Автор: Даниил Арефьев, г. Санкт-Петербургг

Отчет о горном походе в 4 к.с. по Ц.Тянь-Шаню совершенном в период с 23 июля – 11 августа 2018 года

Справочные сведения

Проводящая организация

Клуб Туристов СПбГУ (Клуб Туристов Университета)

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., д. 33, ауд. 18 www.ktu.pu.ru

Место проведения: Киргизская Республика, Центральный Тянь-Шань, Терскей-Алатау и Куйлю.

Общие справочные сведения о маршруте

Общие сведения о маршруте

23 июля – 11 августа 2018 года

Подробная нитка маршрута

Заявленная

д.р. Алтын-Арашан – д.р. Кельдыке–пер. Алакёль Северный, 3884 м, 1А – оз. Алакёль – пер. Такыртор, 4024 м, 1Б – д.р. Такыртор – д.р. Чон-Узень – [пер. Туристов Татарии, 4300 м – пер. Каракольский Вост., 4300 м] (св., 2А) –лед. Караколтор Вост. (№ 65) – в. Аксу, 4711 м, 1Б, рад. – пер. Караколтор Юж., 4460 м, 2Б – лед. № 61 – д.р. Караколтор – д.р. Куйлю Вост. – д.р. Каратор – лед. Каратор – пер. Валерия Грушина, 4906 м, 2Б – лед. Куйлю Южн. – пер. Целинный, 5027 м, 2Б – лед. Айлампа – д.р. Теректы - д.р. Эки-Чат – пер. Советской Конституции, 4712 м, 2Б – лед. Аютор – пер. Талдысу Зап., 4506 м, 2Б – лед. Талдысу Мал. – д.р. Мал. Талдысу – д.р. Сары-Джаз.

Выполненная

д.р. Алтын-Арашан – д.р. Кельдыке – пер. Алакёль Северный, 3845 м,1А – оз. Алакёль – пер. Такыртор, 4036 м, 1Б – д.р. Такыртор – д.р. Чон-Узень – пер. Скальный замок, 4231 м, 1Б – лед. Кёльтор Вост. – пер. Каракол, 4240 м, 2А - лед. Караколтор Вост. - д.р. Караколтор – д.р. Куйлю Вост. – д.р. Каратор – лед. Каратор – пер. Каратор Зап., 4623 м, 2Б – лед. Каратор Вост. – д.р. Теректы – д.р. Эки-Чат – пер. Советской Конститу- ции, 4711 м, 2Б – лед. Аютор – пер. Талдысу Мал., 4497 м, 2А – д.р. Мал. Талдысу – д.р. Сары-Джаз.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия, наименование

Категория трудности по каталогу

Характеристики препятствия

Путь прохождения

Перевал Алакёль Северный

3845 м

Осыпной по пути подъёма и спуска.Тропа.

д.р. Кельдыке – оз. Алакёль

Перевал Такыртор

4036 м

Снежно-ледовый по пути подъёма. Закрытый ледник. Скально-осыпной по пути спуска.

оз. Алакёль – д.р. Чон-Узень

Перевал Скальный замок

4231 м

Снежно-осыпной по пути подъёма. Осыпной по пути спуска. Закрытые ледники на подходах с обоих сторон.

д.р. Чон-Узень– д.р. Кёльтор

Перевал Каракол

4240 м,

д.р. Кёльтор – д.р. Караколтор

Перевал Каратор Зап.

4623 м,

Снежно-ледово-осыпной по пути подъёма. Закрытый ледник. Снежно-ледовый по пути спуска. Закрытый ледник.

д.р. Каратор – д.р. Теректы

Перевал Советской Конституции

4711 м,

Снежно-ледовый по пути подъёма и спуска. Закрытый ледник.

д.р. Теректы – д.р. Аютор

Перевал Малый Талдысу

4497 м,

Снежно-осыпной по пути подъёма. Снежно-ледово-осыпной по пути спуска. Закрытый ледник.

д.р. Аютор – д.р. Мал. Талдысу

3 ГУ – Кичик-Алай 2 ПР – Зап. Кавказ

Снаряженец, фотограф

Свириденко Екатерина Игоревна

2 ПУ – Зап. Кавказ 2А (альп.)

Завхоз

Основная часть

Общая идея похода, выбор района и логика построения маршрута

Терскей-Алатау и Куйлю в качестве района похода был выбран по нескольким причинам:

1. Практически никто из группы не был в данном районе. Руководитель посещал Терскей-Алатау только на выходе из похода по Ак-Шийраку, пройдя район с юга на север через перевал 1Б.
  2. Несмотря на то, что хребты Терскей-Алатау и Куйлю являются соседними, их характер сильно отличается. Поэтому было интересно посетить их в рамках одного похо- да.
  3. Так как для более чем половины группы это был первый горный поход 4 к.с., то в целях повышения безопасности выбирались те районы, которые часто посещаются туристами и по которым есть свежая информация и более-менее подробные описания.

Граница между Терскей-Алатау и Куйлю проходит по долине реки Куйлю Вост., вдоль которой по левому берегу проложена грунтовая дорога вплоть до слияния её исто- ков: рек Ашутор и Караколтор. В этом месте, на правом берегу Ашутора находится кош, в котором можно организовать заброску, заехав туда на машине. Дорога проходима для машин типа УАЗ Буханка, время в пути в одну сторону от Каракола до коша занимает по- рядка четырёх часов.

Отличительной особенностью хребта Терскей-Алатау является высокая степень обжитости его северных долин. Практически по каждой из них проложена дорога, есть обустроенные горячие источники, много пастбищ (и, как следствие, троп). При этом высота, до которой можно заехать на машине, небольшая – в районе 2500 м, поэтому можно разработать маршрут похода с плавной акклиматизацией. Сложность перевалов, вершин и траверсов на Терскей-Алатау варьируется от 1А до 3Б, в главном хребте есть несколько пиков выше 5000 м, что позволяет проводить походы самых разных категории сложности и без особых проблем закладывать различные запасные варианты маршрутов. Основное оледенение сосредоточено на главном хребте. Близость озера Иссык-Куль определяет большое количество осадков и периодов непогоды.

Хребет Куйлю по сравнению с Терскей-Алатау более компактный, при этом технически в целом более сложный: перевалов начальных категорий очень мало. Район характеризуется мощным оледенением, высоты долин – не ниже 3000 м, количество пятитысячников больше, чем на Терскей-Алатау. Населённой является только долина реки Куйлю Вост. По имевшимся у нас описаниям, в долинах рек Теректы и Малый Талдысу также должны располагаться коши, однако по факту их не оказалось.

Логически маршрут, общая продолжительность которого (включая дни заезда и выезда) составила 19 дней + 1 запасной, на этапе планирования разбивался на три части:

Акклиматизационная часть

Стояла задача получить плавную акклиматизацию в северном отроге хребта Терскей-Алатау, а также начать поход с постепенным увеличением категорий сложности перевалов (1А – 1Б). Кроме того, запланировано было посещение красивейшего озера Алакёль и диких горячих источников в долине реки Экичат.

Разминочная часть

В этой части было заложено дельнейшее увеличение высоты и сложности перева- лов, переход через главный хребет Терскей-Алатау (2А, св. – 1Б, рад. – 2Б) и выход к за- броске в долине реки Куйлю Вост.

Техническая часть

В последней части маршрута, проходившей по хребту Куйлю, была запланирована основная высотная и техническая работа: прохождение четырёх перевалов 2Б, один из которых (пер. Целинный) – высотой более 5000 м. С целью осмотра района выход планировалось пройти его насквозь с запада на восток, с выходом в д.р. Сары-Джаз.

На поход было сделано две заброски. Первая (с едой и специальным снаряжением для разминочной части маршрута) была организована в долине реки Чон-Узень. В 660 м выше слияния рек Чон-Узень и Такыртор к берегу реки подходит осыпной вынос, на склоне которого удобно закапывать мешки с заброской (N42°17'06,33" E78°38'01,41"). Вторую заброску мы отправили вместе с дружественной группой Петроградского клуба туристов в кош в д.р. Куйлю Вост. (N42°07'39,38" E78°42'16,23"). У этого же коша мы сделали днёвку.

Изменения маршрута и их причины

Запланированный маршрут был пройден с большими изменениями по запасным вариантам, что связано с погодными условиями и повышенной лавинной опасностью, а также болезнью участника. Из 20 дней похода без осадков в том или ином виде было всего два дня. Особенно непогода нам помешала на Терскей-Алатау, где стандартно портилась после середины дня, иногда даже раньше. Осадки прекращались только с наступлением ночи. Все ледники, которые мы проходили в этом районе, были полностью закрыты, включая их языки, а склоны были перегружены свежим снегом. К счастью, у нас были снегоступы, что значительно облегчило прохождение участков глубокого снега.

При попытке прохождения перевального взлёта пер. Туристов Татарии (2А) нас очень беспокоила лавинная обстановка. Выкопав шурф, увидели, что снежный покров имеет слоистую структуру, что говорит о высокой лавинной опасности. По совокупности факторов мы изменили маршрут: отступили от перевального взлёта и на следующий день прошли через запасной пер. Скальный замок (1Б), и далее вышли ко второй заброске так- же через запасной вариант, пер. Каракол (2А).

Так как на выходе ко второй заброске мы отставали от графика на 2 дня, то необхо- димо было вносить коррективы и в третью часть маршрута. Прохождение пер. Валерия Грушина (2Б) и Целинный (2Б) занимает по времени 5 дней, а запасного пер. Каратор Зап. (2Б) – 3 дня, поэтому было решено также воспользоваться запасным вариантом, чтобы нагнать график.

В Куйлю погода была к нам благосклонной: осадки были не такими продолжительными. Это позволяло в отличие от Терскей-Алатау работать весь ходовой день, а также меньше опасаться лавин.

Некоторой неожиданностью оказалось состояние восточного склона пер. Советской Конституции (2Б). По всем отчётам он должен был быть снежным, а ледник от перевального взлёта до морены проходиться быстро и без проблем. Мы же столкнулись с ледовым склоном и многочисленными трещинами с ненадёжными снежными мостами – видимо сказался очень жаркий прошлый год. После спуска стало понятно, что пройти за один день, как было заложено, следующий пер. Талдысу Зап. (2Б) и спуститься по д.р. Мал. Талдысу невозможно – данный перевал находится в этом же узле, и его склоны скорее всего также малоснежные, что требует долгой перильной работы. Проходить же перевал 2Б к.с. без запасного дня было небезопасно, поэтому было решено заменить его на запасной вариант – пер. Мал. Талдысу (2А).

Несмотря на внесённые изменения, нам удалось пройти поход 4 к.с. и ознакомиться с новыми для нас горными районами.

Организационные вопросы

Транспорт

Трансфер из аэропорта Бишкека и организация забросок на маршруте осуществля- лась с помощью компании Достук-Треккинг. У нас уже был опыт работы с этой компани- ей, была уверенность в том, что организация заездов и выездов будет на высоком уровне.

У нас была сложная схема организации забросок, связанная с разным временем прилёта разных участников: один прилетал на несколько дней раньше остальных с целью погулять по Киргизскому хребту (в районе альп. лагеря Ала-Арча), трое – днём в субботу, 21-го июля, и ещё двое – рано утром 22-го июля.

Было запланировано частью группы в первой половине дня 22-го июля отвезти за- броску в кош в д.р. Куйлю Вост., затем собраться всем вместе в Караколе и заехать на старт маршрута в д.р. Арашан. Однако пришлось на месте переигрывать схемы трансфера в связи с тем, что Аэрофлот в субботу задержал багаж, и привёз его со следующим рейсом утром в воскресенье. Удалось договориться о заброске с дружественной группой Петро- градского клуба туристов (ПКТ), которая также через Достук-Треккинг заезжала к нуж- ному нам кошу в воскресенье, что позволило сэкономить нам 180 $.

После похода двое участников оставались отдыхать на Иссык-Куле, поэтому стои- мость дороги из Каракола в Бишкек была меньше. Троим из четырёх оставшихся участни- кам потребовалась ночёвка в Бишкеке, так как их самолёт был на следующий день после переезда. Стоимость размещения в Бишкеке вместе с завтраком составила 15 $ с человека. Переезды между Бишкеком и Караколом осуществлялись на обычных микроавтобусах типа Мерседес Спринтер, заезд и выезд непосредственно в горы – на УАЗ Буханка.

Стоимость трансфера была следующая:

Мерседес Спринтер аэропорт г. Бишкек – г. Каракол (180 $)

УАЗ Буханка г. Каракол – кур. Алтын-Арашан (120 $)

УАЗ Буханка слияние рек Мал. Талдысу и Сарыджаз – г. Каракол (140 $)

Мерседес Спринтер г. Каракол – аэропорт г. Бишкек (120 $)

Итого: 560 $.

Достук-Треккинг

Kyrgyz-British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd Николай Щетников Igemberdieva St., 42-1, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005 Tel: +996 (312) 545455 545551 540237.

Пропуска в погранзону

Район Куйлю входит в погранзону, и для его посещения необходимо оформлять пропуска. Заставы находятся в долине реки Сары-Джаз: одна в районе устья реки Куйлю Вост., другая севернее его, на дороге, ведущей на перевал Чон-Ашу.

Пропуска мы оформляли через Достук-Треккинг, прислав им сканы паспортов и прочую необходимую информацию. Стоимость пропуска на одного человека составила 20 $.

Спутниковая связь

В качестве средства связи на маршруте использовался телефон Thuraya. К телефо- ну у нас было три аккумулятора: два стандартных и один повышенной ёмкости. Аккуму- ляторы хранились отдельно от телефона, это позволяет сохранить их заряд.

Обычно мы покупали SIM-карту одного из российских операторов, того у которого на момент походы были наиболее выгодные тарифы на роуминг, и использовали её в спутниковом телефоне. Однако в этом году такой способ не сработал, телефон отказывал- ся регистрироваться в сети и выводил на экран надпись «Emergency only». Перед отъездом в поход проверить работоспособность спутникового телефона было нельзя, так как Thuraya не работает на широте Петербурга.

В районе курорта Алтын-Арашан работает обычная мобильная связь, и нам удалось сообщить в Санкт-Петербург, что на маршруте мы будем без связи. На днёвке мы вновь встретили наших друзей из ПКТ, и по счастью у них оказалась запасная SIM-карта опера- тора GNTN, официального представителя Thuraya. Она заработала в нашем телефоне, и они согласились дать её нам на оставшуюся часть маршрута.

Отметим, что в день перед днёвкой мы встретили группу туристов из МГУ, у кото- рых также был спутниковый телефон Thuraya с SIM-картой GNTN. Их SIM-карта в нашем телефоне не заработала.

Бензин

В этот поход мы брали бензиновые горелки фирмы MSR, модели XGK Ex (1 шт), WhisperLite (2 шт). Горелки простые, в отличие от мультитопливных, соответственно риск сломаться у них ниже. Кроме того, в них под форсункой встроена иголка с грузилом (официальное название функции – Shaker Jet), так что при первых признаках засорения форсунки горелку нужно просто потрясти и она самоочистится.

В этом году в Бишкеке удалось купить бензин «Галоша» (540 сом за 1,5 л), и за весь поход горелки мы не чистили ни одного раза. Бензин нам привезли в аэропорт в условленное время. Сайт компании: www.kyrgyzadvent.com, контактное лицо – Юрий Траченко.

Страховка

Страховка для группы была оформлена в страховой компании Ресо (категория Спорт-4: экстремальные виды спорта, восхождения) на суммы 30 000 и 50 000 $. Стоимость составила 4 100 и 4 650 руб. соответственно на каждого участника на 21 день.

Кроме оформления страховки для горных походов по Киргизии крайне рекомендуется зарегистрировать группу в Фонде спасения в горах (контактная информация ниже), так как именно они занимаются поиском и эвакуацией в экстренных ситуациях. Это можно сделать по электронной почте, передав нитку маршрута, список участников и контрольные даты. Также приводим контакты МЧС Киргизии, но по отзывам это не самая активная организация, и они не ведут регистрацию и учёт туристов.

Mountain Rescue Service Kyrgyzstan (Фонд Спасения в Горах)

+996-312-651404 (9:00 – 18:00) oфис

+996-701-799925 (круглосуточно 24/7)

+996-700-651221 (круглосуточно 24/7)

+996-709-349614 (круглосуточно 24/7) rescue-kg@mail.ru http://www.rescue.centralasia.kg/index.php/ru/

МЧС Киргизии

Дежурный: тел.: +996 (0) 3222 21844, факс: +996 (0) 3222 56077, E-mail: od.mchs@mail.ru

г. Ош, ул. Р. Моминовой 11

г. Бишкек, ул. А. Токтоналиева 2/1 E-mail: mchs@elcat.kg

Финансовые затраты

Финансовые затраты на проведение похода

Наименование

Стоимость на группу

Продукты, в т.ч. сублиматы «Гала-Гала»

57 475 руб.

3 740 руб.

Аптечка

1 200 руб.

Прочие расходы (в т.ч. ремнабор, общественное снаряжение)

4 700 сом + 6640 руб.

Сокращения и понятия, принятые в отчётеиное.

Понятия «левый» и «правый» даны в орографическом смысле, если не указано

Координаты приведены в системе WGS 84.

Указано чистое ходовое время, если не указано иное. Произведено округление до 5 минут.

Чистое ходовое время (далее – ЧХВ) дано по последнему участнику, от привала до привала, с учётом времени переправ, разведку троп и мест ночёвок и т.п., если не указано иное.

В походе использованы верёвки длиной 50 м.

Центральный Тянь-Шань горный 4 к.с. рук. Арефьев Д. В. 2018 г.

Высотный график

Техническое описание, хронометраж, фотоматериалы

Перевал Алакёль Северный (3845 м, 1А)

1. Перевал Алакёль Северный расположен в северном отроге главного хребта Терскей-Алатау между вершинами 4221,4 м и 3920,8 м.
  2. Соединяет долины рек Келдыке (левый приток реки Арашан) и Кургактор (правый приток реки Каракол).
  3. Ориентация перевала: запад – восток.
  4. Характер перевала – осыпной.
  5. Пройден группой из д.р. Кельдыке до оз. Алакёль.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём и спуск на всём протяжении идёт по хорошо набитой тропе.
  7. Снята записка группы туристов турклуба «Альтус» и «Берендеи» г. Томск под руководством Никитина В.Н. от 24 июля 2018 г.

График движения и технические характеристики перевала Алакёль Северный

Дата Погодные условия Участок пути / описываемый участок Характеристика пути и метод преодоления Км Высота, набор/сброс, м
1 22-24.07 Переменная облачность, дождь д.р. Арашан, д.р. Ийри-Тор. Организация заброски в д.р. Чон-Узень Хорошо набитая тропа 11,9 2519 +438
-367
2 25-26.07 Переменная облачность Подъём на пер. Алакёль Северный Травянистые склоны крутизной до 20°, конгломератно-осыпные склоны крутизной до 30°, тропа 9,6 +1255
3 26.07 Дождь, мокрый снег Спуск с пер. Алакёль Северный до оз. Алакёль Среднееосыпной склон крутизной до 30°, тропа 2,1 -312

Общая протяжённость пути по данным GPS: 33,8 км, из них в зачёт: 23,6 км. Общий перепад высот по GPS: +1693 м/-679 м.

Организация заброски в д.р. Чон-Узень

Начало нашего маршрута было в долине реки Арашан, у курорта Алтын-Арашан, куда мы приехали в 18:30. Дорога к курорту подходит по правому берегу реки Арашан. Здесь есть несколько домов, а также небольшой юрточный лагерь, принадлежащие разным туристическим фирмам (фото 3.1.1). Если ставить лагерь непосредственно здесь, то пришлось бы платить за место под палатки. Поэтому переходим по пешеходному мосту (N42°22'20,87" E78°36'40,75", 2520 м) на левый берег Арашана и по хорошо набитой тропе начинаем подъём по долине. Через 775 м (20 минут ЧХВ) выходим на поляну, по краю которой течёт ручей с чистой водой, где и организуем бивуак (N42°22'00,01" E78°36'54,00", 2553 м, фото 3.1.2).

Подъём в 6:00, выход в 9:30. Продолжаем движение вверх по долине, тропа идёт практически без набора высоты. Через 1,4 км (45 минут ЧХВ) переходим через два рукава р. Кельдыке по мостам (N42°21'21,27" E78°37'18,99", 2589 м, фото 3.1.3). В 100 м от мостов ниже по течению Кельдыке на правом берегу стоит юрта, где мы договариваемся оставить на хранение на сутки продукты для первого кольца.

Здесь тропа расходится – вправо вверх по ходу движения, мимо ещё одной летовки, уходит путь на перевал Алакёль Северный, вторая тропа продолжается по левому берегу Арашана (фото 3.1.4). За 95 минут ЧХВ доходим до слияния рек Арашан и Ийри-Тор. По пути по мосту переходим левый приток р. Арашан, который течёт из цирка пер. Алакёль Южный (N42°18'02,25" E78°34'49,77"). Проходим также мимо моста из двух брёвен через р. Арашан, который не был описан ни в одном имевшимся у нас отчёте, а также не обозначен ни на одной карте (N42°19'44,50" E78°38'00,03", 2646 м, фото 3.1.5).

По левому берегу р. Ийри-Тор идут две тропы: одна вдоль русла, вторая высоко по борту, через лес. В 1,6 км от устья тропы сходятся: нижняя забирает на борт к верхней, которая в этом месте идёт с потерей высоты. При подъёме по Ийри-Тору выйти на верхнюю тропу, не зная о её существовании, проблематично: выйдя из леса, она теряется в пастбищах на стрелке рек и при подъёме снизу не очень заметна. Вследствие этого мы поднимались по нижней тропе.

За 45 минут ЧХВ в 13:55 доходим до места ночёвки на большой ровной поляне, где течёт ручей (N42°17'43,33" E78°38'13,17", 2861 м, фото 3.1.6), разбиваем лагерь и готовим обед. На поляне пасутся коровы и лошади, поэтому за водой ходим под склон к роднику, из которого этот ручей и вытекает.

После обеда относим заброску на левый берег реки Чон-Узень. Через реку Экичат (слияние рек Чон-Узень и Экичат образует реку Ийри-Тор) лежит ствол большой ели, по которому удобно её переходить (N42°17'26,49" E78°37'59,59", 2926 м). Перейдя Экичат, разведываем возможные места ночёвки, так как здесь мы планируем ночевать через не- сколько дней после спуска с одноимённого перевала. Тропа здесь ненадолго теряется, и небольшой участок пути по левому берегу Чон-Узени мы проделываем через кустарник.

Как оказалось, тропа идёт ближе к руслу. В итоге за 25 минут ЧХВ от бивуака доходим до осыпного выноса, где закапываем мешки с заброской (N42°17'06,57" E78°38'02,05", 2957 м). На обратном пути в лагерь погода портится, начинается дождь.

Подъём в 7:30, выход в 10:00. Утром выяснилось, что у одного участника поднялась температура до 38°, слабость. При этом каких-либо других симптомов болезни (кашель, насморк, расстройство ЖКТ) не было, кроме солнечных ожогов на руках, которые вчера не были намазаны солнцезащитным кремом.

Разгрузив больного, возвращаемся по верхней тропе до слияния Арашана и Ийри- Тора, и далее до Кельдыке за 95 минут ЧХВ. Здесь стоит сказать, что мы уже третий день безуспешно пытались выйти на связь по спутниковому телефону (см. п. 2.3.3), поэтому, пока готовился обед, трое человек сходили обратно на курорт Алтын-Арашан и сообщили в Санкт-Петербург по мобильной связи, что у нас не работает спутниковый телефон, и связи на маршруте не будет.

На сегодня у нас был запланирован подъём по д.р. Кельдыке до ~ 3200 м, но температура больного, которую удалось сбить утром, после обеда снова поползла вверх. Решаем, что в таких условиях подниматься на неосвоенную высоту не стоит. На ночёвку встаём в 17:00 на поляне на левом берегу Кельдыке на нижней границе зона леса (N42°21'43,44" E78°37'03,87", 2585 м, фото 3.1.7). Вечером сильный дождь, гроза.

Подъём на пер. Алакёль Северный

Подъём в 5:00, выход в 7:50. В третий раз за поход переходим по мостикам через Кельдыке и начинаем подъём по тропе правого берега. Устьевая ступень имеет среднюю крутизну от 20 до 25°, перепад высот составляет 140 м. Дальше крутизна долины постепенно уменьшается, зона леса уступает место травянистым склонам. Тропа на устьевой ступени идёт на некотором удалении от потока, после выполаживания – наоборот, вдоль него. Через 100 минут ЧХВ после выхода переходим по большим камням на левый берег р. Кельдыке (N42°20'31,27" E78°35'54,97", 3037 м, фото 3.1.8). Здесь, в среднем течении Кельдыке, левый берег спокойный, на правом же появляются задернованные валы древ- ней морены, и идти по ним было бы крайне неудобно. Долина в целом поднимается пологими ступенями, участки выполаживания чередуются некрутыми подъёмами.

В 12:25 подошли к большой ровной поляне на берегу Кельдыке, на которой расположено несколько гостевых юрт турфирмы, проводящей пешие туры для граждан Южной Кореи. Вообще треккинг через перевал Алакёль Северный является крайне популярным, по тропе каждый день проходит не менее двух-трёх десятков человек как в одну, так и в другую сторону. Мы расположились на берегу реки на некотором отдалении от юрт (N42°19'57,20" E78°34'12,23", 3358 м, фото 3.1.9).

Во второй половине дня температура у больного вновь начала подниматься, хотя уже и не так сильно. Решили, что лучше заночевать здесь, а после обеда сделали радиальный выход вверх по долине. От места перехода реки до места лагеря – 90 минут ЧХВ.

Подъём в 6:00, выход в 8:00. Продолжаем подъём по тропе на перевал. Через два перехода (45 минут ЧХВ) подходим к ещё одному лагерю, фирмы Аксай Тревел. Здесь есть ручей с чистой водой и много мест под палатки (N42°19'50,39" E78°33'23,47", 3565 м, фото 3.1.10).

За ещё один 30-минутный переход подходим под перевальный взлёт, который представляет собой конгломератно-осыпной склон высотой 140 м и крутизной 30°, по нему также идёт тропа. На всякий случай надеваем каски, и поднимаемся на перевал за один переход 25 минут ЧХВ. На перевал выходим в 10:20. Отсюда открывается красивый вид на озеро Алакёль и ледник под перевалом Такыртор (N42°19'35,63" E78°32'42,14", 3845 м, фото 3.1.11). Седловина перевала шириной около 4 м, воды нет, тур находится немного южнее седловины на скально-осыпном гребне. В туре сняли записку группы туристов турклуба «Альтус» и «Берендеи» г. Томск под руководством Никитина В.Н. от 24 июля 2018 г., которых встретили в предыдущий день.

Спуск с пер. Алакёль Северный до оз. Алакёль

Спуск с перевала идёт по средней осыпи крутизной также до 30° с общим направлением вправо-вниз (фото 3.1.12). Нам навстречу поднимаются многочисленные коммерческие туристы, гиды, встречаем самодеятельную группу, совершающую радиальное вос- хождение на перевал. Сброс высоты перевального взлёта составляет 250 м, после чего тропа идёт траверсом берега озера Алакёль. На берегу озера располагается ещё один палаточный лагерь Аксай Тревел (N42°19'08,24" E78°31'39,59", 3545 м). Основная тропа проходит над лагерем, а к нему вниз ведёт небольшая отвилка. Однако вскоре тропа теряется в морене, и мы спускаемся просто по осыпному склону.

По мере спуска погода ухудшается, и когда мы выходим к лагерю, уже идёт дождь. Ставим тент, готовим обед и пережидаем непогоду (дождь чередуется с мокрым снегом). Спуск от перевала до места обеда составил 60 минут ЧХВ.

Фото 3.1.1 – Курорт Алтын-Арашан

Фото 3.1.7 – Место ночёвки на левом берегу р. Кельдыке

Фото 3.1.8 – Место перехода р. Кельдыке по камням, среднее течение

Фото 3.1.9 – Место ночёвки в д.р. Кельдыке

Фото 3.1.10 – Вид на перевальный взлёт пер. Алакёль Сев. от верхних возможных площадок для организации бивуака

Фото 3.1.11 – Вид на пер. Такыртор с перевальной седловины пер. Алакёль Сев.

Фото 3.1.12 – Перевальный взлёт пер. Алакёль Сев

Перевал Такыртор (4036 м, 1Б)

1. Перевал Такыртор расположен в северном отроге главного хребта Терскей- Алатау между вершинами 4116,7 м и 4113,3 м.
  2. Соединяет долины рек Кургактор (правый приток реки Каракол) и Такыртор (левый приток реки Экичат).
  3. Ориентация перевала: северо-запад – юго-восток.
  4. Характер перевала – снежно-ледовый с северо-запада, скально-осыпной с юго- востока.
  5. Пройден группой от оз. Алакёль в д.р. Чон-Узень.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём со стороны оз. Алакёль проходит по закрытому леднику Такыртор. При подъёме на пере- вальную седловину при недостаточном опыте передвижения участников по снежно-ледовым склонам может понадобиться организация перил.
  7. Снята записка группы туристов Воронежского городского клуба туристов под руководством Бережного Р.В. от 19 июля 2018 г.

График движения и технические характеристики перевала Такыртор

1 27.07 Переменная облачность Подъём на пер. Такыртор Закрытый ледник крутизной до 25°, связки, одновременная страховка 7,3 3533 +503
2 27.07 Переменная облачность, дождь, гроза Спуск с пер. Такыртор Скально-осыпной склон крутизной до 30°, движение плотной группой. Травянистые склоны крутизной до 30°, тропа 6,6 -1110

Общая протяжённость пути поданным GPS: 13,9 км, из них в зачёт: 13,9 км. Общий перепад высот по GPS: +503 м/-1110 м.

Подъём на пер. Такыртор

В процессе общения с гидами лагеря Аксай Тревел узнаём, что у них есть две лодки, на которых они катают по озеру Алакёль иностранных туристов, и что за 500 сом с человека они могут довести нас до противоположного конца озера, куда впадает ручей с ледника Такыртор. Посовещавшись, решаем, что такую уникальную возможность – про- катиться на лодках по большому горному озеру в обрамлении красивых вершин – никак нельзя упускать (фото 3.2.1).

Дожидаемся, когда облака над озером немного поднимаются, а дождь практически прекращается, и грузимся в лодки. В итоге за 45 минут, к 16:55, достигаем южного, ближайшего к пер. Такыртор, берега озера Алакёль. Здесь луг, есть места под палатки, однако опять начался дождь, и нам не хочется ставить лагерь в мокрой траве. За один переход 20 минут ЧХВ подъёма в сторону языка лед. Такыртор (скальные выходы обходим справа по ходу) выходим к ровным песчаным площадкам (N42°18'34,61" E78°33'23,37", 3588 м, фото 3.2.2). Вода в рукаве ручья с лед. Такыртор рядом с площадками мутная, и использовать её для приготовления еды не очень хотелось, поэтому дежурные ходили за водой к небольшому чистому ручью в сторону оз. Алакёль.

Подъём в 4:00, выход в 7:00. Поднимаемся на правую боковую морену, встречаются турики, которыми отмечен путь. Проходим мимо наполовину пересохшего озерца, расположенного между склоном и характерной треугольной скалой. Здесь места под палатки, однако проточной воды нет (N42°18'30,66" E78°33'38,21", 3645 м). За 45 минут ЧХВ от места ночёвки выходим по моренным валам на основное тело лед. Такыртор в обход его языка (фото 3.2.3).

Ледник ровный, спокойный, крутизной до 10°. Нижняя его часть прикрыта небольшим слоем выпавшего вчера снега, однако движению без связок это не препятствует. Характер ледника мы просмотрели вчера с пер. Алакёль Северный: больших трещин нет, а мелкие, шириной несколько сантиметров легко читаются. За следующий 30-минутный переход доходим места, где ледник окончательно становится закрытым, и связываемся. В верхней части лед. Такыртор много мульд, выбираем путь между ними, придерживаясь правой части ледника (фото 3.2.4).

Чем ближе к перевальному взлёту мы подходим, тем больше глубина тропёжки – проваливаемся по колено, иногда выше. Решаем, что заходить в лоб на перевал будет в таких условиях довольно трудозатратно, поэтому выходим на правый борт ледника, где снега меньше, и далее на перевал вправо-вверх по ходу по снежно-ледовому склону вдоль осыпи (фото 3.2.5). Высота взлёта 100 м, крутизна склона достигает 25°, есть ледовые участки. Для спокойствия организуем на этом заключительном участке подъёма одновременную страховку через ледобуры.

На перевал выходим в 10:30 (N42°17'29,15" E78°34'54,21", 4036 м, фото 3.2.6, 55 минут ЧХВ от места организации связок). Седловина перевала осыпная, шириной около 2 м, воды нет. В туре сняли записку группы туристов Воронежского городского клуба под руководством Бережного Р.В. от 19 июля 2018 г.

Спуск с пер. Такыртор

Спуск в сторону д.р. Такыртор представляет собой скально-осыпной склон. Перепад высоты 160 м, крутизна в верхней части – до 30°, с дальнейшим постепенным выполаживанием (фото 3.2.7). Спуск начинаем в 11:00. Первые 60 м проходят по наклонным скальным полкам, прикрытым средней осыпью. Здесь необходимо организовать движение плотной группой во избежание спуска камней друг на друга. Ниже скального пояса находится участок подвижной мелкой осыпи, переходящей в слежавшуюся среднюю осыпь. Спуск до выполаживания занял один переход 30 минут ЧХВ.

Долина здесь узкая, зажата между двух отрогов хребта. Путь проходит по моренным валам по центру долины и маркирован турами. Следует быть внимательным, чтобы не сбиться с нужного пути, так как в этом случае можно потерять много времени и сил (фото 3.2.8). В том месте, где заканчиваются отроги и долина расширяется, осыпь переходит в травянистые склоны. Появляется ручей Такыртор, который до этого тёк под мореной. До расширения долины доходим за 45 минут ЧХВ от подножия перевального взлёта. Здесь есть места под палатки (N42°1710.54 E78°3555.71, 3660 м).

Спуск проходит по правому берегу Такыртора по широкому травянистому склону крутизной 20°. В какой-то момент появляется слабая тропа, которая по мере спуска становится всё заметнее. Спускаемся к р. Экичат, которую переходим по камням чуть выше впадения в неё р. Такыртор (фото 3.2.9). Рядом с местом перехода (N42°16'59,95" E78°36'25,77", 3501 м) есть места под палатки, видно, что здесь когда-то был организована ночёвка.

На правом берегу Экичата обнаруживаем уже хорошо набитую тропу и продолжа- ем спуск по ней. Река в этом месте уходит в каньон, после которого обрывается красивым водопадом. 730 м идём бортом каньона практически без сброса высоты и на уровне водопада обнаруживаем небольшую отвилку от основной тропы, отходящую влево, в сторону р. Экичат. Пройдя по этой тропе около 100 м, в 13:15 выходим к горячему источнику (N42°17'05,74" E78°36'53,49", 3423 м, 45 минут ЧХВ от выхода из узкой долины под пер. Такыртор). Погода к этому моменту портится, начинается гроза. Перед источником крутой спуск около 15 м по скользкой глинистой тропе, нужно быть очень аккуратным.

Этот источник находится в скальных выходах правого борта долины недалеко от водопада (фото 3.2.10). Горячая вода из трещины в скале стекает в природную скальную ванну с нарощенными бортами (камни, полиэтилен), где могут поместиться два человека. Температура воды около 40 °С, в ней очень приятно греться, когда идёт холодный дождь. Переодеваемся под тентом и по очереди греемся.

В 15:30 возвращаемся на основную тропу и продолжаем спуск. Водопад, у которого находится источник, образован ступенью долины. Вода стекает по скальному руслу, которое обходится справа по травянистому склону. Крутизна склона достигает 30°, тропа из-за дождя довольно скользкая, и идти приходится очень аккуратно (фото 3.2.11). После прохождения уступа, высота которого составляет 70 м, переходим реку по камням на левый берег (N42°17'09,40" E78°37'09,98", 3284 м).

Через 360 м начинается следующая ступень, выводящая уже к слиянию рек Экичат и Чон-Узень. Когда крутизна склона возрастает (около 30°), тропа отходит от реки и идёт в стороне от неё. Постепенно высокую траву сменяют плотные заросли кустарников (фото 3.2.12). Перепад высоты последнего участка спуска – 240 м.

Переходим по уже знакомому по организации заброски дереву на правый берег Экичата (дерево скользкое от дождя, поэтому для уверенности переправу осуществляем в кошках) и встаём на ночёвку недалеко от реки (N42°17'25,23" E78°38'00,40", 2926 м). Од- ну палатку, а также кухню, удаётся расположить под большой елью, которая хорошо защищает от дождя. К вечеру дождь прекращается, ночь ясная. От источника спуск занял 85 минут ЧХВ.

Фото 3.2.1 – Переправа по озеру Алакёль

Фото 3.2.10 – Горячие источники в д.р. Экичат

Фото 3.2.11 – Ступень долины реки Экичат

Фото 3.2.12 – Нижняя часть спуска с пер. Такыртор, выход на травянистую поляну

Перевал Скальный Замок (4231 м, 1Б)

1. Перевал Скальный замок расположен в северном отроге главного хребтам Тер- скей-Алатау между вершиной 4387,9 м и пер. Туристов Татарии.
  2. Разделяет долины рек Чон-Узень (правый исток реки Ийри-Тор) и Кёльтор (правый приток реки Каракол).
  3. Ориентация перевала: запад – восток.
  4. Характер перевала – снежно-осыпной с востока, осыпной с запада. С обоих сторон на подходах закрытые ледники.
  5. Пройден группой из д.р. Чон-Узень в д.р. Кёльтор.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности. С запада и востока находятся закрытые ледники, требуется организация связок. Перевальный взлёт необходимо проходить плотной группой.
  7. В туре записки не обнаружено. Оставили свою.

График движения и технические характеристики перевала Скальный замок

1 28.07 Переменная облачность, дождь Подход под лед. Чон-Узень Зап. Тропа. Травянисто-осыпные склоны крутизной до 35° 6,8 2926 +593
2 29.07 Переменная облачность, снег Попытка прохождения пер. Туристов Татарии Закрытый ледник крутизной до 35° 3,1 +675
-255
3 30.07 Переменная облачность, дождь Подъём на пер. Скальный замок Закрытый ледник крутизной до 10° Снежно-осыпной склон крутизной до 30° 3,4 +292
4 30.07 Переменная облачность,дождь Спуск с пер. Скальный замок Осыпной склон крутизной до 30°. Закрытый ледник крутизной до 15°, моренные валы 4,4 -641

Общая протяжённость пути по данным GPS: 19,3 км, из них в зачёт: 17,7 км. Общий перепад высот по GPS: +1560 м/-896 м.

Подход под лед. Чон-Узень Зап.

28 июля

Подъём в 4:30, выход в 7:00. За 15 минут доходим до заброски и разбираем её. Река Чон-Узень здесь уходит в конгломератно-осыпной каньон. Есть два возможных пути: либо по каньону вдоль потока, либо по левому берегу по верху осыпного выноса левого бор- та с набором и сбором высоты (фото 3.3.1). Оба варианта описаны в отчётах. Мы выбираем второй из них, так как траверсировать подвижные мелкоосыпные склоны каньона у нас желания нет.

Крутизна осыпного вала до 25°. Набор высоты составляет 110 м и проходит без тропы по крупной осыпи, местам поросшей травой и кустарниками. Проходим вал за 55 минут ЧХВ. За ним долина идёт с плавным набором высоты, и мы продолжаем движение между рекой и левым бортом по песчано-галечному берегу, иногда перешагивая боковые разливы (фото 3.3.2). Тропы нет, но на песке встречаются отпечатки ботинок.

Через 3,1 км после вала долина начинает сужаться, и травянистые борта вплотную подходят к реке, образуя ступень долины (крутизна около 10°). В этом месте появляется хорошо заметная тропа, которая идёт по травянистому склону на некотором удалении от воды. Периодически встречаются ручейки с чистой водой. Постепенно травянистые склоны начинают перемежаться участками крупной осыпи и зарослями кустарника. Участок долины от вала до окончания ступени проходим за 60 минут ЧХВ. Тропа в конце ступени выходит к реке и теряется.

Река Чон-Узень имеет несколько истоков – это потоки с ледников главного хребта (перевалы Одесских политехников, Хатиджи), а также поток с ледника Чон-Узень Западный, стекающий с левого борта основной долины. Подъём к леднику идёт по левому берегу этого ручья тремя ступенями (фото 3.3.3). После ступени на левом борте долины уже нет травянистых участков, только осыпи и кустарник. Забираем на борт в надежде подрезать тропу, однако поиски результатов не дали. Продираться через кусты, а уж тем более идти через заросли с набором высоты, неприятно. Решаем пройти вдоль Чон-Узени траверсом борта и подниматься вдоль стекающего с борта ручья, так как кустов вдоль него нет, а размер осыпи средний. Рекомендуем при прохождении этого участка идти вдоль Чон-Узени и подниматься от места впадения ручья в реку.

По мере подъёма крутизна увеличивается до 30°, появляются скальные плиты, а осыпь становится более подвижной. В верхней часть борта в районе ручья находятся выходы скал, по которым вода стекает красивым водопадом. Для обхода отходим от потока вправо-вверх по ходу движения, благо на смену кустарникам вновь приходит травянистый склон. За скальным поясом находится выполаживание. Здесь можно организовать стоянку, причём как на левом, так и на правом берегу. В 13:00 останавливаемся на обед на правом берегу (N42°15'17,43" E78°37'53,09", 3427 м), перейдя ручей по камням – это место показалось нам лучше закрытым от ветра и пригодным для того, чтобы натянуть тент. Подъём на борт занял 110 минут ЧХВ, перепад высот от р. Чон-Узень до места обеда – 110 м. Во время обеда начинается дождь, который с переменной силой продолжился до ночи.

В 15:20 продолжаем подъём к леднику, перейдя вновь на левый берег и придерживаясь ручья. Скоро начинается вторая ступень, которую проходим за один переход 25 минут ЧХВ (фото 3.3.4). Средняя крутизна – 20°, набор высоты – 100 м. В верхней части также есть небольшой участок, где ручей имеет скальные борта, который обходится справа по ходу движения.

Наверху ступени находятся разливы ручья, открывается вид на последнюю ступень. Травянистые склоны уступают место осыпным. У края ступени переходим ручей по камням на правый берег (N 42°1514.85 E 78°3735.90, 3519 м) и по дуге поднимаемся на борт в сторону ледника (фото 3.3.5). Иногда встречаются турики. Недалеко от языка ледника Чон-Узень Зап. у небольшого озера среди моренных валов находятся площадки под палатки (N42°1514.56 E 78°3735.59, 3519 м, фото 3.3.6), на которых мы в 16:40 встаём на ночёвку (35 минут ЧХВ от разливов). К вечеру дождь переходит в мокрый снег.

Попытка прохождения пер. Туристов Татарии

29 июля

Подъём в 3:30, выход в 6:20. Сегодня у нас запланирован переход на лед. Каракол- тор Вост. через связку перевалов Туристов Татарии и Караколтор Восточный. Ледник Чон-Узень Зап. полностью закрыт, начиная от самого низа. Выходим на него в наиболее удобном пологом месте и начинаем подъём в сторону цирка пер. Туристов Татарии. Уклон ледника небольшой, до 10°. Идём в сторону отрога, разделяющего цирки перевалов Труд и Туристов Татарии (фото 3.3.7).

Перед отрогом поворачиваем налево и поднимаемся на ступень ледника. На этом участке крутизна увеличивается до 20°, есть небольшие трещины. Затем ледник снова выполаживается, и мы двигаемся в сторону пер. Туристов Татарии, придерживаясь правого борта. От места ночёвки до выполаживания – 55 минут ЧХВ. В середине ступени толщина снега увеличивается и наст перестаёт держать. Начинаем проваливаться по колено и останавливаемся, чтобы надеть снегоступы. В первый раз на это уходит довольно много времени. В снегоступах идти значительно удобнее и быстрее.

Ещё издалека мы наметили точку перехода через бергшрунд. К перевальному взлёту подошли в 10:10 (50 минут ЧХВ от отрога). Взлёт до берга крутизной до 35°, за ним – до 40-45°, протяжённостью порядка 150 – 200 м (фото 3.3.8). По всем имеющимся описаниям он должен быть ледовым, страховка и закрепление перил – на ледобурах. В нашем же случае из-за ежедневных осадков весь склон перегружен снегом, видны лавинные выносы.

Организуем снежную станцию перед бергшрундом (N42°14'04,77" E78°36'12,38", 4194 м), выпускаем лидера. То, что издалека при подходе выглядело как ледовый участок склона, также оказывается глубоким снегом – поверхность просто играет в лучах солнца, что даёт иллюзию ледового склона. Толщина снега за бергом также значительная, до 1 м, организовать надёжную страховку невозможно (фото 3.3.9).

К этому времени снег уже в значительной мере раскис, и возросла лавинная опасность. Слева от нас сошла небольшая лавина из точки. Выкапываем шурф и смотрим на структуру снега. Она, как по учебнику, оказывается слоистой. В таких условиях решаем не искушать судьбу и отказаться от прохождения на лед. Караколтор Вост. через связку перевалов Туристов Татарии и Каракольский Вост. в пользу запасного варианта пер. Скальный замок – пер. Каракол. Отойдя немного от перевального взлёта, видим, что недалеко от нас со склона ближе к пер. Скальный замок сошла намного большая лавина.

За 30 минут ЧХВ возвращаемся на пологую часть ледника и встаём в 15:30 на ночёвку (N42°14'24,38" E78°36'35,69", 3939 м). Воду берём из ледникового ручья. Ко времени постановки палаток погода портится, опускается облако. Начинается метель, продолжающаяся до ночи, что нас уже нисколько не удивляет.

Подъём на пер. Скальный замок

30 июля

Подъём в 3:30, выход в 8:00. В связках и снегоступах за 60 минут ЧХВ подходим под перевальный взлёт пер. Скальный замок. Взлёт представляет собой относительно широкий снежно-осыпной кулуар крутизной до 30°, перепад высот – 100 м (фото 3.3.10). Свежих следов падения камней нет, да и в предыдущий день этот кулуар был спокойным. В нижней трети лежит снежник, выше – средняя, затем мелкая осыпь, относительно подвижная. Снег с утра ещё плотный, держит хорошо, и по нему удобно подниматься в кошках. При подъёме идём плотной группой, придерживаемся левой по ходу части кулуара, где вдоль выхода скал также местами лежит снег.

С перевальной седловины свисает карниз, который в правой по ходу части сходит на нет. Для выхода на седловину пересекаем кулуар по диагонали. На перевал выходим в 10:25 за один переход 45 минут ЧХВ (N42°14'17,84" E78°35'53,13", 4231 м, фото 3.3.11). Перевальная седловина осыпная, шириной около метра, мест под палатки нет. В туре за- писку не нашли, оставили свою.

Спуск с пер. Скальный замок

Спуск начинаем в 11:00. Вниз ведёт широкий среднеосыпной подвижный склон крутизной 35°, сброс высоты до ледника № 341 составляет 125 м. Осыпь прикрыта слоем свежего снега. Спускаемся также плотной группой, галсами. По мере спуска смещаемся вправо по ходу от перевальной седловины, выбирая наиболее удобные участки (фото 3.3.12).

Через 45 минут ЧХВ, связавшись и надев снегоступы, выходим на ледник через забитый снегом рантклюфт. Ледник практически плоский, без трещин. Двигаемся по его центру в сторону языка. Крутизна постепенно увеличивается до 15°, а снега становится меньше. За два перехода (55 минут ЧХВ) достигаем морен, спустившись с ледника в наиболее пологом месте, при этом оказываемся на левом берегу ручья, который вскоре уходит под осыпь. Здесь есть несколько мест под палатки (N42°1401.88 E78°3503.96, 3967 м).

Вниз по долине уходят моренные валы. Идём по их центру, постепенно смещаясь к правому борту (фото 3.3.13). За один переход 35 минут ЧХВ выходим к песчаным разливам ручья (здесь снова появляется из-под морены) и переходим его на левый берег. За разливами небольшой сброс, выводящий к ступени долины с озером. Из озера вытекает довольно мощный поток, однако у истока он легко переходится по камням. На его левом берегу есть места под палатки (N42°1341.55 E78°3414.50, 3684 м). Двигаемся 250 м вдоль левого берега потока до перегиба борта долины. Отсюда уже виден карман лед. Кёльтор Вост. с большой плоской травянистой площадкой, закрытой с трёх сторон от ветра (фото 3.3.14). По пути к ней пересекаем небольшой ручей с чистой водой. В 16:10 встаём на ночёвку (N42°1322.76 E78°3408.65, 3590 м, 35 минут ЧХВ от разливов). С момента спуска с ледника и до ночи периодически идёт лёгкий дождь.

Фото 3.3.1 – Осыпной вал в д.р. Чон-Узень, место организации заброски

Фото 3.3.2 – Среднее течение р. Чон-Узень, путь выше осыпного вала

Фото 3.3.3 – Вид с вершины осыпного вала на путь подъёма

Фото 3.3.4 – Подъём по левому берегу притока р. Чон-Узень выше места обеда

Фото 3.3.5 – Путь подъёма по третьей ступени притока р. Чон-Узень

Фото 3.3.6 – Вид на место ночёвки под лед. Чон-Узень

Фото 3.3.7 – Вид на лед. Чон-Узень Зап. и пер. Туристов Татарии из-под языка ледника

Фото 3.3.8 – Перевальный взлёт пер. Туристов Татарии Синим цветом обозначен участок движения лидера к бергшрунду, красным – участок передвижения в связках

Фото 3.3.9 – Подход под бергшрунд на пер. Туристов Татарии

Фото 3.3.10 – Восточный перевальный взлёт пер. Скальный замок

Фото 3.3.11 – На пер. Скальный замок

Фото 3.3.12 – Западный перевальный взлёт пер. Скальный замок

Фото 3.3.13 – Моренные валы лед. № 341

Фото 3.3.14 – Место ночёвки в кармане правой боковой морены лед. Кёльтор Вост.

Перевал Каракол (4240 м, 2А)

1. Перевал Каракол расположен в главном хребте Терскей-Алатау между верши- нами 4365,0 м и 4408,5 м .
  2. Соединяет долины рек Кёльтор (правый приток реки Каракол) и Караколтор (один из истоков реки Куйлю Вост.).
  3. Ориентация перевала: север – юг.
  4. Характер перевала – снежно-ледовый с севера, осыпной с юга.
  5. Пройден группой из д.р. Кёльтор в д.р. Караколтор.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности, хотя и является слабой 2А. Подъём идёт по закрытому леднику, спуск – по подвижному средне- осыпному склону. В снежных условиях этого года навеска перил на подъём не понадобилась. Спуск – плотной группой по протяжённому осыпному склону.
  7. В туре нашли записку группы т/к «Гадкий утёнок» под руководством Щербины С.А. от 13 августа 2017 г.

График движения и технические характеристики перевала Каракол

1 31.07 Переменная облачность Подъём на пер. Каракол Осыпной склон крутизной до 20° Снежно-ледовый склон крутизной до 25°, закрытый ледник 2,8 3590 +650
2 31.07 Переменная облачность, дождь Спуск с пер. Каракол Осыпной склон крутизной до 35° Открытый ледник крутизной до 10° 4,7 -788
3 01.08 Переменная облачность Долина реки Караколтор Тропа 16,6 -277

Общая протяжённость пути поданным GPS: 24,1 км, из них в зачёт: 24,1 км. Общий перепад высот по GPS: +650 м/-1065 м.

Подъём на пер. Каракол

Подъём в 3:45, выход в 7:00. Подъём к перевалу Каракол начинается по гребню правой боковой морены ледника Кёльтор Вост. Крутизна склона до 20°, осыпь слежавшаяся, набирать высоту по ней приятно (фото 3.4.1). За 75 минут ЧХВ доходим до конца морены, связываемся и выходим на закрытый ледник (N42°1258.39 E78°3422.05, 3817 м).

В этом месте находится зона небольших трещин, которые в менее снежные годы открыты и легко обходятся. Нам же приходится зондировать путь. Вскоре трещины заканчиваются, ледник становится спокойным, крутизна его около 10°. Утренний наст дер- жит хорошо, хотя по мере подъёма толщина снега возрастает, и некоторые участники начинают изредка проваливаться по колено. Смещаемся от правого борта в центр и в 10:05 подходим к перевальному взлёту (70 минут ЧХВ от выхода на ледник, фото 3.4.2).

Перевальный взлёт представляет собой широкий снежный склон крутизной до 25° с перепадом высоты 70 м. Выбираем наиболее пологую часть склона и за один 50-минутный переход поднимаемся в лоб до седловины перевала (N42°1240.95 E78°3512.18, 4240 м, фото 3.4.3). Седловина снежно-осыпная, в центре находится небольшой скальный выход, у которого сложен тур. При необходимости можно поставить палатки, вода – из снежников. С перевала открывается вид на верховья ледника Каракол- тор Вост. (фото 3.4.4). В туре сняли записку группы туристов т/к «Гадкий утёнок» под ру- ководством Щербины С.А. от 13 августа 2017 г.

Спуск с пер. Каракол

Спуск с перевала проходит по протяжённым скально-осыпным кулуарам со сред- ней подвижной осыпью крутизной до 35°. Перепад высоты от седловины до выхода на ледник Караколтор Вост. составляет 255 м (фото 3.4.5).

Непосредственно с седловины вниз на 30 м уходит снежник, остаток наддува, крутизна которого первые метры близка к 60°. Между снежником и скальным выходом возможно аккуратно, с самостраховкой ледорубом, спуститься без организации перил по наклонным скальным полочкам, прикрытым мелкой осыпью. Спуск начинаем в 11:25 по одному, собираясь под снежником для дальнейшего спуска (фото 3.4.6). Идём плотной группой, не растягиваемся.

Через 100 м кулуар сливается с другим таким же кулуаром, который подходит слева. Перед слиянием находится снежник, выходить на который без кошек у нас желания нет, так как под снегом может встречаться натёчный лёд. Незадолго до снежника переходим в соседний кулуар через скальный гребешок, который их разделяет – здесь он невысокий, и преодолеть его несложно.

На всём протяжении спуска стараемся выбирать наиболее подвижные участки осыпи, чтобы быстрее покинуть склон и выйти на ледник. Камни сверху хоть и не летят, однако возможность вытаивания их из снежников на гребне есть, поэтому находится в кулуарах не очень приятно.

На ледник Караколтор Вост. выходим в 13:20, потратив на спуск 90 минут ЧХВ (N42°1235.79 E78°3529.64, 3978 м). Ледник в этой части уже открытый, поэтому необходимости в организации связок нет. Он довольно причудливой формы, с множеством мульд и ручьёв (фото 3.4.7). Двигаемся в сторону языка ледника, постепенно выходя к центру, где он более спокойный и через один переход 45 минут ЧХВ спускаемся на песчаные площадки в наиболее удобном месте. С Караколтора Вост. стекают несколько ручьёв: правый (средний по расходу воды) течёт по леднику в глубоком каньоне на правом берегу среднего, небольшого ручья с чистой водой мы останавливаемся на привал слева из-под ледника вырывается мощный грязный поток. Все три ручья вскоре сливаются в один, образуя приток р. Караколтор. Здесь множество мест для палаток, однако это место холодное и открытое.

Как только мы спустились с ледника, усилился ветер и начался дождь. Однако непогода на южном склоне главного хребта иная: облака, идущие от Иссык-Куля, цепляются за хребет, и он не даёт им перевалить на юг. Поэтому до конца вечера дождь то начинается, то прекращается, а не идёт до ночи, как было обычно к северу от хребта.

Для дальнейшего спуска к Караколтору необходимо перейти по многочисленным разливам левый мощный поток и спускаться по устьевой ступени по его левому берегу. Ступень имеет крутизну до 25°, перепад высоты – 145 м, и выводит на левый берег Караколтора. Основная долина имеет широкие галечные берега, ближе к бортам поросшие невысоким кустарником. Двигаемся вдоль реки в поисках места для ночёвки, и вскоре выходим к большой песчаной поляне и текущему рядом с ней ручьём с чистой водой (N42°1102.79 E78°3542.66, 3452 м, фото 3.4.8). От спуска с ледника до бивуака дошли за 55 минут ЧХВ.

Долина реки Караколтор

1 августа

Подъём в 4:00, выход в 5:20. Выходим без завтрака, чтобы как можно раньше подойти к следующему левому притоку Караколтора – потоку с лед. № 61. Этот мощный по- ток в прошлом году доставил много хлопот одной группе из Санкт-Петербурга, и МКК настойчиво рекомендовало переходить его ранним утром.

Долина реки Караколтор имеет общий уклон в среднем порядка 3°, и только в месте впадения в неё притока с лед. № 61 течёт в каньоне (дальше опять следует выполаживание). Идём по галечному берегу, движение не представляет трудности. Перед каньоном долина сужается, и мы выходим на травянистый левый борт, где обнаруживает тропу, идущую траверсом (фото 3.4.9). По ней в 6:20 подходим к месту брода (N42°1028.27 E78°3722.96, 3371 м, фото 3.4.10).

Левый борт долины здесь имеет среднюю крутизну 20°, и поток промыл себе русло в крупноблочной морене, что затрудняет его переход. Тропа подходит к воде в наиболее удобном для брода месте – там, где есть локальное выполаживание. Разведка показала, что перепрыгнуть ручей по крупным камням выше или ниже места брода, в принципе, при большом желании, возможно, однако это совсем небезопасно.

Уровень воды небольшой, но так как ручей течёт через крупноблочную морену, то нельзя с уверенностью сказать, какое дно скрывает поток. Поэтому для спокойствия организуем перильную страховку и переходим на левый берег. Максимальный уровень воды – у целевого берега, чуть выше колена.

Переправившись, готовим завтрак и обсыхаем. В 8:35 продолжаем спуск по д.р. Караколтор по тропе. Периодически переходим небольшие боковые притоки с чистой водой. Чем ниже спускаемся по долине, тем тропа становится более натоптанной – видимо её используют для выпаса скота. Иногда встречаются небольшие боковые притоки с чистой водой и места, где можно организовать бивуак. Через 125 минут ЧХВ от места брода выходим к большому чистому притоку, который переходим по камням, и на его левом берегу встаём на обед (N42°0839.96 E78°4055.01,3220 м, фото 3.4.11).

В 13:30 выходим дальше по направлению к кошу. В районе рек Ашутор и Каракол- тор (истоки реки Куйлю Вост.) тропа отходит от реки и идёт высоко по борту, забирая влево. Затем она спускается к автомобильной дороге, идущей по левому берегу Куйлю Вост. в районе моста (фото 3.4.12).

Переходим по нему и в 15:20 доходим до коша на правом берегу р. Ашутор (70 минут ЧХВ от места обеда). Здесь встречаем знакомую группу туристов из клуба ПКТ (г. Санкт-Петербург), которые сегодня отдыхают на днёвке. Располагаемся на ночёвку рядом с ними (N42°0741.22 E78°4214.98, 3175 м, фото 3.4.13). Наша заброска в целости и сохранности, что нас очень радует. Через некоторое время видим группу из МГУ – ребята, перейдя через мост, не пошли к кошу, а встали на ночёвку недалеко от него на берегу р. Каратор.

С питьевой водой в районе коша есть проблемы. Пастух отстаивает мутную воду из Ашутора в двух больших бидонах, откуда и нам разрешает её брать. На следующий день устраиваем днёвку. В коше есть небольшая печка, на которой можно погреть воду, и мы договариваемся помыться.

Фото 3.4.1 – Подъём по гребню правой боковой морены лед. Кёльтор Вост., вид назад

Фото 3.4.2 – Северный перевальный взлёт пер. Каракол

Фото3.4.3 – Перевальная седловина пер. Каракол

Фото 3.4.4 – Верховья лед. Караколтор Вост.

Фото 3.4.5 – Южный перевальный взлёт пер. Каракол

Фото 3.4.11 – Нижнее течение реки Караколтор, подход к месту обеда

Фото 3.4.12 – Слияние рек Ашутор и Каратор

Фото 3.4.13 – Место днёвки в д.р. Куйлю Вост. Вид из д.р. Караколтор

Перевал Каратор Западный (4623 м, 2Б)

1. Перевал Каратор Западный расположен в главном хребте Куйлю между вер- шинами 4734,8 м и 5178,0 м.
  2. Соединяет долины рек Каратор и Теректы.
  3. Ориентация перевала: северо-запад – юго-восток.
  4. Характер перевала – снежно-ледово-осыпной с северо-запада, снежно-ледовый с юго-востока.
  5. Пройден группой из д.р. Каратор в д.р. Теректы.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём и спуск идут по закрытому леднику, перед выходом на перевальную седловину есть осып- ной участок. Требуется владение навыками одновременной страховки, работы на перилах на подъём и спуск, передвижения в связках по закрытому леднику.
  7. В туре нашли записку группы турклуба КПИ «Глобус» под руководством Ерё- мина Е.А. от 17 августа 2012 г.

График движения и технические характеристики перевала Каратор Западный

1 03.08 Переменная облачность, дождь Подъём на лед. Каратор Травянисто-осыпные склоны крутизной до 20°, теряющаяся тропа. Открытый ледник крутизной до 10° (язык ледника – до 30°) 10,0 3175 +752
2 04.08 Переменная облачность Подъём на пер. Каратор Зап. Открытый, затем закрытый ледник крутизной до 20° Снежно-ледовый склон крутизной до 45°, перила Осыпной склон крутизной до 35° 5,4 +687
3 04-05.08 Переменная облачность Спуск с пер. Каратор Зап. Ледовый склон крутизной до 30°, перила Закрытый, затем открытый ледник крутизной до 25° Ледовый склон крутизной до 50°, перила 5,5 -193
-480
4 06.08 Переменная облачность, дождь Долина реки Теректы Моренные валы. Травянисто-осыпные склоны крутизной до 30°, тропа 13,1 -835

Общая протяжённость пути по данным GPS: 34,0 км, из них в зачёт: 34,0 км. Общий перепад высот по GPS: +1439 м/-1508 м.

Подъём на лед. Каратор

Подъём в 4:30, выход в 7:00. Мост в низовьях р. Каратор, описанный в отчётах, смыло в прошлом году, поэтому мы идём к леднику по левому берегу реки. От коша у слияния рек Ашутор и Караколтор, где у нас была днёвка, поднимаемся через травянистый отрог и выходим в основную долину (путь показан на фото 3.4.13). Попытавшись траверсировать осыпной борт, сбрасываем несколько десятков метров практически к воде и продолжаем подниматься вдоль неё. Однако вскоре река уходит в каньон с крутыми конгломератно-осыпными склонами, и мы вынуждены вновь подняться на борт (фото 3.5.1). Здесь он уже представляет собой задернованные древние моренные валы, по которым идёт то появляющаяся, то пропадающая тропа. Средний уклон долины небольшой, порядка 5-7°.

За 165 минут ЧХВ от коша доходим до окончания моренных валов, которые сменяются широкими галечными полями. У подножия последнего вала течёт ручей с практически чёрной водой – левый приток р. Каратор, который переходим по камням (фото 3.5.2). Рядом с местом впадения этого притока р. Каратор разбивается на несколько рукавов, и мы без проблем переходим её на правый берег (уровень воды – по щиколотку). Здесь в 11:00 (N42°0531.27 E78°4231.70, 3517 м), отойдя от открытого пространства у реки ближе к борту долины, останавливаемся на обед. Набегают облака, начинается дождь, и м пережидаем непогоду под тентом.

В 13:30 продолжаем движение в направлении языка лед. Каратор по галечным тер- расам правого берега, и за два перехода (55 минут ЧХВ) доходим до языка ледника, по- степенно смещаясь к центру долины. Тут находится наиболее удобнее место захода на ледник (фото 3.5.3), а также расположены песчаные площадки под палатки (N42°0435.45 E78°4244.78, 3683 м).

Язык ледника крутизной до 30°, зачехлённый. При выходе на него необходимо быть аккуратным, так как некоторые камни уезжают по льду из-под ног. Ледник Каратор долинного типа, спокойный, открытый, без трещин. Двигаемся по его центру слева по ходу от срединной морены и в 17:30 (95 минут ЧХВ от площадок под ледником) встаём на нём на ночёвку на уровне притока ледника с пер. Щорса (N42°0345.60 E78°4257.72, 3932 м, фото 3.5.4), выбрав под палатки наиболее пологие участки. Воду берём в много- численных ледниковых ручьях.

Подъём на пер. Каратор Зап.

4 августа

Подъём в 3:30, выход в 5:45. Продолжаем движение вверх по центру ледника. Че- рез 1,5 м от места ночёвки характер ледника меняется, так как мы подходим к зоне слияния его истоков: левого – с пер. Снежная фантазия, центрального – с пер. Валерия Груши- на и правого – с пер. Каратор Зап. Он становится всхолмленным, появляются трещины.

Придерживаемся центра ледника, чуть смещаясь влево по ходу (фото 3.5.5). Все трещины видны, и возможно найти места, где через них можно перешагнуть.

Левая и центральная ветви представляют собой ледопады, правая – пологий, от- крытый в нижней части ледник крутизной до 20°. По мере подъёма он постепенно заворачивает вправо, и в месте поворота есть небольшие трещины. Также здесь он становится закрытым, поэтому организуем связки (N42°0223.09 E78°4348.44, высота 4135 м). От места ночёвки до поворота правой ветви дошли за 140 минут ЧХВ. В 8:30 выходим на за- крытую часть ледника. Он становится положе, 10-15°. Поднимаемся по следам, оставленным вчера группой ПКТ. Солнце только начинает освещать ледник, и тропёжки как таковой нет. Разогнавшись на тропе, немного перелетаем место начала подъёма на пер. Кара- тор Зап., поэтому под перевальный взлёт подходим не снизу, а траверсом склона по дуге (фото 3.5.6). На подход затрачено 80 минут ЧХВ (от начала движения в связках).

Сам перевальный взлёт представляет собой снежно-ледовый склон с постоянной крутизной 45° и перепадом высоты 70 м. Слой снега небольшой, не больше 10 см, и до льда докапываться несложно. Внизу склон подрезан бергшрундом, который практически везде забит снегом. Слева по ходу снежно-ледовый склон переходит в осыпной с таким же уклоном. Осыпь шиферная, подвижная, прикрыта небольшим слоем снега, и для безопасности решаем минимизировать нахождение на ней, то есть подниматься по снежно- ледовому склону с выходом на седловину по осыпи в верхней части.

С этой целью, начав работать в 11:10, провешиваем перила влево-вверх по направлению к перевальной седловине с закреплением их на ледобурах. В центральной части взлёта над бергшрундом находится снежная подушка. Там локально крутизна склона меньше, около 10°, и с неё удобно начинать вешать перила на подъём. Всего вверх было провешено чуть менее трёх верёвок. Затем в верхней части, где осыпь становится менее крутой, ещё полверёвки перил траверса для хода на неё (фото 3.5.7). Крепление крайней, траверсной, верёвки – за большой камень. Далее 20 м выход по осыпи на седловину вверх по одному.

На перевал вышли в 15:50 (N42°0203.24 E78°4349.47, 4623 м, фото 3.5.8). Перевальная седловина осыпная, шириной 3-4 метра, воду можно брать из снежников. В туре сняли записку группы турклуба КПИ «Глобус» под руководством Ерёмина от 17 августа 2012 г.

Спуск с пер. Каратор Зап.

Спуск на верхнее плато лед. Каратор Вост. идёт по ледовому склону крутизной 30°, в верхней части которого находится снежник. До относительного выполаживания хватило одной верёвки, закреплённой на ледорубном кресте. Далее начинается закрытый ледник крутизной 20°. Есть неширокий бергшрунд, забитый снегом. По мере спуска уклон ледника уменьшается, и мы в связках за 25 минут ЧХВ выходим на пологую его часть (время – после сдёргивания верёвки фото 3.5.9).

Вдоль левого борта течёт ручей, берега которого к вечеру местами заболочены (снежное болото). Находим место, где можно перейти на правый берег, и в 17:40 встаём на ночёвку (N42°0200.31 E78°4424.78, 4415 м, фото 3.5.10).

Подъём в 3:30, выход в 6:00. В связках пересекаем по диагонали верхнее плато лед. Каратор Вост. по направлению к правому борту, вдоль которого идёт дальнейший спуск. В принципе, в качестве альтернативного пути спуска можно выбрать и движение вдоль левого борта ледника – вдоль ручья. Однако в отчётах упоминается, что этот вариант камнеопасен.

Плато заканчивается перегибом ледника, перед которым находится зона трещин. Идём, зондируя путь. Снежные мосты, несмотря на раннее утро и предыдущую морозную ночь, не всегда надёжны – иногда проваливаемся по бедро. Перегиб приводит к образованию в центре ледника ледопада, ближе к правому борту переходящего в широкий снежно- ледовый склон крутизной 25°. Непосредственно у скал правого борта также образуется ледопад. Толщина снега небольшая, склон протяжённый, и во избежание неприятностей спускаемся на этом участке 230 м с одновременной страховкой через ледобуры (фо- то 3.5.11).

Далее ледник открывается, и следует выполаживание, на котором мы собираемся в 8:40, затратив на путь 90 минут ЧХВ от места ночёвки. За выполаживанием находится ещё один перегиб, за которым крутизна склона возрастает до 50°. На перегибе зона трещин, путь через которые, однако, довольно легко находится. Выходим в 9:30 и проходим эту зону с одновременной страховкой через ледобуры. Далее организуем перила: до выполаживания хватило 5 верёвок. Верёвки вешаем по центру широкого спокойного ледового склона в обрамлении ледопадов (фото 3.5.12). За время дюльфера со склонов слева и справа пролетело несколько отдельных камней.

Ледник Каратор Вост. является правым притоком ледника из-под перевалов Амундсена Зап. и Вост. и дюльфер как раз выводит на этот ледник. На нём мы отдыхаем около срединной морены, снимаем обвязки и убираем верёвки. В 13:15 выходим вниз по правой части пологого (крутизна 5-10°) открытого ледника. За 25 минут ЧХВ доходим до языка ледника, спуск с которого оказывается крутым. Разведка показала, что лучше всего вернуться на 300 м обратно, где есть выход в карман правой боковой морены, по которому и продолжить спуск (фото 3.5.13). Спуск по карману не очень приятен, так как осыпь средняя и крупная, подвижная, особенно в верхней части. Идти приходится медленно, тщательно выбирая путь. Вообще за последние годы ледник значительно отступил, и вы- ход с него возможен только по карману правой боковой морены.

С ледника из-под перевалов Амундсена Зап. и Вост. берёт начало река Теректы. Правый карман морены по мере спуска постепенно расширяется и превращается в правый берег реки. В 17:30 выходим к ручью – правому притоку р. Теректы, текущему с ледника Айлампа. К вечеру он полноводен, и мы переходим его вброд на разливах. Последний рукав переходим с перильной страховкой. Вода в р. Теректы и притоке очень мутная и непригодна для питья. В пятиминутном переходе за ручьём находится небольшое озеро с чистой водой, недалеко от которого в уютном кармане морены на песчаных площадках мы в 18:10 встаём на ночёвку (N42°0105.15 E78°4553.42, 3935 м). От языка ледника до места ночёвки – 115 минут ЧХВ.

Долина реки Теректы

Подъём в 6:00, выход в 8:30. Первый пятнадцатиминутный переход осуществляем вдоль правого берега р. Теректы по песчано-галечным разливам. Затем река прижимается к левому борту долины и уходит в каньон, а мы продолжаем движение прямо по долине по древним моренным валам. Осыпь средняя, слежавшаяся, поэтому путь не представляет особой сложности. Через 1,25 км от места ночёвки морены становятся задернованными, встречается невысокий кустарник. За 85 минут ЧХВ от места ночёвки подходим к правому притоку, который переходим вброд по двое (N42°0046.98 E78°4711.17, 3580 м).

Вскоре за впадением пройденного вброд притока р. Теректы долина оказывается перегорожена древним моренным выносом с правого борта, и река вновь отходит к левому берегу (фото 3.5.14, 3.5.15). Перед выносом с борта долины из-под камней вытекает небольшой ручеек с чистой водой – первый с места ночёвки источник питьевой воды.

Вынос преодолеваем примерно по центру долины за один переход 45 минут ЧХВ, выбирая наиболее подходящий и менее трудозатратный путь. Морены заканчиваются конгломератным склоном крутизной 35°, выводящим на большую плоскую травянистую поляну, расположенную между каньоном реки и правым бортом долины (фото 3.5.16). В левой части конгломератного склона находим небольшую лощину, по правому борту которой идёт тропа, и спускаемся по ней на поляну. Отсюда и далее до впадения р. Экичат р. Теректы течёт в глубоком красивом конгломератном каньоне, по масштабам сравнимым с памирскими.

За поляной следует ещё один вал, на уровне которого долина расширяется. На расширении на валу находятся пастбища, и тропа, типичная скотопрогонная, разделяется на множество тропок и теряется. Забираем к правому борту и по карману в 14:00 (80 минут ЧХВ) выходим к окончанию второго вала на ещё одну поляну. Правый борт долины здесь представляет собой широкий травянистый склон – подъём на пер. Теректы. Из-под морены выходит ручей с чистой водой, и мы решаем остановиться на обед (N42°0003.24 E78°5009.61, 3300 м, фото 3.5.17). Здесь очень много мест под палатки. За время обеда начинается гроза, однако она быстро уходит дальше.

В 16:00 продолжаем путь по вновь появившейся тропе, которая выводит на третий вал и некоторое время идёт высоко над рекой поверх очередного каньона. За каньоном склоны долины имеют среднюю крутизну около 15°, и мы по тропе за 75 минут ЧХВ от места обеда спускаемся к руслу р. Теректы в месте её слияния с р. Экичат (фото 3.5.18). На правом берегу реки рядом с травянистым бортом долины находим песчаные площадки, а ближе к потоку – небольшое углубление в песке с чистой водой, очевидно фильтрующейся из основной грязной и мутной реки. В 17:30 встаём на этих площадках на ночёвку (N41°5952.85 E78°5238.00, 3100 м), успев поставить палатки как раз до очередного заряда непогоды.

Фото 3.5.1 – Среднее течение р. Каратор

Фото 3.5.2 – Верховья р. Каратор

Фото 3.5.3 – Подход под лед. Каратор

Фото 3.5.4 – Место ночёвки на лед. Каратор

Фото 3.5.5 – Слияние трёх ветвей лед. Каратор

Фото 3.5.6 – Путь подхода к перевальному взлёту пер. Каратор Зап. по лед. Каратор. Вид с верхней части подъёма

Фото 3.5.7 – Северо-западный перевальный взлёт пер. Каратор Зап. Синим цветом обозначен участок движения по перилам, красным – участок передвижения в связках

Фото 3.5.8 – На пер. Каратор Зап.

Фото 3.5.9 – Юго-восточный перевальный взлёт пер. Каратор Зап. Синим цветом обозначен участок движения по перилам, красным – участок передвижения в связках

Фото 3.5.10 – Место ночёвки на плато в верховьях лед. Каратор Вост. Вид с пер. Каратов Зап.

Фото 3.5.11 – Верхняя часть спуска с лед. Каратор Вост.

Фото 3.5.12 – Нижняя часть спуска с лед. Каратор Вост.

Фото 3.5.13 – Выход с ледника с пер. Амундсена Зап. и Вост. Синим цветом обозначен участок движения по перилам, красным – участок передвижения в связках

Фото 3.5.14 – Моренный вал после брода правого притока р.Теректы..

Фото 3.5.15 – Вид на верховья р.Теракты с подъема на вал.

Фото 3.5.16 – Долина р.Теректы среднее течение

Фото 3.5.17 – Место обеда в д.р.Теректы

Фото 3.5.18 – Место ночевки на слиянии рек Теректы и Эричат

Перевал Советской Конституции (4711 м, 2Б)

1. Перевал Советской Конституции расположен в северном плече высшей точки района Куйлю – пика Советской Конституции (5285,6 м).
  2. Соединяет долины рек Экичат и Аютор. Обе реки – северные притоки р. Теректы.
  3. Ориентация перевала: запад-восток.
  4. Характер перевала: снежно-ледовый.
  5. Пройден группой из д.р. Экичат в д.р. Аютор.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности. С запада и востока находятся закрытые ледники. Перевал односторонний, определяющая сторона– восточная. Требуется организация связок, перильная работа. Восточная сто- рона сильно стаяла по сравнению с описаниями, непосредственно перевальный взлёт стал ледовым.
  7. В туре снята записка туриста Болотина И.В. от 11 августа 2017 г.

График движения и технические характеристики перевала Советской Конституции

1 07-08.08 Переменная облачность, дождь Подъём на пер. Советской Конститу- ции Травянисто-осыпные склоны крутизной до 15°, тропа Конгломератно-осыпные склоны крутизной до 30° Открытый, затем закрытый ледник крутизной до 25° 11,2 3100 +958
+653
2 08.08 Облачно, снег Спуск с пер. Советской Конституции Ледовый склон крутизной до 45°, перила Закрытый ледник крутизной до 25° 2,6 -553

Общая протяжённость пути по данным GPS: 13,8 км, из них в зачёт: 13,8 км. Общий перепад высот по GPS: +1611 м/-553 м.

Подъём на пер. Советской Конституции

Подъём в 3:30, выход в 6:30. Уровень воды в реке Теректы, которая вчера вечером была бурной и тащила камни, утром значительно спал. То же самое и с рекой Экичат, которая, к тому же, стала прозрачной. Переходим по очереди сначала Теректы, затем Экичат. Для безопасности переходим стеночками, но, как оказалось, воды по щиколотку, и переходить можно было и по одному (фото 3.6.1).

После бродов начинаем подъём по травянистому левому берегу р. Экичат. и вскоре выходим на тропу. Общая крутизна подъёма здесь небольшая, не более 10°. По пути пересекаем несколько небольших ручьёв с чистой водой. За два перехода (65 минут ЧХВ) до- ходим до осыпного выноса левого борта, где крутизна подъёма возрастает до 20° (фото 3.6.2). Здесь нужно быть внимательным и не терять тропу. По ней за один 35-минутный переход подходим к задернованному валу древней морены, который проходим поверху, поднявшись на него по конгломератному склону высотой 15 м крутизной до 40°, подбиваем рантами несколько ступеней. При преодолении вала следует придерживаться левой по ходу его части и в конце спуститься к галечному берегу реки, а не траверсировать борт долины.

По берегу доходим до нужной нам небольшой боковой долины, которая ведёт к пер. Советской Конституции (N42°0223.95 E78°5208.11, 3493 м, 30 минут ЧХВ от начала вала, фото 3.6.3). В правой по ходу её части течёт ручей, вдоль правого берега которого мы начинаем подъём по мелкой и средней осыпи. Крутизна постепенно увеличивается до 30°. В середине подъёма склон становится конгломератно-осыпным, а по центру долины появляется неявновыраженный гребень, по которому удобно идти. За 95 минут ЧХВ доходим до ступени долины, расположенной под зачехлённой частью лед- ника с пер. Советской Конституции. Здесь на ровной площадке мы останавливаемся на обед, воду берём из ручья (N42°0231.41 E78°5241.82, 3888 м, фото 3.6.4).

В 13:30, для выхода на ночёвки у ледника, поднимаемся на морены левого по ходу борта долины. Погода портится, пытается начаться дождь. Движемся траверсом с набором высоты (уклон до 20°), и выходим в расширяющийся карман морены. Здесь на уровне ледопада на мелкой относительно плотной осыпи в 15:10 находим площадки, описанные в отчёте 2009 года группы туристов т/к МГУ подравниваем их под свои палатки (N42°0234.74 E78°5311.06, 4058 м, фото 3.6.5). От места обеда – 85 минут ЧХВ. За водой приходится ходить в сторону ледника. Вечером дождь.

8 августа

Подъём в 3:00, выход в 5:50. Продолжаем подъём по правой боковой морене крутизной до 20° и за 75 минут ЧХВ выходим к перегибу ледника: туда, где начинается ледопад (N42°0228.14 E78°5350.46, 4364 м, фото 3.6.6). Этот путь позволяет обойти ледопад. Выше перегиба ледник становится спокойным, и, надев кошки, мы выходим на него. Вскоре он начинает поворачивать на север, огибая стены пика Советской Конституции. В месте поворота крутизна локально возрастает до 30°. За относительно крутым участком ледник выполаживается и закрывается – это начинается верхнее плато ледника, иногда встречаются неширокие трещины. При выходе на верхнее плато начинается глубокая тропёжка, и мы надеваем снегоступы.

С плато уже видна седловина пер. Советской Конституции (фото 3.6.7). Перевальный взлёт выражен слабо и представляет собой склон крутизной 15° с перепадом высоты 30 м. Но даже такой пологий склон подрезан бергшрундом шириной чуть меньше метра. Снежный мост через него ненадёжен, поэтому переползаем его со страховкой. Подъём до перевальной седловины от выхода на ледник занял 110 минут ЧХВ.

На перевал вышли в 11:05. Сама перевальная седловина осыпная, переходящая на восточную сторону в снежно-ледовый склон (N 42°0255.62 E 78°5403.71, 4711 м, фото 3.6.8). Ширина гребня варьируется от одного до нескольких метров, и можно найти места для установки палаток. На стыке осыпи и снега есть мульды с водой, покрытые тонким слоем льда, и стоит быть внимательным, чтобы не провалиться в них. В туре сняли запис- ку туриста Болотина И.В. от 11 августа 2017 г.

Спуск с пер. Советской Конституции

Восточный перевальный взлёт сильно стаял по сравнению с имевшимися у нас описаниями. Вместо снежного склона он оказался ледовым, а под взлётом – на теле лед- ника – стали местами видны трещины. В выборе начала спуска уходим по гребню на юг около 50 м, где есть удобный выход на склон, и в 11:45 начинаем спуск. Вешаем до берг- шрунда (крайняя станция – над бергом) три верёвки по льду крутизной 45°, затем ещё од- ну верёвку для преодоления бергшрунда (фото 3.6.9).

За бергом ледник закрывается, а его крутизна уменьшается до 25°, что позволяет идти в связках. Через 50 м за бергом находится широкий разлом, который постепенной сходится в правой по ходу части. Траверсировав его сверху с одновременной страховкой через ледобуры (толщина снега позволяет здесь докапываться до льда), достигаем места, где его можно перепрыгнуть. После преодоления разлома уходим в левую, наименее кру- тую часть ледника ближе к скальному борту. С момента выхода на ледник со стороны но- чёвки небо затянуто облаками, поэтому солнце не освещает скальный борт, и камни с него не летят. Стараемся, однако, пройти этот участок максимально быстро (фото 3.6.10). Здесь посередине склона натыкаемся на ещё одну широкую трещину, которую переползаем по снежному мосту.

Далее следует выполаживание ледника до 10°, и мы на время отходим от левого борта. Здесь начинаются многочисленные разломы с раскисшими ко второй половине дня снежными мостами, первые из которых удаётся перешагивать или перепрыгивать. Со временем они становятся всё шире, и мы опять уходим к левому борту в надежде, что там трещины сходят на нет. Это оказывается не так, но здесь они хотя бы преодолимы. Игра в сапёра несколько выматывает. Общий вид спуска с перевала показан на фото 3.6.11.

В 17:40, за 95 минут ЧХВ от начала движения в связках, доходим до слияния лед- ника из-под пер. Советской Конституции и правой части ледника Аютор, здесь уже зачех- лённого (N42°0316.24 E78°5439.20, 4242 м), где снимаем обвязки и кошки. За один 15- минутный переход по моренным валам зачехлённого ледника (камни иногда лежат на льду и уезжают из-под ног, следует быть осторожными) доходим до конгломератно-песчаных площадок под его центральным языком, где разбиваем лагерь (N42°0330.84 E78°5504.54, 4158 м). Воду берём из чистого ручья, стекающего с ледника.

Фото 3.6.1 – Утренний брод р. Теректы

Фото 3.6.2 – Подъём по д.р. Экичат

Фото 3.6.3 – Долина реки Экичат. Место поворота в боковую долину к пер. Советской Конституции

Фото 3.6.4 – Площадки под языком ледника из-под пер. Советской Конституции

Фото 3.6.5 – Место ночёвки под ледником из-под пер. Советской конституции

Фото 3.6.6 – Путь по карману правой боковой морены при подъёме на пер. Советской Конституции

Фото 3.6.7 – Путь подъёма к пер. Советской Конституции по верхнему плато Вид с седловины перевала

Фото 3.6.8 – На седловине пер. Советской Конституции

Фото 3.6.9 – Верхняя часть спуска с пер. Советской Конституции

Фото 3.6.10 – Нижняя часть спуска с пер. Советской Конституции

Фото 3.6.11 – Вид на пер. Советской Конституции с седловины пер. Малый Талдысу Синим цветом обозначен участок движения по перилам, красным – участок передвижения в связках

Перевал Малый Талдысу (4497 м, 2А)

1. Перевал Малый Талдысу расположен в хребте Куйлю между вершиной 4685,0 м и пиком Карпинского.
  2. Соединяет ледник Аютор (д.р. Аютор) и безымянный ледник в верховьях при- тока р. Мал. Талдысу.
  3. Ориентация склонов: запад – восток.
  4. Характер перевала – снежно-осыпной с запада, снежно-ледово-осыпной с во- стока.
  5. Пройден группой из д.р. Аютор в д.р. Мал. Талдысу.
  6. Перевал в классификаторе указан как 2А* к.с. По факту прохождения соответ- ствует сильной 2А к.с., и сложно представить условия, в которых бы он соот- ветствовал 2Б к.с.: максимальная крутизна определяющего участка составляет 40°, количество верёвок – 5. Требуется организация связок, перильная работа, хорошая личная техника передвижения по осыпным и конгломератным скло- нам. Восточная сторона сильно стаяла по сравнению с описаниями, переваль- ный взлёт стал ледовым.
  7. В туре нашли записку группы туристов «Команда МКС» г. Киев под руковод- ством Демяновича В. от 2 августа 2017 г.

График движения и технические характеристики перевала Малый Талдысу

1 09.08 Переменная облачность Подъём на пер. Мал. Талдысу Моренные валы лед. Аютор. Снежно-осыпной склон крутизной до 30° 2,5 4158 +339
2 09.08 Переменная облачность, снег Спуск с пер. Мал. Талдысу Ледовый склон крутизной до 40°, перила Конгломератно-осыпной склон крутизной до 35° Закрытый, затем открытый ледник крутизной до 25° 3,1 -644
3 10-11.08 Переменная облачность, снег Долина реки Малый Талдысу Моренные валы Травянисто-осыпные склоны крутизной до 15°, тропа 18,0 -1100
-133

Общая протяжённость пути по данным GPS: 23,6 км, из них в зачёт: 23,6 км. Общий перепад высот по GPS: +339 м/-1877 м.

Подъём на пер. Мал. Талдысу

9 августа

Подъём в 6:00, выход в 8:20. Перевальный взлёт перевала Малый Талдысу нахо- дится на левом борте небольшого безымянного ледника – левого истока р. Аютор, отде- лённого от лед. Аютор скальным гребнем. Для подхода под взлёт необходимо обогнуть его понизу по моренным валам (фото 3.7.1). В течение первого пятнадцатиминутного пе- рехода идём параллельно гребню с небольшой потерей высоты вдоль ручья, текущего с лед. Аютор. Затем забираем налево по ходу и за 60 минут ЧХВ огибаем гребень и подхо- дим под перевальный взлёт (N42°0342.88 E78°5541.54, 4304 м, фото 3.7.2). Осыпи на подходах средние, в основном слежавшиеся. Идти по ним комфортно, хотя изредка и встречаются участки живых камней. Перед выходом к взлёту моренный чехол утончается и переходит в открытый ледник, по которому мы проходим несколько сотен метров.

Перевальный взлёт среднеосыпной, крутизной 30°, перепад высоты – 200 м. Посе- редине склона находится русло небольшого ручья, текущего со снежника с перевальной седловины. От седловины до средины склона по руслу идёт снежный галстук. Поднима- емся плотной группой галсами слева по ходу движения от ручья. По мере приближения к седловине осыпь становится всё более подвижной, поэтому, когда появляется возмож- ность, надеваем кошки и выходим на перевал по снежнику. Подъём занял 60 минут ЧХВ.

Седловина перевала Малый Талдысу снежная, на восток переходящая в закрытый ледник. Ширина около 5 м, возможна установка палаток (N42°0349.88 E78°5554.29, 4497 м, фото 3.7.3). Вышли на перевал в 11:30. Тур расположен чуть выше перевала на ле- вом по ходу осыпном склоне. В нём сняли записку группы туристов «Команда МКС» г. Киев под руководством Демяновича В. от 2 августа 2017 г.

Спуск с пер. Мал. Талдысу

Связываемся, и выходим в 12:30 вдоль левого края ледника с одновременной стра- ховкой через ледобуры (толщина снега позволяет докапываться до льда). Через 50 м кру- тизна склона возрастает, а ледник становится открытым. Отсюда вешаем 5 верёвок перил на ледобурах по ледовому склону крутизной до 40° (фото 3.7.4). Первая верёвка пересекает бергшрунд, края которого сходятся ближе к левому борту. Спускаемся в нескольких десятках метров от скально-осыпного борта во избежание падения на нас камней.

Дальше ледник выполаживается и вновь становится закрытым, затем следует ещё одна ступень. Сверху на теле ледника были видны трещины, и, руководствуясь опытом спуска с пер. Советской Конституции, мы предполагаем, что ближе к борту они должны быть не такими широкими. По последней верёвке перил выходим на левый конгломерат- но-осыпной склон для того чтобы собраться и выбрать дальнейший путь. Разведка показала, что снег уже значительно раскис, и снежные мосты ненадёжны, а трещины у борта уже не становятся.

Решаем траверсировать 35-градусный склон в обход зоны трещин и ступени ледника (фото 3.7.5). Осыпь подвижная, движение плотной группой с самостраховкой ледорубами. За один 30-минутный переход проходим мимо ступени (на перегибе ледника сбоку

становятся видны масштабные разломы) и в 15:40 выходим на ледник (фото 3.7.6). Здесь он спокойный, без трещин. Двигаемся в сторону д.р. Мал. Талдысу, придерживаясь левого края ледника. Идти можно как по льду, так и по зачехлённой части.

Язык ледника также без трещин, крутизной до 25° и протяжённостью 1,25 м (фо- то 3.7.7). В нижней части на нём лежит много камней, и стоит быть внимательным, чтобы они не уехали из-под ног. Спускаемся по центру и выходим на песчаные разливы ручьёв – истоков притока р. Малый Талдысу. Перешагнув несколько рукавов, проходим ещё 150 м до ровных удобных песчаных площадок и в 18:15 встаём на ночёвку (N42°0434.09 E78°5639.13, 3853 м, фото 3.7.8).

Долина реки Малый Талдысу

10 августа

Подъём в 6:00, выход в 8:40. По камням переходим приток и в течение первого 15- минутного перехода идём по его правому берегу. Затем ручей уходит в каньон протяжён- ностью 100 м и крутизной 25, перед которым мы вновь переходим на левый берег и спус- каемся вдоль воды. Утром некоторые камни рядом с руслом покрыты коркой льда, идти приходится осторожно.

За каньоном выходим на левый травянистый борт притока и по нему спускаемся до разливов р. Малый Талдысу. Переходим по камням несколько рукавов реки (N42°0508.60 E78°5610.51, 3636 м) и начинаем спуск по долине (фото 3.7.9). Идём по появившейся тропе по травянистому склону невысоко над галечным дном долины. Через 1,5 км упираемся в осыпной вал – вынос с левого борта долины, в котором река прорезала каньон. Выбираем путь по верху вала, который проходим за один переход 40 минут ЧХВ (от места ночёвки до вала – 65 минут ЧХВ). Осыпь крупная, идти легко, однако подъём и особенно спуск проходят по неприятным подвижным конгломератно-осыпным склонам крутизной 30°.

Из-под вала вытекает ручей с чистой водой (N42°0611.02 E78°5707.63, 3530 м) – стоит наполнить бутылки, так как дальше несколько переходов источников воды нет (кроме ручья с левого борта, который мы пересекли через 5 минут после привала), а сама река становится чёрного цвета. Дальнейший спуск проходит по травянистым террасам ле- вого берега ближе к борту долины (фото 3.7.10), а река, текущая справа, вновь уходит в каньон. Террасы идут уступами, средняя крутизна спуска порядка 15°. Тропа то появляет- ся, то пропадает. Проходим мимо большого стада яков.

В 13:00 с тропы замечаем большой чистый родник, который располагается недале- ко от реки, и останавливаемся у него на обед (N42°0633.58 E78°5918.22, 3180 м). От вала до места обеда путь занял 70 минут ЧХВ.

В 15:10 продолжаем спуск по тропе. По мере спуска она становится всё более натоптанной, и сбиться с неё невозможно. С левого борта периодически стекают ручьи, встречаются места для установки лагеря. Кош, описанный в некоторых отчётах, и который должен располагаться в середине долины, теперь отсутствует. К месту ночёвки (N42°0712.05 E79°0242.08, 2753 м, 2725 м, фото 3.7.11) приходим в 17:40, затратив 105 минут ЧХВ от обеда. Бивуак разбиваем на оконечности большого луга на ровных тра- вянистых площадках рядом с большим ручьём.

11 августа

Подъём в 7:00, выход в 9:15. Утром мимо нас вверх по долине проехал чабан на лошади. Продолжаем движение по тропе и за 35 минут ЧХВ доходим до долины реки Сарыджаз и асфальтированной дороги, идущей в посёлок Иныльчек (N42°0721.28 E79°0355.54, 2620 м, фото 3.7.12). Здесь находятся остатки хозяйственных построек. В 10:40 за нами приезжает заказанная УАЗ Буханка, поход окончен.

Фото 3.7.1 – Подход к перевальному взлёту пер. Малый Талдысу от ночёвок под лед. Аютор

Фото 3.7.2 – Западный перевальный взлёт пер. Малый Талдысу

Фото 3.7.3 – Перевальная седловина пер. Малый Талдысу (передний план) Пик Советской Конституции (задний план)

Фото 3.7.4 – Вид на третью верёвку на спуске с пер. Малый Талдысу

Фото 3.7.5 – Траверс конгломератно-осыпного склона при обходе ступени ледника

Фото 3.7.6 – Восточный перевальный взлёт пер. Малый Талдысу

Фото 3.7.7 – Язык ледника с пер. Малый Талдысу

Фото 3.7.8 – Место ночёвки под ледником с пер. Малый Талдысу

Фото 3.7.9 – Выход в долину реки Малый Талдысу, место брода

Фото 3.7.10 – Среднее течение р. Малый Талдысу, вид на долину ниже осыпного вала

Фото 3.7.11 – Место ночёвки в д.р. Малый Талдысу

Фото 3.7.12 – Долина реки Сарыджаз, устье реки Малый Талдысу

Итоги, выводы, рекомендации

1. Несмотря на возникавшие в течение похода затруднения в виде болезней участников и плохих погодных условий, пройден горный поход 4 к.с. Удалось осмотреть новые для всех участников горные районы.
  2. Терскей-Алатау и Куйлю отличаются большим количеством разных по уровню сложности перевалов, что позволяет закладывать много запасных вариантов маршрута.
  3. Несмотря на близкое расположение, характеры данных районов существенно разли- чаются (см. п. 2.1). Имеют место не пройденные седловины и вершины. Всё это в со- вокупности позволяет разрабатывать насыщенные и интересные нитки маршрутов в зависимости от поставленных целей (технические, обзорные, исследовательские).
  4. Категории сложности препятствий Терскей-Алатау и Куйлю, приведённые в Катало- ге, в основной массе своей соответствуют фактическим.
  5. Переправы через реки могут стать серьёзным препятствием. Стоит внимательно от- нестись к их преодолению, а также учитывать время и место прохождения бродов при планировании похода.
  6. Проезд по автомобильной дороге в долине реки Куйлю Вост. реален для легковых машин повышенной проходимости и является хорошим подспорьем при организации забросок и заездов, а также при аварийных сходах с маршрута.

Картографический материал

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

Рисунок П-1.1 – Обзорная карта маршрута

Фотографии перевальных записок

Фото П-2.1 – Записка с пер. Алакёль Северный

Фото П-2.2 – Записка с пер. Такыртор

Фото П-2.3 – Записка с пер. Каракол

Фото П-2.4 – Записка с пер. Каратор Зап.