Автор: Дмитрий Головченко, Королёв

Восточная стена Жанну.
Дневниковые записи

- Ты действительно каждый день вёл дневник?
- Да.

• 27 февраля. Вылет из Домодедово. На подъезде к аэропорту на заправке перепаковали вещи, всё влезло в багаж (норма 30 кг + ручная кладь), впервые за долгое время летим, как люди: в кроссовках и с маленькими рюкзачками. В полете посмотрел фильм "Веном", не понравилось. Серега кемарнул, и правильно сделал!

• 28 февраля. Пересадка в Дубаи. Дальше летим лоукостером Fly Dubai. Моя соседка 79-летняя американка из Массачусетса. Говорит у нее 10 детей от четырёх мужей. Сейчас летит с внучкой кататься на слонах, пригласила составить им компанию. И еще у нее бесконечное число историй о них, она была счастлива иметь такого терпеливого собеседника, а я мечтал поспать…

В Катманду по прилету сначала бумаги и визы, потом получение багажа. В аэропорту нас встретил Dawa Lama, директор Dream Himalaya с водителем по имени Рам. Отвезли нас в отель.

Марчин и Кит там со вчерашнего дня. Марчин уже успел сходить на брифинг и получить пермит для нашей команды. Он следит за новостями на Нанга Парбате, с Томом Баллардом у него несколько совместных восхождений, он знаком с его семьей, переживает... Погуляли по Тамелю (вечером прохладно, надели пуховки), поели мо-мошек, выпили по пиву и спать

• 1 марта. До завтрака сгоняли с Серегой за покупками, за скотчем (который клейкая лента, а не виски) и очечником. Часов в 11 выезжаем в аэропорт. Первый раз полечу на вертолете! До посадки взвешивание, оказалось, что у нас 25 кг перевеса, надо что-то оставить с условием, что это придет в базовый лагерь до начала восхождения. Оставляем часть железа и снаряжения.

За полтора часа пролетаем на самый восток Непала, от Катманду в Гунзу, высота 3500м. В какой-то момент из облаков показывается Жанну.
Очень странное чувство на посадке: нас встречает толпа народу, но никто не здоровается и не говорит ни слова, все с камерами, снимают нашу высадку. Мы дожидаемся, когда вертолет улетит, и только после этого камеры выключаются и начинается знакомство.

Вечером втроем с Серегой и Марчином прогулялись в сторону севера от деревни, набрали 200 метров по высоте.
Там еще зима, снег лежит и после заката морозно.

• 2 марта. После завтрака съемки: мы беседуем с шерпами о погоде и состоянии дороги на перевал Селеле.
Нам говорят, что погода не очень и снега на тропе очень много. Вскоре после этого мы собираемся и идём большой компанией (гид Пасанг и шерпа Нада, пять человек съемочной группы: режиссер Eliza Kubarska, продюсер Monika Braid, операторы Piotr Rosolowski и Keith Partridge и звукорежиссер Zofia Morus, плюс нас трое) в сторону этого самого перевала.
По плану это первый день нашего перехода в базовый лагерь, но пока что просто разведка и акклиматизация.

В полдень расстаемся с шерпами и киногруппой, а два часа дня доходим до чайного домика под перевалом, высота 4200.
Снега в некоторых местах действительно много, но мы пробиваем тропу и кажется, что носильщикам после нас пройти будет несложно. От чайного домика возвращаемся в лагерь еще засветло.

Вечером понимаю, что сжёг себе глаза, причем очки все время были с собой, но как-то солнце особо не беспокоило, вот я их и не надел ни разу.

За ужином решаем: нам надо найти палатку, газ и продукты (наши в пути со второй частью каравана), и мы пойдем завтра сами через перевал под гору, заодно тропу пробьем.

Ночью не могу спать, глаза режет и постоянно текут слезы.

• 3 марта. Глаза болят ужасно, ночью, кажется, не спал вообще.
Никуда сегодня не пойдем. Даже на завтрак (святое!) и то не ходил.
Меня "слепого" поснимали для фильма.

На обед выбрался из домика, глаза немного лучше, то ли капли помогают от Моники, то ли время лечит.

После обеда я пошел спать, а Серега погрузил в рюкзак часть шмоток и побежал к чайному домику относить заброску.

Часа в четыре я проснулся, позвонил домой, отправил письма, и тут выясняется, что опять смена планов.
Решено, что под гору завтра пойдем все вместе, но другой дорогой, более длинной, но гарантированно проходимой, так как спустимся сильно на юг до 1500м. А это означает, что кто-то должен забрать нашу заброску от чайного домика и принести вниз.

В итоге решено, что это сделает Пасанг, он выйдет с первыми лучами и потом нагонит нас в Amjilesa, где мы будем ночевать.

• 4 марта. Встали в 6:30. Глаза почти в норме. С утра сборы, потом завтрак, потом еще сборы, вышли в начале десятого.
Дорога простая и ухоженная: железные мосты, мощеная тропа.
В середине для обед, ждали далбат больше часа, ну отдохнули и дождик переждали.

В Amjilesa пришли в сумерках (около 19:00), там у меня, одного из «европейцев", неожиданно есть мобильная связь, отправил пару смсок.
У нас трехместный номер, Марчин с нами. Пасанг пришел около 9 вечера, заброску нашел, всё принес - молодчина!

• 5 марта. Сегодня довольно короткий простой переход в Hellok. Пришли часа в четыре дня. Собрали Iridium Pilot, связь есть, но раз в 4-5 минут отваливается на полминуты.
Посмотрел, как пацанята играют в футбол, сами в шлепках, мяч - только покрышка, но все равно супер: скорости мама не горюй!

Мужскую часть поселили в комнате на втором этаже, которая прокуривалась печкой снизу, утром у некоторых чуть побаливает голова от дыма.

• 6 марта. Встали рано, сегодня длинный переход.
Киногруппа вышла еще раньше, им надо подготовиться к съемкам на мосту. Завтрак скромный: тарелка быстрых макарон на двоих.
С собой дали сух-пай, вареное яйцо и завитушки печеные.

До моста шли часа три-четыре. Сделали на нем четыре-пять дублей, в том числе два с дрона.
До второго моста часов четыре-пять, там тоже поснимали.
В Torongten пришли к шести вечера.

• 7 марта. С утра съемки, вернулись чуть назад по вчерашнему пути к стальному мосту. Оказалось, свет не тот.
Поснимали пока в лесу, потом вернулись на мост.
Вроде свет не сильно лучше, но времени ждать уже нет, сделали пару дублей с дроном.
Переход в Cheram короткий и приятный: в 11 вышли, в 17 на месте.
Тут мы должны были быть 4 марта...

• 8 марта. Просыпаюсь один в номере, Сереги нет. Нашел его спящим в спальнике метрах в ста от домика. Оказалось, ночью шерпы на кухне, что как раз у нас за стенкой, сильно шумели, и он решил уйти от них подальше.

Выходим позже, чтобы прийти на всё готовенькое, в Рамче есть домики, но от них нет ключей, потому носильщики и шерпы выходят раньше, чтобы поставить лагерь и кухню.

По пути местами много снега снега, носильщикам приходится туго, некоторые идут в тапочках на босу ногу.

Сначала натыкаемся на один баул в снегу, потом на Серегин.
Взяли его на прицеп и волоком дотянули до Ramche.

После чая пошли вдвоем наверх пробивать тропу. Вернулись в темноте. Собрали Iridium Pilot. Звонил всем, хотел поздравить с 8 Марта, дозвонился только Ленке. Через неё поздравил заочно всех с праздником!

• 9 марта. Втроем уходим на два дня. Взяли газ и продукты.
Нас какое-то время будут сопровождать Нада и Пасанг, потом вернутся.
Задача: пробить тропу до базового лагеря.

В Октанге ругаемся с Надой и Марчином, они предлагают возвращаться обратно в Рамче. В итоге все же идем дальше.

Часов в 16 в тумане находим довольно удобное ровное место на морене и ставим палатку. Попили чай, погрели макароны.
Место удачное, под нами песочек.

• 10 марта. Встали в шесть утра, выглянули из палатки - Жанну! Позавтракали пошли смотреть начало маршрута. Ну и ну!
Слева черные скалы, в середине ледопад, справа ледовые речки.
Решили, что полезем слева по скалам.

Вернулись в палатку и долго решали, что будем делать дальше.
В итоге с Серегой залезли повыше и включили рацию.
Неожиданно есть связь! Караван идет за нами, но они уже встали на ночевку где-то ниже.
Тут же собираемся и втроем идем к ним, там и еды побольше и свою задачу мы выполнили.
Оказалось они не дошли до нас всего час-полтора. Наше возвращение поснимали.

Из новостей: генератор залили керосином для горелки, и он приказал долго жить. Для экспедиции это проблема, так как у съемочной группы куча аппаратуры, которую периодически надо заряжать.
Ну и остались мы без Иридиума, он тоже только от розетки работает...

• 11 марта. С утра взяли четыре веревки и пошли на место базового лагеря (там на песочке, где у нас палатка осталась). Шерпы ушли чуть раньше. Дошли до базового лагеря, перекусили и пошли под стену. С нами вместо Марчина Элиза.

С Серёгой занесли веревки под черные скалы повыше под большой камень. Потом прогулялись вдоль стены, посмотрели поближе на ледопад и "речки". Убедились, что лезть надо по скалам.

• 12 марта. Сегодня провешиваем черную стену. Нада и Пасанг помогли занести еще веревки. Я забыл систему в лагере, но Нада выручил, отдал свою. Сначала полез Марчин, потом Серега пару питчей, потом опять Марчин. Пролезли шесть или семь участков, но до выхода на плато не долезли пару веревок. Спрямили перила по линии падения воды.

Спускались в лагерь уже по темноте. Зато какой ужин нас там ждал! Цветная капуста, свежая морковка, жареная картошка и даже овощная котлета!

• 13 марта. С утра пуджа, молебен местный. Перед ламой всякие яства: напитки, шоколад, сыр и сушеное мясо.
Мы кидали вверх муку, и ей же нам вымазали щеки, а Сереге еще и бороду.
В 10 утра берем газ и еду и идем долезать выход на плато.
В 17:30 вылезли! Высота 5100м и красотища!

Погуляли, пофотографировали и вниз. Опять спускались в темноте, но второй раз это дается легче. Приходим в лагерь, а тут новость: Марчин отказывается лезть! Нашу беседу записали на видео.
Думаем, что делать дальше...

• 14 марта. Утром без долгих дебатов и рассуждений решаем, что полезем вдвоем. Сегодня день отдыха и сборов.
Вечером поснимали на льду рядом с лагерем. Вышло очень героически. Все очень ждут генератор...

• 15 марта. Вчетвером (с Элизой и Марчином) поднимаемся на плато. Темп подъема умеренный. Элиза много снимает.
Ставим палатки, ужинаем и ложимся спать.

• 16 марта. С утра снимаем, как мы проходим ледник, потом возвращаемся, завтракаем и уходим по-настоящему.
Огромный лабиринт! До начала ледопада чуть не дошли.
На ужин пробуем французскую еду от Элизы, неплохо!

Ночевка на высоте 5525м.

• 17 марта. Встали в шесть. Как назло облако от нас солнце закрывает. Позавтракали, в 8:30 вышли. Ледопад гигантский какой-то.

После полудня затянуло и пошел снег, куда идти, не понятно.

В начале четвёртого встали на ночёвку. Есть радиосвязь с базой! Передали им информацию, они обещали отправить email, так как генератор доставили. Высота 6100м.

• 18 марта. Встали в шесть, хотя будильник заведен на 4:30.
В полдень пошел снег. Встали под огромной льдиной.

Весь вечер и всю ночь лавинки слева и справа, а у нас тишина и покой, даже ветра и то нет.
Высота 6316м.

• 19 марта. Опять не услышали будильник, встали в шесть, быстро собрались и в гору. Идти очень тяжело, снег глубокий.
Где-то в полдень повалил снег, мы поупирались до трёх часов и начали искать ночлег.

Часа три рыли площадку под камнем.
Вокруг шумят лавины, но где именно не понятно, видимости нет.
Высота 6513м.

• 20 марта. Весь день снег. Пролезли метров 300, наверное, и стали искать полочку. Хорошо спрятаться не удалось, сначала постоянно откапывались, потом спали очень тесно.

Я мог лежать только в одном положении, отлежал бок.
Очень хотелось, чтобы поскорее утро...
Высота 6654м.

• 21 марта. Утром солнце!!! Погрелись и даже подсушились.
Вышли на маршрут после 9 утра. Решили как можно скорее вылезать на гребень, вершинную башню оставляем следующим восходителям.

На ночевку встали часа в три. Выпили последний пакетик чая.
На ночь заварили порезанной кураги.

Полочка получилась маловата, всю ночь скатывался в пропасть.
Высота 6771м.

• 22 марта. Опять проспали, встали в 5:50. С утра солнце.
Завтрак, сборы и в девять утра мы на маршруте.

После полудня повалил традиционный снег, видимости нет, куда лезем - не понятно.
Одолели еще пару веревок, срубили снежный гребешок и поставили палатку, должно быть хорошо.
Высота 6923м.

• 23 марта. Оказалось, что не такая уж хорошая полочка, не выспались.
Встали в пять с копейками. В девять на маршруте.
Очень много снега!
Рубились до ночи, но до гребня так и не долезли.

Лагерь ставили в темноте, видели свет из базового лагеря, и даже поперемигивались с ними.
Спать легли в два часа ночи...
Высота 7127м.

• 24 марта. Подъем чуть после шести. В девять начинаем работать.
В первой половине дня облачно, лезем медленно, снега много.
После 12-ти повалил еще, мы еще замедлились.

Вечером долго рубим снежный гребень.
Полочка маловата, но лучшего варианта все равно нет.
Высота 7211м.

• 25 марта. Утром солнце, мы сушимся и медленно собираемся.
В два часа пошел снег. В шесть вечера начали искать полку для палатки.

Ровняли площадку до полуночи, спать легли после часа ночи, ужасно умотались.
Высота 7297м.

• 26 марта. С утра непогода. По связи с базой говорят, что погода будет только хуже. Сегодня не высовываемся.
По связи передали, что окончательно решили спускаться по французскому маршруту.

• 27 марта. У меня день рождения, но я скромно молчу.
После девяти утра полезли. Казалось, что вот он гребень, но лезем медленно, и еще очень много времени уходит на организацию станций, льда нормального нет, сплошные дырки от сыра.

Ночуем в ранклюфте, сухо, тихо и довольно просторно.

На вечерней связи мне поют песенку на польском в честь дня рождения, и Серега пожимает руку.
Высота 7360м.

• 28 марта. Утром вроде есть погода! Серёга заложил длинный траверс влево вверх.
На одном из участков я зацепился кошкой и сильно приложился правым коленом, меня даже перевернуло с рюкзаком за спиной.
Но зато через час после этого мы вылезли-таки на ЮВ гребень!

Еще накануне решили, что на вершину в любом случае не пойдем, поэтому погрелись немного на солнышке и начали спуск.

На гребне нашли место под камнем, вырыли пещеру и легли спать.
Высота выхода на гребень 7412м. Высота ночевки 7380м.

• 29 марта. Продолжаем спуск. Круто, а значит почти всё время на передних зубьях кошек.

Погода весь день хорошая. Заночевали в огромном берге.
Высота 6995м.

• 30 марта. Стало поположе. Периодически ходим на двух конечностях. Что-то рюкзаки вся тяжелее...

На Buffer Peak неожиданно накрыл снег, видимости нет, встаем на ночевку в какой-то мульдочке.
Высота 6508м.

• 31 марта. Ночью нас подзанесло снегом. Хотели выйти рано, но в итоге сначала дождались солнца, а потом уже зашевелились.
Сначала очень изящное, аккуратное лазанье по ажурному снежно-ледовому гребню, потом снежные поля и стенки.
Стремились к перевалу Юности, но уперлись в сбросы.

Пришлось возвращаться назад и вверх.
Пока вернулись, налетела непогода, сунулись туда-сюда и поставили палатку.
Высота 6334м.

• 1 апреля. Нам не до шуток, мы очень хотим вниз!
Вчера выпили последнюю курагу и заварили изюм. А он вкуса не дает совсем! Придумали пить тонизирующие конфеты от Марчина, у них сладковатый вкус и желтоватый цвет.

Утром нашли проход на нужную нам сторону гребня: большой туннель во льду. По другой стороне довольно уверенно добрались до перевала и спустились на ледник.
Ледник очень простой, только много свежего снега.

Часа в три-четыре накрыла непогодь, и мы не нашли прохода мимо гигантской трещины.
Поставили палатку в метели прямо на ее краю. Постоянно на связи с Элизой и Зощей, они уже на леднике Яматари, готовы нас встретить.
Высота 5884м.

• 2 апреля. Утром хорошая погода, но опять долго собираемся и выходим только после семи утра.
Нашли обход трещины и спустились на ледник Юности.
Он не так-то прост, как мы себе представляли.

В одном месте спускались "старым инструкторским способом" (это когда на попе едешь вниз по снегу).

После часа снова непогода, идем абсолютно наугад.

И вот мы вешаем очередной дюльфер, ветерок раздувает облака над нами, и мы видим напротив на леднике люди!!!

Встретились со спасотрядом: Элиза, Зоща, Пасанг и шерпа-носильщик, имени которого не запомнил. Снова много еды и питья!!!

• 3 апреля. Переход в Гунзу. Периодически "садятся батарейки", для этого случая у спасателей сладкий чай в термосе и перекусы.

Обед в очень красивом месте, старый базовый лагерь у озера.
Кормят сначала нас, потом едят сами.
На подходе к Гунзе нас встречает Нада со сладким чаем с молоком и печеньками, у нас забирают рюкзаки и остаток пути проходим пустые. В Гунзу пришли в 9 вечера.

На ужин далбат. Много далбата!!!

• 4 апреля. Сегодня откисаем в Гунзе. Сходил в душ, удивился, кода себя увидел, мышцы все "съел".
После обеда пошли продавать веревки и заодно взвесились: минус 9 кг у меня и минус 10 кг у Серёги.

Сушим и перебираем шмотки.
В лавке купили печенек и постоянно пьем масала-чай.
Сходили на экскурсию в монастырь.

Вечером Нада нас пригласил в гости. Мы пили тонгбу и ели ячье мясо.
А после этого party, выпиваем остатки бренди и получаем пирог с изображением Жанну в подарок!

• 5 апреля. Утром неспешно собираемся и выходим.
Нам с Серёгой дали детские рюкзачки, остальное несут мулы.
Спасатели для нас несут пару термосов с чаем и печеньки, которыми мы периодически подзаряжаемся.

В Amjilesa пришли к шести вечера.

• 6 апреля. С утра дождь. Причем сильный. Решили, что сегодня пройдем только половину намеченного.
В пути встретили россиян Олега и Марию, так необычно, кто-то еще говорит по-русски.

Мокрые и уставшие заночевали в Sukathar.

• 7 апреля. Утром проходим часа за три-четыре оставшееся со вчера расстояние, погода отличная.
Пока обедаем в придорожной лоджии, за нами приезжает джип и везет нас в Тапледжунг.

В Тапледжунге живет Пасанг, приглашает нас к себе в гости.
Живут скромно, комната квадратов 15, он с женой и двумя детьми и еще его 20-летняя сестра с ними.

• 8 апреля. В 5 утра джип. К трём часам нам надо успевать на самолет в Катманду из Бхадрапура.
Все время торопимся, но в итоге приезжаем как раз вовремя!

Через час мы в Катманду, в отеле нас встречает Моника.
Вечером идем в пиццерию - кайф!!!

• 9 апреля. В полдень для интервью приходит Билли из Гималайского индекса, очень подробно расспрашивает про восхождение и крепко жмет руку на прощание.

В три часа еду на де-брифинг в министерство туризма.
Вечером званый ужин от Dawa Lama (кроме "европейцев" были еще и шерпы), он отвез нас на фудкорт с кухнями разных народов.

Апофеозом был суп, который принесли на горелке, к нему принесли ингредиенты, и его надо было доваривать "по вкусу" всем вместе, а потом также вместе есть. Но самое прикольное, что суп был ужасно острый, и я его есть не смог.

• 10 апреля. Утром улетают Моника, Элиза и Зощя. Мы вместе завтракаем и провожаем до машины.
Был шанс, что вместе полетим до Дохи, но мы не успели купить билеты, теперь расставаться очень жалко.

Потом с Серегой идем за покупками, накупили подарков домашним и не забыли про себя, два раза ели мороженое и пили неплохой кофе.

В три часа за нами приехала машина, и нас отвезли в аэропорт. Вылетели без проблем, вес багажа уменьшился.

• На пересадке в Дохе неожиданно замечаю Зощю, которая, сияя улыбкой, идет к нам!
Оказалось, они не успели на стыковку, и теперь их рейс всего за час до нашего.
Успели друг по другу соскучиться.

Попили вместе кофе, у девчонок остались печеньки - красота!
Мы проводили их на рейс, и как раз к посадке пришли к нашему.

• 11 апреля. Прилетели в Домодедово в восемь утра.
Нас встречает Женя Нилов, Серёгин брат.
Home, sweet home!!!

Восточная стена Жанну. Нилов и Головченко вышли на восхождение

Жанну 2019

Талай Сагар, 6904м, Гималаи, Индия

Отчет о восхождении команды Федерации Альпинизма и Скалолазания Москвы на пик Седой страж