Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Виктор Ершов, Кисловодск

Мультипитчи Крыма

Лидирую на маршруте Red Fox, 6б, гора Уарч-Кая, Крым

Крым. Удивительное место. Высокие скалы, красивая природа и животный мир, чистое море, где можно встретить дельфинов и других морских созданий. Плюс ко всему развитая инфраструктура и относительно недорогие цены в кафе и магазинах. Крым как будто создан для отдыха, скалолазания и альпинизма.

Скала Дива, Симеиз, Крым

Также, тут в последние годы оборудовали много скалолазных "мультипитчей" разных уровней сложности – многоверевочных маршрутов (обычно одна "веревка" – это участок скалы длиной от 20 до 50 метров), пробитых шлямбурами или анкерами каждые 3-7 метров и сделанными надежными "станциями" после каждой "веревки", со спусковыми кольцами на случай внезапного спуска.

Гора Уарч-Кая, на нее проложено много маршрутов

Популярностью пользуются мультипитчи Южного Берега Крыма:

• скала Кошка (120 метров стена, наиболее посещаемые "Муравьиная Горка", "Восточная Скула", "Шрам на Морде", "Кастинг Мордастинг" и др)
  • гора Уарч-кая (250 метров стена, самые посещаемые "Алина", "Шамбала", "Red Fox", "Латвия – Танец Равновесия")
  • гора Куш-кая (550 метров стена, самые посещаемые "Голубая Волна" и "Балалайка")
  • скала Зуб Шаан-каи (150 метров стена, наиболее популярные "Лукоморье" и "День Победы")
  • скала Зуб Морчеки (120 м стена)
  • Лезу маршрут Волчья Пасть, 7с, в Симезе, Крым

Менее популярные мультипитчи находятся на:

• гора Форосский Кант (400 метров стена, маршруты "Дупа Зализова", "Сказка странствий" и др)
  • скала Парус (120 метров стена)
  • скала Крыло Лебедя (90 метров стена)
  • гора Ай-Петри (700 метров стена, маршрут "7 вершин")
  • скала Красный Камень (50 метров стена)
  • скалы Ласпи и Ильяс-Кая.
  • гора Сокол и скала Болван в городе Судак
  • Лезем маршрут Шамбала, 6а, Уарч-Кая

Есть и совсем неизвестные и малохоженые маршруты из-за удаленности скал, на которых они находятся, или из-за чрезмерной сложности (например, на горе Шаан-кая проложен сложнейший мультипитч Крыма – Атлант-М, его участки достигают сложности 8а+).

Яйла (вершинное плато) горы Уарч-Кая после успешного пролаза маршрута Red Fox

Начинать пробовать себя на скалолазных мультипитчах можно и с начальным уровнем лазания, но очень желательно все-таки уверенно лезть примерно 6а и выше, чтобы не пользоваться часто "жумаром" (специальная ручка - зажим для подъема по веревке) или чтобы не пришлось спускаться "дюльфером" (способ спуска по веревке) с середины стены.

Отдых на станции посередине стены

Поехать лазать по большим стенам в Крым лучше всего весной – в апреле-мае или осенью – в сентябре-октябре. Ибо воздух еще (или уже) не такой горячий, около 15-20 градусов в тени днем (то есть не нужно брать с собой на маршрут много воды, теплой одежды или наоборот, бояться солнечного удара), но при этом достаточно длинный световой день и приятные условия в целом – например, относительно теплое море и мало обычных отдыхающих.

Ходим по слеклайну (стропа) над водой между скал Дива и Панея, Симеиз, Крым

Пара слов о безопасности. Первые мультипитчи по высоким стенам – это очень страшно, поскольку висишь и лезешь на большой высоте и очень легко напутать с простыми и вроде как отработанными до мелочей вещами – такими как страховка, например. К этому надо быть готовым психологически и выполнять все действия и команды напарников или инструктора четко и без ошибок. Есть также пара нюансов по снаряжению – нужно иметь, помимо прочего, обязательно каску, страховочное устройство типа "стакан", "реверсо" или "восьмерка" ("гри-гри" и другие подобные устройства лучше оставить внизу, в них не заправить сразу 2 веревки для спуска дюльфером) и самостраховку (пятиметровый кусок веревки 10 мм подойдет) с парой муфтованных карабинов.

Спуск дюльфером со скалы Зуб Шаан-Каи с использованием "стакана"

И не забывайте – подъем до вершины, пусть даже и по сложному для вас маршруту – это всего лишь полпути! Нужно еще спуститься, желательно до темноты и доехать до дома. Спуск часто проходит по очень крутым тропам, а иногда по виа-ферратам или даже дюльфером, и занимает от получаса до нескольких часов в зависимости от вашего состоянии и протяженности горы, на которую вы залезли.

Вечерний вид на гору Ильяс-Кая, урочище Батилиман, Крым

Пожалуйста, старайтесь рассчитывать ваши силы и не делайте необдуманных, смелых или странных поступков при прохождении маршрутов – от этого зависит как ваша жизнь и здоровье, так и жизнь и здоровье ваших напарников, инструктора или гида.

Яйла (вершинное плато) горы Куш-Кая, после пролаза маршрута "Голубая Волная", 6б+

Интересных безопасных мультипитчей вам и хорошего отдыха!

Почему я люблю Горы?

Крым выходит из самоизоляции

Путин подарил Белоусову книгу о скальных маршрутах Севастополя

Итоги года. По версии Mountain.RU. Севастопольская Виа Феррата

Большая севастопольская тропа 2019. Как это было

Большая севастопольская тропа 2019.
    Новый участок виа ферраты на горе Ильяс-Кая

Новая виа феррата к фестивалю

Самый ожидаемый фестиваль этой осени в Севастополе

Юрий Круглов рассказывает об особенностях новой виа-фератты в эфире Вести ФМ

Большая Севастопольская тропа
    Виа-Феррата Деликли-Бурун — Ильяс-Кая

Новый путеводитель для скалолазов и альпинистов Крыма

Закончено оборудование нового участка виа ферраты «Ильяс-Кая — Деликли-Бурун»

Новая виа феррата на Деликли-Бурун и Ильяс-Кая

Знакомьтесь: новая виа феррата Деликли-Бурун — Ильяс-Кая

Вышел из печати новый путеводитель "Скальные маршруты в окрестностях Большой севастопольской тропы. Часть 1"