Автор: Алексей Носков, г. Ростов-на-Дону

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц. Кавказу (п. Ахсау – п. Дунта, Республика Сев. Осетия-Алания), совершенном в период с 6 по 22 июля 2018 года.

Справочные сведения

Номер маршрутной книжки:

17/18

Сведения о полномочиях МКК

Разрешение на проведение похода выдано Маршрутно-квалификационной комиссией Ростовской региональной общественной организации "Федерация спортивного туризма", ОГРН 1026100024735, г. Ростов-на-Дону

Нитка маршрута заявленная

пос.Ахсау - ущ.р.Билягидон - пер.Кедрина(2А,3690) - ущ.р.Хазныдон - пер.Обходной+ пер.Федоровского(связка 2А,3812) - пер.Мориса Тореза (2Б,3894) - пер.Шести(ок. 3780) +траверс вершины Сугантау (2Б, 4486 по юго-зап.склону) - cедловина пер. Гюльчи (4021) - спуск с пер. Гюльчи (2Б, 4021) - ущелье реки Урух - поляна Таймази – ущелье реки Караугом - пер. Вологата (2А, 4058) +пер. Снежинка (2А, 3598) (связка 2Б) – долина реки Сонгутидон – долина реки Кайсардон-пер.Родина (2А) – пос. Цей - пос. Бурон

Нитка маршрута пройденная

пос.Ахсау - ущ.р.Билягидон - пер.Кедрина(2А,3690) - ущ.р.Хазныдон - пер.Обходной+ пер.Федоровского (2А, 3812)(связка 2А) - пер.Мориса Тореза (2Б,3894) - траверс пер.Шести(2А,ок. 3780)+пер. Гюльчи (2Б, 4021) (связка 2Б)- ущелье реки Урух - поляна Таймази – ущелье реки Караугом - пер. Вологата (2А, 4058) +пер.Снежинка (2А, 3598) (связка 2Б) – долина реки Сонгутидон – пос. Дунта

Определяющие препятствия

-пер. Кедрина (2А)-пер. Обходной + пер. Федоровского (связка 2А),-пер.Мориса Тореза (2Б),-траверс пер. Шести + пер. Гюльчи (связка 2Б),-траверс пер. Вологата + пер. Снежинка (связка 2Б)

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

скачать карту маршрута

Состав туристской группы

п/п

Фамилия, имя, отчество

Туристский опыт

Обязанности в группе

Алексей Николаевич Носков

участие в горных походах: 1–6 к.с.

руководство горными походами: 1–4 к.с. районы: Кавказ, Тянь-Шань, Памиро-Алай

руководитель

Михаил Юрьевич Гончаров

участие в горных походах: 1–3 к.с., опыт 2Б

(Эльбрус) районы: Кавказ

хронометрист

Денис Сергеевич Долгополов

участие в горных походах: 1–5 к.с.

руководство горными походами: 1–2 к.с. районы: Кавказ

медик

Дмитрий Георгиевич Сенков

участие в горных походах:

1–3 к.с., опыт 2Б, 3А, 3Б (Кавказ, Тянь-Шань) руководство горными походами: 1–2 к.с. районы: Кавказ

канцелярия, общие вопросы

Андрей Алексеевич Савченко

участие в горных походах: 1–3 к.с. опыт 2Б(Эльбрус) районы: Кавказ

ремнабор

Организация путешествия, обзор района.

Район путешествия (Северная Осетия-Алания, Суганский хребет, Дигория, Караугом) был выбран по ряду причин. Это красивый горный район с множеством технических препятствий, которые позволяют организовывать горные походы любой категории сложности. Кроме того, он достаточно хорошо изучен спортивным клубом «Планета», под началом которого проходило путешествие, что облегчало подготовку к путешествию. Да и я в свое время прошел здесь в качестве участника поход 4 категории сложности. За последнее время в клубе выросла новая смена спортсменов, которым для дальнейшего технического роста был нужен поход 4 категории сложности. Так что чаша весов, в конце концов, склонилась в пользу похода в этом районе. Поход планировался как достаточно напряженный, насыщенный препятствиями в целях приобретения опыта участниками. Нитку маршрута продумали так, чтобы она не подходила особенно близко к границе России, так как не хотелось, чтобы поход сорвался из-за проблем с погранслужбой.

При планировании маршрута в данном районе необходимо заранее оформить пропуск в пограничную зону. Процедура оформления пропусков изложена в Приказе ФСБ от 7 августа 2017 г. N 455 [12]. Согласно этому приказу на оформление пропуска для гражданина РФ отводится 2 недели, иностранному гражданину – 1 месяц. Пропуска могут быть индивидуальными и коллективными. Мы оформили коллективный пропуск на основную часть группы и индивидуальный пропуск (от греха подальше) на одного участника группы – иностранного гражданина. Пропуска оформляли в Пограничном управлении ФСБ России по РСО-Алании посредством общения из Ростова-на-Дону по телефону и электронной почте. Контакты ПУ ФСБ есть в приказе от 7 августа 2017 г. N 455. Телефон ПУ ФСБ во Владикавказе: 8-8672-409-307, электронная почта: pu.rsoalania@tob.fsb.ru. По моей просьбе пропуск был выслан мне почтой России и дошел в Ростов-на-Дону за 10 дней. В ходе похода пограничников мы встретили 2 раза: первый раз нас остановил патруль из двух военных в долине реки Урух примерно в 5 км от поляны Таймази и второй раз - на следующий день, когда мы регистрировались на погранзаставе в поселке Дзинага.

Перед выходом на маршрут группа по телефону зарегистрировалась в Северо- Осетинском поисково-спасательном отряде МЧС России. Телефоны отряда: 8-8672-40-54- 47, 8-8672-51-69-90. Вот еще некоторые полезные телефоны:

Теперь о способах подъезда в район Дигории: до Владикавказа можно добраться на поезде, а затем до Дзинаги – на рейсовом автобусе или нанять машину у Руслана Дзодзиева руководителя турклуба «Эдельвейс» (г. Владикавказ), e-mail ski@tseyski.ru , телефон +7 918- 821-36-80.

У нас время на поход было ограничено двухнедельными отпусками участников, поэтому для быстроты и упрощения процесса в Ростове-на-Дону был нанят микроавтобус, который и отвез единственную заброску похода на турбазу «Орлиное гнездо», а группу - к старту пешей части похода. Получилось очень быстро: 6 июля в 21.00 мы выехали из Ростова-на-Дону, а уже на следующий день в 10.00 отвезли заброску и стартовали в путь с рюкзаками из поселка Ахсау. Обратно в Ростов-на-Дону ехали на этом же заказном ростовском автобусе.

Турбаза «Орлиное гнездо» находится у подножия горы Кубус. Здесь мы оставляли на 10 дней заброску, а также останавливались на одну ночевку. За ночевку в палатках на поляне турбазы с нас взяли по 100 рублей, за хранение заброски не взяли ничего. Турбаза чистая и ухоженная, имеет свой сайт: http://www.turbaza-gnezdo.ru. За три дня до похода по телефону, который есть на сайте, я позвонил на турбазу ее директору Роберту и он приветливо согласился принять к себе нас и нашу заброску.

Особые условия.

После прохождения перевала Гюльчи сошел с маршрута и уехал домой Шчепановски М.Л. Причина – травма колена.

Из маршрута в ходе похода были исключены два технических препятствия. Первое препятствие – вершина Сугантау(2Б) из-за сложных погодных условий, второе – перевал Родина(2А) из-за нехватки времени, которое мы потеряли на отсидку на перевале Шести.

Техническое описание маршрута. Перевал Кедрина (2А, 3690).

Категория трудности:

Координаты: 42,944869° с.ш., 43,572323° в.д.

Характер: скально-осыпной.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в Белагском отроге Суганского хребта в северном плече вершины Айхва Узловая и ведет с ледника Биляги Юж. (верховья реки Белягидон) на ледник Вост. Айхва (верховья реки Хазныдон).

Описание дается: от пос.Ахсау до поляны Хазны (долина реки.Хазныдон).

Набор высоты: 2400 м.

Потеря высоты: 1150 м.

Пройденное расстояние: 26,5км.

Определяющие участки: подъем на перевал по скальному гребню.

С перевала снята записка группы туристов г. Армавира (8 человек) под руководством Шпилевого А.А. от 02.07.2018 г.

Перевальная записка, снятая с перевала Кедрина.

6июля 2018 года, пятница.

Вечером выезжаем на заказном микроавтобусе из Ростова-на-Дону.

7июля 2018 года, 1 день, суббота.

График движения (пройденное расстояние 10 км).

Примечания

Оставили заброску на турбазе «Орлиное гнездо»

Переменная облачность, кучевые облака

Вернулись на автобусе в поселок Ахсау

поселок Ахсау – поляна на правом берегу реки Билягидон

10.16 – 10.46

Переменная облачность, кучевые облака

Перешли по мосту на правый берег, по окончании ходки сделан обед.

10.46-12.00

Переменная облачность, кучевые облака

м.с. дорога на левом берегу реки Билягидон

12.00 – 12.40

Переменная облачность, кучевые облака

За ходку преодолели 3 моста.

м.с.- дорога на левом

берегу реки Билягидон

13.00 – 13.44

Переменная облачность, кучевые облака

Долина реки в конце ходки расширилась и вышла из леса

м.с.- тропа на левом берегу реки Билягидон зашла в лес

14.08 – 14.53

Тропа

Туман

В 14.45 увидели на большом камне установленный бюст В.И.Ленина

м.с.-. поляна на левом берегу реки Билягидон

15.24 – 16.16

52 мин

Неявная тропа

Пасмурно, накрапывает дождь

По окончании перехода поставили лагерь для ночевки.

Итого 07.07.2018

Лагерь в долине реки Билягидон

42,960493°

43,638416°

Утром приехали в Дигорию.

В 08.40 на автобусе, на котором приехали из Ростова-на-Дону, доставили заброску на турбазу «Орлиное гнездо», расположенную у подножия горы Кубус на правом берегу реки Урух недалеко от турбазы «Ростсельмаш». Чтобы попасть на турбазу, нужно перейти через мост. К турбазе ведет хорошая грунтовая дорога, удобная для подъезда автотранспорта.

На том же автобусе вернулись в поселок Ахсау (Фото 1) и начали движение по долине реки Билягидон в сторону нашего первого технического препятствия – на перевал Кедрина.

Фото 1 Группа в поселке Ахсау напротив здания школы.

Фото 2 Долина реки Билягидон у поселка Ахсау.

Сначала дорога пролегает по левому берегу реки (Фото 2), затем по хорошему мосту переходит на правый берег. Здесь на поляне сделали привал на обед.

Путь вверх по ущ.р. Билягидон идет по хорошей дороге, которая петляет с берега на берег по капитальным мостам, всего их 4 штуки. Преодолев после обеда еще 3 моста, мы выходим на левый берег реки Билягидон. После последнего - 4-го моста дорога начинает круто подниматься по левому борту долины, затем долина выполаживается и лес ненадолго заканчивается. Через ходку пересекаем довольно крупный ручей, за которым находится сосновая рощица. Примерно в этом месте обнаруживаем бюст В.И.Ленина, установленный на большом камне (Фото 3).

Фото 3 Группа у памятника В.И. Ленину.

Продолжаем движение по левому берегу по тропе, которая идет по границе леса. Пересекаем еще 2-3 ручья - левые притоки реки Билягидон. Последний ручей довольно широкий и глубокий, так что приходится снять ботинки и перейти его вброд босиком. За ручьем долина реки расширяется. Пройдя еще немного вперед, принимаем решение не подниматься на следующую ступень долины, а остановиться на ночлег в этом месте (Фото 4). Здесь не очень ровно, но при желании можно найти у реки пару мест под палатки. На ночевки стали в 16.40.

Фото 4 Место ночевки.

8июля 2018 года, 2 день, воскресенье.

График движения (пройденное расстояние 7 км).

Подъем

м.н. – теряющаяся тропа на левом берегу реки Билягидон, ступень долины

08:23 -09:07

Неявная тропа

Переменная облачность

м.с. – ступень долины перед водопадом и бараньими лбами

09:28 -10:05

37 мин.

Низкие облака,

м.с. крутой левый берег над скалами

10:27 -11:10

43 мин.

Осыпи, травянист ый склон

Низкие облака, переменная облачность

м.с. – пологий осыпной левый берег реки

11:24 -12:12

48 мин.

Туман

м.с – ступень долины реки, осыпь.

12:32 -13:06

34 мин.

Туман, мелкий дождь

13:06 -14:22

Переменная облачность

м.с. – следующая ступень долины, стоянка «7 Братьев»

14:22 –14.52

16:01 -16:21

Крутая морена

Переменная облачность

м.с. – покровная морена ледника Биляги Юж.

16:32 -16:45

13 мин.

Ясно

Итого 08.07.2018

5 ч. 19мин.

Лагерь в долине реки Билягидон

42,960493°

43,638416°

Место обеда в мореном цирке реки

42,944008°

43,606607°

Ночевки «7 Братьев»

42,945135°

43,600867°

Лагерь на покровной морене ледника Биляги Юж.

42,941442°

43,584995°

Подъем в 6.30. Выходим в 8.23 утра. Погода хорошая: ясно, впереди клубятся облака. Поднимаемся по тропе левого берега реки Билягидон (Фото 5).

Фото 5 Левый берег реки Билягидон

К 10.05 выходим к ступени ущелья с водопадом и бараньими лбами (Фото 6).

Фото 6 Обход бараньих лбов с правой стороны.

Бараньи лбы обходим справа по ходу без тропы, сначала через густую траву, затем по осыпям. Поднимаемся в мореный цирк долины. Вернувшись к реке, движемся по левому берегу вплотную к воде и примерно через час выходим на следующую ступень долины реки (Фото 7).

Фото 7 Ступень долины реки Билягидон перед ночевками «7 Братьев»

Здесь устраиваем обед. Дальше долина реки уходит направо вверх и выходит на следующую ступень, на которой расположены ночевки «7 Братьев» (Фото 8). Чтобы дойти до них от места обеда потребовалось 30 минут.

Фото 8 Ступень долина, на которой расположены ночевки «7 Братьев»

От ночевок «7 Братьев» к перевалу Кедрина ведет самый левый (по ходу) цирк. По пологим мореным полям, плавно набирая высоту, движемся сначала вдоль русла реки, а затем сворачиваем направо и по крутой осыпи выходим на ледник Биляги Юж. в цирк нашего первого перевала (Фото 9). Пройдя еще некоторое время по леднику, находим удобное место для лагеря на покровной морене ледника (Фото 10).

Фото 9 Выход на плато ледника Биляги Юж. в цирк перевала Кедрина.

Фото 10 Лагерь на покровной морене ледника Биляги Юж.

9июля 2018 года, 3 день, понедельник.

График движения (пройденное расстояние 9,5 км).

Подъем

м.н. – подход под перевальный взлет перевала Кедрина по леднику Биляги Юж.

06:44 –07.28

м.с. – седловина перевала Кедрина

07.52 - 12:35

3 ч. 43мин..

Крутой снежник, разрушенн ые скалы

Ясно, переменная облачность

Провесили 2,5 веревки перил. 1-я – вверх по разрушенным скалам, 2-я – налево по ходу по скальным осыпным полкам, 3-я – вверх по правой части кулуара.

м.с. - верхнее плато ледника Вост. Айхва

15.20 – 16.05

Морена

Ясно, переменная облачность

м.с. – район слияния реки с ледника Хазны (левый приток реки Хазныдон) и реки Хазныдон

16:20 –17.20

Итого 09.07.2018

7 ч. 57мин.

Координаты (восточная долгота)

Лагерь на покровной морене ледника Биляги Юж.

42,941442°

43,584995°

Перевал Кедрина

42,944869°

43,572323°

42,954124°

43,561688°

Примерное место переправы через поток с ледника Хазны

42,971943°

43,545793°

Место лагеря на левом берегу реки Хазныдон

42,977107°

43,549299°

Подъем в 4.30, выход 6.44. Погода хорошая: ясно, небо голубое. За 44 минуты по довольно пологому закрытому леднику подходим под перевальный взлет перевала Кедрина. Состояние снега и льда практически такое же, как на фотографиях из отчета Е.Е.Таранцевой о походе 5 к.с. в 2003 году. За 15 лет, на мой взгляд, ничего не изменилось.

Перевальный взлет представляет собой скально-осыпной кулуар, ограниченный справа по ходу скальным ребром (35-40) и в нижней части кончающийся небольшой стенкой (Фото 11).

Фото 11 Перевал Кедрина

Поднимаемся сначала справа по ходу от кулуара по крутому снежнику до начала осыпных скал. Затем провешиваем перила: полверевки вверх по разрушенным скалам, далее веревка влево по ходу по осыпным полкам до кулуара и одну веревку вверх по правой части кулуара. Оставшиеся 70 метров кулуара до перевала прошли одновременно двумя связками. Страховка веревкой через камни, выступы скал. Скалы в кулуаре довольно прочные, много скальных полок. Лазанье нетрудное. В верхней части кулуара лежит снежник. На перевал вышли в 12.35.

Перевальная седловина довольно узкая (Фото 12, 13). На перевале нашли перевальную записку группы из города Армавира. Недалеко напротив виден перевал Светлова (1Б). Бергшрунд под перевалом Светлова засыпан снегом, но хорошо различим.

Фото 12 Седловина перевала Кедрина.

Фото 13 Группа на перевале Кедрина.

Спуск с перевала начали в 13.00. Перевальный взлет с этой стороны перевала представляет из себя осыпной склон из мелких и средних камней крутизной 25-30 градусов и протяженностью 100-150 метров (Фото 14). Необходимо идти плотной группой, чтобы не спускать камни. Внизу снежник выводит на верхнее плато ледника Вост. Айхва. Спуск до плато занял 25 мин.

Фото 14 Перевальный взлет перевала Кедрина с запада.

Далее связываемся и продолжаем движение двумя связками по закрытому леднику. Верхнее плато ледника Вост. Айхва обрывается на север ледопадом, который зажат между скальным гребнем справа и небольшой скалой слева (Фото 15). Обойдя эту скалу слева по ходу по снежно-ледовому склону средней крутизны, мы за 50 минут спускаемся с ледника на мореные поля и останавливаемся на обед напротив бараньих лбов (Фото 16, 17).

Фото 15 Верхнее плато ледника Айхва Вост. Ледопад обходится слева.

Фото 16 Обошли ледопад слева по ходу движения по снежно-ледовому склону.

Фото 17 Спустились на мореные поля под ледником Айхва Вост.

После обеда по пологой морене идем вниз вдоль левого берега потока, стекающего с ледников Айхва Вост. и Айхва Зап., до слияния с рекой с ледника Сев.Галдор. Переходим ее по мощному снежнику и дальнейшее движение продолжаем по левому берегу высоко над рекой до слияния с потоком с ледника Хазны (Фото 18). Река с ледника Хазны очень бурная. Для подстраховки организуем через поток перила. Часть группы перешла вброд по двое.

Фото 18 Поток с ледника Хазны.

Фото 19 Вид с поляны Хазны на путь спуска с перевала Кедрина.

Фото 20 Лагерь на поляне Хазны.

Переправившись через бурный поток, за полчаса доходим до ночевок на поляне Хазны у больших камней. Поляна покрыта травой, очень большая и удобная (Фото 19, 20). Здесь уже в сумерках ставим лагерь.

Связка перевалов пер.Обходной (1Б, 3650) + пер.Федоровского(связка 2А, 3812)

Категория трудности:

Определяющие участки: подъем на пер. Обходной по крутому снежному склону, подъем на пер. Федоровского по осыпному склону, спуск с пер. Федоровского по живому осыпному склону с выходом на ледник Нахашбита.

Описание дается: поляны Хазны (д.р. Хазныдон) до ледника Нахашбита.

Набор высоты: 1150 м.

Потеря высоты: 800 м.

Пройденное расстояние: 10 км.

Перевал Обходной (1Б, 3650)

Координаты: 42,989080° с.ш., 43,523244° в.д. Характер: снежно-осыпной.

Расположен в отроге, который ограничивает с севера ледник Вост. Шевченко

Перевальная записка не найдена.

Перевал Федоровского(2А,3812)

Координаты: 42,989668° с.ш., 43,515786° в.д.

Характер: скально-осыпной.

Ориентация: запад – восток

Расположен в в Псыганском отроге Суганского хребта, соединяет долины р.Хазныдон и р.Псыгансу (лед.Нахашбита).

С перевала снята записка группы туристов г. Донецка (11 человек) под руководством Алексея Костогрыза от 28.08.2017 г.

Перевальная записка, снятая с перевала Федоровского. 10 июля 2018 года, 4 день, вторник.

График движения (пройденное расстояние 5 км).

Подъем

м.н. – левый берег моренного выноса

06.50 –07.50

Место лагеря на левом берегу реки Хазныдон

42,977107°

43,549299°

Начало «серпантина» (зигзаообразной тропы)

42,984613°

43,544523°

42,990040°

43,530109°

Перевал Обходной, ночевки

42,989080°

43,523244°

Подъем 5:30, выход в 6:30. Погода прекрасная, небо голубое, безоблачно, тепло. Проходим немного вниз по долине реки ко второму (по ходу) мореному выносу. Он более крупный и меньше задернован. Плавно поднимаемся на него, перебираемся через ручей с высокими осыпными берегами и начинаем движение налево вверх по долине (Фото 21, 22, 23).

Фото 21 Начало подъема на пер. Обходной из долины реки. Хазныдон (поляна Хазны).

Фото 22 Начало подъема на пер. Обходной.

Фото 23 Начало подъема на пер. Обходной.

Примерно через час подходим к началу широкой поросшей травой тропы, которая вьется серпантином и выводит правее по ходу скального хребта, который ограничивает с севера ледник Вост.Шевченко и в котором находится перевал Обходной(Фото 24). Здесь в правобережной морене долины тропа теряется.

Фото 24 Серпантин на подъеме на пер. Обходной.

Далее долго и нудно движемся вдоль хребта по правому борту долины по крупным и средним осыпям. Долина очень сухая и безводная. Снежники встречаются только в верхней ее части. Внизу долины их совсем нет. Вся вода, которая стекает со снежников, сразу же уходит глубоко в камни и ее не достать. Поэтому с утра необходимо запастись водой, иначе, потом ее набрать негде.

Примерно в 14.30 выходим в цирк перевалов Обходной и Зюзина (Фото 25). Перевал Обходной находится в скальном гребне правого борта долины справа по ходу от треугольной вершины (Фото 26, 27). Перевальный взлет представляет собой осыпной склон со снежниками, в верхней части переходящий в крутой кулуар (30-35 градусов), забитый снегом и фирном (Фото 28). Верхние 50 метров кулуара – разрушенные скалы без снега. Идти по ним нужно очень аккуратно, чтобы не спустить в кулуар камни.

Фото 25 Цирк перевалов Обходной и Зюзина.

Фото 26 Цирк перевала Обходной.

Фото 27 Путь подъема на перевал Обходной

Фото 28 Кулуар на подъеме на перевал Обходной.

Одеваем кошки, связываемся и за 1,5 часа поднимемся на широкую перевальную седловину. Тур находится в центральной части седловины. Находим 2 расчищенных места под палатки и ставим лагерь (Фото 29). Воду берем на леднике Вост.Шевченко. Чтобы набрать ее, нужно приспуститься метров на 20 вниз на ледник.

Фото 29 Лагерь на седловине перевала Обходной.

11 июля 2018 года, 5 день, среда.

График движения (пройденное расстояние 5 км).

м.н. – верхнее плато ледника Вост. Шевченко

06.30 – 07.00

Ясно, безоблачно

Подход под перевальный взлет перевала Федоровского

м.с. – перевал Федоровского

07.10 – 07.55

Крутой скально- осыпной склон

Прохождение перевального взлета и выход на перевал

м.с. – остатки ледника Вост.Шевченко

08.10 – 09.50

1 ч. 40 мин.

Мелкая и средняя ползущая осыпь

Ясно, безоблачно

За этот переход прошли узкую часть спускового кулуара

м.с. – левый борт долины

10.10 – 10.55

Крупная и средняя морена

Ясно, безоблачно

м.с. – покровная морена ледника Псыгансу.

11.25 – 12.55

1 ч. 30 мин.

Крупная и средняя морена, крутой осыпной склон

Ясно, безоблачно

Крутой осыпной склон на спуске на ледник

12.55 – 14.00

м.с. – левый борт западной ветви ледника Псыгансу

14.00 – 14.35

35 мин.

Ясно, переменная облачность

м.с. – полка под бараньими лбами

14.50 – 15.40

Ясно, переменная облачность

м.с. – полка на бараньих лбах

15.50 – 17.05

1 ч. 15 мин.

Гладкие и разрушеные скалы

Ясно, переменная облачность

м.с. – карман морены по левому борту ледника

17.05 – 17.35

43,515786°

42,984071°

43,491796°

Место лагеря на леднике в кармане морены

42,980919°

43,479683°

Подъем в 4.30, выход в 6.30. Погода хорошая: ясно, безоблачно. По камням спускаемся на закрытый ледник Вост.Шевченко и за 30 минут подходим по нему под перевальный взлет перевала Федоровского (Фото 30, 31).

Фото 30 Вид с перевала Обходной на перевал Федоровского.

Фото 31 Вид с перевала Федоровского на перевал Обходной.

Фото 32 Перевальный взлет перевала Федоровского.

Перевальный взлет (Фото 32), представляет собой скально-осыпной склон (живые камни, спрессованный песок) крутизной до 40o и протяженностью около 100 м. В верхней части находится небольшой снежник. Поднимаемся зигзагом плотной группой, т.к. камни живые и легко сходят.

Фото 33 Группа на седловине перевала Федоровского.

Фото 34 Вид с перевала Федоровского на перевал Мориса Тореза.

Фото 35 Путь подъема на перевал Мориса Тореза.

В 7.55 были на перевале, подъем занял 45 минут. Седловина перевала без снега, тур находится слева по ходу на скалах (Фото 33). С перевала хорошо просматривается наш дальнейший путь (Фото 34, 35). Спускаемся с перевала по крутому осыпному кулуару, придерживаясь центра и правого борта, так как слева круто. Со стенок кулуара иногда летят камни. Кулуар состоит из мелкой и средней осыпи, которая предательски ползет под ногами. В нижней части кулуар сужается и представляет наибольшую камнеопасность.

За 1 час 40 минут спускаемся на остатки ледника ледник Западный Шевченко (Фото 36). Склон выполаживается, камни морены становятся более крупными и лежат плотно. Далее движемся по крупной и средней осыпи, придерживаясь центральной и левой части долины. На ледник Псыгансу спускаемся с левого борта долины, обходя слева по ходу бараньи лбы, по крутому склону (Фото 37). Этот склон похож на перевальный взлет на перевал Федоровского с ледника Вост.Шевченко, - очень крутой (до 35-40 градусов), состоящий из спрессованной мелкой крошки и свободно лежащих камней. Выходим на ледник Псыгансу и устраиваем обед.

Фото 36 Вид на перевал Федоровского с остатков ледника Зап.Шевченко.

Фото 37 Спуск на ледник Псыгансу через бараньи лбы.

После обеда перелезаем покровную морену, высотой несколько метров, пересекаем открытую часть ледника Псыгансу и начинаем подъем по левому борту его западной ветви. Здесь ледник не очень разорван, камнеопасность с правого по ходу склона минимальна. Видимо все, что можно, уже растаяло, скатилось вниз на лед и спрессовалось. Через 1 час 50 минут после обеда подходим к бараньим лбам (Фото 38). Чтобы не лезть в хаос трещин ледника, обходим его через бараньи лбы. Для подстраховки вешаем на бараньи лбы полторы веревки перил, хотя можно и без них. Дальше двигаемся по полке (крупная и средняя морена) между гладкой скальной стеной справа по ходу и разорванным ледником внизу слева по ходу, и через 30 минут останавливаемся на ночевку на покровной морене. Это место защищено от ветра, есть небольшое озерцо с чистой водой (Фото 39).

Фото 38 Подъем на бараньи лбы. Ледник Псыгансу.

Фото 39 Лагерь на левой боковой морене ледника.

Перевал пер.Мориса Тореза (2Б,3894).

Категория трудности:

Координаты:. 42,984782° с.ш., 43,457371° в.д. Характер: снежно-ледовый.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в северном отроге Суганского хребта, отходящего от вершины Узловой Суган, между вершинами Узловой Суган на юге и пиком Днепровской правды на севере, ведет с западной ветви лед. Нахашбита на востоке на восточную ветвь лед. Сев. Суган на западе.

Описание дается: от ледника Нахашбита до стоянок в районе перевала Шести.

Набор высоты: 1200 м.

Потеря высоты:450 м.

Пройденное расстояние: 7,5 км.

Определяющие участки: подход под перевал по западной ветви лед. Сугансу через ледопад, подъем на перевальный взлет по снежно-ледовому склону крутизной до 45o (перильная страховка), спуск с перевала по снежно-ледовому склону восточной ветви ледника Сев.Суган (закрытый и открытый ледник с трещинами, движение в связках с попеременной страховкой).

Перевальная записка не найдена. 12 июля 2018 года, 6 день, четверг.

График движения (пройденное расстояние 7,5 км).

Метео. Условия

Подъем

м.н. – первое плато ледника над ледопадом

05.10 –06.20

1ч. 10 мин.

Боковая Морена ледника, забитые камнями и фирном трещины

Ясно, небольшая облачность

м.с. – начало покровной морены ледника

06.30 –06.50

Открытый Пологий ледник без трещин

Ясно, небольшая облачность

м.с. – начало второй ступени ледника

07.00 –07.15

м.с. – поперечная покровная морена на западной ветви ледника Сев. Суган

13.25 – 14.55

1 ч. 30мин.

Закрытый ледник с трещинами , трещины

м.с. – центральная часть ледника

15.55 – 16.30

35 мин.

Пологий закрытый ледник

Небольшой туман, переменная облачность

м.с. – левая боковая морена, ночевки

16.45 – 17.30

Пологий открытый ледник

Итого 12.07.2018

8 ч. 40 мин.

Координаты (восточная долгота)

Место лагеря на леднике Псыгансу в кармане боковой морены

42,980919°

Перевал Шести

42,98212°

43,43804°

Подъем в 3.00, выход – в 5.10. С утра погода хорошая, ясно. Сразу же в лагере надеваем кошки, связываемся и продолжаем подъем по левому борту ледника, вдоль скал обходя трещины, забитые снегом и камнями (Фото 41). В конце перехода смещаемся немного влево по ходу и через 1 час 10 минут после выхода из лагеря выходим на первое плато, оставив ледопад позади. Дальнейший путь подхода на перевал и перевальный взлет просматриваются полностью (Фото 42, 43). Дальше ледник в основном открытый и пологий, почти без трещин, а те трещины, которые есть, легко обходятся. Через 20 минут подходим к покровной морене, по которой поднимаемся на вторую ступень ледника, обходя разрывы льда, которые находятся слева по ходу движения. На второй ступени ледника снега больше и лед здесь в основном закрытый. Движение в связках, трещины обходятся, либо переходятся по снежным мостам. К 8 часам утра подходим под перевальный взлет. (Фото 42). Он представляет из себя ледовый склон, зажатый между скалами, крутой внизу (до 45 градусов) и переходящий в плато с трещинами наверху. По правому борту (слева по ходу) вода промыла между скалой и льдом ледовый желоб, по которому с грохотом летят камни. Подъем на перевал начали примерно из центра, из бергшрунда: здесь, вроде бы, не так круто, камни падают где то левее по ходу и относительно удобно обустроить станцию страховки. Провесили 2 веревки перил по ледовому склону (Фото 44). Верхнее поле трещин прошли связками, смещаясь вправо по ходу движения, и в 13.00 вышли на перевал (Фото 45). Далее спускаемся связками по Западной ветви ледника Сев.Суган(Фото 46, 47, 48). Ледник сначала пологий и закрытый, а затем становится более крутым, открытым и разорванным. Трещины обходим. На плато ледника Восточная ветвь лед.Сев.Суган спускаемся по ледовым полкам двумя связками, иногда страхуясь через ледобуры (Фото 48). На слиянии Западной и Восточной ветвей ледника Сев.Суган, на покровной морене делаем обед.

После обеда продолжаем движение вверх по пологому открытому леднику Западная ветвь Сев.Суган (Фото 49). Погода ухудшается, садится туман, но дождя нет. На

осыпные площадки перед перевалом Шести на левом борту ледника Западная ветвь Сев.Суган приходим в 17.30. Ставим лагерь(Фото 50). Сюда не долетают камни, которые круглосуточно падают с хребта, разделяющего Западную и Восточную ветвь ледника Сев.Суган (правый борт долины).

Фото 40 Путь движения по леднику Псыгансу на перевал Мориса Тореза (спутниковый снимок).

Фото 41 Левый борт ледника Псыгансу. Вид вперед из лагеря.

Фото 42 Перевальный взлет на перевал Мориса Тореза с ледника Псыгансу.

Фото 43 Вид вперед с первой ступени ледника Псыгансу.

Фото 44 Вторая веревка на подъеме на перевальный взлет перевала Мориса Тореза.

Фото 45 Группа на перевале Мориса Тореза.

Фото 46 Путь движения между перевалами Мориса Тореза и Шести (спутниковый снимок).

Фото 47 Путь движения между перевалами Мориса Тореза и Шести по леднику Сев.Суган.

Фото 48 Спуск с Вост.ветви ледника Сев.Суган по ледовым полкам.

Фото 49 Путь подъема на перевал Шести по Зап.ветви ледника Сев.Суган.

Фото 50 Лагерь на осыпных площадках в районе перевала Шести.

Траверс перевал Шести (2А, ок. 3780) - перевал Гюльчи (2Б, 4021).

Категория трудности: Характер: ледовый.

Определяющие участки: подъем с ледника Вост. Рцывашки на западный контрфорс горы Сугантау с применением перильной страховки. Движение по верхнему плато ледника Вост.Рцывашки в связках (закрытый ледник с трещинами). Спуск ледника Вост.Рцывашки на ледник Южный Суган по неявному снежно-ледовому гребню в обход ледовых отрывов, в нижней части гребня – разрушенные скалы (перильная страховка).

Описание дается: от ночевок в районе перевала Шести до поляны Таймази (турбазы «Орлиное гнездо»).

Набор высоты: 200 м.

Потеря высоты: 2400 м.

Пройденное расстояние: 27 км.

Перевал Шести (2А, ок. 3780).

Координаты: 42.98212° с.ш., 43.43804° в.д.

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: юг-север.

Расположен в северо-западном отроге, отходящем от вершины Сугантау, ведет с ледника Вост. Рцывашки на юге на западную ветвь ледника Сев. Суган на севере.

Перевальная записка не найдена.

Перевал Гюльчи (2Б, 4021).

Координаты: 42,964621° с.ш., 43,436820° в.д.

Характер: снежно-ледовый, скальный

Ориентация: запад – восток

Расположен в юго-западном отроге, отходящем от вершины Сугантау, ведет с ледника Доппах на юге на ледник Южный Суган на севере.

Перевальная записка не найдена. 13 июля 2018 года, 7 день, пятница.

График движения (пройденное расстояние 1,5 км).

м.н. – снежно-ледовая полка под западным контрфорсом горы Сугантау

14.10 –15.10

Закрытый пологий ледник

Пасмурно, Переменная облачность

м.с. – западный контрфорс горы Сугантау

15.10-17.10

2 ч.

Крутой ледовый склон, разрушенный Скальный гребень

Провешивание перил, 2 веревки

м.с. – лагерь

17.10 –18.10

Закрытый пологий ледник

Итого 13.07.2018

4 ч.

Подъем в 04:00. Погода испортилась. Туман. Видимость плохая. На леднике Вост.Рцывашки – черные облака. Ночью дул сильный ветер, дождь, град (крупа). До 10:00 ждали улучшения погоды. Затем укрепили лагерь от ветра каменными стенками. После обеда 3 человека провесили 2 веревки перил на западный контрфорс горы Сугантау: одну веревку – на гребень по ледовой стенке и одну веревку вверх по скальному гребню (Фото 51).

Фото 51 Западный контрфорс горы Сугантау. Вид с перевала Шести.

14 июля 2018 года, 8 день, суббота.

Туман. Периодически идет дождь и снег, сильный ветер. Ждем улучшения погоды.

15 июля 2018 года, 9 день, воскресенье.

График движения (пройденное расстояние 3 км).

Подъем

м.н. – снежно-ледовая полка под западным контрфорсом горы Сугантау, ледник Вост.Рцывашки

05.00 –06.00

Закрытый Пологий ледник

м.с. – западный контрфорс горы Сугантау

06.00 – 7.300

1 ч. 30 мин.

Крутой ледовый склон, разрушенн ый скальный гребень средней крутизны

Туман, низкие облака

м.с. – верхнее плато ледника Вост. Рцывашки

07.30 – 08.30

Закрытый ледник

Густой туман, усиливающийс я ветер, мокрый снег

м.с. – верхнее плато ледника Южный Суган

08.30 – 12.30

3 ч.

Закрытый ледник с трещинами, разрушенн ые скалы

Плотный туман, нулевая видимость, резкий ветер, мокрый снег

Перевал Гюльчи

42,964621°

43,436820°

Подъем - в 3.00, выход – в 5.00. Погода вроде немного улучшилась, хотя не особенно. Впереди ледник Вост.Рцываши затянут облаками, время от времени моросит дождь. Но сидеть в палатках уже нет сил. За 1 час по пологому закрытому леднику Вост.Рцывашки подошли под основание западного контрфорса горы Сугантау(Фото 52, 53). Заранее были провешены 2 веревки перил: первая – с ледника на гребень по крутому ледовому склону, вторая – вверх по гребню по острому разрушенному гребешку (Фото 54). Дальше продолжили движение «ногами» без перил по контрфорсу, который стал более пологим и широким. В удобном месте перешли со скал снова на ледник, одновременно в связках, используя ледобуры для страховки.

Погода ухудшилась, пошел мокрый снег, видимость сократилась до нуля. Во время редких прояснений снежная целина сливается с серым небом. Далее двигаемся по леднику. Ледник закрытый, много снега. Трещины обходим. Постепенно поднимаемся к ледовому отрыву под вершиной Сугантау. Здесь облака очень ненадолго растягивает. Ледовый склон, по которому идет путь на вершину Сугантау почти без снега и прилично разорван трещинами. Снова все затягивает, видимость равна нулю. Принимаем решение оставить восхождение на вершину Сугантау до лучших времен. Ничего не видно. Наконец, находим дальнейший путь по неявно выраженному снежно-ледовому гребню, заканчивающемуся внизу скалами. По скалам провешиваем одну веревку влево вниз по ходу и, наконец, оказываемся на леднике Южный Суган. Ледник закрытый, много снега. Покружившись в снежной мгле между трещин, все-таки находим седловину перевала Гюльчи. Отойдя немного назад от перевала, в снежной яме устраиваем лагерь (Фото 56).

Фото 53 Вид с западного контрфорса г.Сугантау на перевал Шести и ледник Вост.Рцывашки.

Фото 54 Вид вниз на ледник с гребешка западного контрфорса горы Сугантау.

Фото 55 Траверс перевал Шести – перевал Гюльчи. Спутниковый снимок.

Фото 56 Лагерь на перевале Гюльчи.

16 июля 2018 года, 10 день, понедельник.

График движения (пройденное расстояние 7 км).

м.н. – верхний цирк ледника Доппах

06.20 – 13.00

6 ч. 40мин.

Крутые разрушенн ые скалы, крутые

фирновые склоны

Плотный туман, резкий ветер, мокрый снег

Провесили вниз с перевала 7 веревок перил: 5 веревок - по скалам, 2 веревки – по крутым фирновым склонам.

м.с. – покровная морена по правому борту ледника Доппах

13.25 – 14.15

50 мин.

Закрытый и открытый ледник, трещины, покровная морена ледника

Переменная облачность, низкие облака

м.с. – морена по правому борту ледника Доппах

14.30 – 15.00

Переменная облачность, низкие облака

Обед

Переменная облачность, низкие облака, небольшой дождь

м.с. – левый берег реки Ородон

м.с. – поляна Нахашбита, ночевки

18.30 – 18.50

20 мин.

Осыпной берег реки, осыпи, поросшие растительн остью

Итого 16.07.2018

Конец перил с перевала Гюльчи

42,962551°

43,437634°

Место лагеря на бугре возле больших камней, напротив огромного водопада неподалеку

42,935364°

43,470096°

Подъем – в 3.40, выход – в 6.20. Ночью шел снег. Утром обнаруживаем лагерь засыпанным снегом. К утру погода не улучшилась: идет мокрый снег, плохая видимость.

С западной стороны перевал Гюльчи представляет собой пологое и ровное фирновое плато ледника Южный Суган, плавно наползающее на скальный Южный гребень вершины Сугантау. Спуск на восток – это ряд круто обрывающихся к леднику Доппах снежно-фирновых кулуаров в скалах. Решаем спускаться по скальному кулуару в левой части седловины перевала (Фото 57). Здесь находим расходную петлю на выступе скалы. В верхней части кулуар очень крутой и без снега, иногда попадается наледь на скалах. Внизу скалы расширяются и немного выполаживаются, а кулуары забиты снегом. Станции страховки организуем на скальных крючьях и за выступы скал. Всего на спуск потребовалось 6 веревок перил (Фото 58, 59). Нижнюю часть кулуара по снегу прошли на три такта. На плато ледника Доппах спустились в 13.00, обойдя с левой стороны первое ледовое поле трещин. К этому времени погода кардинально улучшилась, впереди показалось голубое небо, а черные облака остались наверху на перевале.

Далее ледник довольно пологий. Второе ледовое поле трещин с огромной ледовой впадиной в середине обошли по правому борту ледника и вскоре вышли на правую боковую морену ледника, по которой продолжили дальнейшее движение. В 15.00 на правой морене ледника сделали обед. После обеда продолжили движение по морене и, забирая влево по ходу, перешли на левый берег потока с ледника Доппах (Фото 60). Далее продолжили движение вниз по левому берегу реки по неудобной некрутой осыпи, пока не пришли на поляну Нахашбита (Фото 61). Поляна представляет из себя поросшую травой каменистую долину по левому берегу реки Ородон. Здесь на высоком травянистом бугре рядом с большими камнями напротив водопада в 18.50 поставили лагерь (Фото 62).

Фото 57 Седловина перевала Гюльчи. Начало спуска с перевала.

Фото 58 Схема спуска с перевала Гюльчи на ледник Доппах.

Фото 59 Схема спуска с перевала Гюльчи на ледник Доппах.

Фото 60 Спуск с ледника Доппах на морены.

Фото 61 Спуск по левому берегу реки Ородон на поляну Нахашбита.

Фото 62 Лагерь на поляне Нахашбита напротив водопада.

17 июля 2018 года, 11 день, вторник.

График движения (пройденное расстояние 17 км).

м.н. – урочище Чефандзар, левый берег реки Урух

06.30 – 08.00

1 ч. 30 мин.

Осыпь с растительн остью, тропа

м.с. – ручей Каронком

08.10 –09.10

Тропа

м.с. – ручей Галдоридон, водопад

09.30 –10.40

1 ч. 10мин.

Ясно, безоблачно

м.с. – турбаза «Орлиное гнездо»

10.50 –12.00

1 ч. 10мин.

Полудневка

Лагерь на турбазе «Орлиное гнездо»

Итого 17.07.2018

4 ч. 50 мин.

42,935364°

43,470096°

Разрушенный деревянный мост через ручей Каронком

42,916915°

43,520311°

«Каменный город» (нагромождение огромных камней)

42,916091°

43,526138°

Водопад, ручей Галдоридон

42,911046°

43,552095°

43,599008°

Подъем 5.10, выход 6:30. Далее идем по травянистым террасам левого берега реки Ородон, временами встречаются признаки тропы. Продолжая двигаться по тропе, спускаемся в широкую, местами заболоченную долину реки Харес. Тропа идет по левому борту долины мимо развалин кошей выше пологой заболоченной части долины – урочища Чефанзар (Фото 63). Поток с ледника Галдор переходим вброд. Есть мостик, но он смыт водой (Фото 64). Наверху на склоне долины стоит жилой домик, из которого нам машет человек. Далее тропа идет вдоль левого берега в «каменный город» - красивое нагромождение огромных валунов. Вскоре тропа переходит в грунтовую дорогу, которая серпантином спускается к водопаду. В 10.40 мы у водопада. Далее двигаемся по плавно теряющей высоту дороге (Фото 65) и в 12.00 приходим к заброске на турбазе «Орлиное гнездо», где и устраиваем полудневку.

Фото 63 Урочище Чефанзар.

Фото 64 Остатки моста через поток с ледника Галдор. Вдалеке виднеется «каменный город».

Фото 65 Дорога по левому берегу реки Урух.

Траверс перевал Вологата (2А, 4058) - перевал Снежинка (2А, 3598).

Категория трудности:

Определяющие участки: крутой снежно-ледовый склон и осыпные скалы на подъеме на перевал Вологата, крутой снежно-ледовый склон с бергшрундом на спуске с перевала Вологата, закрытый ледник с трещинами на траверсе перевалов Вологата- Снежинка, крутой снежно-ледовый склон с трещинами ледника Верх. Уларг на спуске с перевала Снежинка.

Описание дается от погранзаставы в поселке Дзинага до поселка Дунта.

Набор высоты: 2600 м.

Потеря высоты: 2400 м.

Пройденное расстояние: 54 км.

Перевал Вологата (2А, 4058).

Координаты: 42,806107° с.ш., 43,771983° в.д. Характер: снежно-ледовый-скально-осыпной. Ориентация: запад - восток

Расположен в скальном гребне между вершинами Купол Вологаты и Саудорхох, соединяет ледники Гулар, Верх. Уларг, Сонгутидонцете.

Перевальная записка найдена, но по ошибке оставлена в перевальном туре.

Перевал Снежинка (2А, 3598).

Координаты: 42,796801° с.ш., 43,821928° в.д.

Характер: снежно-ледовый.

Ориентация: юг-север.

Расположен в скальном гребне, разделяющем ледники Сонгутидонцете и Верх.Уларг. Перевальная записка не найдена.

18 июля 2018 года, 12 день, среда.

График движения. (пройденное расстояние 22 км)

м.н. – погранзастава

12.00-12.50

50мин.

Ясно, безоблачно

м.с. - ночевки «Райская поляна»

13.05-14.25

Ночевки «Райская поляна»

42,83893°

43,70493°

Подъем в 5.00, выход в 6.30. Дальше продолжаем движение по маршруту вшестером: у седьмого участника травма и он отправился домой. Погода отличная: ясно, голубое небо, тепло. В 10.30 приходим на погранзаставу в поселке Дзинага, отмечаемся у пограничников и направляемся в ущелье реки Караугомдон. Ущелье очень живописное, поросшее сосновым лесом, тропа широкая пологая и удобная. Сначала двигаемся по правому берегу, через некоторое время по хорошему мосту переходим на левый берег реки (Фото 67, 68). Вскоре после моста переходим вброд левый приток (Фото 59). После этого тропа становится крутой, но потом выполаживается и идет вдоль гладких скал левого берега реки Караугомдон. Наконец, приходим к мосту через бешеный поток с ледника Фастаг, переправляемся через него по мосту и оказываемся на ночевках «Райская поляна» (Фото 70). Хотя поляна и осыпается вниз каждый год, но мест для палаток еще много, здесь также есть отличный ручей. В 14.25 ставим лагерь.

Фото 66 Дорога с турбазы «Орлиное гнездо» в поселок Дзинага по левому берегу реки Урух.

Фото 67 Ущелье реки Караугомдон.

Фото 68 Мост через реку Караугомдон.

Фото 69 Левый приток реки Караугомдон.

Фото 70 Вид с «Райской поляны» на мост через реку Фастагдон.

19 июля 2018 года, 13 день, четверг.

График движения(пройденное расстояние 8 км).

Подъем

м.н. – лес на правобережной морене ледника

05.50-06.35

Тропа в лесу на морене

Ясно, переменная облачность

м.с. – поляна на правобережной морене ледника

06.50-08.05

1 ч. 15мин.

Тропа на морене

м.с. – поверхность ледника Караугом

08.35-09.45

Тропа на морене

Ясно, переменная облачность, появились черные дождевые облака

м.с. – поляна с ручьем на левом берегу ледника Караугом

10.00-11.00

Открытый лед

Ясно, почти безоблачно

М.с. – на подъеме на левобережную морену ледника Гулар

12.10-12.50

Осыпи

Дождь, град, порывы ветра, над Суганским хребтом буря

М.с. – левобережная морена ледника Гулар

13.15-14.20

1 ч. 05мин.

Морена, осыпи

Временами мелкий дождь, ураганный ветер

М.с. – правобережная морена ледника Гулар

Ночевки «Райская поляна»

42,83893°

43,70493°

Место спуска с гребня морены на поверхность ледника

42,816136°

43,715435°

Место подъема с поверхности ледника на правый берег ледника

Караугом

42,813322°

43,728539°

42,811940°

43,731775°

Ночевки напротив утеса Цади-сер

42,808576°

43,759542°

Подъем в 4.00, выход 5.50. Погода отличная: ясно, тепло, тихо, на небе – легкие облачка. От «Райской поляны» поднимемся вверх по долине Караугомдон (Фото 71). Тропа идет по левобережной морене ледника Караугом, уходя то на гребень, то в карман морены. 2 ходки идем по субтропическому лесу. Тропа хорошо набитая. Ближе к Караугомскому ледопаду тропа начинает теряться в траве. Находим приемлемое место для спуска на Караугомский ледник. Спуск преодолеваем на три такта с ледорубами. Он довольно крут до 35 градусов. Я был здесь 9 лет назад. За это время, кажется, ледник опустился, левобережная морена стала более высокой и острой. Ледник пологий почти без трещин. Подъем на правобережную морену хорошо читается. Это своеобразный хорошо заметный с левого берега провал или «овраг» в морене. Крутизна подъема до 20 градусов. Пересекаем практически ровный в среднем течении ледник от левого борта к правому в направлении поляны “Микелай”. На поляне делаем обед. На обеде погода отличная. После обеда начинаем крутой подъем на гребень правоборежной морены ледника Гулар. Погода резко ухудшается, начинается дождь с градом, который вскоре прекращается, но поднимается ветер, который усиливается и превращается в ураган. Сзади над Суганским хребтом будто конец света: черные грозовые облака, громы и молнии, но над нами в синем небе ураганный ветер крутит облака.

Через ходку поднялись на правобережную морену ледника Гулар (крутизна подъема до 20 градусов). Оттуда уже более пологий путь по гребню морены и по осыпным террасам в цирк под перевал Вологата. Здесь в 16.25 в видимости утеса Цади- сер останавливаемся на бивак.

Фото 71 Вид на путь движения по долине Караугомдон и по морене ледника Гулар.

20 июля 2018 года, 14 день, пятница.

График движения (пройденное расстояние 8 км).

м.н. – бараньи лбы

м.с. – верхнее плато ледника Скатиком

10.20-11.20

1 ч.

Крутой ледовый склон с бергшрунд ом

м.с. – верхнее плато ледника

Ночевки напротив утеса Цади-сер

42,808576°

43,759542°

Место выхода со льда на морену

42,806962°

Место лагеря в районе перевала Снежинка

42,796359°

43,821258°

Подъем в 3.40, выход в 5.35. Погода улучшилась: дождя нет, облачно. Поднимаемся до ледника, обойдя слева по ходу движения бараньи лбы по довольно крутой осыпи (Фото 72, 73). Ледник открытый. Здесь надеваем кошки и идем по льду вверх, но переходим на правобережную морену, так как крутизна ледника увеличивается. Вскоре снова выходим на ледник и по его верхнему плато в связках идем к явной седловине перевала Вологата (Фото 74). Затем переходим с ледника на осыпной склон крутизной до 25 градусов и траверсируем его вправо вверх по ходу в направлении седловины перевала. На перевале в 10.00 (Фото 75).

Внизу виден закрытый ледник Сонгути и хорошо просматривается путь по ледникам к перевалу Снежинка. С перевала вешаем вниз одну веревку перил по крутому снежному кулуару (Фото 76). Затем связками одновременно спускаемся по крутому снежно-ледовому склону, траверсируя его влево вниз. Перейдя в самом узком месте бергшрунд, который разрезает весь склон, спускаемся на плато ледника (Фото 77). Далее ледник пологий, закрытый и открытый. Движемся по нему в сторону перевала Снежинка, обходя трещины и стараясь держаться центральной части (Фото 78, 79). На перевале Снежинка – в 15.00. Здесь на снежно-ледовом плато ставим лагерь.

Фото 72 Вид с ночевок на путь движения к перевалу Вологата.

Фото 73 Вид с бараньих лбов на место ночевок (терраса внизу)

Фото 74 Финальные метры подъема на перевал Вологата.

Фото 75 Группа на перевале Вологата.

Фото 76 Кулуар спуска с перевала Вологата на ледник.

Фото 77 Вид с ледника на путь спуска по снежному кулуару и через бергшрунд.

Фото 78 Путь по ледникам до перевала Снежинка.

Фото 79 Путь по ледникам от перевала Вологата до перевала Снежинка . Спутниковая фотография.

21 июля 2018 года, 15 день суббота.

График движения.

Пройденный участок маршрутат( от - до )

Препятстви я, опасные участки

08.20-10.00

Остатки тропы на морене

Ясно, переменная облачность

м.с. – ночевки «Поляна Геологов»

10.00-11.10

1 ч. 10 мин.

Открытый ледник, покровная морена ледника

Ясно, переменная облачность

м.с. – пологий левый берег реки

11.25-12.35

Осыпь, криволесье

Ясно, переменная облачность

м.с. – небольшая поляна на левом берегу реки

12.45- 13.35

Осыпь, криволесье

Ясно, переменная облачность

м.с. – широкая тропа на склоне

14.20-15.20

1 ч.

Осыпной берег, лес на крутом склоне

м.с. – дорога, въезд в поселок Дунта

15.35-18.10

2 ч. 35 мин.

Хорошая тропа, дорога

Ясно, переменная облачность

Конец пешей части похода. Здесь сели на заказной микроавтобус и отправились в Ростов-на-Дону

Итого 21.07.2018

11 ч. 35 мин.

Место лагеря в районе перевала Снежинка

42,796359°

43,821258°

Перевал Снежинка

42,796801°

43,821928°

Место спуска с гребня морены на поверхность ледника Сонгути

42,814148°

43,818935°

Тропа на крутом берегу реки Сонгутидон

42,854273°

43,844680°

Стальной мост через реку Сонгутидон вблизи поселка

42,894430°

43,845075°

Въезд в поселок Дунта

42,906447°

43,849119°

Подъем в 3.45, выход в 5.30. Ночью шел дождь с крупой, но утром погода хорошая: ясно, небольшая облачность. Накануне вечером провели небольшую разведку спуска с перевала Снежинка по леднику Верх.Уларг. По левому борту ледник падает вниз небольшим ледопадом, поэтому было принято решение начать спуск с перевала по правому борту. Переходим на правый борт ледника и начинаем спуск, иногда лицом к склону на три такта (Фото 80, 81). Примерно через час, обходя трещины, постепенно выходим на середину ледника. Здесь ледник открытый и более пологий, трещин меньше, чем наверху. Можно двигаться в более быстром темпе. Вскоре снова уходим на правый борт ледника и спускаемся вниз по правой боковой морене, по осыпи и небольшим снежникам (Фото 82). Обходим справа по ходу бараньи лбы (Фото 83). Впереди виднеется ложе ледника Сонгути. Продолжаем движение, пока не выходим на правую боковую морену ледника Сонгути. Вешаем одну веревку перил и спускаемся с гребня морены на лед (Фото 84). Спуск довольно крутой и камнеопасный. Дальше путь лежит по покровной морене ледника Сонгути. Ледник пологий, густо усыпан камнями и вздыблен ледовыми перьями, с гребешков которых сползают и падают вниз камни. По правому борту ледника перьев меньше, поэтому идем, придерживаясь правой и центральной части ледника, петляя между ледовыми перьями. Переходим поток из-под языка ледника и вскоре оказываемся на большом мореном озере с пологими берегами. Здесь, при желании, нетрудно выровнять площадки под палатки. Но мы идем дальше. Обойдя озеро по берегу слева, спускаемся вниз по левому берегу реки Сонгутидон. Тропы здесь нет, осыпные берега покрыты березовым криволесьем, через которое приходится с трудом продираться. Понемногу берега становятся все круче. Поднимаемся вверх по крутому берегу, продираясь через лес, и выходим на чудесную широкую тропу на крутом склоне левого берега реки (Фото 85). По этой тропе идти легко и приятно. По ней доходим до места в 4 км от поселка Дунта, где она переходит на правый берег реки и становится дорогой. Но моста нет, он смыт. Река широкая и очень бурная, переправа здесь невозможна. Идем дальше по коровьим тропам и через 2 км находим металлический мост (Фото 86), по которому переходим на правый берег реки и выходим на дорогу, ведущую в поселок (в поселке есть еще один мост, но он частично разрушен).

В 18.10 приходим в поселок Дунта. Через час за нами приезжает заказной микроавтобус из Ростова. 22 июля утром - мы дома в Ростове-на-Дону. Поход окончен.

Фото 80 Обход ледопада ледника Верх.Уларг по правому борту.

Фото 81 Ледопад в верхней части ледника Верх.Уларг.

Фото 82 Правая боковая морена в нижней части ледника Верх.Уларг.

Фото 83 Обход бараньих лбов по правому борту ущелья.

Фото 84 Место спуска с правой боковой морены на ледник Сонгути.

Фото 85 Тропа на склоне долины реки Сонгутидон.

Фото 86 Мост через реку Сонгутидон в 2 км от поселка Дунта.

Выводы и рекомендации.

Пройденный маршрут соответствует походу 4 к.с., хотя из-за сложных погодных условий из маршрута были вычеркнуты два технических препятствия: вершина Сугантау(2Б) и перевал Родина (2А). В путешествии более подробно был изучен красивый район Ц.Кавказа - Дигория, богатый на технические препятствия, - перевалы и вершины, которые могут значительно разнообразить и украсить туристский поход. Участники похода, как и планировалось, получили опыт и навыки похода 4 категории сложности для своего дальнейшего спортивного роста.

Литература.

[1]. Е.Е. Таранцева «Отчет о горном туристском путешествии пятой категории сложности, совершенном в период с 21 июля по 13 августа 2003 г. по Центральному Кавказу в районе Дигории (Суган, Караугом, Цей)», Ростов-на-Дону, 2003 год

[2]. А.Н. Назарецкий «Отчет о горном туристском путешествии четвертой категории сложности, совершенном в период с 16 июля по 6 августа 2009 года по Центральному Кавказу», Ростов-на-Дону, 2009 год

[3]. М.А. Папазов «Отчет о горном туристском походе четвертой категории сложности по Центральному Кавказу (Северная Осетия), совершенном группой туристов туристического клуба «Ковчег» Южного Федерального Университета города Ростова-на- Дону. в период с 13.07 по 31.07 2008 года.», г. Ростов-на-Дону, 2008 год.

[4]. П. Шиншин «Поход 4-й категории сложности под руководством Д. Малиновского по Северной Осетии, район поселка Дунта, поселка Дзинага, поселка Ахсау с 24 июля 2011 по 8 августа 2011», 2011 год.

[5]. О.А. Монсар «Отчет о горном туристском спортивном походе 5-ой категории сложности по Восточному Кавказу (Суган, Караугом), совершенном с 8 августа по 28 августа 2006 г.», Киев, 2006 год

[6]. Карта Северной Осетии на основе карт Генштаба СССР, разработанная М. Голубевым. [7]. Программное обеспечение «Sasplanet», разработанное сайтом sasgis.org

[8]. Программное обеспечение «VantagePoint», разработанное для навигаторов Magellan. [9]. Программное обеспечение «MapSource», разработанное для навигаторов Garmin. [10]. Интернет-сервис «Оpenstreetmap», http://openstreetmap.org

[11]. Программное обеспечение «GoogleEarth», разработанное компанией Google.

[12]. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗ от 7 августа 2017 г. N 455 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ПРОПУСКОВ ДЛЯ ВЪЕЗДА (ПРОХОДА) ЛИЦ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПОГРАНИЧНУЮ ЗОНУ, РАЗРЕШЕНИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ, ПРОМЫСЛОВУЮ И ИНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ВЫПАС СКОТА В ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЕ, ПРОМЫСЛОВУЮ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКУЮ И ИНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ ВОД ПОГРАНИЧНЫХ РЕК, ОЗЕР И ИНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, ГДЕ УСТАНОВЛЕН ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ»