. Но растительности, в отличие, например, от гор Среднего и даже Северного Урала, очень мало. На горах только курумники.

Курумники. Фото: Евгений Тамплон

Верховья реки Грубе-Ю – места нерестилища хариуса, что является одним из факторов для придания местности статуса особо охраняемой территории.

Нам повезло с погодой. В прошлом году экспедиция попала под сильные ветры и дожди, а в этом – все было комфортно. Один день шел дождь, с грозой и радугой. Пару дней было пасмурных, а в целом – комфортно.

Следов человека вообще нет: ни остатков костра, не спиленного дерева, ни притоптанной травы – ничего подобного нет.

Наблюдали ли вы какие-то особенности территории?

Резких аномалий и особенностей нет. Мы определили для себя целью найти эталонный участок дикой природы, где она не тронута, и мы его нашли.

Суровый край. Фото: Евгений Тамплон

Сходили и к пресловутой «пирамиде», якобы, пирамиде, наделавшей много шуму весной в СМИ. Однозначно, что «пирамида» – природный объект, и там таких «пирамид» несколько. Издалека четырёхгранная, а вблизи, даже граней не видно. Гора как гора, которая находится на склоне. Одна грань у нее – ниже противоположной метров на 150. Мы обошли гору вокруг, то, что она ледникового происхождения, это однозначно. И вокруг ледниковый ландшафт.

Плато. Фото: Евгений Тамплон

Перед «пирамидой» небольшое, очень красивое плато. Видимо, в древности оно имело культовое значение. Нашли менгир, вертикально установленный камень, подклиненный с двух сторон, использовался, скорее всего, в качестве охранного знака. Менгиров я видел в своей жизни много, считаю, что это настоящий менгир. Возвратившись домой, показал фотографию археологам, они согласились, что очень похоже. Ещё мы нашли каменную плитку, видно, что с одной стороны обработанная. Археологам показали, они подтвердили, что, вероятно, она обработана вручную. Нашли несколько своеобразных объектов: вертикально расположенный камень и рядом горизонтально расположена плита. Похоже, что все эти камни сложены руками. Нашли две огромные плиты, ориентированные на восток – тоже будем изучать, может быть, это жертвенное место.

Растительность Приполярного. Фото: Евгений Тамплон

Грубе-Ю жители севера называют святой рекой и наличие древних культовых мест здесь возможно. Все эти факты требуют изучения. Мы заночевали вблизи «пирамиды». Там очень красиво. Много ягод. Основная масса ягод – шикша, так называемая, водяника. Черные, сладковатые, очень сочные ягоды. Медведи их любят, и потому лакомятся ими. Много брусники, очень много черники, есть голубика – целый ковер из ягод. Кстати, медведей видели близко. Потряс случай: запустили дрон к медведям. Медведица с малышом испугались и побежали по каменистым склону, градусов под 30, заросшему карликовой березой. Человек по такому склону идет кое-как, со скоростью 500 м/час, а медведи бежали со скоростью 30 км/час. Это что-то невероятное. Дрон за ними не мог угнаться. А у дрона скорость до 40 км/в час.

Чем-то еще запомнились экспедиционные будни?

Фото: Евгений Тамплон

В день 175-летия РГО мы выложили надпись из булыжников, сделали солнечные часы из камня и убедились в наличии декретного времени. Так отметили юбилей Русского географического общества. Надо сказать, что после того, как обе группы вернулись к вертолёту, то дайверы Сергей Кондрашин и Владислав Дербышев остались еще на два дня для исследования озёр.

Безымянные озера. Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Для этого их перебросили на озеро Балбанты – в переводе на русский «зверь». Рядом находилось озеро – без названия. Дайверам необходимо было изучить его подводный мир: рельеф дна и его возможных обитателей. В озере Балбанты – вода кристально чистая, есть рыба. Цель была понять происхождение водоёмов. Версии на этот счёт были две: ледниковое или метеоритное, но это еще нужно проверять, изучая собранные образцы горных пород.

Фото предоставлено Евгением Тамплоном

Евгений Фридрихович, экспедиция завершена, что дальше?

Да, завершена успешно. Совершено 9 восхождений на вершины кряжа, исследовано три озера, взяты пробы воды и горных пород. После обработки результатов будут подготовлены документы для присвоения географических названий вершинам и горным озерам, а также будет вестись работа по присвоению данной территории природоохранного статуса.

Фотоальбом:

Приполярный, река Грубею (и это отнюдь не глагол)