Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о походе 5 к.с. в Каракоруме (Пакистан), проведенном с 5 по 28 августа 2014 года Часть 4.
Продолжение. Часть 1 здесь Продолжение. Часть 2 здесь Продолжение. Часть 3 здесь Перевал Solu La, 5375м, 3А, п/п 24августа С утра полудневка, встаем поздно. Накануне написали смс в Москву с просьбой сбросить нам прогноз погоды на район. Результат оказался промежуточным, погода в следующую пару дней должна была постепенно портиться, но глобального катаклизма, как неделю назад, не ожидалось. Дней запаса у нас не осталось из-за вылета из графика на основном кольце, поэтому перед нами сложный выбор – идти запланированное первопрохождение сложной 3А с риском опоздать на самолет или срезать через запасной вариант Sokha La, который соответствует категории 2А-2Б и был пройден ранее другими группами. Решаем немного рискнуть и идти все-таки по основному варианту через перевал Solu La. В первой половине дня продолжаем отдыхать, пьем какао, подъедаем излишки продуктов. Примерно в 12:00 вниз по леднику Biafo уходят наши гиды, договариваемся, что они нас встретят с машинами 28 августа в поселке Bisil, где у нас запланировано окончание активной части маршрута.
IMG_1669. Массив к югу от Broad Tower.
IMG_1689. Пик Sosbun Brakk, 6413м.
IMG_1690. На подходе к цирку Solu La. Выходим после обеда в 14:20. Спускаемся с моренного вала, на котором расположена стоянка, и пересекаем ледник Biafo в направлении поворота к перевалу выше скального пика Broad Tower. Ледник открытый, практически без трещин, идем без связок. На основе наших трех опробованных вариантов прохождения места слияния ледника Biafo с Sim Gang (по центру, вдоль левого борта и вдоль правого борта) рекомендуем именно последний вариант. За два перехода подходим под правый борт Biafo, на третьем начинаем подниматься по пологому ледовому склону в цирк перевала.
IMG_1691-IMG_1693. Панорама хребта, ограничивающего с севера ледник Snow Lake.
IMG_1694. Пик Sosbun Brakk, 6413м.
IMG_1695-IMG_1697. Вид вниз по леднику Biafo.
DSC_8674. Восточная часть пика Broad Tower, 6202м.
IMG_1698. Вид на ледник Sim Gang.
DSC_8676. На повороте в цирк перевала Solu La. На повороте под скальной стеной есть трещины, поэтому по кратчайшей траектории пройти не получается и мы по косому ледовому ребру уходим правее по ходу на ровное поле ледника. Ледник открытый, связки не требуются.
IMG_1699. Ледопад на подъеме в верхние цирки перевалов ”Solu Hidden” и ”Solu Upper”.
IMG_1701-IMG_1716. Перевалы Solu La (по центру) и ”Broad Tower” (слева).
DSC_8681. На подходе к стоянке перед ледопадом. В 16:50 выходим в верхний цирк перевала, после чего делаем еще полтора перехода. Ледник здесь закрытый, но слой снега очень тонкий, трещин нет. Со скал правого борта при нас сходят лавины.
IMG_1723-IMG_1728. Панорама ледника Snow Lake и хребта, разделяющего ледники Snow Lake и Sim Gang.
IMG_1734-IMG_1735. Перевал ”Broad Tower”.
IMG_1736-IMG_1739. Панорама хребта, разделяющего ледники Snow Lake и Sim Gang.
DSC_8688. Лагерь под ледопадом. В 18:10 встаем на стоянку на снегу прямо под началом ледопада в цирке перевала. Высота 4830.
ЧХВ - 2 часа 40 минут. Погода весь день хорошая, чистое небо, ветер. За правым бортом ледника Biafo появляются облака, но они пока не могут перебраться дальше на восток. Вечером в тени перевала холодно. День получился «втягивающим», после двух полудневок на месте заброски заставить себя идти вверх было тяжеловато. 25августа С ночевки вышли в 5:55. Погода ясная, морозно, снег за прошедшие после снегопада дни успел хорошо слежаться, и утром тропить относительно легко.
Траектория движения при подъеме на перевал Solu La (в районе седловины спутниковый снимок сильно искажен, поэтому в этом месте наш трек, чтобы соответствовать снимку, нарисован не по GPS, а вручную)
IMG_1741-IMG_1742. Панорама перевала Solu La и пика Solu Tower, 5979м.
IMG_1743-IMG_1744. Панорама района перевала Khurdopin East.
DSC_8690. Обход ледопада слева по ходу.
IMG_1745-IMG_1747. Вид на ледопад и Solu Tower. Идем в кошках, но пока без связок – трещин почти нет, а те, что есть, хорошо заметны. От стоянки почти сразу забираем влево по ходу и начинаем плавно набирать высоту, обходя трещины. В 6:35 делаем привал, заодно связываемся. Поднимаемся серпантином по достаточно крутому склону (до 40 градусов), продолжаем держаться орографически правого края ледопада, однако сильно не прижимаемся к скалам Broad Tower, помня о вчерашних лавинах, сходивших оттуда.
DSC_8691. Перед огромным разломом, пересекающим весь ледник. Успешно обходим весь ледопад слева по ходу и выходим в пологий верхний цирк. Но в этом месте ледопад подготовил нам напоследок сюрприз. Весь цирк перекрыт огромным разломом, которого не было видно снизу. Теоретически разлом можно обойти слева: прижимаясь к скалам, немного подняться по лавинным выкатам, преодолев бергшрунд, после чего снова спуститься дальше уже на плато. Но этот вариант представляется опасным из-за возможного камнепада или схода лавины, а также крутизны участка (фото IMG_1750, нижняя часть), которая не позволит безопасно преодолеть его в связках и потребует провешивания 1-2 перильных веревок. Решаем пройти вдоль разлома в сторону центра ледопада в поисках моста.
IMG_1749. Восточный взлет перевала Solu La.
IMG_1750. Перевал ”Broad Tower”.
DSC_8692. Ледовое «перо», частично пересекающее разлом. Через 150м находим место, где с противоположного борта разлома под острым углом выступает ледовое «перо», сужающееся «в ноль» и не доходящее метр до нашего борта. В 7:35 начинаем вешать перила через разлом. Первый участник, страхуемый со станции на двух ледорубах, без рюкзака в распоре спускается по грудь в провал между стеной разлома и краем «пера», вылезает на «перо» и благополучно переползает по нему до широкой части, где делает станцию также на ледорубе.
DSC_8694. Движение по перилам на ледовом «пере».
IMG_1751. Снятие перильной веревки, вылезание на «перо» через провал.
IMG_1752. Движение последнего по ледовому «перу».
IMG_1753. Вид с «пера» вниз на дальний борт разлома. В то время как на каждой станции на вбитых в снег ледорубах стоит по одному участнику, остальные участники переходят снежный мост на скользящем карабине, страхуясь автоблоком. Последнего участника, снимающего перила, страхуем аналогично первому.
IMG_1754. Перевал ”Broad Tower”.
IMG_1755. Подход к перевальному взлету Solu La. В 8:15 продолжаем в связках движение по плато за два перехода к 10:00, подходим к бергшрунду, выше которого начинается перевальный взлет. Снег уже немного раскис, начинаем проваливаться. Понимая, что перевальный взлет мы будем обрабатывать достаточно долго, перед началом подъема делаем обеденный перекус.
IMG_1756. Перевал ”Broad Tower” и пик Broad Tower.
DSC_8700. Подъем по первой веревке через бергшрунд.
DSC_8701. Первая веревка. В 10:30 начинаем провешивать перила. Лидер с нижней страховкой переходит бергшрунд в самом узком месте по лавинному выносу и, пройдя справа по ходу от небольших скальных выходов на длину веревки, делает станцию на трех скальных крючьях. В начале перевального взлета уклон небольшой - порядка 35-40 градусов, склон ледовый, засыпан неглубоким слоем плотного снега.
IMG_1758. Вторая веревка.
DSC_8703. Вторая веревка, вид с более низкой точки. При провешивании второй веревки смещаемся немного правее по ходу, делаем станцию на ледобурах рядом с выходом скал. Крутизна по-прежнему небольшая, что позволяет лидеру двигаться с рюкзаком.
DSC_8704. Третья веревка (вид от верха второй веревки).
DSC_8705. Вид вниз от конца третьей веревки. Третью веревку также вешаем на ледобурах и уходим еще правее, под скальную стену перевала. Вдали от нас со стены Solu Tower регулярно сходят камнепады (их следы видны на фото DSC_8705), но опасности для нас они не представляют.
DSC_8707. Третья и четвертая веревки.
DSC_8708. Четвертая веревка, вид от верха третьей веревки. При провешивании четвертой веревки смещаемся влево к началу косого ледового кулуара, который по нашим расчетам должен вывести на седловину перевала. Станцию делаем на удобном скальном выходе у начала орографически левого борта кулуара.
DSC_8709. Первая половина пятой веревки (оранжевый рюкзак вытягивают на отдельной веревке).
DSC_8710. Вторая половина пятой веревки. Следующая (пятая) веревка вешаем уже непосредственно в кулуаре. Кулуар ледовый, крутизна в нижней части около 50 градусов, обрамлен по краям скалами. Начиная с третьей веревки, лидер лезет уже без рюкзака, который затем вытягивается на отдельной веревке, которая затем провешивается на очередной участок склона. Также с третьей веревки лидер начинает делать промежуточные точки, второй участник разделяет ими перила на несколько независимых секций. Станцию для пятой веревки делаем над небольшой, но удобной скальной полочкой. Постепенно убеждаемся, что для здешнего рельефа оптимальными оказались крючья – в скалах много глубоких параллельных трещин шириной от нескольких миллиметров до сантиметра, а в нижней части кулуара до хорошего льда надо еще «докопаться» сквозь слой фирна. Погода начинает портиться, периодически набегают облака, и начинает идти мокрый снег, однако видимость остается удовлетворительной.
DSC_8712. Шестая веревка.
DSC_8713. Вид вниз с шестой веревки.
DSC_8714. Дальний борт ледового кулуара, крутизна склона 60 градусов. Шестую веревку вешаем в кулуаре практически по прямой вверх, крутизна льда здесь 60-65 градусов, станция на ледобурах.
DSC_8715. Вторая часть седьмой веревки, выход на седловину. К концу шестой веревки мы уже почти поднялись на высоту седловины, однако ее низшая точка находится в 40м правее нас, а кулуар уходит дальше прямо вверх и упирается в снежно-ледовый карниз. В принципе можно провесить еще одну веревку вверх по кулуару и выйти на гребень, однако нас беспокоит лишний набор высоты, а также возможность обрушения карниза в кулуар при его преодолении лидером. Кроме того, крутизна кулуара под карнизом доходит до 80 градусов. Поэтому мы принимаем решение провесить седьмую веревку траверсом прямо на седловину. Траверс тоже оказывается вариантом «для настоящих самураев» :) и проходит по комбинированному рельефу над скалами и другими ледовыми кулуарами, в конце траверса – подъем на рыхлую снежно- ледовую вертикальную стенку снежного гребня высотой 2м. Промежуточные точки на выходах скал и на ледобурах.
IMG_1762-IMG_1765. Панорама ледника Sim Gang с седловины перевала Solu La.
IMG_1766. Прохождение участником седьмой веревки.
IMG_1767. Вид на перевал ”Broad Tower” с седловины Solu La.
IMG_1768. Спуск с седловины на запад.
IMG_1769. Пик Solu Tower, 5979м. В 16:45 мы на перевале. Погода, как и предсказывал прогноз, окончательно портится, однако в облаках местами появляются просветы, пару раз открывается величественное зрелище на уходящий далеко вниз ледник Sim Gang. С седловины на восток свисают снежные карнизы, на запад вниз уходит снежно-ледовый склон, достаточно крутой для того, чтобы на нем можно было поставить палатки. Поэтому часть нашей группы сразу же приступает к подготовке спуска с седловины.
IMG_1771. На спуске с седловины, на заднем плане Pipers Peak, 5495м.
DSC_8723. Спуск по перилам через бергшрунд. С седловины было видно, что западный склон подрезан бергшрундом. Поэтому, немного приспустившись с перевала, вешаем перила, закрепив веревку на ледорубном кресте. Ее хватает с запасом, бергшрунд довольно большой и не очень хорошо забит снегом. При его преодолении приходится отталкиваться от ледовой стены, чтобы приземлиться за трещиной. Ледорубный крест сдергивается без проблем, продолжаем движение дальше в связках.
IMG_1773-IMG_1778. Перевал Solu La и пик Solu Tower.
IMG_1780. Северный гребень ледника Solu от места лагеря в верхнем цирке. Пройдя еще немного в связках, в 17:45 мы встаем на стоянку посередине ледника. Слева и справа на снежных склонах Solu Tower и Solu Peak видны небольшие лавинные выносы. Выбираем место посередине верхнего цирка подальше от следов лавин на пологом месте непосредственно перед началом ледопада.
ЧХВ - 3 часа 20 минут + 7 часов технической работы. Полноценный и разнообразный день, наполненный технической работой. Сюрприз в виде разлома в верхней части ледопада, а также большее число перильных веревок на перевальном взлете, чем ожидалось при взгляде снизу, несколько задержали нас, но лагерем мы встали в исходно запланированном месте. Пришла опять непогода, но, к счастью, не в виде снежного шторма, как 10 дней назад. 26августа Утром вышли в 6:10 сразу в связках. Погода плохая, на перевале сидит облако, видимость 100-200 метров, периодически идет слабый снег.
Траектория движения при прохождении первой и второй ступеней ледопада на спуске с перевала Solu La (спутниковый снимок сильно искажен, чтобы изображенный на снимке GPS-трек соответствовал снимку, его надо сместить примерно на 100м на юго-восток – мы спускались вплотную под нунатаком, а не в 100м от него, как показывает снимок).
DSC_8730. Выход от места лагеря к левому борту ледника. Практически сразу начинается верхняя ступень ледопада. Просмотреть его сверху не получается из-за плохой видимости, на чужих фотографиях снизу с расстояния в несколько километров детали тоже не видны. Так как нижнюю половину ледопада надо проходить вдоль левого борта (из-за зоны особенно больших разломов в месте впадения правого притока) то решаем с самого начала спускаться вдоль левого борта.
DSC_8732. Скалы левого борта.
DSC_8733. Трещины у левого борта ледника. Всем время маневрируем влево-вправо вдоль больших трещин в поисках снежных мостов, потихоньку продвигаемся вниз.
DSC_8735. Маневрирование в зоне трещин.
DSC_8736. Возврат назад к левому борту. Слой снега на леднике довольно большой, периодически требуется тропежка, но по сравнению с первыми днями после снежного шторма тропежка здесь совсем простая. Слева в ледник вливается широкий ледовый кулуар, смещаемся еще левее на его продолжение.
DSC_8737. Спуск по желобу вдоль левого борта. Выходим на широкий желоб, оставленный давним ледовым обвалом или лавиной. Здесь трещины забиты снегом, и спускаться получается гораздо быстрее. Но вскоре в желобе опять появляются трещины, а с левого склона над желобом начинают сходить мелкие лавинки из свежего снега. Место становится небезопасным, уходим из желоба направо.
DSC_8741. Переход к правому борту.
DSC_8744. Вид из центра ледника вниз, в левой половине кадра виден нунатак.
DSC_8746. Вид назад в сторону левого борта.
DSC_8747. Спуск вдоль правого борта. По центру большое количество трещин, поэтому переходим через весь ледник к его правому борту и продолжаем спуск там. Довольно быстро большие трещины на леднике заканчиваются, вдали становится виден пологий участок. Слева от него виден ледовый горб, образовавшийся в результате наползания ледника на нунатак. Спускаемся примерно на середину пологого участка.
DSC_8750. Выход на ровный участок между первым и вторым ледопадами.
IMG_1784-IMG_1792. Панорама 180 градусов правого борта ледника (в правой части панорамы – седловина перевала).
IMG_1793. Вид вниз с ровного участка между ледопадами.
IMG_1797. Район пика Solu Hidden, 5850м. В 7:35 выходим на пологий участок после первой ступени ледопада и останавливаемся на первый привал. Высота 4980м. Погода улучшается, внизу все раздуло, появляются кусочки голубого неба, но вершины в районе перевала по-прежнему в облаках.
DSC_8760. Выход на серак, с которого будет провешена первая веревка.
IMG_1800-IMG_1806. Панорама 180 градусов на север. Проводим разведку начала второй ступени ледопада. Пройти справа без шансов – в месте впадения правого притока из-под пика Solu Hidden каша из сераков (фото IMG_1807). Центр перекрыт широкими трещинами через весь ледник. Как и планировалось в Москве, уходим влево к нунатаку и ищем варианты спуститься под ним.
IMG_1807. Правая часть второй ступени ледопада.
IMG_1808. Вид от верха второй ступени ледопада на ровный участок между второй и третьей ступенями.
IMG_1811. Безымянный пик к югу от Solu Hidden.
DSC_8765. Вид с серака на первую перильную веревку. Между нунатаком и основным телом ледника проходит широкий и достаточно крутой ледовый желоб. Спуск в желоб с серака на его краю проходит по короткой ледовой стенке, трещины основной части ледопада могут продолжаться и под желобом, поэтому вешаем на спуск перильную веревку, закрепив ее на ледорубах.
IMG_1814-IMG_1819. Панорама 180 градусов, в правой части – спуск по первой веревке.
IMG_1820. Под нунатаком.
DSC_8767. Спуск по первой веревке (вид от конца веревки). Решение оказывается правильным – спуск по желобу идет через небольшие трещины и ледовые стенки высотой пару метров. Веревка заканчивается на достаточно пологом участке, где перильная страховка не требуется. Дожидаемся спуска всех участников чуть ниже прямо под стеной нунатака (фото IMG_1820) – на это место ничего не должно упасть в случае ледового обвала с той части ледника, которая наползает на нунатак. Заканчиваем спуск по первой веревке в 9:35, сдергиваем ее с помощью ледорубного креста.
DSC_8771. Спуск по крутому ледовому склону между первой и второй веревками. Далее спуск идет по достаточно крутому ледовому склону. Мы спустились в связках, группам с худшей ледовой техникой может понадобиться перильная веревка. Рекомендуем в этом месте не задерживаться из- за возможности падения кусков льда с нунатака.
DSC_8773. Начало спуска по второй веревке.
IMG_1827. Вторая веревка через ледовую стенку. Крутой ледовый склон заканчивается вертикальной ледовой стеной, пересекающей весь желоб. Здесь приходится повесить вторую веревку. Верхняя станция на ледобурах. Внизу под стеной частично закрытая трещина, при дюльфере приходится последний момент отталкиваться от стены, чтобы ее перепрыгнуть. Далее все завалено ледовыми блоками, страховка не требуется. Стараемся в этом месте тоже слишком долго не задерживаться, заканчиваем спуск по второй веревке в 10:25. За все время спуска по двум веревкам и склону между ними падение льда, к счастью, не наблюдалось. Во время всего прохождения ледопада звуков больших обвалов мы также не слышали, но их вероятность обязательно надо учитывать, особенно при прохождении этого участка на подъем, который требует больше времени, чем спуск.
IMG_1832. Характер льда в сераках ледопада.
DSC_8777. Спуск по пологому ледовому склону после второй веревки.
IMG_1840. Вид назад на нунатак и верх стенки, где была провешена вторая веревка.
IMG_1841. Окончание второй ступени ледопада.
DSC_8781. Место впадения северного притока ледника.
IMG_1843-IMG_1845. Панорама 180 градусов на север.
IMG_1846. Вид назад на нунатак и начало первой веревки.
IMG_1850. Вторая ступень ледопада на фоне безымянного пика к югу от Solu Hidden. После преодоление ледовой стенки спускаемся дальше в связках по желобу, который постепенно расширяется и превращается в обычный ледовый склон. На склоне встречаются трещины, которые приходится обходить, но все-таки он на порядок проще, чем центральная часть ледопада (фото IMG_1843- IMG_1845). На этом участке нужно спускаться вдоль зоны разломов и не уходить сильно влево, так как там мы видели следы больших лавин, сошедших со склонов Solu Peak. В 10:50 мы выходим на пологое плато между второй и третьей ступенями ледопада, и останавливаемся там на очередной привал. Высота 4730м.
Траектория движения при прохождении третьей ступени ледопада на леднике Solu.
DSC_8785. Начало обхода слева третьей ступени ледопада. Выходим после привала в 11:05. Начало движения достаточно очевидное – по центру ледопад перекрыт гигантскими разломами, которые было видно еще со второй ступени, на правую часть лучше вообще не смотреть, а налево уходит достаточно ровный склон, на котором присутствуют только небольшие закрытые трещины. Уходим в связках налево и по широкой дуге вдоль левого борта продолжаем спуск.
IMG_1853. Верхняя часть третьей ступени ледопада.
DSC_8786. Верхняя часть третьей ступени ледопада.
DSC_8787. Продолжение обхода слева, вдали видны широкие поперечные трещины в месте впадения левого притока, из-за которых потом придется уйти в центр ледопада.
IMG_1855-IMG_1857. Панорама ледопадов и пиков Solu Hidden (правая треть кадра) и Solu Tower (самый правый).
DSC_8789. Правый борт ледопада. Первая часть спуска проходит достаточно мирно – трещины центральной части ледопада доходят до левого борта уже не очень широкими, и в этом месте их получается перепрыгнуть или перейти по ледовым мостам.
DSC_8790. Маневрирование среди трещин выше впадения левого притока ледника.
IMG_1858. Маневрирование среди трещин выше впадения левого притока ледника. Но ближе к месту впадения в основной ледник левого притока (или, скорее, ледового склона, упирающегося в ледник) начинаются проблемы. Ледник становится разорванным и вдоль левого борта, и спуск требует все более сложных разведок и маневров.
IMG_1859. Подобие бергшрунда, перегораживающее ледник.
DSC_8791. Вид назад на путь спуска вдоль верхней части третьей ступени ледопада.
DSC_8793. Выход к левому борту по отколу «бергшрунда».
DSC_8794. Спуск с откола. Мы упираемся в широкую трещину, напоминающую бергшрунд, которая заходит на склон левого борта. Приходится пройти вдоль нее 70м направо в сторону центра ледника, а затем 120м налево вдоль следующей трещины. Этот маневр приводит на ледовый откол, упирающийся в скалы левого борта. Спускаться с откола приходится на передних зубьях кошек. Высота 4580м. Далее получается уйти левее на ледовый склон, на котором ситуация с трещинами опять становится проще.
IMG_1860. Центральная часть третьей ступени ледопада.
DSC_8795. Уход дальше влево на продолжение левого притока ледника.
DSC_8797. Вид назад на путь спуска. После 300м спуска мы упираемся в зону непроходимых поперечных трещин и начинаем резко уходить влево без существенного сброса высоты. Пройдя так 250м, нам удается прорваться через полосу трещин и пройти метров 50 прямо вниз по линии падения воды.
DSC_8798. Начало ухода в центральную часть ледопада. Но дальнейший путь вниз оказывается надежно перекрыт широкими и глубокими трещинами. Спускаться в каждую из них на десяток-другой метров вниз, а затем вылезать наверх по ледовой стене на противоположный борт, потребует много-много часов. После нескольких разведок решаем уходить в центральную часть ледопада. Лабиринт из стоящих и обрушившихся сераков выглядит пугающе, но, по крайней мере, там нет труднопреодолимых многометровых трещин. Высота 4400м.
IMG_1861. В центральной части ледопада.
DSC_8800. Маневрирование по серакам в центральной части ледопада.
DSC_8801. Ледобурная дорожка при траверсе над трещиной. В 12:30 погода опять портится и начинается слабый дождь, что немного портит удовольствие от маневрирования в ледопаде. Из каждой точки ледопада видно вперед только на пару десятков метров, остальное закрыто сераками. Приходится «шестым чувством» угадывать, какой из возможных путей не закончится тупиком. Постоянные спуски и траверсы по крутым ледовым склонам (иногда на передних зубьях), прыжки через трещины и вниз с серака на серак. В одном месте все-таки пришлось организовывать стационарную страховку в виде ледобурной дорожки из двух буров. Ледовый склон в этом месте был не сложнее многих других, но он обрывался в неприятную расширяющуюся вниз трещину, и мы решили не рисковать и подстраховаться при траверсе.
DSC_8802. Выход на относительно «спокойный» участок центра ледопада. В районе высоты 4300м ледник становится относительно ровный (очень относительно), но на нем опять появляются широкие трещины, которые перегораживают нам дорогу. Смещаемся вдоль них направо еще дальше в центр ледопада.
DSC_8803. Вид назад на путь спуска вдоль ледовой речки в центре ледопада. Через 200 метров выходим к широкому ледовому каньону, который пробила речка, стекающая по леднику. Начинаем спуск вдоль речки прямо вниз. Каньон все время извивается, периодически приходится прыгать через бурные потоки и траверсировать ледовые склоны над речкой, но спуск проходит быстро и появляется уверенность в том, что мы успешно выберемся из ледопада.
DSC_8804. Спуск вдоль ледовой речки в районе выполаживание ледника. Ледник становится все более пологим, сераки превращаются в ледовые холмы, и мы в 13:20 выходим из ледопада и останавливаемся на обед. Третью ступень ледопада прошли без больших привалов, отдыхали по очереди во время разведок пути. Высота нижнего края ледопада 4170м. Первая ступень ледопада была с перепадом высот 280м, вторая – 250м, третья, самая сложная, - 560м. Общий перепад высота на ледопаде – 1090м. Во время подготовки к обеду начинается ливень с ветром при температуре чуть выше нуля. Мембранные куртки держат, но сильно мерзнут руки. Решаем отказаться от долгого приготовления обеда под дождем и ограничиваемся перекусом. В 14:05 идем вниз без связок по пологому открытому леднику.
DSC_8808. Движение по открытой части ледника после обеда.
IMG_1862. Вид назад на центральную часть третьей ступени ледопада, на заднем плане седловина перевала Solu La.
IMG_1863-IMG_1865. Панорама третьей ступени ледопада.
IMG_1866. Южный отрог пика P5800, разделяющий цирки перевалов ”Solu Hidden” и ”Solu Upper”.
IMG_1867. Ледопады перевала Solu La.
IMG_1869-IMG_1871. Ледопад правого борта из цирка перевала ”Solu Upper”. Идти по леднику несложно, трещин практически нет, кошки не требуются. Постепенно ледник начинает покрываться камнями и возникает центральная морена. Движемся по правой половине ледника (с учетом того, что запланированное место лагеря рядом с кошем Sugulu находится на правом борту долины). Напротив ледника, стекающего из цирка перевала ”Solu Upper”, на основном леднике в месте слияния появляются трещины, приходится сместиться на центральную морену. Дождь заканчивается, переменная облачность.
DSC_8812. Ледопад левого борта со склонов Pipers Peak, 5495м.
IMG_1872. Ледопад правого борта из цирка пика Ice Cream, 5800м.
DSC_8815. Спуск по зачехленному леднику.
DSC_8816. Ледопад правого борта из цирка пика Ice Cream, 5800м.
DSC_8817. Вид назад в сторону перевала Solu La.
IMG_1873. Все три ступени ледопада. Примерно посередине между впадениями притоков из цирков ”Solu Upper” и Ice Cream открытый лед заканчивается, далее ледник покрыт тонким слоем камней. Скорость движения несколько падает, но, по крайней мере, ледник остается ровным, и можно двигаться по прямой. Напротив впадения притока из цирка Ice Cream в центре ледника возникают ледовые холмы с грязными крутыми склонами, приходится сместиться правее, где слой камней на леднике тоньше, а ледник немного более ровный. Но даже там приходится постоянно лавировать, а также набирать и сбрасывать высоту. Еще через 800 метров относительно хорошая поверхность ледника заканчивается и здесь. Весь ледник представляет собой «помойку» из мульд и ледовых холмов. Идти в кошках не дают камни, а без кошек слишком скользко. Опять начинается дождь, все камни мокрые. Решаем прорываться к правому борту ледника в надежде пройти по карману между ледником и склоном.
DSC_8818. В кармане между ледником и склоном на подходе к кошу Sugulu. В кармане ледника оказывается не сильно лучше – он завален «живыми» камнями, местами в нем течет ручей с топкими берегами. Траверс склона тоже достаточно неприятный – он достаточно крутой, под ногами все едет вниз. Изрядная часть снаряжения в рюкзаках мокрая, вес у них больше, чем в начале похода. Смотрим постоянно в GPS на медленно уменьшающееся расстояние до коша. Наконец, после 500м движения по карману ледника (и после 4 переходов от места обеда под ледопадом) мы выходим к кошу Sugulu. Нас встречает все население коша – пастухи, которые пасут коров на пастбищах правого борта долины. Английский никто, естественно, не знает, общаемся жестами. Пастухи настроены очень приветливо. «Бригадир» отводит нас на зеленые площадки выше коша на краю пастбища, ставим там лагерь в 17:10. Высота 3850м (внизу на леднике было 3800м). Мест для палаток много, но они требуют расчистки от коровьих «лепешек». Вода есть в ручье на пастбище (естественно, требуется кипячение). Когда мы обустраивали лагерь, к нам пришла «делегация» из пастухов, принесли чайник местного соленого чая с молоком, банку сахара и кружку. Мы с удовольствием выпили чай и отказались от предложений еды и ночевки в коше. Вечером еще несколько раз начинался и заканчивался дождь, шел он и ночью.
ЧХВ - 8 часов 25 минут. Очень сложный и тяжелый день, как по объему технической работы, так и по общему времени движения под рюкзаком. Сбросили за день 1540м, первая ночевка на траве за 20 дней. Погода совсем плохая, весь день облачность, туман и осадки. Но, к счастью, она не настолько плохая, чтобы задержать нас на седловине перевала. 27августа 7-55 вышли из лагеря. Погода пасмурная, но без дождя. Нас пришло провожать все население коша, сфотографировались на память.
IMG_1874. Кош Sugulu.
DSC_8819-DSC_8820. Панорама ледника Solu от места впадения его правого притока из цирка пика Sugulu.
DSC_8821. Тропа на зачехленной части ледника в месте впадения правого притока. Вниз по долине от коша есть тропа. Она пересекает правый приток ледника Solu чуть-чуть выше его впадения в основной ледник. Тропа в этом месте почти не заметна, ориентируемся больше по коровьим «лепёшкам», чем по турам (тропа используется для сезонной миграции стада коров на пастбища выше коша и обратно в Bisil). Следует с самого начала найти эту тропу – хотя она не натоптанная, но проложена оптимальным образом среди моренных валов и мульд на леднике.
IMG_1883. Мульда на леднике диаметром 40 метров.
IMG_1884. Тропа траверсирует конгломератный склон.
IMG_1885. Место впадения его правого притока из цирка пика Sugulu, за ним на зеленом склоне – кош Sugulu. Вскоре после пересечения правого притока ледника тропа выходит на правый склон над ледником и продолжается по нему. Изредка на тропе встречаются отвороты на верхние пастбища, следует все время придерживаться нижней тропы.
DSC_8824. Правый приток из цирка к востоку от пика P5527.
IMG_1888-IMG_1890. Приток уходит под ледник Solu. Пересечение мелких речек, стекающих с правого борта долины, не вызывает абсолютно никаких проблем.
IMG_1891. Западный склон Pipers Peak, 5495м и ледник Solu на переднем плане.
DSC_8826. Вид вниз по долине. Тропа проложена очень неэффективно в плане перепада высот. Вместо того чтобы плавно сбрасывать высоту, она все время то спускается вниз на ледник, то забирается назад высоко вверх по склону.
DSC_8827. Вид на слияние ледников Solu и Sokha. Когда слева становится видно место слияния ледников Solu и Sokha, тропа выходит на серию ровных конгломератных «пляжей», на которых присутствует русло пересохшего ручья. В конце этого участка за 500м до реки Pakhora тропа крутым серпантином поднимается наверх в висячую долину над ледником. Подъем идет среди зарослей кустарника, тропа здесь не очень набитая.
IMG_1898. Зачехленный левый приток ледника Sokha, стекающий из-под пика Shuntun.
DSC_8828. Выход к пересохшему озеру перед кишлаком Pakhora. В конце третьего перехода поднимаемся в висячую долину. Тут должно быть озеро, рядом с которым мы еще в Москве планировали ночевку, но оно практически целиком высохло. По краю кармана морены есть строения, вероятно летние укрытия для пастухов, но людей не видно. Много места для стоянок, хорошее место для лагеря (здесь два года подряд останавливалась немецкая экспедиция).
DSC_8829. Слияние ледников Solu и Sokha.
IMG_1903. Пересохшее озеро перед кишлаком Pakhora (вид вверх по долине).
IMG_1904. Кишлак Pakhora (на тропе под скалами). Река Pakhora достаточно полноводная даже в первой половине дня. С некоторым трудом находим места для перепрыгивания по камням чуть выше тропы, где удается переправиться, сохранив ноги сухими. Упускаем в процессе переправы одну палку, но потом вылавливаем ее из реки. Сразу за рекой под скалой, ограничивающей долину реки справа, находится кишлак Pakhora. Коротко общаемся жестами с местными жителями (английский и тут никто не знает) и идем дальше по тропе.
DSC_8833. Тропа траверсирует песчаный склон в 500м ниже кишлака Pakhora.
IMG_1905. Перевалы южного борта ледника Sokha к западу от Sokha Brakk, 5963м (вид от места обеда). Отойдя больше километра от кишлака за широкий контрфорс правого борта, выходим в короткую висячую долинку, куда со скал стекает ручей с чистой водой, прикрытый небольшим снежником. В этом месте в 11:20 делаем привал на обед. Во время обеда начинается средний дождь с ветром. В долинке есть места под палатки (требующие расчистки и выравнивания). Задумываемся над тем, не остаться ли тут ночевать, если погода не улучшится (хотя это потребует раннего выхода на следующий день). Но дождь прекращается, и мы идем дальше.
DSC_8834. Характер тропы в 500м ниже слияния ледников.
DSC_8837. Два км ниже слияния, вдали виден правый приток, на котором стоит кишлак Dabadas.
DSC_8842. Подходим к кишлаку Dabadas.
DSC_8843. На улицах кишлака Dabadas. Ниже кишлака Pakhora тропа очень заметная и хорошо набитая. Бежим быстро, хоть и рюкзаки тяжелые из-за мокрых вещей после дождя накануне. Проходим пустой большой кишлак с большим живописным камнем посередине (видимо жители отсюда уже спустились на зиму в деревню).
DSC_8847. Мост ниже кишлака.
DSC_8849. Тропа по крупной осыпи ниже кишлака. За кишлаком переходим ручей по мосту (очень интересный с точки зрения строения мост – из брёвен, кустарника и камней). От моста много «козьих» троп, поднимающихся вверх по склону. Идти дальше нужно левее (ближе к основной реке), не поднимаясь на склон. Там, пройдя через заросли малины, мы выходим на набитую и помеченную турами тропу. Тропа набирая немного высоты, пересекает старый завал и опять идёт на спуск по долине.
DSC_8851. Характер тропы в 1км ниже кишлака.
DSC_8852. Снежный мост через реку Berelter (вытекает из ледника Solu) в 200м выше места ночевки.
DSC_8855. Место ночевки на правом притоке (вид вверх по притоку). В 15:05 через 4 перехода после обеда делаем очередной привал перед правым притоком, который течет в широком конгломератном каньоне. Высота 3140м. За 50м до места привала прямо на тропе из склона бьет родник с чистой водой. Другими ориентирами являются два снежных моста через реку Berelter выше и ниже правого притока. Над нижним по долине снежным мостом на левом борту долины красивый водопад. Делаем разведку вверх по каньону правого притока и в итоге встаём на небольшом выполаживании посередине левого борта каньона. Место укромное, с тропы его не видно. При желании можно расчистить еще пару мест под палатки. Вода в притоке чистая, по времени получается примерно одинаково спускаться за водой вниз к притоку или ходить к роднику на тропе. Дождь окончательно прекращается, удается просушить большую часть снаряжения.
ЧХВ - 4 часа 15 минут. Погода пасмурная, низкая облачность, за день много раз начинал идти дождь, но видно, что в целом погода все-таки налаживается. Несмотря на то, что мы шли вниз по долине, на каждые 100м сброса высоты приходилось 35м набора из-за очень неэффективной тропы. 28августа Вышли в 8:20. Машина из поселка Bisil у нас назначена на 12:00, поэтому можно не спешить. Идется вниз веселее, так как рюкзаки с сухими вещами стали заметно легче.
DSC_8857. Еще один снежный мост через Berelter в 300м ниже места ночевки.
IMG_1924. Характер долины в районе следующего правого притока. Характер растительности в долине реки напоминает Фанские горы. Погода хорошая, переменная облачность. Следующий (и последний) правый приток легко переходим по камням.
IMG_1926. Природный «мост» в 2.7км выше устья реки.
IMG_1928. Начало обхода каньона.
IMG_1935-IMG_1936. Каньон, на заднем плане Mango Brakk, 5087м. Перед выходом в широкую долину реки Basha (Shigar) река Berelter уходит в красивый скальный каньон. Тропа сначала идет прямо над каньоном, а потом слегка набирает высоту по конгломератным склонам над каньоном.
IMG_1938. Над каньоном.
IMG_1943. Устье реки Berelter и поселок Bisil.
DSC_8873. Мост через Berelter, перед ним заканчивается автомобильная дорога, выше по долине реки Basha (Shigar) только пешком. После окончания каньона тропа крутым серпантином спускается к мосту через Berelter. Высота 2684м. Группам, которые пойдут здесь вверх по долине Berelter следует учесть, что на участке от моста до пересечения тропой правого притока воды на тропе нет, а набор высоты составляет 250м. За мостом начинается автомобильная дорога, но сам мост переходный. Выходим к посёлку, тут уже есть деревья и много зелени. Всего от места ночевки до поселка Bisil спустились за три перехода к 11:00. На центральной площади поселка наших джипов нет, садимся ждать, вокруг нас собирается почти все население поселка. Наконец-то появляется англоговорящий местный житель и сообщает, что водитель ждет нас в доме своего друга. Идем туда в сопровождении большой толпы, встречаем водителя и выясняем, что дорога по левому берегу Shigar разрушена, джип проехал по дороге по правому берегу и дожидается нас там. Не в силах бороться с традиционным восточным гостеприимством пьем соленый чай с лепешками и печеньем в доме у друга водителя, затем делаем еще один переход по дороге вниз по долине реки. Стоит отметить, что прямо в поселке Bisil есть горячие источники, которые мы не посещали, но которыми могут воспользоваться группы, начинающие здесь свои маршруты. Немецкая экспедиция два раза использовала Bisil в качестве стартовой точки и хорошо отзывалась о местных жителях.
IMG_1986. Переправа через Basha (Shigar). В нижнем течении реки она называется Shigar, для участка выше впадения левого притока Braldu встречается название Basha, но в целом долина носит название Shigar. Река полноводная и по своим масштабам не сильно меньше Инда, в который она впадает напротив Skardu. Для того чтобы попасть на правый берег реки, нам потребовалась занятная переправа по тросу в железной «корзине», перетягиваемой видавшей виды веревкой. В 12:20 мы сели в джип и поехали вниз по дороге по правому берегу. Высота конечной точки пешей части маршрута - 2650м.
IMG_1997. Хороший участок дороги по правому берегу реки.
IMG_2006. Мост через правый приток в районе поселка Doko. Дорога по правому берегу Shigar заметно лучше того участка по левому берегу, который мы проехали в начале похода при заброске в Askole. Всем группам, которые будут начинать или заканчивать походы в долине Shigar мы рекомендуем пользоваться дорогой по правому берегу. Тем не менее, через полчаса после начала движение, мы пробили одно из колес. Водитель поставил за 15 минут запаску, и мы поехали дальше. Но через некоторое время стало спускать другое колесо. Мы остановились в «автосервисе» в одном из поселков ниже впадения реки Braldu, и там нам 35 минут ставили заплатку на камере. Заплатка не помогла и в одном из следующих поселков мы стояли еще 40 минут, пока водитель пытался добыть запаску у проезжавших мимо машин. Наконец, ему это удалось, и мы поехали дальше.
IMG_2023. Автомобильный мост через Shigar рядом с поселком Shigar на левом берегу. Последние 5-10км дорога по правому берегу имеет асфальтовое покрытие. Через реку Shigar напротив крупного поселка Shigar строится большой бетонный мост, но пока еще все переезжают на левый берег по подвесному деревянному мосту. В поселке Shigar мы остановились на центральной площади в еще одном автосервисе, водитель отдал чужую запаску, купил новую камеру и установил ее в наше колесо. В итоге в Skardu в гостинице мы оказались только в 18:30, потратив на дорогу 6 часов. При отсутствии проблем, вероятно можно уложиться в 4 часа. В ресторане гостиницы мы заказали себе праздничный ужин, а на следующее утро на микроавтобусе от турфирмы уехали в Исламабад.
ЧХВ – 2 часа 20 минут. Ходовой день совсем короткий, большая часть дня ушла на переезд в джипе до Skardu. Погода отличная, солнечно и не жарко. ИтогиПеревал Solu La можно оценить как сложную, красивую и тактически интересную 3А, возможно, 3А*. Мы можем рекомендовать прохождение перевала в «шестерках» и сильных «пятерках». Наш вариант прохождения перевала позволил удержаться в рамках заявленной категории 3А, но для групп, которые не смогут воспроизвести нашу траекторию движения в ледопаде или будут проходить его при другой ледовой обстановке, фактическая сложность прохождения перевала может вырасти до 3Б. Перевал Solu La является единственным на данный момент пройденным перевалом, соединяющим ледники Solu и Biafo. Мы были первой группой, прошедшей его, предыдущие попытки закончились неудачно. Так, например, британская экспедиция 2001 года (Wilkinson и др.) повернула назад, когда не смогла найти безопасного пути через ледопад. У перевала Solu La нет простой стороны для подъема на седловину, но все-таки наиболее сложным препятствием при сквозном прохождении перевала является ледопад на западной стороне перевала. Ледопад имеет перепад высоты более километра (от высоты 4200м до 5250м) и состоит из трех ступеней. Верхнюю ступень (почти незаметную снизу) мы прошли, сначала спускаясь вдоль левого борта, а потом, переместившись к правому, рекомендуем попробовать целиком пройти эту ступень вдоль правого борта. Вторую ступень мы прошли в районе левого борта, провесив в желобе справа от нунатака две веревки, такой вариант является оптимальным. Верхнюю часть нижней ступени ледопада мы прошли в районе левого борта, затем сместились в центр ледопада. Этот участок ледопада является тактически наиболее сложным, очевидного пути через него не видно и успешное прохождение зависит от умения группы выбирать те пути в лабиринте разломов и сераков, которые не приведут в тупики. Нам удалось пройти ледопад на спуск за один день, при прохождении в обратном направлении потребуется не менее двух дней, безопасные ночевки возможны на ровных участках между ступенями ледопада, а также в верхнем цирке выше ледопадов. В качестве мелкого бонуса на западной стороне перевала – 1 веревка через бергшрунд на перевальном взлете. С востока перевальный взлет выглядит снизу сплошной скальной стеной, но на самом деле в ее орографически правой части вверх ведет крутой ледовый кулуар, подниматься по которому проще и безопаснее. На подъем мы повесили 7 веревок, на спуске может быть получится обойтись 6 веревками. Последняя веревка представляла собой непростой траверс из кулуара на низшую точку гребня. В принципе теоретически возможно вылезти на гребень, продолжая подъем по кулуару, но в таком варианте придется преодолеть вертикальную ледовую стену в самой верхней точке кулуара и небольшой снежный карниз над ней, что при прохождении их на подъем может оказаться проблематичным. Во время подъема падения камней со скальной стены перевала не наблюдалось, но несколько раз сходили мелкие лавинки со снежного ребра орографически правее ледового кулуара. В качестве бонуса на восточной стороне – 1 веревка при прохождении ледопада при подъеме в верхний цирк. С седловины перевала открываются отличные виды в обе стороны, прохождение ледопада дает неограниченный источник красивых фотографий и большое удовольствие от решения тактических задачек по распутыванию лабиринта разломов и сераков. Представляют интерес соседние не пройдённые перевалы, которые мы условно назвали Broad Tower, Solu Hidden и Solu Upper, все они, скорее всего, еще сложнее Solu La и ближе к 3Б. С седловины перевала возможно первопрохождение на Solu Peak, а из верхней части ледопада – новые маршруты на Solu Tower и Solu Hidden. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||