Полезное > Обзоры печати и кино >

Последние бабочки... или танго на Транго.....

Интернациональные гонки на длиннейшей вертикальной дистанции в мире... Вы уже слышали? Встречаются, значит, трое в Каракоруме. Американец, русский и немец. Совершенно случайно летом 1999 года. Говорит янки: "Нам нужно наверх – и плевать, сколько это будет стоить» и высыпает из рукава, просто так, спонсорский миллион долларов. Русский вторит ему: "Нам нужно наверх – и плевать, сколько это будет стоить" и высыпает из спального мешка кучу оберток от сникерсов и прочего мусора, для того, чтобы впоследствии все это сбросить со стены на головы несчастных... А что сказал немец? Об этом написал статью Томас Тивадар и опубликовал ее в германском журнале "Klettern". Затем ее перевели на русский. А после эту статью прочитали мы, сократили и теперь предлагаем ее вашему вниманию..

Неделями пялились мы во время нашей последней каракорумской экспедиции 1998 года на эту стену. Мы были подавлены мощью этого погруженного в оранжевое солнце заката барьера. Она выглядела просто нереальной. Наши Bigwall-сердца стучали сильнее и сильнее... Цель для экспедиции следующего года была ясна: мы лезем на северо-восточную стену Большого Транго Тауера...

Достижение цели стало реально, когда мы, с нашим "монстр-проектом", выиграли конкурс на спонсорские деньги, устроенного Полартеком, уведя приз из под носа у америкосов. Этому рождественскому подарку мы радовались как дети и с еще большим удовольствием и энергией кинулись на подготовку нашей поездки. В конце зимы сходили для тренировки новый маршрут на западной стене Пти-Дрю. К нашему снаряжению добавились, специально для нас сконцептированные изделия наших спонсоров. Специальное снаряжение: Копперхеды, беки и хоулбеги мы мастерили собственноручно вечерами и по выходным в моeм гараже. Наша команда состояла из шести человек. Четверо планировали сделать первопроход: Габор Беречь (Берчи), 43 года Оскар Надасди (Оззи), 32 Петер Шеффлер, 35, и наконец я сам, Том Тивадар, 39, по совместительству оказавшийся так же и руководителем этой эпопеи. А двое: Рита Бюргер 34 года и Штефан Хубер 29 лет должны были поддержать стенную команду на начальном этапе транспортировки грузов по перилам, а затем подняться на вершину по нормальному пути...

Конец мая 1999 года. Снаряжение подобрано, паeк рассортирован и разложен по баулам, все подготовлено высшим образом. 14 июля должен прозвучать стартовый выстрел, и экспедиция тронется в далeкий путь. Но вот, совершенно неожиданно, нас окатывает ушат ледяной воды из Интернета: мы узнаем, что за месяц до нашего спланированного выхода под стену подъехали америкосы с целью собрать лавры первопроходцев суперстены столетия. Совершенно неожиданно для всех всплыла так же и русская команда. Где же лезть нам? Перепланировать или отложить уже невозможно, все механизмы запущены, и возврата нет. Но несколько команд на одной стене тоже не фонтан. Это ничего, кроме проблем, не принесет...

25 июля. Наш секстет, при поддержке 43-х носильщиков, одним офицером связи, одним поваром и двумя сирдарами и 800 килограммами груза достигает базового лагеря у озера Транго Лейк на высоте 4200 м. Впереди, за озером, блестит палаточный городок с антеннами, кабелями, генераторами и кучей прочей дорогостоящей лабуды – базовый лагерь американцев и русских. Америкосы построили коммуникационный центр с поддержкой связи через спутник и представлены ежедневно в Интернете. Спонсор – Куокка инвестировала миллион полновесных долларов в эту экспедицию. Это уже совсем другие измерения, к нормальному альпинизму такое причислять нельзя. На другом берегу озера, между испанцами и швейцарцами, нашлось место и для наших палаток. Повсюду можно видеть мусор: кухонные отбросы, консервные банки, различные упаковки. Повыше на морене за каждым камнем притаились и другие неприятные сюрпризы, обрамленные туалетной бумагой...

Мы пытаемся высмотреть американцев. Тройка висит далеко наверху. Больше 30 дней работают они на горе. Потом замечаем русских, немного правее где-то на середине стены. Они полезли по северо-западной стене вместо продекларированной до этого юго-западной. Еще лучше...

27 июля. После долгой дискуссии мы решили пройти новую линию левее американцев, идущих по самой логичной и красивой линии. Как говорится, кто первый пришел, тот первый и кушает. Петер и Оскар начинают обрабатывать стену, остальные таскают мешки к стене. Видим первые следы наших конкурентов: выброшенные пластиковые бутылки, порванные рукавицы...

29 июля. Тасканию грузов не видно конца. Оскар с Петером проходят до 14 станции по потрясному граниту. Мокрая лавина сваливается им прямо на голову. Слегка помятые, они дюльферяют в лагерь. Томас и Штефан, после поедания чего-то непонятного, валяются по палаткам и время от времени носятся до ближайшей морены с напряженным выражением лиц. В этот день янки вылезли на вершину...

30 июля. Первый дождливый день. Несмотря на это таскаем грузы к стене...

31 июля. Америкосы предложили нам ихние веревки для спуска с горы. Мы с благодарностью за доверие отказываемся от этого предложения. Без опасной и трудной работы по снятию материала с горы мы можем обойтись. Как потом выяснилось, нам все же пришлось снимать ненужные никому веревки с этой красивой стены, оставленные американцами висеть...

1 августа. Том с Оскаром провешивают еще три веревки и под непрерывным дождем спускаются вниз. Они находят многочисленные веревки, сброшенные американцами, и прочий мусор. Берчи, Рита и Штефан начинают вытягивать мешки с материалом наверх – убийственная работа в пологих скалах...

5 августа. После двух дней дождя мы снова на стене. Как всегда, таскаем грузы. Мы "увольняем" Риту и Штефана: они должны начинать свое восхождение. На 13 веревке организовываем наш лагерь 1 и остаемся ночевать. Американцы съезжают, русские висят в верхней части стены...

9 августа. Вышли на большую террасу посредине стены. Вдруг раздался протяжный, подобный падающей бомбе, свист. Что-то большое и черное летит прямо на нас. В тридцати метрах от нас это "нечто" разбивается о скалы. Это платформа, которую русские за ненадобностью вышвырнули из-под вершины. Да, еще немного и эта летающая койка накрыла бы нас. Но это не единственный мусор, оставленный русскими на стене. Кругом все засыпано ихними пакетами, фантиками и шоколадными обертками. А еще: газовые баллоны, лавинная лопата и американские веревки...

10 августа. Всю ночь шел снег. Из-за 20-сантиметрового слоя Штефан прекратил восхождение (Рита повернула еще вчера)...

13 августа. Третий день подряд идeт дождь. Рита со Штефаном, взяв четырех носильщиков, сваливают домой. Мы в базовом лагере: занимаемся уборкой и сжиганием мусора. Русские спустились...

14 августа. Несмотря на снег, мы стартуем. Ждать хорошую погоду – просто терять время. Жумарим 22 веревки. Дальше по такой погоде идти бессмысленно. Мы устанавливаем наши порталеджи. Я отморозил кончики пальцев ног... проклятые скальные туфли!..

15 августа. Погода улучшается, и мы жумарим до террасы, Устанавливаем лагерь 2. Сверху, не прекращаясь, сыпет.....

18 августа. Берчи с Петером проходят фантастически красивую веревку. Томас с Оззи дюльферяют вниз с двумя бочками чужого мусора, собранного на стене. Поднимаются обратно. Все обессилены до предела. Русские уходят из лагеря...

21 августа. Последние три дня мы проходили по веревке в день, несмотря на премерзопакостнейшую погоду. Кругом сплошные закрытые углы и тупые трещины. После обеда погода окончательно ломается, и мы дюльферяем к порталеджам под вой снежной пурги...

22 августа. Вся стена, наши веревки и платформы покрылись слоем льда. Снег продолжает валить, и нам не представляется возможным что-либо по такой погоде делать. Лето за одну ночь превратилось в зиму. Без солнца наша солнечная батарея не функционирует – дрель и видеокамера становятся бесполезным балластом...

25 августа. За предыдущие два дня мы прошли 50 метров. Устанавливаем наш третий лагерь. Солнце меняется с облачностью в режиме пригородных электричек. На стене то печет, то сыпет снег и через каких-то 5 минут мы выглядим как снеговики, заблудившиеся в вертикальном тумане... Любая работа стоит колоссальной воли, и остатки наших сил истощаются на глазах. Настроение препоганейшее.....

28 августа. Третий день кряду под вой ветра сыпет снег. Под утро ртутный столбик опустился ниже -10. Петер дюльферяет вниз. Ему надоело это шоу. Держим "военный совет". Нас трое, да и время поджимает. Решаем перейти на американский маршрут, находящийся в 10 метрах правее...

29 августа. От холода сводит конечности. Переходим на американский маршрут. То, что видим на следующем участке, поражает: красивейшая веревка укатана жесточайшим образом батхуками и риветсами. А ведь как американцы трясутся за каждую дырочку, пробитую в ихнем Эл Капе!..

31 августа. Мы проходим ключевые веревки на маршруте "Quokka". Рядом с тонкими трещинами и отколами, позволяющими организовать набор высоты, находим сверленные риветы и батхуки американцев. Оценка сложности так же вызывает сомнение. После обеда начинается снег, не прекращаясь, сыпет всю ночь.

4 сентября. Третьи сутки пурга. Даже для "большого дела" не хочется выходить на улицу. Вода в бурдюке замерзла, и я отогреваю его в спальном мешке. Наше "зимнее восхождение" должно быть закончено – остается мало времени. Стена понемногу ложится, но зато и в трещинах появляется натечный лед, который приходится выковыривать, чтоб засунуть туда стоппер. Из-за этого темп продвижения заметно снижается. Ози заканчивает проход 43-ей веревки. Пока мы дюльферяем до наших, 300 метров ниже подвешенных, платформ, окончательно наступает ночь...

5 сентября. Последний день подъема по стене. Подъем с жумарами по свободно болтающимся в воздухе перилам изводит массу энергии. Я обрабатываю последнюю, 44 веревку. Дохожу до потрясающей выводной трещины, которая, будь она сухой, доставила бы массу удовольствия, но она покоится под 3-сантиметровой коркой льда.

Все, Амба. Нас ждет еще, как минимум, трехдневный спуск с массой снаряги. Мы спускаемся и снимаем все наше железо. Чистим стену и, по приходу в лагерь, сжигаем весь мусор. Всю ночь мы пакуем грузы для носильщиков и рано утром, после 25 дней непрерывного висения на стене, что является рекордом для немецкого альпинизма, сваливаем в цивилизацию.....

Вестник "Столбист"

Нет такого слова

Нет слова "ихний" в русском языке. Равно как и "ихнем".