Автор: Александр Сафонов, Москва

описанное им самим
сочинение господина Жюля Верна в 17 томах с прологом и эпилогом

Пролог. Кина не будет!

Около 3 часов пополуночи 8 сентября 2016, погрузив голову целиком в поилку с ледяной водой, я понял, что все равно не могу разомкнуть веки и засыпаю прямо в этой позе. Тогда я прилег на лавку и с четверть часа, не приходя в сознание, дожидался попутчика. Им оказался разговорчивый итальянец, и мы скоротали с ним остаток ночи за беседой по пути в Шардоней. Через полтора часа, вкратце изложив национальные особенности организации ультратрейлов в Италии, мой попутчик наконец спросил: “Какой теперь твой следующий проект? Может быть, Транспиренеи?” - ибо мы заканчивали последний этап 4K Alpine Endurance Trail Valle d’Aosta длиною 349 км, и сомнений, что мы сможем одолеть оставшиеся 25 километров почти не оставалось...

...Числа этак 30 июня 2018 года, за месяц до старта эпического мероприятия, о котором спрашивал любознательный итальянец, организаторы в лице Сирила Фондевиля разослали участникам по соцсетям неофициальное, зато весьма эмоциональное и довольно бессвязное уведомление, что гонка, о которой 2 года говорили большевики, отменяется, ибо на оргов “вот прямо сейчас” наехали 3 козла (участники предыдущего извода Транспиренеев, которые тогда стерли копыта, заблудились в горах и вообще умерли), и гуманный французский суд в целях экономии копыт и вообще козлов гонку запретил. Сирил писал Макрону, грозился написать даже Путину, а если тот не отзовётся - в Спортлото, но козлолюбивый французский суд не внял.

Сказать, что мы слегка расстроились - ничего не сказать. Вообще-то мы выложили в качестве стартового взноса по 1000€ плюс “экологический сбор” 50€, который возвращается после дождичка в четверг, если ни один из участников не оставит на дистанции (по которой кроме них ходят жуткие толпы жеэрдистов, ибо дистанция Транспиренеев - это маршрут GR10) ни одной бумажки, плюс плата за две ночевки в крепости Бельгард на старте в Пертю, на испанской границе в 30 км от Средиземного моря. Плюс невозвратные авиабилеты, ну и вообще летние планы. А еще мы до кучи сманили на Транспиренеи не только нашу дочку Нину, но и Аню Моисееву, и она собралась туда с семьей.

Итак, мы слегка расстроились. Деньги вроде как обещали когда-нибудь вернуть. К слову, вернули пока не всё, но завтраками кормят исправно, по первому требованию.

Французская общественность вскипела негодованием по отношения к “трем козлам” и примкнувшему к ним судье (тоже козлу) и, быстро нашла сАломоново решение - идтить самим, без оргов, судей и козлов, как ходят те самые толпы жеэрдистов. Уровень самоорганизации оказался высок, нашлись родственники и знакомые с машинами и фургонами для перевозки вещей, многие хозяева приютов, с которыми орги уже договорились, были радостно готовы нас приютить. Правда, старт решили перенести с 1 августа на 30 июля и из Пертю на море, в Баньюль-сюр-мер, для большей концептуальности, ибо оттуда-то и стартует настоящий (или -щая?) GR10. Если что, эта аббревиатура означает Гран Рандоне, Большой Переход, значить, а что означает 10 - бог весть. По этому поводу образовалось несколько групп - стартующие с моря 30 июля, стартующие от крепости Бельгард в Пертю 1 августа, среди тех и других - те, чьи сумки каждый день едут на машинках родственников и знакомых, и те, кто как Аня Моисеева идут полностью автономно.

Общее собрание назначили вечером 29 июля в Баньюле, в ресторане на набережной. За выпивкой и закуской познакомились и (внимание! никакой организации!) раздали спутниковые маячки.

На маячки надо было записываться в соцсетях. Да, неучастники сами изготовили себе дома цветные ламинированные неномера с именем, фамилией и национальной принадлежностью - чтобы нас узнавали по пути. Точно такие, как должны были раздать орги, только с надписью “OFF”, ибо наше сугубо частное мероприятия называлось теперь “Transpyrenea en OFF”, чтобы его уже ни один козел не мог отменить. На номерах среди прочего значилось: “Каждому - свой Эверест!”

Ночевали мы перед стартом в местном кемпинге, который нашли на местности с некоторым трудом. Вообще мы прибыли в Баньюль на двух электричках из Барселоны, причем из расписания выходило, что саму границу придется перейти пешком с сумками в +35 в тени, но к нашей радости электричка из Барселоны доехала до французской стороны. Приграничная французская станция выглядела как после недавней 100-летней войны, касса была закрыта навсегда на сиесту, а магазины не просматривались. На улице было, естественно, +35. До Баньюля было всего пару остановок, но ждать пришлось часа полтора.

Когда мы уже заселились в кемпинг и ставили палатку, вдоль забора прошли три подозрительные фигуры с рюкзаками. Моисеевы! Так и произошла встреча двух русских семей на далеком меридиане, которую мы немедленно отметили красненьким.

Вообще-то перед стартом гонки на 900 км полагается немного размяться. У нас был недельный походик по Ергакам с Сашей Тонисом, Дашей и Олегом Петуховыми и Катей Меньшовой, а потом довольно горный чемпионат России по рогейну в Хакасии. А у Нины не было ничего. Изначально планировалось размяться и акклиматизироваться дня три в Пиренеях в районе Рибес де Фрезер, прогуляться в Нурию и вокруг. Места зачётные.

Между прочим, как раз там рядом, в Молине, будет ЧМ-2019 по рогейну. Но старт Транспиренеев перенесли на 2 дня раньше, поэтому 3 дня в Нурии сократились до одного, однако перепланировать на ходу мы не стали. Нинины ноги и так успели покрыться сверху донизу непонятными красными пятнами - то ли от солнца, то ли от самой Нурии - и не внушали оптимизма.

Особенно впечатлила электричка из Барселоны в Рибес де Фрезер (она же идет и до Молины, а конечная у нее - Пучарда). Был вечер пятницы. Накануне рогейна тоже будет вечер пятницы. Перрон в Барселоне был забит людьми по объему. Приехала короткая электричка. Тоже забитая по объему. Влезли, только вспомнив все отечественные навыки, с разбега плечом вперед. На улице +35 в тени. Народ веселился в меру сил, у кого-то нашелся веер, им и спасались. Москва-Петушки!

Том 1. Баньюль - крепость Бельгард - Лез Иль
или “Бегите, глупцы!”

Подъем в 4:30. Бррр! И это только начало!

Предстартовый брифинг проходил в 6 утра при свете налобных фонариков на заднем дворе вокзала. Здесь, как выяснилось, главный неорганизатор Жан-Поль Фере на капоте своей машины собирал по 100€ с носа за перевозку сумок на протяжении всех 17 дней, а сами сумки тут же грузили в чью-то Газель. Или не Газель?

Расставшись с вещами, толпа неучастников дружно вышла на пристань, где долго фотографировалась вместе и по частям на фоне таблички на здании мэрии, отмечающей начало GR10. Фотографировал самый главный жеэрдист Эрик Шеньё, возможно, и сам мэр там тоже был - мероприятие широко освещалось во французской прессе.

Из моря уже вылезало красное солнце, и мудрый Лёша Моисеев воскликнул: “Бегите, глупцы!”, ибо +35 днем в тени никто не отменял. Глупцы так и сделали. Особый шарм придавало то, что с уровня моря в гору, как правило, поднимаются, а средиземноморское побережье славится довольно засушливым климатом, а лес - колючками, которые не создают тени. Словом, воды по пути ожидалось немного, а жары - немало. К тому же, необходимо было пройти до Пертю (34 км), “ну и там еще чуть-чуть, километров 10”. Вышло 48 км, 2746 м D+. И так всегда.

Мы шли с Ниной, Ира чуть сзади, Аня за ней с 20-килограммовым (!) рюкзаком. В перевозке вещей все-таки есть своя прелесть. Мы тогда еще не знали всех прелестей того, что тебе каждый день нужно непременно дойти до своей сумки, сколько бы до нее ни было километров, и в каком бы состоянии ни были твои ноги.

Вообще-то GR10 размечена красно-белыми метками, но у нее много вариантов, а наш неофициальный трек иногда не совпадал ни с одним из них. На первой же развилке мы ушли за другими неучастниками не туда метров на 100 и пропустили Иру вперед. Так до вечера и не догнали, только видели разок у пересохшего родника.

Многие убежали от нас, от кого-то убежали мы. Не все родники были одинаково пересохшими, в одном удалось умыться и набрать воды.

А потом было шале де л’Альбер на перевале Улла, где продавалась ледяная кола (Нине) и ледяное пиво (мне), и разлагалась куча неучастников, в том числе поляки Лешек и Маржена, очень классная пара. Мы довольно бодро переобулись и засиживаться не стали. Следующий пит-стоп предполагался в Пертю. Как оказалось - в общественном французском туалете на трассе в Испанию. Там тоже была вода, о-де-туалет, а в теньке сидели руководящие неучастники - Николя Шуте, Жульен Оль, кажется, Симон Биго и пара тетенек. Ира уже учесала. Да, забыл сказать, группа наша называлась “группа Нико”, на местности, в поселках, это отображалось желтыми стрелочками. Очень полезными, если их найти.

Жара стояла жуткая, а предстояло ведь подняться к крепости. Нина в ужасе смотрела на огромный холм, а я пытался успокаивать ее, что там всего-то 100 м. Это была неправда. На холм вел асфальтовый серпантин, на котором мы догнали (или он нас догнал) дона Кихота. Только очень маленького. Тоже неучастника, но автономного, с полной выкладкой. Он спросил нас по-русски: “Вы русские?” - “Да” - “А я испанский”. Оказывается, его хватил солнечный удар, и он два часа лежал в туалете! Выходит, мы, северные люди, не так плохо переносим жару. Больше мы его не видели. К самой крепости, к счастью, подниматься не пришлось, поэтому культурного шока мы не испытали.

Километров за 10 до назначенного кемпинга с сумками Нина врубила вторую космическую, и мы пошли внатяг, по-лыжному, в ногу. Очень красиво! Где-то на повороте нас даже решили снять притаившиеся в кустах китайские неучастники с обалденной оптикой.

Кемпинг был хорош. Зеленая лужайка, недалеко - кафе, жит д’этап (домик-приют для жеэрдистов) с водой и душем. Собственно, это и не кемпинг, а просто чей-то двор. Родные сумки с вещами, едой и горелками. Тепло, не жарко. Ножки отдыхают. Мозолей пока нет. Ира обогнала нас на полчаса и была четвертой из всех! Но и мы пришли довольно рано - около 7 вечера. Вот только… Мы прошли меньше, чем 17-ю часть. Как же дальше-то? Ведь будут этапы и по 70+ км, а это, если экстраполировать, 18 часов хода!

Пока мы разлагались на травке, Жан-Поль принес персики и виноград. Тогда мы еще не осознали всего масштаба “неорганизации”. Только ближе к ночи он сказал, что завтра завтрак подают в 5:30, а выход в 6:00, на час раньше, чем сегодня. Но о завтраке - во втором томе. Вечером же обсуждался следующий пункт подвоза сумок - приют Батер. Всего-то 40 км (вышло 41), но с набором 2962 м.

Расположившийся неподалеку, кажется, голландец, постоянно болтал по крайней мере на трех языках с девушкой по имени Джейн Корвальо из Бразилии, где в лесах много-много диких обезьян. Позже выяснилось, что девушке Джейн за 50, как и остальным неучастницам группы Нико, кроме Нины. А еще один сосед, испанец, не говорил ни каких языках кроме испанского, но жестами объяснил, что зовут его, естественно, Хуан. Хуан Франсиско Рохо Санчес то и дело спрашивал, тоже жестами, помню ли я его с 4К. Я поделился с ним тогда кетоналом перед финишем.

Том 2. Лез Иль - Арль-сюр-Тек - Батер

Этот день я помню смутно. Как оказалось, завтрак включен в те самые 100€ за перевоз сумок. Стол ломился от яств. Уже упомянутые персики, виноград, кексы, чай, кофе, какао, молоко, мюсли… Плюс сухпаек на ход ноги: минералку с газом и без, мини-кексики, детские яблочные пюре, вареные яички, снова фрукты, сардины в масле… Свои припасы можно было поберечь. Однако!

Мы оторвались от стола с тяжелым сердцем только в 6:10. Многие уже ушли. Шли мы дальше с Ирой вместе сразу, или она догнала нас потом, я не помню. Нина говорит, мы сначала обогнали Джейн, потом поляков а потом услышали сзади Иру, которая вообще-то была впереди. Квантовая телепортация! Ира ушла снова вперед, и мы встретились с ней только в городке Арль-сюр-Тек, до которого мы быстро бежали под горку. В этом городке мы искали отмеченный почему-то на кладбище жит д’этап, да так и не нашли, а Ира металась в поисках дороги дальше. А хотелось воды! В центре городка в кафе сидели наши, мы же отправились в магазин, только он оказался закрыт по случаю сиесты. Ждать было 20 минут, и мы присели в теньке в скверике муниципалитета, разумеется, у туалета. Заодно обработали ноги. В гастрономе давали отличное пиво и мохито. Что не допили, залили в гидраторы.

Дальше опять не помню, только Ира снова оказалась впереди. Нина уверяет, что пошел сильный дождь. Помню, проселок сменился тропой круто в гору по кустам, которая вывела на асфальт. Только что обогнавшие нас высокий француз и девушка по имени Сандра, тоже за 50, на тропу не свернули и ушли куда-то вдаль...

...Приют Батер стоял на крутом склоне, на шоссе, и выглядел как бывшая казарма. Столовая была забита жеэрдирующими путниками, но не нашими. На улице в бочке с водой отмокали давешние китайцы. А лагерь располагался чуть поодаль, в тупичке. Нас ждала Ира, горячий ужин (тоже, конечно, включенный!), общественный тент от дождя и кресла под ним, горячий душ в приюте за 1€. Стоявший снова рядом голландец в изумлении сообщил, что неорги столь добры, что готовы завтра утром собрать наши палатки сами, когда они подсохнут! И это тоже включено! Ну Жан-Поль, а также Жорж, Брижит, Эрве, Жан-Ноэль и другие! Ну дают!

Да, забыл сказать. Маячки надо было время от времени заряжать, хотя бы раз в два дня. У неоргов был дизель-генератор и куча удлинителей. А маячки были подписаны, чтобы не путались.

Том 3. Батер - г. Канигу - Пи - Манте

Мы снова вышли до рассвета, в 6:15, и довольно вяло потащились в гору по серпантину. Нас все обгоняли. Лес быстро закончился. Погоду обещали снова хорошую, но мы уже порядком поднялись, на 1500, поэтому особой жары не ожидалось. Предстоял для начала длинный траверс СВ склона в лесочке с пересечением кучи ручьев. Ира снова убежала вперед, пока Нина традиционно приходила в себя поутру. Каково же было Нинино удивление, когда мы сначала обогнали сразу 6 человек, включая Жюльена, Нико и Сандру, а потом догнали поляков Маржену и Лешека Ржешотко! Это мы еще можем кого-то догнать?!

Поляки бодро распевали “Солнечный круг” на русском, мы присоединились, спели еще кучу пионерских песен, поговорили обо всем на свете, за разговорами догнали Иру у приюта де Корталет и испили там по чашечке кофе. Маржена, оказывается, училась в Тимирязевской академии, где ее буквально носили на руках, отчего у нее остались самые радужные впечатления о Советском Союзе вообще и о Москве в частности. К слову, она оказалась моей ровесницей, что произвело на Нину неизгладимое впечатление, а о возрасте Джейн, Сандры, Шерил и Лили, о которой ниже, Нина тогда не догадывалась.

Оставив поляков допивать кофе с круассаном, мы бодро полезли на гору Канигу 2785, господствующую в этом районе. Как только высота перевалила за 2500, Нина почувствовала прилив сил и рванула. Мы снова догнали Иру, которая была сзади (?) и двойку испанцев, которых наставили на путь истинный - они собирались идти не по треку, а по маркировке, в обход горы. Гора оказалась довольно крутой, но на нее лезли и на ней тусили толпы бабушек, дедушек, детей, кошек, собак… Особенно хорош был спуск с нее лазанием, который не проходился без помощи рук, поэтому палки пришлось убрать, и все равно было страшненько, мы спускались местами лицом к склону. А на встречу всё лезли те же кошки с собаками и бабушками наперевес…

Испанцы бодро ускакали от нас вниз, Ира - за ними. На ровной тропе мы ее снова встретили, но ненадолго. Просто она сбилась, и ей пришлось возвращаться. И опять она от нас убежала. А мы помыли ноги в ручейке и длинными траверсами через перевал Зеленый и перевал Дохлой лошади к вечеру спустились в городок Пи, то есть, сбросили 1800 м. Оставался небольшой перевальчик - всего-то 700 м набора и каких-то 6 километров по горизонтали. Около жит д’этап в Пи тусили китайцы, почему-то с сумками. Видно, был у них свой транспорт.

На выходе из Пи мы пропустили тропу и были вынуждены вылезать напрямую через лес и какие-то заросшие колючками развалины. Это здорово подорвало Нинин энтузиазм. Окончательно же он угас на коротком, но каком-то бесконечном спуске с перевала Коль де Манте.

Найти нашу базу в поселке Манте оказалось тоже непросто. К счастью, было еще светло, на улице шумно выпивала общественность. На вопрос, где тут расположились транспиренеисты-ан-офф, нам сказали, что надо идти вниз, и там справа будет большая терраса. Мы спустились по узкой извилистой улочке, прошли направо до конца поселка, но террасы не нашли. Вернулись. Оказалось, мы прошли прямо под ней, а с нее нам уже махали наши.

На террасе народ уже ужинал, а спать нас отправили в отдельный номер (это была гостиница) с персональным санузлом и тремя кроватями. Это, оказывается, было тоже включено! Ира уже тут расположилась. Часть народа, не поместившаяся в номерах, ночевала в палатках на той же террасе. На наш вопрос, как тут полагается есть, хозяин ответил, что очень просто: садишься и ешь. Ням-ням. Видя немой вопрос на наших лицах, хозяин пояснил, что он (Жан-Поль) за все заплатил! Помимо замечательных макарон с яичницей, сыра и салата ужин включал графинчик домашнего вина. Каждому. Подавала хозяйка. И никакой организации!

Вышло 46,4 км с набором 3056 м. Поляки пришли на час или полтора позже нас, уже в темноте. Нина здорово устала и прилично стерла ноги, поэтому от ужина отказалась, а назавтра предстоял ужасный переход около 65 км! Кое-кто собирался выходить в 2 часа ночи…

Честно говоря, мы серьезно опасались, что Нининого запала не хватит даже на пару дней. Но пока хватало, только по утрам приходилось подолгу разгоняться.

Том 4. Манте - Болькер - оз. Буюс - портелла де ла Грава - оз. Лану - пер. Ля Кум д’Аньель - портей де Безине - Меран ле Валь
или Не спать, не жуя!

...Вышли в 5:25, Ира - попозже, но скоро нас обогнала. Сразу пошли в подъем, шлось очень тяжело, особенно Нине. Ждали прихода. Еще в темноте попался навстречу наш неучастник в красном - сказал, что у него болит живот, и он на сегодня всё. Ну дела!

Километров через 20, за двумя перевалами, у дикого приюта де л’Орри на речке Риберола сидела Лили из Индонезии. Попросила мазь от спины, мы дали ей кетопрофен. Она сказала, что Ира недавно промчалась как ракета. Значит, не так плохо мы идем. ...Вскоре за поворотом на травке прилегли Сандра с напарником. На наш вопрос она приложила палец к губам: “Не видишь, милый спит.” Лежавший ничком напарник, оказывается, спал. Однако!

Потом была череда поселков на равнине. В одном из них мы купили в магазине колу и пиво из холодильника, и жизнь стала налаживаться. Нас было догнала Лили, но снова отстала, уже окончательно. Последний поселок назывался Болькер, горнолыжный курорт. На выходе из него мы присели на лавочку передохнуть. Было 5 часов вечера, и оставалось, как мы думали, еще больше 30 км. Нина скремнилась и… побежала в горку. Дальше пошло быстрее. Помню, на шоссе какой-то мужик спросил, где тут Испания. Мы сказали, что вообще-то на юге. Его это устроило.

А потом были горнолыжные склоны, озеро, потом еще одно - водохранилище Буюс с плотиной. Здесь трек делал крюк, заходя в гостиницу. Мы туда не пошли, а просто перекусили у плотины и побежали по тропе вдоль озера.

Пришла смска от поляков, из которой мы с изумлением узнали, что они с Ирой сидят в той самой гостинице и, значит, отстали от нас почти на час. Ира помчалась нас догонять.

Вечерело. Выше водохранилища папа с дочкой лет десяти ставили палатку на живописной уютной лужайке под скалой. Состоялся такой диалог:

- Откуда идете?
- Из Баньюля.
- Давно?
- Четвертый день.
- ?! И далеко путь держите?
- В Андай.
- Сегодня?!
- Не, сегодня в Меран ле Валь.
- ?! Так это ж еще 2 перевала!
- Ну да.
- А вещи?
- Вещи там.
- Ну удачи!
Смеркалось. Достали фонари. С подъема на перевал, кажется, сзади показался Ирин фонарик. За перевалом портелла де ла Грава, на озере Лану, стоял нежилой домик-приют. Было 23:20. Мы заглянули - там прямо на каменном полу спали наши. Мы не стали им мешать. Однако на свет наших фонариков выглянула, кажется, Джейн, и спросила, не хотим ли и мы поспать. “Не, мы пойдем,” - ответили мы и пошли на следующий перевал.

...И тут я понял, что этот перевал Ля Кум д’Аньель - не последний, а будет еще один. Нина расстроилась. Но была еще надежда передохнуть или даже поспать перед ним в приюте Безине. И тут у Нины сел фонарь. Пошли с одним. А тропа тяжелая, ноголомная. Стали искать другую, выше по склону, где шел трек. Нету. Зато нас догнала Ира с запасным фонарем. Уже вместе добрались до приюта. 2:40 ночи. Там темно, но перед дверью - чьи-то ботинки. Посидели, но заходить не стали. Тропу по треку не нашли, двинулись по той, что была - авось выведет. Вывела. На поиски и тупеж ушел целый час. Заползли на перевал. А спуск - по живым камням, круто. У Нины ноги стерты “по колено”, а надо сбросить еще 1200 м! Все очень тяжело и очень медленно!

...До базы в Меран ле Валь добрались только к 7:40. Больше 26 часов на ногах! 71,6 км +4252-4866 м. Этот перегон нанес по нам сокрушительный удар!

В приюте была спальня, душ, еда. Народ отдыхал. Пришли еще далеко не все.

У Нинки страшные мозоли, ноги распухли, она сегодня дальше идти не сможет. Зато красные пятна прошли начисто. Ира говорит, что ей (Ире) нужно полежать и привести ноги в порядок.

После терзаний решаем оставить Нину на попечение Жана-Поля и Брижит. Они обещали отвезти ее на следующую базу в Сиге “в качестве сумки.” Сумками прикинулись и все остальные женщины и некоторые мужики, а поляки перешли в автономный режим, и больше мы с ними не виделись. Ира пробовала пойти дальше, но поздно вышла и забыла запасные аккумуляторы для ЖПСа, тот сел, и она была вынуждена вернуться с первого перевала и самостоятельно ехать в Сиге.

Том 5. Меран ле Валь - Рюль - Бей - Сиге
или Не спать, не жуя 2.0

Я вышел из Мераса, как его называли французы, только в 10 утра, наступив на все возможные грабли, забывая то то, то это. Мозоли, недозажившие с Хакасии и пошедшие на второй слой, болели, но спать вроде не хотелось. Трек переходил железную дорогу в Пучарду, за городом выводил в долину ручья Мургийю и километров 5 шел вдоль него вверх по течению. На разливах народ массово купался в чистой синей воде.

Я тоже очень хотел и из-за этого чуть не проскочил поворот на перевал, но меня вовремя развернули трое таких же как и я, среди которых был, кажется, Николя Лемер. Они сели передохнуть перед подъемом. Весь оставшийся день я шел один.

На перевале Крет де ля Ласс 2438 я был в 13:35. Оттуда - спуск по крутому серпантину и траверс по куруму цирка с глубоким синим озером невиданной красоты и характерным названием Этан Блё, Синий пруд стало быть.

Еще курум, перевальчик, озерко - и выход в пампасы к приюту дю Рюль около 14:50. Набрать воды из родника не удалось - сказали, что ее пить нельзя и запрещается. Я пробовал спорить, да не тут-то было. Пришлось долго набирать теплую в приюте.

Дальше был долгий и прикольный траверс от перевала Черной Земли до горнолыжной станции Бей, причем первые 4 км до перевала Дидорт весьма остренькие.

Я старался натягивать, хотелось придти не поздно. Вроде обещали 45 км до Сиге. Обманули как всегда. На горнолыжке еще работало кафе, я взял пивка и попросил горячей воды для кофе - их кофе-машина уже отключилась, но у меня был растворимый. Употребил с сардинами. Полегчало. Однако было уже 7 часов вечера. Ира, написала, что она вернулась с первого перевала обратно в Мерас и уехала в Сиге. Мне же предстояло еще 2 700-метровых нырка в ущелья речек с выходом снова на гребни. Первый зашел легко - внизу на речке л’Астон я был в 20:13, наверху - в 21:56. В ущелье царила совсем другая жизнь - полумрак, замшелые стволы, корни и камни. На подъеме я даже искупался в попавшейся весьма кстати ванне молодости. На р. Сирбаль был в 22:20, а дальше пошел какой-то треш с тропами, теряющимися на выпасах у запертых кабаней (пастушьих домиков) и разметкой, уводящей в кусты. Долго ли, коротко ли, а к 23:43 я добрался до кабань Курталь Марти в пампасах, откуда уже шел приличный проселок по открытому пологому гребню. От предложенного хозяином кофе я отказался и по этому голому гребню так и дошел до перевала Гамель к 1:15 ночи, а в 1:42 спустился с него в поселок с говорящим названием Жестье. До Сиге оставалось километра полтора вниз по тропе, но я зачем-то поперся по асфальтовому серпантину и потом не знал, как от него избавиться, ибо был он огорожен электрозабором из колючей проволоки. Призовая игра, блин! В Сиге я был в 2:20 и еще 20 минут искал лагерь (жит д’этап по поводу переучета жеэрдистов был заперт намертво и даже, кажется, заколочен), пока не заметил на перекрестке заветную желтую стрелку. Спросить, как пройти в библиотеку, в 2 часа ночи было не у кого.

В лагере все спали, но пока я залезал в палатку, Ира встала и принесла мне еду. Спать оставалось часа 2. За двое суток. Не жуя. А еще не забыть зарядить фонарь и маячок. Вышло 52,7 км +4000-4400 м набора. Словом, жестье.

Тем временем Нину, оставленную на попечение оргов, как следует подлечили. Этим занималась Магали, по пачпорту Магалу ла Русс и по совместительству жена Николя Лемера, а вовсе не врач, как можно было бы подумать.

У них это делается так: шприцем выкачивают жидкость из мозоли. Потом шприцем же закачивают туда какую-то розовую антисептическую жидкость (ОЧЕНЬ БОЛЬНО!), снова все выкачивают и заклеивают пластырем. Все! Ходишь как новенький. Только Нине точно также поступили еще и с надкостницей (или с самой костью?) большого пальца, там, где она, кость, торчит вбок. Там в кости, оказывается, тоже плескались несколько кубиков лимфы!

В процессе этих манипуляций и переезда Нина познакомилась поближе с Джейн и Сандрой, которым оказалось по 50 лет, а также с кухней неорганизаторов, когда они всем кагалом закупали по пути продукты коробками. Вообще с Ниной они все носились как с писаной торбой, особенно Жан-Поль и Брижит.

Том 6. Сиге - Гулье - р. Артье - Марк - озера Бассье - Олюс-ле-Бэн
или Как в нашу жизнь вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима

Ни об обслуживании ног, ни тем более о дУше речь уже не шла. Тем более душ и туалет были довольно далеко, на другой улице. Там же рядом был спортзал, где можно было подзарядить аккумуляторы, но он был заперт. Жорж дал мне ключ, и аккумуляторы удалось слегка зарядить, пока мы завтракали и собирались. Зато Нина готова была продолжать, и в 6:55 после короткого сна и долгих бестолковых сборов мы двинулись в путь. Ира по обыкновению быстро вырвалась вперед. Предстоял подъем на 800 метров и длинный-предлинный траверс двух-трех долин сначала вверх по течению, а потом вниз. Не весь траверс оказался унылым - когда мы в 11:30, пройдя поселок Гулье, свернули в ущелье Артье, тропа стала весьма видовой и то и дело выводила на всякие “выглидки” над обрывом. Тут мы настигли Жана-Бернара Сент-Эв. Он выглядел довольно комично в шляпе, ботинках, несерьезных бриджах и с привязанным сзади к рюкзаку болтающимся красным мешочком вроде тех, что в иных местах подвязывают под хвост лошади. Перемещался он при этом довольно быстро. К слову, не удовлетворившись Транспиренеями, он потом отправился на Тур Гигантов и благополучно его прошел. Остальные участники планировали свой летний отпуск в том же духе.

Через 3 километра выглидок была развилка с указателем: одна тропа GR10 продолжала идти траверсом аж до водохранилища, а другая, тоже GR10, очень круто спускалась к реке. По ней мы и помчались, а Жан-Бернар все никак не отставал, хоть и с мешочком. Выскочив после головокружительного спуска на шоссе у реки, мы сообразили, что трек-то пошел траверсом, а мы, выходит, срезали 7 километров. Как позже выяснилось, так и надо было. С горя решили перекусить сардинами на мосту, а Жан-Бернар приговаривал, что всем нам надо есть рыбу и мясо. И ел.

С продолжением траверса тоже вышла незадача - мы не нашли нужного отворота тропы вверх и, пройдя до конца водораздельного гребня по горизонтали, обнаружили заброшенную бетонную будку, от которой дальше строго горизонтально шел замшелый бетонный же короб метр на метр. Он был очень удобен для передвижения, пока не кончился (а может, совсем зарос), и тогда мы опять свалили на шоссе у следующей речки по каким-то псевдо-квазиям.

Выше по ущелью располагался городишко Марк, в котором мы снова слились с треком. Здесь левый исток реки бесновался в глубоком каньоне, а в нем бесновались граждане в гидрокостюмах и спасжилетах. На них открывался замечательный вид с моста, с которого они и прыгали.

Солнце порядком припекало, а меня к тому же клонило в сон. Жит д’этап оказался закрыт, но рядом удалось набрать воды и развести кофе гляссе.

Дальнейший путь снова пролегал по бетонному коробу, только был он не заросшим, а походил на оборудованную экологическую тропу.

Нина предпочитала идти впереди, но делала это настолько равномерно, что вид ее кроссовок меня буквально убаюкивал, глаза слипались, и мы пару раз присаживались вздремнуть на 5-10 минут. Ира прислала смску, что она сидит на ригеле нижнего озера Бассье и, значит, обгоняет нас почти на час - до него было метров 300 крутого подъема от короба и метров 200 поположе. Короба эти оказались старым водопроводом, собирающим воду со всех притоков и распределяющим ее по всей долине. Соответственно, все ручьи были тоже спрятаны в бетон. А ригель оказался весьма симпатичным и необычным - тропа причудливо вилась между заросшими останцами.

Самих озер только на тропе было штук шесть, в том числе Длинное и Большое, а выше верхнего, за болотом, стоял приют Бассье, где мы выпили по большой чашке кофе и под это дело попросили еще кипятка, чтобы развести “горячую кружку” борща и чего-то еще.

Темнело. Перевал обещали незлой, на полчасика. Так и вышло. Наверху, в одной из нычек на плато какая-то парочка грелась у уютного костерка. А мы(((...

По конгломератному гребню спустились на Порт де Салей и дальше серпантинами на шоссе. Внизу, в Олюсе, тем временем запускали салют. На шоссе, прямо на обочине, спали в спальниках достаточно выпившие, кажется, испанцы, а выпившие недостаточно еще не спали, покачиваясь на подгибающихся ногах. Трек дальше вел проселком по срезке. Посмотрев на этот каменистый ноголомный проселок, мы предпочли гладкий асфальтовый серпантин, потому что Нина уже с трудом переносила боль своих мозолей. Но серпантин был длиннее. Она даже пыталась идти босиком, я даже пробовал нести ее на закорках - меня хватило метров на 100. Нет, всего на 50. Оставалось только стиснуть зубы. Посколько у меня зубов почти нет, все надежды были на Нину. В Олюс мы вошли в 1:40 ночи с востока, со стороны деревни Чмаровки, и как обычно долго не могли разобраться, где же лагерь, хотя Ира писала нам разъясняющие смски. Нашли только через полчаса, причем разумеется в самом дальнем конце. Кажется, когда случайно встреченный (в два часа ночи!) местный дяденька и по совместительству внештатный неорг сказал нам, что тут еще какой-то километр, мы здорово приуныли. Кажется, мы были немного не в форме. И тут из-за угла появилась Ира.

Неорги Jean-Paul Feret, Brigitte Terle, Herve Boutier, Georges Terle

Неучастники Julien Haule, Christophe Iron, Nicolas Lemaire, Simon Bigot, Pierre Lemarechal, Juan Francisco Rojo Sánchez

Неорги Jean-Noël Olympe Olympe, незнакомые нам хорошие люди, а также Jean-Paul Féret, Evelyne Perret и Marc Boyer