Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Щербаков, г.Москва

Отчет о горном туристском походе 5 к.с. по С-З и Ц.Памиру совершённом с 30 июля по 27 августа 2016 г. Часть 1

1. Справочные сведения о походе

1.1 Общие справочные сведения о маршруте

Район похода

Северо-Западный и Центральный Памир

Вид туризма

горный

Категория сложности

пятая

Протяжённость активной части похода

256 км

Суммарный набор высоты

12176 м

Пройдено ЛП

3А – 4 (3 перевала, 1 вершина)

2Б – 2 (2 перевала)

2А – 1 (1 перевал)

1Б – 1 (1 перевал)

Продолжительность

Общая: 29 дней

Ходовых: 27 дней

Сроки проведения

Активная часть: 30 июля – 27 августа 2016 года

Максимальная высота

7105 м – п. Е. Корженевской

Максимальная высота ночёвки

6300 м

Заявленный маршрут похода утверждён МКК ФСТ – ОТМ в составе:С. Костин, Д. Лехтман, Д. Зеленцов, Н. Степанов, В. Логинов, А. Ярошевский, Л. Директор . Заместитель Председателя комиссии: Р. Деянов

1.2 Подробная нитка маршрута

Заявленная нитка маршрута:

д. р. Ванч – пос. Поймазар – ледник РГО – пер. Кашал-Аяк (2А, 4350) – ледник Федченко – ледник Е. Розмирович – пер. Наука В. (3А, 5250) - пер. Академии Наук (1Б, 4830) – ледник Медвежий – пер. Космонавта Добровольского (3А, 5630) – ледник Федченко – ГМС им. Горбунова – ледник Малый Танымас – пер. Интеграл (2Б, 5400) – ледник Аюджилга – пер. Замок Тамары (2А, 4800) – ледник Мушкетова – пер. Мушкетова (3А, 6040) – ледник Москвина – МАЛ – п. Е. Корженевской (радиально, 3А, 7105) – МАЛ – ледник Фортамбек – ледник Курай-Шапак (2А, 4600) – д. р. Хадырша – пер. Тамаша (нк, 2700) – д. р. Кандима – пер. Обходной (Иргет) (1Б, 3900) – д. р. Сугран – пер. Белькандоу (нк, 3400) – пос. Девшар

Пройдённая нитка маршрута:

д. р. Ванч – пос. Поймазар – ледник РГО – пер. Кашал-Аяк (2Б, 4350) – ледник Федченко – ледник Е. Розмирович – пер. Наука В. (3А, 5296) - пер. Академии Наук (1Б, 4830) – ледник Медвежий – пер. Космонавта Добровольского (3А, 5652) – ледник Федченко – ГМС им. Горбунова – ледник Малый Танымас – пер. Интеграл (2Б, 5382) – ледник Аюджилга – пер. Замок Тамары (2А, 4880) – ледник Мушкетова – пер. Мушкетова (3А, 6051) – ледник Москвина – МАЛ – п. Е. Корженевской (радиально, 3А, 7105) – МАЛ

1.3 Локальные препятствия маршрута

Вид препятствия, наименование

Категория трудности

Характеристики препятствия, новизна

Путь прохождения

пер. Кашал-Аяк

сн-лд

с запада на восток

пер. Наука В.

сн-лд

с севера на юг

пер. Академии Наук

сн-лд

с севера-востока на юг-запад

пер. Космонавта Добровольского

сн-лд

с севера на юг

пер. Интеграл

сн-лд

с востока на запад

пер. Замок Тамары

ск-ос

с востока на запад

пер. Мушкетова

сн-лд

с севера на юг

п. Евгении Корженевской

сн-ск-лд

Радиально по классическому маршруту по ребру Цетлина из МАЛ

1.4 Состав группы

Фото

ФИО Год Рождения

Тур. Опыт

Должность в походе

1

Щербаков Александр Алексеевич

1985

3*5ГР Дугоба, Ц. Кавказ, С-З Памир

4*4ГР Фаны, Матча, Кичик Алай, Высокий Алай

5ГУ Памир,

2*7134

Руководитель,

Финансист

2

Савостин Илья Юрьевич

1980

2*3ГР, 3ГУ Кавказ - 2А, 5642

Завхоз Реммастер

3

Гуслова Светлана Сергеевна

1989

3*5ГУ Дугоба, Ц. Кавказ, С-З Памир

7134

Медик,
Завпит

4

Науменко Сергей Александрович

1994

2*5ГУ Дугоба, С-З Памир

5600

Хронометрист, Фотограф

При выпуске группы на маршрут планировалось шесть человек. Один участник не смог принять участие ввиду сроков отпусков, а второй из-за плохого самочувствия при прохождении акклиматизации на Эльбрусе. МКК была информирована о изменении в составе группы. От МКК было дано добро на прохождение маршрута.

2. Содержание отчёта

2.1 Общая смысловая идея похода

Руководитель и большинство участников ранее уже проходили маршруты по Памиру: на Заалайском хребте, Мазарском хребте и хребте Петра Первого. Но в Центральной части Памира нам ещё не удавалось побывать и нас явным образом тянуло туда, да и тянет до сих пор. Таким образом выбор района проведения похода пал на Центральный Памир. Мы так и назвали наш поход: «Знакомство с Центральным Памиром».

При построении маршрута нас интересовало посещение значимой части ледника Федченко, ГМС имени Горбунова, а также восхождение на пик Евгении Корженевской. Естественно, как и в ранее пройдённых нами маршрутах, мы выбирали перевалы поинтереснее и побезопаснее. В рамках 5 к.с. и объектов, представляющих для нас интерес выбирать перевалы пришлось только на кольце в верховьях ледника Федченко. На кольцо были выбраны перевалы Наука В. (3А) и Космонавта Добровольского (3А). В остальном нитка маршрута была продиктована технической трудностью пересечения хребтов. Полёта фантазий не требовалось и продиктованный «коридор»: перевалы Интеграл (2Б), Замок Тамары (2А) и Мушкетова (3А) выводил нас в МАЛ. Откуда мы спланировали восхождение на пик Е.Корженевской. К слову сказать, этот «коридор» сразу понравился руководителю, так как у коридора только два выхода. Это помогало на маршруте ввиду отсутствия размышлений, как это бывает на длительных и сложных маршрутах с возможностью их модернизации или сокращения. Итак, если выход с маршрута должен состояться вдоль долины реки Муксу, то доступный заход на маршрут с дальнейшим выходом в верховье ледника Федченко – это классический проход перевала Кашал-Аяк (2Б) из долины реки Ванч. В общем, маршрут для данной категории сложности похода продиктован самим Памиром, так что мы просто с ним согласились, глядя на необъятные ледники на карте.

Итак, запланированные логические участки нашего маршрута:

1. Заезд в верховье долины р. Ванч и перенос всего груза через пер. Кашал-Аяк (2Б) на ледник Федченко.
2. Техническое кольцо через интересные и безопасные перевалы Наука В. (3А) и Космонавта Добровольского (3А).
3. Классический единственно возможный в рамках 5 к.с. проход в МАЛ. А именно забег в низовья ледника Федченко, переход через пер. Интеграл (2Б) в долину р. Аюджилга и дальнейший «перелаз» через пер. Замок Тамары (2А) к пер. Мушкетова (3А), прохождение крайнего приводило нас в МАЛ.
4. Восхождение на пик Е.Корженевской по классическому маршруту.
5. Выход из района по одному из классических путей вдоль реки Муксу.

Вот такой маршрут был нами задуман. Каждый логический участок маршрута решал свою задачу, и она требовала совершенно разных приёмов и режимов работы группы на маршруте.

2.2 Предварительная акклиматизация

Как и во многих наших летних сезонах перед основным походом, мы акклиматизировались в менее высоких горах, в формате «тусовки», где каждый смог выбрать доступные ему препятствия по душе и квалификации. Выбор акклиматизации в скальном районе прекрасно дополняет преимущественно ледово-снежные рельефы основного похода на Памир. На это ежегодное мероприятие мы приглашаем всех наших «горных знакомых».

Так было и в этом году: с 29 июня по 19 июля мы посетили Фанские горы.

Нитка маршрута: оз. Искандеркуль – радиально пер. Обзорный пункт (н/к, 2640) – трансфер в МАТЦ «Вертикаль» - д. р. Битхона – пер. Чапдара (1А, 3430) – оз. Алаудин – оз. Мутное – в. Змея (рад.1Б, 4140, через пер. Казнок В.) – пер. Чимтарга (рад.1Б, 4760) – пик Энергия (рад. 2Б, 5109) – пик Энергия (траверс В. гребня, 4А, ск, 5109) – МАТЦ «Вертикаль».

Желающим познакомиться с кратким отчётом об этом нестандартном мероприятии могут обратиться на сайт risk.ru к статье «Предварительная акклиматизация в Фанах»

2.3 Варианты подъезда и отъезда, оформление документов

Самолёт: стандартный способ прилёта в г. Душанбе из Москвы. Стоимость тарифов зависит от сроков, за которые куплены билеты. Если куплены за 3-4 месяца, то стоимость примерно 15000 рублей в обе стороны. Ориентироваться стоит не только на стоимость билетов, но и на вес включённого багажа, а также на стоимость дополнительных мест багажа. Оптимально по вышеперечисленным параметрам на 2016 год подходила компания UTair.

Гостиница: самым дешёвым (200 рублей сутки на человека) вариантом является остановка на станции бывшего СЮТУРа (местные называют «турбазой») в непосредственной близости от «Зелёного базара» г. Душанбе. Этот вариант удобен если надо остановиться на 1 день, например, закупиться на Зелёном базаре. В остальном условия спартанские, а отношение коменданта вызывает желание стукнуть в «дыню». Поэтому при более длительном пребывании в Душанбе рекомендуем снять квартиру, причём использовать для этого, например, интернет сервис «Airbnb». Ну и конечно торговаться. Ориентировочная стоимость комфортной квартиры на 4 человек за сутки 2000 рублей.

Регистрация и паспортный режим: для граждан РФ въезд в Таджикистан по загранпаспорту. В течении трёх рабочих дней должна быть оформлена регистрация. Так же при поездках на Памир должен иметься пропуск в ГБО. Если на самостоятельное оформление в ОВИРе нет времени, или Вы ещё не чувствуете себя в Азии как дома. То можете воспользоваться услугами Фирм. Например, Памир Пикс, фирма более серьёзная чем конкуренты и несущая ответственность за качество своих услуг. Стоимость самостоятельного оформления в 2-3 раза ниже цен фирм. Так же группам, находящимся в долине Муксу, например, при заходе или выходе через кишлак Девшар необходим пограничный пропуск. Как его оформлять самостоятельно мы не знаем, но знаем, что документы должны быть направлены на получения пропуска за 1 месяц до его получения. Поэтому, в случае надобности погранпропуска, рекомендуем обратиться к принимающей стороне. Стоимость услуг оформления документов в Памир Пикс на человека:

Регистрация - 50$, пропуск в ГБО - 30$, погранпропуск -50$.

Заезды и выезды: заезд на маршрут в долину р. Ванч состоялся на джипе Mitsubishi Pajero из г. Душанбе за 13500 рублей. Выехав из Душанбе в 6 утра, мы приехали в Поймазар только в 17 вечера следующего дня. Делали остановку на ночлег на 7 часов ввиду селя смывшего крупный участок дороги (Фото 1.0). Найти джипы можно в Душанбе на Автобазе, с которой все едут на Памир. Джип может доехать до кишлака Сумгад, в нашем случае дорога выше была размыта и до Поймазара мы доехали на Уазике за 300 рублей. От Поймазара до троса на р. Абдукагор нас довёз Газ-66 за 4500 рублей.

Выезд с маршрут состоялся на Вертолёте МАЛ-Душанбе.

Горные сборы: вся территория Памира является заповедником. Посещение в сутки на человека стоит 130 рублей. Нам это показалось дорого, а ситуация применения к нам тарифов для иностранцев оскорбило наши чуткие души, и уплатив за двое суток, мы тронулись в путь. Торговля и расчёт состоялись в кишлаке Поймазар у ответственного егеря. Он же и предоставил Газ-66.

Вертолёт: насколько мы владеем информацией, в Таджикистане имеется только одна коммерческая структура способная поднять вертолёт за один день. Это вышеупомянутая фирма Памир Пикс (www.pamirpeaks.tj). Она же организует туры на пик Е. Корженевской и пик Коммунизма. Поэтому важно взять хотя бы одну услугу у них и наладить контакт. Фирма будет знать о Ваших планах, а Вы будете иметь её актуальные контакты. Из МАЛ нас забрал вертолёт, организованный фирмой Памир Пикс, ввиду недомогания одного из участников. За оперативность и отзывчивость выражаем всем сотрудникам фирмы огромную благодарность. Организацией состыковки многих моментов занимался наш друг координатор Александр Маркин. За что ему в очередной раз низкий поклон. Все было сделано на высоте с присущей только ему скоростью.

Страховка: уже не первый год мы пользуемся услугами страховой компании Цюрих. Опыт показал, что эта хорошая компания. Стоит заметить, что оформление страховых продуктов необходимых в нашей деятельности сильно зависит от специалиста фирмы. Так обращаясь в разных городах к разным специалистам, мы имели совершенно разные стоимости одних и тех же страховых полюсов. Самую низкую стоимость с одними и теми же параметрами мы получили от специалиста Полины Капустиной Polina.Kapustina@zettains.ru. Страховка для альпинистов с эвакуацией вертолётом c покрытием до 100000$ на 33 дня стоила 80$ на человека. Для оптимизации расходов порекомендуем на дни переезда и пребывания в городе оформлять простую страховку «для выезжающих за рубеж».

Спутниковая связь:

Связь на маршруте с внешним миром мы поддерживали по спутниковому телефону Thuraya (Турая). В Москву мы отсылали смс, а далее координатор Александр Маркин дублировал по e-mail их нашим родственникам, друзьям и в МКК. Для надёжности мы имели на маршруте два аппарата и несколько сим карт.

Раздел подготовлен Александром Щербаковым

2.4 Аварийные выходы с маршрута

Памир подразумевает весьма своеобразное отношение к запасным вариантам и аварийным выходам, поскольку, зачастую, маршрут формируется с минимальным количеством вариаций. Причина – небольшое количество доступных в этой категории способов пересечения главных хребтов. В связи с этим большинство запасных выходов, за редким исключением, сводятся к: вызову вертолёта, возвращению по пройдённому пути или продолжению маршрута.

Варианты выхода по долинам в случае возникновения аварийной ситуации (АС):

  • Из долины реки Кашал-Аяк и с ледника РГО – возврат по пройдённому пути к грунтовой дороге, подходящей к развалинам моста через р. Абдукагор. Далее машина
  • Из средней части ледника Федченко пер. Кашал-Аяк и далее в направлении моста через р. Абдукагор, при невозможности – вертолёт.
  • Из верховьев ледника Федченко пер. Абдукагор (2А), далее по долине р. Абдукагор до начала дороги у моста, при невозможности – вертолёт.
  • На участке маршрута ГМС – МАЛ – Девшар аварийный выход предполагает вертолёт или следование исходному пути.

2.5 Изменения маршрута и из причины

Выброска из района осуществлялась вертолётом из МАЛ в ущерб продолжительному выходу пешком, в остальном маршрут пройдён без изменений.

2.6 Сравнение запланированного и фактического графиков движения

Ниже приводится сравнение предполагаемого графика движения с фактическим.

Фактический

Плановый

День

Дата

Участок маршрута

Участок маршрута

Дата

0

29 июл

Машина Душанбе - Ванч - Поймазар

Машина Душанбе - Ванч - Поймазар

21 июл

1

30 июл

Машина … - Поймазар - трос через Абдукагор

Машина … - Поймазар

22 июл

2

31 июл

м/н - ледник РГО

м/н - ледник РГО

23 июл

3

1 авг

м/н - челнок по леднику РГО - ледник РГО

м/н - ледник РГО

24 июл

4

2 авг

м/н - взлёт пер. Кашал-Аяк

м/н - взлёт пер. Кашал-Аяк (2А, 4350)

25 июл

5

3 авг

м/н - перевальный взлёт пер. Кашал-Аяк

м/н - пер. Кашал-Аяк - ледник Елены Розмирович

26 июл

6

4 авг

м/н - пер. Кашал-Аяк (2Б, 4350) - ледник Кашал-Аяк - ледник - Федченко

м/н - подход под пер. Наука В.

27 июл

7

5 авг

м/н - подход под пер. Наука В.

м/н - пер. Наука В. (3А, 5250)

28 июл

8

6 авг

м/н - пер. Наука В. (3А, 5296)

м/н - пер. Академии Наук (1Б, 4830) ледник Медвежий

29 июл

9

6 авг

м/н - пер. Академии Наук (1Б, 4830) - ледник Медвежий

м/н - пер. Космонавта Добровольского (3А, 5630)

30 июл

10

7 авг

м/н - пер. Космонавта Добровольского (3А, 5652)

м/н - ледник Федченко

31 июл

11

8 авг

м/н - ледник Федченко

м/н - ГМС им. Горбунова

1 авг

12

9 авг

м/н - ГМС им. Горбунова

ГМС - ледник Федченко

2 авг

13

10 авг

м/н - ГМС - ледник Федченко

м/н - ледник Федченко

3 авг

14

11 авг

м/н - ледник Федченко

Днёвка

4 авг

15

12 авг

м/н - ледник Федченко

м/н - ледник Малый Танымас

4 авг

16

13 авг

Днёвка

м/н - ледник Малый Танымас

5 авг

17

14 авг

м/н - ледник Малый Танымас

м/н - пер. Интеграл (2Б, 5400) - ледник Аюджилга

6 авг

18

15 авг

м/н - ледник Малый Танымас

м/н - пер. Замок Тамары (2А, 4800)

7 авг

19

16 авг

м/н - пер. Интеграл (2Б, 5382) - ледник Аюджилга

м/н - ледн Мушкетова

8 авг

20

17 авг

м/н - подход под пер. Замок Тамары

м/н - пер. Мушкетова (3А, 6040)

9 авг

21

18 авг

м/н - пер. Замок Тамары (2А, 4880) - ледник Мушкетова

м/н - МАЛ

10 авг

22

19 авг

м/н - ледник Мушкетова

Запасной день

11 авг

23

20 авг

м/н - ледник Мушкетова

Запасной день

12 авг

24

21 авг

м/н - пер. Мушкетова (3А, 6051) - МАЛ

м/н - 5300

13 авг

25

22 авг

Днёвка

м/н - 6300

14 авг

26

23 авг

м/н - баз. лаг. 5300

м/н - радиально п. Е. Корженевской (3А, 7105) - 6300

15 авг

27

24 авг

м/н - баз. лаг. 6300

м/н - МАЛ

16 авг

28

25 авг

м/н - радиально п. Е. Корженевской (3А, 7105) - баз. лаг. 6300

Запасной день

17 авг

29

26 авг

м/н - МАЛ

м/н - ледник Фортамбек

18 авг

30

27 авг

Вертолёт МАЛ-Душанбе

м/н - ледник Курай-Шапак

19 авг

м/н - пер. Курай-Шапак (2А, 4600) - д. р. Хадырша- пер. Томаша (нк, 2700) - д. р. Кандима

20 авг

м/н - пер. Обходной (Иргет) (1Б, 3900) - д. р. Сугран

21 авг

м/н - пер. Белькандоу (нк, 3400) - пос. Девшар

22 авг

Запасной день

23 авг

Трансфер Девшар - Джигирталь - Душанбе

24 авг

Общая протяжённость пути без коэффициента: 213,2 км

Итого с коэффициентом (1,2): 256 км.

Из них в зачёт: 197,3 км.

Итого в зачёт с коэффициентом (1,2): 237 км.

Ходовое время: 279 часов 35 минут. Перепад высот: 22792 м (+12176/ -10616).

Суммарная длина перил: 910 м.

Максимальная высота: 7105 м. Максимальная высота ночёвки: 6300 м.

2.7 Профиль и высотный графики маршрута

2.8 Техническое описание прохождения группой маршрута

Техническое описание прохождение маршрута, представленное нашей группой, выглядит следующим образом. Маршрут разбит для удобства восприятия и поиска информации на 8 частей, в каждой из которых имеется: характеристика локального препятствия, таблица с точными расчётными данными (дата и день пути, метеонаблюдения, длина пути, перепад высот, чистое ходовое время), а также текстовое подробное техническое описание. Текстовое описание разделено на описываемые участки согласно таблице. К каждому участку маршрута прилагается большое количество фотографий, иллюстрирующих прохождение нами маршрута. Для удобства восприятия прилагается и хребтовка с нанесённым маршрутом группы. В описаниях для большей информативности присутствуют спутниковые снимки участков. В электронной версии отчёта есть kmz файл маршрута нашей группы, содержащий трек, опорные путевые точки и слой топокарты. При прочтении отчёта в электронном виде настоятельно рекомендуем пользоваться последним.

Описание маршрута написано совместно участниками и руководителем похода, в каждой части технического описания указано, кто именно подготавливал этот участок. Отбор фотографий, нанесение объектов и линий нашего пути выполнила Светлана Гуслова. Вёрстка и приведение текстов и графиков отчёта - Сергеем Науменко.

Высоты указаны по данным GPS. В походе использовались топокарты Генштаба различных масштабов, а также спутниковые снимки и хребтовки под редакцией Славы Завяьялова.

В описании присутствуют координаты для GPS в проекции WGS84 и формате «градус, минута и доля минут»

Понятия «правый», «левый» следует воспринимать орографически, если это не указано отдельно. Указанное время – это Чистое Ходовое Время (в скобках указано время с учётом технической работы) без учёта времени продолжительных привалов или обедов. Округлено до 5 минут для удобства расчётов. В тех кусках, где время прохождения сложно разделить на техническое и ходовое (например, при прохождении ледопадов или распутывании ледника), приводится общее ходовое время. Определять следует по контексту.

Все расстояния приводятся без коэффициента (к=1,2), кроме случаев, где это указано отдельно.

Использованы общепринятые туристские сокращения. Перевал Кашал-Аяк (2Б, сн-лд, 4350)

  1. Расположен в хребте Академии наук южнее отрогов пика Комакадемии.
  2. Ведёт с левого притока ледника РГО на левый приток ледника Федченко, ледник Кашал-Аяк. Соединяет долину р. Ванч (д. р. Пяндж) с долиной р. Сельдара (д. р. Муксу).
  3. Характер: перевал снежно-ледовый, определяющая сторона западная, со стороны ледника РГО.
  4. Первопройдён местными жителями согласно упоминаниям в трудах В.Ф. Ошанина ранее 1878 г. Первое достоверное прохождение перевала совершено в августе 1928 г. И.Г. Дорофеевым и тремя красноармейцами. Перевал назван местными жителями «Ку-и-кашола-як» и означает «Горы ледяная завеса» или «Горы нависающих льдов».
  5. Перевал пройдён насквозь группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. с запада на восток 3-4 августа 2016 года.
  6. Снята записка группы туристов т/к МГУ от 4 августа 2016 года, совершающих поход 5 к.с. под руководством Мукаилова С.И.. (м/к 1/3-505)
  7. По итогам прохождения к.т. перевала соответствует продолжительной ледопадной 2Б.
  8. Перевал имел стратегическое значение в изучении Памирских гор. Является «воротами» для попадания в среднее течение ледника Федченко, что обуславливает частое посещение туристами этого перевала.

Описание даётся от устья р. Абдукагор до ледника Федченко. Описание подготовлено Александром Щербаковым

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Кашал-Аяк (2Б, сн-лд, 4350)

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

1.1

30.07

Дождь, переменная облачность

Подход по долине р. Кашал-Аяк до выхода на ледник РГО

Переправа по тросу через р. Абдукагор. Травянисто-осыпные склоны, затем морены и конгломерат

2,4

2630

+170

1:50

31.07

2800

1.2

Подъём по леднику РГО до его притока, выводящему на перевал Кашал-Аяк

Зачехлённый весьма неровный ледник, моренные валы, ледниковые промоины, зоны разрывов, открытые трещины

13,0

(9,0)

+820

(-120)

16:10

01.08

Ясно

02.08

3500

1.3

Подъём по ледопаду перевала

Кашал-Аяк

Открытый ледник, затем ступенчатый ледопад, закрытый ледник – многочисленные разрывы и трещины, ступени высотой до 3-4 м. крутизной до 75°. Одновременное и попеременное движение в связках, редкие участки перил суммарно 130м

4,5

+700

11:00

4200

03.08

1.4

04.08

Перевальный взлёт перевала

Кашал-Аяк

Ровный закрытый ледник до 10°

1,7

+150

1:40

4350

1.5

Седловина
пер. Кашал-Аяк (2Б, сн-лд, 4350)

Широкое снежное поле

-

-

-

1.6

Спуск по леднику Кашал-Аяк к слиянию с ледником Федченко

Зачехлённый ледник, моренные валы, ледопад средней сложности – попеременное движение в связках, конгломератно-осыпной карман ледника

3,5

-270

1:50

4080

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 31,2 км из них 25,1 в зачёт Ходовое время: 27 ч 10 м Перепад высот: 2230 м (+1840/-390)

Техническое описание перевала Кашал-Аяк (2Б, сн-лд, 4350)

Завершив наш продолжительный заезд к месту начала маршрута, мы сошли с Газ-66 у окончания дороги вечером 30 июля в непосредственной близости от всем известного и любимого туристами троса через р. Абдукагор (Фото 1.01). Металлический трос – это остатки конструкции автомобильного моста через реку. Наличие троса значительно упрощает переправу туристам через р. Абдукагор (Фото 1.03). Недолго задумываясь, мы по классической схеме организовали «трамвай» и переправились на правый берег. Отметим, что трос толстый и необходим карабин с большим раскрытием. Отойдя 100 метров, встали на ночлег на галечной площадке. Чистая вода имеется в ручье в зарослях кустарников.

Координаты ночёвки: (2635, 38° 40.873'С, 72° 5.839'В).

1. Подход по долине р. Кашал-Аяк до ледника РГО

Вдоволь наигравшись в «тетрис» обилием вещей и провианта со своими рюкзаками и взгромоздив их на себя, мы начали подъём от места ночлега в лоб на конечный моренный вал (Фото 1.02). Дальнейший путь пролегает по моренному валу, и, не доходя 300 метров до места, где он упирается в скалу, мы ушли левее по ходу и продолжили путь по подвижным моренным холмам левого борта ледника РГО. За три перехода мы набрали 175 метров. Дальнейшее движение логичнее было продолжить, сместившись к центру ледника на одну из относительно ровных поверхностных морен, что мы и сделали.

2. Подъём по леднику РГО до его притока, выводящему на перевал Кашал-Аяк

Выйдя на ближайшую поверхностную морену и пройдя один переход, мы организовали обед.

Координаты места обеда: (2877, 38° 42.451'С, 72° 6.534'В).

К концу следующего перехода поверхностная морена привела к зоне разрывов ледника. Последующие три перехода мы вынуждены были петлять, обходя разломы, пока не вышли на ровную область открытого льда, где и заночевали, не доходя до устья ледника Красноармейский 3,5 км.

Координаты ночёвки: (3032, 38° 32.449'С, 71° 26.992'В).

Уже отчётливо виден перевал Кашал-Аяк (Фото 1.04). Встав с утра и поняв, что накануне натрудили спины и колени, решили попробовать хождение челноком. Путь проходил по центру ледника. Открылся замечательный вид на пик Комакадемии (Фото 1.06). На моренных валах (Фото 1.05) с подвижной осыпью и постоянными сбросами и наборами высоты челнок показал себя неудовлетворительно. Поэтому, отобедав напротив ледника Красноармейский, мы отказались от этой идеи и продолжили дальнейший путь в стандартном режиме.

Координаты места обеда: (3199, 38° 43.620'С, 72° 6.989'В).

После обеда путь стал менее трудоёмок, появились открытые участки ледника (Фото 1.07). За один переход мы поднялись до очередных зон поперечных разломов. Видна долина ледника Красноармейский (Фото 1.08). А за второй переход, уйдя в карман срединной морены, обошли зоны разломов и снова вернулись на крупную левую ветвь ледника РГО, где и заночевали.

Координаты ночёвки: (3379, 38° 46.304'С, 71° 8.690'В).

Выйдя с утра и продолжив движение в сторону перевала Кашал-Аяк, (Фото 1.09), мы за два перехода подошли к подножию ледопада у левого борта ледника. Отсюда начинается путь преодоления ледопада, (Фото 1.10) ведущего к седловине перевала. Ещё не замылившийся глаз поражают Памирские размахи ледопадов правой ветви ледника РГО (Фото 1.11).

3. Подъём по ледопаду перевала Кашал-Аяк

С седловины перевала Кашал-Аяк, стекает перемётный ледник. Объединяясь с ледниками близлежащих цирков, он образует левую ветвь ледника РГО. Истоки ледника при основном сбросе высоты в долинную часть ледника РГО образуют ледопад, рассечённый крупным нунатаком. Нам известно четыре основных варианта обхода основной части ледопада:

  1. По склонам нунатака, так называемой «улицей Горького». Название закрепилось за этим вариантом в виду трансформации первоначального шуточного названия, данного в походе Б.К. Ковалёва в 1964 г. Изначально группа Б.К. Ковалёва дала вышеупомянутое название косому широкому всем известному выполаживанию ледника, по которому удобно пересекать ледопад с правого на левый борт. Этим названием Б.К. Ковалёв хотел подчеркнуть ширину выполаживания. Но со временем это название закрепилось за проходом по снежно-осыпным кулуарам нунатака.
  2. По снежно осыпным кулуарам и полкам склонов правого борта ледопада.
  3. Вдоль левого борта ледопада
  4. Вдоль правого борта ледопада.

Варианты 1 и 3 используются чаще всего, в то время как варианты 3 и 4 встречаются в описаниях редко. Судя по последним, ледник РГО и ледопад перевала Кашал-Аяк довольно сильно меняются в худшую сторону для прохождения. Рассматривая варианты нашего пути, мы не воспользовались вариантом «улицы Горького» по причине малого количества снега в осыпных кулуарах (с некоторых пор мы их очень не любим). Склоны правого борта вообще не привлекают к прохождению без сверх чёткого описания. Да и надев кошки после прохождения моренных гряд ледника РГО, мы чувствовали себя отлично - снимать их явно не хотелось. Поскольку накануне мы ночевали не у подножия ледопада, то оказаться на широком косом выполаживании ледопада мы сможем только к обеду. Вдоль левого борта ледопада имеется ледовый широкий жёлоб в обход основной части разрывов. Взглянув на куски льда и следы камней под жёлобом, а также учтя нашу потенциальную скорость, мы отказались от этого (третьего) варианта пути. Остаётся 4 вариант: вдоль правого борта ледопада, которым мы и воспользовались.

В 10:30 часов утра, связавшись на высоте 3500м, мы начали подъём по правому борту ледника. Рельеф ледника разнообразный: ровные участки, перегибы, локальные крутые взлёты. Множество крупных поперечных разломов заставляло сильно лавировать (Фото 1.13). Завернув 10 промежуточных буров и организовав дюльфер (10м) с одного из разломов и подъём по перилам (15м) (Фото 1.12) в 14:00 мы вышли на широкое косое выполаживание, пересекающее ледопад (Фото 1.15). Организовали горячий обед с возможностью понаблюдать и подумать над траекторией дальнейшего пути.

Координаты места обеда: (3679, 38° 47.530'С, 72° 9.479'В).

Виден путь нашего движения по леднику РГО (Фото 1.14). Стоит отметить, что на этом выполаживании очень логично ночевать. В нашем случае и с нашим весом, даже с ночлегом здесь, обойти ледопад за один последующий день не представлялось возможным. Поэтому мы решили медленно двигаться, используя все время, не отведённое на бивуак. В 15:30 ещё раз все обдумав, продолжаем подъём по левому борту ледопада (Фото 1.16), проводя небольшие разведки и выбирая менее разорванные его участки. В нескольких местах страхуясь, завернули 12 промежуточных буров. В 20:50 набрав почти 200м с обеда, становимся на ночлег на леднике, пройдя широкий снежный кулуар борта долины.

Координаты ночёвки: (3865, 38° 47.683'С, 72° 9.718'В).

В темноте наблюдаем фонарики на моренах ледника РГО.

С утра продолжаем наш путь вдоль борта долины, уходя по мере необходимости в сторону центра ледника. На этом участке вдоль склона образовались мощные разломы. И на разведку дальнейших проходов уходит много времени (Фото 1.17,Фото 1.18, Фото 1.20). По пути преодолеваем несколько стенок с вертикальными участками в несколько метров (Фото 1.19). Жумаринг с нашими рюкзаками, у большинства которых уже несколько раз отрывались лямки - это «особый вид редких наслаждений», часто требующий вытягивания сверху. Помимо коротких участков перил завернули 14 промежуточных буров. На высоте 4000 в 13 часов мы упёрлись в область непреодолимых в разумное время поперечных разломов и устроили длительные разведки в обе стороны (Фото 1.22). Разломы вели на противоположную сторону ледника, при этом без лазанья было не обойтись (Фото 1.24, Фото 1.25, Фото 1.27). Поэтому мы выбрали вариант выхода на борт долины и траверс осыпных склонов с участками скал (Фото 1.21), до начала пригодного для хождения участка ледника (Фото 1.28). Выбрав подходящее место преодоления ранклюфта (Фото 1.23), мы повесили 80 метров перил по простым скалам (Фото 1.26) (петли, крючья, закладки). Далее траверсируем снежно-осыпные склоны и вновь возвращаемся на ледник на высоте 4050 где устраиваем перекус, наблюдая на противоположном борте ледопада группу. Здесь на высоте 4050 безопасное хорошее место для потенциального бивуака. За один хороший переход набрали ещё 100м по удобной «дорожке» закрытой части ледника (Фото 1.29, Фото 1.30) и вновь перед нами гигантские разломы. В этом месте уходим правее по ходу с участками несложного лазанья с 4 промежуточными бурами, обходим разлом. А далее нам открывается вид на перегиб перевала Кашал-Аяк и группу, которую мы заметили ранее (Фото 1.31). Движемся к мульде в направлении ледовых выходов по закрытому пологому леднику с трещинами. Встаём на совместный ночлег с группой Сергея Мукаилова.

Координаты ночёвки: (4206, 38° 47.858'С, 72° 10.396'В)

4. Перевальный взлёт перевала Кашал-Аяк отсутствует. Перемётный ледник выводит на громадное плато с прекрасными видами. Утром, хорошо отоспавшись и позагорав, в 10.30 выходим в направлении перевала в связках по закрытому леднику (Фото 1.32). За два часа поднимаемся до перегиба, откуда виден ледник Федченко.

5. Седловина пер. Кашал-Аяк (2Б, сн-лд, 4350) – (38° 48.199'С, 72° 11.492'В) отсутствует

(Фото 1.39). Перемётный ледник выводит на громадное плато с прекрасными видами. (Фото1.33, Фото 1.34). Впоследствии обменялись записками с группой турклуба МГУ под руководством Мукаилова С.И.

6. Спуск по леднику Кашал-Аяк к слиянию с ледником Федченко.

Спускаемся по закрытому леднику в связках в направлении основания хребта, идущего от пика Шпора (Фото 1.39). Через три перехода по 40 минут мы оказались на поверхностной морене (Фото 1.37), где обедаем с видом на спуск с перевала (Фото 1.35).

Координаты места обеда: (4067, 38° 49.156'С, 72° 13.402'В).

В этом же месте мы заложили камнями заброску, которую возьмём после прохождения кольца в верховьях Федченко. Стоит упомянуть забавную ситуацию с заброской. Выбрав камень покрупнее с нависанием, мы заложили туда наши «пожиточки» загородив сбоку камнями. Так вот по возвращению мы обнаружили, что лёд под крупным камнем подтаял и опрокинулся на пожиточки. Вот такой капкан мы сами себе соорудили… Далее было вырубание льда и система последовательных рычагов для того, чтобы отжать, в прямом и переносном смысле, наши вещи у булыгана.

Выводы и рекомендации:

  1. Перевал Кашал-Аяк классифицируется 2А к.т. В отчётах последних отмечается планомерное изменение ледовой обстановки в сторону усложнения. По нашему мнению, в этом году, наступил момент перехода классификации перевала в 2Б к.т. Принципиально увеличение трудности перевала ничего не меняет, так как маршрутов младше 4 к.с. здесь не практикуют. Но группам, планирующим прохождение перевала, стоит заложить дополнительное время по сравнению с более ранними описаниями данного перевала.
  2. С ледника РГО путь подъёма на перевал Кашал-Аяк просматривается обманчиво, то есть визуально видимый проход, может быть осложнён скрытыми от взора поперечными разломами. При условии интенсивных изменений ледовой обстановки за последние годы, предпочтительными остаются варианты левого борта ледника. Не тем что они проще, а тем что путь по ним визуально лучше прогнозируем и сюрпризов на них будет меньше.
  3. Также при заходе в район по леднику РГО и переносу всего груза сразу учитывайте, что характер поверхностных морен, не даёт возможности «челнока» с разумным временем.
    1. Расположен в хребте Академии Наук между вершинами 5407 и 5404
    2. Ведёт с ледника Елены Розмирович на ледник Академии Наук
    3. Характер: перевал снежно-ледовый односторонний, определяющая сторона северная, со стороны ледника Елены Розмирович.
    4. Первопройдён группой туристов из г. Ленинграда из клуба Вертикаль в походе 5 к.с. под руководством Моногарова И.Ф. 7 августа 1971г.
    5. Перевал пройдён насквозь группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. с севера на юг 6-7 августа 2016 года.
    6. Тур на перевале не обнаружен, сложили свой, обменялись запиской с группой туристов из т/к МГУ от 6 августа 2016 г., совершающих поход 5 к.с. под руководством Мукаилова С.И.

7. По итогам прохождения к.т. перевала соответствует классической снежно-ледовой 3А.

Перевал Наука В. (3А, сн-лд, 5296)

Описание даётся от места слияния ледников Кашал-Аяк и Федченко до спуска на ледник Академии Наук.

Описание подготовлено Сергеем Науменко

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Наука В. (3А, сн-лд, 5296)

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

2.1

04.08

Ясно

Подход под пер. Наука В. по ледникам Федченко и Е. Розмирович

Открытый пологий ледник с зонами трещин – связки, редкие участки попеременной страховки, далее закрытый ледник с редкими но ощутимыми трещинами – одновременное движение в связках, тропёжка.

10,4

4080

+590

7:40

05.08

Пасмурно, дождь, снег

4670

Ясно

2.2

06.08

Переменная облачность, снег

Перевальный взлёт пер. Наука В.

Протяжённый разорванный снежно-ледовый склон до 60°, редкие участки стенок до 75°. Кол-во промежутков: 27. Ледобурная дорожка ~130 м., перила ~410м. Промежутки на бурах, лидер преимущественно с рюкзаком.

1,5

+626

14:00

5296

2.3

Седловина

пер. Наука В. (3А, 5296)

Широкое снежный гребень, обрывающееся на север карнизом.

-

-

-

Ясно

2.4

07.08

Спуск с перевального взлёта пер. Наука В.

Ровный снежный склон до 15° - одновременное движение в связках

0,6

-136

0:10

5160

2.5

Спуск по притоку ледника Академии Наук до основного тела ледника

Ровный закрытый ледник до 10°, обход зон разрывов, трещины – одновременное движение в связках.

4,1

-310

1:30

4850

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 16,6 км в зачёт Ходовое время: 23 ч 20 м Перепад высот: 1662 м (+1216/-446)

Техническое описание перевала Наука В. (3А, сн-лд, 5296)

Окончив наш первый этап заброски в район с полным весом через перевал Кашал-Аяк, мы расположились на тёплой морене, чтобы оставить заброску на финальную линейную часть маршрута. Одновременно мы отложили вещи для небольшого кольца с перевалами Наука В. (3А) и Космонавта Добровольского (3А). Попутно мы планируем попасть к верховьям ледника Федченко, чтобы взглянуть на п. Революции.
Координаты места обеда: (4076, 38° 49.151'С, 72° 13.404'В)

1. Подход под пер. Наука В. по ледникам Федченко и Е. Розмирович

От места обеда выходим в 17:40 вверх по леднику Е. Розмирович. (Фото 2.01) Перевалы Наука просматриваются на всём протяжении пути от самого обеда и служат нам ориентиром. (Фото 2.02) Сегодня по плану разыскать место захоронения останков Александра Малышева и заночевать где-то рядом, чтобы бы выполнить перед нами поставленную задачу. Идём, придерживаясь левого борта, примерно через 15 минут доходим до зоны разрывов, в которой, минимально плутая, выходим на забитый снегом ранклюфт. Дальше почти до интересующего нас места захоронения останков идём по ровным снежникам. Ночуем на леднике, найдя ровное место без разрывов. Есть вода.

Координаты ночёвки: (4188, 38° 48.178'С, 72° 13.315'В)

С утра ясно, осматриваем место захоронения в поисках признаков и предметов, которые могут помочь в экспертизе точной идентификации останков. Набегают облака, выход в 12. Придерживаясь левой стороны ледника Розмирович идём в связках. Ледник постепенно закрывается. Очень мокро, местами ледник заболочен, редкие трещины обходим или перепрыгиваем, сложностей они не вызывают. (Фото 2.03, Фото 2.04) За переход подходим под небольшой снежный взлёт ледника, который выводит нас на основное тело ледника Розмирович. Ненадолго портится погода, так что переход по ледниковым болотам мы идём почти в тумане. (Фото 2.05) Уходим правее по ходу в поисках сухого места. (Фото 2.06) Постепенно становится ясно, что характер ледника до самой ступени ледопада перед верхним цирком неизменен. Предпочтя намочить ноги, чем делать большой крюк, мы неспешно пересекаем ледник Е. Розмирович на правый борт. Попутно переходим ледниковую речку и находим, переход-другой спустя, тропу группы Мукаилова. По ней за два перехода, во время которых наиболее тяжёлые участники нашей группы благополучно нашли свои трещины, доходим до ступени ледопада. Обходим его по правому борту и через переход (Фото 2.08) останавливаемся под самым взлётом перевала Наука В. (Фото 2.09) Здесь уже стоит группа С. Мукаилова, Ледник закрытый и ровный, воды нет. Открывается отличная панорама на окружающие седловины. (Фото 2.11, Фото 2.12)

Координаты ночёвки: (4673, 38° 44.003'С, 72° 13.211'В)

2. Перевальный взлёт пер. Наука В.

Перевальный взлёт перевала Наука В. (Фото 2.10) – протяжённый снежно-ледовый разорванный склон с общим уклоном около 30° и перепадом в 650 м. Взлёт мы условно делим на 5 ступеней. Первая – самая простая: ровный снежный склон до бергшрунда, общий уклон в 30°. Далее ступень открытого льда и первых сбросов. Затем ступень глубокого снега, оканчивающаяся гигантской трещиной с хлипким снежным мостом перед небольшим выполаживанием. Ступень большого разрыва с крутым открытым льдом выводящая под карниз, нависающий с седловины во всю ширину перевала. И ступень выхода на седловину по правому ледовому кулуару.

Выходим в 4 утра. Весь подъём проходит у нас параллельно с группой С. Мукаилова. В целом, генеральное направление движения у нас совпадает, лишь иногда различается техника прохождения. Мы шли первые 3 ступени в связках, поэтому на второй и третьей тропили вперёд, в то время как на первой пользовались готовой тропой. Никто не возражал. С утра облачно, иногда идёт снег. Проходим первую ступень, (Фото 2.13, Фото 2.14, Фото 2.15) перед засыпанным снегом бергшрундом связываемся и уходим правее по ходу, чтобы выйти под локальное выполаживание второй ступени. Мы пересекаем её чуть по диагонали налево, в поисках оптимального пути между минимальной крутизной льда и минимального времени пребывания под ледосбросами. Идём одновременно на передних зубьях, крутим промежуточные буры. (Фото 2.16)

Дальше небольшая полка, где можно перевести дух. Отсюда путь лежит по глубокому снегу прямо вверх (Фото 2.17) – очень трудоёмко для первого тропящего человека. Движемся одновременно в связках, стараясь (Фото 2.18, Фото 2.21) менять тропящего и крутиться перед трещинами, которые на склоне встречаются. Погода улучшилась, выглянуло солнце. Этот склон оканчивается гигантской трещиной (Фото 2.20), проходим её по снежному мосту, который доверия не внушает. Тщательно страхуемся.

Опять локальное выполаживание на котором можно передохнуть, на часах 9 утра. Впереди ледовый сброс, (Фото 2.19) перед которым напрашивается единственный проход по снежному мосту. (Фото 2.22) Переход с моста на стену (Фото 2.23) (а она вначале около 75°) трудоёмок – текущий лидер плывёт почти по грудь. Начинаем вешать верёвки.

Первая верёвка – от окончания снежного моста вверх и влево по ходу под локальный загиб склона. 30м, станция на бурах, закручено 3 промежутка, 50-75°, лёд и сухой глубокий снег

Вторая верёвка – выход под ледовую трещину до 50°, 50 м, станция на бурах, закручено 2 промежутка.

Третья верёвка – Обход трещины и выход на выполаживание перед стеной карниза. 80 м, до 45°

Отсюда (Фото 2.24) открывается вид на верхнюю часть перевала Наука В. Появляется ощущение (Фото 2.25) (как мы узнали в последствии) ложное, что мы уже почти на перевале, времени полдень Со всех сторон висит ледовый карниз, погода портится, идёт снег. Места с положительным уклоном не просматривается. На первый взгляд слева намечаются две возможности (Фото 2.19): ледовый кулуар между скал и ледовой стены, образующей карниз и подобие наклонной полки (Фото 2.26), поднимающаяся в направлении седловины. Решаем подойти выше на разветвление двух этих маршрутов, чтобы принять решение. На подходе с карниза сдувает часть снежного надува вместе с парой сосулек, после чего решение становится очевидным. Уходим от греха на ледовый кулуар.

Выход на склон ледового кулуара преграждает крупная трещина с толстым слоем сухого надува, выплываем на склон, дальше вешаем по льду (Фото 2.27) перила:

Четвёртая верёвка - от трещины вверх и влево по ходу в сторону от карниза. 40 м по льду до 55°, 1 промежуток (Фото 2.28)

Пятая верёвка – по открытому льду 40 м до 60°, 1 промежуток

Шестая верёвка – по открытому льду 40 м до 60°, 1 промежуток

Седьмая верёвка – по ледовому кулуару 80 м до выхода на гребень перевала, метров на 60 выше седловины, 3 промежутка

Восьмая верёвка – на спуск с гребня на седловину 80 м, снимаем с нижней страховкой.

3. Седловина пер. Наука В. (3А, сн-лд, 5296) - (38° 43.508'С, 72° 13.466'В)

Спускаемся на седловину, (Фото 2.29) где откапываем место для палатки. Воды нет, топим снег. К ночи идущий снег прекратился.

Координаты ночёвки: (5296, 38° 44.003'С, 72° 13.211'В)

Седловина широкая, снежная, но не идеально ровная – под палатки приходится место разравнивать. Открываются отличные виды на верхний цирк ледника Розмирович, на ледник Академии Наук и окружающие далёкие вершины. Вдалеке маячит наш следующий перевал – Космонавта Добровольского. На север нависают неприятные карнизы. (Фото 2.31) Тура не нашли, возможно он сложен выше, на осыпи в направлении плеча п. 5404, но проверять мы не стали. Обменялись записками с группой С. Мукаилова.

4. Спуск с перевального взлёта пер. Наука В.

С утра ясно, в 11:30 выходим вниз (Фото 2.30) в направлении ледника Академии Наук. На спуск закрытый ровный ледник до 15° (Фото 2.32, Фото 2.33). За переход доходим до начинающихся разрывов на впадении северной камеры ледника.

5. Спуск по притоку ледника Академии Наук до основного тела ледника

Правая сторона выглядит более разорванной и мы, придерживаясь середины и левой стороны обходим слева все разрывы и крупные понижения. (Фото 2.34) Сохраняя направление на перевал Добровольского (Фото 2.35) ещё за переход спускаемся на основное тело ледника. Устраиваемся на короткий обед – воды мало, только в редких лужах на леднике. Прощаемся с группой С. Мукаилова, здесь наши пути расходятся.

Координаты места обеда: (4840, 38° 42.027'С, 72° 14.110'В)

Выводы и рекомендации:

  1. Перевал Наука В. является одним из наиболее популярных и безопасных путей, соединяющих ледники Е. Розмирович и Академии Наук. В нашем случае, когда снега вдоволь, прохождение перевала осложняется трудоёмкой тропёжкой и снегоплаванием. В то же время, ключевые технически значимые участки в своей сложности не потеряли, позволив нам технически поработать. Рекомендуем перевал к прохождению в походах от 5 к.с. в том числе как первая 3А на маршруте.
  2. Следует учитывать, что в зависимости от погодных условий, на подъёме со стороны ледника Розмирович может оказаться невозможным безопасная ночёвка, поскольку весь путь подъёма проходит под нависающим карнизом. Несмотря на его кажущуюся монолитность, мы не рекомендуем под ним задерживаться и предлагаем стараться выйти из-под карниза за 1 день.
  3. В нашем случае прохождение перевала было осложнено погодой, примерно половина подъёма проходила в условиях сильного ветра и снега, при чем погода менялась по нескольку раз за день.
  4. Мы проходили перевал в один день с группой С. Мукаилова, что для Памира весьма странное совпадение. Основная тактическая сложность – не мешать друг другу, хотя мы не стеснялись пользоваться готовой тропой и были рады использованию нашей.
    1. Расположен между хребтами Высокий Танымас и Академии Наук
    2. Ведёт с ледника Академии Наук на ледник Медвежий, соединяет долину ледника Федченко (р. Муксу) с долиной р. Абдукагор (р. Ванч). Самостоятельного значения не имеет.
    3. Характер: перевал снежно-ледовый, двухсторонний («нольсторонний», если быть точным).
    4. Перевал пройдён насквозь группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. с севера-востока на юго-запад на 07 августа 2016 года.
    5. Тура нет, сложить не представляется возможным.
    6. По итогам прохождения к.т. перевала соответствует 1Б.
    7. Расположен в хребте Высокий Танымас между п. Высокий Танымас и п. 5790
    8. Ведёт с ледника Медвежий на ледник Высокий Танымас (ледник Федченко).
    9. Характер: перевал снежно-ледовый, определяющая сторона северная, со стороны ледника Медвежий.
    10. Первопройдён группой туристов из клуба Вертикаль г. Ленинграда в походе 5 к.с. под руководством И.Ф. Моногарова 11 августа 1971 г. Перевал назван в честь космонавта Добровольского Георгия Тимофеевича.
    11. Перевал пройдён насквозь группой под руководством А.А. Щербакова в походе 5 к.с. с севера на юг 8-9 августа 2016 года.
    12. Снята записка группы туристов из г. Долгопрудный от 8 июля 2015, совершавших поход 5 к.с., под руководством А.В. Мартынова
    13. 7. По итогам прохождения к.т. перевала соответствует высокой снежно-ледовой 3А.

Перевал Академии Наук (1Б, сн-лд, 4830)

Перевал Космонавта Добровольского (3А, сн-лд, 5652)

Описание даётся с ледника Академии Наук и до слияния ледников Высокий Танымас и Федченко.

Описание подготовлено Сергеем Науменко

Техническая характеристика подходов и прохождения связки перевалов
Академии Наук (1Б, 4830) + пер. Космонавта Добровольского (3А, 5652)

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

3.1

07.08

Ясно

Подход под ступень ледопада ледника Медвежий через перевал Академии Наук (1Б, 4830)

Закрытый ровный ледник до 5° – одновременное движение в связках

2,5

4810

+20

-30

1:25

4800

3.2

08.08

Обход ступени ледопада ледника Медвежий и подход под взлёт перевала Добровольского

Закрытый ледник с участками до 25° - одновременное движение в связках

3,2

+450

2:40

5250

3.3

Перевальный взлёт перевала Космонавта Добровольского

Протяжённый снежный и снежно-ледовый склон с глубоким сухим снегом и участками открытого льда до 60° - одновременное и попеременное движение в связках, 60 метров перил. Глубокая тропёжка. Траверс комбинированного склона – 160 метров перил

1,6

+402

12:20

5652

3.4

Седловина пер. Космонавта Добровольского (3А, 5652)

Средней ширины снежно-ледовая седловина с выходами скал

-

-

-

09.08

3.5

Спуск с перевального взлёта пер. Добровольского

Протяжённый снежный склон до 25° подрезанный нешироким бергшрундом – одновременное движение в связках

0,8

-172

0:20

5480

3.6

Спуск по леднику Высокий Танымас на ледник Федченко

Закрытый пологий ледник до 15°, многочисленные трещины, обходы зон разрывов ледопада – одновременное движение в связках

4,2

-480

1:45

5000

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 12,3 км в зачёт

Ходовое время: 18 ч 30 м

Перепад высот: 1524 м (+872/-652)

Техническое описание связки перевалов Академии Наук (1Б, 4830) + пер. Космонавта Добровольского (3А, 5652)

После короткого обеда на леднике Академии Наук мы планируем засветло подойти под ступень ледопада перевала Космонавта Добровольского, чтобы, предварительно просмотрев путь обхода, подняться на следующий день на перевал. Дальше по плану спуск по леднику Федченко.

Координаты места обеда: (4840, 38° 42.027'С, 72° 14.110'В)

  1. 1. Подход под ступень ледопада ледника Медвежий через перевал Академии Наук (1Б, 4830) – (38° 40.762'С, 72° 14.358'В)

От места обеда (Фото 3.1) просматривается ступень ледопада ледника Медвежий, преграждающая подъём к перевалу Добровольского. Погода ясная. По ровному леднику Академии Наук незаметно проходим одноименный перевал. Тура не было, да мы и не искали. За пару переходов добегаем под самый взлёт ступени ледопада, (Фото 3.2, Фото 3.3, Фото 3.4) где останавливаемся на ночёвку. Воды нет, топим снег. Много места под палатки.

Координаты ночёвки: (4794, 38° 40.196'С, 72° 14.695'В)

2. Обход ступени ледопада ледника Медвежий и подход под взлёт перевала Добровольского

С утра выбираем путь обхода ступени ледопада по правому борту. Здесь почти нет разрывов и относительно ровно. Выходим в 5 утра в связках, с утра ясно. По твёрдому насту за переход набираем высоту на ступень держась правого борта (Фото 3.6), дальше идём по выполаживанию над ледопадом (Фото 3.5) по направлению к перевалу Добровольского. Закрытый ровный ледник, редкие трещины (Фото 3.7), снег с утра держит уверенно. Ещё переход и ровный ледник (Фото 3.8) сменяется протяжёнными гребешками (Фото 3.9, Фото 3.10), по которым мы подходим под самый взлёт (Фото 3.11) перевала Добровольского. Время: 8 утра.

3. Перевальный взлёт перевала Космонавта Добровольского

Перевальный взлёт перевала Космонавта Добровольского – протяжённый снежно-ледовый склон общей крутизной 25-30° и с перепадом в 400 м. Правый борт угрожает своими ледовыми сбросы со следами обвалов. По центру толща снега вкупе со следами выносов наводит мысли о лавинной опасности. Северное снежно-ледовое ребро выглядит симпатично на фоне других вариантов, но до него ещё нужно добраться. Подъём по склону связан с неясной пока лавинной опасностью, на стыке скал камнеопасно, а между ними – крутой открытый лёд, можно завязнуть надолго. Посовещавшись, решаем выходить со склона на ребро в самом быстром темпе, если характер снега будет удовлетворительным.

В 8.30 начинаем подъём по глубокому сухому снегу (Фото 3.12). Ступени формируются плохо (Фото 3.13). Часто меняем тропящего. Стараемся выбирать траекторию так, чтобы подрезать склон после его перегиба, тем самым уходя с линии возможной точки отрыва снега. За три часа выбираемся на гребень. (Фото 3.17) Перед выходом на гребень участки, на которых формирование ступеней превращается в снегоплавание, попадаются всё чаще, а выход на гребень выше крупной трещины (Фото 3.14) – один большой пухлый снежник.

На гребне устраиваемся на обед, любуясь открывшейся панорамой (Фото 3.15, Фото 3.16, Фото 3.18, Фото 3.21). Для этого находим пологое место без провалов – по всему ребру попадаются опасные крупные трещины, для преодоления которых иногда требуется смекалка, поскольку искать проход приходится искать по пояс в снегу. Начинает чувствоваться высота. Время – полдень.

Координаты места обеда: (5460, 38° 38.819'С, 72° 15.202'В)

Отобедав выходим наверх по ребру в связках одновременно. Ребро представляет собою череду снежно-ледовых горбов. Взлёты требуют, как минимум, попеременной страховки, а на выполаживаниях можно перевести дух. Первый горб вызвал сложности с поиском прохода среди трещин. Первому пришлось прорыть траншею, ступени в снегу не формируются. Наверх связка выходит при небольшой поддержке впереди идущих – они подтягивают последних на верёвке. Второй горб проходим аналогично. Третий горб блестит открытым натёчным льдом. (Фото 3.19, Фото 3.20) Перестраховываемся и вешаем верёвку перил

Первая верёвка – По открытому льду вверх 60м, 3 промежутка, до 55° станции на бурах.

Четвёртый горб проходим в связках одновременно используя ледобурную дорожку – 3 бура.

Выходим на окончание ребра. (Фото 3.22) Отсюда есть два пути. Косым траверсом снежно-ледового склона и скал на седловину или подняться на скальную вершинку и с неё спуститься. Выбираем косой траверс, (Фото 3.23) потому что спуск с вершины не проглядывается, решаем не рисковать, ночевать там особо негде. Время – 18:00.

Вторая верёвка – Траверсом комбинированного склона на верх скального выхода – лёд и заледенелые скалы и осыпь до 50° - 3 промежутка, 80 м.

Третья верёвка – Траверсом скал под крутой снежный взлёт и выход на седловину по нему – до 50°, 80м, 3 промежутка.

4. Седловина пер. Космонавта Добровольского (3А, 5652) – (38° 38.658'С, 72° 15.350'В)

Седловина преимущественно снежная, окаймлённая разрушенными скалами с юга. Есть место где поставить палатки. На юг с седловины открывается отличная панорама ледников Высокий Танымас и Федченко с пиками Революции, Бакинских комиссаров и Ковшовых. (Фото 3.24, Фото 3.25) Тур находится в восточной части седловины, на выходе осыпи. Сняли записку группы туристов из г. Долгопрудный от 8 июля 2015, совершавших поход 5 к.с., под руководством А.В. Мартынова

Координаты ночёвки: (5652, 38° 38.668'С, 72° 15.351'В)

5. Спуск с перевального взлёта пер. Добровольского

На утро выходим в 11 утра. Перевальный взлёт на юг - всюду ровный снежный склон с перепадом около 150 м, подрезанный бергшрундом внизу (Фото 3.27). Видно, что слева бергшрунд сходит на нет. Решаем спускаться по левому склону (Фото 3.26) – тем более он пологий. За короткий переход спускаемся на ледник, бергшрунд засыпан частично снегом – его перепрыгиваем.

6. Спуск по леднику Высокий Танымас на ледник Федченко

По леднику Высокий Танымас быстро сбегаем вниз. В верхней части он ровный (Фото 3.28, Фото 3.30) – 1 переход, зона разрывов намечается в средней части и перед спуском на основное тело ледника. (Фото 3.30) Первую обходим за переход слева по снежным гребням, стараясь нигде не набирать лишнего. Вторую обходим ещё сильнее прижимаясь влево со спуском в снежную мульду. Из неё по линии падения воды попадаем на ледник Федченко (Фото 3.31).

Выводы и рекомендации:

  1. Перевал Космонавта Добровольского – физически очень трудоёмкая и высокая 3А, с которой открываются потрясающие виды в течение всего прохождения. Теоретически перевал можно пройти за один день насквозь, если заночевать под самым взлётом. Технически перевал большой сложности не представляет, однако следует учитывать, что прохождение всех ключей на подъём будет элементом завершающим, для которого надо сохранить достаточное количество сил. Рекомендуем к прохождению в походах от 5 к.с. в том числе как первая 3А на маршруте при условии полученной акклиматизации.
  2. Перевал в нормальных условиях лавиноопасен, поэтому выбор пути подъёма должен быть продиктован в первую очередь требованиями безопасности, а только потом – соображениями упрощения пути. С этой точки зрения путь по ребру представляется наиболее сбалансированным.
  3. При прохождении в обратном направлении категория трудности перевала сохранится, однако, трудоёмкость прохождения изменится значительно в сторону упрощения. В этом случае, наиболее безопасная траектория пути будет включать в себя спуск по ребру до скальных выходов и прямой спуск оттуда по ледовому склону.
  4. Техническая характеристика прохождения ледника Федченко

Дата

Погода

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

4.1

10.08

Ясно

Спуск по леднику Федченко от впадения ледника Высокий Танымас до места оставления заброски на высоте 4080

Закрытый ледник с протяжёнными зонами разрывов, далее открытый ледник с лабиринтами трещин, моренные валы – движение в связках одновременно

23,2

4800

-720

8:10

4080

4.2

11.08

Радиальный выход на ГМС им. Горбунова (4200м)

Открытый ледник далее тропа по осыпному склону, спуск по пути подъёма

1,8

+120

(-220)

0:40

4200

Дождь

Ясно

3980

4.3

Спуск по леднику Федченко до места впадения ледника Бивачный

Открытый ледник с протяжёнными зонами разрывов, местами требующий попеременной страховки – одновременное и попеременное движение в связках

23,2

-580

7:40

12.08

3400

4.4

13.08

Спуск по леднику Федченко до места днёвки на языке ледника Федченко

Зачехлённый мореной ледник, моренные валы, ледовые промоины и трещины. Местами обход по конгломератному борту

11,5

-460

7:00

2940

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 59,4 км в зачёт

Ходовое время: 23 ч 30 мин

Перепад высот: 1860 м (+0/-1860)

Техническое описание прохождения ледника Федченко

После окончания нашей условно технической части первого кольца нам предстоит пройти пешком почти весь ледник Федченко и посетить ГМС. Мероприятие, обещающее нам большой километраж и относительно, как мы предполагали, несложный рельеф. Но у Памира, как обычно, свои планы. А на слиянии с долиной р. Малый Танымас, как в самой низкой точке этой части маршрута, у нас запланирована днёвка.

1. Спуск по леднику Федченко от впадения ледника Высокий Танымас до места оставления заброски на высоте 4080

Мы спустились с ледника Высокий Танымас на ледник Федченко, который поражает нас своими масштабами. (Фото 4.01, Фото 4.02) Полюбовавшись ещё раз массивом пика Революции, мы отправляемся вниз по леднику Федченко (Фото 4.03), придерживаясь его левого борта, примерно в 300 метрах от склона. По неглубокому, хоть и размокшему снегу в связке идётся хорошо. (Фото 4.04) За два перехода проходим напротив ледников Витковского (Фото 4.07) и ледника (Фото 4.05), спускающегося с из-под перевала Космонавта Волкова и перевала Песня. Немного не доходя до следующего справа ледникового притока (Фото 4.06), (того, что предшествует л. Парашютный) попадаем в зону скрытых трещин и участков глубокого снега, в которые уходим иногда на полную ногу. Скорость заметно падает, помыкавшись туда-сюда уходим в направлении левого борта сразу за притоком ледника. За час, в течение которого мы ищем путь между прикрытых трещин, выходим на открытый лёд на самом левом борту, где останавливаемся на ночёвку в небольшом удалении от склона – с него подсыпает. Есть вода, ровно. Спим на льду.

Координаты ночёвки: (4777, 38° 39.906'С, 72° 19.088'В)

С утра ясно, в 11 выходим по открытому леднику в связках по левому борту (Фото 4.10, Фото 4.11, Фото 4.12). За большой переход проходим ледники Парашютный (Фото 4.08) и Контейнерный (Фото 4.09). На привале встречаем огромный железный контейнер (Фото 4.13), вероятно оставшуюся после древней вертолётной заброски. По пути мы встретим ещё не мало подобных артефактов, в виде парашютов. Напротив следующего за Трамплинным ледникового притока начинается зона разломов. Обходим её сильным смещёнием к центру ледника (около километра). Левая сторона сильно разорвана. По пути натыкаемся на оставленные вещи (Фото 4.14) (38° 41.807'С, 72° 19.960'В), вызывающие у нас с недавних пор не самые приятные ассоциации. (Фото 4.15)

Ещё переход и мы подходим к перевалу Танымас вместе с его ледником Танымасская лапа. (Фото 4.16) Здесь ледник Федченко превращается в болото, ледниковые ручьи превращаются в реки, с которыми нужно считаться. (Фото 4.17) С ледника Академии наук приходит моренный вал, на котором мы заканчиваем переход и обедаем (Фото 4.18).

Координаты места обеда: (4545, 38° 44.065'С, 72° 18.778'В)

После обеда пересекаем моренный вал и уходим на ледник Академии наук (Фото 4.19), он кажется нам более спокойным и не таким заболоченным. Перепрыгиваем крупный ледниковый поток, затем выходим на закрытый ледник. За переход, в течение которого мы прошли среди крупных разломов, выходим на открытый ледник (Фото 4.20) на котором легко удаётся найти путь по ровному. По такому шоссе пробегаем ещё два хороших перехода, после чего упираемся в зону разломов со стороны ледника Розмирович. Немного поплутав на левую сторону ледника выходим к месту заложения заброски. По пути забираем оставленные предметы, необходимые для идентификации тела Александра Малышева, в том числе пару фотоаппаратов. Около заброски ночуем, есть вода в ледниковой реке, можно разровнять место под палатку на поверхностной морене.

Координаты ночёвки: (4995, 38° 48.178'С, 72° 13.315'В)

2. Радиальный выход на ГМС им. Горбунова (4200м)

Утром разбираем заброску и собираемся в дальний путь к месту днёвки, которое запланировано у нас на слиянии долин Федченко (Фото 4.23) и по пути планируем посетить-таки ГМС им. Горбунова. (Фото 4.21) От места ночёвки на слиянии ледников Кашал-Аяк и Федченко начинаем пересекать ледник Кашал-Аяк и далее ледник Комакадемии, подходя к ГМС по дуге. С утра ясно и ледники превращаются в болото, на что мы уже особо внимания не обращаем.

За длинный переход с изрядно потяжелевшими от нашей заброски рюкзаками подходим на крупную осыпь перед ригелем (Фото 4.24), на котором и расположена ГМС. (Фото 4.31) Отсюда поднимаемся к станции по осыпи и редким снежникам. ГМС производит двоякое впечатление. (Фото 4.22, Фото 4.25, Фото 4.26, Фото 4.27, Фото 4.28, Фото 4.29) С одной стороны, это одно из самых грандиозных сооружений, которые можно увидеть на Памире. С другой стороны, состояние станции выглядит удручающе (Фото 4.30), хочется выкроить время и навести порядок, но в настоящий момент времени не хватает. Снимаем фотосканы журнала посещений для истории.

Пока спускаемся вниз видим пролетающий вертолёт вверх по леднику Федченко. Через 15 минут он также оперативно пролетает обратно.

3. Спуск по леднику Федченко до места впадения ледника Бивачный

В 17 часов прощаемся с ГМС и выходим вниз по леднику. (Фото 4.32, Фото 4.33) Сначала идём по левой стороне, в обход поперечных разломов. Потом смещаемся в сторону моренного вала, который пересекаем через переход – кажется, что там разломов меньше. Ещё два перехода, и мы останавливаемся на ночёвку на моренном валу, немного не доходя высоты впадения ледника Сейсмологов. Есть вода, расчищаем место под палатку на моренном валу.

Координаты ночёвки: (3869, 38° 52.548'С, 72° 14.679'В)

С утра ясно, выходим в 8:30 с ночёвки вниз по леднику Федченко. Держимся центра ледника идём вдоль моренного вала. Ровно (Фото 4.34, Фото 4.35), зоны поперечных трещин не задерживают нас надолго, но приходится аккуратно выбирать путь. За 3 больших перехода доходим до зоны больших разломов, (Фото 4.36, Фото 4.37) предваряющих слияние с ледником Бивачный.

4. Спуск по леднику Федченко до места днёвки на языке ледника Федченко

Здесь наше движение сильно замедляется, приходится откровенно плутать меж поперечных разломов пока мы не выходим левее (Фото 4.38), через хаос моренных валов (Фото 4.39) и ледниковых трещин на более ровный условно «поток» ледника (Фото 4.40). Этот поток (Фото 4.41) выводит нас вдоль ледника Бивачный (Фото 4.42) на покровные морены, по которым ходить очень неудобно. (Фото 4.43)

Помыкавшись, останавливаемся на ночёвку. Вода в ручье, место разравниваем. Координаты ночёвки: (3382, 38° 59.963'С, 72° 17.227'В)

С утра выходим в 10:30. Смещаемся на левый борт, куда проходим за полтора изнуряющих перехода. Здесь появляются условно ровные отрезки перемещёния. (Фото 4.44) Ледник впереди заворачивает налево и всюду куда хватает обзора протянулось нагромождение моренных холмов. Слева наклёвывается карман, по которому, как оказывается позже, идёт неплохая тропа. (Фото 4.46) Но мы, поленившись проверить, остаёмся на леднике. Ещё полтора перехода по левому борту, и мы решаем подняться на левую террасу, (Фото 4.45) после того как разведка показала, что там идёт тропа. Поднимаемся по ручью, текущего со склонов пика Черепанова, дальше выходим на ровные галечные площадки с которых начинается тропа. По ней идётся хорошо, и мы за переход доходим до озера (Фото 4.47), спрятанного в кармане на высоте 3240. Ещё через переход тропа заканчивается конгломератным прижимом (Фото 4.48), вынуждающего нас спуститься вниз – по пути встречается неприятный конгломератный сброс. Проходим его с попеременной страховкой. Дальше движемся по левому карману, на протяжении 4х больших переходов рельеф меняется слабо – путь по моренам то вверх, то вниз. По пути встречаем небольшое пыльное озеро (Фото 4.49) под склонами пика Землятина. Обход второго скального прижима северных отрогов пика Землятина означает для нас выход на язык ледника Федченко. Спускаемся в направлении слияния с долиной р. Малый Танымас, где устраиваем долгожданную днёвку, найдя неплохое место у чистого ручья.

На днёвке моемся, стираемся усиленно доедаем лишнюю провизию, приготовить которую может не позволить дефицит газа. Для экономии последнего складываем печку, на которой готовим на дровах. (Фото 4.50, Фото 4.51, Фото 4.52, Фото 4.53)

Координаты ночёвки: (2932, 39° 5.168'С, 72° 18.128'В)

Выводы и рекомендации:

  1. Скорость прохождения ледника Федченко сильно зависит от информированности группы о зонах равномерностей и зонах разрывов в предшествующие годы, а также от «чуйки» и умения прогнозировать характер ледника. Закономерно то, что чем высота ниже, тем это играет большую роль.
  2. Посещение ГМС им. Горбунова – отдельное мероприятие, которое мы категорически рекомендуем по возможности включать в нитку похода. Находясь там на мгновение забываешь, в каком далёком месте находишься. Ощущения непередаваемые, особенно в середине похода.
  3. После слияния с ледником Бивачный рекомендуем искать тропу в левом кармане. При положительном результате, это позволит сэкономить значимое количество сил и времени.
Продолжение. Часть 2 здесь
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru