Полезное > Снаряжение >

Автор: Михаил Нумач, Красноярск

Что нужно взять с собой в горы?

Парабола

Озеро Художников

На примере похода в Ергаки разберём, что нужно брать с собой в турпоход по горам. Сгущёнку брать запрещено.

Основной рюкзак. Объём 110-140 литров для мужчин, 90-100 для женщин. Можно станковый, анатомический или мягкий. Желательно, чтобы был поясной ремень, который принимает на себя до 90 нагрузки, разгружая плечи. Основной рюкзак должен весить не более 1,5 кг. Желательно иметь также водонепроницаемую накидку для рюкзака, лучше яркого цвета - красный, оранжевый.

Штурмовой рюкзачок. Объём 30-50 литров. Используется для радиальных прогулок. Туда складываем перекус, инд.аптечку, запасную одежду, дождевые накидки, фотоаппаратуру. Главное требование - малый вес.

Какие-то дополнительные сумки не допускаются. Руки туриста должны быть обязательно свободными. Можно брать альпеншток или палку - по желанию. Считается, что альпеншток помогает удерживать равновесие на курумнике. Некоторые туристы берут два альпенштока - они помогают разгрузить ноги при крутых подъёмах. Если вы привыкли ходить с альпенштоками - берите. Если нет такой привычки - не берите.

Спальный мешок. В июне и августе можно брать потолще, можно даже пуховые. В июле бывает так жарко, что мы спим поверх спальников. Некоторые туристы берут также вкладыши в спальники. Это на ваше усмотрение. Лучше всего зарекомендовали себя спальники-одеяла. Хуже всего так называемые "смерть туриста", коконы.

Палатки. Желательно лёгкие (3-х-местная до 3,6 кг), каркасные и с большим тамбуром. В других районах, возможно и без тамбура вовсе, но в Ергаках часто бывают дожди. В тамбуре удобно переодеваться. Даже если турист промок, в палатку он заходит сухой и довольный.

КЛМН - кружка-ложка-миска-нож. Кружка примерно 0,5 литра и более, лёгкая, небьющаяся. Миска достаточно большая, лёгкая, небьющаяся. Ложка лучше алюминиевая. Деревянные ломаются, стальные тяжёлые. Нож можно складной, не забудьте заточить.

Коврик (каримат). Для теплоизоляции и мягкости. Пенополиуретановые коврики продаются во всех туристских или охотничьих магазинах, имеют очень малый вес, стоят 200-400 рублей. Допустимо также брать строительные теплоизоляционные материалы с аналогичными характеристиками. Бывают также надувные коврики, ещё и с насосом. Такие коврики обычно не оправдывают себя: слишком большой вес. Кроме того, надувные матрасы лопаются, не состыковываются с обычными кариматами.

Обувь. Лучше всего кожаные ботинки с толстой рубчатой подошвой, высокие. Сам я обычно покупаю в военных магазинах, цена примерно 1700 руб. Можно также брать берцы или кожаные ботинки в магазинах спецодежды, средняя цена от 260 до 700 рублей. Ботинки нужно брать на один-полтора размера больше обычного. Можно также брать обычные резиновые сапоги по 250-350 рублей. Особенно хорошо в сапогах в июне и в августе, а вот в июле в них может быть жарко. Не бойтесь, что ноги в сапогах сопреют обычно мы идём не более 20 мин подряд, после чего привал - можно разуться.

Вторая пара обуви - лёгкие кроссовки или кеды. Для ходьбы по лагерю сгодятся пляжные сланцы, очень лёгкие.

Не пытайтесь консультироваться по поводу обуви с продавцом в спортивном магазине. Скорее всего, продавец всучит вам какие-нибудь очень красивые трекинги за 50 000 рублей, которые развалятся через три дня. Хорошие трекинги разваливаются через 7-10 дней. Исключительно редко бывают действительно прочные трекинги - я видел такие только один раз. В последние годы стала продаваться спортивная обувь на основе мембран. Дескать, влага может проходить только в одном направлении, наружу. Дескать, нога останется сухой. На самом деле нога всё равно промокнет, и вторая тоже. А вот высушить такие чудо-ботинки - это действительно сложная задача. Поэтому повторюсь - лучше всего кожаные ботинки, с подошвой типа вибрам.

Ботинки необходимо заранее разносить. Ботинки полезно пропитать гидрофобной смазкой.

Носки. Под ботинки мы надеваем три пары носков: сначала тонкие шерстяные, затем толстые, потом синтетические. Не всегда бывает возможность постирать и высушить носки, поэтому я обычно беру 10-12 пар и просто выбрасываю влажные.

Одежда. Две футболки, тельняшка, жилет, ветровка. Обязательно дождевые накидки, лучше длинные и цветные. Если берёте накидки тонкие, одноразовые, то лучше штук 3-5. Тонкие накидки легко порвать. Штаны, шорты. Можно ходить в длинных штанах, так вы убережёте ноги от царапин. Можно ходить в шортах, это легко и удобно, ноги загорят, но будут с царапинами. Выбор за вами. Иногда приходится ломиться через кусты - если у кого кожа на ногах нежная, необходимы длинные штаны. Любая одежда должна быть удобной для просушки, возможно - у костра. Учтите, что синтетика легко плавится. Загорать и купаться удобно в купальнике. Кто опасается солнечных лучей - можно взять бейсболку или шляпу. В июне и августе пригодится шерстяная или трикотажная тёплая шапочка. Верхняя одежда должна быть ярких цветов, лучше всего красный и оранжевый.

Налобный фонарик. Пригодится в июле-августе. В июне обычно ночи светлые.

Инд.аптечка. Эластичный бинг. Солнцезащитные средства

Рем.набор (нитки-иголки, скотч или изолента, шнурки-верёвочки, булавка), а также всякая фигня непонятного назначения.

Туалетная бумага - упаковать герметично.

Спички - несколько коробков, упаковать герметично. Можно прихватить дополнительные средства для разведения огня в условиях сырости: береста, кусочки оргстекла, свечка, охотничьи спички, супер-зажигалки, сухое горючее.

Ергаки

Можно прихватить лёгкое платье для фотосессий

Считаем вес для 16-тидневного похода:

• Продукты 10 кг
  • КЛМН 0,4 кг
  • Итого 16,5 кг
    Фотоаппаратура - на своё усмотрение. Но старайтесь уложиться в 10 кг.