Автор: Кирилл Спирин, СПб
Отчет о треккинге к деревням Наар и Пху, с прохождением перевала Канг Ла
Наар Пху трек явно не относится к числу популярных в Непале. Впервые мы прошли его в 2016 году. Я тогда очень впечатлился, и осенью 2019го захотелось повторить. Что сказать — со второго захода был впечатлен ничуть не меньше! В ближайшем сезоне надеюсь провести его в третий раз.
Деревень там всего две (Наар и Пху), и основных долин тоже две, но потенциал для радиальных выходов настолько богат, что при желании можно растянуть сроки на три недели, и скучать не придется.
Вот мы и не скучали. Тем более в такой замечательной компании:
Тут, увы, не все на фотографии. Различные недуги подкосили наши ряды, поэтому через перевал Канг мы пошли не в полном составе. Таню с Грегом и Алексея пришлось отправить в обход нижним путем в сопровождении Мингмы (наиболее бойкого из портеров).
Чем хорош этот трек? Первый день вы идете по классической тропе вокруг Аннапурны, слегка обалдевая от плотности туристической инфраструктуры и от количества тех, на кого эти удобства рассчитаны. Но уже на следующее утро появляется неприметная развилка, и это — поворот в другую реальность.
Вереницы людей куда-то исчезают. Тропа сворачивает в узкую боковую долину, зажатую скальными стенами с обеих сторон (к вечеру она расширится до необъятных просторов). Запах смолы и хвои, шум бурной реки, здоровая физическая активность — все это вмиг вытесняет из головы житейские проблемы и проблемки, чаще всего надуманные, и разгоняет по ветру пестрый шлейф городских мыслишек, который до сих пор волочился за вами из аэропорта.
Смотрю на фотку с портерами, и хочется обнять каждого. Очень хорошая подобралась команда.
А это Пасанг, наш непальский гид. С ним я прошел в этом сезоне два трека: сначала Наар Пху, потом Канченджангу. Пасанга тоже хочется обнять. На фотографии он помогает хозяину ти-хауса готовить чапати, традиционные непальские лепешки из пресного теста.
Рядом с этим ти-хаусом (так называют в Непале чайные домики) мы планировали заночевать и несли с собой для этих целей палатки. Но, проведя опрос участников и оценив общее самочувствие, я решил в тот же день дойти до Метанга, где по плану мы должны были остановиться лишь завтра. Переход до Метанга занимает 1 — 1,5 часа (а для кого-то и меньше), но это лишние 400 метров высоты, поэтому надо быть осторожнее и внимательнее прислушиваться к реакции своего организма. Высота Метанга — почти 3600 м. Здесь построено несколько лоджей, они-то нас и соблазнили.
Лоджи всем хороши. Вот только есть подозрение, что именно в Метанге Лёша с Мишей подхватили лямблиоз. С уверенностью, конечно, утверждать нелья (может, стоит грешить на хозяина обеденного ти-хауса), но результат налицо. Не стану описывать симптомы. В ближайшие дни нашим друзьям пришлось несладко. Обычные антибиотики в таких случаях не помогают, на помощь приходят метронидазол и строгая диета. Миша излечился довольно быстро, а Леша промучился до самого отъезда (возможно, из-за того, что не хотел ограничивать себя в еде).
Однако, не будем о грустном. Поскольку в Метанге у нас получилось две ночевки вместо одной, то образовалось лишнее время, которым мы не преминули воспользоваться. Как это часто бывает в таких случаях, группа разделилась на две половины: кабанчики и котики. Последние предпочли расслабленный режим и отправились с Пасангом в короткую радиалку на ближайшие холмы. Кабанчики пошли вместе со мной в направлении перевала Ярча Ла.
Кабанчики:
От котиков ждем фотографию в комментариях :)
Через полтора часа после Метанга тропа выходит из зоны леса, и открывается великолепный вид на Аннапурну II, совсем чуть-чуть не дотягивающую до 8000 м.
По прошлому разу тропа запомнилась мне как полуразрушенная (скорее всего, сказались последствия землетрясения 2015 года), но сейчас ее полностью восстановили. В отдельных местах она смотрится очень живописно:
До перевала Ярча Ла мы, конечно, не дошли. Явно не хватило акклиматизации, да и вышли поздновато. Хотя теоретически, по моим оценкам, если выйти с рассветом, то за день вполне реально обернуться туда-обратно для хорошего спортсмена. Высота перевала, для справки, 4860. Мы поднялись до 4200, набрав 600 метров. Воду с трудом удалось разыскать в русле пересохшего ручья, чтобы приготовить обед и вскипятить чай.
Назад возвращались неспешно, любуясь играми вечернего света.
Следующее утро началось со спецоперации по поискам Маши. Я задержался, чтобы расплатиться с хозяином лоджа (процесс небыстрый, учитывая особенности непальского менталитета), а группа отправилась вперед во главе с Пасангом. Мы договаривались еще в самом начале, что отставшие ждут меня на развилках, но денежные расчеты заняли полчаса как минимум, и отставшая Маша меня не дождалась. Там на развилке установлены таблички с указателями направлений. Пасанг понадеялся на них, а Маша почему-то решила, что нам сегодня надо в Наар, а вовсе не в Пху, куда мы намеревались прийти на самом деле. Проходя мимо указателей, я никого не обнаружил. Неспешно догнал основной отряд и был сильно обескуражен вопросом, куда подевалась Маша. Связь там уже почти не ловит, дозвониться не получилось. Мингма помчался обратно, я отправился следом за ним и довольно скоро увидел его возвращающимся вместе с запыхавшейся беглянкой. Маша, как выяснилось, проявила незаурядные дедуктивные способности. Пройдя какое-то время после развилки и не видя впереди никого из наших, она заподозрила недоброе и принялась изучать следы. Не знаю, с лупой или без, но было установлено, что дырочки от палок смотрят в обратном направлении. Отсюда Маша сделала вывод, что кто-то проходил ей навстречу, но свою группу надо искать в другом месте. Она стала возвращаться, встретила вернувшегося за ней Мингму и задушила его в радостных объятиях. Машины приключения задержали нас не более чем на час и послужили поводом для множества шуток. Больше никто не терялся :)
Маша:
Заснеженные склоны Писанг Пика:
В Кьянге за три года моего отсутствия успели построить хороший лодж с двумя (!) просторнейшими туалетами. Мы дружно отобедали далбатом в этом гостепреимном месте.
Грег сибаритствует на ячьей шкуре в ожидании далбата. Грег — американец, по-русски не говорит. Но он приехал вместе с Таней, своей женой, со слов которой, ему не привыкать путешествовать в русскоязычных компаниях, когда после первых десяти минут политкорректного английского все незаметно переходят на родной язык :) Впрочем, у нас Грегу было с кем пообщаться, т.к. многие хорошо говорили по-английски.
После Кьянга начинается самое красивое. То самое, чем Наар Пху отличается от множества других треков и запоминается на всю жизнь.
Ущелье реки Пху Кхола здесь сужается, а ветер и время поработали на славу, образуя причудливые формы рельефа.
Река серебрится, тропа убегает вперед над обрывами.
Из растительности — только можжевельник и тронутые осенними красками кустарники, среди которых часто встречается шиповник и барбарис.
Жертвы лямблиоза:
Отсюда менее 30 километров до Тибета. Мы идем тропой тибетских беженцев и партизан кхампа.
Визитная карточка трека — падающая скала высотой более сотни метров:
Ворота в деревню Пху, стена мани с буддистскими мантрами и ошалевший от всего увиденного Михаил:
Тут много стен мани, очень много... Есть от чего ошалеть.
На освещенном холме — слабо различимый древний монастырь. А сама деревня скрыта в тени слева за поворотом.
Сфотографировал ее на следующий день при солнце:
В 2016 году гестхаусов было всего два. Сейчас их уже 5 или даже 6. Мы остановились в лодже, знакомом по прошлому разу. Так выглядит столовая:
Душа нет, водные процедуры приходится совершать на улице.
В Пху мы остановились на две ночи, и в образовавшийся свободный день тоже разделились по интересам. Кто-то захотел остаться в деревне и побродить спокойно по ее узким извилистым улочкам и живописным окрестностям. Я же, как обычно, возглавил группу «кабанчиков» и отправился с ними в радиалку на перевал Пху Ла.
Тропа частично промаркирована, но вешки не всегда удается разглядеть. В одном месте продолжение тропы нашли скорее интуитивно, по общему направлению.
По ходу движения мы тоже разделились. Леша с Машей и с Пасангом предпочли пойти в более спокойном темпе и свернули на ближний вью-пойнт. На перевал нас поднялось четверо.
Высота перевала Пху Ла — 5040 метров. На восток открывается вид на внушительный горный массив, состоящий из трех десятков шести- и семитысячников, многие из которых даже не имеют название. Наиболее известные — Химлунг, Немджунг и Кангару. Эдакий Памир в миниатюре, и всё перед тобой как на ладони. Фотографии даже близко не передают масштаб.
На юг от перевала можно пешком подняться на пологую вершинку-холм высотой 5218 метров. Что мы и сделали. Виды космические, но ветер задувал очень сильный, долго мы там не продержались.
Дима остался нас ждать у озерца под перевалом. Он там прилег на бережку, и проходящие мимо непальцы переполошились, увидев неподвижное тело. Пришлось Диме помахать им ручкой.
Перевал Пху Ла, как я понял, используется в основном пастухами для выпаса и перегона скота. В связке с перевалом Наар Ла он позволяет пройти из деревни Пху в Наар по верхам. Однако, этот путь длиннее и сложнее, чем нижняя обходная дорога. С перевала Наар Ла вряд ли увидишь что-то принципиально новое по сравнению с перевалом Пху Ла. Ущелье между двумя перевалами тоже не показалось мне особо интересным, поэтому для себя я сделал вывод, что в будущем ограничусь радиалками на перевал Пху. Явного желания пройти в Наар верхней дорогой не возникло. Хотя, конечно, зарекаться не стану :)
Вниз мы спускались неспешно, не отказывая себе в удовольствии остановиться на чайпития и поохотиться на яков (из фоторужья, разумеется).
В деревню успели спуститься как раз к самому красивому освещению.
Деревня Пху, вид сверху:
Чортены над селением:
До темноты удалось еще погулять по деревне и поглазеть на суровых местных детишек, играющих с отрубленной козьей головой. Мягкие игрушки сюда не завозили.
Вечером обнаружили, что у Леши температура чуть ли не под 40. Он сам уверял, что с ним все в порядке. Я заподозрил неладное, когда заметил, что его трясет мелкой дрожью. Сначала подумали на ОРВИ, но после допроса с пристрастием не осталось сомнений, что Леша пал жертвой кишечной инфекции или лямблиоза. Приступили к лечению...
Впереди нас ждет ночь в монастыре, праздник урожая в деревне Наар, переход через перевал Канг и возвращение на кофейно-яблочные тропы классического трека вокруг Аннапурны. Об этом — в следующем выпуске :)
|