Автор: Николай Торотенков, Красноярск
Альплагерь Алай.
Домой
Побывал я, в довесок ко всему, наблюдателем, когда Швец со Степановым по "тройке" на Домашнюю ходили. Хотя, в наблюдатели на несложные маршруты никто никогда не ходит, только на бумаге остаётся его фамилия. А я просто отлынивал от горовосхождений.
Из дневника.
- 13.07.89. Утром наши ушли наверх нести Мурашова. Шуре Зырянову поручили привести лошадь от киргизов. Спустили утром в 0800, в лагере уже ждала машина. Я наверх не ходил, оставили на кухне готовить. После завтрака все завалились спать. Данилыч попросил собрать деньги на перевозку тела. Собрали по 10-15 руб. После обеда делал котлеты с рисом. Завтра с Шурой идём наблюдателями за двойкой Швец-Степанов на 4Б Домашняя.
- 14.07.89. ... В лагерь пришёл под дождём (с наблюдения). Охламоны собираются домой. Находились. Лёг в палатку читать. Пришли Швец со Степановым.
- Завтра наши идут на подход в ущ. Кара-Су на "40 лет Победы" (Швец, Степанов, Муравьёв, Загурский, Илюнин) - делать руководство 5А Юраю. Сборы красноярские уехали. Охламоны тоже.
- 15.07.89. Утром сходил порисовать Муравьёвский камень. Потом читал Булгакова. Наши начали потихоньку собираться. После 13 час. их выпустили, до этого не выпускали, т.к. не было связи с группой на Искандере (идут уже 4-й день), но видимо ЧП нет. Играли в нарды. В третьем часу наши ушли. Пошёл дождь. Зырянов перебрался в нашу палатку. Началась гроза (у Анарова). Наблюдали интересное явление — беспрерывный гром в течение 15 мин. Уснуть не удалось. Поплёлся в столовую делать мясо с картошкой. Мясо (маринованная корова) жёсткое, варилось 1,5 часа. Искрова напекла целый таз оладьев. Наелись до отвала. Осталось нас из отряда 6 чел. (из 20).
- Поздно вечером с Шурой кормили сахаром ослицу с ослёнком.
А ещё я "ретранслятором" успел побывать, когда юраевская группа по комбинированному маршруту лезла "пятёрку" на "40 лет Победы" (4290 м) в карасумском ущелье. Их дождь застал на маршруте, а они в галошах и без тёплой одежды. Чего-то я там начспасу по рации наплёл неправду в пользу Муравьёва.
Из дневника.
- 16.07.89. Встал в 0710. Оделся, взял рацию и побрёл на перевал. Ретранслировать наших с "40 лет Победы". Они в другом ущелье и связь с базой можно установить через дополнительную радиостанцию. Меня вчера попросили исполнять эту работу. Я - "Ёрш-16", они - "Ерши-5". Сейчас сижу, наблюдаю "Утро в горах". Вот жду связи, время 0815, связь в 0830.
- На связи наши передали, что сворачивают лагерь и идут вниз. Вот так. Подробности не сообщили. Послушал все переговоры. Все группы или сидят пережидают непогоду или идут вниз. Пошагал и я вниз. Наверное, на маршруте снег и лёд. В лагере готовил обед, мыл посуду, выносил грязь, бил стекло в речке. На очередную связь в 14 час. идти не пришлось. Появился Боря. Говорит, что наверху дождь шёл всю ночь, маршрут тяжёл.
- Через час пришли все. В группе возникли разногласия. Кто говорил, что надо вверх, кто — вниз. Сходили со Швецом в кош, поменяли крупу на айран. Я поел и ушёл спать. Наши ещё долго пили водку (откуда такие запасы???). Утром, говорят, придёт машина, надо грузиться.
- 17.07.89. С утра начали собираться. Личное и общественное собрали. Считали, проверяли, упаковывали. Боря уехал на первой машине. Отдал ему текст телеграммы в СЭС. Собирались весь день. После обеда перешли на сборы столовой. Претендентов на машину много. Уедем или нет? Следующая машина будет только 21 июля. Весь вечер ждали. Играли в нарды. Слонялись вокруг столовой. Теперь, если машина придёт, на неё накинется весь лагерь. Бардак в "Алае" полнейший. Хуже нет неопределённости. Ночевали в столовой.
- 18.07.89. Машина так и не пришла. Наутро всё небо в облачности. Значит, после обеда дождь. Если размоет дорогу, застрянем надолго. Пропадут билеты. Во время завтрака почуяли машину. Наконец-то пришла. Загрузили за час. До Абрикосовой поляны шли пешком. Загрузились в автобус. Тронулись. Едем медленно с остановками, ждём ЗИЛ. Приехали в Ош в 4 ночи. Разгрузили машину. Спал 3 часа.
- 19.07.89. Разбудили мухи и муравьи. Постирал штаны, рубашку. Сдал снарягу. Боря И., оказывается, не списал 20 м репшнура и крючья. Мужики ругаются... Толпа собирается шмотки отправить грузом по ж.д. Мне кажется это авантюра, лучше повезу с собой. Парни всё же отправили груз железкой. Получил постели на всех. Завтра поедем в Андижан. Муравьёв говорит, там всё есть (как в Греции!).
- 20.07.89. Утром с Вовкой поехали на автовокзал, остальные поедут позже. Встретились в Андижане. Ходу от Оша 1,5 часа. В Андижане ни хрена не нашли. Нищета! Настрадались на жаре ужасно! Купил ведро для мусора (для фруктов). Приехали в Ош в 7 вечера. Вечером пили спирт (9 дней Мурашову). Приехали с Ленина Мишка с Пашей. Не сходили — не хватило времени. Артур остался до конца.
- 21.07.89. Последний день. Утром с Ю. Степановым поехали в г. Кара-Суу. 45 мин. ходу. Купили книг. Я купил нарды (теперь они в избе). Приехали опять по жаре. Сейчас уложил рюкзак. Надо ещё купить Веруньке игрушку и фруктов (в мусорное ведро).
А из нашего окна старая арча видна (взгляд из палатки)
Помню дорогу вниз до абрикосовой поляны. Бежали с Муравьёвым и Искровой — цветы, запахи, диковинные заросли по дороге. Гемоглобина в жилах полным-полно, здоровья через край!
Купленное в Андижане квадратное пластиковое ведро для мусора я использовал для фруктов-ягод с Ошского рынка. В самолёте ведро представлял ручной кладью. Довез до нашей гостинки на Королёва всё в целости.
Догадайтесь, где сейчас это ведро? Правильно, на даче, забито пустыми бутылками от пива...
Красноярск, 1989, 2017 гг.
Читайте на Mountain.RU:
|