Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Константин Голубев, Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Тянь-Шане,совершенном группой туристов Университета ИТМО в период с 24 июля по 08 августа 2017 года. Часть 1

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация: Турклуб Университета ИТМО, Адрес: г. СПб, Вяземский пер., дом 5-7.

Выпускающая организация: МКК РСФСТ СПб

Маршрутная книжка: № 43/17

Район похода: Кыргызстан, Центральный Тянь-Шань, р-ны Терскей-Алатау и Ак-Шийрак

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности маршрута

Протяжённость (км)

Продолжительность

Общая (ходовых дней)

Сроки проведения

горный

3

202

18 (16)

23.07.17-08.08.17

Подробная нитка маршрута

г. Бишкек — г. Каракол – д.р. Алтын-Арашан — д.р. Такыртор — пер. Экичат Северный (2А) — д.р. Чон-Узень —лед. Чон-Узень Западный — пер. Туристов Татарии (2А) — лед. Кельтор Восточный (Бригантина) — пер. Солнце (1Б) — пер. Эпюра (2А) — лед. Караколтор Западный — пер. МГС (2А) — д.р. Чон-Борду — д. р. Сарычат — лед. Безымянный — пер. Кента Рокуэлла (2А) — лед. Джаман-су — пер. Джамансу Южный (2А) — лед. Южный — пер. Первоцелинников (2А) — лед. Петрова — лед. Сары-тор — пер. Сарытор Центральный (2А) —лед. Котор Южный — пер. Скалистый (2А) — лед. Колпаковского — пер. Колпаковского (2А) — д.р. Чон-Кызылсу — пос. Кызыл-Су

Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов

скачать карту маршрута

высотный график похода

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Название

Высота, м н.у.м.

к. тр.

Характеристика склонов спуск/подъём

1

перевал

Экичат Северный

4080

Осыпной / снежно-ледовый

2

перевал

Туристов Татарии

4260

Снежно-ледовый / осыпной

3

перевал

Солнце

4100

Осыпной

4

перевал

Эпюра

4318

2А*

Снежно-ледовый

5

перевал

МГС

4455

Осыпной / снежно-ледовый

6

перевал

Кента Рокуэлла

4724

Снежно-ледовый

7

перевал

Джамансу Южный

4761

2А*

Снежно-ледовый

8

перевал

Первоцелинников

4736

Осыпной / осыпной-снежно- ледовый

9

перевал

Сарытор Центральный

4550

Снежно-ледовый

10

перевал

Скалистый

4330

снежно-ледовый/ осыпной

11

перевал

Колпаковского

4250

Снежно-ледовый

Состав группы

Фио участника

Дата рождения

Опыт

Должность

Голубев Константин Александрович

16.12.1963

руководитель

Баданин Александр Леонидович

23.04.1982

5Г (ЗА, Кавказ)

дипломат

Богданов Николай Владмирович

13.12.1986

заместитель

руководителя

Чертков ЕвгенийДмитриевич

24.07.1994

2Г (1Б, Кавказ) 2Л (1А, Хибины)

реммастер

Полищук Валерия Александровна

09.08.1991

2Г (1Б, Северная Осетия) 2Л (1Б, Алтай)

фотограф

Семенова Татьяна Георгиевна

31.07.1991

1Г (2А-Монблан, Альпы) 2Л (1А, Хибины)

завснар

Сергеева Алина Александровна

24.12.1992

ЗГ(2А, Кичик-Алай) ЗЛ (2А, Хибины)

Казначей, медик

Хисамова Гузель Ильдаровна

28.02.1995

2Г (1Б, Кавказ) 2Л (1А, Хибины)

завхоз

Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения,

особенности, новизна и т.п.

Районы Терскей-Алатау и Ак-Шийрак были выбраны по нескольким причинам:

- новизна района - только один человек из группы ранее бывал в этом районе

- высотность района - для повышения высотного опыта участников, все перевалы маршрута выше 4000 метров

- транспортная доступность, соответственно низкая стоимость и время заброски в район.

Маршрут планировался так, чтобы максимально посмотреть данный район, для удобства

предполагалась одна заброска в долину реки Каракол.

Для повышения спортивного мастерства группы в маршрут были включены перевалы с различными характеристиками склонов: снежные, осыпные, скальные, снежно-ледовые, ледопады.

Акклиматизационная часть маршрута включала в себя два перевала (Экичат Северный и Туристов Татарии), после чего линейную часть с посещением Ак-Шийрака и финишем на озере Иссык-Куль.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Основной транспортный узел, через который попадают в Терскей-Алатау и Ак-Шийрак это город Каракол.

В Караколе огромное количество турфирм, предоставляющих услуги трансфера, основные это «Аксай-тревел», «Тянь-Шань тревел», а также Игорь Ханин, их контакты несложно найти в интернете.

От Бишкека до Каракола ходят рейсовые автобусы, маршрутки, можно заказать машину из аэропорта.

Мы воспользовались услугами друга одного из участников нашей группы - Аскара (+996555951195) и заказали трансферы от аэропорта до начала маршрута и от окончания маршрута до аэропорта.

В начале июля в горах прошли сильные ливни, и в долине реки Каракол течением смыло мосты, в результате чего до а/л Каракол на машине было не доехать.

Ни Терскей, ни Ак-Шийрак не входят в погранзону, никаких пропусков оформлять не требуется.

В некоторых отчетах упоминается о егерях, берущих плату за нахождение в заповеднике в долинах рек севернее главного хребта Терскея, но с нашей группы денег там никто не требовал.

Недалеко от места слияния рек Сарычат и Сарытор встретили егерей, и от них узнали, что южные склоны Терскей-Алатау и почти весь Ак-Шийрак входят в недавно созданный заповедник. После долгих переговоров нас отпустили и сказали что Игорь Ханин делает пропуска в этот заповедник за 10$ с человека.

Официальные спасательные службы в Киргизии не занимаются спасением туристов, поэтому все участники должны быть застрахованы на сумму, покрывающую вылет вертолета. Мобильная связь в горах отсутствует, для обеспечения связи необходим спутниковый телефон. Мы взяли телефон системы IRIDIUM, также у нас был GPS-трекер SPOT, что позволяло следить за нашими перемещениями с любого компьютера, имеющего доступ к сети интернет.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута

Участок маршрута

Аварийный выход

севернее главного хребта Терскея

по любой долине на север

для остальной части маршрута

выход на рудник Кумтор, откуда можно уехать автотранспортом

Запасные варианты маршрута

Основной вариант

Запасной вариант

пер. Туристов Татарии (2А, 4300)

пер. Скальный замок (1Б, 4200)

пер. Джамансу (2А*, 4700) и пер. Первоцелинников (2А*, 4740)

пер. Петрова (1Б, 4340)

пер. Сарытор Центр. (2А, 4500) пер. Скалистый (2А, 4330) пер. Колпаковского (2А, 4250)

пер. Джукучат (1А, 3980)

пер. Скалистый (2А, 4330) пер. Колпаковского (2А, 4250)

пер. Котор (1Б, 4100)

Изменения маршрута и их причины

Ещё до выезда из России стало известно о том, что в д.р. Каракол после сильных дождей смыло мост, в результате чего на автомобиле до а/л Каракол доехать было невозможно. Все что оставалось - рассчитывать на заброску до альплагеря на лошадях. По приезду в Каракол выяснилось, что заброска на лошадях возможна, но будет дорого стоить и может растянуться на несколько дней (от 3 до 5), что может обернуться нехваткой времени для прохождения маршрута.

В связи с этим было принято решение о заезде на автомобиле по соседней долине р. Алтын-Арашан до горячих источников, а первый перевал Экичат Сев. сходить радиально с востока и дальше продолжать маршрут в соответствии с заявленным планом. Единственный минус данного варианта - выход на маршрут с полным весом уже на третий день.

После прохождения пер.Туристов Татарии группа заметила возможность перейти с ледника Кельтор Вост. на ледник Кельтор Зап. через пер. Солнце 1Б. Это позволяет обойтись без длинных переходов по долинам с большим сбросом и набором высоты, что для нашей группы с тяжелыми рюкзаками было огромным плюсом.

График движения

Дата

День пути

Участок маршрута

Км

Общее ход. время

Набор высоты / сброс, м

Метеоусловия

23.07.

0

Бишкек — г. Каракол -д.р. Алтын-Арашан

На подъезде пасмурно и дождливо

24.07.

1

д.р. Алтын-Арашан - д.р. Такыртор

10,2

3 ч 15 мин

442/52

Утром ясно, вечером дождь

25.07.

2

д.р. Такыртор - пер. Экичат Северный (2А) -д.р. Такыртор РАДИАЛЬНО

11,6

11ч

1176/1176

Облачно,переменная облачность, дождь

26.07.

3

Подход под пер. Туристов Татарии (2А) Д.р. Чон-Узень-лед. Чон-Узень

5,21

8 ч 40 мин

905/105

Ясно, переменная облачность, снег

27.07.

4

лед. Чон-Узень - пер. Туристов Татарии (2А) -лед. Кельтор. В (Бригантина)

7,67

10 ч

611/604

Ясно

28.07.

5

лед. Кельтор. В (Бригантина) — Пер. Солнце (1Б) — Лед. Кельтор 3 — пер. Эпюра (2А) - лед. Эпюра

6,9

11ч

798/591

Ясно

29.07.

6

пер. МГС (2А)

11,5

12 ч

727/740

Ясно, переменная облачность

30.07.

7

спуск к р. Сарычат

11,9

6 ч 50 мин

51/775

Ясно

31.07.

8

полуднёвка

4,6

111/25

Ясно

01.08.

9

Подход к пер. Кента Рокуэла (2А)

14,5

8 ч 30 мин

672/68

Ясно

02.08.

10

пер. Кента Рокуэла (2А)

11,92

12 ч

892/664

Облачность, снег, видимость -50 м

03.08.

11

пер. Джамансу Южный (2А*)

10,55

12 ч 30 мин

691/556

Облачно, видимость - 30 м

04.08.

12

пер. Первоцелинников (2А) — лед. Петрова

9,62

11 ч 20 мин

466/548

Облачность, снег, видимость-300 м

05.08.

13

пер. Сарытор Центральный (2А) — д.р. Сары- Тор

15,52

11ч

563/1013

Ясно

06.08.

14

д.р. Котор Южный — ледн. Котор Южный

6,53

4 ч 50 мин

529/55

Ясно

07.08.

15

пер. Скалистый (2А) — Колпаковского (2А) — д.р. Чон-Кызыл-Суу

10,64

8 ч 50 мин 5ч

319/1122

Ясно

08.08.

16

д.р. Чон-Кызыл-Суу — пос. Кызыл-Су

19,83

ОкИч

79/1222

Ясно

-

-

ИТОГО:

168,69

-

-

-

-

-

с учётом коэфф. 1,2:

202,43

-

-

-

Техническое описание прохождения группой маршрута

День 0 - 23.07.2017

Сбор группы и подъезд к началу маршрута

Около 9 утра группа собралась в полном составе в аэропорту г. Бишкек. Все недостающие продукты и газ с вечера купили прибывшие ранее участники. На заказанной заранее машине едем в Каракол. В 16 часов в Караколе перегружаемся в УАЗ на котором едем в д.р. Алтын-Арашан. Дорога местами в очень плохом состоянии, наш УАЗик с трудом проезжает. Около 20 часов выгрузились около горячих источников, на полянке около коммерческих палаток поставили лагерь.

Фото11 - сбор группы в аэропорту Манас

Фото12 - доброска к горячим источникам в д.р. Алтын-Арашан

Фото13 - в д. р. Алтын-Арашан, у горячих источников

Фото14 - в д. р. Алтын-Арашан, у горячих источников

День 1 - 24.07.2017

д.р. Алтын-Арашан - д.р. Такыртор

Все описания даны орографически, если это не указано отдельно.

Подъем: 08:00.

Сформировали заброску и упаковали ее в мешки. С собой взяли раскладку и газ на 2 дня. Договорились с местными о заброске на лошадях до слияния рек Такыртор и Чон-Узень, без сопровождающего от нашей группы. Цена - 6000 сом.

Выход: 11:00.

Вышли в южном направлении вдоль правого берега (левого по ходу движения) реки Алтын- Арашан, через час по бревнам перешли на левый берег и еще через час дошли до слияния рек Таштектор и Такыртор. Продолжая движение по левому берегу Такыртора по тропе поднялись до слияния с рекой Чон-Узень. По поваленному дереву перешли р. Такыртор и поставили лагерь в еловом лесу на слиянии рек.

Фото15 – 1 день, 24.07.2017 схема маршрута

Фото16 – 1 день, 24.07.2017. Высотный график.

Фото17 - движение вдоль р. Алтын-Арашан

Фото18 - движение вдоль р. Такыртор

Фото19 - слияние р. Такыртор и р. Чон-Узень

Фото20 - слияние р. Такыртор и р. Чон-Узень

День 2 - 25.07.2017

пер. Экичат Северный (2А)

Фото21 – 2 день, 25.07.2017 схема маршрута

Фото22 - 2 день, 25.07.2017. Высотный график.

Подъем: 03:00. Выход: 05:00. У каждого рюкзак с пуховкой и личным снаряжением. Общественное снаряжение, еда, газ и аптечка распределены между участниками. Вес рюкзаков до 10 кг.

Переходим обратно на левый берег реки Такыртор по поваленному дереву (по которому перешли р.Такыртор накануне вечером). В направлении перевала идёт тропа: сначала по лесу, затем среди кустарников, затем по высокой траве. Тропа скользкая и крутая, местами склон до 35 градусов. После выхода из зоны кустарника необходимо перейти на правый берег реки и подняться по петляющей тропе слева (по ходу движения) от водопада, набор высоты 500 м. Продолжаем движение по берегу до слияния ручьев. Здесь переходим речку по камням и продолжаем движение вдоль левого берега протоки. Поднимаемся по пологому склону, впереди видна черная скала. Проходим левее от нее, выходим на морену и немного спускаемся к озеру.

В 09:30 перекус на озере на высоте 3500 метров. В 200 метрах от него начинается ледник, седловина перевала пока не видна. Вода в озере стоячая, пригодна для приготовления еды и чая.

В 10:30 вышли, у ледника надели кошки и за 2 перехода подошли под перевальный взлет. Ледник открытый, трещин нет. Под перевалом небольшой берг, обходим его слева, на льду вешаем одну веревку перил, закрепив их на скальной седловине перевала.

В 11:50 вышли на перевал. Седловина широкая скальная. На спуск в другую долину ведёт тропа по скально-осыпному склону крутизной до 45 градусов. Высота 4080 м. Погода улучшилась, открылся вид сначала в долину подъема (реки Кельтор), затем в долину спуска (реки Такыртор). Самочувствие группы нормальное, у двоих наблюдаются легкие проявления горной болезни. Тур располагается прямо по центру перевала.

По некоторым данным у данного перевала два названия: пер. Экичат Северный и пер. Ленинградцев. Также по одному из описаний перевал Экичат Северный располагается севернее примерно на 500 метров и представляет собой дыру в хребте. Смотреть туда, а тем более идти не советуем. По другим данным перевал Ленинградцев находится южнее на 150 метров. В снятой нами перевальной записке предыдущая группа называет перевал на котором мы находимся перевалом Лениградцев 2А. Хотя южнее и немного выше хорошо проглядывается седловина пер. Ленинградцев.

В 12:30 начали спуск. Повесили перила, на участок льда крутизной 25 градусов в обход берга, последний спустился на три такта. Далее, спускаясь, траверсировали склон в право по ходу движения. Характер склона — снежный. Ледник в его нижней пологой части уже раскис под солнцем.

В 14:00 спустились с ледника на морену. На озере ещё раз перекусили и продолжили спуск по пути подъёма.

К 16:30 спустились в лагерь.

ЭКИЧАТ СЕВЕРНЫЙ - 2А - 4080

Соединяет:

Северную ветвь ледника Малый Талды-Суу (р. Малая Талды-Суу) с северной ветвью л Экичат левый (р. Эки-чат)

Характер:

Восточная сторона - снежно-ледовая, западная - осыпная

Ориентация:

Запад-Восток

Время прохождения:

25.07.2017

Координаты:

N 42°16.477’ и Е 78°34.473’

Определяющие участки

Участок

Характер

Способ преодоления

Время преодоления

Подъём по леднику

Открытый, затем закрытый

В кошках

1 час

Подъём по перевальному взлёту

Снежно-ледовый

В кошках, 1 верёвка придержаться

20 мин

Спуск по перевальному взлёту

Снежно-ледовый

В кошках, 1 верёвка придержаться

30 мин

Движение по леднику

Закрытый, затем открытый

В кошках

40 мин

Фото23 – движение по травянистому склону вдоль р. Такыртор

Фото24 - движение по травянистому склону вдоль р. Такыртор

Фото25 – водопад на р. Такыртор

Фото26 – подход под перевал Экичат Сев.

Фото28 - подход к перевалу Экичат Сев.

Фото29 - подход к перевалу Экичат Сев.

Фото30 - подход к перевалу Экичат Сев.

Фото31 – вид на д.р. Кельтор с седловины перевала Экичат Северный

Фото32 – на седловине перевала Экичат Северный

Фото33 – на седловине перевала Экичат Северный

Фото34 – спуск с перевала Экичат Северный

Фото35 - спуск с перевала Экичат Северный

Фото36 – обратный путь по д.р. Твкыртор

Фото37 - обратный путь по д.р. Твкыртор

День 3 - 26.07.2017

Подход под перевал Туристов Татарии

Фото38 - 3 день, 26.07.2017 схема маршрута

Подъем: 05:00. Выход 07:50.

Прибывшую накануне (во время нашего радиального выхода на пер.Экичат Сев.) заброску распределяем по участникам. Движемся вдоль р. Чон-Узень по левому берегу. В некоторых местах есть прижимы, которые обходятся выше по склону. Идём в режиме 25/10 (25 минут хода, 10 минут привал). Рюкзаки тяжелые, поэтому движемся медленно. По прямой до предполагаемого места ночевки 4 км. Движение вдоль реки, периодически по кустам. За 500 м до речки, вытекающей из ледника Чон-Узень начали подъем вверх. Подъем без тропы по кустам, скорость очень низкая, периодически попадаются небольшие скальные ступени, по которым неудобно подниматься. Рекомендуем дойти до речки и подняться вдоль нее.

В 15:00 вышли на высоту около 3400 м, где удачно встали на обед и натянули тент: за время приготовления и обеда пролился быстрый дождь.

В 16:00 продолжили движение вверх вдоль ручья по правому берегу (по ходу движения), уперлись в приток и пошли вдоль него. Вскоре вышли к озеру под ледником. Там есть удобные места для стоянок на высоте около 3550 м. Немного восточнее крохотное озерцо, возле которого есть подготовленные стоянки. Погода переменчива, после 18:00 идут дожди. Отбой в 20:00.

Фото39 - 3 день, 26.07.2017. Высотный график

Фото40 – движение вдоль р. Чон-Узень

Фото41 - движение вдоль р. Чон-Узень

Фото42 - движение вдоль р. Чон-Узень

Фото43 – обед

Фото44 – подъем к месту стоянки

Фото45 - вид на лед. Чон-Узень Западный

День 4 - 27.07.2017 пер. Туристов Татарии - 2А

Фото46 - 4 день, 27.07.2017 схема маршрута

Фото47 - 4 день, 27.07.2017. Высотный график

Подъем: 04:00. Выход: 6:20.

Вышли на ледник и одели кошки. Погода хорошая, перевал проглядывается и путь подъема очевиден. Движемся медленно, т.к. вес рюкзаков значительный и многим непривычный. Режим 20/10. В 09:00 часов подошли на 400 метров к перевалу, начался закрытый ледник. Связались. Началась тропежка, глубина снега 30-40 см.

К 10:10 подошли под перевальный взлет. Решено идти правее по менее крутому месту, на котором нет опасности схода камней, и засыпан переход через основной берг. Шли «в лоб», провесили 200 метров перил, крутизна склона до 45 градусов, лед хороший, открытый. Первый лезет без рюкзака с двумя ледорубами, точки промежуточной страховки каждые 10-15 метров, станции на трех бурах.

В 13:00 группа вышла наверх, правее перевала на 40 метров. На скалах сложен турик, сняли записку группы Голицына (Санкт-Петербург) от 09.07.2017г. С перевала просматривается ледник в сторону перевала Эпюра, по пути к нему виден перевал Солнце (1Б), по которому можно значительно срезать запланированный на следующий день маршрут. Возможно, мы воспользуемся этим вариантом.

В 13:30 начали спуск. Повесили одну веревку на опасный участок: скально-осыпная стенка длиной 5-7м. Спустились на пологий ледник и начали движение в связках на юго-запад, забирая левее по ходу движения. Там уперлись в крутые ледовые склоны с необходимостью провешивания перил. Ушли в центр ледника и спустились, распутывая трещины. Таким образом прошли самый крутой участок ледника и двинулись дальше по линии падения воды до края ледника.

В 15:20 пообедали на морене. Разведали путь спуска: далее на запад бараньи лбы и безопасный спуск не просматривается, решили подняться по камням по ту сторону ручья на юго-запад.

Вышли в 17:00, перешли небольшой язык ледника (надев кошки). Внимательно: сверху могут лететь камни. В 18:00 организовали ночевки на камнях. Отбой в 20:00. Ночь ясная.

ТУРИСТОВ ТАТАРИИ - 2А - 4260

Соединяет:

Лед. Чон-Узень Западный и лед. Кельтор Восточный (Брегантина)

Характер:

Осыпной, снежно-ледовый

Ориентация:

СВ-ЮЗ

Время прохождения:

27.07.2017

Координаты:

N 42°14.033’ Е 78°36.173’

Определяющие участки

Участок

Характер

Способ преодоления

время преодоления

Подъём по леднику Чон-Узень

Открытый / далее закрытый

В кошках

2,5 часа

Подъём по склону траверсом

Снежный

В кошках

1 час

Перевальный взлёт

Снежный

Движение по перилам Станции на ледобурах

3 часа

Спуск

Скальный, осыпной

Перила придержаться

20 мин

Спуск по леднику Кельтор В.

Закрытый / открытый

Движение в связках с одновременной страховкой

2,5 часа

Фото48 – вид на ледник Чон-Узень Западный и на пер. Туристов Татарии

Фото49 – Путь подъёма на пер. Туристов Татарии

Фото50 – вид на долину лед. Чон-Узень Зап. – информация из Google Earth

Фото51 – движение к перевальному взлёту пер. Туристов Татарии

Фото52 – линия подъёма на пер. Туристов Татарии

Фото53 – провешивание перил на пер. Туристов Татарии

Фото54 – на седловине пер. Туристов Татарии

Фото55 – спуск с пер. Туристов Татарии

Фото56 - спуск с пер. Туристов Татарии

Фото57 – движение по лед. Кельтор Вост. (Бригантина)

Фото58 – движение по лед. Кельтор Вост. (Бригантина)

Фото59 – движение по лед. Кельтор Вост. (Бригантина)

Фото60 – движение по лед. Кельтор Вост. (Бригантина)

День 5 - 28.07.2017 пер. Солнце (1Б) - пер. Эпюра (2А)

Фото61 - 5 день, 28.07.2017 схема маршрута

Фото62 - 5 день, 28.07.2017. Высотный график

Перевал Солнце - 1Б

Подъем: 3:00, небо ясное, ветра нет.

Выход: 05:00. Рассвет. Выходим траверсом на юго-запад, сбрасываем высоту по средней и мелкой осыпи в кулуарах между бараньим лбами. Далее по скальным выходам, на скалах сыпуха среднего размера. Идем плотной группой, иногда по-очереди, чтобы пропускать летящие камни. После спуска с бараньих лбов пошли траверсом в сторону перевала Солнце, внизу в долине погода окончательно испортилась и собиралась гроза: это окончательно убедило нас в правильности обхода через перевал Солнце. Принято решение срезать через перевал из соображений безопасности и сохранения сил участников. Идем по графику 30/10. Через два часа после выхода из лагеря, вышли на ледник Кельтор В. (Бригантина). Ледник подходит под перевальный взлет, в некоторых местах есть трещины, но они легко перешагиваются или обходятся. Идем в кошках.

В 10:10 выходим под перевальный взлет, начинаем подъем в кошках по снегу, затем по льду с выходом на камни, перевальный взлет крутизной до 35°, мелкая и средняя осыпь.

В 10:50 выходим на северную седловину перевала, спуск с нее - крутой и камнеопасный кулуар. Сходили на разведку на южную седловину, выяснили, что правильная седловина южная. С восточной стороны перевала под скалой перешли на южную седловину. В турике нашли записку группы Голицына (г.Санкт-Петербург).

В 11:30 начали спуск по транспортной сыпухе, шли всё время плотной группой. Сбросив 100 метров, вышли на ледник в 11:55 и одели кошки. В месте выхода на ледник возможно падение камней! Предварительно просмотрев путь и выставив наблюдателя, по одному пересекли камнеопасный участок ледника и продолжили движение траверсом в сторону перевала Эпюра по леднику, .

Перевал Эпюра - 2А

Стандартный путь подъема на перевал Эпюра - “по ножу”, как было написано в нескольких описаниях. Однако с пер. Солнце мы увидели, что нож представляет из себя ледовый гребень с выходами скал. Решено идти более простым путём - в лоб на перевал. Связались и пошли в сторону перевала, снега немного, но первые пару сотен метров приходилось тропить. Затем снег стал плотнее и подъем не представлял никаких сложностей.

Через час вышли в небольшой цирк перевала. Два участника пошли вешать перила, остальные отдыхали и готовили обед. Повесили одну веревку 50 метров. За 20 минут подошли к веревкам, т.к. начало припекать и под рюкзаками участники начали проваливаться. Подъем по перилам на гребень занял 40 минут.

Около 15:00 вышли на “нож” и далее связками пошли в сторону перевала, подъем занял 25 минут. Перед выходом на перевал, путь преградила трещина шириной 3-4 метра, повесили горизонтальные перила через нее, все участники двигались на страховке с двух сторон.

Около 16:00 группа в полном составе вышла на перевал. Сняли записку группы из Киева, Оттавы и Будапешта под руководством Демяновича В. от 21.07.2017г.Погода хорошая, переменная облачность. Седловина перевала широкая, ледовая. При необходимости можно поставить 2-3 палатки, однако место открыто всем ветрам и по возможности лучше уходить ниже, тем более, что в обе стороны это не займет более часа.

В 16:30 начали спуск. На спуск повесили одну веревку по льду крутизной 25°, крепление на камне. Продолжили движение по открытому, затем закрытому леднику в связках, держались на спуске левой стороны ледника. Спустились до камней, сняли кошки, прошли по камням на нижнюю часть ледника, снова надели кошки и начали пересекать ледник слева-направо. За переход пересекли и вышли на камни, снова сняли кошки, начали спуск по морене, продолжая забирать вправо, казалось, что там есть хорошее место для стоянки, потом оказалось, что там совсем нет воды и вернулись левее к речке, вытекающей из ледника.

Около 18:20 пришли на стоянку. Настроение хорошее, сильная усталость, ужин в 19:30 и быстрый отбой.

В 20:30 все спим. Завтра подъем запланирован позднее обычного, в 4:00. Ночь ясная, погода хорошая.

СОЛНЦЕ-1Б-4100

Соединяет:

Лед.Бригантина - лед.Джигит

Характер:

Осыпной

Ориентация:

В-3

Время прохождения:

28.07.2017

Координаты:

N 42°12.095’ Е 78°33.239’

Определяющие участки

Участок

Характер

Способ преодоления

Время преодоления

Подъём по леднику Кельтор. В (Брегантина)

Открытый

В кошках

3 часа

Подъём по перевальному взлёту

Осыпной

Движение плотной группой

40 минут

Спуск по перевальному взлёту

Осыпной

Движение плотной группой

25 минут

Фото63 – вид на пер. Солнце с лед. Кельтор Вост.

Фото64 – вид на лед. Кельтор Вост. и пер. Солнце

Фото65 – вид с лед. Кельтор Вост.

Фото66 – вид на пер. Солнце и пик Джигит с лед. Кельтор Вост.

Фото67 - вид на пер. Солнце с лед. Кельтор Вост.

Фото68 – на седловине пер. Солнце

Фото69 – спуск с пер. Солнце

Фото70 – спуск с пер. Солнце

ЭПЮРА -2А- 4318

соединяет:

лед.Джигит (р.Кельтор) - лед.Эпюра (р.Караколтор 3.)

характер:

Снежно-ледовый

ориентация:

СЗ-ЮВ

Время прохождения:

28.07.2017

Координаты:

N42° 11.764’ Е 78°33.036’

Определяющие учстки:

участок

характер

способ преодоления

время преодоления

подъём по леднику Кельтор. 3 (Джигит)

закрытый

движение в кошках с одновременной страховкой

1 ч 20 мин

движение по перевальному взлёту

снежныо-ледовый

движение по перилам станции на ледобурах

40 мин

движение по гребню

снежный, есть карниз

движение в кошках с одновременной страховкой

1 ч

спуск по перевальному взлёту

ледовый

спуск по перилам (опытные участники в просто в кошках)

20 мин

пуск по леднику Эпюра

закрытый, далее открытый

движение в кошках с одновременной страховкой

1 ч 20 мин

Спуск по морене

20 мин

Фото71 – вид на лед. Кельтор Зап. (Джигит) – информация из Google Earth

Фото72 – обед под перевальным взлётом пер. Эпюра

Фото73 – подъём на пер. Эпюра. Перевальный взлёт

Фото74 – движение по перевальному взлёту пер. Эпюра

Фото75 – движение по хребту на седловину пер. Эпюра

Фото76 – группа на пер. Эпюра

Фото77 – спуск с пер. Эпюра

Фото78 – спуск по лед. Караколтор Зап.

Фото79 - спуск по лед. Караколтор Зап.

День 6 - 29.07.2017 пер. МГС (2А) (Московского Горного клуба)

Фото 80 - 6 день, 29.07.2017 схема маршрута

Фото81 - 6 день, 29.07.2017. Высотный график

Подъем: 04:00 Выход: 06:15

К моменту выхода было уже абсолютно светло. Движение начинается со спуска с места стоянки на центральную часть ледника Караколтор Западный. Спуск по крупной сыпухе примерно 150 метров.

На леднике одеваем кошки по-желанию, т.к. ледник пологий. Монотонный, простой, но длинный подход по пологому леднику. По прямой около 4 км, набор 700-800 м, направление с востока на запад. Погода солнечная, на небе редкие облака. Ближе к середине ледника появляются открытые трещины, количество и ширина которых увеличивается по ходу движения. Постепенно, трещины становятся закрытыми, и мы связываемся.

Солнце уже поднялось высоко, снег киснет, на открытом пространстве мы как на сковородке. Периодически, небольшие тучки скрывают солнце и идти становится легче. Седловина перевала читается легко, но снега значительно меньше, чем мы видим на фотографиях предыдущих отчетов.

Перевальный взлет высотой 150 метров, крутизной 30-45 градусов.

В 13:10 начинаем траверсировать снежный взлет с набором высоты, прямо под скальной частью перевала, забирая влево по ходу. После этого выходим на скально-осыпной склон крутизной 35-40° справа по ходу, вешаем 50 метров перил.

В 14.00 выходим на гребень немного севернее седловины. Седловина широкая, на льду можно выровнять площадки под палатки. Тур находим метров на 30 севернее по гребню, на скальном возвышении. Сняли записку группы из Киева, Оттавы и Будапешта под руководством Демяновича В. от 22.07.2017 г. Погода портится.

Спуск представляет собой ледовый склон крутизной около 45 град, длиной около 80 метров. Под склоном широкий бергшрунд. Правее по линии спуска бергшрунд сужается и закрыт, туда и решаем спускаться. Провешиваем 20 метров горизонтальных перил вправо по ходу, под скальное возвышение, на котором тур, далее 1 веревку косых перил забирая вправо, и одну вниз по направлению падения воды. Через берг все аккуратно перешагнули.

Всего на спуск повесили 120 метров перил. Это заняло около часа.

После спуска собираемся, связываемся. Движемся по леднику вниз, держа направление чуть восточнее центра ледника. Через 20 минут выходим на открый лед, развязываемся. Небо то проясняется, то снова затягивается облаками.

Ледник Гельгафта оканчивается ледовым сбросом длиной 50 м и крутизной 30-40°. Вешаем одну вспомогательную веревку, чтобы за нее придержаться. Ниже под сбросом огромная вымоина, на дне которой бушует уже грязный поток. Обходим вымоину, оставляя ее слева, рассчитывая, спустившись, оказаться на правом берегу реки. Начинает капать дождь, мы торопимся скорее спуститься до зеленки и там поставить лагерь на дневку. Дождь усиливается.

Ледник уже покрыт мелкой вязкой каменно-грязевой крошкой. Снимаем кошки. Ниже на пологом участке под дождем ставим лагерь.

Время: 18:30. Отбой в 21:00.

перевал МГС - 2А - 4455

Соединяет:

Лед.Караколтор 3. - Лед.Чон-Борду Ю.

Характер:

Осыпной / снежно-ледовый

Ориентация:

В-3

Время прохождения:

29.07.2017

Координаты:

N 42°08.717’ Е78°31.888’

Определяющие участки

Участок

Характер

Способ преодоления

Время преодоления

Спуск по морене на ледник Караколтор 3

-

-

20 мин

Движение по лед. Караколтор 3.

Открытый / далее закрытый

Движение в кошках / далее движение в кошках с одновременной страховкой

6 ч

Подъём по перевальному взлёту

Снежный, под скальной частью перевала

Траверсом, движение в кошках с одновременной страховкой

25 мин

Подъём на седловину

Скально -о сыпной склон крутизной 35- 40°

По перилам

25 мин

Спуск по перевальному взлёту

-

Движение по горизонтальным перилам (20 м) / Спуск по косым перилам (50 м) /

Спуск по перилам вниз (50 м)

40 мин

Спуск по лед. Гельгафта в связках

Закрытый / далее открытый

Движение в кошках с одновременной страховкой / далее движение в кошках

20 мин/ 3 ч

Спуск с ледника Гельгафта

-

По вспомогательным перилам, станция на ледобурах

15 мин

Спуск по морене до стоянки

-

-

30 мин

Фото82 –вид на пер. МГС и лед. Караколтор Зап. – информация из Google Earth

Фото83 – вид с места ночёвки на лед. Караколтор Зап.

Фото84 – спуск с марены на ледник

Фото85 – движение по леднику Караколтор Зап.

Фото86 - движение по леднику Караколтор Зап.

Фото87 – подход под пер. МГС

Фото88 - подход под пер. МГС

Фото89 – вид на лед. Караколтор Зап. с подъёмом на пер. МГС

Фото90 – группа на пер. МГС

Фото91 – на пер. МГС

Фото92 – спуск с пер. МГС

Фото93 – движение по лед. Чон-Борду Юж.

Фото94 – спуск по лед. Чон-Борду Юж.

Фото95 – под языком лед. Чон-Борду Юж.

Фото96 – под языком лед. Чон-Борду Юж.

Фото97 - движение от лед. Чон-Борду Юж. вдоль ручья

День 7 - 30.07.2017 спуск в д.р. Сарычат

Фото98 - 7 день, 30.07.2017 схема маршрута

Фото99 - 7 день, 30.07.2017. Высотный график

Подъем: 06:00. Выход: 09:00.

По плану сегодня дневка. Но решено спуститься до более теплых стоянок на траве, чего мы не успели сделать накануне из-за дождя.

Сбрасываем сразу 150 метров, комфортно спускаясь по вымытым вечерними ледниковыми потоками кулуарам. Забираем правее по направлению спуска и оказываемся на правом берегу реки Чон-Борду. Двигаемся вдоль реки, очень медленно сбрасывая высоту. Спуск плавный и пологий, всей группе идется легко и приятно, пока не начало припекать солнце.

В 11:30 подходим к притоку, стекающему с ледника Металлург. Приток представляет собой широкий разлив, с островками суши. После разведки переходим его в брод. Максимальная глубина доходила до колена у самых низких участников группы.

Около 13:00 обед. Пользуясь длительным обеденным привалом и отличной погодой, группа высушила все мокрые вещи и снаряжение, подмокшие накануне вечером.

К 16:30 мы пришли к слиянию рек Ирташ и Киче-Борду. Слияние Чон-Борду с Ирташ осталось чуть ниже по течению и теперь нам преграждает дорогу мощный вечерний поток Киче-Борду, берущий начало в леднике Киче-Борду и имеющий множество мелких притоков. Решено вставать здесь на ночевку и переправиться через Киче-Борду с рассветом.

Обе реки в своем бурном потоке несут много песка, который мы пытались тщетно отфильтровать. Уже смирившись с природными примесями в будущем ужине, мы услышали, что чутье и опыт руководителя помогли ему найти питьевую воду. Метров 150 выше по течению реки Ирташ оказался заболоченный оазис с прозрачной водой.

Фото100 – вид на лед. Чон-Борду Юж.

Фото101 – движение вдоль р. Чон-Борду

Фото102 – движение вдоль р. Чон-Борду

Фото103 – брод через приток с лед. Металлург

Фото104 – долина р. Чон-Борду

Фото105 – движение вдоль р. Чон-Борду

Фото106 – вид на русло р. Ирташ

Фото107 – р. Киче-Борду недалеко от впадение в р. Ирташ

Фото108 – поиск брода р. Киче-Борду недалеко от впадение в р. Ирташ

День 8-31.07.2017 движение по д.р. Сарычат, днёвка

Фото109 - 8 день, 31.07.2017 схема маршрута

Фото110 - 8 день, 31.07.2017. Высотный график

Подъем 4:30. Выход 5:00.

Проснулись, собрали лагерь и перешли вброд реку Киче-Борду на 500 метров выше ее слияния с рекой Ирташ. Глубина брода достигала 70 см. Оделись в теплое и сухое и побежали греться после утреннего бодрящего ледяного потока. Мы спешили перейти реку Бороко, пока солнце не начало плавить ледники Бороко Западный и Восточный, вместе с остальными мелкими притоками. Достигли ее к 07:00. Оказалось, перейти реку вброд с рюкзаками невозможно. Организовали страховку и предприняли 3 неудачных попытки преодоления водного препятствия. Стало понятно что сходу перейти реку не получается, поэтому поставили лагерь на берегу и устроили дневку. Группа позавтракала, и «штурмовая группа», включающая в себя всю мужскую половину, ушла на разведку и поиски места для переправы. Спустя час они вернулись с отличными новостями о том, что в километре выше по течению река расширяется и её удалось перейти. Далее была наведена отличная навесная переправа, которая станет началом нашего завтрашнего пути.

Оставшееся время участники провели, занимаясь личными и общественными делами, гигиеническими процедурами, приведением в порядок личного и общественного снаряжения.

Фото111 – брод через р. Киче-Борду, 5:00

День 9-01.08.2017 подход под пер. Кента Рокуэлла

Фото112 - 9 день, 01.08.2017 схема маршрута

Фото113 - 9 день, 01.08.2017. Высотный график

Подъем: 04:30. Выход: 06:00.

По наведенной накануне навесной переправе вся группа за пол часа переправляется на противоположный берег реки Бороко. Выше слияния рек Бороко и Ирташ, начинается река Сарычат. Идем вдоль Сарычата вверх по руслу реки по ее левому берегу. За спинам ползут дождливые тучи, пытаемся от них убежать.

В 09:00 утра пробуем перейти реку в широком разливе - выше всех притоков, кроме самого Сарычата и притока, стекающего с ледника Колпаковского. Пробуем идти стенкой по 4 человека, но поток слишком мощный и глубокий - дальше островка посередине разлива нам не пройти - возвращаемся.

Примерно в 11:00 немного пройдя вверх по течению слияние р. Сарычат с притоком, стекающим с ледника Колпаковского переходим этот приток в месте его разлива прямо напротив строений, указанных на карте. Осталось перейти р.Сарычат.

Группа делится для приготовления обеда и поиска места переправы. Примерно в километре выше по течению на разливе реки, реку получилось перейти и натянуть переправу для остальных участников.

Примерно в 14:00 группа переправляется вверх по крутонаклонной переправе на правый берег р.Сарычат. Погода прояснилась, тучи нас так и не догнали. До вечера светило солнце, иногда скрываемое облаками.

От долины реки в направлении к леднику Безымянный крутой травянистый взлет 300 метров. Дальше, набирая высоту более равномерно, траверсируем возвышенность и двигаемся к леднику Безымянный, подходя к нему с правой стороны.

Около 17:30 разбиваем лагерь у подножья ледника на морене . Отбой в 20:00

Фото114 – переправа через р. Бороко

Фото115 – брод р. Сарычат

Фото116 – переправа через р. Сарычат

Фото117 – вид на русло р. Сарычат, движение к лед. Безымянный

Фото118 – вид на лед. Безымянный

Фото119 – вид на лед. Безымянный

Продолжение. Часть 2 здесь


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2018 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100