Автор: Андрей Петров, г. Москва
Восхождение на Коскулак (7028м.) в 2005 году
29.08.2005
Дело было так. Мы работали в составе экспедиции Альпклуба МАИ. Группа Андрея Лебедева пошла в грандиозный поход, творить очередные нетленку и эпохалку. Группа сильных альпинистов под руководством Михаила Волкова покусилась на ребро Коскулака шестой зю категории сложности. Ну, а мы, как группа туристов, выехали с целью посетить склоны новой горы и подышать свежим воздухом вдали от шума городского.
29.07.05 знаток района Андрей Лебедев не поехал на перевал, а высадил всех за поселком Субаши, в 3 км от дороги на высоте 3800. На следующий день заброска на озеро 4500 шла под непрерывным дождем. Возможно, именно это стало затем причиной заболеваний двух участников, причем не самых слабых. Далее было решено перенести лагерь вплотную к маршруту на 4700, а еще на следующий день продолжить заброску грузов на 5200. В итоге не только ишаки, но и вся команда четыре дня таскала грузы на высотах от 3800 до 5200. Это хорошо, поскольку дает активную акклиматизацию.
Другой знаток района Андрей Ершов поехал на перевал, далее до озера на джипах, и даже еще дальше, так что до БЛ 4700-4800 осталось идти пешком менее часа без груза. Это позволило выиграть два дня, тем более, что все мы потеряли день в Новосибирске по вине авиакомпании «Сибирь». В плане акклиматизации это плохо, поскольку скачок с 1300 (Кашгар) до БЛ (4800) за один день создает кислородный долг, который уже не преодолеть. Когда я случайно ночью забрел в БЛ Ершова, то был поражен его аскетизмом – одни камни вокруг, и ледник под боком. И штук 25 палаток. Здесь не отдохнешь.
В БЛ прибыли 01.08.05.
После акклиматизации 3-5.08.05 до 5900, когда в лагере 1 на 5450 заболел и ушел вниз могучий Дэн (он же Денис) Жилин, наша группа (Петров – Рулева – Тихий) собралась на восхождение. Два дня отдыха, а на третий опять отдых, поскольку сутки валил снег. Помимо лепки снежных баб это резко изменило ситуацию наверху. До этого можно было легко идти в кошках по фирну. Теперь надо месить снега, т.е. работать.
Базовый лагерь на 4600 после снегопада
9.08.05. Пошли втроем и поднялись к вечеру в наш лагерь 2 на 5900. Тропежка выматывает, особенно на крутом взлете с 5200 до 5900. Молодежь тропить не ломится, а одному тяжело. Кроме того, груз распределился на троих. Следов нет, наверху помог найти палатку мой флажок, который издалека разглядела Наташа.
10.08.05. Перешли по плато вдоль ледового цирка-кратера, преградившего путь, к началу гребня около 6000. Поставили новую палатку, пошли по гребню на разведку. Началась метель, огромные карнизы слева стали плохо различимы. У начала острого гребня, где слева карнизы на километровую стену, а справа крутой склон (с потенциальной лавиной) с вылетом на острые скалы, остановились. Закопали у флажка веревку, обвязки, крючья и ушли вниз в палатку.
А наверху никого. И тишина. Дело в том, что при заброске мы обнаружили группу из трех москвичей – Новик, Комаров плюс один. Они узнали у Лебедева информацию, и решили, что быть первыми на Коскулаке – это хорошо и правильно. Даже на Эльбрус съездили для акклиматизации, и заехали на неделю раньше всех. И вот они наверху, могли вчера сходить на гору, а их все нет и нет. Наконец, в ледовом разломе за гребнем увидели палатку и людей. Трое, т.е. хорошо.
По связи сказали, что вышла за нами группа Волкова – 5 человек. А как здоровье Жилина? А Жилин ушел еще утром, и сейчас где-то на 5500. Вот так. Нет, здоровье, конечно, может резко ухудшиться, но резко улучшиться оно не может.
Вскоре группа Новика спустилась к нам. Они честно сказали, что вышли в 9.00 и шли до 21.00, когда оказались выше 6900 на огромном склоне - плато, где вершина уже не принципиально где. Пришлось тяжело тропить втроем. Ну, в 9 вечера, когда темнеет, вершина уже действительно не принципиальна. А насчет тропить – это да, не подарок, на такой высоте, да и на таких просторах. Вчера к 12 ночи они спустились к палатке. Надо вам уходить выше, ставить палатку ближе к вершине. А что ваши снегоступы? А вот они около вас лежат. А мои снегоступы вообще на 5200 остались.
Вот здесь вот с редким благородством ребята группы Новика отдали нам свои снегоступы, и это очень нам помогло наверху – следы здесь исчезают быстро. Это мы еще на Конгуре поняли. Мы тепло распрощались, и они ушли вниз. Тут откуда не возьмись, появился Жилин, энергично топая ногами, и ругаясь, что мы сидим так низко.
Группа Волкова остановилась в Л2 на 5900.
11.08.2005. Жилин поднял всех рано, не дал сделать запасы питья, погнал вверх. Я прошел гребень с ледорубом и укороченной палкой. По снегам ничего особенного. Провалился в ту же трещину по пояс, что и дважды проваливался Новик. По крутому склону вылезли на их ночевку. Снизу мощно шла команда Волкова. Мы их дождались, поговорили, сделали фото и ненавязчиво подтолкнули к крутому взлету, слева сбросы. Чтобы они потропили немного дальше. Однако через полчаса они нашли уютную мульду под ледовым сбросом, не дойдя до 6300. Здесь и поставили две палатки.
12.08.2005. Дэн проснулся рано, но об его мульти-горелку испортили все зажигалки. Пришлось ему самому запустить процесс. Моя горелка осталась на 6000 и больше я ее не видел. Зато она работала. Все же удалось сделать запас питья на дорогу. И Дэн, облачившись в снегоступы, мощно пошел вверх, рассекая бескрайние снежные просторы высотных снегов. А мы потащились следом. Постепенно высота подравняла ситуацию. Впереди шли двое на снегоступах, иногда меняясь с другими. За ними по широкой траншее остальные, я на снегоступах пристроился последним. Во-первых, я уже первым отработал внизу, во-вторых, я откровенно наслаждался тем, что иду и не проваливаюсь по столь глубокому снегу. Два крутых взлета-треугольника прошли серпантином.
Фото. В центре Михаил Волков
Дэн ушел вниз где-то на 6500. Игорь – уехал на лыжах на 6700. Я пересчитал цепочку впереди – минус два. Впереди активно тропили Наташа Рулева и Николай Синюшин. Передал им прочную длинную бамбуковую ветку. Достал из широких штанин кусок красной материи, купленной в Кашгаре (материя дорогая, долго торговались). Отрезал полоску – привязать к древку, и вперед, к вершине. Пейзаж уходил вниз. Справа налево по косой долине, затем подъем по склону вправо. Я догнал Мишу Волкова – этот гребень справа – от Ершова? Похоже, что да. А следов там не видно. Неужели команда Ершова до сих пор не взошла?
Прошли по склону вперед – а это уже выпуклость, вершина. Пока народ укреплял бамбук на новом достижении ноги человека, мы с Мишей сфотографировали друг друга. Ну, я пошел, надо тропу к дому не потерять. Миша согласился. Я спустился метров на 200 по вертикали до одного из наших привалов, с характерным желтым пятном на снегу. Началась метель, видимости нет. Следы исчезли. Походил по склону, нашел следы, метель кончилась, наверху появились люди.
Мы ушли вниз примерно на 6500, следы опять кончились. Меня догнали, и караван взял влево. Вообще-то там сбросы в конце, метров на двести. Пока народ осознал, стемнело, заряды пурги накатывали один за другим, где находятся палатки, удалось узнать с помощью космоса. Один GPS был с нами, другой в палатке. Жилин мужественно проснулся, они выставили мигающий маячок, по рации согласовали позиции. Вы находитесь в 280 метрах от палатки. А с какой стороны? Не прошло и трех часов, когда в пурге мы действительно заметили спасительный свет и вскоре пили чай в палатке.
13.08.05. День хороший, две группы прошли гребень без проблем – свежий снег дает целую тропу. Далее я пошел с группой Волкова, поскольку мои уехали на лыжах. По склону 5900-5200 каждый спускался по своему. Я предпочел тащить свой рюкзак на веревочке за собой, и он послушно ехал по свежему снегу. В БЛ уже спустилась с 5900 группа Одоховский – Голубцов, которые накануне слушали переговоры блуждающих восходителей с палаткой.
К темноте с коша принесли половину барана, а так у нас собой было.
14.08.05. Группа Жилин – Рулева – Тихий ушла вниз и уже днем они сообщили, что едут по трассе. Сюрпризом стало исчезновение лагеря Ершова, который был в прямой видимости на другом склоне горы.
Одоховский уже почти закончил кашлять и начал хотеть на гору. А на какую? Полдня мы хотели на Калахонг, но пыл охладило отсутствие пермита. Мы все же цивилизованные люди, кое-где, еще порой, в некоторых местах. Бодаться с контролирующими, директивными и прочими органами не очень-то и хотелось. А на Коскулак у нас пермит есть, и Миша его с гордостью продемонстрировал. Ну, что же, на войне, как на войне, Коскулак, видно, наша судьба в этом сезоне.
15.08.05. Я дошел до ледника, посмотрел путь, а заодно на обратном пути сделал крюк, и забрал снаряжение, которое при спуске оставил на 5200 – тяжелый тогда был рюкзак.
Мы решили понять проблему, которую назвали "Ужас Ершова", УЕ. Позвонили по спутнику ему на мобильник в Кашгар. Он сказал, что рухнул какой-то мостик, на который рассчитывали его участники, и они повернули назад, о чем он сам очень жалеет. Это заинтриговало. Неужели обхода нет? Собрали веревки, крючья, карабины, чуть было жумары не потащили. Лучше бы снегоступы взяли.
Группа Новика ушла на Калахонг по ребру с перевала 6100 и далее на Музтагата. Вроде у них на это есть пермит (в отличие от Коскулака) совместный с чехами, которые, правда, уже должны были уехать. Если они прошли, то у Валеры Шамало здесь нет первопрохода.
16.08.05 прошли большой ледник, поднялись до 5700. По пути в Л1 Ершова обнаружили осыпи из оплавленных черных пород. Здесь мы обходили правый провал на Коскулаке справа. На первом маршруте обходили левый провал слева. Так ведь это же кратеры! А ледники стекают там, где миллионы лет назад текла лава. Странно, что этого никто раньше не замечал. Точно такие же кратеры прорезают и Музтагату – провалы, окруженные километровыми вертикальными стенами. То есть, весь этот массив – вулканическое поднятие, что объясняет его расположение, отдельное от горных хребтов.
Аналогично стоит Эльбрус в стороне от Главного Кавказского хребта.
Палатку поставили прямо на склоне.
17.08.05, долгий подъем, вышли в Л2, нашли потрясающе красивые стены, которые не видели. Здесь ушли влево, поднялись с тропежкой на снежный склон, и набирали высоту до 6400, пока не увидели ряд флажков к снежной перемычке, за которой острый крутой гребень. По высоте здесь и начинается УЕ.
Ушли по колено в снегу от УЕ влево в пологую долину, ночевка.
18.08 утро туманное. Оделись, открыли палатку и оказались в «молоке» с нулевой видимостью. Вышли в 12.30, когда туман раздуло. Прошли склон с бергами, наверху чуть не слетели с доской, но обошлось. Ушли с крутизны на пологое место. Здесь я метров 50 тропил почти по пояс, а рюкзак тащил сбоку, иначе проваливаешься еще глубже. Затем слева от второго бергшрунда вылезли на следующее снежное плато.
Фото. Слава Одоховский и Андрей Петров на 6700
На 6500 нашли вместо флажка огромную стрекозу, не совсем живую. Ушли влево, вскоре вышли на следы нашего ночного спуска.
Метель. Палатка. Ночевка.
19.08 вышли до солнца, чуть не поморозились. Вышло солнце, стало теплее, но вскоре набежали тучи, закрыли гору, пошел снег. Иногда раздувало, чтобы мы могли ориентироваться на местности, где ориентиры – это наши следы, уходящие вниз. К вершине Слава Одоховский вырвался вперед, и его было не остановить. А ведь я говорил ему, что внизу лучше, и пиво еще есть.
Фото. Там вершина
К 15.00 в плохой видимости, метели, снегопаде поднялись на выпуклость вершины - высота около 7030. Дальше идет спуск. Все, вершина. Съемка по пути на две видео и три фотокамеры.
В этот день в прошлом году мы взошли на пик Конгур, 7719. В этот день, в 1993 году на Памире, в районе пика Коммунизма, погибла моя старшая дочь, Оля. Ольге Андреевне Петровой было 18 лет, они с друзьями до этого взошли на предвершину пика Коммунизма, пик Душанбе. Попали в непогоду, благополучно спустились на Москвина. Огромная лавина сошла им вслед с плато по ребру Бородкина. Но от случайного камнепада неделю спустя удача ей не помогла. Оле я посвятил восхождение на Конгур, о чем написал записку и передал ее Захарову, группа экспедиции которого взошла после нас. И сейчас я посвятил ей восхождение, но мысленно – кто и когда будет после нас на этой вершине?
Поставили три вешки, снимать в облаке было нечего, поэтому пошли вниз, и вернулись в палатку. Сделали питье из заготовленной воды, отдохнули. К 18 по графику затишье. Пошли вниз в сторону сбросов на Калахонг. Затишье кончилось. В метели и снегопаде, долго блуждали, пройдя вдоль сбросов, мы вышли к флажку, который я, по просьбе Жилина, поставил над лагерем Новика. Метель трепала нас умеренно, может быть, думал я, это Ольга сердится, что мы без нее ходим. А что делать, в нашей среде сложилась ситуация, когда родители продолжают дело своих детей.
Однако когда мы спустились с ледовых разломов, и пошли по гребеню вниз, показалось солнце, которое сопровождало нас до заката. А потом вышла огромная луна. Это было полнолуние, и по нашей традиции в этом районе должна быть хорошая погода. Впрочем на Конгуре спуск был тоже не подарок.
Далее к 23.30 были в БЛ. Мою палатку в трех местах проклевали птицы, причем сильно. Просто козлы какие-то, а не птицы.
А потом они, конечно, выпили, и позвонили. Связь была, но не устойчивая. Родные и друзья в Москве уже собрались вспомнить Олю.
20.08.05 - утром звонили Хохлову и подробно расписали результаты наших похождений. Что касается группы Шамало, то они вряд ли были на вершине. Со стены с десяток ребер выводят на гребень, по которому до Коскулака надо еще добраться. Например, от ребра восхождения команды Волкова – два километра. Выход наверх, а затем спуск по пути подъема – это, наверное, вершина, но другая. Достаточно посмотреть на карту и хорошо подобранные фотографии на сайте альпклуба МАИ.
21.08.05 - ушли вниз, на перевале через 5 часов поймали фуру, в 23.040 пыльные, но довольные были в Кашгаре – столице Великого шелкового пути, в Семан отеле.
Ужин напротив отеля был прост – шашлыки и лагман.
22.08.05. Осмотр мало знакомого нам Кашгара, ужин с Сашей, Джан Хонгом, обед без него. Хонг вечером накормил нас так, что еле смогли лечь спать. Главное, так вкусно, что не остановишься.
23.08.05 – подъем в темноте, такси всегда у входа в отель. Улет по расписанию. В Урумчи встретили Максимовича - сошел с маршрута. Познакомились с Володей - энтомолог, 3 месяца в Китае. Да, вообще это все ведь и у бабочек бывает, в том числе полеты над облаками. Вспомним стрекозу на 6500.
Все.
Время везде по Пекину. |