Горы мира > Крым > Кастропольская стена

Автор: Юрий Круглов, Севастополь

«Неуловимые», 5Б, 235 метров. — новый маршрут на Балчик-Кая

Схема маршрута «Неуловимые»

По случаю 30-летнего юбилея с момента начала занятия альпинизмом, которым я считаю восхождение на Казбек в далёком 1988 году, вчера сделал себе подарок — не пошёл на работу, а пролез новый маршрут на Балчик-Кая. Хорошая, злобная 5Б. Сложная для данной категории. Название — «Неуловимые» — имеет свою предысторию. Восточная башня Балчик-Кая — одна из немногих объектов в Крыму, где до сих пор не было ни одного маршрута. Почему? Причину я выяснил только когда полез туда.

Детально башню получилось изучить, пока мы с Сашей Лавриненко, а затем с Антоном Умновым лазали по Кастропольской стене, работая над новым путеводителем «Скальные маршруты в окрестностях Большой севастопольской тропы. Часть 2». Вид на восточную башню Балчик-Кая с юго-востока открывает очень логичную линию (и не одну!). Фотограф-альпинист Алексей Юрков, в процессе подготовки фотоматериала для нашего путеводителя сделал несколько снимков восточной башни Балчик-Кая через телеобъектив. Поглядев на снимки, стало понятно, надо лезть.

Алексей Юрков фотографирует для путеводителя «Скальные маршруты в окрестностях Большой севастопольской тропы. Часть 2»

Первая вылазка получилась исключительно разведывательной. В грот (R2) мы с Владимиром Одоевым забрались относительно быстро. В гроте обнаружили старый шлямбур со спусковой петлёй. Шлябмур был забит ещё в советские времена. Рядом лежали несколько истлевших спусковых петель из рыбацкого фала. Каждая последующая команда, залезая сюда, меняла спусковую петлю и уезжала вниз. Над нами был большой грот с рыжим потолком. Над ним начинался логичный и красивый внутренний угол, который уводил на вершинную башню. Попасть к этому углу можно, преодолев стену справа от грота. Вот эта стена, по-видимому, и оказалась препятствием для предшественников.

Попытка пролезть стену в лоб успехом не увенчалась. Стена крошилась, под крошкой сильно гудела. Если по этой гудящей стене постучать молотком, то она вновь крошилась, а если постучать посильней, то отваливалась слоями. И так до бесконечности. Забросав напарника камнями, я бросил попытки залезть по стене. Вместо этого поднялся по углу в верхнюю часть грота, практически под потолок, и начал траверсировать вправо. Порода здесь была немного получше, после пары забитых якорей пришлось использовать осадную технологию. Однако два шлямбура, забитых в гудящую, но более надёжную породу, не решили проблему. Пробойник сломался и нам пришлось спускаться вниз.

Прохождение потолка на R2-R3

Внизу мы остановились возле удобного кармана под Кастропольской, чтобы рассмотреть, куда же мы залезли. Из кустов материализовалась пара полицейских, сказав, что здесь и в радиусе 300 метров находиться и фотографировать нельзя — идут учения. Но, полицейские оказались разговорчивые. Оказалось, что учений никаких нет, но на несколько недель в госдачу внизу заехал какой-то дядя, или тётя, которые, наверное, могут сбежать. Поэтому их нужно охранять. Для этого дачу обнесли новым забором, поставили охрану и камеры, а вокруг «буферную зону», которую и охраняют эти полицейские. Мы проехали 300 метров дальше, сфотографировали стену оттуда.

Вторую вылазку сделали через 2 недели. Встали в 5 утра, прошли мимо спящих в «бобике» на обочине дороги полицейских. На этот раз на R2 мы попали ещё быстрее. Я вооружился новым пробойником, якорями, и полез на потолок. Прошёл его, вышел на долгожданный внутренний угол с хорошей страховкой. Препятствие было пройдено. Оставшиеся 20 метров участка до полки пролез Владимир.

Участок R2-R3

На полке мы обнаружили, что из трёх литров воды у нас осталось ноль литров, так как один из них вылился внутри рюкзака. В тени +37, на солнце все 45. Я всё-таки поработал на следующем участке — только чтобы убедиться, что надо спускаться вниз, пока мы не расплавились. Всё время полиция за нами внимательно наблюдала снизу, меняясь каждые два часа.

Начало участка R3-R4

В свой следующий приезд, вчера, компанию мне составил Антон Умнов. Как и в прошлый раз, в 5 утра полицейские спали в своём УАЗе на том же месте у обочины, но оживились, увидев нас на стене. Мы поднялись до полки R3. На этот раз взяли 5 литров воды. Однако быстро лезть не получилось. Сложность оказалась выше, чем казалось снизу. Я лез, чистил путь, периодически сбрасывая камни размером с арбуз в направлении наших наблюдателей, которые продолжали внимательно за нами следить с дороги. Степень их активности возрастала по мере нашего приближения к вершине. Вершинная башня оказалась настоящим подарком.

Участок R4-R5

Небольшой кусок Морчеки. Я лез и получал удовольствие от процесса, а не от того, что он закончился. Вертикальная монолитная стена, тяжёлое, но надёжное ИТО, карниз, лазание по монолиту. Ключ пройден. Последнюю верёвку пролез Антон.

Участок R5-R6

На вершине нас уже ждали настоящие серьёзные охранники покоя отдыхающих на госдаче. Мы даже не стали спрашивать кто они. И так понятно. Со словами: «Мы вас не задерживаем» они удивлённо спросили, не препятствовали ли нам внизу в совершении восхождения. Услышав отрицательный ответ, кому-то передали его. Наверное спящие полицейские больше не спят в УАЗике на обочине, а борются с преступностью в курортной Ялте. Я посоветовал ребятам научиться охранять чиновников в новых условиях, когда людям не ограничивают проход по горам, так как в 50 метрах идёт Большая севастопольская тропа, а в округе сотни альпинистских маршрутов. На что получил ответ, что доступ они не ограничивают, люди регуларно ходят (парочка при мне прошла). Пожелав друг другу удачи, мы ушли вниз к машине, которую каждый раз на целый день оставляли на парковке, там, где в 2013 году был первый этап Чемпоната мира по альпинизму (по версии EAМА). Удивительно, но и её ни разу не заметили люди из белых «бобиков». Подводя итог, хочу сказать следующее: маршрут получился отличный. Прохождение грота у последующих восходителей проблем не вызовет, а остальная часть маршрута просто притягивает. Все пункты страховки оборудованы надёжными анкерами. Маршрут из числа тех, которые хочется повторять ещё и ещё.

Юрий Круглов. Балчик-Кая

Кастропольская стена: одной «пятёркой» больше, одним мифом меньше

Готовится вторая часть путеводителя по скальным маршрутам Большой севастопольской тропы

Вышел из печати новый путеводитель "Скальные маршруты в окрестностях Большой севастопольской тропы. Часть 1"