Горы мира > Каракорум >

Автор: Александр Гуков, СПб

Латок I.

Это была хорошая попытка

Мы бы сделали это, я это знаю, но погода внесла свои коррективы.
На протяжении всего нашего пребывания в ВС, за исключением двух первых дней восхождения, каждый день с неба что-то сыпало.

Наш гид сказал потом, что он не помнит здесь такой погоды в августе.
Нам просто повезло.

Были, конечно, и другие факторы, которые замедляли наше движение и которые в будущем можно избежать, но они не решали вопроса.
Одно теперь я знаю точно: Латок 1 по северному гребню реален.
Сложный и изнурительный, но реальный.
И что самое главное, он безопасен.

Во время всех этих снегопадов лавины шли где-то рядом, справа и слева. Но по маршруту шли только пылевые реки, которыми нас засыпало почти каждый день.
И главное, что прогноз-то был хороший на целых 10 дней, но он абсолютно не соответствовал реальности.

Периодически снег шел снизу-вверх, было забавно это наблюдать.

Латок-1. Почти 40 лет альпинисты пытаются взойти на него с северной стороны.
Мне было очень страшно на него лезть, столько попыток, а успеха нет. В чем дело?
Но страх прошел. Просто это сложная гора, на которой нужно работать дней 10, не меньше, в тяжелых условиях, когда все скалы покрыты натечным льдом, когда много снега и он вертикальный, когда нет ночевок и их нужно вырубать часа по 3-4 в день, чтобы потом ночевать на краю пропасти.
Но все по порядку.

06.08 Мы наконец-таки добрались до ВС всей командой. Валера оставался по пути ждать Антона с Транго, а я шел один 4 дня с 9 пакистанцами по бескрайним подходам.
Латок 1 был прекрасен и выглядел очень, очень большим.

На следующий день сходили на разведку, закинув под акклиматизационную гору снаряжение. Гора no name, но высотой около 6000м, снежно-ледовая, что нам вполне подходило.
Надо сказать, что все мы были в той или иной мере акклиматизированы: Валера после Эльбруса, я после Денали и Крумкола, Антон после Транго.

08.08 Вышли утром с ночевкой в надежде с вершины этой горы увидеть западную стену Латка, которая не была видна с ВС.

Дело в том, что сам северный гребень на Латок 1 представляет из себя острый нож из снежных сераков, идти по которому совершенно unreal. Поэтому приходится лезть немного правее по западной стене.
Но увидеть стену нам так и не удалось ни в этот, ни на следующий день.

Погода испортилась. Ночевали мы уже под снегопадом. Спускались, впрочем, тоже.
По плану хотели день-два отдохнуть и начать работать на маршруте. Но снег все шел и шел.
Улучшения начались только 17.08.
По прогнозу нам было обещано 10 дней отличной погоды, чем мы и спешили воспользоваться. Но она простояла только два дня.

17.08 Старт. Начали по левой части гребня, по длинному снежно-ледовому кулуару, в конце которого планировали устроить первую ночевку. Но за день удалось пройти только 10 веревок.
Ночевать пришлось на небольшой полке, выдолбленной нами на гребешке.

18.08 Решили изменить план и пойти вправо на другую сторону гребня.
На вид было три-четыре несложных веревки. Оказалось, шесть. Из них две веревки жесткого ИТО.
Заночевали в скальной щели без палатки, благо погода еще позволяла.

Ну а дальше понеслось.

19.08 Утром перевалили через северный гребень на западную сторону.
Погода испортилась.

Валера все говорил, что в конце этой части гребня есть классный серак, на котором отличная площадка для ночевки, где они прошлый раз ночевали. Но пройдя очередные 10 веревок, поняли, что в этот день до этой классной ночевки мы дойти не успеем.
Спешили вылезти на гребень раньше, в надежде найти еще что-нибудь стоящее.
Вылезли, но ничего не нашли. Гребень острый как нож.
Пришлось срывать снега и льда в человеческий рост, чтобы отбить у него хоть немного плоского пространства.
Спать легли в три утра.

20.08 Весь день идет снег. О чем мы в принципе не жалели, в связи со вчерашней ночью. Спим.

21.08 Опять идет снег. Понимаем, что Валерина классная ночевка где-то рядом на гребне.
Надо перемещаться на нее.
Дюльфернули веревку вниз и пошли работать по льду дальше. Каково же было наше удивление, когда вечером, дойдя до края этой части гребня, никакого серака с классной ночевкой мы не обнаружили.

- Наверное упал, - сказал Валера.

Пришлось опять отбивать у гребня плоское пространство.

22.08. Начали работать в 08.30 утра.
Снежного гребня осталось метров 50 до стены, но эти 50 метров Антон работал 3 часа с лопатой.
Опять потеря времени.

Прошли несколько веревок по льду, и настало время долбить ночевку.
И опять три часа на полку.
На этот раз увеличили ее с помощью гамака, купленного в каком-то Спортмастере.

23.08 Хорошо пересидели ночь.
Утром пошла серьезная работа по преодолению стенки с вертикальным, а порой и отрицательным льдом.
Прошли 5 веревок. Ночуем на ледовом сераке.
С обеих сторон от палатки пропасть, жжжууууть.

24.08. Погодка так себе, но нам удалось пройти 6 веревок.
Опять лед, снег и обледенелые скалы.Нашли место для пещеры.
И хотя всю ночь с потолка капала вода, места было много и это было хорошо.
Наши спальники уже давно превратились в мокрый комок.

25.08 Все утро валит снег, вылезать из пещеры неохота.
К обеду понимаем, что это не прекратится.
Решаем провесить 2-3 веревки и заночевать тут же.
Оставляем Валеру по хозяйству расширить пещеру, а сами с Антоном уходим работать.

Скалы оказались сложными. Мне удалось провесить только две веревки, сделав станцию в какой-то заднице, в связи с тем, что все оттяжки закончились.
Спустились. Валера расширил пещеру как мог.

26.08. С утра не так уж и плохо, работать можно.
Антон добил стену и траверсом ушел на снежный гребень. Опять снег, лед и обледенелые плиты.

За день удалось пройти еще 4 веревки.
Пока Антон провешивал последнюю, мне удалось в ледово-снежной трещине вырыть очередную пещеру.
Получилось неплохо.

27.08 Идет снег. Вышли поздно. Все те же 4 веревки за день.
Вершина постоянно в облаках.

Сколько до нее осталось, мы устали предполагать.
Снизу перед вершинной башней просматривался огромный длинный серак, с которого виднелась косая полка, уходящая на западный гребень, по которому мы и предполагали выйти на вершину, так как северный гребень упирается в вертикальные стены.
Заночевали на гребне, отбив очередной раз на его остром рельефе место для нашей маленькой палатки.

28.08. 12 день восхождения.
Продуктов и газа у нас было на 12 дней.
И если каши с завтрака еще оставались, то третий баллон газа подходил к своей завершающей фазе.

Почти каждый день получая прогноз по телефону, была надежда, что вот-вот настанет солнечно и тепло.
Но это настало только по пути возвращения из ВС. А пока шел снег.

С чувством, что пора бы и валить вниз, вышли работать наверх.
Пройдя еще полторы веревки по 90-градусным снежным серакам (как Антон их вылезал, я так и не смог себе представить, когда жумарил), Антон крикнул, чтобы я подходил к нему.
Подойдя, я наконец-таки увидел перед собой тот самый огромный снежный серак, после которого должна была быть та самая полка на западный гребень.
Вот оно, совсем немного, три дня работы в хорошую погоду, и мы на вершине Латок 1.

Три дня вверх, как минимум два дня вниз, а газ и продукты, как мы ни экономили, завтра должны кончиться.
Залезть на вершину и там умереть с голоду и усталости нам не особо хотелось.
Поэтому, недолго думая, решили с Антоном, что пора возвращаться.

29.08 Валим вниз. Погодка рабочая, снег идет, но снизу-вверх.
Я начинаю считать, что мы долезли примерно до 6500-6700 и вниз работать два километра.

- Валера, 2 километра вниз, это же как минимум 40 веревок, я прав? – спрашиваю я.

- Ну, как-то так, наверное, - отвечает Валера.

На очередном дюльфере я допускаю ошибку.
Страхуя спускающего Валеру, слышу крик, что хватит травить страховочную веревку.
Решив, что он дошел до станции, я стременем прищелкиваю страховку к карабину и готовлю для себя дюльфер.
И тут страховочная веревка резко натягивается.
Слышу какие-то крики снизу, понимаю, что Валера не дошел до станции, но мне не развязать стремя.

Ору что есть сил, чтобы ослабили страховку.
А в этот момент Валера висит на отрицаловке спускаясь на единственном жумаре в качестве спусковухи.
Он тоже не может ослабить страховку.
И что вы думаете он в итоге делает?

Много бы я отдал, чтобы заснять на видео этот момент.
Он достает нож и режет на себе страховочную веревку.
От рывка с его плеч слетает рюкзак вместе с нашей палаткой и спальником.

Я, обрадованный, сверху развязал стремя и выдал "недостающую" слабину :)

В этот день мы прошли всего 14 дюльферов.
Заночевать пришлось на маленькой ледовой полочке, укрывшись от снега спортмастеровским гамаком.

30.08. Дождавшись утра, начали работать.
Газ закончился, не дав нам кипятку для завтрака. Скорее вниз.

Низ казался рядом, но в итоге спустились на 45-градусный снежный склон уже в пять утра следующего дня.

В итоге, я насчитал 42 веревки дюльфера. Почти угадал.

31.08 Еще перед восхождением мы договорились с гидом, что будем посылать ему сообщение о нас через день.
Спускаться мы планировали на южную сторону, поэтому за предполагаемых пять дней до спуска мы послали гиду сообщение, чтобы он вызывал портеров, они сворачивали лагерь и уходили вниз для встречи с нами в поселке Асколи.

Как же было хорошо, что именно это сообщение он не получил.
Не знаю, может я номер набрал неверно.
Но лагерь остался на месте.

Спустившись вниз, мы были удивлены тем количеством снега, который лежал на леднике между нами и лагерем.

Организм сработал четко у всех троих, как только спустились, тумблер заряда выключился.

Рассветало, вот он лагерь, его видно.
Максимум два часа ходу в нормальном состоянии.
Но мы, даже бросив рюкзаки под маршрутом, шли восемь часов.

Шаг за шагом, периодически засыпая на леднике, мы буквально пробирались к лагерю, не веря, что до него вообще можно дойти.

Но дошли.
В этот же день пришли портеры, которых мы на следующий день послали за нашими рюкзаками :)

Еще три изнурительных дня и мы в цивилизации.

Немного о снаряжении:

Веревки. От компании Tendon.
Несмотря на то, что скалы на маршруте все же в основном обледенелые, 12 дней они выдержали отлично, если и потерлись, то совсем немного.

Ледовые инструменты. По настоянию Антона взяли два Petzl Nomic и один Grivel The North Face Machine Carbon.
Я лично старался лезть с одним из каждых инструментов.
Разницы на льду, а его было очень много, я не почувствовал, а вот на льду, покрытом 15-20 см снегом, Grivel входил гораздо лучше. Возможно, из-за менее агрессивного угла клюва. Ну и вес. Grivel был на 100 гр легче, чем Petzl.

Буры. Petzl и Grivel. Входят в лед одинаково. Но Petzl, в связи со стальной насадкой и дюралевым корпусом, легче чем Grivel.

Палатка. Krukonogi очень старая, вся текла по швам и не только. Очень много конденсата. Легко ставится на любой полке, но в связи с вышесказанным была худшим из нашего снаряжения.
Предполагалась к сожжению по приходу в ВС, но избежала этой участи в связи с ее потерей на спуске.

Мембранная одежда от Bergans. Куртка и штаны Storent очень, очень легкие, почти невесомые. Но за все нужно платить. В данном случае за легкость расплачиваешься тем, что их очень легко порвать бурами, кошками и ледовыми инструментами. Но оно того стоит, если есть деньги чаще покупать новые.

Это была хорошая попытка.
Я давно так не напрягался на восхождении и не помню, чтобы я так уставал после него.
На этот раз не взошли, но думаю, что у нас есть все шансы сделать это в следующий раз.
Иншала!

Спасибо компании Tendon и Владимиру Молодожену за предоставленные веревки, компании Grivel и Бетте Гоби за снаряжение, компании Bergans и Хелене Кристиансен за одежду для меня, Денису Симавскому за трубку Иридиум, Елене Дмитренко и сайту Риск за sim-карту Иридиум, а нашим мамам, женам и девушкам за их ожидания и переживания.

Пусть не до конца,

но отличное и трудное восхождение, которое "стоит" не менее многих других. Коли "поучились", - значит, "получилось". Это - вершина не из тех, которые легко и сразу к себе пускают даже самых сильных и опытных... И здорово, что сумели "это" отснять на видео. К сожалению, не обошлось без обморожений... Меня поразил этот гребень в виде тонкой пластины, - острый, как бритва (не видел ничего подобного даже в фильмах). И, глядя на выступления современной молодёжи вспоминаются слова песни: "Когда мы были молодыми, и чушь прекрасную несли!.."