Автор: Сергей Остапенко, г. Воронеж

Отчёт о горном походе 3 к.с. по Зап. Кавказу совершённом группой туристов период с 28 апреля по 12 мая 2017 года

Справочные сведения о походе: Проводящая организация: Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.
Место проведения похода: Западный Кавказ, Архыз, Софийский хребет.
Общие справочные сведения о маршруте:
Вид туризма Степень (категория) сложности похода Протяжённость активной части похода, (км) Продолжительность Общая(ходовых дней) Сроки проведения
горный 3 (третья) категория 111 14(12) дней 28.04-12.05 2017 г.
Пройдено препятствий:

Перевалы: Софийское окно (1Б), пер. Соловьева (1Б), пер. (первопроход) (1Б), пер. Столичный (1А), пер. Икриз (1А), пер. Крутой (1А), пер. Караджаш (1А), пер. Орленок (1Б).
Вершины: г. Надежда (1Б), г. Пештера (2Б), г. Мигли-Кель-Баши (1Б), г. Созарукова (2А), г. съезд ВЛКСМ (1А), г. Орлёнок (2А).
Траверсы: гребня на подходе к г. Надежда (1Б), гребня от г. 19 съезд ВЛКСМ до скал Орлёнок (2А). Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 12500 метров.
Подробная нитка маршрута
Заявленный маршрут: Поляна Таулу - р. София - пер. Ак-Айры (1Б) – г. Надежда (1Б) - пер. Соловьева (1Б) - пер. Столичный (1А) - пер. Икриз (1А) - Софийские озера - пер. Крутой (1А) – оз. Верхняя запятая - г. Пештера (2Б) - пер. Караджаш (1А) - г. Мигли-Кель-Баши (1Б) - пер. Орленок (1Б) – г. Орлёнок (2А) – оз. Орленок - руч. Орлёнок – р. София - поляна Таулу
Пройденный маршрут:
Поляна Таулу - р. София - пер. Софийское окно (1Б) – г. Надежда (1Б) - пер. Соловьева (1Б) - пер. (первопроход) (1Б) - пер. Столичный (1А) - пер. Икриз (1А) - Софийские озера - пер. Крутой (1А) – оз. Верхняя запятая - г. Пештера (2Б) - пер. Караджаш (1А) - г. Мигли-Кель-Баши (1Б) – г. Созарукова (2А) - пер. Орленок (1Б) – г. 19 съезд ВЛКСМ (1А) - г. Орлёнок (2А) – оз. Орленок - руч. Орлёнок – р. София - поляна Таулу – пос. Архыз. *Жирным выделены изменения в маршруте.
Высотный график похода
Состав туристской группы:
ФИО Год рождения Опыт участия Обязанность в группе
1 Остапенко Сергей Юрьевич 1990 3 к.с. ПР Зап. Кавказ Адыгея-Архыз 3 к.с. ГР, ЦК, Приэльбрусье 4 к.с. ЛУ, Приполярный Урал Руководитель
2 Кольцов Евгений Евгеньевич 1992 1 к.с. ПУ, Абхазия, р-он оз. Рица 1 к.с. ЛУ, Южный Урал альпинизм 2А Начпит Реммастер
3 Басаргин Юрий Евгеньевич 1993 1 к.с. ПУ, Адыгея, Лаго-Наки 2 к.с. ЛУ, Южный Урал альп. курсы Медик Штурман
4 Козьмин Евгений Владимирович 1993 2 к.с. ПУ, Абхазия, р-он оз. Рица. 3 к.с. ГУ, ЦК, Приэльбрусье 3 к.с. ПУ, Кольский, Хибины -
5 Хасанов Захар Юрьевич 1992 3 к.с. ПР Приполярный Урал альпинизм 2А Фотограф
6 Гнедин Виктор Сергеевич 1995 н\к ПУ альп. курсы -
Адрес хранения отчёта: г. Воронеж,(копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).
Какой организацией, МКК рассмотрен поход: - поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.
Характеристика района похода
Архыз — село в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии. Административный центр Архызского сельского поселения.
Находится в бассейне Большой Зеленчук. В понятие «Архыз» включают территорию от посёлка Даусуз на севере и до цепи Главного Кавказского хребта на юге. «Горный район Архыз» включает верхнюю часть ущелья Большого Зеленчука и его притоков, посёлки Архыз и Нижний Архыз. Посёлок расположен на дне большой котловины и на речных террасах (1450—1500 м).
Географическое положение.
Этот горный район расположен на Западном Кавказе между отрогами Главного хребта. С севера и северо-запада он ограничен длинным хребтом Абишира-Ахуба, отделяющим его от бассейна рек Чилик, Уруп и Кяфар. С востока возвышается хребет Ужум, который является водоразделом между реками Маруха и Кизгыч.
На юге район Архыза замыкает Главный Кавказский хребет со скалистыми вершинами и значительными ледниками. Крупнейшими из них являются Софийский, Большой Кизгычский и Псышский. Между истоками рек Кизгыч и Псыш, к северу от Главного хребта, ответвляются отроги с господствующей над окружающими горами вершиной Софией, считающейся символом Архыза. Круто обрывающийся к северу её гребень образует Софийскую седловину и соединяется с хребтом Чегет-Чат водоразделом между реками София и Кизгыч. К северо-западу от Софии, параллельно хребту Чегет-Чат, ответвляется Софийский хребет со скалистыми вершинами КараДзяш-Кая (3354 м) и Куш-Кая (3226 м). Рядом с Софией расположены горы Вера. С юго-запада и запада район ограничен хребтом Аркасара с вершиной Закзан-Сырт (3096 м). Он соединяется невысокой перемычкой с хребтом Абишир-Ахуба, образуя перевал Пхия. Хребет Аркасара является водоразделом между бассейнами Большого Зеленчука и Большой Лабы. Южнее перевала Дукка от хребта Аркасара к северу ответвляется короткий хребет Габулу-Чат. Его высшая точка — Скала Горячева (3045 м). Высшей точкой района Архыз является вершина Пшиш (3790 м). Главной водной артерией является Большой Зеленчук, протяжённостью около 170 километров (от слияния рек Псыш и Кизгыч до впадения в Кубань). Самым многоводным притоком Большого Зеленчука является Псыш со своими притоками София, Аманауз, Белая, Кызыл-су, Кошевая. В реку Архыз впадают притоки Речепста, Дукка. Последняя принимает воды Малой Дукки и Темир-Кулака. В Кизгыч впадают Малый Кизгыч, Бугой-Чат, Чигордали и др. В дальних окрестностях Архыза имеется более 75 озер. Они сосредоточены в высокогорной зоне на высоте от 2300 до 2850 метров над уровнем моря. В урочище Морг-Сырт 13 озер, в бассейнах Кизгыча — 15, Софии — 7, Псыша — 17, Дукки — 18, Речепсты — 3. Непосредственно поселок Архыз расположен на левом берегу Большого Зеленчука на высоте 1470 метров над уровнем моря.
Климат.
Высоты хребта Абишира-Ахуба, закрывающие Архыз от холодных ветров, делают климат Архыза мягким и исключительно благоприятным. По характеристикам климата Архыз превосходит большинство зарубежных и отечественных горных курортов. Среднегодовая температура равна +5 градусам, средняя температура июля равна +15 градусам, января — 5,5 градусам. Зима, многоснежная и мягкая, длится четыре месяца, первый снег выпадает обычно в середине ноября. Лето в Архызе не жаркое, летней духоты нет, благодаря свежему горному воздуху. Осень — сухая и яркая, красочная. Число солнечных дней в году достигает трёхсот. Наибольшее количество осадков выпадает в мае. Число пасмурных дней со сплошной облачностью по сезонам приблизительно такое: весной — 31, летом — 13, осенью — 20, зимой — 21. Благодаря направлению долины с востока на запад летом она на редкость долго освещена солнцем — с 6 утра до 19 часов вечера.
Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Архыза, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.
Пополнять продуктовый запас пополнять было не где, все несли с собой.
Были не большие проблемы с водой, когда мы выходили на высокогорье. Приходилось искать водопады и озера или топить снег. По факту у нас получилось 2\3 ночевок провести на воде.
Что касается мобильной связи, то она появлялась только в прямой видимости пос. Архыз.
Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить горные походы до 3 категории сложности. Мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность не стабильными погодными условиями и большими количеством снега.
Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

• крутые склоны
  • обилие снега
  • каменно-осыпные участки, по которым приходилось идти очень осторожно из-за скользких и «живых» камней
С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования попадаешь в горные районы Кавказа, наслаждаешься альпийскими лугами, снежниками и множеством красивейших горный рек.
Из неприятного для туристов соседства нечего замечено не было.
Транспортная инфраструктура Архызе представляет собой тупиковую асфальтовую дорогу, идущую до горнолыжного склона Лунная поляна. По ней несколько раз в день ездят автобусы, на которых легко можно добраться до близлежащих поселков.
В качестве вариантов аварийного схода с маршрута, находясь на хребте Софийский можно в любой день спуститься вниз к рекам София на востоке и Псыш на западе. Необходимо знать, что выход к реке Псыш будет проходить резе пограничников и там необходимы погран пропуска.
Определяющие препятствия похода.
14 Орлёнок Вершина, снежно-скальная

Финансовые расходы группы

Дорога туда:

1. Поезд № 143 г. Воронеж – г. Невинномысск 2000 руб.
  2. Заброска г. Невинномысск – поляна Таулу (Архыз) 550 руб.

Дорога обратно:

1. Выброска пос. Архыз – пос. Зеленчукская 150 руб.
  2. Выброска пос. Зеленчукская – г. Невинномысск 250 руб.
  3. Поезд № 49 г. Невинномысск – ст. Придача 1700 руб.

Расходы на еду:

Мы собирали по 2000 рублей.

Доп. расходы:

Около 1000 руб.

Общие расходы на одного участника похода составили около 8000 рублей.

Изменения маршрута и их причины

• После подхода под г. Надежда мы поставили лагерь и решили сходить на закрытый ледник Софийский западный и оттуда забрались на перевал Софийское окно (1Б). Эта прогулка не планировалась заранее и получилась за счет свободного времени и хорошей погоды.
  • Восхождение на пер. Ак-Айры зап. (1Б) и подъем с него на вершину горы Надежда решили не совершать т.к. склоны были лавиноопасны. За место этого мы совершили подход к пер. Соловьева (1Б) и оттуда по северному гребню поднялись на г. Надежда (1Б).
  • Планируемый путь подъема по северо-восточному гребню (2А) на г. Пештера решили не совершать т.к. он был лавиноопасен и поднялись на вершину по западному гребню (2Б), который был скальный.
  • Совершив восхождение на г. Мигли-Кель-Баши (1Б) у нас оставалось много свободного времени, поэтому решили дополнительно слазить на г. Созарукова (2А).
  • Поставив лагерь в цирке г. Орленок, мы совершили траверс гребня от г. 19 съезд ВЛКСМ (1А) до центральной скалы массива г. Орленок.

Фактический график движения

Дата Данные Дни Ходовые дни Км Способ передвижения Погодные условия
28.04 29.04 Поезд Воронеж – Невинномысская. Заброска Невинномысская – Архыз – поляна Таулу. 1-2 - - - ПО +15
Поляна Таулу – руч. Назайры. 1 5 пешком
30.04 -//- - р. София – лагерь под г. София – руч. Ак-Айры 3 2 11 пешком Ясно +10 +20
Радиальный выход. К водопадам Ак-Айры и к Софийским водопадам. 10
1.05 -//- - Водопады Ак-Айры – спартаковские ночевки – песчаные ночевки. - 4 3 7 пешком Ясно +10 +20
Радиальный выход на ледник Софийский западный и на пер. Софийское окно (1Б). 4
2.05 -//- - лед. Соловьева - подход к пер. Соловьева (1Б). 5 4 4 пешком Ясно +10 +25
Радиальный выход на г. Надежда (1Б). 3
3.05 -//- пер. Соловьева (1Б) – пер. (первопроход) (1Б) - подход к пер. Столичный (1А). 6 5 9 пешком Облачно, снег +5 +10
4.05 -//- - пер. Столичный (1А) - пер. Икриз (1А) - Софийские озера - пер. Крутой (1А) – оз. Верхняя запятая. 7 6 7 пешком ПО - ясно +10 +20
5.05 Радиальный выход на г. Пештера (2Б). 8 7 3 пешком ясно - ПО +10 + 15
6.05 -//- - пер. Караджаш (1А) – подход под пер. Орленок (1Б) 9 8 6 пешком Ясно + 10 + 20
Радиальный выход на г. Мигли-Кель-Баши (1Б) и на г. Созарукова (2А) 8
7.05 -//- - пер. Орленок (1Б) – подход под г. 19 съезд ВЛКСМ (1А). 10 9 4 пешком ясно – ПО +10 + 20
8.05 Радиальный выход. На г. съезд ВЛКСМ (1А) – ск. Орлёнок (2А-2Б) 11 10 5 пешком Облачно, снег, ураган +5 + 10
9.05 -//- - оз. Орленок - руч. Орлёнок – р. София – поляна Таулу. 12 11 15 пешком Облачно, снег, ветер +5 + 10
10.05 -//- - пос. Архыз. 13 12 10 пешком Облачно, дождь +10 + 15
10.05 11.05 Выброска поляна пос. Архыз – г. Невинномысск. Поезд Невинномысск – г. Воронеж. 13 14 - - - -
Всего 111 км. -

Техническое описание маршрута

Первый день (29.04.2017)

Поляна Таулу – руч. Назайры.

Ночлег (N43°30'45,41" E41°13'54,55") на высоте 1624 метра поляне около ручья.

Пройдено за день 5 км. Подъем – 200 м.

В том числе: по грунтовой дороге 5 км.

Грязное ходовое время – 2 часа 20 минут. Чистое ходовое время – 2 часа.

На поезде мы добрались до г. Невинномысск, пересели в машину заброски и доехали до Архыза. Стоимость заброски составила 550 руб. с чел. Время в пути 3 часа. Машина нас оставила в конце асфальтовой дороги ведущей к поляне Таулу откуда мы начали наш путь.

В первый день мы добрались до ручья выше основной поляны где было тихо и чисто, там разбили лагерь к 20:30.

Фото 1. Поляна Таулу (Архыз).

Второй день (30.04.2017)

-//- - р. София – лагерь под г. София – руч. Ак-Айры.

Ночлег (N43°27'17,71" E41°15'51,63") на высоте 1952 метров на поляне в домике.

Пройдено за день 11 км. Подъем – 500 м. В том числе: по грунтовой дороге 11 км.

Грязное ходовое время – 4 часа. Чистое ходовое время – 3 часа.

Радиальный выход.

К водопадам Ак-Айры и Софийским.

Пройдено за день 10 км. Подъем – 500 м. Спуск – 500 м.

В том числе: по грунтовой дороге 5 км, по снегу 5 км.

Грязное ходовое время – 4 часа.

Чистое ходовое время – 4 часа.

Встали в 6 утра. Вышли в 8. Двигались по грунтовой дороге к Софийским водопадам. Дорога местами сильно разбита и покрыта снегом. Приехать можно только на полноприводном автомобиле.

Было тепло и сухо, не большие снежники встречались уже с 1700 м. Водопады Софийские еще стоят ледяными глыбами. Хребет Чегет-Чат почти полностью освобождён от снега. Перевал Софийские седло сильно заснежен и лавиноопасен. Добравшись до лагеря под горой София, мы перешли одноименную реку и заняли деревянный домик (к 12 часам). Решили хоть разок в походе заночевать под крышей. Расположившись в домике пошли на разведку подъема к г. Надежда. Поднимались по сильно раскисшему снегу (проваливались до 40 см) к обледенелым водопадам Ак-Айры. В северо-западной их части был след от сошедшей большой лавины. По нему и далее наверх выше скал и на юго-восток шел путь подъема по снежникам. Днем по нему двигаться было опасно, а с утра вполне реально. Мы подошли к обледенелым водопадам и на их отвесных склонах устроили ледовую тренировку. Вернувшись к домику перекусили и пошли на прогулку к пер. Софийское седло. Дело было к вечеру и после захода солнца долина стала быстро остывать, и мы вернулись к месту ночевки.

Фото 2. Групповое фото на фоне г. София и долине одноименной реки.

Фото 3. Вид на домик и начало пути подъема под г. Надежда.

Третий день (1.05.2017)

-//- - Водопады Ак-Айры – спартаковские ночевки – песчаные ночевки.

Ночлег (N43°25'44,68" E41°15'03,17") на высоте 2836 метров под г. Надежда.

Пройдено за день 7 км. Подъем – 1000 м.

В том числе: по твердому снегу 7 км.

Грязное ходовое время – 5 часов.

Чистое ходовое время – 4 часа.

Радиальный выход на ледник Софийский западный и на пер. Софийское окно (1Б).

Пройдено за день 4 км. Подъем – 300 м. Спуск – 300 м.

В том числе: по раскисающему снегу 4 км.

Грязное ходовое время – 4 часа.

Чистое ходовое время – 4 часа.

Встали в 2 часа, вышли в 4. На улице морозец и чистое звездное него. Снег в меру твердый и идти по нему приятно и легко.

Двигались все время по снегу. Крутизна подъема 10-30 градусов с выходом на сошедшую лавину. Подойдя к водопадам Ак-Айры обошли их с северо-запада и поднявшись выше них и скал траверсом прошли лавиноопасные склоны. Пока не вышло солнце по ним можно уверенно передвигаться. Траверс проходили в кошках, связках и с ледорубами т.к. был риск соскальзывания вниз по твердому снегу.

Преодолев опасный участок вышли на следующий этап подъема и вдоль скал взобрались выше. Тут крутизна подъема была 20-30 градусов. Снег по-прежнему отлично держал.

Далее идет выполаживание подъема и выход в ущелье под горами Кисловодск, Панагюриште, Пазарджик и Мелиоратор. Следует держаться западного склона и постепенно подниматься к «песчаным ночевкам». В конце подъема из ущелья крутизна возрастает до 30 градусов.

В районе «песчаных ночевок» много ровных снежных площадок с каменными россыпями неподалеку. Туда добрались к 9 утра. Поставили лагерь и немного отдохнули.

Решили использовать хорошую погоду и более-менее твердый снег и сходить на ледник Софийский западный и на пер. Софийское окно (1Б). Ледник оказался закрытым к сожалению, прошли его в связках и направились к перевалу. Подъем к нему идет по леднику крутизной 20-30 градусов, в конце по не большому снежному гребню и траверсом под скальный гребень где находиться сама седловина. Выход на седловину возможет после провешивания 1-2 веревок. Низ крепили на ледорубном кресте, а верх на скальных выходах. Самосброс не делали т.к. оч. много мест зацепа веревки. Первого и последнего выпускали на станционной нижней страховке. В опасном месте где идет скальный прижим был обнаружен вбитый крюк, который мы использовали как промежуточную точку опоры на перилах. Седловина представляет собой нишу в скальном гребне с выбитым камушком образующем окошко. Спуск с седловины на другою сторону не чем не усложнен, там сразу начинается пологое поле ледника. На перевале были в 11:20.

Спускались по пути подъема к палаткам на «песчаных ночевках».

Фото 4. Траектория подъема в районе водопадов Ак-Айры.

Фото 5. Траектория подъема выше водопадов Ак-Айры.

Фото 6. Путь подъема к пер. Софийское окно (1Б).

Фото 7. Под седловиной перевала.

Четвертый день (2.05.2017)

-//- - лед. Соловьева - подход к пер. Соловьева (1Б).

Ночлег (N43°25'51,15" E41°14'14,58") на высоте 3159 под пер. Соловьева (1Б).

Пройдено за день 4 км. Подъем – 400 м.

В том числе: по твердому снегу 4 км.

Грязное ходовое время – 2 часа 30 минут.

Чистое ходовое время – 2 часа.

Радиальный выход на г. Надежда (1Б).

Пройдено за день 3 км. Подъем – 300 м. Спуск – 300 м.

В том числе: по твердому снегу и скалам 3 км.

Грязное ходовое время – 3 часа 20 минут.

Чистое ходовое время – 3 часа.

Встали в 2, вышли в 4 утра. Чистое звездное небо, морозец не большой. Начали подъем серпантином по твердому снегу. Крутизна подъема 20-30 градусов. Двигались в кошках и с ледорубами.

Обойдя гору Надежда вышли к перевальному взлету, тут поднимались так же серпантином. Крутизна подъема 10-30 градусов. В конце подъема к перевалу мы повернули на юг и вышли к открытым курумникам, где разбили лагерь. Были там к 6:30 утра.

Немного передохнули и собрались на подъем на вершину гору Надежда. Вышли в 7:00. Решили подниматься вдоль скальных выходов в лоб на хребет не подрезая склон. Двигались в связках, кошках и с ледорубами. Крутизна подъема на хребет 30-80 градусов. Проваливались в снег на 20-50 см. Набрав высоту подошли к верху хребта где был опасный крутой снежно-скальный участок, который прошли в лоб и вышли на снежную полку. По полке направились к выходу на гребень поднимаясь в лоб и траверсом на скалы. Вешать перила не пришлось за счет глубокого устойчивого снега, в котором получалось делать ступени.

Выбравшись на снежно-скальный гребень начали проходить зубцы. Все проходится в связках, перила не обязательны, есть опасные прижимы к снежным склонам по северной стороне. Пройдя зубцы вышли на снежный участок гребня, по которому подошли до предвершинного взлета. Он представляет собой снежноскальный подъем крутизной 30-50 градусов, проходится в связках или с провешиванием перил при необходимости. Вершина пологая, установлена палка в камнях. Были там к 8:30.

Спускаться решили не по гребню, а по снежному склону т.к. этот путь виделся более безопасным если двигаться прямолинейно вниз, набивая ступени. Шли в связках. Хорошие ступени не требовали провешивания перил. Спускались вдоль скальных выходов и за пол часа вышли к лагерю. Крутизна спуска 20-60 градусов, в снег проваливались на 30-50 см. Лагерь пришлось разбивать около перевала, для комфортной стоянки потребовалось сделать выравнивание снежных площадок под палатки.

Фото 8. Путь подъема на пер. Соловьева (1Б).

Фото 9. Путь подъема на г. Надежда (1Б).

Фото 10. Подъем и спуск на г. Надежда (1Б).

Фото 11. Траектории движения.

Пятый день (3.05.2017)

Ночлег N43°26'25,52" E41°13'14,61") на высоте 2877 метров под пер. Столичный (1А).

Пройдено за день 9 км. Подъем – 300 м. Спуск – 600 м. В том числе: по снегу различной плотности 9 км.

Грязное ходовое время – 7 часов.

Чистое ходовое время – 6 часов.

Встали в 3, вышли в 5 утра. Погода пасмурная, ветер и идет не большой снег.

Начинаем подъем к седловине перевала Соловьева (1Б). Крутизна подъема 20-30 градусов. В снег проваливаемся на 5-10 см.

Добравшись до седловины задул сильный порывистый ветер и мы быстро ушли за хребет не найдя тура.

Спуск с перевала представляет собой крутой скально-снежный сброс, крутизна 30-70 градусов. Снег на спуске плотный и его много, делаем хорошие ступени и движемся в связках. При иных условиях требуется провешиванием перил. Постепенно по снежникам спускаемся в долину. На седловине перевала были в 5:50, спустились в долину к 7:00.

Далее по долине направились по закрытым ледникам на север. Между долинами перевалов Соловьева (1Б) и Столичный (1А) располагается скальный гребень, в мае имеется путь его прохождения по снежнику. Крутизна подъема 30-50 градусов. Снег рыхлый, проваливались на 30-40 см. Повесили на подъем две перильные веревки веревки. Седловина узкая, скальная, есть удобные камни для зацепа самосброса.

Спуск в долину перевала Столичный (1А) имеет крутизну 50-70 градусов. Тут мы сделали на камнях самосброс и дюльфирнули вниз. Спустились и попытались сделать вторую станцию на снеговой лопате или ледорубах, но снег был оч. рыхлым, не держал, поэтому спускались в связках до выполаживания склона. Подошли к началу подъема в 7:20, были на перевале в 8:40, спустились в долину в 9:20.

Если бы не рыхлый снег, по которому можно было двигаться достаточно безопасно, то пришлось бы делать много перил вверх и вниз этого перевала. Мы не нашли его обозначения на картах и возможно это был первопроход.

Добравшись до долины под пер. Столичный (1А) поставили лагерь, погода начала портиться – пошел снега-дождь, который не прекращался до ночи.

Фото 12. Подход к пер. Соловьева (1Б).

Фото 13. Спускаемся с перевала Соловьева (1Б).

Фото 14. Подход к перевалу (первопроход) (1Б).

Фото 15. Траектория спуска с перевала (первопроход) (1Б).

Шестой день (4.05.2017)

Ночлег (N43°27'38,86" E41°13'40,37") на высоте 2815 метров на поляне под г. Пештера.

Пройдено за день 7 км. Подъем – 500 м. Спуск – 500 м.

В том числе: по снегу 7 км.

Грязное ходовое время – 7 часов.

Чистое ходовое время – 6 часов 30 минут.

Встали в 2, вышли в 4 утра. К сожалению мороза, ночью не было и снег был не плотный. Двигаться вверх-вниз был тяжко.

Начали подъем на пер. Столичный (1А). Крутизна подъема 30-50 градусов. В снег проваливались на 20-60 см. Двигались в лоб и прижимались к юго-восточной части склона к камням в связках. К 5:20 выбрались на седловину перевала. На седловине есть выраженный тур и памятные таблички.

Далее начали спуск и подход к пер. Икриз (1А). Спуск был крутизной в начале 4060 градусов и далее выхолаживался до 20-30 градусов.

Подъем на пер. Икриз решили делать тоже в лоб придерживаясь западной части склона. Крутизна подъема 30-60 градусов, в конце скальные выходы скользкие и крутые. Проваливались в снег на 30-60 см. Забрались на седловину к 7:50. Седловина пологая, нашли тур.

Спуск с перевала крутой 50-70 градусов, многоснежный. После спуска обошли замерзшее большое Софийское озеро и направились к траверсу перевала Крутой (1А).

Траверс проходил по очень лавиноопасному склону где решили вешать перила. Пришлось сделать связку из трех веревок 50+50+45 м и закрепить концы на камнях т.к. это были единственные надежные в тех условиях точки опоры.

Пройдя опасный участок вышли к г. Пештера и поставили лагерь на сухом участке около лагеря альпинистов.

Фото 16. Спуск с пер. Столичный (1А).

Фото 17. Прохождение опасного траверса в районе пер. Крутой (1А).

Седьмой день (5.05.2017)

Радиальный выход на г. Пештера (2Б).

Ночлег (N43°27'38,86" E41°13'40,37") на высоте 2815 метров около г. Пештера.

Пройдено за день 3 км. Подъем – 500 м. Спуск – 400 м.

В том числе: по снежно-скальному рельефу 3 км.

Грязное ходовое время – 8 часов.

Чистое ходовое время – 7 часов.

Встали в 6 утра, вышли в 8. Погода отличная. Движемся к началу подъема на вершину по снежнику. Мы решили подниматься по скальному западному гребню по маршруту 2Б т.к. он был более безопасен чем маршрут 2А по северо-восточному гребню из-за обилия снега на нем.

Подъем представляет собой скальные жандармы крутизной до отвесных участков. Есть возможность обхода их, но мы прошли все в лоб. Активно вешали перила – решили пройти весь гребень по веревкам и отработать технику. Всего было провешено 12 веревок, станции делали на камнях, промежуточные точки опоры на френдах, прусиках или станционных веревках.

На вершину забрались к 14:40. Вершина пологая, нашли тур. Спустились за час по снежно-осыпному склону до лагеря. Крутизна спуска 40-70 градусов.

Фото 18. Траектория спуска и подъема на г. Пештера (2Б).

Фото 19. Путь подъема.

Фото 20. Путь подъема.

Восьмой день (6.05.2017)

-//- - пер. Караджаш (1А) – подход под пер. Орленок (1Б).

Ночлег (N43°27'33,11" E41°12'28,68") на высоте 2865 метров начала подъема к пер. Орленок (1Б).

Пройдено за день 6 км. Подъем – 400 м. Спуск – 400 м.

В том числе: по снегу разной плотности 6 км.

Грязное ходовое время – 2 часа 30 минут.

Чистое ходовое время – 2 часа.

Радиальный выход на г. Мигли-Кель-Баши (1Б) и г. Созарукова (2А).

Пройдено за день 8 км. Подъем – 500 м. Спуск – 500 м.

В том числе: по снегу и скалам 8 км.

Грязное ходовое время – 7 часов 30 минут.

Чистое ходовое время – 7 часов.

Встали в 2, вышли в 4 утра. Погода опять отличная: морозно и твердый снег. Начинаем подъем на пер. Караджаш (1А). Крутизна подъема 20-40 градусов. Кошки отлично цепляют снег и подниматься легко. За час добираемся до седловины.

Немного отдыхаем и идем на вершину Мигли-Кель-Баши (1Б). Крутизна подъема на вершину 20-40 градусов. Движемся в начале по снежному склону и далее выходим на скальный гребень. Его необходимо проходить в связках. К 6:30 добираемся до вершины горы. На вершине имеется тур и палка с белым флагом.

Погода отличная и спустившись с вершины за пол часа опять немного отдыхаем и направляемся к подножью горы Созарукова (2А).

Решаем совершить восхождение и на эту гору. Характер подъема скальный, крутизна местами до отвесной, требуется вешать перила, станции и промежуточные точки опоры. На этом подъеме решаем, что перила будет вешать только при необходимости, а не постоянно как на Пештера (2Б). В итоге повесили 6 веревок на подъем. Добравшись до скального пика тура не нашли.

Спускаться решили с дюльферной петли. Повесили веревку и спустились по ней на пологий участок и вышли траверсом к рюкзакам, оставленным на перевале. От пер. начали подъем в 8:00, были на вершине к 11:30, спустились к рюкам к 13:00.

Фото 21. Путь подъема на г. Мигли-Кель-Баши (1Б).

Фото 22. Путь подъема на г. Созарукова (2А).

Фото 23. Путь подъема и спуска г. Созарукова (2А).

Фото 24. Спускаемся с пер. Караджан (1А).

Девятый день (7.05.2017)

-//- - пер. Орленок (1Б) – подход под г. 19 съезд ВЛКСМ (1А).

Ночлег (N43°27'55,79" E41°11'58,03") на высоте 2841 метров на поляне между пер.Орленок (1Б) и вершиной г. съезд ВЛКСМ (1А).

Пройдено за день 4 км. Подъем – 400 м. Спуск – 400 м.

В том числе: по снегу разной плотности 6 км.

Грязное ходовое время – 3 часа 40 минут.

Чистое ходовое время – 3 часа.

Встали в 6, вышли в 8 утра. Погода отличная – тепло и сухо. Начинаем подъем на пер. Орленок (1Б). Крутизна подъема 30-60 градусов. В начале движемся по твердому снегу серпантином. Далее подъем идет в лоб по скально-ледовому колуару. В нем есть опасные скально-осыпные места. Проходим его в связках. При движении летом без плотного снега или льда требуется провешивать перила. В конце колуара идет выход на относительно пологий осыпной склон и с него траверсом на снежник – седловину перевала.

На перевале были в 9:40. Седловина широкая и пологая. На ней установлен тур и «ржавый фонарь». Спуск с перевала проходит по снежному склону крутизной 20-30 градусов. Снег уже немного раскис и идти в низ по нему мягко и приятно.

Спустившись в цирк нашли ровное место на лугу и поставили лагерь, были там к 10:40. В этот день решили отдохнуть и устроить полу дневку. Погода все так же была хорошая, мы любовались окрестными горами и думали, как завтра будем по ним лазить.

Фото 25. Траектория подъема на пер. Орленок (1Б).

Фото 26. Траектория спуска с пер. Орленок (1Б).

Десятый день (8.05.2017)

Радиальный выход на г. съезд ВЛКСМ (1А) – ск. Орлёнок (2А).

Пройдено за день 5 км. Подъем – 400 м. Спуск – 400 м.

В том числе: по снегу и скалам 5 км.

Грязное ходовое время – 7 часов.

Чистое ходовое время – 6 часов 30 минут.

Встали в 4, вышли в 6 утра. Погода пасмурная, ветер и не большая вьюга. Поднимаемся на вершину г. съезд ВЛКСМ (1А) по снегу, проваливаемся на 5-15 см, крутизна подъема 20-40 градусов. На вершине были к 7 утра, нашли тур, площадка маленькая, осыпная.

Далее решаем пройти по хребту до скал Орленок. Движемся в связках по скальноснежному рельефу, часто идут не большие спуски и подъемы, в снег местами проваливаемся на 30 см. Вершины хребта узкие и опасные.

Постепенно подбираемся по хребту до скал горы Орленок. Проходим их в начале в связках, а когда начинаются крутые жандармы вешаем перила. Станции организуем на камнях, делаем промежуточные точки опоры на френдах и станционных веревках. Перед основной вершиной г. Орленок проходим два сложных скальных жандарма. На каждом вешаем перила. Местами приходиться даже притискиваться в трещины между скальными зубцами.

К 10:40 подходим к главному скальнику г. Орленок с запада где находим хорошо заметный тур. Вешаем на верх две веревки и поднимаемся к его отвесной стенке с дюльферной петлей. На вершину г. Орленок поднимаемся к 11:20. Находим не явный тур.

Спускаемся дюльферяя с петли. Высота отвесного спуска около 20 м. Внизу попадаем в низину между скальными зубцами и с неё спускаемся в лоб по глубокому снегу (30-50 см) к лагерю. В лагере были к часу дня.

Фото 27. Путь движение по хребту.

Фото 28. Работа с перилами на зубцах.

Фото 29. Подъем на главный зубец г. Орленок.

Одиннадцатый день (9.05.2017)

-//- - оз. Орленок - руч. Орлёнок – р. София – поляна Таулу.

Ночлег (N43°30'45,41" E41°13'54,55") на высоте 1624 метра поляне около ручья.

Пройдено за день 15 км. Спуск – 1300 м.

В том числе: по снегу 6 км, по тур. тропе 9 км.

Грязное ходовое время – 5 часов 30 минут.

Чистое ходовое время – 5 часов.

Вечером прошедшего дня началась сильная вьюга, которая переросла в ураган. Наши палатки NovaTour Pamir 3 стояли в цирке под пер. Орленок (1Б). Но даже там был такой силы ветер, что палатки начало складывать и рвать. Мы быстро соорудили каменные стены с подветренной стороны высотой около 70 см и доп. укрепили оттяжки и юбки палаток. Спать невозможно в условиях, когда палатка над тобой ходит ходуном и ветер задувает так, что нечего не слышно.

Мы начали собираться в 3 утра, собрали все внутри палаток и без завтрака вышли в 4:30. Ветер дул сильно, но не так как вечером и ночью. Видимость из-за пурги часто была 5-10 метров. Мы быстро двигались вниз по рыхлому снегу глубиной 30-60 см. Крутизна спуска с перевала 20-40 градусов.

К 5:30 спустились с основного снежника перевала и немного передохнули и перекусили. Продолжили спуск по тур. тропе в начале по не большим снежникам и далее по грунтовке. Вскоре вышли к озеру Орлёнок и водопаду. Шел дождь, и мы практически без остановок двигались в низ к реке.

Реку София перешли по мосту около поляны Таулу и вышли к 9:30 на нашу первую ночевку. Там начали сушиться и отдыхать.

Далее начали думать, как поступить т.к. у нас не были использованы зап. дни, и мы хотели посетить САО РАН (обсерваторию) и г. Пастухова. Но погода нас не радовала и опять мокнуть, мерзнуть уже не хотелось. Решили подождать до следующего дня и посмотреть как будет.

Фото 30. Траектория спуска с пер. Орленок (1Б).

Двенадцатый день (10.05.2017)

-//- - пос. Архыз.

Пройдено за день 10 км. Подъем – 150 м. Спуск – 250 м. В том числе: по тур. тропе 3 км, по асфальту 7 км.

Грязное ходовое время – 3 часа.

Чистое ходовое время – 3 часа.

На утро погода была плохая – шел дождь и все было затянуто облаками без просветов. Мы решили собираться, ехать на вокзал и менять билеты.

На поляне Таулу в такую погоду некого не было поэтому пошли на асфальт и дотопали до пос. Архыз где на рейсовом автобусе добрались в начале до пос. Зеленчукская и оттуда до г. Невинномысск. Поменяли билеты и уже через пару часов ехали на поезде домой.

Фото 31. Ураган в цирке пер. Орленок (1Б) вечером и ночью 8-9.05.17.

Перевальные и вершинные фото.

Перевал Софийское Окно (1Б).

Вершина г. Надежда (1Б).

Перевал Соловьева (1Б).

Перевал (первопроход) (1Б).

Перевал Столичный (1А).

Перевал Икриз (1А).

Перевал Крутой (1А).

Вершина г. Пештера (2Б).

Вершина г. Мигли-Кель-Баши (1Б).

Перевал Караджаш (1А).

Вершина г. Созарукова (2А).

Перевал Орленок (1Б).

Вершина г. 19 съезд ВЛКСМ (1А).

Траверс гребня ск. Орленок.

Карта пройденного маршрута.

скачать карту маршрута

Выводы и рекомендации

Поход получился очень интересным, продуктивным и красивым. Погода в основном была хорошая, только в конце, когда мы уже прошли все препятствия, прилетел ураган и пытался нас сдуть.

Личное и групповое снаряжение страдало и ломалось, но мы все починили и зашили. Кошка, переделанная из мягкой в жесткую пройдя в таком состоянии два похода в этом сломалась (планка, соединяющая переднюю и заднюю часть). Палатки после урагана получили гнутые дуги (алю), рваный чуть-чуть тент и оторванную оттяжку. Так же сломали трек. палку на рельефе и порвали в хлам пончо во время урагана.

Препятствия, запланированные пройти в мае в горах получилось пройти все и даже больше за счет хорошей погоды и желания участников.

Днем на солнце было весьма жарко, мы даже получили на биваке пару не сильных солнечных ударов, а ночью, когда было звездное небо был стабильный морозец, по ощущениям около -5градусов.

Ботинки активно пытались промокнуть из-за обилия сырого снега. Наличие хороших гамаш позволяло сохранить боты практически сухими. В пластиках было немного сыро из-за вспотевших ног. На утро сухие и теплые внутренники пластиков было гораздо комфортнее одевать чем замёрзшие обычные боты.

Общественного горного снаряжения мы взяли впритык, на скальные препятствия 2А-2Б трех френдов маловато. Лучше еще брать несколько закладок и крючья.

Необходимость трех статических веревок на группу 6 чел была не обязательна. Только в одном месте, где пришлось делать перила на лавиноопасном склоне мы их все использовали. Лучше брать две статики 50 м и одну динамику 50 м для прохождения первого участника с нижней страховкой.

Отчет составил Остапенко С.Ю.