Автор: Александра Муранова , г.Москва

Отчёт о горном маршруте I к.с.по Ц. Кавказу (Приэльбрусье), совершённом в период с с 19 по 30 августа 2018 года.

Справочные сведения

Категория сложности

Первая

Протяженность

99,3 км всего (по GPS–треку)

97 км в зачёт

Продолжительность

общая 12 дней

ходовых дней 12 дней

Сроки проведения

19–30 августа 2018 года

Максимальная высота

3691 м (перевал Балк–Баши)

Максимальная высота ночёвки

3500 м (перевал Летчика Машкова)

Суммарный набор высоты

5200 м

Суммарный сброс высоты

5250 м

Пос. Верхний Баксан – пер. Сылтран (н/к, 3441) – р. Субаши – пер. Джикаугенкёз (1А, 3520) – ледовое плато Джикаугенкёз – Джилы–Су – поляна Эммануэля – плато Ирахиксырт – пер. Балк–Баши (1А,3691) – р. Битюктебе – пер. Кольцевой (3350)+пер.Лётчика Машкова(3500) (связка, 1А) – ледник Кюкюртлю – р. Уллу–Хурзук – пос. Хурзук

Пройдено локальных препятствий

из них: н/к

2+1 траверс

К отчёту прилагаются:

– альбом фотографий и карт, ссылки на них в квадратных скобках: [1.1]

– файлы треков и точек

– файл со списком отчетов, использованных для подготовки

Выпускающая МКК:

Маршрут утверждён МКК ФСТ ОТМ 177–00–56666552 в составе Ярошевский А. Э., Мирошкин С.В., Логинов В.М. 15 августа 2018 года

Схема маршрута [0.1]

План–график заявленный и выполненный

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВЫПОЛНЕННЫЙ
пос. Верхний Баксан – р. Сылтрансу 1 Вс 19 пос. Верхний Баксан – р. Сылтрансу
р. Сылтрансу – оз. Сылтранкель. Осыпные занятия 2 Пн 20 р. Сылтрансу – оз. Сылтранкель. Осыпные занятия
оз. Сылтранкель – пер. Сылтран (н/к, 3441) – р. Мукал – р. Мкяра – р. Кыртык – р. Субаши 3 Вт 21 оз. Сылтранкель – пер. Сылтран (н/к, 3441) – р. Мукал – р. Мкяра – р. Кыртык – р. Субаши
р. Субаши – стоянки под пер. Джикаугенкез 4 Ср 22 р. Субаши – стоянки под пер. Джикаугенкез
м. н. – пер. Джикаугенкез (1А*, 3520) – лед. плато Джикаугенкез – ручей Бирджилысу – «Зубы дракона» 5 Чт 23 м. н. – пер. Джикаугенкез (1А*, 3520) – лед. плато Джикаугенкез морены ледника Джикаугенкез
м. н. – источники Джилису – База МЧС (Лакколит). Заброска. Прогулка по водопадам 6 Пт 24 м. н. – ручей Бирджилысу – «Зубы дракона» – источники Джилису – База МЧС (Лакколит). Заброска.
м. н. – ур. Ирахиксырт – под пер. Балк-Баши 7 Сб 25 м. н. – ур. Ирахиксырт – под пер. Балк-Баши
м. н. – пер. Балк–Баши (1А, 3689) – спуск в д. р. Битюктюбекол – нарзанные источники 8 Вс 26 м. н. – пер. Балк–Баши (1А, 3689) – спуск в д. р. Битюктюбекол – нарзанные источники
м. н. – р. Чайтесу – пер. Кольцевой (3350) – пер. Летчика Машкова (3500) (1А, траверс) 9 Пн 27 м. н. – р. Чайтесу – пер. Кольцевой (3350) – пер. Летчика Машкова (3500) (1А, траверс)
м. н. – спуск в д. р. Уллу–Хурзук – подъем к месту ночевки под пер. Тешикауш (Куршоу Нижний) (1А, 3412) 10 Вт 28 м. н. – ледник Кюкюртлю (ледовые занятия) – д. р. Уллу–Хурзук
м. н. – пер. Тешикауш (1А, 3412) – спуск в долину р. Уллукам 11 Ср 29 Спуск по долине реки Уллу–Хурзук
спуск до впадения р. Чиринкол – подъем по долине р. Чиринкол до впадения р. Чунгурджар 12 Чт 30 Спуск по д. р. Уллу–Хурзук в п. Хурзук, отъезд
подъем по долине р. Чунгурджар до аэродрома – подъем до перевала М. Кичкинекол (1А, 3180) – спуск к озеру под пер. М. Кичкинекол 13 Пт 31
спуск в долину р. Кичкинекол – спуск в а/л Узункол – отъезд 14 Сб 1

Отличия выполненного план–графика от заявленного и их причины

Среди участников нашей группы были два гражданина стран СНГ, поэтому документы для пропусков в пограничную зону были поданы нами в конце июня. К сожалению, письмо потерялось, а узнали об этом мы лишь 1 августа. Маршрут пришлось спешно изменить, оставив возможность прохождения двух перевалов (Тешикауш, Кичкинекол Малый) при условии получения нами пропусков на маршруте (с продуктовой «заброской» в Джилы-Су или на погранзаставе в Узунколе). Получить пропуска до окончания маршрута так и не удалось, поэтому мы приняли решение закончить поход раньше. От прохождения перевалов Тешикауш и Малый Кичкинекол пришлось отказаться ввиду отсутствия пропусков в погранзону.

Ледовое плато Джикаугенкёз прошли медленнее, чем было запланировано, спуститься к минеральным источникам не успели. Перевал Балк-Баши прошли быстрее, чем планировали. В остальном шли по графику.

Общегеографическая и туристическая характеристика района

Районы Приэльбрусья и Узункола изучены хорошо, как с физико-географической, так и с туристской точек зрения. Первопрохождение в этих местах совершить сложно. Однако для походов низких категорий трудно найти район более подходящий. Хорошая транспортная доступность и дешевизна, не слишком большая высота с возможностью организовать плавную акклиматизацию, интересные перевалы различной сложности, снежно-ледовые, скальные и осыпные препятствия, обилие описаний, возможность легко организовать заброску продуктов без временных затрат, возможность купить недорогое топливо для горелок (цены на газ и бензин ниже, чем в Таджикистане и Киргизии).

При планировании маршрута по Приэльбрусью и Узунколу стоит учитывать, что снежные препятствия ко второй половине августа становятся скально-осыпными или ледовыми, сложность может возрасти на полукатегорию, а иногда и на две. Повышается камнеопасность многих препятствий. В то же время в августе на Кавказе часто устанавливается прохладная ясная погода.

Общая идея и организация похода.

При планировании похода, выбора района и маршрута использовались следующие критерии:

- небольшие материальные затраты (ввиду того, что для многих участников это был первый большой поход, была необходимость покупки снаряжения, хотелось снизить расходы на трансферы и т.д.)

- транспортная доступность района и маршрута, наличие аварийных выходов и возможность организации продуктовой «заброски»

- возможность организации плавной акклиматизации

- возможность совмещения в одном маршруте разных видов рельефа (удалось «попробовать»: травянистые склоны, конгломерат, осыпи разного размера и подвижности, лед открытый и зачехленный).

Из общественного технического снаряжения нами были взяты с собой веревки для организации связок по три и четыре человека (всего пять), ледобуры (2 штуки на связку), петли, кордалеты (несколько на группу), а также кошки на каждого участника. Для похода в конце августа найти кошки на всех оказалось несложно. Все взятое нами снаряжение пригодилось при прохождении маршрута и на занятиях.

При подготовке к походу участники регулярно занимались общей физической подготовкой (бег 5-15 км), слушали лекции, участвовали в семинарах и практических занятиях на местности и в помещении (с 18 февраля по 27 мая было проведено 10 тренировок на местности). Группа принимала участие в клубной «Звездочке», несколько участников успешно финишировали на ММБ-Весна 2018. Проверка технических навыков на местности проводилась в рамках Московского городского кросс-похода по классам «Б» и «Б+».

Еще на этапе подготовки к походу стало ясно, что группа слишком большая и ввиду этого маломаневренная. Было принято решение разделить группу на две независимые части, имеющие руководителей, должности и снаряжение, которые при этом проходили один и тот же маршрут. В обеих группах присутствовали опытные участники. Группы формировались с учетом пожеланий участников и руководителей. Вторая группа формировалась из более опытных и самостоятельных участников, для управления которыми не требовался авторитарный стиль руководства в условиях нашего похода.

Логистика, документы

Погранзона

В России существует «пограничная зона» и «пятикилометровая полоса…», первая включает в себя вторую. https://www.risk.ru/u/img/72/71825.jpg Согласно приказу ФСБ РФ № 515 от 15.10.2012 http://www.fsb.ru/fsb/npd/more.htm21id3D1043731040fsbNpa.html, пункт 1.2.1.4.м) гражданам России для входа в пограничную зону, но не входя в пятикилометровую полосу, достаточно паспорта. На местности на границе пятикилометровой зоны на тропах стоят соответствующие знаки.

Иностранным гражданам для входа в пограничную зону и россиянам для входа в пятикилометровую полосу необходимы пропуска. Заявление на оформление пропусков можно подать следующими способами:

1. Обратиться в отдел ПУ ФСБ лично.
2. Обратиться в отдел ПУ ФСБ через портал ГОСУСЛУГИ.
3. Отправить заявление на получение пропуска посредством e-mail.

Срок оформления: до 30 дней для граждан России (хотя может повезти и через 2 дня дают, но рисковать не стоит) и до 60 дней для иностранцев. С 1 января 2018 года внесены изменения в административный регламент ФСБ по выдаче пропусков. Изменена форма заявлений и сокращены сроки рассмотрения заявлений граждан РФ с 30 до 15 рабочих дней, иностранных граждан с 60 до 30 рабочих дней (но реально в 2018 году эти сроки не соблюдались).

Пропускные пункты на маршруте по КЧР находятся на слиянии Узункола и Кубани, выше альплагеря Узункол на слиянии Мырды и Кичкинекола, а также в районе «Ворошиловских кошей» (хотя в 2017 году пограничников в том месте мы не встретили). Погранзона в КБР проходит южнее Баксанского шоссе, поэтому для прохождения нашего маршрута пропуска не требовались.

МЧС

Так как «Российская Федерация – социальное государство» (Конституция РФ, ст. 7, п. 1), то на территории России МЧС бесплатно и достаточно квалифицированно спасает пострадавших. Регистрироваться в МЧС следует, сейчас это можно сделать по электронной почте (в КЧР pso272@mail.ru, в КБР (Эльбрусский ПСО) emcomelbrus@yandex.ru или лично в поселке Терскол). Заранее (примерно за неделю) послать данные группы (ФИО, адреса, маршрут и т.д.), при выходе на маршрут сообщить оперативному дежурному, после окончания маршрута – тоже сообщить оперативному дежурному!

Страховка

Страховку оформляли по желанию (не граждане РФ – обязательно). Мы не нашли нигде достоверного перечня бесплатных медуслуг для не граждан РФ, поэтому решили обезопасить себя страховкой. Несколько человек оформили страховку в компании «РЕСО-Гарантия» по программе «Спорт-2» (мы, посоветовавшись со страховыми агентами, предположили, что программа «спорт 4» рассчитана на бОльшие высоты и сложность).

Транспорт

О заезде и заброске договаривались с Борисом Саракуевым (фирма "Тау-Сервис", (bezonec@list.ru). Впечатления остались самые положительные. Наш турклуб несколько лет сотрудничает с Борисом, плохих отзывов мы не слышали. Водителем был Сагит (фамилии, увы, не знаем). Приезжал всегда вовремя (обычно терпеливо ждал копошащихся нас).

Заезд в район Баксанской долины наиболее удобен от железнодорожного вокзала г .Минеральные Воды. Но в силу того, что ж/д билеты были куплены нами до изменения маршрута, организация трансфера была не очень логичной. Мы заезжали в поселок Верхний Баксан из Невинномысска. Путь от Невинномысска занял 4,5 часа. Заказ автобуса ПАЗ стоил 18 тысяч рублей, в нём нормально разместились 17 человек с рюкзаками (один участник присоединился в Верхнем Баксане). Автобус от Хурзука до Невинномысска стоил 17 тысяч рублей.

Заброска продуктов к источникам Джилы-Су стоила 6,5 т.р. и осуществлялась непосредственно в день нашего прибытия (надеялись, что пропуска успеют сделать).

Проживание

На поляне Эммануэля («Лакколит») жили в своих палатках, за сутки – 100р с человека. Территория большая, много коммерческих палаток (отсюда начинается маршрут восхождения на Эльбрус с севера). На территории «базы» есть несколько кафе с довольно высокими ценами (работали не в «полную мощность», т.к. сезон восхождений уже подходил к концу), душ, баня (весьма дорогая), туалеты, очень хороший минеральный источник. Преимуществ стоянки на базе мало, но, видимо, стоять «за забором» нельзя (забор весьма условный – коровы ходят спокойно (берегите вещи – съедят =)).

Закупка еды, газ

Все продукты мы закупали и паковали в Москве, а везли на поезде, поэтому проблем с весом не было. Газ закупали в «Альпиндустрии» г. Пятигорска, заказывали заранее. Цена составила 350р за большой (450г) баллон, он сразу был в автобусе на вокзале. Его привез на вокзал Невинномысска один из участников. Газ брали из расчета 65 г/чел/день, оказалось очень много т.к. поход сократился, снег не топили, а горелки работали исправно.

Связь

Мобильный сигнал в большей части района отсутствует. Связь была на курорте Джилы-Су и на поляне Эммануэля (был даже интернет).

Для связи брали спутниковый телефон системы Thuraya (XT). Аппарат и sim–карту GTNT арендовали в http://rentsat.ru. Связь была везде, иногда ненадолго терялась. Писали смс раз в день, иногда совершали звонки (1 минута 50 р, 1 смс 19 р (с НДС)). На сим-карты системы GTNT можно писать бесплатные смс с сайта http://sms.gtnt.ru .

Техническое описание маршрута

Перевал Сылтран

от пос. Верхний Баксан до долины устья реки Мкяра

Соединяет

р. Сылтрансу - р. Мукал (р. Кыртык)

н/к

3441 м

43°20'8.52"С, 42°39'54.30"В

ССЗ-ЮЮВ

Травянисто-осыпные, тропа

Из долины реки Сылтрансу в долину реки Кыртык 21.08.2018

Не найдена

участок пути характер рельефа ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ
От пос.В.Баксан до места ночёвки у коша Дорога, переходящая в тропу. 2:40/3:30/4:40 6:20/9:30/12:40
От коша до озера Сылтранкель Травянисто-осыпные склоны, тропа 2:50/4:40/6:20
От озера Сылтранкель до седловины Мелкоосыпной склон, до 25°, тропа 0:50/1:20/1:40
От седловины до спуска со ступени долины р. Мукал Средне- и мелкоосыпные, травянисто-каменистые склоны, тропа 1:20/2:20/2:50 3:10/5:30/6:40
Спуск со ступени долины р.Мукал Тропа по скальньно-травянистым полкам. Травянистый склон 0:45/1:10/1:10
Спуск к мосту через р.Кыртык у коша Травянистый склон, тропа 0:45/1:10/1:40
Подъем к месту ночевки за кошем Травянистый склон, 15° 0:20/0:50/1:00
ИТОГО: 9:30/15:00/19:20

Старт – п.Верхний Баксан

СТАРТ

43°18'40.77"

42°45'6.31"

Место ночёвки на поляне ниже коша

НОЧЁВКА 19-20

43°19'17.25"

42°42'48.50"

Мост через реку Сылтрансу выше коша

МОСТ СЫЛТРАНСУ

43°19'20.79"

42°42'38.19"

Место ночевки у озера Сылтранкёль

НОЧЁВКА 20-21

43°19'39.72"

42°40'28.55"

Начало левого истока реки Сылтрансу на перевальном взлете

РУЧЕЙ

43°19'53.07"

42°40'2.37"

Удобные площадки под пер.Сылтран, ЮВ склон

МЕСТО ДЛЯ ЛАГЕРЯ

43°20'0.69"

42°39'59.14"

седловина

ПЕРЕВАЛ СЫЛТРАН

43°20'8.52"

42°39'54.30"

Мост через реку ниже коша

МОСТ КЫРТЫК

42°38'58.77"

cхема прохождения [1.0]

необходимое снаряжение:

личное: каска, трекинговые палки или ледоруб (желательно)

выводы и рекомендации

Перевал Сылтран – некатегорийное препятствие. Рекомендуется для прохождения в походах от 1 к.с. Может быть рекомендован в качестве первого перевала. Совершать подъем на перевал за один ходовой день в начале похода не рекомендуется (слишком большой набор высоты для неакклиматизированного человека).

день 1, воскресенье, 19 августа.
ЧХВ первого 2:40
ЧХВ последнего 3:30 3:00
ГХВ 4:40 4:30
пройденное расстояние 2,4 км
набор высоты 815 м
высота старта 1515
максимальная высота 2330
высота ночёвки вечер 2330

Погода: утром ясно, днем ясно и жарко, после обеда – облачно, без осадков.

Времена в тексте даны по группе Мурановой, если не указано дополнительно.

Сегодня самый первый день похода. Наша цель – плавно набрать высоту и встать на ночевку у коша в долине реки Сылтрансу.

В 2:40 приехали на вокзал Невинномысска. Встретили здесь двух участников и дождались еще одну, которая приехала на другом поезде. В 3:50 выехали на заранее заказанном автобусе в Верхний Баксан. В 8:20 приехали в Верхний Баксан (через 4,5 часа) и выгрузились на берегу реки неподалеку от магазина. Здесь к нам присоединился еще один участник. Разобрали заброски, уладили все вопросы, встали на учет в МЧС (Эльбрусском спасотряде и КЧР), сообщили в МКК о выходе на маршрут. Решили тут же позавтракать, решение оказалось правильным: за углом одного из домов стоит колонка, а на протяжении всего нашего подъема воды мы не встретили. [1.1], [1.2]

Поселок Верхний Баксан – место, откуда стартуют гонки Elbrus World Race – голубая и желтая разметка сопровождает нас до самой седловины перевала Джикаугенкёз (то есть почти 3,5 дня пути). Разметка очень хорошая – потерять почти невозможно: раз в два-три метра на камне есть пятно. Мы не раз восхищались терпением ребят, которые эту разметку делали.

В 10:30 и 10:40 выходим двумя группами из Верхнего Баксана в направлении долины реки Сылтрансу. [1.3] От поселка на правый борт долины поднимается хорошая проезжая дорога. [1.4], [1.5] Идти жарко. Вскоре открытый склон заканчивается, и мы входим в лес. [1.6] Но тут нас поджидает новое препятствие – заросли спелой малины. Преодолев препятствие, в 14:20 (через 4 часа от В.Баксана) мы выходим на луг. [1.7] Вдали виден кош. Это наша цель на сегодня. [1.8] Для того, чтобы попасть к месту ночевки, переходим ручей, а затем речку Сылтрансу по камням. [1.9], [1.10]. Из левого берега реки бьет ключ (из трубы). Поднимаемся на берег реки, справа от нас хорошая ровная площадка. [1.11], [1.12] Можно поставить множество палаток. В 15:15 мы встаем двумя лагерями. Выше нас по склону ходят лошади, а мы ходим их гладить. Сегодня по плану больше никуда не идем: после долгой дороги хочется отдохнуть в хорошем месте, да и набирать высоту нужно плавно.

С 17 до 18ч часть группы ходила погулять на разведку на 200 м повыше. Выяснили: тропа идет, через речку есть мост.

Отбой в 20:30.

день 2, понедельник, 20 августа.
ЧХВ последнего 4:40 3:20
ГХВ 6:20 5:10
пройденное расстояние 4,1 км
набор высоты 860
высота ночёвки утро 2330
максимальная высота 3190
высота ночёвки вечер 3190

Времена в тексте даны по группе Мурановой, если не указано дополнительно.

Погода: утром ясно, днем ясно, без осадков.

Сегодня наша цель – подняться до озера Сылтранкель. Подъем дежурных 4:45, общий 5:00, выходим в 7:00 с места ночёвки чуть ниже коша на реке Сылтрансу.

Прошли кош, перешли реку Сылтрансу по бревенчатому мостику, идем по тропе по травянистому склону. [1.13] Идем в темпе 17/10, сильно растягиваемся, вторая группа идет более плотно в темпе 25/15, сказывается разный уровень участников. Тропа хорошо размечена, петляет между участками средней осыпи по орографически правому берегу Сылтрансу. [1.14] В 10:30 (через 3,5 часа от выхода из лагеря) начинаем подъем на ступень долины. [1.15], [1.16] Долина становится каменистой. Тропа забирает вправо ПХД в обход дамбы, за которой находится озеро, поднимается на ступень. [1.17] В 12 ч (через 5 часов после выхода с м.н.) входим в карман старой морены. [1.18], [1.20] В желобе слева ПХД – остатки старого снежника. Несколько участников чувствуют себя неважно: немного тошнит, кружится голова – сказывается влияние высоты: за два дня поднялись на полторы тысячи метров. У одного из участников симптомы окончательно проходят лишь на следующий день после спуска.

В 13:30 (через 6,5 часов после выхода с места ночевки) пришли на озеро Сылтранкель, поставили лагерь и начали купаться и готовить обед. [1.19], [1.21] На озере много мест под палатки. Вместе с нами стоят еще несколько групп. У озера встречаются суслики и ласки, неподалеку пасутся горные козлы. Их, в отличие от коней, не погладишь. Воду берем в ручье – левом истоке Сылтрансу, который стекает с перевального взлета.

В 16 ч для тренировки и активной акклиматизации отправились на осыпные занятия. [1.22] Сначала ходили по слежавшейся средней и крупной осыпи по одному и плотной группой, учились динамическому равновесию. После этого отправились на склон хребта сильно правее перевала. Минут 15 шли к нему по крупной осыпи. Склон сложен очень живой средней и мелкой осыпью. Можно отлично тренировать навык аккуратного хождения (задача: подняться до определенного места, не уронив ни одного камня). Разошлись широко по склону и начали подъем. В одном месте есть прекрасный осыпной «лифт». Кататься всем понравилось. Обратно в лагерь вернулись в 18:30. Набрали и сбросили около 200 м.

день 3, вторник, 21 августа.
ЧХВ первого 3:50
максимальная высота 3440
высота ночёвки вечер 2530

Времена в тексте даны по группе Мурановой, если не указано дополнительно.

Погода: Утром туман, ветра нет. В первой половине дня солнечно, тепло. Во второй половине дня слегка моросит дождь, но быстро прекращается.

Сегодня нам предстоит пройти наш первый перевал – Сылтран и спуститься в долину реки Кыртык.

Подъем дежурных 4:45, общий 5:00, выход от озера Сылтранкёль в 6:55.

Пересекаем слегка заболоченное плато, подходим под взлет перевала Сылтран. [1.23], [1.24] По склону поднимается тропа, склон пологий, не более 25°. Справа от тропы ПХД течет ручей (левый исток Сылтрансу), почти под седловиной есть хорошие площадки для палаток. Через 1:20 после выхода с места ночевки выходим на седловину перевала (последний в 8:30). [1.25], [1.26] Седловина перевала широкая, мелкоосыпная. Почему-то на ней сложено сразу несколько туров. Однако записку не находим. Здесь можно поставить несколько палаток, но воды близко нет.

В 9:00 начинаем спуск с перевала Сылтран по тропе вдоль правого истока реки Мукал. [1.27], [1.28] Тропа идет по средней и мелкой осыпи. [1.29] Местами встречаются участки смерзшегося конгломерата и линзы льда. Ниже тропа выводит на пологую травянистую полку, в реке появляется вода. [1.30] Тропа то спускается к воде, то уходит вверх на склон. [1.31], [1.32]

В 10:50 (через 1:50 после перевала) связываемся по рации с первой группой. Они дошли до скальных сбросов, разведывают путь. В 11:30 (2,5 часа от седловины) подходим к опасному участку тропы (замечают ли бегуны EWR небольшую предупреждающую табличку?). Размеченная тропа спускается по скальным полкам на травянистый склон. Спуск очень крутой. В дождливую погоду может быть скользко (на большой скальный выход можно попробовать повесить верёвку), сейчас скорее страшно, чем объективно опасно. Берем ледорубы, делимся на пары (мальчики и более сильные девочки страхуют верхнего снизу) и спускаемся, выдерживая интервал, чтобы не сыпать друг на друга камни. [1.33], [1.34] Одному из участников страшно, спускается очень медленно. Остальные участники прошли участок скал быстро, ждут ниже на склоне – готовят сухой обед. Закончили спуск в 13:05 (4 часа от перевала). Обедаем полчаса, после чего в 13:40 продолжаем спуск вдоль реки Мкяра (после слияния с Субаши – Кыртык). [1.35], [1.36] На нашем, правом берегу, напротив коша есть хорошая стоянка на скальном мысе (воду можно брать из ручья под стоянкой), но мы решаем перейти реку и пройти немного по левому (ор.) берегу.

В 14:45 ниже коша переходим мост через реку Кыртык (6 часов от перевала Сылтран). [1.37] Проходим по левому берегу вверх по течению и в 15:15 встаем на ночевку на пологом холме. [1.38] Возле холма со склона стекает ручей. Места маловато, но мы смогли уместить все палатки. В коше купили сыр, хлеб и молоко. Прекрасно посидели с гитарой, полюбовались в телескоп на луну и звезды, к 22 ч. разбрелись по палаткам.

Перевал Джикаугенкёз от места ночёвки в долине реки Кыртык до курорта Джилы-Су

р. Субаши (Кыртык) – лед. Джикаугенкез

Категория

1А по факту прохождения (1А* по классификатору)

3552 м (по GPS)

Координаты

43°21'11.82" с.ш. 42°33'38.29" в.д.

ЮВВ-СЗЗ

характер склонов

Травянисто-осыпные, тропа по конгломерату, открытый ледник

дата и направление прохождения

Из долины реки Субаши к леднику Джикаугенкез (в долину реки Бирджалысу)

23.08.2018

снята записка

Дмитрия Покревского от 17.08.2018 группы «Спортивного туристского клуба «ГОРИЗОНТ», г.Ульяновск, под руководством Сапрыкина В.П., 3 к.с.

расчёт ходового времени (по обеим группам: ЧХВ min, ЧХВп и ГХВ max

участок пути характер рельефа ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ
От м.н. в долине р. Кыртык по долине р. Субаши до м.н. на моренах Дорога по травянистым склонам, переходящая в тропу по моренным валам 2:50/4:00/5:30 3:40/5:10/7:05
Подъем на перевальный взлёт Тропа по мелкоосыпным склонам (до 20°) 0:50/1:10/1:35
Спуск к леднику Джикаугенкез Тропа по мелкоосыпному (конгломератному?) склону 0:30/ 1:25/1:25 5:50/4:50/8:35
Из-под перевала до морен под пиком Калицкого Открытый ледник 1:30/ 1:40/ 1:50
От пика Калицкого до м.н. у истоков р. Бирджалысу Тропа по моренам и зачехленному леднику 1:30/1:50/3:30
Спуск по долине р. Бирджалысу и Султан-Тары-Су до мин. ист. Джилы-Су Тропа по борту долины, тропа по средней и мелкой осыпи Тропа по осыпным и травянисто-каменистым склонам 2:20/3:00/3:40
ИТОГО: 9:30/10:00/15:40

42°32'22.88"

cхема прохождения [2.0]

необходимое снаряжение:

личное: каска, ИСС, карабины, ледоруб, кошки, репшнур, солнцезащитные очки.

Общественное: веревки для организации связок, ледобуры.

выводы и рекомендации

Перевал Джикаугенкез соответствует категории 1А. При движении с востока на запад на подъем – очень простые травянисто-осыпные склоны, по которым идет тропа EWR (возможно, в дождливую погоду могут быть скользкими). На спуск идет тропа по конгломератно-осыпному склону. Утром могут быть участки льда. При оттаивании начинают сыпаться камни. Тропа выводит на пологий ледник. У нас (конец августа) ледник был полностью открыт. Пологое ледовое плато отлично подходит для тренировки техники движения в кошках, в т.ч. при перешагивании ледниковых речек (особенно для новичков). Перевал рекомендуется к прохождению в походах от 1 к.с. не в качестве первого перевала.

день 4, среда, 22 августа.
ЧХВ последнего 4:00 3:10
ГХВ 5:30 5:15
пройденное расстояние 7,2 км
набор высоты 700
высота ночёвки утро 2530
максимальная высота за день 3230
высота ночёвки вечер 3230

Времена в тексте даны по группе Мурановой, если не указано дополнительно.

Погода: утром ясно, днем ясно и жарко, после обеда – облачно, дождь.

Сегодня наша цель – подойти как можно ближе под перевал Джикаугенкёз (в нек.описаниях – пер.Чаткара).

Подъем 5:00, выход 7:10.

С места ночевки начинаем движение на запад вдоль реки Кыртык, не теряя высоты. [2.1] Далее движемся без тропы по пологому травянистому левому берегу реки Субаши. По левому борту долины Кырытык и Субаши (выше нас по склону) к перевалу Балык идет автодорога. Примерно через час после выхода с места ночёвки вышли на нее. [2.2] На дороге видна разметка EWR. Дорога вскоре уходит выше, а мы продолжаем наш путь по тропе с голубыми камушками. [2.3] В 9:15 (через 2 часа после выхода с места ночёвки) по тропе спускаемся к реке Субаши, переходим по камням на правый берег и далее движемся вдоль него. [2.4], [2.5], [2.6], [2.7] Берега становятся более каменистыми. В 10:30 (3,5 часа после выхода с места ночевки) переходим довольно бурный правый приток реки Субаши. Далее тропа начинает подниматься на ступень долины, а затем обходит каньон. [2.8], [2.9] В каньоне реку закрывает снежный мост. [2.10] Движемся по моренным гребням, вскоре (около 12 ч) переходим основное русло реки Субаши и в 12:40 (через 5,5 часов после выхода с места ночёвки) ставим лагерь на отличных площадках на небольшом плато в моренном поле цирка вершины Чаткара. [2.11] , [2.12], [2.13]

На послеобеденное время у нас запланирована тренировка по передвижению в связках и надеванию кошек. Реализации планов в полной мере мешает дождь, однако, кошки всем подогнали и даже немного походили в них по земле, свободной от камней.

день 5, четверг, 23 августа.
ЧХВ первого 4:15
высота ночёвки утро 3230
максимальная высота за день 3552
высота ночёвки вечер 3270

Погода: утром ясно, морозно. Днем облачно, тепло.

Сегодня наша цель – пройти перевал и ледовое плато Джикаугенкёз и спуститься к источникам Джилы-Су. Основная задача – пересечь реку, текущую по леднику возле пика Калицкого.

Подъем 4:30, выход 6:30.

От места ночевки на моренах в цирке в.Чаткара начинаем подъем вдоль левого берега ручья (левого истока Субаши), вскоре переходим его и продолжаем подъем по тропе по осыпному склону. [2.14], [2.15] Внизу слева на полке есть маленькое озерцо, на котором стоит группа. [2.16] Поднимаемся на гребешок, с него небольшим траверсом выходим на седловину перевала. [2.17] В 8:00 выходим на перевал Джикаугенкёз (через 1,5 часа после выхода). [2.18] Седловина перевала не очень широкая, осыпная, есть места под палатки. [2.19] Тропа EWR уходит направо наверх ПХД в сторону перевала Балык. Несколько участников сходили посмотреть, куда она идет.

В 9:00 начинаем спуск с перевала Джикаугенкёз на одноимённый ледник. [2.20], [2.20.1] С седловины уходит хорошая тропа. [2.21], [2.22] Склон конгломератно-осыпной, в это время еще не освещен солнцем, поэтому замерзший. Местами встречаются участки льда, которые мы аккуратно обходим. Через 25 минут от начала спуска с перевала первый выходит на ледник (последний еще через полчаса). Тем временем склон освещается солнцем, начинают сыпаться камни.

На леднике надеваем обвязки, кошки, связываемся в связки по 3-4 человека. Ледник полностью открытый, поэтому использование связок не обязательно. Но пологий ровный ледник – отличное место тренировки и хождения в кошках, и в связках, к тому же связки в нашем случае добавляли уверенности участникам, впервые надевшим кошки, при перешагивании ледниковых ручьев. [2.23], [2.24]

Трещины на леднике очень узкие (за исключением большого сливного колодца), а ручьи встречаются весьма широкие и бурные – отличная возможность потренироваться страховать и вовремя выдавать веревку товарищу по связке. [2.25]

Ледник пересекаем в северо-западном направлении к пику Калицкого (из отчета известно, что мост должен быть ближе к северной оконечности ледника, но группа, ходившая по этому маршруту в этом году, посоветовала переходить с севера от пика). Подходим к реке (она действительно «большая и страшная»), движемся некоторое время на север в поисках моста. В 12:20 (через 3,5 часа после выхода с перевала) находим отличный ледовый мост, переходим на левый берег реки и выходим на зачехленный ледник. [2.26], [2.27] Снимаем кошки, встаем на обед. Во время обеда проводим небольшое занятие – крутим буры в отличный скол ледника, показываем, как делать проушину. [2.28]

В 14:35 выходим. Сразу же встречаем препятствие – бурный левый приток реки, которую мы незадолго до этого перешли. Находим ледовый мост, переходим на другой берег. [2.29] Идем по зачехленному леднику (кажется, что это морены, но нет), кажется, что идем по тропе – начинают встречаться турики, и видны следы. В 15:20 снимаем обвязки, а уже в 15:40 неожиданно оказываемся возле ледового разлома. Трещина достаточно узкая, расширяется на восток. Есть ледовый мост, но слева от него – глубокий колодец. Поскольку участники еще не чувствуют себя в кошках уверенно (и, говоря, по правде, не умеют еще в них ходить), чтобы спуститься на мост на передних зубьях, принимаем решение повесить перила, закрепив их на двух берегах трещины на крупных камнях. [2.30], [2.31] К 17:00 вся группа собралась на целевом берегу и продолжила путь по тропе. [2.32], [2.33] В 18:00 встаем на ночевку на хороших площадках на левом берегу сухого русла реки Бирджалысу. [2.34]

До Джилы-Су дойдем завтра.

день 6, пятница, 24 августа.
ЧХВ первого 3:40 3:30
высота ночёвки утро 3270
максимальная высота за день 3270
высота ночёвки вечер 2553

Погода: утром ясно. Днем малооблачно, тепло.

Подъем 5:00, выход 7:04.

Переходим русло на правый берег и начинаем спуск по моренным валам по хорошей, очень хорошо размеченной тропе. [2.35]

Через час после выхода подходим к небольшому живописному озерцу. [2.36] Правда, купаться не очень тянет=). Далее тропа выводит нас на ровное плато, Бирджалысу остается слева, а мы забираем вправо. [2.37], [2.38] В 9:00 выходим на край склона, с которого открывается прекрасный вид на курорт Джилы-Су и долины рек Кызылкол и Малка. [2.39], [2.40] Далее спускаемся по козьим тропам к реке Султан-Тары-Су и идем по длинному пологому травянистому гребню (правому берегу реки) в сторону курорта Джилы-Су. [2.41], [2.42] В 10:50 рядом с палаточным лагерем встали на привал для выяснения обстановки. [2.43] После этого спускаемся к кафе у водопада Султан, ждем заброску, а затем распределяем ее.

Перевал Балк-Баши от курорта Джилы-Су до нарзанных источников Битюктебе

Из долины реки Кызылкол в долину реки Битюктебе 26.08.2018

Группа туристов из г.Новосибирск под руководством В.В. Чуранова от 24.08.2018

участок пути характер рельефа ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ
От источников Джилы-Су до поляны МЧС Дорога, переходящая в тропу. 1:10/1:40/2:10 6:00/8:30/10:50
От поляны МЧС до плато Ирахиксырт Тропа 0:20/0:40/0:50
По плато Ирахиксырт Травянистый склон, участки тропы 1:45/2:20/2:55
Спуск к реке Кызылкол Средняя и мелкая осыпь 0:35/0:50/1:00
Брод реки Кызылкол По колено 0:20/0:20/0:20
Подъем на левый борт долины реки Кызылкол Травянисто-каменистый, до 25°, тропа 0:15/0:20/0:35
Подъем до седловины перевала Тропа по борту долины, тропа по средней и мелкой осыпи 1:35/2:20/3:00
Спуск по хребту до долины реки Битюктебе Тропа по травянисто-каменистому гребню, до 25° 1:40/2:40/3:20 1:35/2:40/3:20
ИТОГО: 7:40/11:00/14:10

НОЧЁВКА 24-25

43°25'47.74"

42°30'52.29"

Мост через правый приток р.Кызылкол, выход на плато

МОСТ

БРОД

43°24'47.15"

42°25'50.57"

Удобные площадки на левом берегу р.Кызылкол

ПЛОЩАДКИ

42°20'55.17"

cхема прохождения [3.0]

необходимое снаряжение:

личное: каска, трекинговые палки или ледоруб (желательно)

выводы и рекомендации

Перевал Балк-Баши, по нашему мнению, ближе по сложности к некатегорийному препятствию, чем к 1А. Основную трудность при прохождении перевала представляет брод через реку Кызылкол. Далее идет тропа на подъем до седловины и спуск до долины реки Битюктебе.

день 6, пятница, 24 августа.
ЧХВ первого (от Джилы-Су до поляны МЧС) 1:10 1:00
максимальная высота за день 3261
высота ночёвки вечер 2553

Времена в тексте даны по группе Мурановой, если не указано дополнительно.

Забрав заброску, отведав кабардинских даланов в кафе у источников Джилы-Су, мы отправились на поляну МЧС, где на завтра у нас запланирована полудневка. [3.1] От источников к поляне идет хорошая дорога. В 15:30 выходим и первым делом переходим по мосту реку Кызылкол (Малка). Мост хороший, но при высокой воде его может заливать. Дорога быстро поднимается на орографически левый борт долины, далее поднимается более полого, а затем и совсем спускается к берегу Кызылкола. [3.2] Некоторое время дорога идет по лугу вдоль берега реки и доходит до коша. Напротив коша через реку Кызылкол (Малку) проложен мост. [3.3], [3.4] В 17 ч начинаем по одному переходить реку. В 17:40 (через 2 ч после выхода с источников Джилы-Су) пришли на базу «Лакколит». Договорились о стоянке и встали на ночевку на лужайке. На следующий день планировалась полудневка, поэтому вечером долго пели песни, спать уходили постепенно, к полуночи все разошлись по палаткам. [3.5] Но мечта поспать подольше не сбылась – договорились в 6 утра пойти в душ (других вариантов не было: в этот день закончилась теплая вода, а утром приезжали какие-то иностранцы, и они были в приоритете). Ночью несколько раз отражали нападение всеядных коров на палатки (чью-то торчащую из-под тента одежду все-таки пришлось вытаскивать из коровьей пасти).

день 7, суббота, 25 августа.
ЧХВ последнего 3:50 3:25
ГХВ 5:05 5:15
пройденное расстояние 7,8 км
набор высоты 550 м
сброс высоты 80 м
высота ночёвки утро 2550
максимальная высота 3100
высота ночёвки вечер 3020

Погода: утром ясно, тепло. После обеда облачно, гром.

Просыпались по мере продвижения очереди в душе, начиная с 7 утра (в 6 нас не пустили)). Первую половину дня потратили на простые радости жизни: поели, постирали, помылись, позанимались растяжкой и йогой, отремонтировали то, что сломалось, заплели всем девочкам косички.

В 14:00 вышли из лагеря в сторону перевала Балк-Баши по тропе. В 14:20 перешли реку Кызылкол по мостику, начали подъем на плато Ирахиксырт. [3.6] Тропа быстро набирает высоту. [3.7] Рюкзаки нагружены – идти тяжело. Один из участников сильно стер плечи лямками. Рюкзак пересобрали, но сильно легче не стало. Небо затягивают тучи, начинает греметь гром, а мы начинаем нервничать – мы самые высокие объекты на плато. Но через некоторое время тучи раздувает, участника разгружаем. [3.8], [3.9] Вдали слева ПХД видны ледники: Карачаул и Уллучиран, около одного из которых нам предстоит ночевать. [3.10] В 18:00 (через 4 часа после выхода со стоянки) пересекаем пересохшее русло реки. [3.11] Впереди видно русло реки Кызылкол и левый борт долины ледника, перевал Бурунташ (н/к). Выходим на мелкоосыпные морены, достаем ледорубы и начинаем спуск к леднику. [3.12], [3.13] Последние 20 метров спуска проходим по очереди (лифт), последние участники пришли на место ночевки в 19:05. На удивление быстро находим площадки (даже со стенками) и чистую воду. Немного разравниваем и расширяем площадки, встаем на ночевку.

день 8, воскресенье 26 августа.
Муранова Кузин
ЧХВ первого 4:20 (2:50+1:30)
ЧХВ последнего 6:40 (4:00+2:40) 6:20 (4:00+2:20)
ГХВ 9:50 8:50
пройденное расстояние 7,6 км
набор высоты 770
сброс высоты 80+1060
высота ночёвки утро 3020
максимальная высота 3710
высота ночёвки вечер 2650

Погода: утром ясно, тепло. После обеда облачно, гром.

Сегодня нам предстоит пройти перевал Балк-Баши.

У нас есть целых три варианта.

- вернуться к мосту под перевал Кызылкол

- спуститься к реке Кызылкол от стоянок, перейти ее по низкой воде, выйти на тропу

- попытаться пересечь ледник Уллучиран и выйти на тропу уже после него. Этот вариант самый привлекательный, хоть и самый сложный.

Подъем 5:07, выход 7:04.

Выходим с места ночевки под ледником Уллучиран в сторону самого ледника. [3.14] Поднимаемся на правый берег реки. Доходим почти до зачехленной части. Основная часть группы остается на моренах, руководитель и два опытных участника отправляются на разведку. Разведка показала, что пройти можно, но есть сомнения, что это будет просто и безопасно: ледник делят три крутых моренных гребня, получится ли через них перейти с участниками, которые всего раз ходили в кошках, – неизвестно. Принимаем решение пойти по тропе. [3.15], [3.16]

В 9:05 спустились к реке, нашли хорошее место для брода, переодели обувь и по одному перешли на другой берег. По левому берегу реки (на который мы перешли) идет тропа, размеченная турами, в сторону перевала Бурунташ. [3.17], [3.18]

В 9:50 начали подниматься на левый борт долины по тропе (крутизной до 30-35°). Выше тропа очень хорошая, размеченная турами, идет траверсом борта долины. Позади справа пхд остается перевал Бурунташ. [3.19] С востока обходим пики 3400 и 3699. [3.20] В 12:35 (через 5,5 часов после выхода с места ночёвки) встаем на обед у ночевок в кармане морены. Воду берем из маленького ледничка. [3.21]

В 14:55 начали подъем на перевал Балк-Баши. [3.22], [3.23] На перевальный взлет идет пологая тропа (до 20°) по средней осыпи. В 15:20 (через 8 ч после выхода со стоянки под ледником Уллучиран) первый участник группы Мурановой поднялся на седловину перевала Балк-Баши (группа Кузина в 14:10 – через 7 часов). [3.24], [3.25]

Седловина довольно узкая, осыпная. Вода где-то далеко внизу. Тропа на спуск в долину реки Битюктебе идет по гребню правее седловины. [3.26] На перевале сидит облако, потому ни в одну сторону ничего не толком не видно. Холодно, потому не задерживаемся. В 16 ч начинаем спуск. Сразу сильно растягиваемся, терпеливо дожидаясь всех на привалах. Тропа все время идет по гребню. [3.27] Затем уходит с него, и в 18:30 (через 2 часа от начала спуска) мы переходим правый приток Битюктебе и далее по его правому берегу спускаемся в долину Битюктебе. [3.28] К 19:30 все собираются в лагере. На следующий день планируем встать чуть позже, чтобы подольше поспать. Конечно же, эта идея приводит к противоположному результату: все ложатся позже обычного, сидят у горелок и болтают, попивая добытое в коше молоко) Но «загонять» в палатки никого не хочется – общаться тоже нужно, и не только о том, по какому берегу реки мы пойдем.

Перевал Кольцевой+перевал Лётчика Машкова

Перевал Кольцевой

От долины р. Битюктюбекол вдоль р. Чайтчесу до седловины

Соединяет

Ледник Битюктебе (р.Битюктюбе) - ледник Кюкюртлю (р.Уллу-Хурзук)

3353 м

Дата и направление прохождения

27.08.2018 из долины р.Битюктебе до седловины

Снята записка

Группы туристов из г. Новосибирск в составе 3 чел. Под руководством Чуранова В.В. от 26.08.2018

Расчёт ходового времени

Участок пути Характер рельефа ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ
Путь от источников Джилы-Су вдоль р. Чайтчесу по тропе до ступени долины Травянисто-каменистый берег реки, тропа 1:25/1:50/2:30 2:45/4:35/5:50
Путь по крупнокаменной осыпи до озера Слежавшаяся средне-крупная осыпь до 20 с тропой 1:10/2:20/2:55
Путь до седловины перевала Кольцевой Пологая, каменистая и болотистая местность 0:10/0:25/0:25
ИТОГО: 2:45/4:35/5:50
Перевал Летчика Машкова

От перевала Кольцевой с севера от в.3531 до ледника

Соединяет

Ледник Битюктебе (р.Битюктюбе) - ледник Кюкюртлю (р.Уллу-Хурзук)

3500 м

Координаты

N 43°21'55.70" E 42°22'1.04"

Ориентация склонов

СЗ-ЮВ

Характер склонов

Осыпной

Дата и направление прохождения

27-28.08.2018 с перевала Кольцевой на ледник Кюкюртлю (д.р.Уллу-Хурзук)

Снята записка

Группы спортивного туристского клуба «Горизонт», совершающая поход 3 к.с. под руководством Сапрыкина В.П. от 19.08.2018

Участок пути Характер рельефа ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ
Путь от перевала Кольцевой через хребтик до перевала Летчика Машкова Средняя и крупная осыпь, до 20 1:00/1:25/1:40 1:00/1:25/1:40
Спуск с перевала Летчика Машкова в южную сторону до каньона Подвижная средняя и мелкая осыпь с уклоном до 30 или ступенчатый кулуар (русло ручья) 1:40/3:10/3:50 3:20/5:40/7:50
Обход каньона, спуск к леднику Кюкюртлю Травянистый склон с уклоном до 30, козьи тропы 0:25/0:40/1:30
Путь по леднику Кюкюртлю на левый берег р. Уллу-Хурзук Пологий открытый ледник (до 10) с тонким зачехлением, камнями и проходимыми ручьями 1:20/1:55/2:30 1:20/1:55/2:30
ИТОГО: 5:40/ 9:00/ 12:00

42°20'58.52"

cхема прохождения [4.0]

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, желательно - трекинговые палки

выводы и рекомендации

Подъем на перевал Кольцевой и спуск с перевала Летчика Машкова соответствуют суммарно категории сложности 1А. Подъем на перевал Кольцевой с севера из долины р.Битюктебе не представляет трудности. Траверс на перевал Летчика Машкова проходит севернее в.3531 по достаточно пологому склону по средне-крупной осыпи. Спускаться к леднику Кюкюртлю можно двумя путями: по сухому руслу ручья или по правому осыпному борту долины.

27 августа, день 9
Высота ночевки утро 2650 м
максимальная высота за день 3500 м
Высота ночевки вечер 3494 м

Погода: в первой половине дня солнечно, ближе к вечеру переменная облачность, небольшой и недолгий дождик.

Сегодня наша задача – подняться на перевал Кольцевой и с него уйти на перевал Летчика Машкова.

Подъем в 6:00. Выход 8:30, переходим р. Битюктюбе по деревянному мосту на левый берег у нарзанных источников Джилы-Су [4.1] и ждем остальных. Один участник решил не терять время впустую и искупался в нарзанной ванне. Источники выглядят заброшенными, вытоптаны местным скотом. За зданием с ванной находится нарзанный колодец в виде ржавой трубы, торчащей из земли диаметром порядка диаметра бутылки. В этом колодце удобно набирать воду погружным способом. Источники со слабым сероводородным запахом, который быстро улетучивается, вода приятна на вкус, но в ней постепенно образуется осадок.

От нарзанных источников идем к р. Чайтчетсу по тропе. Переходим вместе с тропой на правый берег, через несколько сот метров вновь на правый (это делать не обязательно, можно двигаться сразу вдоль левого берега по травянистому склону). Далее движемся по травянистому склону. Некоторое время идем вдоль ручья (левый приток), а затем выходим на очень пологий травянистый склон, двигаясь все время вдоль левого берега реки Чайтесу. [4.2], [4.3] Справа от нас на лугу пасется большое стадо яков. В 10:50 подходим к осыпной ступени долины и начинаем подъем на нее справа пхд. Река в этом месте уходит под крупную осыпь. Воду из реки не рекомендуем использовать без кипячения, так как она берет начало с широкой болотистой местности на седловине, где явно пасётся скот. По средне-крупной осыпи поднимаемся на ступень долины, становится положе. [4.4] В 13:40 (через 5 часов после выхода с места ночевки) группа Кузина выходит на предперевальное плато с озером и встает на обед, следом через 20 минут встает на обед неподалеку группа Мурановой. [4.5] Некоторые участники купаются, кто-то пошёл набирать воду. Где-то через чуть менее часа начинает ухудшаться погода, становится облачно, с севера поднимаются тучи. Группа Мурановой ставит тент, а группа Кузина решает быстрее собираться и в 14:50 выходит в сторону перевального тура, пока совсем не распогодилось, предварительно договорившись держаться на связи по рации и держать друг друга в курсе происходящего.

В 15:15 группа Кузина выходит к туру перевала Кольцевой. [4.6]. В 15:25 группа Кузина выходит в сторону перевала Летчика Машкова, поднимается на седловину между двумя безымянными вершинами восточнее перевала Кольцевой по средней, хорошо слежавшейся осыпи (около 20°). [4.8] Пройдя метров 400 и набрав 150 м высоты, где-то в 16:10 увидели красивый снежник со слегка пересохшим озером, за которыми находится наш целевой перевал. [4.9]

Здесь же группа Кузина встала на привал, чтобы сообщить о безопасности пути и скоординировать действия. Связавшись по рации, группа Кузина выбрала места для ночевки. скинула рюкзаки, накрыла их тентом и пошла прогулочным темпом в сторону перевала. Тут же пошёл небольшой дождик, который закончился до того, как группа оказалась на перевале Летчика Машкова в 16:50 [4.10].

Группа Мурановой выходит с места обеда в 16:15, скидывает рюкзаки перед местом взлета в сторону перевала Летчика Машкова. [4.7] Налегке сходив на перевал Кольцевой в 16:30, поднимается на перевал Летчика Машкова левее снежника по направлению движения [4.5]. В 18:05 группа приходит к месту ночевки, выбирает места под палатки и идут к перевалу. В 18:20 группа Мурановой выходит на перевал Летчика Машкова [4.11].

28 августа, день 10
Высота ночевки утро 3494 м
максимальная высота за день 3494 м
Высота ночевки вечер 2780 м

Погода: ясно и солнечно весь день.

Сегодня наша задача спуститься с перевала Летчика Машкова, пересечь ледник Кюкюртлю и подойти как можно ближе под перевал Тешикауш.

Подъём в 5:00. Выход 7:15.

В 7:30 собрались у тура перевала Летчика Машкова, послушали историю о Машкове, поисках их самолета и историю самого перевала. Попытались найти тайник геокешинга, но оказалось, что он был в другом месте, где ранее была табличка перевала, до того, как её перенесли, естественно ничего не нашли. В 8:00 начинаем спускаться с перевала в долину ледника Кюкюртлю (реки Уллу-Хурзук). [4.12]

В 8:00 начинаем спуск по пологой средней осыпи, местами видны намеки на тропу, далее идем некоторое время по сухому руслу ручья, а затем по его правому берегу. В данном месте есть два варианта пути: вся группа идет по руслу ручья либо вся по правому борту его долины. Мы прошли по берегу ручья слишком далеко – спуститься в него по конгломератному крутому склону было практически нереально, а камни, случайно сброшенные в русло, летели по нему как снаряды. [4.13] Поэтому было принято решение начинать движение по склону. В 8:30 начинаем спуск траверсом не очень крутого (около 30°) конгломератно-осыпного склона. Идем траверсом с ледорубами, исключая возможность нахождения друг под другом. Осыпь очень живая. В 9:20 (через 1:20 от седловины) лидер выходит на тропу вдоль берега ручья. Часть группы спускается по руслу ручья, подождав, когда все, кто идет траверсом, не смогут ронять камни в кулуар. Движение по ручью включает элементы лазания, что не всем дается легко. К 10:00 на место привала приходит последний. [4.14], [4.15], [4.16] Далее спускаемся по тропе по пологому (10-20°) осыпному склону до начала каньона [4.17] Несколько участников отправляется в разведку, чтобы выяснить где лучше спускаться. В этом месте есть два варианта пути: обойти каньон справа и спуститься на берег реки Уллу-Хурзук ниже ледника (возникает необходимость бродить реку) или обойти каньон слева и спуститься на ледник Кюкюртлю. Мы выбираем второй вариант, т.к. хотим еще раз походить в кошках.

В 11:00 переходим по камням ручей и поднимаемся на его левый берег [4.17]. Далее траверсируем травянистый склон и в 11:45 (через 3 ч 45 мин от седловины) спускаемся на правый борт ледника Кюкюртлю и пытаемся узнать по спутниковому телефону, что с нашими пропусками в пограничную зону, от наличия которых зависят наши дальнейшие планы. [4.18], [4.19], [4.20], [4.21].

Выясняем, что пропуска не готовы и принимаем решение провести на леднике занятия. В 12:05 выходим по ранклюфту на запад. Правый борт ледника сложен конгломератом. Ищем подходящее место для обеда и хороший склон для занятий. В 12:35 встаем на обед и начинаем готовиться к занятиям (найдя хороший откол, сбрасываем камни с края).

В 13:35 начинаются ледовые занятия. Провесили три верхних страховки (на огромных камнях, лежащих надежно на достаточном отдалении от края и ледобурах) и отрабатываем подъем с ледорубом на передних зубьях. [4.22]. Пока проводятся ледовые занятия пара опытных участников в кошках, с ледорубами и с рацией отправляются на разведку пути к месту ночевки. После успешной разведки, трое опытных участников (во главе с Андреем Кузиным) уходят на место предполагаемой ночевки.

В 17:30, закончив занятия, основная часть группы в кошках и с ледорубами в руках начинает переходить ледник Кюкюртлю. Правая половина ледника испещрена ручьями, местами достаточно большими, и слегка зачехлена [4.23], [4.24]. Ледник переходим без связок, активно используя только что изученный способ хождения на передних зубьях. Левая половина ледника сильно зачехлена [4.25], местами “чехол” мягкий и ноги в нем “тонут”.

В 18:35 вылезли на левый берег морены [4.26]. В 19:10 (через 1,5 часа после выхода с обеда) подошли к месту ночевки (площадкам) на правом берегу левого притока реки Уллу-Хурзук. [4.27]

Долина реки Уллу-Хурзук

Расчёт ходового времени

Участок пути Характер рельефа ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ
Спуск до коша по тропе Травянисто-каменистый берег реки, тропа 2:25/3:10/3:50 6:15/7:50/10:20
Спуск по грунтовой дороге до аула Хурзук дорога 3:50/4:40/6:30

Высота ночевки вечер

Финиш 1570 м

29 августа

Погода: ясно и солнечно весь день.

Сегодня мы хотим сходить радиально на перевал Тешикауш (1А) и как можно дальше пройти по долине Уллу-Хурзук.

Подъем 5:00, выход 7:55. Собирались удивительно долго. Сказывается приближение окончания поход и накопившаяся усталость.

Сразу после выхода с ночевки перешли по камням левый приток реки Уллу-Хурзук и начали путь по тропе по травянистым склонам по левому берегу реки Уллу-Хурзук. Тропа отмечена туриками, но местами теряется, тем не менее, можно идти и без нее.

Подойдя к началу подъема на перевал Тешикауш мы пришли к выводу, что время уже позднее, идти на перевал хотят не все, перспектива подойти под него к обеду нас совсем не радовала (проходить северо-восточный взлет лучше до того, как солнце начнет топить снег), поэтому мы приняли решение продолжить спуск по долине.

В 11:30 (через 3,5 часа после выхода с места ночевки) прошли мимо коша. За кошем начинается автомобильная дорога. В 11:50 застряли в зарослях малины и приняли решение вставать на обед.

Далее двигались все время по дороге, переходя с берега на берег.

За две недели до похода нами была получена информация о том, что мосты в долине Уллу-Хурзука смыты, в фотоотчетах этого года присутствовали устрашающие кадры переправ по грудь. За месяц почти все мосты восстановили, кроме одного, к остаткам которого мы подошли в 17:50. Как выяснилось на следующий день, по нашему берегу шла тропа (выше по склону), которая выводила к следующему мосту, но в тот момент мы ее не нашли и решили переправляться по поваленным деревьям. Переправившись, поднялись по тропе на высокий берег и встали на ночевку. Воду брали в источнике ниже по дороге.

30 августа

Погода: ясно и солнечно

Подъем 5:00, выход 7:20.

Сегодня заключительный день похода.

Спускаемся по дороге в поселок Хурзук и садимся в автобус.

Примечания

Список используемых сокращений:

м. н. – место ночёвки

ЧХВ – «чистое» ходовое время, вычисляется по первому участнику

ЧХВ последнего, ЧХВП – «чистое» ходовое время последнего участника

ГХВ – «грязное» ходовое время (с учётом привалов, как правило, переход – 15–25 мин по первому, привал – 10 мин от последнего)

ор. – орографически

ПХД – по ходу движения

Написание топонимов может незначительно отличаться в различных источниках.

Использованные материалы

Карты:

Отчёты:

Над отчётом работали

Кузин А.А и Муранова А.В.

Фотографии

Корж А., Кузин А., Курзаева Н., Муранова А., Туманов А.В., Фидельский К.

P. S.

С вопросами по походу и маршруту, а также за фото в полном разрешении и не вошедшими в отчёт – обращайтесь: Александра Муранова aleksandra_muranova@inbox.ru Андрей Кузин kuzya–90@bk.ru