Автор: Надежда Выприцкая, г. Алматы

Отчет о горном путешествии 1 к.с по перевалам хребта Заилийский Алатау (Северный Тянь-Шань),совершенном с 27 июня по 4 июля 2018 года.

Сведения о маршруте:

8 ходовых дней

27.06.18г.-04.07.18г.

Район: Северный Тянь-Шань – хребет Заилийский Алатау

Нитка маршрута: Ущ. Малое Алматинское - р. Бутаковка - пер. Ким-Асар (н/к, 2200 м) – ущ. Малое Алматинское - р. Батарейка - плато Кок Жайлау - р.Казачка - ущ. Бол.Алм .- ур.Аю Сай - р. Кумбель Су - пер. Юж. Терешковой (первопроход) - пер. Юж. Трапеция (н/к) - р.Горельник - пер. Титова (1А, 3400 м) - м/с Мынжилки - а/л Туюк-Су - пер. Талгарский (н/к, 3200м) - ущ. Левый Талгар - лед. Туристов - пер. Туристов (1А, 4000м) - р. Озёрная - БАО- ур. Проходное - г.Алматы

План-график маршрута:

День пути

Нитка маршрута

Расс то- яние(км)

Способ передвиж ения

Ущ. Мал.Алм-р. Бутаковка- пер. Ким- Асар(н/к, 2200 м) – ущ. Мал. Алм. –р.Батарейка

Авто- пеший

ПВД

Краткий дневник похода

27.06.18

Наш путь начался от конечной остановки 29 автобуса в нижней части Малого Алматинского ущелья. Дальше подъем идет с выходом на гребень по грунтовой дороге. По гребню идет тропа с выходом на перевал Ким-Асар (н/к, 2200 м). Седловина перевала была поросшая травой и кустарником. Спуск с перевала идет на юг в ущелье. Двигались умеренным темпом, шлось немного тяжеловато, т.к. группа отвыкла от тяжелых рюкзаков за период межсезонья. Постепенно приходила адаптация к данным условиям.

28.06.18

Подъем группы в 7:00, выход в 8:30. В этот день нас ждал подъем на плато Кок-Жайляу и далее спуск в Большое Алматинское ущелье. Туда мы отправилась вдоль левого берега реки Батарейка, прошли на северо-запад, по дороге, а потом по тропе через небольшой поселок, состоящий из нескольких домов. От западной окраины поселка на северо-западе видно понижение в грунтовом гребне, поросшем кустарником и елово-лиственным лесом. За 20 минут вышли по поросшей травой тропе на это понижение и далее движемся по гребню на юг. Тропа после выхода в еловый лес становится все круче, но через минут 45 ходьбы выполаживается и серпантином вьется до выхода к сосновым посадкам. Отсюда есть поворот тропы на запад, но мы продолжили движение на юг, траверсируятравянистый склон, до выхода к еловому массиву. Здесь тропа имеет короткий взлет и затем по пологой части выводит нас на относительно пологий альпийский луг называемый Кок-Жайляу. Вышли на плато к 12:30, где и обедали. Далее спустились до ущелья Аю-Сай и уже в 16:30 встали на ночевку №2. Группа чувствовала себя отлично, шлось уже гораздо проще, нежели в первый день похода.

Фото 1: «По пути на плато Кок-Жайляу»

Фото 2: «Обед на плато Кок-Жайляу»

29.06.18

Подъем в 9:00, выход в 10:00. Переход от урочища Аю-Сай до р. Кумбель-су. Погода стояла облачная, переменчивая. Шли по дороге, ведущей к Большому Алматинскому озеру. В 14:00 устроили бивак около р. Кумбель-Су.

30.06.18

Подъем группы в 7:30, выход 8:40. Предстоял очень ответственный день – первопроход на перевал, условно названный нами Южная Терешкова. От р. Кумбель-Су начался крутой подъем в сторону перевала Терешковой, который буквально через 30 минут ходьбы выполаживается. Группа шла в хорошем темпе и еще через 2 часа мы были под перевалом Терешковой, но это не было нашей целью. Подойдя к месту, где каньон ручья Терешковой делится на2 части: одна уходит на восток, а другая выполаживается и выводит на пер. Терешковой. Начинаем подъем по правой части каньона, ведущей на восток. Сначала путь идет по узкому каменистому руслу ручья, через час подъема выходим к крутой мелко-средней осыпи, длина которой около 400 м. Осыпь слежалая и подниматься по ней трудно. Этот участок пути занимает 2,5 часа. Перевальная седловина широкая, тур построили в ее северной части. С западной стороны лежит снежный карниз. Спуск с перевала на северо-восток проходит по древней морене, заросшей травой, крутизна склона примерно 25 градусов. Спускаться удобнее всего по левому берегу каньона р. Тарсбутак. Путь до начала непосредственного подъема на пер. Трапеция классическая занимает 1,5 часа.

Фото 3: «Панорама с перевала, условно названного нами Юж.Терешкова»

Фото 4: «На перевале Терешкова Южная»

Фото 5: «Вид на перевал Юж. Терешкова»

Фото 6: «Группа на перевале Юж. Терешкова»

Условно наш перевал называется Терешкова Южная, однако команда предлагает назвать его именем Алексея Николаевича Марьяшева –известного советского и казахстанского альпиниста и археолога, что и было отмечено нами в перевальной записке. К слову, на перевал мы вышли в 12:15. Его сложность оценена нами, как 1А.

Далее наш путь лежал к перевалу Южная Трапеция, куда мы поднялись по мелко-средней осыпи за 40 минут. В туре записки обнаружено не было. Оставив свою, мы составили первоописание. Перевал Южная Трапеция расположен в северном отроге хребта Заилийский Алатау, отходящем от вершины Титова на север между перевалами Трапеция на севере и вершиной. Прохождение перевала начинаем из верховья р. Тарсбутак, где проходит начало подъема с запада на перевал Трапеция. От этого места на юго-востоке виден осыпной склон перевала, и даже наблюдается четкая тропа, идущая по западному склону. Далее двигаемся на юго-восток вдоль гребня, где находится перевал, там путь проходит по неявной тропе. Весь путь на перевал занимает около часа. Перевальный тур находится в месте окончания тропы. Спуск в ущелье приводит в верховье реки Горельник и проходит по тропе. Занимает же он 25минут. Место ночевки организуем на зеленых полянах на левом берегу р. Горельник.

Фото 7: «Подъем на перевал Юж. Трапеция»

Фото 8: «Группа на перевале Юж. Трапеция»

Фото 9: «На перевале Юж. Трапеция»

Погода также была неустойчивая. Как только группа разбила лагерь - прошел сильный дождь, который закончился лишь ближе к ночи. Несмотря на непогоду, состояние у группы было отличным.

01.07.18

Подъем группы в 6:20, выход в 7:40. От места ночевки идем вверх по морене. К 8:30 подошли к моренному озеру Титова, в 9:00 начинаем подъем на одноименный перевал. Подъем проходит по правой части снежно- осыпного склона крутизной 30 градусов. На перевале была мелкая осыпь из камней, лежал снег, что осложнило нам путь. Группа шла в связке, в 10:33 вышли на перевал. В туре лежала записка группы туристов спасателей ГУ РОСО КЧС МВД РК от 27.06.18, руководитель группы Цой Ян Игоревеч.

Фото 10: «Группа на перевале Титова»

Фото 11: «Овчарова Ольга и Астон Мартин На перевале Титова»

Во время отдыха на перевале встретили группу под руководством Булатовой А.Ж., которая поднялась немного позже нас.

Фото 12: «Встреча с Булатовой А.Ж. на перевале Титова»

В 11:23 начали спуск с перевала по мелкой осыпи до метеостанции Мынжылки, где группа остановилась на обед в 12:50. Погода также стояла облачная, временами шел дождь. В 14:20 начали спуск до альплагеря Туюк- су. Путь идет по широкой дороге, которая усыпана средне-мелкой осыпью.

В альплагере забираем заброску с едой и останавливаемся на ночлег.

02.07.18

Подъем группы в 6:00, выход 06:40. До горнолыжной базы Чимбулак группа дошла легко, дальше начали подъем на пер. Левый Талгар. Идти было тяжело за счет забранной заброски. Часто останавливались на привалы. Но к 8 45 вся группа вышла на перевал и, передохнув 20 минут, двинулись дальше в сторону солнечной поляны. С перевала идет спуск на северо-запад, пройдя моренное озеро и небольшую осыпь дорога становится более ровной, но ненадолго. Далее по маршруту идут крутые спуски через лес, из-за нестабильной погоды тропа была размыта и группа часто принимала «грязевые ванны». Тропа была очень скользкой. После обеда путь продолжился по крупной каменной осыпи, и непосредственно перед солнечной поляной ее сменил небольшой лес. Наблюдали большое количество грибов. Двигаясь дальше, к леднику Туристов вышли к 18:20.

Фото 13: «Группа на перевале Левый Талгар с видом на гору Чимбулак»

Фото 14: «Группа на привале по пути к солнечной поляне»

Фото 15: «На подходе к леднику Туристов»

Фото 16: «Группа на подходе к леднику Туристов»

03.07.18

Группа встала в 5:00. Всю ночь шел снег, утром ждали окно с погодой, чтобы начать подъем. Но снег сменял то дождь, то град. Была очень плохая видимость. В 12:30, когда ждать больше было нельзя, группа начала подъем. Видимость была ужасная. Шли в связке и по следам, которые были еле видны от прохода предыдущей группы. Выпало около 30 см снега. Из-за погодных условий мы не смогли сделать фотографию на перевале, т.к. фототехника замерзла и перестала работать. На перевал вышли в 15:30. Забрали записку группы Булатовой А.Ж и, оставив свою, быстро начали спуск. Перевал Туристов Расположен в Мало-Алматинском отроге, севернее вершины Советских альпинистов, южнее пика Погребецкого. Соединяет верховья ущелий Кызылсай, бассейн реки Большой Алматинки и Туристов, бассейн реки Левый Талгар. К 18:00 встали на ночлег у р. Озерная. Основной исток берет начало прямо на перевале Озерном, в моренах ледников Перевальный и Черный. Второй исток начинается в цирке ледника Тимофеева ущелья Кызылсай, от подножья перевала Туристов, и ледников Грязный, Тимофеева и Мутный.

Фото 17: «Под ледником Туристов»

04.07.18

Встав в 07:00 начали спуск в сторону Большого Алматинского озера. Шли хорошим темпом. До озера дошли к 13:30. Далее, по всем знакомой дороге, спустились до города Алматы, где нас забрали знакомые и отвезли по домам. Группа чувствовала себя хорошо, поход прошел отлично.

Перевальные записки

Фото 18: «Записка с перевала Титова 1А»

Фото 19: «Записка с перевала Туристов 1А»

Перевальной записки на Южной Трапеции обнаружено не было.