Автор: Антон Соломонов, г.Москва

Отчет о горном походе I к.с. с 3 к.с. совершенном по Центральному Тянь-Шаню (хр. Терскей Алатау) в июле 2017 г.

Справочные сведения

Проводящая организация.

Горная секция МФТИ г. Долгопрудный, Московской области

Район похода

Центральный Тянь-Шань (хр. Терскей Алла-тау)

Общие справочные сведения о маршруте.

вид туризма

9 (8)

июль 2017

Подробная нитка маршрута Заявленный маршрут

р.Каракол-пер. Озерный (1Б, 3700 м) - пер. 40 лет Киргизии (2А, 4000 м)- пер. Эпюра + в.Альбатрос Зап. по юго-зап. Гребню (2А, 4485 м) - пер. Караколтор (2А, 4340 м)- пик Вильнюсского университета (2А, рад 4930 м) - пер. Степкина (2А, 4450 м) - пер. Хатиджи (2А, 4200 м) - р. Арашан- пер. Аныртор С. (1А, 3700 м) - пос. Теплоключенка

Пройденный маршрут

р.Каракол-пер. Озерный (1Б, 3700 м) - пер. 40 лет Киргизии (2А, 4000 м)- пер. Эпюра (2А, 4340 м радиально) – пер. Солнце (1Б, 4000 м) – Каракол.

Картографический материал

скачать карту маршрута

Определяющие препятствия маршрута

вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

путь прохождения

перевал 40 лет Киргизии

Высота 4000, скально-ледовый склон перевального взлета, в Северных отрогах центральной части хребта Терскей-Алатау

Местоположение: 42° 13' 39.1332" N 78° 27' 5.3208" E

Соединяемые ледники, долины: л.Озерный Джеты-Огузский, р. Онтор

Ориентация перевальных склонов: восток-запад

лед. Озерный – р.Онтор

Перевал Эпюра

Высота 4340, снежно-ледовый склон перевального взлета, Основной хребет Терскей-Алатау

Местоположение: 42° 11' 45.9265" N 78° 33' 2.4460" E

2ГУ (Дугоба), 4530

Штурман

Жиляев Петр Александрович

1ПУ (Кавказ), нк с элем.3 кс, Теке-Тор 4170 м, 2А альп.

Реммастер

Запорожец Анастасия Александровна

2ГУ (Дугоба), 4530

хронометрист

Степаненко Элина Витальевна

2ГУ (Дугоба), 4530 м

Финансист, завхоз

Шурыгина Ирина Сергеевна

1ГУ с эл-ми 2 к.с. (Алтай), нк с элем.3 кс, Эльбрус(5642м)

медик

Поход рассмотрен МКК с указанием шифра полномочий

ФСТ Московской области, 150-00-455530020

Содержание отчета Общая идея похода

Основной идеей похода было посмотреть район хребта Терскей Ала-тау, пройти несколько интересных перевалов на южной части хребта Терскей Ала-тау.

Варианты подъезда и отъезда

Заезд

Подъезд под маршрут осуществляется из г. Каракол. От Каракола до любой долины Северных отрогов Терскей Ала-тау можно доехать почти на любой машине. Долина р. Каракол очень людная, в ней располагаются несколько сезонных альплагерей.

Для пребывания на Терскей ала-тау необходимо оформлять разрешение на проезд или установку палатки. Это разрешение мы приобрели на въезде в долину Каракол на посту у шлагбаума, который преграждает въезд в долину. Впоследствии у нас его проверяли местные егеря.

В 2017 году за лето в горах Терскея выпало большое количество осадков, уровень воды в реках сильно возрос, вследствие чего частично или полностью были смыты автомобильные мосты, ведущие по долине Каракол до альплагеря. Поэтому на машине мы смогли добраться только до первого моста недалеко от лесничества.

Было принято решение взять лошадей у местного населения, и на лошадях доставить рюкзаки до альплагеря, а самим идти пешком.

Обеспечение топливом

Поход решили идти на бензиновых горелках, для чего были куплены к походу две горелки primus omnifuel.

В качестве топлива для них решили использовать бензин «Калоша». Наличие бензина нам обеспечил Юрий Траченко. Наличие бензина Юрий может обеспечить в Оше, Бишкек, Караколе, возможно, и в других городах Киргизии.

Юрий может обеспечить бензин «калоша» и газ по ценам значительно ниже, чем киргизские турфирмы. Кроме того, у Юрия можно заказать трансфер по Киргизии.

Контакты Юрия Траченко:

Газ может предоставить любая турфирма Киргизии, которая занимается активными турами.

Кроме того, газ можно купить в альплагере Игоря Ханина в долине р. Каракол

Выезд

Выезд из района возможен из любой долины северных отрогов хребта Терскей Ала-тау. Выход с южной части хребта сейчас возможен только через Кумтор. Выход по р. Куйлю сейчас затруднителен, т.к. на слиянии р. Куйлю и р. Сарыджаз сейчас стоит погран. пост (по информации местной турфирмы) и это является препятствием для проезда машин вверх по долине р. Куйлю.

Заезд и выезд осуществлялся через фирму Неофит.

Их контакты: http:// www.neofit.kg, neofittravel@gmail.com

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты Аварийные выходы
  • из долины р. Каракол - вниз по р. Каракол до а/л или г. Каракол
  • из долины р. Куйлю – вниз по р. Куйлю до слияния с р.Сарыджаз
  • Из долины р. Арашан - вниз по долине р. Арашан
  • Из долины р. Джетыогуз – вниз по р. Джетыогуз
Запасные варианты
  • Вместо пер. Караколтор (2А, 4340 м) - пер. Каракольский З (2А, 4220 м) -пер. Туристов Татарии (2А,4300 м) - н/п Теплоключенка
  • Вместо пер. Эпюра (2А, 4318 м) - пер. Солнце (1Б, 4066 м) - Пер. Туристов Татарии (2А,4300 м) - н/п Теплоключенка
  • Вместо пер. Караколтор (2А, 4318 м) – пер. Каракольский Западный (2А, 4220 м)
Изменения маршрута и их причины

На дневке вышли из строя бензонасосы у обоих горелок. Починить не удалось. Купили газовые баллоны в Альплагере Ханина и продолжили маршрут на газу. Поскольку не было уверенности в дальнейшей надежности горелок, решили идти по запасному маршруту пер. Эпюра – пер. Каракольский Зап. – пер. Туристов Татарии.

После подхода на лед Эпюра приняли решение идти по запасному маршруту пер. Солнце – пер. Туристов Татарии из-за нехватки времени. В оставшийся световой день сходили радиально пер. Эпюра.

После радиального восхождения на пер. Эпюра у Димы поднялась температура, и мы приняли решение завершить маршрут прохождением перевала Солнце.

Тем самым мы выполнили требование по минимальному количеству препятствий для похода 3 к.с.

График движения

День

Длина пути, км

врем.ход. ЧЧ:ММ

Характеристика пути

22.07.2017

Лесничество в долине р. Каракол – слияние р. Каракол и р.Айтор (альплагерь Каракол)

10,3

Тропа, идущая по лесу

23.07.2017

а/л Каракол – р. Телеты вост.

7,1

Подъем от р. Уюктор идет по лесу без тропы. Тропа начинается при выходе в висячую долину р. Телеты Вост.

24.07.2017

Р.Телеты Вост – пер. Озерный (1Б,3700 м) – лед. ледник Озерный

6,1

Подъем на перевал по открытому леднику под пер. Озерный. Выход на перевал по осыпному склону, средняя осыпь. Спуск – средняя осыпь, ледник Озерный открытый.

25.07.2017

лед. ледник Озерный – пер. 40 лет Киргизии (2А, 4000 ) – ручей с ледника пер. 40 лет Киргизии

4,1

По мере подъема ледник становится постепенно закрытым, связки. Подъем на перевал с одновременной страховкой. Первая связка при подъеме осуществляет страховку путем закладывания веревки за рельеф, вторая – по перилам.

Спуск – 3 веревки, прохождение берга, при выходе на пологую часть ледника движение в связках.

26.07.2017

ручей с ледника пер. 40 лет Киргизии - слияние р.Кель-тор и р.Уюк-тор

11,2

Отсутствие тропы, заросли кустарника на спуске к реке Уюк-тор. Вдоль реки Уюк-тор хорошая тропа.

27.07.2017

Дневка на слиянии р.Кель-тор и р.Уюк-тор

28.07.2017

слияние р.Кель-тор и р.Уюк-тор – слияние р. Кель-тор и реки с лед. Джигит

11,4

До реки Экичат – тропа, дальше движение по альпийским лугам без тропы по правому берегу реки Кель-тор

29.07.2017

слияние р. Кель-тор и реки с лед. Джигит – пер. Эпюра (2А, 4340 м, радиально) – лед. Эпюра

7,2

Выход на ледник Джигит без кошек, ледник открытый, движение без кошек и связок. Ледник Эпюра открытый внизу и закрытый в верхней части. Движение по леднику Эпюра в связках. При подъеме на перевал – одна веревка перил. Движение по гребню до перевальной седловины в связках. Спуск аналогичен подъему.

30.07.2017

лед. Эпюра – пер. Солнце (1Б, 4000 м) - слияние р.Кель-тор и реки с лед. Джигит

6,3

Скально-осыпная седловина, осыпь мелкая, движение в кошках. Спуск – мелкая осыпь, движение без кошек до начала льда. По льду движение в кошках. Ледник открытый – движение без связок

31.07.2017

слияние р.Кель-тор и реки с лед. Джигит – лесничество в долине р. Каракол

23,4

Тропа начинается от р. Экичат. Через р. Кель-тор есть мост на слиянии с Уюк-тор. Движение вдоль реки Каракол по тропе

Итого с учетом радиальных выходов,: 87,1км

Итого км в зачет с коэффициентом 1,2,: 76,32км

Высотный график

Техническое описание прохождения группой маршрута

Везде в описании:

• время местное
  • направление «лево», «право» указано орографически за исключением специально оговоренных случаев.
  • Время движения – Чистое ходовое время.
  • Все расстояния даются без коэффициента 1,2.
р.Телеты Вост – пер. Озерный (1Б, 3700 м) – лед. ледник Озерный Джеты-Огузский

В этом году в горах Терскея выпало большое количество осадков. В результате по всей долине смыло автомобильные мосты и размыло дорогу. Доехать на машине мы смогли только до моста чуть выше лесничества.

Поскольку идти с полными рюкзаками до альплагеря, который находится на слиянии р. Каракол и р. Аютор В., тяжело и есть шанс не успеть дойти за оставшийся световой день, решили нанять лошадей для перевозки рюкзаков, а самим пойти пешком.

За лошадьми нужно идти в лесничество – это около 3 км вниз по долине. Стоимость найма лошадей составила 1500 сом/лошадь. Взяли 3-х лошадей (2 рюкзака на лошадь).

Время движения от моста до альп. лагеря составило 02 часа 45 мин.

Путь проходит по хорошей дороге, по которой комфортно идти даже по темноте. Когда есть мосты по этой дороге, машины доезжают прямо до альплагеря.

На место стоянки прибыли уже в темноте.

Координаты места ночевки: 42° 18' 56.0011" N 78° 28' 14.5860" E

Утром распределили продукты для заброски и кольца. Продукты заброски оставили на хранение в альплагере, что не вызвало удивления у сотрудников лагеря. Видимо, это стандартная просьба для них.

Пришлось оплатить установку палатки на территории альплагеря, о чем нас предупреждали на шлагбауме при въезде в ущелье Каракол и сотрудники турфирмы Неофит. Впоследствии квитанцию об оплате у нас проверил егерь. Квитанцию нам не дали, егеря удовлетворил ответ, что мы платили.

После распределения заброски выдвинулись в направлении р.Телеты В. Время движения до слияния р.Уюк-тор и Телеты В. составило 50 мин.

На карте тропа нарисована по левому берегу реки неродственно вдоль самой реки Телеты В. Фактически тропы нет. По мере подъема встречаются конские тропы. Постепенно мы уперлись в заросли арчи непосредственно перед выходом на пологую часть долины.

После длительной разведки была найдена нормальная тропа, выводящая на пологую часть долины р. Телеты В. Координаты точки выхода на тропу 42° 17' 40.5972" N 78° 28' 55.0927" E

Вскоре начался дождь, и мы решили встать на обед.

Время движения от слияния р. Уюк-тор и Телеты В. Составило 02 часа 25 мин.

После обеда дошли до развилки на пер. Озерный и пер. Телеты. Время движения составило 01 час 15 мин. Переправились через р. Телеты В. И встали на правом берегу. Переправа сложности не вызвала несмотря на то, что прошел дождь. Перешли, не снимая ботинок, по камням.

Судя по наличию большого кол-ва трекеров, которые ходят по этой долине через пер. Телеты, хорошая тропа идет по правому берегу р. Телеты В. До слияния с Уюк-тор.

Поворот на тропу, на которую нам все-таки удалось выйти, у реки Уюк-тор нужно искать рядом с точкой 42°17'47.56"N 78°29'12.57"E

Координаты места ночевки: 42° 16' 41.1274" N, 78° 27' 36.9882" E

Утром за 03 часа 50 мин подошли под ледник, ведущий к перевалу Озерный. Перед выходом на ледник есть удобные места для стоянок и небольшое озерцо с водой. Возле озера встали на обед.

Координаты озера и удобных мест для стоянки: 42° 15' 3.3367" N, 78° 27' 0.7913" E

Во время обеда начался дождь. Пережидаем его и выдвигаемся на перевал. Ледник открытый, без трещин. Движемся без связок. За 01 час от места обеда поднялись на перевал Озерный (1Б, 3700 м). Подъем на перевал представляет из себя осыпной склон крутизной 15-20 градусов с несколькими ступенями. На перевале есть места для стоянок.

Сняли записку от 22.07.2017 СТК «Вестра», совершавших поход 3 к.с. под руководством Ивановой И.А.

Координаты перевала Озерный (1Б, 3700 м) 42° 14' 31.2714" N, 78° 26' 34.6786" E

Спуск с перевала начинается сразу возле тура. Спуск –осыпной склон крутизной 30 градусов. Время спуска до ледника Озерный заняло 10 мин.

Ледник открытый, без трещин. Продолжаем движение в направлении перевала 40 лет Киргизии к срединной морене ледника Озерный. Встаем на леднике сразу за срединной мореной.

Время движения от выхода на ледник Озерный до места ночевки составило 20 мин.

Координаты места ночевки: 42° 14' 10.6931" N, 78° 26' 34.6439" E

Лед. Озерный – пер. 40 лет Киргизии (2А, 4000 м) – слияние р. Кель-тор и р. Уюк-тор

Выходим в направлении пер. 40 лет Киргизии. Поначалу ледник открытый, идем без связок. Через одну ходку ледник становится закрытым – связываемся. Перевал имеет две седловины – скальную и снежную. Мы движемся к снежной седловине. Она представляет из себя снежный галстук, находящийся между двух скал.

Время движения от места ночёвки до начала подъема на перевал 01 час 25 мин.

Наш подъем пролегает по снежному галстуку прямо под скалы. Крутизна склона примерно 30 градусов. Движемся в связках. Перед выходом к скалам есть небольшой участок 40-градусного фирнового склона. Проходим его с попеременной страховкой.

Выход на перевал проходит по разрушенным скалам – движемся по ним с попеременной страховкой. Страховку организуем за скальные выступы. Участок движения по скалам составляет примерно 30 метров.

Первая связка при выходе на перевал организовала из своей связочной веревки перила для второй связки.

Время движения от начала подъема до выхода на перевал 40 лет Киргизии (2А, 4000 м) составило 01 час 40 мин.

Перевал представляет узкое скальное ребро. Ширина позволят стоять одному человеку. Перевальная записка не обнаружена.

Координаты перевала 40 лет Киргизии (2А, 4000 м) 42° 13' 38.9612" N, 78° 27' 5.3495" E

На спуск вешаем перила на расходной петле.

Спуск камнеопасен – по пути нашего спуска и возле него периодически летят камни разных размеров. Спуск – ледовый склон крутизной 45 градусов, длина склона до выполаживания примерно 90 метров.

ледник Озерный

01:56

закрытый ледник, трещины, движение в связках

Перевальный взлет

02:17

Фирновый склон, переходящий в скально-осыпной склон, движение с попеременной страховкой, перила

седловина перевала

00:50

Скальный гребень

спуск с перевала

03:00

Ледовый склон, камнеопасно, снег, трещины, перила

ледник с перевала Озерный

01:45

закрытый ледник, связки. Открытый ледник

Первую веревку провешиваем вниз и делаем станцию под скальным выступом слева по ходу. Там же делаем вторую станцию на ледобурах и провешиваем вторую веревку до берга и влево до каменной осыпи, перекрывающей берг. Отсюда вешаем еще одну веревку уже по снегу через берг. Берг проходим по каменной осыпи с перильной страховкой.

Время спуска с перевала заняло 3 часа. Дальнейшее движение в связках по закрытому леднику. Решаем дойти до конца ледника и там пообедать. Время движения от спуска с перевала до конца ледника составило 50 мин.

*Время фактическое

Пока мы обедали, опять начался дождь. Пережидаем и выходим дальше. Цель сегодняшнего дня – дойти до удобного места стоянок на ручье, текущем с ледника в долину р. Онтор.

Через 1 час вышли к зеленым площадкам возле ручья. Дальше площадок нет до самого спуска в долину р. Онтор. Здесь ночуем.

Координаты места ночевки: 42° 13' 39.0288" N, 78° 28' 27.2223" E

Самый оптимальный путь спуска – вдоль ручья, на котором мы стояли. Другие кулуары, которые расположены левее этого ручья, выводят на скальные сбросы. Данный путь спуска тоже непростой , т.к. требуется обойти скальный сброс, с которого падает ручей, но дальше сложностей со спуском нет.

Время спуска от места ночевок до долины р. Онтор составило 03 часа 10 мин.

В долине р. Онтор до завала на реке хороших мест для стоянки нет – берега заболочены. Стоянки можно найти только ниже завала.

Путь вдоль реки Онтор проходит по тропе и не представляет сложности. Время движения от выхода в долину р. Онтор до слияния р.Кель-тор и р.Уюк-тор составило 05 часов.

Здесь у нас дневка. Во время дневки можно сходить в альплагеря, которые находятся неподалеку, помыться у них в бане, купить продукты.

Слияние р.Кель-тор и р.Уюк-тор – пер. Эпюра (2А, 4340 м) радиально – лед. Эпюра

Для заброски вверх по долине р. Кельтор наняли лошадей для переноски рюкзаков. Сами идем пешком. По договоренности с погонщиками лошадей они оставляют рюкзаки на слиянии рек, текущих с ледников Джигит и Бригантина.

На всем протяжении пути есть тропа, в местах, где она менее заметна, начинается маркировка турами.

Ориентирование и движение не представляет особой сложности.

Время в пути от места ночевки до слияния рек, текущих с ледников Джигит и ледника Бригантина, составило 05 часов 30 мин.

К тому моменту нашего подхода вода в реке с лед. Бригантина уже поднялась довольно высоко. Решаем здесь заночевать и утром перейти реку по малой воде.

Недалеко от места ночевки есть ручьи с чистой водой. Судя по следам это место часто посещается пастухами.

Координаты места ночевки: 42° 14' 5.0404" N 78° 32' 51.1485" E

Встаем в 04:00 часа и без завтрака переходим реку, текущую с ледника Бригантина. Брод сложностей не вызвал, переходим по одному, высота воды примерно по колено.

После брода делаем завтрак на целевом берегу и начинаем движение к леднику Джигит.

За 02 часа 10 мин от места обеда подходим под ледник и без кошек начинаем по нему подъем. Для подъема на ледник требуется пересечь несколько ручьев непосредственно возле ледника. Поскольку утром воды еще не так много, удается перейти их, не снимая обуви. Если подойти сюда позже, возможно, придется бродить эти ручьи.

Ледник Джигит открытый, почти без трещин, довольно пологий – крутизна около 20 градусов.

Ледник Эпюра – это восточная камера ледника Джигит. Выход в нее осуществляется по склону крутизной до 30 градусов. Ледник открытый.

Через 2 часа с момента выхода на ледник подходим под боковую морену возле перевала Солнце.

Делаем здесь обед и выкладываем площадки под палатки.

После обеда решаем сходить радиально на пер. Эпюра.

Связались и выходим в направлении перевала Эпюра. Подъем включает в себя несколько этапов:

• Подъем на выполаживание перевального склона
  • Подход под стенку с бергшрундом
  • Подъем по стенке

Ледник Эпюра

0:20

Открытый ледник, движение в кошках без связок

Подъем на первую ступень перевального склона

0:40

Движение в связках, закрытый ледник, трещины.

Подъем на гребень

02:00

Движение в связках до бергшрунда, пересекающего склон. Выше бергшрунда делаем станцию на ледобурах. Провешиваем одну веревку до выхода на гребень. Склон ледовый. На гребне станция на ледобурах

снежный гребень

0:20

Глубокий снег, движение в связках, есть трещины

Перевальная седловина

0:30

Снежная седловина, есть место для установки палаток

Выход на перевал по снежному гребню

При выходе на выполаживание начинаются закрытые трещины. Подходим под перевальный склон, решаем делать станцию выше бергшрунда.

Лидер первой связки выходит выше берга и организует станцию, принимает напарников по связке. Из связочной веревки организуется нижняя страховка для лидера, с организацией промежуточных точек страховки он поднимается на снежный гребень. Организует станцию на ледобурах.

Остальные участники поднимаются по провешенным перилам. Крутизна склона 45 градусов, длина участка 40 метров.

При выходе на снежный гребень снова связываемся и продолжаем движение в направлении перевального седла. Участок движения по снежному гребню составляет 200 метров.

Седловина перевала Эпюра (2А, 4340 м) – широкое плато, закрытое с одной стороны скалами. На скалах находится тур.

Сняли записку от 28.07.2017 ССК Университета ИТМО «Кронверкские барсы», совершавших поход 3 к.с. под руководством Голубева Константина

Время подъема на перевал Эпюра (2А, 4340 м) – 03 часа.

Поскольку мы ходили на перевал Эпюра радиально, то путь спуска повторяет путь подъема. Время,затраченное на спуск, составляет 01 час 30 мин.

Координаты перевала Эпюра (2А, 4340 м): 42° 11' 45.6326" N, 78° 33' 2.5476" E

Координаты места ночевки 42° 12' 16.1856" N, 78° 32' 55.5504" E

лед. Эпюра – пер. Солнце (1Б, 4000 м) – лед. Бригантина – р. Каракол

Перевал Солнце с западной стороны представляет собой мелкую и среднюю каменную осыпь крутизной около 30 градусов. В начале перевального склона находится рантклюфт, который проходится по ледовому мостику, присыпанному мелкой каменной осыпью. Прохождение на передних зубьях кошек на личной технике.

Дальнейший путь представляет собой попеременно живую мелкую и среднюю осыпь. Движемся серпантином от одного края склона до другого плотной группой. Чтобы не сильно ехать, идем в кошках по осыпи, что значительно экономит силы.

Движение от места ночевки до начала перевального склона заняло 20 мин.

Подъем на перевал Солнце (1Б, 4000 м) от начала перевального склона занял 2 часа.

Перевальная седловина перевала Солнце (1Б, 4000 м) представляет скальное плато площадью под одну палатку.

С перевала Солнце (1Б, 4000 м) снята записка от 28.07.2017 ССК Университета ИТМО «Кронверкские барсы», совершавших поход 3 к.с. под руководством Голубева Константина

Координаты перевала Солнце (1Б, 4000 м): 42° 12' 6.7981" N, 78° 33' 14.3605" E

ледника Эпюра

0:17

Открытый ледник

Западный перевальный склон

02:00

Мелка и средняя осыпь. Движение в кошках серпантином.

Перевальная седловина

0:30

Скальное плато, есть место для одной палатки.

Восточный перевальный склон

0:10

Мелкая осыпь переходящая в лед, движение в кошках.

Спуск с перевала представляет собой мелкую живую осыпь крутизной 35 градусов, переходящую в ледовый склон.

Часть людей стали спускаться в кошках, остальные- без них. Те, кто спускались в кошках, оказались в более выигрышной ситуации, т.к. через 10 мин спуска осыпь закончилась и начался ледовый склон . Тем, кто был без кошек, пришлось затрать время на их надевание на крутом и неудобном склоне.

Общее время спуска с перевала Солнце до ледника Бригантина составило 30 мин (с учетом переодевания кошек).

Ледник Бригантина открытый, с малым количеством трещин, пологий (10-15 градусов). Идем без связок.

Через 1 час от момента выхода на ледник спустились до морены, где встали на обед.

Дальнейший наш путь пролегает к месту нашей ночевки на слиянии реки Кельтор и реки с лед. Джигит.

В процессе перехода нам приходится перебродить два рукава реки, текущей с ледника Кельтор. Шла вторая половина дня, но высота воды такова, что можно перейти по одному.

Время движения от морены ледника Бригантина, где мы обедали, до места ночевки на слиянии р. Кельтор и реки с ледника Джигит составило 02 часа 45 мин.

На следующий день нашей задачей было дойти до места старта нашего маршрута, т.е. до смытого моста возле Лесхоза в долине р. Каракол.

От места ночевки до места дневки на слиянии рек Кельтор и Уюк-тор мы дошли по хорошей тропе за 5 часов. Двигались по правому берегу реки.

Здесь мы пообедали и за 03 часа 40 мин дошли до смытого моста возле лесхоза, откуда нас забрала машина.

Потенциально опасные участки на маршруте

• Восточный склон пер. 40 лет Киргизии – высокая опасность камнепада по пути спуска
  • Уровень рек в связи с большим количеством осадков в горах сильно увеличился. Бродить реки лучше рано утром

Перечень наиболее интересных объектов на маршруте

• Горячие источники Алтыш-арашан
  • Верховья долин Джеты-огуз, Каракол, Алтын-арашан – красивые виды на основной хребет Терскей Ала-тау
  • Озеро Ала-кель
  • Эпюра – очень интересный и красивый перевал.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группа прошла минимальный набор локальных препятствий для похода 3 к.с.:

• пер. Озерный (1Б, 3700 м)
  • пер. 40 лет Киргизии (2А, 4000 м)
  • пер. Эпюра (2А, 4340 м) – пройден радиально, но идет в зачет как 2А, т.к. прохождение было по определяющей стороне и за счет этого кол-во технических элементов при прохождении этого перевала было вдвое больше, чем в случае классического сквозного прохождения перевала
  • пер. Солнце (1Б, 4000 м).

В этом году осадков было особенно много, что привело к повышению камнеопасности на маршруте. Склоны, которые обычно покрыты снегом, в этом году были вымыты до льда.

Увеличение количества осадков привело к повышению уровня рек, часть мостов была смыта, из-за чего был ограничен доступ автотранспорта вверх по долинам.

За время нашего похода в долине Каракола сошел мощный сель на дорогу, идущую вдоль реки Каракол, что повлияло на возможность использования лошадей для заброски.

Долина Каракола очень оживленная – есть насколько альплагерей и стоят пастухи. Наличие альплагерей позволяет пополнить запас топлива, оставить на хранение заброску, организовать транспорт для выезда в цивилизацию. Наличие пастухов дает возможность нанять лошадей для заброски груза по маршруту.

Перечень перевалов на фотографиях

Название (категория, высота)

фотография №

пер. Озерный (1Б, 3700 м)

2, 6, 7, 8, 11, 12

пер. Телеты (1А, 3600 м)

пер. Озерный В. (1Б, 3830 м)

4, 5

пер. Камнеежка (1Б, 3789 м)

пер. Дементьева (1Б, 4050 )

пер. Рижан (1Б, 4100 м)

пер. 40 лет Киргизии (2А, 4000 м)

14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

пер. Слоненок (3А*, 4700 м)

пер. Металлург (3А*, 4600 м)

пер. Туристов Татарии (2А, 4300 м)

24, 39

пер. Каракольский Зап. (2А, 4220 м)

пер. Бригантина (2Б, 4400 м)

пер. Онтор (1Б, 3900 м)

26, 29

пер. Солнце (1Б, 4415 м)

27, 36, 37, 38, 40, 41

пер. Эпюра (2А*, 4340 м)

27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35

пер. Снежный (1Б, 4400 м)

пер. Кулуарный (2А, 4200 м)

пер. 50 лет Октября (2Б, 4200 м)

пер. Труд (2А, 4200 м)

пер. Скальный замок (1Б, 4200 м)