Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Василий Чернов, Саратов

Тяньшанские зарисовки

“Главное - это величие замысла”.
И. Бродский

Собирались в Баянкол. Виды Хана будоражили сознание. Но погода внесла свои коррективы. С середины декабря снега не было. Переиграли.

Алматы встречал утренним холодом взлетной полосы и свежим снегом. В аэропорту встречают Сергей и Игорь. Взволнованы. Еще бы, выпало около 40 см пухлого. Без вопросов согласился поехать на раскатку в Ак-Булак.

Верха закрыты, но поехали с лавинщиками активно воздействовать на склоны. Томительное ожидание, разговоры про снег, лавинную обстановку, канатку, где кого закатало и прочие прелести лыжной жизни. Наверху стремновато. Стрельнули газексами. Поползло по краям. Постояли. На курорте «раскатчиков» частенько засыпает. Поехали по гребню. На заходе ски-кат. Стоит. В таком раскладе проехали 5-6 кулуаров, радуясь снегу и отличной раскатке.

Лесные кулуары Ак-Булак

На парковке курорта Ак-Булак

Усталость накатывала и солнце клонилось к горизонту. Двинули в Турген. Сработал телепорт и я проснулся, когда достали и начали надевать цепи на колеса. На разбитой дороге собирал головой потолок. Лишний раз убедился, что “крузак” (80-ка) незаменим. У дома Бахи, смотрителя заповедника, перегружаем вещи, продукты и стартуем на ски-туре с волокушами. Путь до юрты (1778) не замысловат: в гору часа полтора по летней грунтовой дороге, тропишь местами по колено. Дошли с уходящими лучами солнца. Истопили печь, натаскали воды, приготовили поесть и увалились спать. Срубало.

Карта заповедника

Дорога к юрте

Юрта на фоне хребта Караш

Внутри юрты, фото Primo Blaha

Проснулся. Замерз в спальнике. Паршивый. По кофе и пошли набивать тропу на близлежащую горку Тау-Турген (2097) с юго-восточной экспозицией. После снегопада желания лезть в дебри нет. Приятная тропежка часа на два. Красота вокруг. Заодно просматриваем маршрут на следующий день. Снег переморожен. Набрать хода сложно. Решили больше не идти и пошли отдыхать.

Следы на Тау-Турген горке, фото Primo Blaha

Во второй половине дня пришли словаки. Юрта забита под завязку. Дрова не горят. Прохладно, но борщ под коньяк заходит хорошо.

С утра стартуем на хребет Караш. Тропим часа 3,5-4. Последний взлёт зашёл тяжело. Тропя на лыжах с талией 109, проваливался по пояс. Красота Тянь-Шаня будоражила кровь и придавала сил. На пике Конус (2624) понимаем, что снег не особо слежался после снегопада. Вниз уходим по гребню правее «первого». Широкие лыжи и первый след делают своё дело - улыбка до ушей и жар в теле. Серега выковыривает словаков на их узких и коротких лыжах по кустам. Слышу из их уст «слишком много снега, невозможно ехать». Им больше понравился подьем по югам с нашего первого дня.

Что-то еще ходили. Запомнился очередной подъем на “Конус” по набитой тропе за 2-2,5 часа и как прибивало усталостью. Решили с Игорем съехать “Первый”. По дороге отвалились почти все словаки. Сереге не повезло - ему замыкать. Остался только один на узких лыжах. Заходим в кулуар по одному. Режем. Стабильно. Полетели! Отличный проезд с плюхами под прыжки. У юрты наслаждались солнечными ваннами, пивом и приятной беседой. Хорошо.

Хребет Караш и пик Конус

Идем по гребню, фото Primo Blaha

Фото Primo Blaha

Бессонная ночь на фоне усталости, ранние сборы и обратно к дому Бахи. Грузим 2 “делики” и едем часов 5 в Кетмень. По дороге снега нет. Приехали в аул, пообедали. Зашли в магазин и купили там весь алкоголь. Ящик пива и бутылку коньяка. Больше у них не было. Водку брать не стали.

День стремительно подходил к концу, а мы только начали вьючить коней. До этого момента верхом ездили несколько человек и меня среди них не было. Как “почти местному” выдали жеребца с резным седлом и красной уздечкой. Сразу почуял, что он с норовом. Только мы отъехали от аула, жеребец дал галопом. Давно не было одновременно страшно и захватывающе. Неслись в полный опор уже по аулу, все сторонились. Тянуть уздечку из всех сил не помогало, гнали быстро. Приближалось ощущение, что меня скоро выкинет из седла - руки забились держать узду, седло и ноги сжимать коня. Замечаю рядом лошадей, подскочил на ходу чабан и мы вдвоём смогли остановить жеребца. Выдохнул и немного расслабился.

Начинался сложный переход в горы. Изначально планировали пройти за 3 часа, но всё затянулось почти на 6. Шли верхом около 22 км с набором высоты в 1000 м. Входили в каньон, солнце садилось, мороз крепчал. Вспомнились вестерны, ковбои и стервятники. Начали вспоминать про “время мёртвых”. Чем выше в горы, тем больше снега. Часа через 4 начались первые серьёзные проблемы. Словаки начали падать с лошадей, кони отказывались идти по грудь в снегу, падали и не могли нести поклажу. Кто-то из ребят замерз и решил идти пешком, чтобы не отморозить себе руки и ноги.

Навьючили коней

Кусок каравана, фото Primo Blaha

Мой жеребец привык ко мне. В конце пути на ходу глодал кусты, жрал снег и работал своей хлеборезкой. От холода перестал чувствовать ноги. Начал на ходу вставать на стременах, сидеть боком в седле. Удалось немного разогнать кровь и согреться. Все изрядно измотались, когда увидели дом. Обрадовались. Но нам не сюда - это дом егеря и он был закрыт. Боевой дух каравана угас. Ехали молча. Пошел крутой подъем в гору. Один из чабанов спешился и повел лошадей за собой. Это было больше похоже на испытание характера природой.

Прошел час или около. Среди деревьев промелькнул свет. Настроение ребят улучшилось, переход подходит к концу. Разгружали лошадей по пояс в снегу. Забежали в дом и поставили таз с теплой водой и начали отогревать ноги. Чай и ужин привели нас в порядок. Валились от усталости. План на грядущий день простой: выспаться и пойти на разведку.

Чабаны тем временем перекусили и пошли обратно. Лошади в тот день, видимо, напахались.

На утро погоды толком нет. Облачно, холодно. Решили прогуляться в близлежащий распадок. Набрали метров 100 и начало “ухать” на пологих склонах. Покопали, посмотрели. 2 слабых слоя - один у земли, другой на 30 см. Глубина снега полтора - два, из них 30 свежего. Продолжили движение вдоль леса по одному. Спровоцировали сход лавины на другой стороне прочеса. Идем дальше. Еще одна трещина на стенке. Дошли до густого леса, сняли камус и свалили на прямых.

Самосходы на всех экспозициях после снегопада

Вечер продолжили дома под музыку. Дом отличный, 4-х комнатный сруб. Места много. Это что-то вроде летнего дома для охотников.

На следующий день нас встретил мороз и отличная солнечная погода. Сходили на перевал и вышли на гребень. Последний взлет тропили около часа. Менялись каждые 15-20 метров. Лавинную обстановку можно было охарактеризовать, как высокая. Решили спускаться вниз по линии подъема. Интересный склон, но это все равно не то, ради чего мы сюда ехали. Дома на ужин бешбармак и казы, баня и остатки коньяка.

Идем на перевал, набор около 800 м.

Приятно тропить по южным экспозициям

Утром словаки ушли вниз на ски-туре и приехали ещё ребята. Погода радовала и снег на освещаемых солнцем экспозициях был стабильным. Разведали подходы под более продолжительные маршруты и интересные линии. Некоторые треки возможно посмотреть на FATMAP.

Захар на подходе

Полигон для подвигов

Полигон для подвигов 2

Бродский на связи

Обратно так же решили идти пешком. Суммарно топать вниз около 4.5 часов. Шли в метель. Ориентировались по лошадиным следам и навигатору. Отпускать начало, когда увидел поселок. Ждем остальных, грузим “делику”, долгая дорога в Алматы, лагман, гостиница и перелет в другую вселенную с обыденной жизнью.
Видео:

• Блог Primoz Blaha

• Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!