Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Егор Крячков, Москва

Крым 2020
I-я часть

Надеюсь, вторая часть будет осенью

Январь

Собираюсь с силами перед 7а. Обратите внимание на двух диких жирных котов!

Первый раз в этом году, в Крым я приехал в январе. Мы сели в новенький желтый джип, взяли крашпед, веревку, оттяжки, еще пару баулов вещей и встали в пробку. На часах было 16:00. По плану я хотел доехать до Воронежа, там остановиться в любимом Holday Inn, с самым вкусным омлетом и сырниками, встать рано утром и доехать до Ялты или Симферополя в два руля.

Но после пробки, в которой мы простояли час на Каширке, мы наконец то выехали на М4. Заехали взять 0.5 литра невкусного кофе в KFC и только сели в машину, как с неба повалили белые хлопья снега. Не самый лучший способ провести ночь с 30-31 декабря. Хотя, мне было пофигу. Немного щурясь мы ехали на юг.

Где-то в поле. Как-то залип я на сочетание этих трех цветов. Хорошо сочетаются
Спустя 500 километров и 7 часов в пути, я чувствовал тонус, спасть не хотелось, а с права от руля дрыхла Юля. Я подумал зачем будить и мы(я) поехал дальше. На самом деле, у меня был стимул, проехать ночью самый трудный отрезок нашего пути — город Богучар. Двухполосная дорога, со светофором в центре города, которая разделяет автобан на две части. Днем тут можно встать в огромную пробку. 4-5 часов — это довольно оптимистичный расклад... Как-то раз объезжали по полям, потому что навигатор показывал пробку на 6 часов.

После Воронежа снега было меньше, а потом он вообще прекратился. Тем временем скорость движения пропорционально отсутствию снега возрастала до 180. Трасса очень хорошая, платная, выходит меньше 1000 в одну сторону.

Проехав еще 500 км, не доезжая до Ростова на Дону я решил вздремнуть. На часах было 4 утра.

4 часа сна. Кофе. Заехали в Ленту, купили еды в Крым и еще 12 часов страданий на отстойных дорогах, которые строятся/ремонтируются/отсутствуют.

По пути нашли место для перекура. Как видно по фото, я не курил.

Новый год отпраздновали в Феодосии. Феодосия довольно красивый город, со своим большим пляжем, но после нового года, город выглядел довольно потрепано, как и местные жители. Проснувшись в 10 утра, терять время мы особо не стали, немного прогулялись по городу, посмотрела развалены(городские) и двинулись в путь.

Первый восход 2020 года. Вид из отеля

Часть феодосийской крепости. Подход запрещен, фотографировать не рекомендовано

Выезд из города

Похоже, взрослые поезда променяли на детский аттракцион

У каждого есть свои воспоминания из детства. Мои похожи на это, хоть я и родился в Москве

Вэлком в 2020

Утречко ветреное

Вроде бы это был восход

Я вспомнил осенний Инсбрук. Очень красиво!

Решили ехать по ЮБШ, основная дорога до Симферополя ремонтировалась, ехать там было не очень приятно. ЮБШ петляет, местные лихачи-гоняют. Дорога заняла много времени. Очень много красивых мест и в каждом хочется остановиться. Вообще Крым расслабляет и умиротворяет! Но добраться до Батилиман и успеть полазать болдеринг у нас получилась.

Первый раз в жизни я видел заснеженные горы над Ялтой. Очень красиво, сразу захотелось пойти в горы, прогуляться. Морозный, морской воздух — это прекрасно.
Скалы. Батилиман

Лазали преимущественно болдеринг, так как откровенно было холодно. Днем температура в тени не поднималась выше +2-+5 градусов, а ночью падала до отрицательных значений. На солнышке хорошо, в тени — морозец.

Вид на Ласпи

Лазать заканчивали поздно. Или солнце садилось рано

Лазали до заката, т.к. зимой солнце садится рано. На фото 17:42

Место уникальное. Болдеринг расположен около огромной стены, высота которой метров 200. С моря ветра не дуют, потому что бухта (Ласпи), с континента тоже — скала защищает. А до сектора, от паркинга, идти около 15 минут. Есть сектора и поближе, минут 5-6.

Бросок кобры:

Сон в руку:

Лес — хвойный, пропускает теплые, зимние лучи солнца, которые согревают и наполняют спокойствием и умиротворением. Был здесь в 2013 году на Новый год. Было так жарко на солнце, что лаза без майки! Вот это кайф, в Москве -25, а тут — жара, +17 на солнце!

Трасса сон в руку стоит обособленное среди хаоса камней. Очень красивая линия, проходящая по краю нависающего камня. Раньше не было площадки, но трудолюбивые скалолазы сделали по красоте! Первопроходцев сделал Андрей лет 10 назад. Камень виден с дороги и находится в 30-50 метрах выше по склону. Машину можно паркануть ненадолго прямо на дороге около камня. Дорога широкая, проезд не затрудняет.
Бахчисарай
В один из дней полазали в Бахчисарае. Я тут раньше никогда не был. Много слышал, мечтал побывать.

Фото сделано в Апреле

На разминку полез «M&Ms». Рук не чувствовал, лез 30 минут. Вешал оттяжку, вщелкивал веревку и грел руки, засовывая под куртку или об шею. Залез. Забился вусмерть. Вот и 7б, подумал я...

Фото с трассы Ларпены в дырках. Первая попытка

Второй трассой были «Ларпены в дырках». Классическая 8а+ в этом районе. Которая начинается с длинного движения и плохих зацепок и постепенно улучшаются до ручек и мест отдыха без рук. Наверное, одна из самых популярных трасс во всем Бахчисарае. Залез со второй попытки. После первой попытки, отдыхал минут тридцать, укутавшись во все вещи, которые были при мне и при моих друзьях...

Вторую попытку уже делал в начале сумерек. Ветром уносило кусочки магнезии с рук и остатки тепла. Трасса показалась очень трудной. К третьей оттяжке руки замерзали, а дальше, лезешь и греешь их где угодно. Когда не было сил — тёр рукой об штанину. Рука немного отогревалась, хватало на один перехват. И дальше заново. Трешь руку об ногу, магнезишься, делаешь перехват, вщёлкиваешь оттяжку, греешься…

Фото сделаны в марте

На часах было уже за 5 вечера, солнце ушло за горы, становилось очень холодно. Сразу спустившись с 8а я решил попробовать знаменитую трассу - «Путь бобра». Это классическая 8б, которая находится чуть левее Ларпен.

Смеркалось, но оттяжки висели и я решил посмотреть, что это такое. Трасса показалась нереальной. Очень плохие зацепки, а в сочетание с замерзшими руками, я даже не понимал, держу я зацепку или нет. Жал со всей силой. Забивался быстро, но только так и мог лезть. (Как потом оказалось, я пропустил пару хороших зацепок)

Когда уже долез до последнего ключа-пассивная полка с длинным движением — стемнело. Не зная расклада, я поискал зацепки, не нашел и спустился вниз.

В голове было много всего. Мне казалось, что в этом году я точно не смогу ее пролезть. Длинная, по сильному нависанию, без мест для отдыха, а еще такие плохие зацепки в конце трассы…
Март
Спустя два месяца, я возвращаюсь из пыльной Москвы в прекрасный Крым. 17 марта я покупаю билеты, а 18 марта в 9:30 уже прилетаю в Крым, любезно вписываясь в семью состоящую из двух людей — Марина и Дима, и двух добрейших собак. Свой подвиг (поездку на машине) я повторять не стал. Путь от дома (Москва) до скал (Бахчисарай) занял у меня 7 часов.

Самый ранний рейс — это прекрасно!

Первый день был не сильно теплее последнего дня в январе

Вместе с Мариной и Димой ездили лазать, отдыхать и гулять. А еще я даже не догадывался, что это начало долгого путешествия по Крыму. Я понимал, что пандемия возьмет верх, все закроется, и открываться в ближайшее время не будет.

*(По пути в Аэропорт моё такси тормознула ДПС. Проверила документы таксиста. Затем попросила мои... Я был немного удивлён, но времени было мало, решил не конфликтовать. Еще и рюкзак досмотрела, ДПСник, втф???)

Добрейшие собаки сторожили хозяев, гуляли и радовались жизни под скалами. Мы тоже не унывали.

Собака-подозревака

Я попробовал «Путь бобра». Несмотря на март, на улице было +6-+8 градусов. Не особо теплее чем в январе, но достаточно, чтоб я успевал согреть руки в местах, где скалолазы отдыхают, и лезть дальше. Вообще, пока греешь руки, встряхнуться толком не получается, от этого и трасса кажется сложнее. В итоге за 5 дней мне удалось пролезть все трассы на Баллоне. Трассы идеальны для меня. Я люблю нависание, люблю силовуху, люблю ручки. Именно из этих параметров здесь состоят все трассы. Так что сектор Баллон мне показался довольно простым. Большинство трасс залез со второй, хотя на первой попытке думал, что буде очень трудно.

Футболка с длинными рукавами, легкая куртка, ветровка, пуховик. Перед подходом снимал пуховик

Забавная исторично про трассу Фантик и Зимнее солнце. Про обе эти трассы мне говорили, что они очень трудные. В один из дней я попробовал Зимнее солнце и залез его со второй попытке. Был уставшим, но решил попробовать Фантик 8б+/8с(8б). Когда я собрал всю трассу по движениям — стемнело. На следующий день приехали на скалы. Я, как обычно, потратил 20-30 минут на разминку, из которых 10-15 минут это висы на разминочной доске. И думаю: «ну, на разминку можно попробовать и Фантик». И залазаю его на разминку. Не сказать, что он мне показался сильно труднее Ларппен (простите).

В один из дней съездили на Уарч-кая, район, который находится около Фороса. Дойти пешком туда довольно трудно, но на машине можно подъехать прям под скалы. Место для парковки находится в 10 метрах от скалы, для тех, кто не любит длинные подходы под скалы, идеальный район. Помимо отличного паркинга, в районе много трасс от 5абс до 9а/а+! Пролез пару 8ок и попробовал 8с - «Слезы крокодила». Для этого района, в марте лазать было трудно, очень холодно, руки отмерзают и ничего толком не получается держать. Зато, запомнил расклад, нужно будет вернуться и пролезть!

Christmas party 9a/a+

Еще съездили на Красный камень. Ностальгия по моей первой 8а, которую я пролез в 2012(?) году. Тогда я ее собирал по кускам и лазал неделю, что бы пролезть до топа без срывов. Сейчас залез со второй, но первая попытка была болью и страданиями От части и потому, что погода была холодной и ветреной. На верхушках гор еще лежал снег! После Время Ч я попробовал Чертополох. Окончательно замёрзнув я отогревался на солнце вместе с местно псинкой. Но полностью согреться получилось в машине по пути домой.

17 марта 2020 +6

Как проводить дни отдыха? Либо мы гуляли и смотрели природу, либо мы гуляли и смотрели город.

Ребята съездили в Симферополь за вкусным кофе, а я кофе не пью. Взял себе сочных яблок.

Ем яблоко в Симферополе

В один из дней съездили в Балаклаву. Делать здесь особо не чего, но погулять и полюбоваться видом — можно. А еще здесь начало 20км тропы вдоль гор и моря. Виды конечно там очень красивые, надо будет обязательно там пробежаться!

Апрель
12 дней Марта пролетели очень быстро, Дима с Мариной уехали на машине домой, в Москву, а я остался лазать с Владом. Еще дней десять мы лазали в Бахчисарае. Влад пытался пролезть Тирамису — жесткая трасса, начало которой состоит из болдера 8а+ и долаза 6с. Первопроходцев совершил Сергей, оценив в 8с+/9а, но начало усложнилось, несколько зацепок были отломлены. Влад говорит 8б, ну может 8б+, не больше.

Я тем временем лазал Ассу и Temptation. Хоть был и апрель, но на сестричках было очень холодно. На солнце припекало и хотелось лазать голым, а в тени дул морозный ветер и было градусов 8-10. Руки все еще замерзали.

В последние дни я чувствовал усталость, поэтому для разнообразия решил полазать новые трассы на секторе «Dues vult». Он находится за сектором альпинистов. Здесь я попробовал две восьмерки. Сластена был проектом с ориентировочной категорией 8а/а+ и Шоумен, трасса которая была уже пройдена и имеет 1 или 2 прохода. Обе трассы мне показались не тяжелее 8а.

Иногда было так холодно, что кожа рвалась, а замечал я это только спустившись вниз с трассы… Порвал на баллоне, на обнимашках.

В общем кожа чувствовала себя паршиво. Проблемы с кожей были постоянны.

После того, как сняли карантин, мы решили поехать в Ялту, где я вписался к Владу в дом. Последний день пребывания в Бахчике был днем отдыха. Три предыдущих дня я лазал и кожи вовсе не было.

Влад. Идем с сектора Deus vult

Надеюсь, здесь тоже пробьют трассы

До Ялты добрались за пару часов на машине. Следующие 30+ дней я провел в Ялте, лазая с самым сильным трудником в Крыму(России) - Владом.
Мы старались лазать два дня через день, но бывало и такое, что кожа стералась за одну тренировку так, что я брал отдых на два дня… Часто лазали на скалах. Как можно не ездить до скал, если вышел из дома, 15 минут на троллейбусе и ты на никитских скалах!

Еще один из районов, до которого можно доехать на маршрутке — Симеиз, Кошка. Впервые здесь полазал. Мне говорили, что здесь острые трассы по лежачке, которые мне точно не понравятся. Но на самом деле я здесь кайфанул. Да, местами трассы действительно острые, но с запасом кожи лазать комфортно, очень. На разминку лазал 7а-7б и это было не просто. Залез 3 восьмерки, все они были по клеёным зацепкам на потолке, тем не менее, трассы хорошие. Стоит попробовать.

Что для меня было самым необычно — тренировки на Муне. На нем я лазал только в хорошей форме, когда все зацепки легко жались и 8а я пролазал со второй/третьей попытки. Но Крым расслабляет. Не делая офп и много кушая, немного набрал и пальцы стали хуже держать. К тому же не делал висы с весом, что так же негативно отразилось на моей силе. Как итог лазал 7б и 7с. Не сказать что легко, но и трудно не было. Хотя, честно говоря, пара трасс побуждала меня задать вопросы на счет категории. Были и 7а такие, что ни я, не Влад не залазали с 5 попыток. А одну 7б вообще не смогли пролезть. Не бенчмарк конечно, но жесть какая-то, по-корейски.

В один из дней попробовал на разминку 7а по подхватам. Не сказал бы что трасса трудная, но в Bigwall'е я бы оценил на 7б точно! Вроде и места для отдыха есть и лезешь на ногах, но из-за того, что ноги плохие, постоянно лез в напряжение, отсюда и общая усталость. В этот же день пролез на заминку 6с, на которой мне не хватило веревки. Как итог 5-6 метров до земли соло.

Волчья пасть. Сектор с тремя трассами

Неподалеку от Кошки, чуть ниже, лежит камень. Его назвали Волчья пасть. Здесь всего три трассы: 7б, 8с и проект, но думаю минимум 9а, а может и сложнее. Трасса, хоть и не длинная, но вся идет по потолку!

Насчет 7б тоже непонятно. Хоть линия оттяжек одна, но в середине трасса раздваивается. Можно лезть поверху, вщелкивая оттяжки снизу, либо лезть снизу, тогда линия оттяжек будет сверху. Сверху-7а+, снизу-7б+
Май

Первого числа я решил уже не тянуть и открыть плавательный сезон. Хоть вода была не самой теплой, но раз или два раза в неделю я ходил плавать по 10-20 минут. Вообще, общество превращается в интровертов. Я считаю это следствием того, что живя в большом городе, каждый день ты видишь тысячи незнакомых лиц. Тут 20 минут плаваешь, слушаешь море, думаешь, и тебя никто не отвлекает. Красота!

Прошло еще пару недель и я устал от Ялты. Исходил весь город и окрестности+ сняли запрет на передвижение ( 2020 год, год пандемии и самоизоляции) И тут я вписался в следующую, розоволосую компанию. Я переехал еще ближе к Кошке, в Симеиз. Теперь можно было не ездить по 40 минут в душной маршрутке. А еще — другой город, можно опять гулять по старым тропам, которые я исходил зимой 2013 года. Валя (розоволосая девушка) была легка на подначивание. Соблазнил слазать легкий мультипитч на Кошке, где сделали пару крутых фото:

Валя висит на одной руке

Я выпиваю после 2-й веревки

Делаю селфи

Валя принимает неестественную позу на скале

Подробнее о моем первом и Валином не первом — здесь.

До кошки идти близко, минут 10-15. Жили в доме с видом на скалы, море и Шаан-каю. А еще был мангал, а это прекрасно!

До моря приходилось идти минут 15 не спеша. По пути всегда покупали клубнику, как же без нее?

Море тут мелковатое, но зато быстро прогревается. А если не любите плавать в холодной воде, можно посидеть и помочить ножки. А еще вид на Диву(скала в море).

Обратно - в горку, ходить такое себе, но проживание стоит искать повыше. Тут потише, нет непонятных людей и вид на закат.

Вид на закат

Вид на Кошку

Питаться вне дома правильно я еще не научился, но какое счастье было есть свежеприготовленное мясо на костре, так еще и около дома. В общем постоянно если мяско, заедая салатиком.

Традиционная Белорусская еда и мяско

Салатик и мясо

Фудблогер…

Салат и морепродукты

На завтрак — вкусный, Джанкойский творог со свежей клубникой. Вторая волна клубники пошла, так что ели много, очень. Валя поглощала ее килограммами, я же старался не отставать.

Потом, через пару дней Валя соблазнилась слазать мультипитч — Атлант-М. Я был очень счастлив, так как еще месяца два назад у меня появилась идея слазать на Шана-каю. А тут Валя, с горящими глазами решила вступать в мой клуб авантюристов. Это было забавно, подробнее можно прочитать тут.

После мультипича мы порядком подзаеб устали, поэтому решили сгонять в Бахчисарай. У Вали был должок, а у меня время погулять и пофотографировать

Вернуться в Москву было довольно просто. В аэропорту температуру не мерили, прописку не смотрели. На засадку прошел за 10 минут. На выходе из аэропорта во Внуково тоже было спокойно. Первый раз в жизни получил свой багаж первым. Вышел из аэропорта тоже без досмотра и проверок.

Закат на столбах
Бюджет:
Такси из аэропорта до Бахчисарая 800-1000р

Проживание в палатке - 200-300р

Проживание в общем номере 300-400р

Номер на двоих 400-600р/человек

Если покупать винчик, средний бюджет на еду - 1000р, но уверен, можно уложиться и в 100р (я не знаю как)

В среднем проживание по Крыму - 500р/ человек

Троллейбус Симферополь — Ялта около 300р

В среднем проезд 40-70р

По городу - 17р

Такси по городу, говорят дорогое, как в Москве. Но я считаю, что в мск такси дешевое. К примеру, доехать из Ялты в Никиты у меня выходило не более 200р/машина.

Планы на осень — посетить Крым еще раз(тогда будет часть II) или, если откроют границы, сгонять в Европу(тогда не ждите часть II)