Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном спортивном походе 1 к.с. по Западному Кавказу в период с 15.07.2018 по 30.07.2018
Справочные сведения (паспорт спортивного похода) Проводящая организация. Туристский клуб «Вершина» при Молодежном Центре «Лидер» г. Дзержинский Место проведения. Россия, Западный Кавказ Общие справочные сведения о маршруте.
Подробная нитка маршрута. г.Невиномысск – пос.Хурзук – дол.Узункол (погранзастава) – дол.Мырды – пер.Джалпакол сев. (1А,3400м.) – дол.Джалпакол – пер.Джалпакол южн. (1А,3330м.) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты южн. (1А, 3350м.)– дол. Чиринкол - дол.р. Уллухурзук - пос. Хурзук – г.Невинномысск Определяющие препятствия маршрута.
Состав группы Поход рассмотрен МКК: Федерацией спортивного туризма Московской области. Вводная часть Общая смысловая идея похода Поход проходил в рамках «Школы горного туризма» базового уровня. На маршруте необходимо было провести занятия, этот фактор приходилось учитывать при разработке маршрута. В походе участвовало 7 человек, под них готовилось снаряжение, прорабатывалась тактика. Район мероприятия был выбран исходя из удобства подъездов и наличия удобных мест проведения занятий «школы», компактного расположения и разнообразия препятствий, а также с целью знакомства с известнейшим спортивным районом Западного Кавказа (Гвандра). Предпоходная подготовка Регулярно проводились лекционные и практические занятия на Дзержинских карьерах и в лесу. Варианты подъезда и отъезда Из Москвы группа добиралась поездом до Невинномысска. Заранее были заказаны микроавтобус и пограничные пропуска. Из Невинномысска доехали до погранзаставы (выше посёлка Хурзук). На обратном пути от поселка Хурзук до Невинномысска группа добирались на автобусе. Из Невинномысска ехали поездом в Москву. Аварийные выходы и запасные пути В случае возникновения аварийных ситуаций из любой долины можно было спуститься в населенный пункт. Варианты запасных путей: Перевал Доломиты южный (1А) – запасной перевал Кичкинекол малый (1А) Турбаза Уллу-Кам – поселок Хурзук Был использован второй вариант. Организационные сведения Для оформления пропусков в пограничную зону, заказа автобуса, покупки газа связывались с туристской фирмой ТАУ-СЕРВИС. Тел. моб. +7-929-884-31-75 8-928-950-38-68 Борис e-mail: bezonec@list.ru На учет в ПСС встали в городе Черкесск Заявленный и пройденный маршрут Заявленный маршрут: дол.Узункол (погранзастава) – дол.Мырды – пер.Джалпакол сев. (1А,3400м.) – дол.Джалпакол – пер.Джалпакол южн. (1А,3330м.) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты южн. (1А, 3350м.) – дол. Черинкол - пер. Тешикауш (1А, 3100) - дол.р. Уллухурзук - пос. Хурзук – г.Невинномысск Пройденный маршрут: пос.Хурзук – дол.Узункол (погранзастава) – дол.Мырды – пер.Джалпакол сев. (1А,3400м.) – дол.Джалпакол – пер.Джалпакол южн. (1А,3330м.) – дол. Мырды – дол. Кичкинекол – пер. Доломиты южн. (1А, 3350м.) – дол. Черенкол - дол.р. Уллухурзук - пос. Хурзук Изменения от заявленного маршрута были. Запасные дни задействованы были Характеристика района – Западный Кавказ (Гвандра). Западный Кавказ хорошо освоен горными туристами и альпинистами. К наиболее популярным центрам относятся районы Гвандра, Архыз, Домбай, Теберда. Популярность Западного Кавказа объясняется природно-климатическими условиями, удобством подъезда. Остроконечные вершины Западного Кавказа покрыты снегом. Ледники спускаются до зелёных долин, богатейшая растительность. Всё это привлекает и новичков и опытных туристов. Климат Западного Кавказа отличается высокой влажностью, большим количеством осадков. В то же время среднесуточная температура в долинах достаточно высокая – около 15°С. Летним днём воздух прогревается до 25°С. Осень сухая и тёплая вплоть до ноября. Зима мягкая, многоснежная. Наиболее удобные подъезды до Гвандры находятся с севера - это Черкесск, Нальчик, Минеральные воды. Схема движения группы на маршруте.
График движения
Высотный график
1 – пер. Джалпакол северный 2 – пер. Джалпакол южный 3 – пер. Доломиты южный Техническое описание прохождения группой маршрута 16 июля в 06.00 наш поезд прибыл на станцию Невинномысская, где нас встречал автобус, предоставленный турфирмой «Тау-Сервис». В 12:00 нас довезли до поселка Хурзук, из-за неполадок автобуса группа вышла в направлении а/л Узункол. Там мы и разбили лагерь.
Перевал Джалпакол северный. Категория сложности – 1А, высота – 3400м Перевал Джалпакол севеный расположен в северном отроге ГКХ (хребет Куршо), между вершинами Джалпаколбаши и безымянной вершиной 3573. Соединяет верховья рек Джалпакол (северные истоки) и Мырды. Ориентация склонов – северо-запад – юго- восток.
В 09:30, подъем группы. Занимаемся фасовкой продуктов и подготовкой заброски (фото №1). В 13.30 выход группы из а/л Узункол. Идем по правому берегу реки. Доходим до слияния рек, где по хорошему мосту пересекаем реку. Там набита хорошая тропа, которая идет практически до ледника большой Кичкинекол. Там проводим занятия, обедаем и возвращаемся в лагерь. Первый акклиматизационный выход завершен.
Фото №1. Группа занимается фасовкой продуктов завтракает в а/л Узункол.
Подъем группы в 05:00, выход из лагеря в 07:35. Перешли реку. Движемся в направлении заброшенной погранзаставы в месте слияния долин Мырды и Кичкинекол по левому берегу. Оказываемся в долине Мырды, Далее проходим мимо коша к мосту на правый берег реки. Здесь автомобильная дорога сменяется тропинкой. Пройдя переход от моста, проходим мимо ещё одного коша. Здесь долина становится пологой и широкой. Около коша переходим по мосту речку на левый берег где пересекаем речку на правую сторону долины (фото №2). Склоны травянистые, крутизной примерно 25°. Тропа идёт серпантином, петляя то вправо, то влево. Доходим до ровных полян с видом на озера и встаем на обед в 12:00. Тут можно поставить множество палаток, вода из ручья. После обеда, в 14:25, группа вышла в сторону верхнего озера перевала Джалпакол. Идём в сторону гребня, а далее по гребню. Вскоре гребень заканчивается, и склон переходит в среднюю осыпь. Проходим мимо ещё одного озера, тут есть несколько мест под палатки. Дальнейшее движение по средней/крупной осыпи до верхнего цирка с озером под перевальным взлётом. Далее добрались до стоянок. Много снега. Мест под палатки не много, но поставить 3-5 шт. реально. Лагерь разбили на каменной гряде в 18:00. (фото №3).
Фото №2. Вид сверху. Подъем из долины.
Фото №3. Место стоянки лагеря.
Подъем в 06:00, выход в 10:45 в связи с плохим самочувствием одного из участников. Обходим озеро справа по ходу движения (Фото №4). Взлёт скально-осыпной крутизной 25-30°. Камнеопасно, движение осуществляли плотной группой. За 2 часа (в 13:45) ходового времени доходим от места ночевки до седловины перевала Джалпакол северный (Фото №5). Седловина перевала узкая, палатки не поставить, воды нет, тур по центру. Погода ясная, но ветрено. Сняли записку группы туристов из Нижнего Новгорода от 2.05.2018 12:30 (Фото №6). В 14:00 начали спуск с перевала Джалпакол Северный по скально-осыпному склону, высотой 30 метров, крутизной до 35° (Фото №7). Далее по открытому леднику крутизной до 20°, 150 метров по высоте. Проходим без кошек. Ледник переходит в моренные валы крутизной 10-15°. Проходим ближе к левому борту, дабы избежать выхода на скальные сбросы. На северо-западе открывается панорама с перевалами Ленинградец, Куршо, Мурсалы (Невский). Идем без обеда. Есть множество мест под палатки. Далее находим турики, которые обозначают тропу, и спускаемся по крутому конгломератному склону, крутизной 20-25°. Конгломератный склон сменяется травянистыми склонами, появляются хорошие места под палатки на траве. В 18:00 ставим лагерь на ближайшей ступени от долины. Расклад времени на прохождение перевала Джалпакол северный.
Фото №4. Обход озера слева по ходу движения.
Фото №5 . Группа на перевале Джалпакол Северный. Снимает Алехина Мария.
Фото№6. Записка группы туристов г. Нижний Новгород.
Фото №7. Спуск с перевала Джалпакол северный. Перевал Джалпакол южный. Категория сложности – 1А, высота – 3330 метра. Перевал Джалпакол южный расположен в северном отроге ГКХ (хребет Куршо), соединяет южный исток реки Джалпакол с долиной Мырды.
Подъем в 04:45. Выход в 07:00. От места ночевки идём по тропе, которая ведет правым бортом долины. Доходим до слияния долин за 4 часа. Начали подниматься вдоль реки наверх по правому орографическому берегу реки. Попытка не увенчалась успехом, спустились, встали на обед на месте слияние долин в 15:00. Перешли реку вброд в месте наименьшей силы течения (Фото №8). Поставили лагерь на ночь. Поляна большая и есть множество мест под палатки, вода из ручья. Потеряли 1 запасной день. Фото №9.
Фото №8. Группа переходит реку Джалпакол вброд.
Фото №9. Вариант пересечения реки Джалпакол. --- Невозможный вариант перехода --- Переход реки группой
Выходим в 05:25 в направлении перевала Джалпакол южный. Движение по крутому травянистому склону, ведущему в цирк перевалов Джалпакол южный и Джалпакол центральный. Выйдя на выполаживание, встречаем множество ровных площадок на траве, а вода есть в чистом ручье, также есть озеро. Далее подъем из травянистых склонов переходит в осыпь крупных камней. Передвигаться затруднительно. Далее мелкая живая осыпь со снегом, крутизной до 25°. На сам перевал лучше взбираться по снегу, если есть возможность. Камни средних размеров крайне живые (Фото № 10).
Фото №10. Вид с перевала Джалпакол южный. Седловина перевала – скально-осыпная, узкая, её ширина 4-5 метров. При желании можно поставить пару палаток. Воды нет. Фото №11. Тур располагается по центру. Снимаем записку Севастопольского клуба туристов в составе 4 человек под руководством Гавриловой А. В. от 21 августа 2017 года (Фото №12). Спуск с перевала по осыпному кулуару крутизной до 25°. Высота взлёта – 100 метров. Далее пересекаем крупную осыпь в виде гряд. Наше общее направление в сторону двух озер, которые видны с перевала (Фото №13). Далее спускаемся от озёр по руслу ручья – примерно 150 метров, а после необходимо пойти круто влево, ещё 250 метров. Здесь необходимо пройти гребень, разделяющий спусковые коридоры. Если вы дошли до нужного спуска, то увидите 2 крупных озера снизу (примерно на 150 метров ниже по высоте). Нужный спусковой коридор необходимо обязательно найти! До озёр спуск проходит по осыпи крутизной 25°. От правого озера появляется тропа на её левом берегу. От русла ручья, стекающего с озера, начинаем спускаться влево к виднеющемуся снизу круглому озеру по форме бублика. Это то самое озеро, от которого подымаются к перевалу Джалпакол северный. Наш путь проходит по скотогонной тропе. Встречается много туров. Ставим лагерь в 18:00 (Фото №14).
Фото №11. Группа на перевале Джалпакол южный.
Фото №12. Снята записка Севастопольского клуба туристов.
Фото №13. Озеро при спуске с перевала Джалпакол южный.
Фото №14. Место ночевки.
Выходим в 08:20. От озера идём левее. Разыскиваем тропу, которая спускается до самой долины Мырды. Там их очень много и большинство выводит к пересохшему ручью. Что бы попасть на нужную, держимся правее ручья, спускаемся по гребню. Спустившись на пологую часть долины Мырды, переходим речку на правый берег по мосту. Проходим мимо коша. Далее спускаемся по тропе до слияния долин Мырды и Кичкинекол. В а/л Узункол группа прибыла в 12:20. Расклад времени на прохождение перевала Джалпакол южный.
Выводы и рекомендации: перевал Джалпакол южный является осыпным перевалом. Имеется опасность попадания на скальные сбросы при неправильном выборе спускового кулуара из верхнего цирка со стороны долины Мырды. При прохождении перевала большой интерес вызывают озёра со стороны долины Мырды. Верхние озёра в сочетании с общим пейзажем можно сравнить с берегом средиземного моря в миниатюре, а средние озёра имеют очень необычный зелёный оттенок воды. Перевал соответствует 1А категории сложности. Рекомендую его для прохождения. Перевал Доломиты южный. Категория сложности – 1А, высота – 3350 метра. Перевал Доломиты южный расположен в северном отроге ГКХ, между вершинами Доломиты и 40 лет Татарии. Соединяет верховья рек Кичкинекол и Чунгур-Джар.
В а\л Узункол устроили полуднёвку. Разобрали заброску. Вышли из лагеря в 12.20. От лагеря идем по правому берегу реки. От слияния долин Мырды и Кичкинекол поворачиваем в долину Кичкинекол. До взлёта в висячую долину, ведущую к перевалу Доломиты южный, идём по грунтовой дороге. От коша тропинка круто набирает вверх, траверсируя склон то вправо, то влево. Поскольку перевал очень популярен у туристов, тропа тут основательно набита. Поднимаемся на ступень, разбиваем лагерь в 16:00. Есть ручей и хорошие места под палатки (Фото №15).
Фото №15. Место ночевки по пути к пер Доломиты южный.
Выход из лагеря в 5.30. Доходим до озер. Вблизи каждого озера имеются обустроенные места под палатки.Взлёт перевала Доломиты южный представляет собой осыпной склон, крутизной 25° (Фото №16). Взошли на перевал в 9:00. Седловина перевала широкая, есть возможность поставить палатки на необустроенных стоянк (фото №17). Воды нет. Тур стоит по центру седловины. Сняли записку группы туристов т/и «Восход» (Луганск) под руководством Свитка А. Н. 23.07.2018 (Фото№18). Спуск с перевала проходит по осыпному склону, крутизной до 25°, высотой – 50 метров. Далее по пологому снежнику – 100 метров. От снежника появляется тропа, которая спускается по осыпному склону, крутизной 25°. Вскоре осыпи сменяются травой. Тропа выводит нас на широкую поляну под названием – аэродром. На протяжении всего пути постоянно встречаем туры. Аэродром - прекрасное место для организации лагеря. Выход с аэродрома обрывается крутой скальной ступенью с возможностью прохода по широкой травянистой полке, по которой, собственно, и ведёт тропа. На одной из полок устраиваем обед. Спускаемся до реки. Разбиваем лагерь возле коша в 17:00. Расклад времени на прохождение перевала Доломиты южный.
Выводы и рекомендации: перевал Доломиты южный имеет скально-осыпные склоны. В июне-июле часть осыпных склонов покрыта снегом и представляет дополнительную сложность. Перевал очень популярен среди туристов. За исключением взлёта, с обеих сторон перевала идёт хорошо набитая тропа с большим количеством туров. Перевал соответствует 1А категории сложности.
Фото №16. Подъем к перевалу Доломиты южный.
Фото №17. Группа на перевале Доломиты южный.
Фото №18. Записка группы туристов т/и «Восход».
Вышли с м/н в 7:00. Шли по лесистой местности, далее после прохода реки по мосту началась грунтовая дорога. В поселке оказались в 21:05. Вес группового снаряжения + продуктов на 1 мужчину составил – 11,5 кг, на 1 женщину – 5,2 кг Перечень перевалов, отражённых в фотоматериалах. Джалпакол северный (1А, 3400 м) – фото № 5 Джалпакол южный (1А, 3330 м) – фото № 11 Доломиты южный (1А, 3350 м) – фото № 16, 17 Заключение Туристский клуб «Вершина» при МБУ «Молодежный Центр «Лидер» г. Дзержинский в количестве 7 человек прошла горный маршрут первой категории сложности по Западному Кавказу, в районе Гвандра с 15 июля по 30 июля 2018 года. Поход проходил в рамках «Школы горного туризма» базового уровня. Целью было получение опыта прохождения перевалов 1А и повышение туристического опыта в горно-спортивных путешествиях. Запланированный маршрут, который прошла группа, соответствует заявленной, первой категории сложности. В итоге было пройдено три перевала. Высота перевалов составляет 3350 – 3400. Погода была в большинстве своем ясная, без дождя. В процессе маршрута команда показала себя организованной и сплочённой. В группе были тёплые, доброжелательные отношения и взаимовыручка. Все участники смогли преодолеть сложности похода, первой категории. Физический и моральный потенциал нашей группы был высоким, что позволило полностью пройти запланированный маршрут. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||