Горы мира > Каракорум >

Материал подготовлен Mountain.RU
Фото Pierre Neyret

Открывая заново Гиндукуш

8 мая экспедиция под руководством Пьера Нейре, гида из Шамбери, в составе 14 человек (два поляка, пакистанец, остальные - французы) дошли до восточной оконечности Гиндукуша, на границе Пакистана и Афганистана.

Последний раз европейцы с восходительскими целями были в этих горах в 1967 году (немецко-австрийская экспедиция).
С 1967 года 27 раз подавались заявки на посещение района, но каждый раз руководители получали отказ.
Группа Нейре скитурила в автономном режиме, всё снаряжение участники везли на санях-волокушах. Первая неделя выдалась сложной в плане погодных условий, почти зимних.
За две недели парни прошли 150км., четыре перевала и четыре больших ледовых бассейна в массиве Чиантар.

Экспедиция стартовала 21 апреля 2019 года из Пакистана.

Гиндукуш

Гиндукуш - огромная горная система на стыке Памира, Каракорума и Гималаев, состоящая из параллельных хребтов, протянувшихся на 800 километров с юго-запада (с вершинами 4000-5000м) на северо-восток (с вершинами 5000-7000м).

Большая часть Гиндукуша находится на территории Афганистана, восточная часть горной системы, где расположены самые высокие пики, относится к Пакистану.

Главные хребты: Баба, Пагман, Западный, Центральный и Восточный Гиндукуш.

Высшая точка - вершина Тиричмир, 7708м, в Пакистане - самая высокая гора за пределами горных систем Гималаев и Каракорума.

Другие семитысячники: Ношак в Афганистане, 7492м, Истор-о-Нал, 7403м. и Капарпапл, 7338 м.

Крупнейший ледник — Чиантар, длиной более 30 км и площадью 260 кв км. Кроме него 30-километровый ледник Тирич, Артак, 28 км, и Котгац, 16 км.

Перевалы: Качин, 5639м., Южный Вах-джирдаван, 4923м., Анджуман, 4430м., Саланг, 3878 м., Кхавак, 3848 м., Барогиль, 3777 м., Шоторгардан, 3720м., Хаджигак, 3475м., Унай, 3000м. и Базарак, 2713м.

В историческом отношении самый известный перевал, пожалуй, Кхавак. Известно, что по нему проходили войска Александра Македонского ещё в 329 г. до н. э. и Тамерлана в XV веке.
Самый низкий перевал Барогиль расположен достаточно высоко, на 3777м.

Перевал — Саланг, 3878м, соединяет северный Афганистан с провинцией Парван и далее со столицей Афганистана Кабулом (единственным крупным городом, близким к Гиндукушу) и южным Афганистаном.

Здесь же проходит автодорожный тоннель Саланг, построенный в 1958-1964 гг. советскими метростроевцами. До 1973 года Саланг оставался самым высокогорным тоннелем в мире.