Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Пойду в колхоз кидать навоз

Первая ледовая школа в этом году возбудила во мне страстное желание завязать со всем этим безобразием под названием альпинизм. Завязать решительно и окончательно, поскольку я не в состоянии видеть, как самые дорогие мне люди рискуют своей жизнью.

Это было первое восхождение на смене. Маршрут Плотникова. Обычная ледовая 4А. Пятьсот метров льда средней крутизны. Отличный тренировочный маршрут, где можно не в напряг поработать над техникой хождения в кошках и конечно потренировать работу со снаряжением.

Решил идти двумя связками. Связка студентов и связка инструкторов, я и Светик. Она хотела попробовать фифы. Сначала прошла Плотникова с верхней, потом первой и вот теперь хотела закрепить полученные навыки ещё десятью верёвками льда.

Фифы — любимый девайс спортсменов, позволяющий экономить кучу сил и лезть быстро, особенно, если навыки хождения в кошках по льду оставляют желать лучшего. Но есть у них пара неприятных нюансов. На летнем льду они часто режут, а на зимнем, скалывают. Ну и в целом в плане надёжности довольно скользкий инструмент, поскольку при сколе фифы при переходе с одной на другую шансов удержаться практически нет. Получается, либо их чувствуешь на генетическом уровне, либо реально рискуешь улететь в безобидной ситуации.
Но настоящий инструктор должен познать всё.

Восхождение проходило буднично. Мы потихоньку лезли. Студенты потихоньку тупили, всё как положено на первой Горе. После седьмой веревки, когда студенты подустали, я отправил вперёд Светика вешать перила по которым мы лезли с самостраховкой, чтобы у нас случайно не началась проказа или ещё какие недуги от проклятий адептов "правильного" стиля.

Долгое нахождение на маршруте выматывает уже просто чрезмерным количеством свежего воздуха и даже Светка начала притормаживать. Она подходила к петле на конце восьмой верёвки и я подумал, что предложу ей сменить, поскольку самому очень хотелось побегать с нижней на футфангах, только что извлеченных из дальнего поднарья.... Постоянно вспоминаю гениальную мысль Насти Черемных:" в альпинизме все так изменчиво. Вот вроде только что всё было хорошо и раз....и всё плохо"...
На последнем шаге до петли Светка с криком полетела вниз.
Пролетев честный полтинник, повисла на верёвке и замерла.
К счастью не на долго.

Эта сцена из банального триллера со срывом на последнем шаге, в начале самого простого участка, выводящего на подушку на этот раз потрясла своей неотвратимой реальностью.
Реальностью, в которой пострадавшим оказалась моя Светка!

Столько раз приходилось таскать, колоть, спускать, вытаскивать, переломанных, кричащих, но ДРУГИХ! А здесь на моих глазах мой родной и близкий человек шагнул к бездне...

Быстро спустившись, застал Светика с залитым кровью лицом и здоровой шишкой на правой части лба. Её самообладание потрясло. Периодически сблевывая от сотрясения и шока, она спокойно рассуждала на тему, как жить дальше.
А вот у меня от потрясения режим спасателя включился не сразу.

Светик здраво предложила выгребать наверх, тогда как мне казалось что надо валить по петлям вниз.
В процессе обсуждения удалось таки стряхнуть с себя оцепенение и признать, что в данном случае лучше выгрести к темноте на подушку и ковылять потихоньку, чем заниматься ночным дюльферянием.

К счастью руки ноги не пострадали и Светик попробовала встать на жумары. Так она дошла до станции, которую со свистом пролетела мимо.
На станции дружно тупили студенты. Всё было не как на занятиях. Усталость и стресс от увиденного подавляли, и каждое действие давалось с трудом.

Теперь главное было не брякнуться самому с тяжёлым чувалом за плечами.
Это уже был бы полный перебор с банальными сценариями.

Пройдя верёвку, закрепил перила. Светка пошла неуверенно, поскольку координация после сотряса явно страдала. И тут я врезал себе по башке. Дебил! У меня же есть блок-ролик! А я мучаю свою Любимую перилами!

Быстро объяснив что к чему, за пять минут выдернул Светку на верёвку и полез дальше.
Теперь уже главным стала максимально собранная работа студентов.

У меня в рюкзаке две шестидесятки, но мы не можем оставить мужиков на склоне.
Поэтому после следующей веревки пришлось довольно долго ждать, но Светик держалась молодцом.

Выбравшись на подушку, стали ждать мужиков, чтобы забрать ещё одну верёвку.
Надо было как можно скорее спускаться, ибо при ЧМТ резкое ухудшение состояния, штука нередкая.
Забрав верёвку, почапали вниз, благо тропа была натоптана до состояния шоссе и сбиться с неё практически не возможно.

И тут в Светке включился инструктор.
Она шла, постоянно оглядываясь и тревожась за оставленных подопечных.
Удалось её ускорить только пообещав, что как только уложу в постель, вернусь за мужиками.
Пространство и время превратились в вязкую массу, замешанную на темноте, сквозь которую мы потихоньку пробивались домой.

Уложив Светика, пошёл выполнять обещание.
Отпустившее напряжение отняло все силы. Еле доковылял до начала траверса, наблюдая волшебную картину. В полной темноте безлунья, сверху, по невидимой лестнице спускались два светлячка. Наш триллер завершался театральной феерией больше похожей на цирковую.

Завалившись на камень в начале траверса, начал работать маяком. Этот финишный участок возвращения самый коварный и без ориентира можно запросто упилить гораздо ниже или выше, чем надо. Это я делал не раз по ночи и теперь подсвечивал мужикам выход на финишную прямую.

Бесконечный день 29 января подарил им ценнейший опыт действий в чрезвычайной ситуации. Подарил понимание, чем игра в альпинизм на занятиях отличается от реального восхождения.

А я подарил Светику пару классных тяпок, ибо две точки опоры на фифах хорошо, а четыре лучше! За тяпки громадный Рахмат Григорию из стольного града Вашингтон. Надеюсь, когда он узнает, что это уже не его тяпки, то не сильно обидится.

А мне придётся снова привыкать к лезущей первой, упертой и влюбленной в Горы моей самой дорогой и любимой Инструкторше.