Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, Владивосток – Петропавловск Камчатский
Фотографии из архива автора

Экстремальный выход на Авачинский вулкан в феврале 2019 года

Панорама Домашней группы вулканов, с лева Корякский, Авачинский и Козельский вулканы

Я никогда не писал Вам о самой Авачи, а ведь она не просто опасная, а очень опасная и это помнят ее жители. Это было в январе 1991 года. Это не так давно произошло извержение на этом вулкане. Сейчас все на взводе, ждут повторного извержения. А что нам говорят ученые по этому вопросу, им же деньги платят за изучение вулканов.

Вулкан Авачинский (Авачинская Сопка, Авача, Avachinsky Volcano, Avacha Volcano, Avachinskaya Sopka) расположен к северо-западу от Козельского вулкана. Вулкан входит в цепь из пяти вулканов северо-западного простирания. Расположен в 27–30 км к северо-востоку от городов Петропавловск-Камчатский и Елизово, в 55 км от города Вилючинска. Вулкан имеет сложную постройку типа Сомма-Везувий, только значительно больших размеров. Сомма имеет диаметр более 4 км. Она разрушена и открыта в юго-западной части. В восточной, ненарушенной части абсолютная высота ее кромки 2317 м.

Вулкан Авачинская сопка, собственной персоной

Извержение Авачинского вулкана в 1991 году. Лава дошла до верхней кромке конуса, заполнила его и часть ее вышло с конуса
Атрио между сохранившимися кромками и современным конусом заполнено льдом и фирном, которые несколькими языками спускаются на склоны вулкана. Современный конус расположен в сомме асимметрично. Имеет правильную форму, абсолютная высота его равна 2751 м, относительная 400–1000 м. Вершина венчается кратером. До 1991 года он имел форму воронки диаметром 350 м и глубиной 220 м. В 1991 году в процессе извержения воронка почти полностью заполнилась лавой. Небольшой поток лавы излился на южный склон конуса. В целом поверхность конуса ровная и только в привершинной части осложнена нагромождением лав последних извержений.

Судя по характеру отложений тефры, вначале отмечались 100-летние перерывы после извержений, а в последние 250 лет произошло 13 извержений. Предпоследнее наблюдалось в 1945 году, последнее было в 1991 году. 13 января в вершинном кратере произошло два довольно сильных взрыва. Затем его полость стала заполняться лавой. После полного заполнения полости кратера на южные склоны конуса излился небольшой лавовый поток, фронт которого достиг ледника, расположенного в атрио соммы в ее юго-западной части, в период между извержениями на дне и стенках кратера действовали активные фумаролы. Температура газов на выходе варьировала от 50 °С до 185 °С, наиболее высокие отмечались на его дне.

В настоящее время фумаролы приурочены к различным участкам лавы, заполонившей кратер. Наиболее мощные выходы наблюдаются в части вершины. Здесь и на многих других участках происходит проседание лавовой поверхности в результате уплотнения материала за счет его разогрева. В связи с этим не рекомендуется перемещение людей по поверхности вершины без специального снаряжения и консультаций специалистов-вулканологов.

Вулкан Авачинская сопка, собственной персоной

До недавнего времени Авачинский вулкан относился к числу наиболее активных на Камчатке. Он возник несколько десятков тысяч лет тому назад, и его правильный конус поднимался выше Корякского. Но гигантские взрывы снесли его верхнюю часть и образовали кальдеру диаметром почти 4 км. Около 5 тысяч лет тому назад со дна кальдеры начал подниматься новый конус. По своему современному строению Авача относится к типу двойных вулканов.

Взрыв вулкана был направлен на юго-запад. Раскаленные тучи газов, пепла, мелких и крупных обломков устремились в сторону Авачинской губы и, пролетев около 25 км, почти достигли ее берегов. Отложения туч покрыли землю неровным слоем до 300 м толщиной. Все всхолмленное плоскогорье к северу от Петропавловска было создано этими отложениями. Во впадинах лежат озера: Синичкино, Плоское, Воробьиное и ряд других.

За последнее столетие извержения происходили в 1901, 1909–1910, 1926–1927, 1938 и 1945 годах. Таким образом, за это время средний период между извержениями составлял 9–10 лет, а наибольший — 16 лет. Со времени последнего извержения прошло уже свыше 40 лет (книга издана в 1988 году и написана до извержения Авачинской сопки в 1991 году. — Прим. ред. сайта), вулкан молчит, ограничиваясь умеренной фумарольной деятельностью. Одни вулканологи считают, что этот затянувшийся период покоя может продлиться многие десятки, если не сотни лет, другие полагают, что вероятность извержения до 1994 года составит 65 процентов.

Кратер вулкана, заполненный лавой, выглядит в виде пробки. Летние снимки

Кратер Авачи представляет суживающуюся книзу воронку неправильной формы диаметром по верху около 400 м и глубиной около 250 м. Из расщелин в стенах и на дне кратера вырываются клубящиеся струи паров и газов. Температура боковых фумарол доходит до 150 o>С, донных — до 500–600 oС. В местах их выхода стены окрашены в желтые и беловатые тона отложениями серы, нашатыря и других веществ.

Глубина кратера непостоянна. Так, после лавового извержения 1938 года пробка остывшей лавы остановилась на глубине всего 30–40 м от верхней кромки, и спуск на дно был легок и безопасен. При чисто пепловом извержении 1945 года старая пробка была выброшена, и кратер стал значительно глубже, а спуск в него является сложным и опасным. Примечательно, что первыми спустилась в него в июле 1956 года группа школьников. Ни снаряжения, ни опыта у них не было, и риск был огромный. С тех пор изредка повторяются спуски спортивного характера и часто спускаются вулканологи, конечно, обеспеченные и снаряжением, и кислородными аппаратами.

Подъем на сам вулкан может преподать Вам урок на всю жизнь, не шутите с Авачей

А если поднялись в любую погоду Авача великолепна

Подъем на вершину Авачи технически несложен, но осторожность и дисциплина обязательны, и несоблюдение их привело уже к нескольким человеческим жертвам. О самом трагическом случае следует все же рассказать. 20 июля 1968 года погода для восхождения была явно неблагоприятная — дул сильный ветер, вершина была закрыта облаками. Но, несмотря на это, не зная ни трассы подъема, ни условий восхождения, ленинградский геолог С. Г. Котляр и его дочь Наташа, студентка пятого курса университета, пошли на восхождение. Ледорубы у них были, у геолога должен был быть и опыт. Но покрытая снегом поверхность конуса обледенела, а кошек или отриконенных ботинок у них не было. Надо было возвращаться, но они продолжали подниматься. Где-то по пути, а возможно, уже и на кромке кратера кто-то из них поскользнулся и стал съезжать, другой бросился на помощь и тоже упал. Задержаться ледорубами они не сумели. Нашли их только через двое суток у подножия конуса, разбитых и замерзших.

На Авачинский вулкан поднимаются в зимнее время вулканологи, есть причина. Вулкан проявляет агрессию

Идет забор проб в наиболее активных участках вулкана

Ежегодно подъем на вулкан совершают около тысячи человек, а не две или три как это пишут в печати. Весь маршрут, включая и транспорт, занимает два дня с одной ночевкой. Между Авачей и Корякой расположены два приюта и База ПСО, от которой и поднимаются к кратеру.

Открывается интересный вид на Корякский вулкан

Середина февраля и я опять рву по Лыжне здоровья к северо-восточному склону Авачи. Неймется. В этот раз палатку не брал. Задача одна, в первый январский выход погода не дала, то сейчас точно взойду и взошёл. Смех и грех. На этот раз я подхожу к своим знакомым местам на малый ключ, по которому люди ходят на гору Манах. Смотрите, я уже не пишу альпинисты. Честно, надоело. Все вещи и действия имеют свое название.

Труба, все что мы видим, а где Землянка?

Так выглядит овраг, место где будет вырыта моя снежная пещера

Пещера вырыта, вид сверху

Я еще раз подошел к трубе Землянки охотника. Охотников нет, дураков нет ее откапывать. А мне это нужно. Ищу овраг, посмотрел его везде на безопасность и решил рыть свое снежное убежище. Сказал, сделал. Эта статья будет опять о технике рытья пещер, уже третья. Две опубликовал в Москве и четко дал вам понять какие снежные убежища я делаю:

• Часть 1
  • Часть 2

• Так выглядит вход в снежное убежище

Так выглядит Шурф в конце работы. На лево ниша для кухни, на право ниша для спальни

Рыл долго, старый уже, не торопился. Как я вам уже описывал, сначала, рою шурф в глубину. Больше двух метров в глубину роется шурф. Роя Шурф не забывайте о потолке. Это закон, спита отвалиться. Прорыли вглубь метр и сразу роете вверх, над головой. Как минимум, стоя вы не достаете головой до потолка 25-30см. Так нужно, до утра крыша просядет. Утром приготовитесь к тому, что крышу будете поправлять по высоте. Повторяю, пещера оседает. Соблюдая это правило по высоте пещеры не устанет спина, когда будете рыть нишу для кухни и для спальни. И для комфорта. В пещере на Камчатке, при непогоде, иногда, сидят два дня, как минимум. Я всегда боролся с Родионовым Александром, когда он рыл на Камчатке с друзьями Норы в снегу. Со мной у него это не прокатывало. Ширина шурфа вопрос сложный. Я привык по своей мерки, не больше метра. Так как это будет в конце работы вход в Ваше убежище. На ночь заделывать вход будете снежными кирпичами. Зачем вход больше метра? Больше будете работать.

Ниша для кухни. Вся утварь для приготовления пищи

И так основной шурф готов. Начинаю делать нишу для кухни. Все просто, делаю пропил «ножовкой по дереву» по горизонту вдоль пещеры. Так, чтобы высота стола для кухонных принадлежностей была удобная. Я стоя работаю на кухне. Повторяю, ниша для кухни должна быть удобная для приготовления пищи. В эту снежную полость должно вмещаться все и не навалом. А как положено. Все должно быть видно, где и что лежит. Будет непогода на улице два дня, все ваше разгильдяйство будет у Вас или на одежде, или в обуви. И то и, то плохо. Не выгребали еще суп с ваших ботинок? Нет! Вот видите, все у вас в горах еще будет впереди.

Ваш «покорный» слуга, собственной персоной

Не ленитесь. И так, ниша для кухни готова. В удобном месте в этой нише, ближе к выходу из пещеры, вы делаете лыжной палочкой в потолке отверстие наружу. Это Закон. Отверстие будет служить вам, как отдушина. Когда вода закипает, пар в это отверстие будет уходить на улицу, а не оседать на одежду и спальник в пещере. Это отверстие не закрывается на ночь. У меня часто в непогоду заметало снегом эту дырку. Ночью вставал, брал лыжную палочку и восстанавливал отверстие.

Ниша готова. Можно занести рюкзак и вытащить кастрюлю, газ и горелку. Не забывайте дома небольшую кухонную доску из тонкой фанеры под горелку. Иначе вам труба. Будете выгребать суп с ботинка. Фанера предотвращает таяние снега под рабочей горелкой. Вы будете работать дальше по строительству самой пещеры и вам будет некогда следить за таянием снега в кастрюли. Все заправить в нише кухни и начать кипятить воду под чай. Это Закон. День идете, вода дефицит, а тут еще много времени работаете в пещере.

Можно не только вскипятить чай, но еще и перекусить. При этом, пока вода со снега превращается в жидкость, а потом закипает, проходит много времени. Поэтому продолжайте строить свое снежное убежище, не забывая подкидывать снег в кастрюлю, в которой Вас порадует горячий Чай.

Когда вы начнете делать нишу для спальни, вот тут на любителя. Дело в том, что люди хотят комфорта. То есть «я сижу и ем». Я тоже сижу и ем в ниши для спальни, проблем нет. Но, высота ниши у меня такая, что ноги не достают до пола. Меня уже не переделаешь, чем ниже ниша чем больше сырости на вас за ночь скапывается. И это Закон. Я это пережил и прочувствовал своим спинным мозгом.

Так выглядит ниша для спальни и вход в снежное убежище

И так, делаем пропил пилой, прямая линия вдоль всего Шурфа, от начала до конца. Повторяю, прямая линия. Чуть не так, потом спальню не восстановите. Или все ночь будете по ней на коврике ездить. Придется еще один слой снега снимать. Потом делаете мелкие пропилы в виде кубиков выше основного пропила. Повторяю, на Камчатке купленную фирменную пилу для снега можете засунуть себе в (_!_) !

Все делать нужно аккуратно. Ваше разгильдяйство, по системе на одну ночь, приведет только к экстремалу на все это время, проведенное в вашем убежище. По идеи эту ночь вы должны отдыхать. Естественно, сначала выводите своды над спальней. Они должны сходить на нет у стенки ниши. Как палатка, Полубочка. При любом раскладе ваша голова не должна касаться крыши ниши ни вечером, ни утром. Сводите на нет нишу аккуратно. Свод должна быть ровный. Если вас несколько человек от дыхания на неровностях будут образовываться капельки воды, в виде конденсата. К утру все это безобразие будет на Ваших спальниках. И кому вы такие мокрые нужны? Михалыч по весне в своей берлоги так определяет, что пора вставать. А вы так определите, что вы конченые разгильдяи.

Так выглядит Ниша спальни и вся атрибутика в ней

Своды аккуратно свели на нет в конце ниши. Начинаете лопатой выравнивать саму постель. У меня она идеально ровная. И тут закипает вода. Бросаю лопату, как будто в Пустыне оазис увидели. Я запариваю термос. Все что остается, выпиваю залпом, но пред этим забутил эту смесь Какао в кружки, что бы все было по-божески. Жидкость упала во внутрь, и ты чувствуешь привкус юга, Какао Бобов, словно попал на Бали. Потом очнулся от таких сексуальных фантазий, понимая, что ты не проститутка, а экстремал. Открываешь свой перекус. Повторяю, сначала жидкость, а потом уже все остальное. И не жрать варить, а просто восстановить свой водный ресурс в организме. Еще главная работа впереди.

У меня случай был на Камчатке. Грех взял на душу. Выгуливал на Ключевской группе вулканов не «любаньку», а Дакуса с Владивостока. Я готовлю ужин, подходит этот крендель. «Что ты готовишь?» «Каша с тушенкой», отвечаю я с восхищением. Дакус: «А у нас ведь еще Кашки есть!» Мы только что вышли с поселка Ключи, день перехода. Кашки, вроде овсянка в пакетах. Я это дерьмо беру на случай, когда уже совсем плохо и некогда жрать. Быстро заварил, проглотил и дальше погнал. Естественно, я сверкнул своим взглядом, а его никто не выносит. Это последнее предупреждение. Дакус исчез.

Комбинезон демонстрирует положение самого человека в нише

И так, какао выпил. Достал перекус, а он у меня хороший. Сыр, колбаса, сало. Что вы, что вы я не похотливый человек, в кашках не нуждаюсь. Перекусил, опять запил чаем запаренным в термосе, а он у меня на литр. Лопату в руки – работать. Ведь спальня почти готова, только планировка осталась. А можно и другой вариант взять на вооружение.

Раскладываю в нише мешки с продуктами и всю кухонную утварь. Продолжаю таить воду. Только тогда начинаю раскладывать вещи в спальне. Понимаете, снег не так быстро топится в воду. Подкладывай в кастрюлю куски снега и продолжай работать. Все разложил на кухне, а ниша для кухни у меня по живот высотой. Работай в прихожей, хоть что делай. Советую вам брать пакет для кубиков со снега. Наложили целый пакет этого богатства. В любой момент открыли кастрюлю, навалили снега и опять работа по мелочам. Когда все продумано, легко тебе. Ничего не мешает, горелки, кастрюли не переверну. Все схвачено.

Ниша для спальни, работаем дальше. Все последовательно. Если есть палатка, то стелим ее под себя. Затем коврик, спальник. Освобождаю рюкзак от всего. Все ложу рядом по бокам с ковриком. Ночью не укачусь с коврика и в рюкзак лезть не нужно, все под рукой. Разложил. Вода натаяна в кастрюле. Начинаю готовить. Не отхожу от кухни. Дежурный пока не выключишь газовую горелку, работу не сделал правильно. Это закон.

Микроклимат в пещере хороший

Все готово. Наложил в тарелку, поел, запил. Все вымыл и убрал по мешкам. Ни чего так просто не лежит на кухне после работы. Все упаковано. Вроде все пора и баиньки. «Нет, ребята акробаты, только Чай».

Снежные кирпичи для дверей. Это все я делаю за бортом пещеры. Напилил прямо на прямом снежном склоне и все перенес в пещеру. Это не большая работа, но трудоемкая. Обязательно сходить в туалет по-большому перед тем, как будете закладывать в ход в пещеру. Не сходите, будете разбивать всю свою дверную конструкцию.

Вход заделывать кирпичами тщательно. Дверь должна быть толщиной 25-30 см., как минимум. Заложили кирпичами вход, затем его забутили снегом. Снег можно сделать, разбивая остатки кирпичей ногами. Затем набираете руками снег и заделываете щели. В снежном убежище стало глухо, тихо и темно. Нет, не темно. У меня для этого есть фонарь и на лбу и, иногда, я беру стационарный бивуачный фонарь, неоновая лампа. Представляете, ее включаешь, белые своды кругом, вход закрыт и в пещере, через пять минут, свой микроклимат. Не зависимо, что за бортом. Проверено годами, «мин нет». Внизу в двери я не оставляю отверстие для вентиляции, пещера большая и мне хватает отверстия наверху пещеры, которое я проделываю снежной палкой в нише самой кухни.

Вроде все, блин нет, не все. Туалет. Я рою прямо у входа ямку. Полметра глубиной, как минимум. Приспичило ночью встал, сходил по-маленькому, снегом присыпал и опять баиньки. Все как у Аннушки.

Наступило утро, разогрел все то, что сварил с вечера, я утром не готовлю. Не когда. Есть много времени с вечера. Не замерзает кастрюля с едой. Оберните ее чем то, если боитесь и поставьте в рюкзак. Рюкзак ставьте в нишу хоть в спальню, хоть в кухню. Поел утром и на верх. Пещеру закрываю кирпичами. За всю историю моих похождений не Росомаха, ни Лиса ко мне в снежное убежище не лезли. Не было такого факта, а вот следы Росомахи на крыше пещеры были. Ночью подошла и с отдушины в потолке чувствовала, что я готовлю.

Иду на верх по основному ключу. Погоду посмотрел по интернету, ее нет. При этом утро тихое, морозное. У меня выхода нет, один раз в январе уже выходил под Авачу. Погода сбросила меня почти с третьего прижима. И сейчас погоды нет. На Камчатке ее просто нет. До первого прижима молодого борта не дошел. Как только стало рассветать, Солнце еще не было, все закрыло. Мало того, что закрыло, стал дуть ветер в харю. Пошел снег. Развернулся и домой. Поиграл и Хватит.