Автор: Виктор Жак, СПб

Оглянись, незнакомый прохожий…

Фото: Peter Schoen.
Вершина Ляп-Назар
Интересная катавасия наблюдается в сегодняшнем альпинизме на просторах бывшего СССР. Кавказ и Памир (в особенности) забыты напрочь. Все в Гималаи – вот лозунг момента, как говаривал Ильич. При чем, только в высокие Гималаи, более 8000 метров. Я понимаю, что здорово и, может быть, даже престижно иметь в своем активе восхождение на 8000 и более метров. Ну это, как Эльбрус в 30-ые годы прошлого столетия или 7000 в 60-ые. Это неплохо, это, несомненно, шаг вперед.

В моем понимании альпинизм (горовосхождения) - это прежде всего борьба с самим собой, но есть еще одна штука, которая заставляет людей лезть в горы – адреналин. Человеку, который его попробовал, хочется еще и еще ( это я о тех, кто вовремя не остановился и не свернул с этой дорожки). А вот здесь и появляется возможность сравнить (ни в коем случае не противопоставить, а просто сравнить) абсолютно высотный альпинизм (гималаизм – 8000 и более) и серьезный технический альпинизм (5500-7500 м).

Конечно, они разные и по усилиям и по эмоциям. Есть хорошая аналогия, на мой взгляд, подходящая для их сравнения – простейший вид спорта, бег. Высотный альпинизм – это марафон, а технический – это длинный спринт (в беге это дистанции 400-800 м), один самых тяжелых и престижных видов бега. Но марафон бегают все, достаточно посмотреть на количество участников любого из известных в мире забегов на 42 км – десятки тысяч участников!!! Куда там Олимпиаде! Но что –то я не видел массовых забегов на 400-800 метров. Просто, марафон надо добежать, и это уже победа, не каждый сможет. А длинный спринт – добежать мало, сможет любой. Там надо быть первыми только тогда можно ощутить радость победы и «выпить рюмочку адреналина».

Впрочем, хватит бегать, вернусь к горам.

Последние …надцать лет редко можно было встретить информацию о технических восхождениях россиян на вершины 5900-7000 метров. Такое впечатление, что их вообще не было. Разве что, в 2018 Кызыл-Аскер выскочил, ну и Латок. А ведь таких гор под боком на «родном» Памире полно, даже не таких, а «круче» в разы. Забраться с севера на Маркса, Энгельса, Революцию, 26 Бакинских, уж не говорю про Южную стену Коммунизма (уж извините, знаю только старые названия) это «жесть». На эти горы и по этим стенам за всю историю отечественного альпинизма забралось по 10-15 человек. Всего! Удивительно, что сегодня ни у кого не появляется желания их, хотя бы, повторить. Почему? Слабо? Мало славы и известности? Картинка не та? Не знаю.

Мне представляется, что прохождение названых стен может быть даже престижнее покорения некоторых восьмитысячников. А может даже и всех, кроме, пожалуй 5-Б на Чогори по Западной стене (горжусь, что это были наши люди). Восхождения на такие стены, на мой взгляд, и основа и вершина альпинизма. Уверен, что человеку, одолевшему такие стены, под силу будет любая гора, хватило бы здоровья. А вот инверсия, не уверен, что всегда возможна.

Я понимаю, что восхождения на восьмитысячники, как правило, продолжительные и далеко не стенные, дают хорошую, впечатляющую картинку для публики. Ее просто сделать, стой на ровном и снимай. К сожалению, в ряде случаев эта картинка становится частью самого «достижения», мне это не нравится.

Ну и главное, во всяком случае, для меня – адреналин. На технических восхождениях он в каждом мгновении, в каждом шаге. Отказаться, передумать, нельзя! В одиночку не «слиняешь», не переждешь своих на ночевке, и нет никаких промежуточных лагерей с продуктами, топливом и палатками. А если вниз, то все вместе, и это уже почти катастрофа, как минимум моральная, а часто и реальная.

В общем дерзайте, парни, возвращайте самую вкусную часть плода, называемого альпинизмом. Не устраивает Памир, к вашим услугам, правда за другие деньги, Каракорум и Гималаи, напичканные шести-семитысячниками, абсолютно девственными, с нетронутыми головоломными стенами. Уверяю вас, такие восхождения могут стать жемчужинами в ваших коллекциях гор, не менее яркими, чем любой восьмитысячник.

P.S.

Надеюсь, вы понимаете, что эта заметка вовсе не попытка противопоставления. Наши гималайцы, а нашими я считаю всех и казахов и киргизов и украинцев, несомненно большие спортсмены, одолевшие мощные вершины, много давшие альпинизму. Кстати многие из них имеют в активе и супер стены Памира. Слава, почет и уважение им.

Сам то я не высотник, и, наверное, не много понимаю в этом, даже до 7500 никогда не добирался, каждый раз, хоть на 5 метров, но ниже. И вообще, в горах последний раз был в прошлом веке.

Всех с наступившим Новым Годом!

Виктор Жак. Без названия. Как приобрести книгу, с которой окунешься в водоворот страстей

Календарь 2019

Об игре камней, снега и льда

Ягноб
или история о том, как влияет программа «Время» на подсознание человека

1981
Чудовище и красавица
(попробуй повтори)

Рассказ о том, как Месснер ездил на Алтай.
Предисловие о том, как Месснер ездил на Северный Полюс

СКА 5. Первопроходы

Хорошие рассуждения.

Гималаизм- это - генетическое здоровье+погода+ очень большие деньги А высотно-технический альпинизм- прежде всего- МАСТЕРСТВО.Кроме того-дешевле и не так зависит от организма