Автор: Сергей Шмелёв, СПб

Поход по Центральному Кавказу. Август 2018

ОТЧЕТ о горном походе н/к с элементами 3 к.с. по Центральному Кавказу (Адырсу, Приэльбрусье),
совершенном с 10 по 21 августа 2018 года по маршруту:

т/б Башиль – пер. Турист (н/к, 2681) – д.р. Сарынсу - пер. Сарын (н/к, 3386) – д.р. Кестанты - пер. Балкарский (2А, 3947) - пер. Килар (1Б3901) - д.р. Тютюсу – связка [пер. Тютю Зап (2А4179) + пер. Куллумкол (1Б, 3952) + пер. Шогенцукова (1Б, 3605) - д.р.Куллумколсу - а/л Уллу-Тау – пер. Койвганауш (1А, 3624) – д.р. Адылсу - пос Эльбрус
Продолжительность активной части: 12 дней

2. Место проведения
4. Подробная нитка маршрута:
5. Определяющие препятствия маршрута
6. Сведения об участниках.
II. Содержание отчета.
1. Основные цели и задачи.
2. Организация похода.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
4. Изменения маршрута и их причины.
5. Схема маршрута
6. График движения.
7. Техническое описание маршрута.
Пер. Турист (н/к, 2681)..
Пер. Сарын (н/к, 3386)..
Пер. Балкарский (2А, 3947)..
Пер. Килар (1Б, 3915)..
Пер. Тютю Зап. (2А, 4179)..
Пер Куллумкол (1Б3952).
Пер Шогенцукова (1Б, 3605)..
Пер. Койвганауш (1А, 3624)..
8. GPS-координаты
9. Смета похода.
10. Аптечка.
11. Питание.
12. Выводы и рекомендации.

I. Справочные сведения

1. Проводящая организация – Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 42 (ДК им. Ленсовета, комната 426, 4 этаж).

2. Место проведения – Центральный Кавказ (Приэльбрусье)

3. Общие справочные сведения о маршруте.

4. Подробная нитка маршрута: Заявленный: т/б Башиль – пер. Турист (н/к, 2681) – д.р. Сарынсу - пер. Сарын (н/к, 3386) – рад. в. Кестанты - д.р. Кестанты - пер. Балкарский (2А, 3947) - пер. Штернберга (2А, 3901) - д.р. Тютюсу - пер. Тютю зап (2А, 4179) - пер. Куллумкол (1Б, 3952) - пер. Шогенцукова (1Б, 3605) - д.р.Куллумколсу - а/л Уллу-Тау – пер. Гумачи (2А, 3540) – д.р. Адылсу - пос Эльбрус - д.р. Ирик - пер. Ирикчат - Ачкерьякольский лавовый поток – в. Эльбрус Восточная (5621) – Ачкерьякольский лавовый поток – приют Одиннадцати – станция Гара-Баши – поляна Азау

Пройденный: т/б Башиль – пер. Турист (н/к, 2681) – д.р. Сарынсу - пер. Сарын (н/к, 3386) – д.р. Кестанты - пер. Балкарский (2А, 3947) - пер. Килар (1Б, 3901) - д.р. Тютюсу – связка [пер. Тютю Зап (2А, 4179) - пер. Куллумкол (1Б, 3952) - пер. Шогенцукова (1Б, 3605) - д.р.Куллумколсу - а/л Уллу-Тау – пер. Койвганауш (1А, 3624) – д.р. Адылсу - пос Эльбрус

5. Определяющие препятствия маршрута

6. Сведения об участниках.

II. Содержание отчета.
Везде далее по тексту:

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено. Время указывается местное (соответствует Московскому).

Возможны некие разночтения в названиях ледников и рек, поскольку на топокартах и картах Ляпина они названы по-разному.

1. Основные цели и задачи.

Проведение спортивного похода, в ходе которого участники отработают навыки, полученные на тренировках. Получение участниками технического и высотного опыта, тактическая подготовка группы.

2. Организация похода.

До ст. Минводы добирались поездом. Из С-Петербурга идет чуть менее двух суток. Заброска-выброска непосредственно на маршрут/с маршрута осуществлялась автотранспортом.
Пользовались услугами фирмы Тау-Сервис. Через них же оформляли пропуска в погранзону и заповедник.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

День 1,2,3,4 – по д.р. Сарынсу
День 5,6 – по д.р. Джайлыксу
День 6,7 – по д.р. Тютюсу

Почти все сложные перевалы дублировались более простыми.
Вместо пер. Балкарский (2А) – Сарынтау (1А)
Вместо пер. Штернберга (2А) – пер. Килар (1Б)
Вместо пер. Гумачи (2А) – пер. Койвганауш (1А)

4. Изменения маршрута и их причины.

1. Перевал Килар вместо перевала Штернберга.
Перевал Балкарский из-за отсутствия снега оказался (по субъективным ощущениям) на полкатегории (или даже категорию) выше. Отнял у группы много сил. Чтобы не выбиться из графика, было решено идти через Килар, поскольку его ходил руководитель в 2013 году.

2. Перевал Койвганауш вместо перевала Гумачи.
Появилось опасение, что этот перевал тоже стал сложнее – по аналогии с Балкарским и Тютю Западным. А ходовых дней оставалось всего два. Т.е. был риск опоздать на поезд/самолет при усложнении погодных, либо любых других условий.

3. Завершение маршрута в пос. Эльбрус.
Из-за нехватки времени. Когда стало понятно, что на вер. Эльбрус Вост. мы точно не успеваем.

При планировании все это учитывалось, но был удачный опыт похода 4 КС в 2012 г. фактически по этой же нитке. С восхождением на вер. Эльбрус Зап. и выходом в пос. Хурзук. Тогда смогли уложиться в 15 ходовых дней. 5. Схема маршрута

Высотный график:

6. График движения

7. Техническое описание маршрута.

Подходы и заброска.
Заброска на маршрут осуществлялась автотранспортом от ст. Минводы до т/б Башиль.
Также машиной мы выезжали из пос. Эльбрус до г. Пятигорск

Техническое описание маршрута. 1 день. 10.08.18
т/б Башиль – д.р. Сарынсу.

Пер. Турист (н/к, 2681). Соединяет долины рек Джайлыксу и Сарынсу. Пройден из д.р. Джайлыксу. Описание дается от т/б Башиль до д.р. Сарынсу.

Прибыли в Минводы, забрал нас водитель от фирмы Таусервис.
Пропуска Борис (руководитель фирмы) передал в дороге. Пограничные (может сделать), заповедник. А в нацпарк Приэльбрусье пропуска уже не нужны.

На погранзаставе произошел некий затык – у нас были указаны цифры перевалов, не соответствующие этому подразделению. Понадобилось несколько звонков и вызов офицера, чтобы выяснить, что граждане РФ могут находиться в 5-километровой зоне просто по паспорту.
Это не совсем соответствует приказу ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454, но приводится в отчете, как слова дежурного сотрудника заставы.

12:30 на т/б Башиль. Дождь.

Наверное, опять несчастливая карма этого места или нашей группы, но произошел конфликт с вахтером на пустом месте.

К подвесному мосту вышли по указателю, дорога сразу за домиками направо (по х.д.). Далее немного заплутали и ушли слишком влево. Ориентир – размеченная тропка (желтая краска на камнях). Как покажутся разрушенные домики, нужно уходить вправо (х.д.) через лес и искать мостик через рукав реки. По сравнению с 2012-13 годом он стал явно лучше. Точнее, новый построен над старым, перила (тросы) с двух сторон. У моста были в 13:20. Далее по тропе, выбирая более правые отвилки. 13:45 выходим к началу крутой тропы вверх. Сейчас ее тоже облагородили – вбиты металлические уголки, между ними натянут тросик. 14:20 выходим за границу леса.

14:50 домик пограничников, там никого нет. При необходимости, внутри можно переждать непогоду и даже приготовить обед (если вы откуда-нибудь добудете воду). Дождь почти закончился, но перевал в тумане. А когда туман в долине рассеивается, можно увидеть наш путь между мостами и понять, как идти правильно (фото 1).

Фото 1. Вид на т/б Башиль с севера

Идем в тумане по навигатору. За следующей травянистой ступенью есть ровные площадки и непонятная лужа. Явно пользующаяся популярностью у пасущихся лошадей.
16:30 на перевале, опять сложили новый тур. Ощущение, что старые разбивают мигрирующие стада. 17:00 начали спуск. Есть хорошая тропа влево по х.д. Чуть далее она начинает забирать выше, на борт долины. Но иначе никак, поскольку к реке ведут крутые сбросы.
18:00 встаем у чистого ручейка, много мест под палатки. Но и следов скота тоже. Туман рассеивается и видно, что река уже рядом.

Мобильная связь пропадает сразу после заставы. Теле 2 не ловит вне крупных городов.

Погода – первые полдня дождь, потом туман.

2 день. 11.08.18.
д.р. Сарынсу – пер. Сарын – д.р. Кестанты Пер. Сарын (н/к, 3386). Соединяет долины рек Сарынсу и Кестанты. Пройден со стороны р. Сарынсу. Описание дается от д.р. Сарынсу до д.р. Кестанты.

С утра туман и сыро, но дождя нет. 8:20 выход. Продолжаем движение правым бортом долины, не спускаясь к реке. Так мы не теряем высоту, да и тропы есть. Снова доверяемся навигатору, поскольку из-за тумана почти ничего не видим (фото 2 и 3).

Фото 2. Д.р. Сарынсу

Фото 3. Подход к пер. Сарын

11:20 спустились к реке и уже видим перевал – огромный камень, на котором сложен тур. По пути много стоянок (фото 4).

Фото 4. Вид на пер. Сарын

12:30 все на перевале, преодолев небольшой осыпной взлет. 13:15 решаемся на радиальный выход в сторону в. Кестанты-Тау. В сторону, поскольку до нее самой мы так и не дошли, далековато оказалось. Фотографий с каменными грибами не получилось.

14:30 мы на ровной площадке с туром. За ней какой-то перевал, не обозначенный на картах Ляпина. 15:05-16:05 спуск до Сарына.

16:20-17:00 спуск по осыпной тропе до стоянки.
Мобильник показывает на перевале хороший уровень связи, но не ловит никакого оператора.

Погода – утром туман, после обеда солнечно.

3 день 12.08.18.
д.р. Кестанты – лед.

Пер. Балкарский (2А, 3947). Соединяет долины рек Кестанты и Джайлыксу. Пройден из д.р. Кестанты. Описание дается от д.р. Кестанты до д.р. Джайлыксу.

5:00 подъем и в это же время (точно включили) начался дождь. Потом ветер и мы ловили палатки, спальники, мешочки, тент. Зато вышли в 7:00, по дороге собирая мелкие вещи.
Затем туго соображали и ушли вниз по долине. А ведь нужный отрог был рядом. Осознали только в 9:00 (фото 5).

Фото 5. Путь к пер. Балкарский от пер. Сарын
Это из-за прошлогоднего недоверия к картам Ляпина. В этом году они оказались верными. Зато есть красивая фотография – как правильно идти.
В 9:45 вернулись, идем по карману правой (х.д.) морены. Далее выбираем путь по моренным гребням с минимальными перепадами. Уже виден пер. Балкарский и часть ледника. Заходить нужно по большой дуге к языку ледника (фото 6).

Фото 6. Вид на пер. Балкарский

12:30-13:20 обед. Далее снова движемся по основной морене и встаем почти под языком ледника в безопасном месте в 16:40 (40 минут заняла разведка). Вода рядом, площадки сделали. По ходу движения есть много мест под палатки и вода.

Погода – утром дождь, потом пасмурно.

4 день 13.08.18.
лед. – пер. Балкарский – д.р. Джайлыксу

4:00 подъем, 6:00 выход. Тормозят нештатные ситуации вроде обледеневших палаток.
Хорошо виден ледник и перевал (фото 7).

Фото 7. Вид на пер. Балкарский

7:00 дошли по морене до языка (фото 8). Открытый ледник 10-15 град, идем на индивидуальной технике. 7:30 под первой ступенью. Далее ледник закрытый, встаем в связки, но трещины легко читаются.
8:30 между двух ступеней, уже круче (30-40 град), идем с попеременной страховкой через ледоруб (фото 9).

Фото 8. К пер. Балкарский

Фото 9. К пер. Балкарский

9:30 первая связка вешает одну веревку перил под скальным взлетом на ледобурах. 11:20 провесили веревку по скалам – станция на френдах, промежуточный крюк (забит ледорубом). 12:15 третья веревка по скалам до перевального кулуара (вправо по х.д.)

14:00 участник с нижней страховкой провешивает 50 м веревки по кулуару. Склон – конгломерат, удобнее лезть в кошках и с ледорубом. Веревка крепится петлей на большом камне. 50 м недостаточно, поэтому веревки стыкуются. До 16:00 перильная работа, все на перевале (фото 10). Кулуар камнеопасен, причем от своих же веревок. Поэтому нужно сильно не дергать и выбирать путь не по линии падения.

Фото 10. Группа на пер. Балкарский.

16:40 начали спуск по крупной осыпи плотной группой. Очень утомительно. 18:20 на моренной перемычке (фото 11). Лучше места сейчас нет, рядом есть снежник, ровняем площадки. Всем тяжело, местами даже очень.

Фото 11. Вид на Балкарский с юга

В перевальном туре нашли записку, что это перевал Валерий Николаевич. Хотя похож и на 2012 год, когда я ходил. Только снега было больше. И по всем описаниям, у Балкарского две седловины.

Погода – до 12:00 солнечно, потом туман и периодически снег.

5 день 14.08.18.

День получился отдыхательным. Подъем в 7:00, просушка вещей и выход в 10:20. Три перехода по моренам и стоянка на зеленых площадках у ручья в 12:30. Ледник перед пер. Килар уже рядом, дальше лезть не было смысла.

Погода – весь день ясно.

6 день 15.08.18.
д.р. Джайлыксу – пер. Килар – лед. Зап. Кенчат

Пер. Килар (1Б, 3915). Соединяет долины рек Джайлыксу и Тютюсу. Пройден из д.р. Джайлыксу.

Подъем в 3:00. Очень красивые звезды. Выход 5:00. Оказалось, что выше есть еще стоянки и ручейки. Правило следующей стоянки. Но наша все равно была лучше.

Фото 12. На Килар

6:20 под языком ледника, все открыто, можно двигаться на индивидуальной технике. 7:00 под второй ступенью, осыпная перемычка порядка 50 м. За ней тоже можно поставить палатки – на ровном участке ледника. Довольно удобный безопасный «уголок» (фото 13).

Фото 13

Опять открытый ледник, перевальный взлет – 10-15 м крупной осыпи. 8:00 все на перевале. Тур с палкой на месте, был виден издалека (фото 14).

Фото 14

8:35 начали спуск лазаньем. Веревки вешать опасно из-за острых скал и возможности камнепада. Казалось, что будет быстро – когда-то мы здесь спускались. Оказалось дольше. После лазания начинается средняя осыпь. Основной массив по центру опасен – начинает ехать, где-то выводит к бараньим лбам. Единственный подошедший нам вариант – забирать влево (по х.д.) и выходить на ледник. Получилось это только в 10:25. Бергшрунд перешли по каменному мосту. Ледник частично закрытый, движемся в связках (фото 15).

Фото 15. Лед. Зап. Кенчат

Справа (по х.д.) не пройти – огромные трещины. Сначала заходим налево, выбирая путь в лабиринте, а ближе к хорошо заметному возвышению ледника («пупырю») – смещаемся вправо, трещины заканчиваются. По открытому мокрому языку спускаемся до морен в 12:50. Обед на «болоте» - там вроде бы твердое покрытие становится, как зыбучие пески. Вода мутная, но с ледника можно набрать почище. 14:50 идем вниз по моренам с правого края вдоль ручья. Один переход – ручей переходит в водопад, а тропа, соответственно, в обрыв. Берем правее через зеленый гребень. Есть обзорная площадка и озеро. Идем по правым гребням, гадая, как лучше подойти к Тютю, не теряя высоты. Дошли до места, где видна долина к пер. Штернберга. Ручей уходит в следующий обрыв – спуск в долину. Пока туда не хочется, но есть сомнения – а пройдем ли напрямую. 17:40 встаем на хороших площадках, вода относительно недалеко – 50 м через крупную осыпь.

Погода – весь день солнечно.

7 день 16.08.18.
д.р. Тютюсу – лед. Тютю – пер. Тютю Зап.

Пер. Тютю Зап. (2А, 4179). Соединяет долины рек Тютюсу и Куллумколсу. Пройден из д.р. Тютюсу. Описание дается от д.р. Тютюсу до перевала.

Утром провели разведку и убедились, что пройти через гребень можно. 8:35 выход, прошли через осыпь и речку. 9:10 на «футбольном поле», огромные площадки с выложенными каменными надписями. Они же Тютинские ночевки (кажется). Минус – далековато до воды. Снова идем по моренам к леднику, стараясь без резких перепадов. 10:15 есть еще удобная стоянка перед самым ледником. Мелкое озерцо и площадки под 3-4 палатки.

Фото 16

10:50 выходим на ледник (фото 16). Пока все открыто и полого, до конца первой ступени. На следующем участке внезапно стало круто и камнеопасно. Выяснили, что слева и справа сыпет, наиболее безопасно идти по центру. Хоть там круто и трещины, но с перилами или одновременной страховкой идется нормально. Не более трех веревок. Далее снова нормально идется по дуге слева направо (по х.д). Перед снежником есть скальный островок «орлиное гнездо», где оказались удобные площадки. Встали на стоянку в 14:50.

Фото 17
Погода – весь день солнечно.

8 день 17.08.18
лед. Тютю – пер. Тютю Зап.

Ночью был ветер, но спалось тепло. 6:20 выход, до снега еще участок открытого ледника (фото 17).

7:20 выходим на снег в связках. Трещины читаются, подозрительные места проходим с попеременной страховкой через ледоруб. Направление движения справа налево (по х.д.).
Думали, что взойдем к обеду. Когда-то мы этот перевал брали за один день от ночевок. Но снега было гораздо больше.

8:50 вышли к большому бергшрунду, проходим по мосту с попеременной страховкой через ледорубы.
Ледник сильно разорван, приходится маневрировать. Только в 11:00 находим удобное место для отдыха – пещеру под нависающим снежником. За время обеда провесили перила влево через трещину. Местами через них приходилось идти по узким мостикам. Был вариант выхода справа – там без трещин, но сильно круто.

13:20 продолжаем движение по перилам, казалось, что вот-вот и все – пойдем спокойно в связках.

Но в 15:00 вышли к огромной трещине, которую (и ее производные) обходили до 17:00. Там где лед был близко – крутили буры, в глубоком снегу страховались/вешали перила на ледобурах. Наконец оказались просто на снежнике. Кусок выше трещин прошли снова с попеременной, потом просто в связках к перевалу, он уже хорошо виден (фото 18). Перевальный взлет 20-30 м осыпи. 18:30. Тур на седловине, хорошо виден.

Фото 18. Пер. Тютю Зап.

Ночевка в мульде перевала Тютю (2Б). Там есть озерцо и места для палаток (пришлось улучшать) (фото 19). Проход по гребню от нашего перевала. Тропа явно набита, снежно-осыпная.

Фото 19

В сумерках Тютю-баши похожа на Эверест, как его обычно фотографируют.

Погода преимущественно солнечная.

9 день 18.08.18
пер. Тютю Западный – пер. Куллумкол – лед. Зап. Джайлык – пер. Шогенцукова – д.р. Куллумколсу

Пер Куллумкол (1Б, 3952). Соединяет лед. Суллукол и лед. Западный Джайлык. Пройден по гребню со стороны пер. Тютю Зап.
Пер Шогенцукова (1Б, 3605). Соединяет лед. Зап. Джайлык и д.р. Куллумколсу. Пройден со стороны ледника.

Ночью было на удивление тепло. 8:50 выход, тропа наверх обледенела.
По гребню есть немного снега, но в основном конгломерат. В кошках дошли до жандарма 9:40. По всем описаниям есть обход слева, но он опасен. Вешаем веревку на спуск, благо мы здесь не первые. Куча свитой проволоки, станция тоже сделана из нее. Даже висит стальной рапид. Сдвоенной веревки 50 м хватает до низа с запасом.

10:30 все спустились. Идем дальше, тропа по гребню читается хорошо. Встретили группу альпинистов, которые двигались на Тютю-баши. 11:35 возле Узловой вершины. На нее подниматься не стали, обошли левее. Здесь нужно четко сориентироваться и не уйти на другой отрог. Просматриваются альтернативные варианты спуска на ледник, но решаем идти проверенным способом.

Местами несложное лазанье. 13:05 выходим на пер. Куллумкол. В туре записка от клуба Скиф. Начался снегопад (фото 20).

Фото 20

Спускаемся пешком по осыпи до открытого ледника 13:30. Идем слева (по х.д.) – справа круто и сыпет. Потом выполаживается, движемся к пер. Шогенцукова. Трещины читаются, в более снежный год нужны будут связки. Путь преграждает моренный гребень, обходим его слева (х.д.). Ледник снова открытый, неглубокие трещины – «аквапарки». К перевалу подходим наискосок слева по осыпи. Альтернативный вариант – уйти правее и зайти прямо с ледника. Но было непонятно, какие там трещины. На перевале 14:40. Мокрый снег с дождем.

С перевала продолжаем путь по осыпи, помечено туриками, потом начинается тропа. Под дождем она плывет, но вниз это даже легче. Один крутой сброс (ступень долины), потом места для стоянок (популярны у альпинистов). В 17:00 после второго крутого сброса (по тропе) нашли удобные площадки.

Можно было попытаться дойти до а/л Уллу-тау, но впереди виднелась еще ступень. Плюс больше возможности получить травму из-за усталости.
Дождь шел до позднего вечера.

Погода – до обеда солнце, потом снег и дождь.

19.08.18. 10 день.
д.р. Куллумколсу – д.р. Адылсу – а/л Уллу-Тау

Утром туман и стада козлов вокруг. 9:00 выход. Один переход и прошли ступень долины, уже более легкую. Потом тропа вывела к каменистому руслу реки. В камнях путь маркирован пластиковыми бутылками, надетыми на палки. Прошли через брошенный а/л Джайлык и остатки коша. Калитка на месте, но все явно неухоженное. На базе много старых горных лыж и даже пешеходный мост из них.

Тропа переходит в грунтовую дорогу и мы приходим в Уллу-тау. 11:00. Заброска в администрации. Можно поставить палатки – много удобных площадок у ручья и вечером сходить в душ. Все это удовольствие обходится всего лишь в 200 р. с человека.

По сравнению с Башилем – впечатления гораздо более позитивные. Заплатили – и никто к нам не лезет с ненужными разговорами, база живет своей жизнью. Много как альпинистов, так и просто отдыхающих. Есть два кафе и столовая. Обед за 250 р., причем можно делить на двоих – порции огромные.

20.08.18. 11 день.
а/л Уллу-Тау – Зеленые ночевки – пер. Койвганауш – д.р. Адырсу

Пер. Койвганауш (1А, 3624). Расположен в северном отроге ГКХ. Соединяет долины рек Адылсу и Адырсу. Пройден из д.р. Адырсу.

Подъем в 6:00, выход в 8:30. Прошли мимо кафе, заставы (не сразу заметили), перешли через мост и двинулись по тому берегу. Пограничники нас немного проспали, но лучше подходить к ним сразу и иметь копии списка.
9:20 подошли к началу подъема в цирк перевалов Койвганауш и Виатау (фото 21).

Фото 21

Тропа набитая, ведет по травянистому гребню, довольно крутая. Воды нет. Напротив – путь нашего вчерашнего спуска. Только в 10:20 вышли на ровный участок для отдыха.

11:30 вышли к стоянкам (Зеленые ночевки). Далее тропа идет по гребню морены (фото 22). 12:30 дошли почти до ее конца, здесь тоже есть площадки. Переходим на осыпь.

Фото 22

Подобие тропы есть, целимся визуально в место стыка скал и ледника. На леднике в 13:55. На льду некий чехол из грязи и камней, едет под ногами, есть трещины. При желании можно найти площадки даже здесь.

15:00 - 15:20 быстрый обед под перевальным взлетом. Хорошо видны седловины перевалов Койвганауш и Койвганауш ложный (фото 23).

Фото 23

Несколько нервировал камнепад, который спустили козлы в нашу сторону. Идем на центральный «треугольник» - камни слетают по бокам от него. Далее движемся траверсом, выбирая места, где меньше едет. Слева (по х.д.) на черный конгломерат выходить бесполезно – он хорош только для спуска вниз. Сильно вправо не забирать – совсем круто. Только в 17:00 вышли на ровную ступень перед перевалом, где можно было отдохнуть.

А сверху спускалась странная парочка – в кроссовках и без палок. «Я здесь когда-то ходила – зачем мне палки?» Ее спутник радостно нам сообщил, что они три месяца, как из ЗАГСа и поехал за ней вниз. Такие странные глаза я видел только у отдыхающих на Алтае.

17:45 все на перевале (фото 24). Широкая седловина без снега, тур есть.

Фото 24

18:10 начали спуск по тропе. Казалось, что все плохое уже позади. Но внезапно тропа привела почти к обрыву. На глыбе закреплена веревка, спускались спортивным способом. Если знать заранее, то обвязываться нужно было на перевале. Далее съезжаем по мелкой осыпи до площадок. 19:15 стоянка. Видим спуски с нашего перевала – альтернативы веревки нет. Рядом спуск с Койвганауша ложного – в чем-то кажется проще (фото 25).
Вода есть, но мутная.

Фото 25

Погода – весь день солнечно.

На перевале появляется мобильная связь. А на стоянке не везде.

Перевальная колбаса ничуть не хуже перевального шоколада.

Сам перевал никак не похож на 1А. Возможно в снежный год он и ходится ногами, но нам все описания наврали. Однозначно не стоит рекомендовать для единичек. Только если руководитель сильно не любит свою группу.
Про него и раньше говорили, что он нудный и осыпной, но я не думал, что настолько. Возможно, он назначен 1А по аналогии с Сев. Аком в Гвандре – чтобы из цирка был выход для единичек.
21.08.18 12 день.
д.р. Адылсу – а/л Джантуган – пос. Эльбрус

Всю ночь вокруг грохотали камнепады, на палатках лед, но спалось тепло. К 10:15 просушились и пошли вниз. От лагеря идет тропа, но быстро пропадает (синдром этого перевала). Идем по осыпным валам справа налево. 11:20 чистый ручей и ровные площадки.

Продолжаем движение по тропе и турикам слева направо, упираемся в следы сошедшего селя. Огромный гребень морены разрезан пополам 12:20. Сверху видны остатки старой тропы. Снова берем правее, есть новая тропа, крутой спуск. Далее движемся вдоль реки правым берегом, тропу снова нашли. В 13:40 вывела к мосту. Он довольно узкий и без перил. За ним – т.н. «Зеленая гостиница». Несколько домиков, где живут геодезисты. Или метеорологи? Порядка 2 км по тропе уже левым берегом. Вдоль воды, выше забираться не надо.

15:00 каменный мост из двух огромных валунов. На правый берег. Еще 200-300 м тропы над обрывом. Иногда есть перила на скальных крючьях. Вышли на дорогу для бульдозеров. По ней идти также тяжело, как и по осыпи. Примерно через полкилометра становится лучше. Синий пограничный знак, встречаются отдыхающие. 15:50 а/л Джантуган. Кафе нет, но люди доброжелательные. Даже предложили нам воспользоваться лагерной кухней. Есть подобие небольшого музея.
Идем по дороге, погранзастава, где нас выпускают из погранзоны.

18:00 выходим к пос. Эльбрус. За нами приезжает Борис.
Не смог найти водителя, потому что сегодня (внезапно) отмечают курбан-байрам.
В русле реки страшные последствия селя – несколько автомобилей, на берегу – уцелевшая половинка дома.

21:30 мы в Пятигорске, останавливаемся в том же хостеле.

8. GPS-координаты

Лагерь 6 дня
Координаты: N43° 16.422' E42° 52.735'
Высота 2991

Место для штурмового лагеря (место под пару палаток + вода)
Координаты: N43° 16.304' E42° 52.128'
Высота 3234

Лагерь 7 дня (орлиное гнездо)
Координаты: N43° 15.745' E42° 51.926'

Лагерь 11 дня
Координаты: N43° 12.933' E42° 45.968'
Высота 3460

Мост (к домикам гляциологов)
Координаты: N43° 12.546' E42° 44.140'
Высота 2625

Альплагерь Джантуган (финиш)
Координаты: N43° 13.137' E42° 41.740'
Высота 2259

9. Смета похода
На одного участника.

• Билеты на поезд СПб-Минводы и Минводы-Спб 10000 р.
  • Автотранспорт Минводы-Башиль 700 р.
  • Автотранспорт Джантуган – Пятигорск 700 р.
  • Продукты+аптечка+ремнабор+бензин 4800 р.
  • Пропуск в погранзону и заповедник 200 р.
  • Страховка 1500 р.
  • Итого 20000 р. (округленно)

10. Аптечка

Аптечка было собрана из соображений максимальной компактности, универсальности и эффективности. В неё вошли препараты и вспомогательные средства следующих групп:

- сердечно-сосудистые: нитроглицерин, папазол, диакарб, кофеин-бензоат натрия

- желудочно-кишечные: лоперамид, мезим, ренни, смекта, полисорб, церукал, бисакодил

- противопростудные и противоаллергические: нафтизин, сульфацил натрия, ацикловир, колдрекс, флуимуцил, лоратадин, хлоропирамин, дексаметазон (последние два – в форме раствора для инъекций)

- спазмолитики, НПВП и анальгетики: парацетамол, но-шпа, нурофен, найз, кетопрофен (в форме геля для наружного применения и раствора для инъекций), платифиллина гидротартрат и папаверин (растворы для инъекций)

- антибиотики: амоксиклав, нолицин, азитромицин, стрептоцид

- антисептики: йод (карандаш), спирт, клей БФ-6, перекись водорода

- перевязочные материалы: бинты марлевые нестерильные, пластырь на тканевой основе, бинт эластичный, губка гемостатическая

- прочее: троксевазин (гель), пантенол (аэрозоль), детский крем, шприцы, ватные палочки, тёмные очки, чистые пакеты, термометр.

Поскольку абсолютно все участники в группе в разное время получали те или иные травмы, у некоторых из них отягощённые, к тому же, артрозом, самыми востребованными оказались препараты, облегчающие последствия этого – кетопрофен-гель и найз. В помощь этим средствам использовались другие, с аналогичным действием, из личных аптечек (гепариновая мазь, диклофенак). Несколько меньшим, но также регулярным спросом пользовались пантенол-спрей, троксевазин-гель и нафтизин. Наконец, для отдельных случаев разово использовались: нурофен (особенно при головной боли в период акклиматизации), сульфацил натрия (от дискомфорта и лёгкого воспаления глаз после сильного ветра), колдрекс (снятие жара и первых симптомов простуды в один из особенно холодных дней), мезим, антисептики и пластырь (ссадины и натоптыши). Всё прочее осталось полностью невостребованным.

Стоит также отметить, что трое из пятерых участников для облегчения акклиматизации употребляли экстракт элеутерококка в драже и янтарную кислоту из личных аптечек.
    К сожалению, в аптечку не вошли средства для регенерации травм кожи, кроме пантенола, и время от времени чувствовалась их нехватка (так, пантенол слабо справлялся с заживлением ожогов губ и трещин на пальцах). Поэтому на будущее рекомендуется брать также солкосерил-гель или офломелид-мазь, или другие препараты.

11. Питание

В целом, меню похода не отличалось оригинальными решениями. Типовая раскладка на день выглядела таким образом:

1) завтрак – молочная каша/сублимированный омлет/сублимированный творог, бутерброд с сыром/колбасой, сладкое, чай

2) обед – суп или пюре (в половине случаев, об этом далее), бутерброд с колбасой/сыром/грудинкой, сладкое, чай

3) ужин – каша с сублимированным мясом, сладкое, чай.

Продукты, за исключением сублиматов и некоторых других отдельных пунктов раскладки, закупались совместно в день паковки.
    Для облегчения суммарного веса продуктов на каждую из трапез, оптимизации времени приготовления и ради возможности подобрать каждому участнику часть меню по своему вкусу и потребностям, были приняты два концептуальных решения в области питания.

Первое – хлеб/сухари, сахар и «карманные перекусы» участники выбирали, покупали и несли индивидуально, их стоимость, вес и количество не включались в общие. Для бутербродов участники брали сухари, сухие хлебцы и тонкие лаваши, в качестве перекусов – конфеты, протеиновые и злаковые батончики, орехи и сухофрукты, сушёное мясо. Таким образом решились проблемы личных потребностей («я не ем сахар, почему его посчитали и на меня тоже», «все голосуют за миндаль/арахис в перекусе, а у меня аллергия», «все хотят сладкие перекусы, а я – несколько солёных» и пр.). Кроме того, обмен перекусами и хлебными изделиями придал меню некоторое разнообразие.

Второе решение – около трети из всех обедов были скомпонованы так, чтобы они готовились максимально быстро (распаковать, разделить, раздать) и обладали как можно большей энергетической ценностью. Из таких обедов исключался суп (пюре), подразумевалось, что горячим будет только питьё, при этом были увеличены доли колбасы/сыра/грудинки и сладкого. Это решение было принято вследствие негативного опыта таких ходовых дней в предыдущих походах, когда из-за неблагоприятной погоды или других обстоятельств группа либо полностью пропускала обед, либо выбирала из него только то, что можно съесть без варки. Кроме того, таким образом, хоть и мизерно, можно облегчить вес рюкзаков. Наконец, завхоз активно лоббировал этот эксперимент, поскольку уже ходил в командах с холодными быстрыми обедами на постоянной основе, и не видел ничего плохого в этом. Было условлено, что обеды разных дней по ходу дела можно менять местами (полноценные обеды в благоприятные дни, быстрые – в особенно напряжённые). Опыт показал, что концепция себя оправдала, оказавшись действительно удобной. Единственное исправление, которое хотелось бы в неё внести – заменить чай в «быстрых» обедах на растворимые в холодной воде напитки.

Из общих замечаний к составу меню можно отметить одно: поскольку поход планировался преимущественно на высотах более 3000-3500 м, стоило использовать продукты, которые требуют минимального времени на варку. Несмотря на то, что гарниры подбирались по расчётному плану движения (кускус, гречка, макароны на высотах более 3000 м, маш, рис, булгур – в долинах), несколько раз случалось менять ужины местами, тратить избыток бензина и времени на приготовление или есть блюда в степени готовности «аль денте». Поэтому стоит рекомендовать брать быстроразваривающиеся крупы в походы на подобной высоте, невзирая на планируемый график движения, на все ходовые дни.

12. Выводы и рекомендации

1. Маршрут изначально планировался, как не очень сложный, с множеством запасных вариантов. Что позволяло изменить его в любую сторону – усложнения или упрощения. Многие из заявленных перевалов руководитель ходил в походе 4 КС в 2012 году.
    Но малоснежная обстановка внесла свои коррективы. Все перевалы оказались явно на полкатегории сложнее. За исключением двух н/к. Технически получилось интересно.
    Хорошо бы было иметь в группе хотя бы одного участника с опытом, как у руководителя.
    Плюс ограниченный отпуск у части участников, что позволило заложить всего лишь 14 ходовых дней.

И по стечению всех этих факторов, километраж пришлось сократить. Рекомендуется заложить больше дней и брать заведомо сильную группу с хорошей технической подготовкой. Желательно наличие людей с опытом походов 3-4 КС.

1.1. Перевалы:
    Турист (н/к, 2681) – «классическая НКашка». Сравнительно небольшая высота, травянистые склоны. Почти везде набитая тропа.
    Сарын (н/к, 3386) – ближе к 1А, непонятно, почему его «раздели» в новом каталоге. Осыпные склоны.
    Балкарский (2А, 3947) – в снежный год будет неплохой 2А, предполагался снежно-ледовым, получился скально-осыпной. По ощущениям ближе к 2Б. Рекомендуется проходить сильной группой.
    Килар (1Б, 3901) – в бесснежное время тоже становится сложнее. Во всяком случае, с западной стороны. В снежный год будет вполне простой 1Б. На спуск сложно провесить перила – вылезло много острых скал, поэтому с перевального взлета спускались несложным лазанием.
    Тютю Зап (2А, 4179) – технически интересен. Снова – при малом количестве снега затруднен (требует больше времени) подход с севера по леднику. Оказался сложнее ожидаемого. Но вся работа преимущественно по льду, что (субъективно) несколько легче скал. Первый взлет ледника камнеопасен, рекомендуется (стандартно) проходить его рано утром.
    Куллумкол (1Б, 3952) – в нашем варианте проходился по гребню, сложностей не вызвал. Средне-осыпной склон, есть подобие тропы.
    Шогенцукова (1Б, 3605) – с ледника взлет почти не ощущается. Просто осыпная перемычка.
    Койвганауш (1А, 3624) – сложный 1А. Особенно без снега. Нудный подъем по мелко-осыпному склону, камнеопасно. Дюльфер с 1А – редко встречающееся явление.
    Считаю, что пер. Балкарский и Койвганауш могут быть повышены на категорию.

2. Трансфер уже не в первый раз осуществлялся через фирму Тау-сервис. Контакты bezonec@list.ru.
    У них самые адекватные цены, пользуемся их услугами уже не в первый раз. Способны подогнать свободную машину в любой поселок в течение 2 часов.
    Борис даже забирал нас лично из Джантугана, потому что все водители были на Курбан-байраме.

3. Оформление пропусков

С весны 2018 года в туристской среде ходили страшилки про то, что пропуска через посредников теперь не оформляют и надо делать это заранее, чтобы сам пропуск пришел по почте.
    Но в Тау-Сервис заверили, что все могут сделать, чем избавили нас от ненужных хлопот. Стоимость каждого пропуска составила 100 р. на человека.

В заповеднике КБР не встретили никого.

Погранзаставы встретились на дороге к Башилю (после пос. Чегем), за а/л Уллу-Тау и на выходе – после а/л Джантуган.

4. Мобильная связь пропадает сразу после заставы перед т/б Башиль. Теле2 не ловит вне крупных городов. Появилась связь только на пер. Койвганауш.

4.1. Спутниковый телефон греет душу и придает моральной уверенности. В горах ловит отлично, а вот в городе его не проверить. Работает с обычной сим-картой (у нас была Турайя).

Минусы – стоимость. Одно СМС – 30 руб., минута разговора – 149 руб. Т.е. деньги на счет нужно положить заранее и побольше. Тариф у них свой и других нет. Если несколько лет назад можно было выгодно разговаривать по тарифам сим-карты оператора, то сейчас все это отменили.
    С другой стороны, вышеупомянутый плюс – не нужна отдельная симка. Как, скажем, у Иридиума.

5. Альплагеря и турбазы

Башиль – почти никакой инфраструктуры (столовой и душа), мобильная связь не ловит.
    Уллу-Тау – мобильник не ловит. Есть душ, столовая, кафе. Постоять палатками – 200 руб/чел/сут.
    Джантуган – есть мобильная связь, нет ни душа, ни столовой. Но есть музей.

6. Если вдруг у вас остаются свободные дни, а маршрут закончен, то можно остановиться в центре Пятигорска, в Лайк-хостеле. Ул. Буачидзе, 2. 8 (девять шесть один) 524 58 54. 450 руб/чел/сут