Автор: Виктор Байбара, СПб

1990 год. О тех кто никогда не вернется

В 1998 году я в одиночку поднялся на Аконкагуа. Пресса и ТВ сообщили об этом. Меня разыскал журналист В.Кожемякин (сейчас он спецкор в АиФ) и попросил подсказать, о ком из петербургских альпинистах стоило бы рассказать читателям. Я назвал три фамилии — А. Колчин, В.Маркелов, А.Корень. Он написал обо всех. После его встречи с А. Коренем в газете Комсомольская правда 8-08 1998 он публикует большую статью — «Пик Ленина не отдаёт свои жертвы». К этому времени, отчаянные усилия Федерации альпинизма Санкт-Петербурга и редактора журнала ЭКС Сергея Шибаева по организации реальных поисков погибших не дали результатов. В конце своей статьи В. Кожемякин публикует вот эти строчки:

В 1990 году вернувшись с Тянь-Шаня. (МАЛ), я сразу же заявил о своем желании участвовать в поисках погибших… Мало кому известно, что зимой 1991 года,. (28.01-16.02) небольшая группа из Санкт Петербурга вылетала на Памир. Цель — дать моральную поддержку родственникам в их надеждах, что кто-нибудь будет найден и что о погибших не забыли. В группе было 4 альпиниста:
C.Арсентьев, В.Мороз, А.Корень, В.Байбара.

К сожалению, перед вылетом вертолета из Оша в Ачик-Таш, пришло известие, что погибла жена Сережи Арсентьева — это случилось при ее возвращении домой из Пулково (она нас провожала). Сергей вернулся в Санкт-Петербург.

Загрузка вертолета в аэропорту г. Ош

31 января мы улетели в Ачик-Таш — сначала приземлились в базовом лагере и оставили здесь А.Кореня с радистами, а я с В.Мороз и студентом из ЛЭТИ Севой (реди погибших 13 человек из этого института, в том числе — Леня Трощиненко) улетели на 4200.
Холодно, ветер... Cтавим палатки, ночуем (температура минус 20). Затем на лыжах по леднику, спускаемся и приходим в базовый лагерь. Все завалено снегом

Нужно постоянно пробивать тропинку к домику и в туалет. Снег валит все время. У нас была радиосвязь с сейсмологами Крыма. Через день уходим на лыжах на 4200.

1-й лагерь. В. Байбара, В. Мороз, А. Корень

К этому времени, сложилось критическая ситуация с радистом Анатолием. Он заболел практически сразу по прилету в Ачик-Таш. И через три дня вертолет увозит его во Фрунзе. Все это время снег-снег... видимость плохая… Склонов не видно. В 1-й лагерь были заброшены сани, ведь была надежда что снега не будет, трещины откроются и.. Попробовали тащить сани под склон, и поняли, что при таком количестве снега это невозможно. Даже без саней, идти вверх по такому снегу нереально. Через 20-30 мин выбиваешься из сил. Постоянно сходят лавины.

В моем дневнике 4.02 есть запись:
Землетрясение 5 баллов. На следующий день, радист из Ачик-Таша сообщает информацию из сейсмической станции Симферополя:
В ближайшие дни в нашем регионе ожидается землетрясения. Лёша Корень неважно себя чувствует и очень сильно натер ногу.
7.02 я сообщаю в Ош, что завершаем работу.

В последующие дни, в ожидании вертолета, погода практически оставалась очень плохой. Мои походы к мемориальному камню (я называю его Камень Плача) и на холм Памяти восьми (хотя там похоронены 5 женщин, но приходящие туда альпинисты знают, что их было восемь) по глубокому снегу, были cопоставимы с подъёмом на Раздельную, когда выпадал снег. Через год, 13 июля 1991 года, на Камне Плача появится еще одно свидетельство трагедии на Памире — теперь уже памяти 43-х... Журналист Д.Филипченко в Комсомольской правде в статье к годовщине трагедии напишет — “Не судите, матери, строго, искали ваших детей как могли... Тогда, весь июль и август, ЗАТЕМ зимой”. Мне трудно было подобрать нужные слова на этой грустной церемонии у камня.

Фото Frank Everts. Germany 13.01.1991

Зимой 1991 МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОТЕЛИ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ!

Лет 10 назад я разыскал журналистку Н Ипатову — летом 1990 она вылетала на Памир и много писала о трагедии в газете Смена. Она работала уже в прес службе Водоканала Санкт-Петербурга… Рассказал ей о печальной ситуации с захоронениями останков погибших, и предложил написать об этом статью, и что помогу в подборе материала. Она отказалась.

P.S.
30 октября 1990 Дайнюс Макаускас стоял на вершине Дхаулагири. В штурмовой лагерь не вернулся. Он был лучшим другом в моей жизни и другом В Шатаева.
Родители Дайнюса сказали Шатаеву что в этот день лопнула струна на гитаре Дайнюса у них дома.

B.Байбара и Д.Макаускас. Памир 1983. Фото Л. Опуховского

С Леней Трощиненко я был в связке в советско-американской экспедиции на Мак-Кинли в 1986. Он говорил журналистам, что у нас первый номер — мы первые вышли на вершину.

1986 Аляска. B.Байбара Н. Черный Л.Трощиненко

О гибели Лёни я узнал от Валеры Хрищатого, который был в это время, как и я, на Ю Иныльчеке. У САВО была хорошая связь с Каркарой. Он не хотел мне говорить о гибели Л.Трощиненко...
Через 2 года я с группой французов, а Валера с англичанами, пришли в 1 лагерь для восхождения на Хан-Тенгри.
Пожелали друг другу спокойной ночи. Я ушел с группой в 4.25 и проскочил опасное место, а Валера с англичанами попал под ледовый обвал.

Из записи в моем дневнике:
Накануне гибели Валеры, Сережа Бершов подарил ему свою книгу “Да обойдут тебя лавины...”

Я называю пик Ленина вершиной своей жизни. Для этого много причин. И главная:
1975 год, Ачик Таш, ночь(!)
Я один в большой армейской палатке стоящей в стороне от лагеря, НО ЭТО НЕПРАВДА…..... Я среди восьми женщин спущенных накануне с пика Ленина...
Завтра прощание с ними и я должен подготовить их к этому. Даже через год после гибели и нахождения на большой высоте, они должны выглядеть достойно. Это зависит от меня… Выполняю свою работу, а у меня такое чувство, что они наблюдают за мной и моими действиями.
Пишу эти строчки, и хотя прошло много лет, у меня мороз по коже. Тогда в 1975 мы сделали все что нужно было сделать. Через 10 лет об этом подробно напишет Г. Бочаров

А судьба останков 43-х альпинистов и через 30 лет ужасна!