Автор: Валерий Хрищатый, Алма-Ата

30 лет зимней Победе

“Вот, наконец, все четыре семитысячника нашей страны покорены в зимних условиях. Первые робкие попытки этого делались еще в шестидесятых годах. Жестокие морозы и ураганные ветры долгое время не позволяли альпинистам добиться успеха. Обморожениями и ампутациями спортсмены платили за свою дерзость, по крохам накапливая опыт зимних восхождений.

Первый успех пришел в 1986 году. Сборная команда СССР по альпинизму под руководством В. Путрина двумя группами 4 и 7 февраля достигла высшей точки Советского Союза — вершины пика Коммунизма (7495 м). Через день или два на соседний пик Евгении Корженевской (7105 м) поднялась команда Ленгорспорткомнтета (рук. Г. Чуновкин).

Два года спустя, тоже на Памире, в районе пика Ленина (7134 м) приступила к работе экспедиция Ленгорспорткомитета, возглавляемая Л. Трощиненко. В нее были приглашены три спортсмена из Казахстана. 31 января 6 из 17 участников достигли вершины.

Непокоренной осталась последняя, самая трудная и коварная вершина на Центральном Тянь-Шане — Победа. Взоры многих высотников Союза обратились к ней. 19 января 1990 г. экспедиция Госкомспорта Казахской ССР высадилась на ледник Южный Инылчек. От базового лагеря (4000 м), расположившегося на правой боковой морене под пиком М. Горького, до подножья пика Победы было километров 15.

С запада на восток на десять километров протянулся огромный массив почти семикилометровой высоты с поднятием в средней части до отметки 7439 м. Это и есть пик Победы — самый северный семитысячник мира. Вершина-загадка, вершина с особым характером.
История борьбы за ее освоение полна героизма и многократной боли утрат. Более сорока человек обрело вечный покой на ее склонах. Склоняю голову перед мужеством и отвагой людей, дерзнувших 35 лет назад бросить ей вызов. ...”

Журнал "Вокруг Света", Июнь 1990, В. Хрищатый

30 лет назад, 2 февраля 1990 года в 14:15 по местному времени было совершенно зимнее восхождение на пик Победы. Подробнее как это было можно прочитать в воспоминаниях Сергея Богомолова Пик Победы - 90 - зима и Холодное дыхание горы Пик Победы зимой Валерия Хрищатого.

Фотоматериал по зимней Победе 1990:

Геннадий Богомолов, Геннадий Михайлов, Сергей Богомолов, Валерий Хрищатый и Сергей Овчаренко перед выходом на маршрут

Артур Шегай

Врач Валентин Макаров

Подход по л. Звездочка под маршрут

Зимний Хан Тенгри

В. Хрищатый

Дмитрий Ботов

Иван Тулаев и Николай Шустров

Владимир Балыбердин

Геннадий Михайлов, Сергей Овчаренко и Геннадий Богомолов

Геннадий Богомолов и Сергей Овчаренко

Выдержка из книги "Мы растворяемся в стихии": “Врачу Валентину Макарову работы было более чем достаточно. Общая столовая палатка превратилась в лазарет”.

Годовщина восхождения на пик Победы зимой