Автор: Даулеткелды Испулатов, г. Текели

Отчет горном походе 1 к.с. по западной части Джунгарского Алатау, совершенном в период с 16 июля по 23 июля 2016 года

Сведения о маршруте

Район путешествия – западная часть Джунгарского Алатау.

Маршрут: г. Текели – с. Капал – пер. Капальский (н/к) –Коринское ущелье– ущелье Асылбай – пер. Июльский (Iб) – ущелье Жаманкольсай – пер. Тюйте (Iа*) – ущелье Тюйте – Коринское ущелье – водопад Бурхан-булак – г. Текели.

Вид маршрута – спортивно-оздоровительный.

Дата проведения похода – 16 июля – 23 июля 2016 года.

Протяженность маршрута в км. 205, из них пешком – 105 км.

Продолжительность похода в днях – 8 дней, из них с ночевками в полевых условиях – 7 дней.

Цели путешествия:

• Формирование здорового образа жизни,
  • Формирование навыков выживания в горах,
  • Воспитание любви к своему краю и стремления к его познанию.
  • Испулатов Даулеткелды Зиядаевич

2001

Завхоз по питанию

Сведения о районе путешествия

Путешествие проходило по западной части Жунгарского Алатау по Коринскому ущелью, ущельям Асылбай и Тюйте и ущелью Жаманкольсай. Жунгарский Алатау - горная система в юго-восточной части Казахстана, простирающаяся с запада - юго-запада на восток - северо-восток почти на 400 км. вдоль границы с Китаем. Долина реки Коксу и Боротала делят Джунгарский Алатау на два, идущих параллельно друг другу, хребта: Северный Центральный Хребет (СЦХ) и Южный Центральный Хребет (ЮЦХ). Горная система расположена между Балхаш-Алакольской котловиной и котловиной реки Или.

Протяженность СЦХ составляет около 250 км. На западе через Коржун-Коринскую перемычку СЦХ стыкуется с хребтом Каратау, тянущимся параллельно СЦХ почти на 50 км, достигая максимальной высоты (пик 3920 м) в верховьях ледника Бессонова.

Средняя высота гребневой части СЦХ 4000 м. Седловины лежат ниже соседних вершин на 200-400 м. В СЦХ, в верховьях р.М.Баскан, находятся четыре самые высокие вершины Джунгарского Алатау: пик Бесбакан- Кокжота (4622 м.), пик Семенова-Тянь-Шаньского (4562 м), пик Абая (4490 м), пик Шумского (4442 м).

Рельеф Жунгарского Алатау очень сложный. В нижней части расположены невысокие пологие горы, выше – предгорные хребты, покрытые ледниками и снежниками. Северный склон – пологий, в ряде мест имеет выровненные поверхности, которые отделяются одна от другой уступами и имеют ступенчатый рельеф.

Рельеф в верховьях реки Кора крутосклонный, сильно расчлененный со следами ледниковой обработки. Здесь много морен, каров, цирков, троговых долин. Часты осыпи, конусы выноса лавин. Гребневая часть гор изобилует вершинами в виде пиков, башен, зубцов. Здесь много ледников.

Снеговая линия гор расположена на высоте 3100-3800 м. и зависит от экспозиции склонов. Один из значительных районов оледенения находится в верховьях реки Коры. Здесь расположены крупные ледники: Тронова, Бессонова, Сапожникова. Имеется и множество более мелких ледников.

Самые низко расположенные ледники находятся в ущелье Асылбай.

Ледники по большей своей части маленькие в основном без трещин, но при этом имеют весьма развитую поверхность. Все это относится к главным хребтам, в отрогах ледники только на вершинах. Большое количество ледниковых озер, как следствие, много рек с чистой прозрачной водой. Долины между отрогами узкие, а вытянутые вдоль главных хребтов широкие с большими реками.

В верховьях реки Кора имеется множество перевалов от 1А до 2Б категорий сложности. Перевалы ледниково-снежные, ледниково-осыпные. Преодоление перевалов возможно лишь при наличии необходимого специального снаряжения.

На северных склонах Жунгарского Алатау наблюдается ярко выраженный алтайский климат. Южным склонам свойственен Тянь- Шаньский климат, близкий климату Заилийского Алатау и Киргизского хребта.

Богат и разнообразен растительный и животный мир Жунгарского Алатау, который представляет большой интерес для изучения и нуждается в бережном отношении. В ущельях множество водопадов, отличающихся особой красотой.

Ущелья изобилуют грибами и ягодами, которые могут пополнить запас продуктов питания.

Маршрут начинается в городе Текели. Это молодой город, возникший в годы Великой Отечественной войны на месторождении полиметаллических руд. В городе имеется свинцово-цинковый комбинат, солодовенный завод и ряд некрупных предприятий. Заканчивается маршрут в селе Капал. Село было основано в 1846 году отрядом казаков под руководством полковника Абакумова, и являлось восточным форпостом России, защищая киргизов Большой орды, принявших российское подданство. В 1856 году, проводя исследование Тянь-Шаня, в Капале останавливался Семенов-Таньшанский. Он поднимался на хребет Мыншукыр, и восторженно писал в своем дневнике об открывшейся его взору долине р. Кора.

Заезд на начальную точку маршрута не представляет сложности.

Можно легко доехать из города Талдыкоргана автобусом. Сложнее выехать из села Капал, откуда в настоящее время автобусы ходят очень редко и выехать возможно лишь с частными водителями.

При проведении маршрута обязательно оформление документов на погранзаставе и в лесхозе.

Нитка маршрута

19 июля

Ущелье Асылбая – перевал Июльский (I Б) – ущелье Жаманкольсай

20 июля

Ущелье Жаманкольсай - перевал Тюйте (I А) – ущелье Текешбулак – Ущелье Кора– Водопад Бурхан-булак

21 июля

Дневка

22 июля

Водопад Бурхан-булак – 4 пасека

23 июля

4 пасека – Город Текели

Пешком

Техническое описание маршрута по дням

1 день (16 июля)

+20

+25

Б/в

Собираемся в 8-00 часов утра. Вскоре выходим в путь. Садимся в автобус в 9-30 который едет на 2 кордон. Поднимаемся по ущелью Черкассай, идем на открытие туриады - 2016. В ущелье было небольшое наводнение, и смыло все переправы (бревна), и нам пришлось несколько раз переходить в брод.

В этот же день было традиционное открытие республиканской туриады

«Джунгария -2016», организованная областным управлением туризма и федерацией спортивного туризма, туристского многоборья и экскурсий Алматинской области, посвященная 25-летию Независимости Республики Казахстан.

Туриада – это уникальный туристско- спортивный проект, который позволяет как начинающим, так и более опытным покорителям горных вершин совершить зачетный поход и перейти на новую разрядную ступень.

После открытия была заброска с ущелье Черкассай в Капальское. У входа в ущелье был разбит лагерь.

2день (17 июля)

+18

В 5 баллов

Б/в

Утром ранний подъем, собираем рюкзаки и выходим в путь. Сегодня мы должны преодолеть Капальский перевал, и спустится к ущелью реки Кора. Идем по тропе, круто поднимающейся вверх по правой стороне ущелья. Спустя два часа мы доходим до Капальского водопада. Водопад высотой более 10 м, рядам огромные скалы и поляна малин.

Дальше от водопада трапа пропадает и начинается бурелом, крутые подъемы и заросли, которые препятствует в пути. Сверху ущелья открывается красивый вид в село Капал. Наверху ущелья небольшой ветер, безоблачно.
Спустя некоторое время мы доходим до Капальского перевала. Начинается проливные дожди и сильный ветер.

13:30 мы поднялись на Капальский перевал, идет небольшой дождь, безветренно, самочувствие группы отличное. Сделав небольшой привал, мы начали спуск с перевала. Спуск по серпантину затяжной. К вечеру спустились в ущелье и разбили лагерь напротив ущелья Асылбай.

3день (18 июля)

+11

Б/в

Утром ранний подъем. Дождя нет, но облачно. После завтрака собираем рюкзаки и выходим в путь. От лагеря на расстояний 100 м мы доходим до навесной переправы на другой берег реки Коры. Соблюдая технику безопасности, мы начали переправу через реку.

Идем по тропе, круто поднимающейся вверх по левому берегу Асылбая. Часто тропа теряется среди елового леса, и ее бывает сложно снова найти. Очень часто приходится преодолевать завалы. Временами шли проходящие дожди.

У верхней границы леса останавливаемся на сборку дров. Собираем дрова и идем дальше. Вскоре выходим под ледник. Здесь разбиваем лагерь, есть небольшой лесок сухостоя, поэтому удается собрать, немного еще дров. Погода ясная, небольшой ветер, температура воздуха 5-7 градусов выше нуля, недалеко виден язык ледника.

4день (19 июля)

Б/в

Утром ранний подъем. Завтракаем, собираем лагерь, проводим инструктаж по технике безопасности при движении по снегу, льду, моренам, и выходим в путь. Сначала двигаемся по тропе, идущей по альпийскому лугу. Но через полчаса выходим на ледниковую морену. Подъем крутой (35-40).

Начали подъем по языку в сторону перевала Июльский. Подъем снежный и каменистый. Часто останавливаемся на привалы.

Вскоре выходим на снег. По снегу идем след в след в связках по 5 человек, первый пробиваем ступени в снегу.

Выходим на ледник. Он тоже покрыт снегом, но легко видны трещины ледника. На них снег слегка просевший. Трещины узкие, не представляют опасности. Отсюда хорошо виден перевал. Он весь покрытый снегом. Над перевалом нависают снежные козырьки. Выбираем путь безопасного подъема на перевал.

Поднимаемся на перевал часам к 10:00. Тур был разбит неизвестными людьми, записка не найдено. Оставляем на перевале свою записку. Пытаемся поймать связь, но не удается. Самочувствие у всех хорошее, но ощущается высота (3500). Некоторые из ребят чувствуют одышку и легкое сердцебиение.

На перевале холодно, сильный ветер. По небу бегут сильные облака.

Начинаем спуск с перевала в 10:30 часов дня. Сначала спускаемся по мелкообломочной осыпи. Спускаемся цепочкой. По ней спускаться легко, осыпь ползет за нами. Но вскоре приходится спускаться по среднеобломочной осыпи. Осыпь живая, не слежавшаяся, поэтому спускаться по ней сложнее. Часто встречаются снежники. Склон южный, поэтому снег рыхлый, и часто в него проваливаются ноги. Все это замедляет движение.

Вскоре из-под камней вытекает ручей. Идем по его берегу, часто переходя с одного берега на другой. Останавливаемся на привал, обедаем сухим пайком. Постепенно спуск становится все круче, и вскоре мы выходим к резкому обрыву, с которого вода падает вниз водопадом. Спуск здесь невозможен, поэтому поднимаемся по левому склону и спускаемся к соседнему ручью. Здесь возможно спуститься к реке Жаманкольсай. Тропы нет, поэтому идем без тропы, но выходим к берегу реки довольно быстро. Разбиваем лагерь, собираем дрова, готовим ужин. На место ночлега мы пришли к 18:00 часам вечера.

Спуск с перевала.

5день (20 июля)

С, 5 баллов

+10

Пасмурно

В, 3 балла

Утром очень холодно. Подъем в 05:30 часов. После завтрака выход. Выходим в 06-00. Почти сразу начинаем подъем по морене. Сначала идем по слежавшейся древней морене, затем – по современно, образующей высокие гряды. Вскоре выходим на снежники, долго идем по снегу, затем начинаем подъем на ледник. Ледник покрыт снегом не весь. Кое-где участки открытые. Поражает местами розовый снег с запахом арбузов. Выбираем наиболее безопасный путь подъема на перевал. Стараемся избегать приближаться к правым склонам, где со склонов осыпаются большие камни. На перевале мы в 11:00 часов. Здесь сильный ветер, очень холодный. Находим тур и снимаем записку и оставляем свою.

С перевала открываются красивые виды как на ущелье Жаманкольсай, так и на ущелье Тюйте, по которому нам предстоит спускаться к реке Кора. В обоих ущельях под ледниками много моренных озер.

Начинаем спуск с перевала.Спускаемся по крупнообломочной осыпи. Обломки огромных размеров. Вскоре выходим на очень пологий склон, идем по нему. Здесь морена и снежные поля. На обед останавливаемся около моренного озера. Обедаем сухим пайком, после обеда выходим вниз по ущелью. Идем по левому берегу ручья по осыпям и травянистым пологим склонам.

Вскоре выходим на тропу, по которой спускаемся к реке Кора. Здесь есть натянутый трос. Организуем переправу через реку. К 17:00 часам вечера все мы и рюкзаки на правом берегу Коры.

Вечером часам к 19:00 дошли до водопада Бурхан-булак. Разбиваем лагерь, собираем дрова и готовим ужин. Вечером долго сидим у костра.

6день (21 июля)

+18

Б/в

Сегодня встаем немного позже, у нас дневка. После вчерашнего дня необходимо всем выспаться и набраться сил.

После обеда сходили на водопад Бурхан-булак. Тысячи ручейков, вытекающих с окрестных ледников, сливаются в один бушующий поток, который стремительно несется к обрыву и срывается вниз с огромной высоты, готовый мощным ударом разрушить все на своем пути. С грохотом разбивается вода о каменные пороги и мириадами брызг орошает все вокруг и дальше уже тихо и умиротворенно сливается с величественной рекой Корой. То тут, то там можно заметить маленькие радуги, возникающие на фоне искрящейся в лучах солнца воды. Торжественная мощь и красота водопада завораживают, и невозможно оторваться от созерцания этого чуда природы.

Давние времена жила здесь женщина, у которой был единственный ребенок, которого звали Бурхан. Мать души не чаяла в своем сыне и желала, чтобы он выбрал себе в жены тихую послушную девушку. К ее неудовольствию, Бурхан влюбился в Кору, гордую и своевольную красавицу.

Разозлившись, мать решила воспрепятствовать этому браку и воздвигла в скалах большой замок, в котором заперла Бурхана. Но сердце юноши невозможно было усмирить, его любовь была так сильна, что он вырвался из своей темницы и слился с красавицей Корой. Прошло, очень много лет, но они всегда вместе, а бедная мать оплакивает неразумный выбор своего сына и изливает свою печаль в виде небольшого ручья, который находится неподалеку от водопада Бурхан-Булак и называется «Слезы матери».

Бурхан-Булак является правым притоком Коры и состоит из четырех каскадов общей высотой 168 метров. Впрочем, в зоне видимости находятся только три каскада, высота которых составляет 112 метров. Лицезреть четвертый каскад удастся лишь забравшись вверх по горным тропкам. Бурхан-Булак великолепен в любое время года, но наиболее впечатляет он в июле, когда начинается активное таяние ледников, и водопад предстает во всей своей мощи и величии. Зимой же водопад замерзает, но, даже скованный льдом, представляет собой очень красивое зрелище.

7день (22 июля)

+10

+17

Б/в

Утром ранний подъем, собираем рюкзаки и выходим в путь. Сегодня мы должны преодолеть путь до 4 пасеки. По дороге остановились возле Святогокамня. Рассказали детям легенду. В легенде здесь стояла юрта, и в юрте рожала женщина. Огромный камень покатился со скалы прямо на юрту, но в этот момент раздался первый крик малыша, и камень остановился прямо рядом с юртой, не задев её. И так он до сих пор стоит огромный и угрожающий. Есть и еще версия, что камень остановился перед играющей девочкой.

После обеда выходим пешком дальше. Идем по дороге по левому берегу реки Кора. Дорога здесь ровная, спуск почти незаметен. Дорога проходит по березовому лесу. Начиная от Капальского извоза дорога становится узким, река бурная, ее окружают высокие скалы. Временами идут проходящие дожди.

8день (23 июля)

+11

Б/в

Утром ранний подъем. Готовим завтрак, собираем лагерь, укладываем рюкзаки и идем дальше по дороге. Вскоре проходим «Белый яр» и дальше дорога становится более широким. Погода хорошая, без осадков

Вечером часа 16:00 благополучно вернулись в город Текели.

Состав аптечки:

Перевязочные средства

1. Бинт стерильный 7м х 14см.
  2. Бинт стерильный 5м х 10 см.
  3. Бинт эластичный трубчатый.
  4. Вата и салфеточки используются для промывания и для наложения повязок. Ваты взять совсем немного: салфеточки удобнее.
  5. Рулонный пластырь шириной 4-5 см .
  6. Рулонный пластырь узкий .
  7. Лейкопластырь бакт, квадратный, шт. 10
  8. Спирт, мл 50
  9. Иод или зелёнка, пуз. 1 .
  10. Перекись водорода, мл 50.
  11. Альбуцид 20, пуз. 2.
  12. Баралгин, уп. 1.
  13. Но-шпа (дротаверина гидрохлорид), 1 уп.
  14. Анальгин, уп. 1.
  15. Ацетилсалициловая к-та (аспирин), уп. 1.
  16. Парацетамол, уп. 1 Цитрамон, уп. 1.
  17. Леденцы от кашля, шт. 20.
  18. Сосудосуживающие капли - 1
  19. Масляные капли, например Пиносол - 1 .

Сердечно - сосудистые

1. Валидол, табл. 20.

Желудочно - кишечные

1. Имодиум (лопедиум), табл.
  2. Активиров. уголь, 1 уп. по 10 табл.
  3. Фталазол, сульгин и т.п.
  4. Ципролет 250мг, табл. 20.
  5. Бисептол 1 уп.

Антибиотики

Прочее

1. Нашатырный спирт 10, амп. 2.

Инъекции

1. Анальгин, амп 50 2 мл 2 [1-2 мл 2-3 раза в день. Мах суточная доза 2г - 2 амп].
  2. Димедрол, амп 1 1 мл 2
  3. Средство, стимулирующее дыхание и сердечные сокращения - кордиамин, кофеин, сульфокамфокаин и др, амп. 3
  4. Аскорбиновая к-та 0,2 г/чдень [По 3 драже/чел в день. В банке 100 драже].
  5. Аскорбинка в пакетиках, пак. 10.
  6. Разогревающая.
  7. Троксевазин (мазь) 1.
  8. Ранозаживляющие: солкосерил, спасатель и др. 1
  9. Лезвия, шт. 6.
  10. Англ. булавки - 10.
  11. Градусник - 1.
  12. Шприц 5 куб + игла - 5.
  13. Шприц 2 куб + игла - 5.
  14. Шприц 10мл + игла - 2.
  15. Жгут - 1.
  16. Ножницы - 1.
  17. 1. Нам пройден интересный маршрут, во время прохождения которого мы очень многому научились:

Витамины

Мази

Инструменты

Выводы и рекомендации:

• Научились выживать в экстремальных условиях
  • Научились преодолевать горные реки, двигаться по осыпям.
  1. 2. Мы узнали много нового о нашем родном крае, его природе:
  • Познакомились с разнообразием растительного и животного мира Жунгарского Алатау
  • Прошли 50 км по реке Кора и познакомились с разнообразие ее долины в зависимости от рельефа местности
  • Увидели множество красивейших водопадов
  • Узнали много легенд, связанных с уникальным объектами природы родного края.
  1. 3. Группой проведена общественно-полезная работа на маршруте:
  • Расчищены после зимы родники, которые за зимний период успели зарасти травой и загрязниться мусором
  • По всей протяженности маршрута группа убирала весь мусор, который оставляют после себя «любители природы»
  1. 4. Маршрут рекомендуется для проведения с учащимися школ области с целью знакомства с уникальным растительным и животным миром