Автор: Максим Лучко, Новосибирская область

Отчёт о прохождении горного маршрута 3 с эл 5 к.с. по Южному Алтаю (хребет Монгольский Алтай) совершенный в период с 17 по 24 июня 2016 года

Справочные сведения.

Проводящая организация: Новосибирская область, сборная

Район похода: Поход совершен по Монгольскому Алтаю.

Подробная нитка пройденного маршрута.

Р. Их-Ойгорын-Гол – р. Уйгар–Голын-Барун-Сала – пер. Памяти Первопроходцев Кийтына (1Б пп) – р. Цаган-Гол – ледник Потанина – г. Русский Шатёр (4117,6, 1Б, рад.) – г. Кийтын (4374 м., 3а альп) – пер. м/у 3760 м. и г. 3962 м. (2А) + траверс на г. 3993 м через г. 3962 м.(2А, рад) – ледник Александры – пер. Гране Северный + траверс до г. Снежная Церковь через г. 3842 м. (2Б, пп) – ледник Александры лед- ник Гране – р. Цаган-Сала-Гол

Определяющие препятствия маршрута.

Скалы, фирн, лёд, снег

Снежная церковь

Фирн, дёд

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма общая

Категория сложности ходовых дней

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Опыт

Лучко Максим Иванович

1976

5 г.р. (Терскей Алатау) 5 г.у. (Сев. Тянь-Шань)

Ефремова Ася Раильевна

3 ГУ + опыт 4Б альп

Чупин Андрей Сергеевич

1979

3 г.у. (Центральный Алтай) + опыт 3А альп.

Адрес хранения отчета, наличие кино и видео материалов.

Отчет хранится в библиотеке Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России.

Выпускающая МКК.

Поход рассмотрен МКК НО ТССР ФТ, № 0-114-16

Организация похода.

При организации похода мы исходили из следующих задач: в едином мероприятии посетить южную часть Монгольского Алтая (район Постигийн Гол, ледника Козлова, ледника Гране), подняться на ряд вершин (в частности, Снежная церковь и пр. – полный перечень в запланированном графике) и в финале подняться на высшую точку района – гору Кийтын при жёстком лимите времени. Для перемещения по району использовались максимально логичные и простые перевалы, которые в сумме своей соответствовали третьей к.с. Опыт участников позволял совершить поход и более высокой категории, однако комплект «походных» препятствий для достижения указанных задач вписался в 3 кс. В то же время восхождения были сложнее, чем 2А, но опыт участников позволял пройти их. В сумме сформировалась концепция маршрута: прохождение похода 3 кс через «интересные» места с восхождениями до 3А кс. Такие требования определили напряжённый график с одной стороны и построение маршрута, позволяющее в случае опаздывания спуститься к месту, куда за нами должна придти машина. Руководителем проведено три успешных восхождения на г. Кийтын и собран фотоматериал, по всем участкам похода. Однако внешние обстоятельства и погода внесли свои коррективы в наши планы.

Варианты подъезда и отъезда.

Подъезд осуществлялся на личном автотранспорте одного из участников до г. Ульгий, где мы наняли машину. Эта же машина забрала нас из района и далее мы возвращались на личном авто из г. Ульгий до г. Новосибирск.

Аварийные выходы с маршрута.

Аварийными выходами являлись: выход в долину реки Цаган-Сала-Гол, где находится пограничный чек-пост и размещаются лагеря монгольских альпинистов. В аварийной ситуации предполагалось действовать по обстановке, учитывая "Правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Кодекс путешественника". Группа была застрахована в РЕСО-Гарантия.

Изменения маршрута и их причины.

Маршрут группы был пройдён «от конца к началу», старт и финиш поменялись местами. Обусловлено это было тем, что водитель завёз группу в иное место, нежели было согласовано с его отправителем.

Чтобы выйти с места выгрузки понадобилось прохождение дополнительного перевала (информация о перевале у руководителя была в наличии). Изменение маршрута было согласовано с председателем МКК НО ТССР ФТ Говором Евгением Васильевичем (ныне покойным, мир его праху) по спутниковому телефону. Все препятствия присутствуют в маршрутной книжке, но их прохождение происходило иначе, чем было запланировано.

График маршрута.

Заявленный маршрут

км

Г. Ульгий – р. Цаган-Гол, (2388 м.). Радиальный выход на высо- ту 3369 м.

МН – ледник IV

19.06.

МН – пер. м/у 3766 и 3409 + рад. выход на г. 3409 м. – траверс г. 3766 м. – 3805 м. – лед- ник Козлова (2А)

20.06.

МН – г. 3935 м.(2а, рад.) – пер. восточнее г. 3904 м. (2А) – лдн. Гране + пер. восточнее г. 3842 м. – лдн. Александры (2А)

МН – пер. м/у 3760 м. и г. 3962 м. (2А) – ледник Потанина

22.06.

Г. Кийтын (4370 м., 2Б), г. Рус- ский Шатёр (4170 м., 1Б) + г. Табын-Богдо-Ола (4050 м.1Б, рад.)

23.06.

МН – р. Цаган-Гол (2388 м.)

Запасной день

25.06.

Р. Цаган-Гол – п. Ульгий

Итого активными способами передвижения: 80 км.

Пройденный маршрут

км

Г. Ульгий – р. Их-Ойгорын-Гол

18.06.

Р. Их-Ойгорын-Гол – пер. памяти Перво- проходцев Кийтына (1Б, 3527 м.) – р. Ца- ган-Гол

19.06.

Р. Цаган-Гол – отметка 3612 + г. Русский Шатёр (4117 м., 1Б)

20.06.

Попытка восхождения на г. Кий- тын

Восхождение на г. Кийтын, 4374 м., 3А

Отметка 3612 м. - пер. м/у 3760 м. и г. 3962 м. + г. 3962 м. + г. 3993

м.(2А, п.п.) – ледник Александры

23.06.

ледник Александры – пер. между г. 3842 м. и г. 4068 м. (Гране Север- ный) + траверс до г. Снежная Цер- ковь через г. 3842 м. – ледник Гра- не

Ледник Гране –р. Цаган-Гол

25.06.

Р. Цаган-Гол – п. Ульгий

Итого активными способами передвижения: 71

Техническое описание маршрута

18.06.

Р. Их-Ойгорын-Гол – пер. памяти Первопроходцев Кийтына (1Б, 3527 м.) – р. Цаган Гол

+732

-677

Пасмурно, ветер

Выход – 8 утра. Шли по правому берегу реки, затем перешли на левый (переход сложности не представлял) и далее отправились вверх по левому (по ходу движения берегу). Шли, то прямо по берегу вдоль реки, то по пологим террасам. Через два часа пришли к снежному перешейку, покрытому камнями. По нему перебрались через реку и пошагали по правому берегу прямо по пойме реки.

Ф. 1. Путь по реке Их-Ойгорын-Гол

Ф. 2. Путь по реке р. Уйгар–Голын-Барун-Сала

Через час пологая долина закончилась и, прижимаясь, к правому борту долины, мы полезли на моренные валы.

Ф. 3. Выход на морены под перевалом

Выше этого – первого – крутого взлёта следовала пологая часть, где мы устроили обед. Просматривался ледник, однако сама перевал ещё был скрыт за по-воротом.

Ф. 4. Вид с места обеда на пройденный путь

Ф. 5. Путь выхода на ледник с места обеда.

Через сорок минут выбрались на ледник, по которому за полчаса подошли к возможному перевалу.

Я предполагал пройти через самую низкую седловину, однако ровно на пути подъёма склон пересекал огромный скол: сошла лавина. Выходить на такой склон было стопроцентной глупостью. С правой части виднелся хороший подъём по границе ледника и осыпи, однако вёл он в Россию. Домой пока не хотелось.

Слева от подъёма со сколом склон вначале шёл относительно круто, затем посередине выполаживался и после снова крутизна увеличивалась. Пожалуй, это подъём был наиболее оптимальным.

Ф. 6. Подъём на перевал

Снег на склоне оказался глубоким, тяжёлым, но мы не задерживались: наблюдалась явная лавинная опасность. Поднялись за полтора часа.

Ф. 7. Группа на перевале

Ф. 8. Вид с перевала на долину реки Уйгар–Голын-Барун-Сала

Перед нами лежало широкое щебнистое поле.

Ф. 9. Плато

Собственно, это было известно: мы были на этом поле в 2015 году. Соорудили на краю нашего перевала тур. Предложили назвать перевал «Памяти первопроходцев Кийтына» в честь 60-летия первовосхождения на эту гору (отмечаемом в наш год), о чём написали в записке, которую вложили в тур. Сфотографировались всей группой и отправились вниз по наклонному плато в юго-западном направлении. Нам предстояло траверсом пройти к подножию пика Мальчин (где в прошлом году находился наш базовый лагерь). Спустились за два с половиной часа к травяным долинам у ледника Потанина.

19.06.

Р. Цаган-Гол – отметка 3612 + г. Русский Шатёр (4117м., 1Б)

+1267

-618

+283 м.

Ветер, снегопад, переменная видимость

Выход – 7 утра. Наша цель на сегодня – восточное подножие горы Кийтын, где планировали поставить лагерь и на следующий день сходить на вершину. В этот же день предстояло для акклиматизации сходить на гору Русский Шатёр. За сорок минут, придерживаясь ручья, текущего среди морен, вышли к леднику. По опыту прошлого года мы знали, что далее находится «Большое потанинское болото». Под слоем фирна лежала вода, фирн легко пробивался, и путник проваливался по колено в водно-льдинистую жижу. В этом году фирн оказался крепче, и мы проскочили неприятный участок, провалившись всего пару- тройку раз. Об окончании этого места свидетельствовали трещины. Мы организовали связку.

Итак, мы оказались на леднике Потанина.У нас две задачи на сегодня: 1) поставить лагерь под восточным гребнем Кийтына, 2) сходить на гору Русский Шатёр.

Конечно, проще было дойти до средних полей ледника под большой нунатак (под ним виднелся лагерь), оставить там рюкзаки, радиально сходить на гору, вернуться к рюкзакам, и потом под этими самыми рюкзаками топать к восточному хвосту Кийтына… по раскисшему снегу, и значит в снегу по пояс. Мы решили вначале затащить рюкзаки под восточный гребень Кийтына, поставить там лагерь и только потом отправиться на Русский Шатёр. Налегке будет проще ходить после обеда без рюкзаков, хотя путь до Русского шатра удлинится…

На хвосте нашли несколько удобных площадок рядом с большим туром.

Ф. 10. Лагерь под восточным гребнем г. Кийтын

Перекусили и в 12 часов группа вышла восходить на г. Русский Шатёр. Пересекли ледник по направлению к большому ригелю (под которым стояли палатки монголов-восходителей) затем - на седловину между г. Русский Шатёр и г. Табын-Богдо-Ола. От седловины – по широкому гребню поднялись на вершину. Видимости – нет. По собственным следам вернулись обратно. Восхождение заняло 6 часов.

Ф. 11. Путь группы на г. Русский Шатёр

Попытка восхождения на г. Кийтын

+518

-518

Сильный ветео, пурга

Утром – непогода. Поскольку руководитель был на горе уже много раз и потому предполагал, что знает маршрут, решили, несмотря на непогоду попытаться взойти. Причиной тому также послужил гребневой характер пути, исключающий возможность заблудиться и лавинную опасность. Пошли наверх. Выбрали

тактику предыдущего года: двигались не по скальному гребню, но траверсом по фирновому склону под ним.

Ф. 12. Движение по гребню

Затем, когда скалы закончились и склон стал сплошь снежным, выбрались на гребень. Сильный ветер. И периодически совершенная тьма. Приходы почти полной невидимости становились всё чаще и продолжительнее, и в конце-концов остались только ветер и видимость метров 50-70. Наступило это у спуска в так называемый в провал Тронова – глубокое понижение в гребне. Мы прождали минут тридцать, однако стало только хуже: я уже плохо различал шестого и седьмого участников, значит, видимость – 40-50 метров (наша связочная верёвка – 50 м.).

Возвращаемся. За полтора часа сбежали в лагерь.

Восхождение на г. Кийтын, 4374 м., 3А

+592

-592

Ветер, пасмурно

На этот раз решили идти на гору несколько другим путём, а именно – повторить заход на гребень по варианту 2003 года. Для этого мы прошли около часа вдоль массива Кийтын с юга, по правой ветке ледника Потанина, нашли удобный для подъёма кулуар высотой метров 150, нацепили кошки и без проблем вышли на гребень. Где, царствовал ветер, впрочем, видимость была гораздо лучше по сравнению со вчерашним днём. Вот и провал Тронова. Он представляет собой понижение в гребне глубиной примерно 50 м. и крутизной 30-40 градусов. По сравнению с прошлым годом снега было больше, и мы без проблем спустилсь в провал, потом точно так же легко поднялилсь. Далее шёл крутоватый гребень с карнизами. В 2003 году здесь лежал сплошной лёд и нам пришлось крутить льдобуры. В это раз поверх льда находился плотный фирн, и мы быстро проскочили неприятный участок. Далее гребень расширился.

Ф. 13. Подходим к вершине

Ф. 14. Впереди вершина

Туман загустел, но кое-какая видимость сохранялась и так мы добрели до высшей точки. Определили её по замаячившему скальнику со снежной шапкой посидели на вершине, подождали видимости. Не дождались и потопали обратно.

На обратном пути я отснял этот самый карнизный гребень.

Ф. 15. Возвращение. На гребне

Ф. 16. Вид с пика Кийтын на правую ветку ледника Потанина и на путь следующего дня

На подходе к провалу Тронова облака разошлись, и мы сфотографировали ледник Потанина. Так на обратном пути мы проходили провал.

Ф. 17. В провале Тронова

Далее видимость продолжала оставаться плохой.

22.06.

Отметка 3612 м. - пер. м/у 3760 м. и г. 3962 м. + г. 3962м. + г. 3993 м.(2А) – ледник Александры

+211 м.

-494 м.

+156 м.

Ясно, солнечно, безветренно

Выход – 7 утра. Образовали связку и двинулись к нашему перевалу. По замёрзшему крепкому снегу шагалось легко.

Ф. 18. Путь от лагеря под восточным гребнем Кийтына к перевалу

На перевал по некрутому склону поднялись за полтора часа. Спуск с перевала ввиду его простоты обещался быть лёгким.

Ф. 19. Путь спуска на ледник Александры

Описание этого перевала я нигде не нашёл, хотя он весьма логичен для прохождения. По плану у нас – гора 3993

Ф. 20. Гора 3993 м.

Готовясь к походу, я тщательно пересмотрел свои фотоматериалы и запланировал подняться на высшую точку, господствующую над левой веткой ледника Александры. По карте это была гора 3962 м. На деле оказался скальный бастион 3993 м. Фирн был жёсткий, потому шагалось легко. Весь маршрут, с первого взгляда, делился на две части: подход под вершину по снежному гребню и подъём на гору. Подход сложности не представлял – шагай да шагай по гребню, главное, кошки ставь аккуратно и ледорубом пристраховывайся.

Ф. 21. Подъём на г. 3993 м.

А вот вторая часть, короткая, но крутая, вызывала некоторое моё опасение, возраставшее при приближении.

Ф. 22. Подъём на 3993 м. Жандарм.

Представляла она собой скальный гребешок с крутизной, которая плохо определялась с нашей стороны. Мы подошли к этому жандарму, организовали станцию и провесили перила на вершину.

Ф. 23. Провеска перил на бастион

Ф. 24. Выход участников на вершину

Общая протяжённость – метров 40, из них крутой, 60-70 градусов гребень – метров 10.

Предложили назвать вершину «Пиком Монголо-Китайской дружбы». Однако по приезду домой, в ноябре 2016 выяснилось, что на эту гору поднималась команда Яценко М.В. в 2012 г. Высота – 3993 м. На вершине мы отсняли окрестности, определились с названиями вершин вокруг и пошагали обратно, к рюк- закам.

Ф. 25. Спустились с жандарма

Обратный путь совершили за 50 мин.

Ф. 26. Путь к рюкзакам

Спуск с перевала на ледник сложности не представлял.

Ф. 27. На леднике Александры

Ледник круто поворачивал налево, и вскоре наша пройденная гора пропала за поворотом. Наша дальнейшая задача на этот день – подойти к перевалу, который завтра должен вывести нас на на ледник Гране. Перед нами находился большой ригель. Можно было спускаться по языку ледника, а можно было перескочить на правую ветку ледника Александры по некрутому склону перед этим нунатаком. Спустились на правую ветвь ледника Александры, перекусили и пошагали вверх. Предстояло пройти около 2 часов – и мы окажемся под нашим грядущим перевалом. Светило солнце, снег почему-то не раскис и – самое главное – в верховьях ледника показалась гора, вершина которой напоминала купол. И гора называлась Снежная Церковь. И присутствовала в наших походных планах. Картинка выглядела так. От Снежной церкви на восток тянулся гребень с несколькими седловинами. Первая – непосредственно под горой.

Подъём выглядел крутовато, примерно 2б и в наших планах не предполагался. От неё гребень поднимался и шёл до седловины номер 2. Красивая, очевидная 2А. Она и предполагалась мной для прохождения. От неё гребень снова взметался вверх и далее следовала седловина номер 3 (три). Выглядела она и по карте, и по визуальным наблюдениям прошлых лет не больше 1Б (или совсем уж простой 2А) и предполагалась в качестве запасного варианта при всяких форс мажорных обстоятельствах.

Руководитель не нашёл подробной информации по этим седловинам, ориентировался только на свои данные из трёх походов в этом районе.

Ф. 28. Схема гребня, разделяющего ледник Александры и ледник Гране

По новому графику (то есть по переделанному старому), мы планировали также подняться на гору 4073,она же – Снежная церковь.

Ф. 29. Снежная церковь

С седловины номер два спускались следы. При ближайшем рассмотрении оказались – медвежьи. (Или йети под медведя шифровался). Сходили на перевал, который выводил в Китай. С перевала увидели пик, пройденный в этот день.

Ф. 30. Китай

23.06.

ледник Александры – пер.между г. 3842 м. и г. 4068 м.(Гране Северный) + траверс до г. Снежная Церковь (4078м.) через г. 3842 м. – ледник Гране

+418

-434

Ветер, туман, пурга

Утром присутствовала видимость, которая вскоре пропала. Вышли в 7-30. В пурге организовали связки и пошагали к седловине номер два, надеясь, как- нибудь её проскочить – хоть по следу йети-медведей, хоть ещё как-то. Во тьме под сильным ветром погуляли в районе перевала, решили не рисковать и отправились решил на запасную – более простую – седловину. За 30 минут подошли под перевал, за полчаса поднялись по некрутому склону.

Ф. 31. Выход на пер. Гране Северный. Треугольником обозначено место ночёвки

Спуск выглядел просто, и мы легко сошли вниз в широкую, относительно безветренную мульду на леднике Гране.

Ф. 32. Спуск в мульду на ледн. Гране

Наши дальнейшие планы перебраться на ледник Козлова потерпели очевидный крах. У нас оставалось два дня. Из которых мы за день могли запросто спуститься вниз к правому притоку реки Цаган-Сала-Гол. (спуск сложности не представлял – пологий ледник). Вдобавок у нас оставалось часть этого, настоящего, дня, которую можно было как-то полезно использовать. Я предложил сходить на Снежную церковь. На коллективном собрании основная часть группа от восхождения отказалась, но согласилась, если отдельные участники отправятся на восхождение. Пошли два человека.

Имелся такой план. Мы находились на широкой снежной террасе, круто обрывающейся на юг если двигаться по этой террасе на восток, юго-восток, она, плавно понижаясь, выводила на основное тело ледника Гране. Я решил просмотреть варианты подхода к горе. Они были следующие: 1) найти спуск на юг по крутому склону, сойти на ледник Гране и далее по нему подойти к Снежной церкви и подняться, 2) выйти на основной гребень, по нему подойти к Снежной церкви и подняться, 3) спуститься обратно на ледник Александры, пройти по нему наверх, подняться на перевал со следами медведя-Йети и затем взойти на Снежную церковь. Разумеется, если погода позволит.

Вначале глянули на спуск в сторону ледника Гране. Нашли в скальной стене относительно пологий кулуар, но в этом случае мы оказывались на открытом леднике и любое отсутствие видимости прерывало наше движение. Потому выбрали гребневой маршрут. А вернуться или по Гране, или по леднику Александры.

Выход на гребень от нашего лагеря в мульде (с заходом на обзорную точку, с которой мы обозревали ледник Гране) выглядел так. От лагеря мы подошли к скалам, огораживающим террасу, где находится наш лагерь. С нашей стороны это были некрутые заглаженные скальные выходы, которые, однако, круто падали на север, к леднику Гране. Справа в скалах имелся широкий снежно-ледовый кулуар, по которому при необходимости можно было без особых проблем спуститься на ледник Гране. Нам же предстояло подниматься вверх. Путь по снежному склону наверх выводил под широченный карниз, который сужался в левой части (пхд). Мы вышли под карниз, траверсировали склон под ним (метров 70), затем вышли на гребень. По сути, это была седловина между горой 3842 м. и вершинкой северо-восточнее. От седловины мы поднялись на гору 3842 м. по скальному склону крутизной градусов 50 и протяжённостью 70 м. (см. фотосхему №28)

Ф. 33. Выход на гребень от лагеря. Пунктиром – путь под карнизом

Соорудили тур, положили записку. Дальнейший участок проходили на скорости в связке через ряд снежно-ледовых и скальных гребней, жандармов. По пути провесили одну верёвку (10 м.) на жандарме.

Ф. 34. Предстоящий гребень

Ф. 35. Жандарм. Видна голова

Ф. 36. Обход жандармов

Мы пробежали гребень за сорок минут. Вот перед нами спуск в широкую снежную седловину. Это та самая, куда мы должны были подняться с ледника Александры. Мгла стала беспросветной, ветер. Мы переждали немного, вроде развиднелось. Верх скрывался во мгле, проступали очертания каких-то кулуаров, скальников, которым снежно-туманная круговерть придала устрашающую протяжённость и остроту. Я напоминал себе, что предыдущим днём старательно изучил подъём и криминально сложного там не было и в помине, однако морок не проходил. При подъёме из седловины на гребень повесили на скалах три верёвки – 150 м. Путь вывел на крутой снежно-ледовый гребень со здоровенными карнизами. Проходили его 40 минут. Далее шёл узкий скальный гребень. Одно место мне запомнилось особенно. Представляло собой оно скалу метра полтора длиной, круто выдвинувшуюся над пропастью. Сверху она была непроходима, и единственный путь был: держась руками – за неё, ногами – под ней, и значит, свесив свою верхнюю часть тела и задницу над пропастью, проходить, аккуратно перебирая ногами и руками. Путь вывел на вершину. От неё пошёл крутой спуск, который вывел к широченной снежной седловине. Это седловина №1 по фотосхеме №28.

Ф. 37. Подъём в нижней части г. Снежная церковь

Ф. 38. Средняя часть подъёма на г. Снежная церковь

И значит, к началу непосредственного подъёма на гору.

Гребень сплошь состоял из снега, периодически слева, со стороны ледника Козлова, появлялся карниз, направо склон грозился уползти лавиной, так и шли мы, стараясь не сделать лишнего шага влево (чтобы не улететь с карнизом), и вправо (чтобы не разбудить тяжёлый снежный склон). Непосредственно перед выходом на гору – полутораметровый карниз. Итого 50 минут – и мы на вершине. Толком ничего не видно…

Ф. 39. Пройденный гребень с подъёма на г. Снежная церковь

Чуть ниже и севернее вершинного пупыря наблюдались скалы, и мы решили спуститься к ним, чтобы поискать тур. Спустились, но тур не нашли. Соорудили свой. И побежали обратно. Спустились по снежному склону за 20 минут

Ф. 40. Спуск со Снежной церкви

и оказались перед тремя путями. Налево, прямо и направо. Путь выводил на ледник Козлова и был закрыт. Путь прямо – это возврат по собственным следам, через все жандармы, гребни и пр. Путь долгий, но можно было дойти до седловины, куда выводили следы йети-медведя, и спуститься с неё. Но при любом раскладе это был продолжительный путь. И наконец обнаружился путь налево. Это – склон непосредственно у горы. (По фотосхеме №28, это – седловина 1)

Ф. 41. Линией обозначен путь, пройденный утром. По нему мы пойдём после спуска со Снежной церкви

Выглядел он крутовато, но это не было проблемой. Опасность представлял возможный снег. А в остальном этот путь выглядел наиболее привлекательно: мы быстро оказывались на леднике. Я спустился метров на десять и увидел сплошной лёд, значит, можно идти.

В результате 45-50 градусный склон протяжённостью 250 метров (пять верёвок) до бергшрунда, мы пробежали за полчаса. Затем ещё 10 минут от бергшрун- да в связке до подошвы перевала.

Ф. 42. Путь спуска с седловины 1

Дальше немедля до перевала, на перевал и в лагерь. 18-30. Девять часов гонки.

Ледник Гране –р. Цаган-Гол

-1182 м.

Туман, снег, ветер

Утром – отсутствие видимости. Ветер. Но путь был очевиден и во тьме: вниз по линии падения воды. Образовали связку и немедля потопали вниз. Из-за тёплой сырой погоды снег не застыл и проваливался потому пришлось тропить по колено, а то выше. Периодически попадались трещины, и первый, без того еле видимый, пропадал из виду.

Ф. 43. Просвет на леднике Гране

И вдруг разом всё изменилось: мы выбрались из мглы и словно бы оказались под крышей – густая волглая масса клубилась уже над нами, периодически опускаясь вниз рваными ошмётьями.

Ф. 44. Вышли из тумана

Снег закончился, и вот мы уже топали по открытому леднику. Придерживаясь левой стороны, прошли по нему около часа и наконец сошли с ледника. Далее двинулись по правому (ор) берегу.

Ф. 45. Спустились с ледника Гране

На деле, идти по левому берегу было б проще – положе, нет каменных россыпей и река не прижимается к берегу, значит, нет нужды обходить прижимы по холмам. Наконец, с левого берега подступили крутые осыпные склоны, по левому в то же время длилась пологая травянистая терраса, и мы приняли решение перейти на противоположный берег, надеясь как-нибудь по-хитрому одолеть грядущий брод, тем более, реки, которые мы переезжали на машине, полноводными не выглядели. Без труда перебрались на противоположную сторону и устроили обед. Далее за полчаса дошли до слияния двух рек, где предполагался брод. Нашли удобный путь через левую реку и без особого труда перешли на противоположную сторону. Находится брод примерно в двухстах метрах выше слияния.

Ф. 46. Брод реки Цаган-Сала-Гол

Сразу за бродом появилась дорога, по которой мы за два часа дошли до ручья, стекающего с г. 3369 м. От него за сорок минут добрались до кордона Национального парка, где также находились пограничники.

На следующий день уехали в г. Ульгий.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Потенциально опасными участками на маршруте являлись перевалы, вершины, переправы.

Дополнительные сведения о походе.

При выходе на маршрут у группы имелся необходимый набор медицинской аптечки, необходимый ремонтный набор. В достаточном количестве имелось личное и общественное снаряжение. Продукты брались из расчета 0,6 кг. на человека в сутки.

Выводы и рекомендации.

По причине внешних человеческих обстоятельств и погоды (два ясных дня за весь поход) маршрут пройден от конца к началу и не полностью. Однако по набору сквозных препятствий (2А – 2 шт, 1Б – 1 шт.) маршрут соответствует 3 категории сложности.

Группой пройден ряд вершин, в том числе в режиме первопрохода, и в этом плане походные задачи выполнены лучше, чем посещение южной части хреб та Монгольский Алтай.

Монголия – интереснейший и необычный горный район, в котором встречаются все элементы горного рельефа – ледники, осыпи и пр.

Картографический материал (весь маршрут). Масштаб: 1км (в одном квадрате – 2 км.)

скачать карту маршрута

Примечания. Красным пунктиром отмечен путь группы, треугольники – места ночёвок, масштаб – в одном делении два километра