Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Денис Байдин, г.Долгопрудный

Отчет о горном спортивном походе 1 к.с.по Западному Кавказу (Архыз) в период с 30 апреля по 08 мая 2016 года

Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

Проводящая организация.

Федерация спортивного туризма города Долгопрудный (Московская область)

Горная секция МФТИ

Место проведения: Россия, Западный Кавказ, Архыз

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

горный

первая

76

9

8

30.04-08.05.2016

Подробная нитка маршрута.

Пройденная:

п. Архыз – дол. Псыш – дол. София – дол. Ак-Айры ­– пер. Баш-Джол (Столичный)(1А, 3050м) – дол. Псыш – дол. Белая – пер. Айюлю (1А, 2890м) – оз. Семицветное – дол. Бол.Дукка – дол. Архыз – п. Архыз – пер. Баритовый (1А, 2810м, радиально) – п. Архыз

Запланированная:

п. Архыз – дол. Псыш – дол. София – дол. Ак-Айры ­– пер. Баш-Джол (Столичный)(1А, 3050м) – дол. Псыш – дол. Белая – пер. Айюлю (1А, 2890м) – оз. Семицветное – дол. Бол.Дукка – дол. Архыз – пер. Федосеева (1А, 2880) – дол. Кяфар-Агур – пер. Архыз(1А, 2970м) + пер. Баритовый (1А, 2810м) связка (1А) – п. Архыз

Отклонения от заявленной нитки маршрута:

  1. По причине штормового предупреждения и суточного снегопада в районе пер. Федосеева и пер. Архыз с выпадением ~> 10мм осадков возникла угроза схода лавин. Хотя подъем на пер. Федосеева планировался с юга по слабо выраженному ребру, в верхней части оставался участок ровного склона. Но большую лавинную опасность стоило ожидать, после снегопада, на западном склоне пер. Архыз (подходящих вариантов обхода которого нет – в долинах долго проходимые каньоны), поскольку он находится в северном отроге хр. Абишира-Ахуба и снега там еще больше, а сам склон перевала ровный без выраженного рельефа. Кроме того утром запланированного дня подъема на пер. Федосеева стояла плохая погода, туман, видимость 20м. Поэтому было принято решение не идти через хребет на его северные склоны, обойти пер. Федосеева, а связку пер. Архыз + пер. Баритовый идти радиально со стороны балки Баритовой.
  2. Во время радиального выхода на связку пер. Баритовый + пер. Архыз стояла неустойчивая погода, при выходе на гребень сильный, практически ураганный ветер. В таких условиях от движения по открытому гребню до седловины пер. Архыз было решено отказаться и спускаться в лагерь. Решение оказалось оправданным, поскольку через 15 мин после спуска в лагерь начался обильный мокрый снегопад, продолжавшийся до ночи, и сильно упала видимость.

Препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Название

Характеристика препятствия

перевал

Баш-Джол (Столичный)

высота 3050 подъём снежный, спуск снежный

перевал

Айюлю

высота 2890 подъём снежный, спуск снежный

перевал

Баритовый

высота 2810 подъём снежно-травянисто-осыпной, радиально

Состав группы

Ф.И.О.

Обязанности в группе

Туристическая подготовка

1

Байдин Денис Федорович

руководитель

4У С. Тянь-Шань,

2Р Ц. Кавказ,

1ПР Крым

2

Байдина Анастасия Васильевна

финансист, зам. рук.

2У Ц. Кавказ, 1ПУ Крым

3

Кашинская Яна Сергеевна

логист

1ПУ Крым

4

Баженов Сергей Владимирович

снаряженец

2У Ц. Кавказ

5

Савватеев Владимир Михайлович

завхоз

1У Зап. Кавказ

6

Полянская Мария Александровна

медик, фотограф

ПВД

7

Гаганов Александ Александрович

хронометрист

ПВД

8

Ландо Андрей Сергеевич

реммастер

1У Ц. Кавказ

Вводная часть

Общая смысловая идея похода

Район похода и категория сложности были выбраны с целью освоения техники и тактики прохождения горных походов в период межсезонья, повышения спортивно-туристических навыков участников, и для изучения района.

Для первого руководства похода в период межсезонья был выбран простой маршрут в районе Архыза на Западном Кавказе, а именно из следующих соображений:

- Доступность района, близость к транспортным узлам (Невинномысск, Минеральные Воды).

- Возможность заезда на а/тр. достаточно высоко (до высот 1600м).

- Хорошая освоенность района, небольшие высоты.

- Достаточно мягкий климат для проведения мероприятия в начале мая.

Также на выбор повлияла ограниченность во временных рамках в пределах майских праздников.

Предпоходная подготовка

В рамках школы БУ регулярно проводились лекции и практические занятия. Группа тренировалась на скальных карьерах и склонах Москвы-реки в районе д. Полушкино, с наведением переправ. Были проведены снежные и лавинные тренировки. Физподготовкой каждый участник занимался лично.

Организация безопасности

Было принято решение для данного похода обойтись обязательной мед. страховкой, в виду невысокой категории похода, частой посещаемостью района и отсутствием аппарата спутниковой связи. Имелся GPS-навигатор с загруженными растровой и векторной картами, имеющими хорошую проверенную привязку. Сотовая связь есть почти на всем протяжении маршрута, за исключением предперевальных долин.

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с опытом и квалификацией участников и руководителя:

- выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов

- выход на перевалы в раннее время суток

- завершение прохождения перевалов не позже 14-15 часов дня

- в темное время суток движение не производилось

- по возможности избегали лавиноопасных склонов

- темп движения, соответствующий силам участников

Варианты подъезда и отъезда

Нитка маршрута предполагалась в виде одного большого кольца без забросок. По причине изменения части маршрута из соображений безопасности, длина его несколько сократилась и часть пути была пройдена в обоих направлениях. Протяженность маршрута рассчитывалась с к=1,2, участки, пройденные в обоих направлениях, в том числе радиальные выходы, были учтены только в одном направлении.

На Западном Кавказе, особенно в районе Архыза, находится достаточное количество перевалов 1А к.т. на небольших высотах (около 3000м), в том числе в северных отрогах ГКХ и в хребте Абишира-Ахуба. Маршрут задумывался таким образом, чтобы подойти к ГКХ, пройдя мимо красивого массива г. София и водопадов, затем вдоль него на запад с возвращением назад, пересекая хребет Абишира-Ахуба и перевалы в его северных отрогах. Такой выбор маршрута способствует как обеспечение маршрута насыщенностью природных достопримечательностей, так и совершенствованию физической и технической подготовки участников при работе на снежном рельефе в период межсезонья. Стоит отметить, что данный район наиболее оптимален для проведения новичковых летних походов как простой и красивый. Единственным минусом, который учитывался при разработке и прохождении маршрута, является высокая влажность района и нестабильная погода.

Из Москвы группа добиралась поездом до г. Невинномысск. Был заказан микроавтобус до п. Архыз.

Из поселка Архыз с тем же водителем возвращались в Невинномысск, оттуда поездом до Москвы.

На 2016г шоссейная дорога проложена вдоль течения р. Архыз выше впадения в нее р. Дукка. В долине Загедан асфальт заканчивается задолго до п. Загедан, что обусловило отказ от варианта выхода в этом направлении. В п. Архыз есть возможность найти транспорт на месте.

Аварийные выходы и запасные пути

Со всех долин, в которых проходил наш маршрут, был возможен вариант безопасного спуска. В случае сложностей при выходе на север через хр. Абишира-Ахуба был заложен запасной вариант обхода его по долине в п. Архыз (был использован). При обнаружении признаков лавинной опасности для большей части перевалов были заложены запасные варианты той же категории (1А) с другой ориентацией склонов.

В случае непредвиденных аварийных ситуаций с любой точки маршрута можно максимум за 1 день выйти к населенному пункту. Поскольку район даже в мае изобилует туристами, рассматривался вариант обращения за помощью к другим группам.

Организационные сведения

Для оформления пропусков в пограничную зону, пропусков в заповедник, заказа Газели, покупки газа связывались с туристской фирмой ТАУ-СЕРВИС.

Для нахождения в пограничной зоне требуется обязательно оформлять пропуска личные либо групповые. Можно их оформить самостоятельно бесплатно, послав заявку через сайт http://www.gosuslugi.ru или на электронную почту (pu.kcherkes@fsb.ru). Готовые пропуска можно забрать на месте или запросить отправку по почте. Также можно оформить пропуска через любую фирму, занимающуюся доставкой (100-200р с чел.). Срок оформления пропуска для граждан РФ – 1 мес., для иностранцев – 2 мес. Погранзастава находится за п. Архыз в направлении ГКХ (1,5 км). На текущий момент большая часть района доступна без пропусков, за исключением перевалов вдоль самой границы (список можно уточнить).

ПСО МЧС переехал в район горнолыжных трасс (6км от погранзаставы) – справа от дороги несколько зданий на огороженной территории. Регистрироваться лучше лично, всегда есть дежурный.

Транспорт к месту старта (Невинномысск – п. Архыз) и обратно обеспечивала турфирма «Барс». E-mail: bars@dombai.info, тел./факс: +7 87879 58 3 48, моб.: +7 928 656 31 40.

Газ для горелок везли из Москвы.

Схема движения группы на маршруте

Трек движения группы на маршруте

График движения

Дни пути

Дата

Участок пути

(от-до)

Прот. Км

(коэф 1,2)

Ход. Время ч\м

Переп. Высот м

Определяющие препятствия

Метео-условия

28.04

– 30.04

г. Москва –

г. Невинномысск

поезд

1

30.04

г.Невинномысск – п. Архыз – д.р. София ­– д.р. Ак-Айры ­

14

5ч40м

+650

микроавтобус, дорога, снежно-травянистый склон

Солнечно

2

01.05

Д.р. Ак-Айры – пер. Баш-Джол (Столичный) (1А, 3050) – д.р. Псыш

10

8ч00м

+950

-1300

снежный склон, подъем – снежный до 20°, спуск – снежный до 25°,

тропа по лесу

Утро – солнечно,

день – облачно, вечер – небольшой дождь

3

02.05

Д.р. Псыш – д.р. Белая

9

5ч00м

+800

-150

тропа, снежно-травянистый склон

Солнечно

4

03.05

Д.р. Белая – пер. Айюлю (1А, 2890) – оз. Семицветное – д.р. Бол. Дукка

14

6ч10м

+400

-1000

снежный склон, подъем – снежный до 20°, спуск – снежный до 15°, снежный склон, тропа

Утро – солнечно, день – солнечно,

вечер – облачно

5

04.05

Д.р. Бол. Дукка – д.р. Архыз (Лунная поляна), полудневка

7,5

2ч00м

+100

-200

дорога, тропа

Утро – дождь,

день – ливень, вечер – дождь, туман

6

05.05

Д.р. Архыз – п. Архыз – бал. Баритовая

17

6ч00м

+900

-450

тропа, дорога, тропа

Утро – туман,

день – дождь, вечер – облачно

7

06.05

Бал. Баритовая – пер. Баритовый (1А, 2810, радиально) – бал. Баритовая, полудневка

2,5

2ч10м

+500

-500

подъем/спуск – снежно-травянистый 15-25°, местами до 30°

Утро – облачно, сильный ветер,

день – снег, вечер – снег

8

07.05

Бал. Баритовая – п. Архыз

2

1ч50м

-900

дорога, тр. склон, тропа, дорога

Утро – снег, метель,

день – дождь

9

08.05

П. Архыз – г.Невинномысск

0,0

0

микроавтобус

Облачно

Итог

76 км

36ч 50мин

+4300

-4300

(с учетом коэффициента 1,2).

Высотный график

1 – пер. Баш-Джол (Столичный) (1А, 3050м), 2 – пер. Айюлю (1А, 2890м), 3 – пер. Баритовый (1А, 2810м)

Техническое описание прохождение группой маршрута

Везде в описании (если не оговорено отдельно) под правым или левым берегом (стороной долины и т.д.) понимается орографическое положение под временем движения (если не оговорено отдельно) понимается чистое ходовое время (ЧХВ).

30 апреля в 03:30 наш поезд прибыл в город Невинномысск. Там нас встретил водитель микроавтобуса. За 3,5 часа нас довезли до погранзаставы в 1,5км за поселком Архыз. Затем руководитель и 1 участник на этом же микроавтобусе доехали до базы МЧС напротив т/б «Романтик», где группа встала на учёт. Затем вернулись к погранзаставе. У заставы пришлось ждать до 9:00, поскольку пропуска двух участников были на заставе. В итоге, включая заминки с получением пропусков, на маршрут группа вышла в 9:55.

Перевал Столичный (Баш-Джол).

Категория сложности – 1А, высота – 3050 метров.

Координаты: N43°26.600’, E41°13.509’

Перевал Столичный (Баш-Джол) – расположен в основной части Софийского хребта между еершинами Надежда и Минги-Кель-Баши. Соединяет долины рек Ак-Айры (лев. приток р.София) и Псыш.

30.04.2016

День 1

утро: солнечно день: солнечно вечер: солнечно

п/з п. Архыз – д.р. Ак-Айры

14 км

+650м

5 часов 40 минут

За время ожидания пропусков у заставы (высота 1420м) мы успели позавтракать (почти напротив) и зарегистрироваться в ПСО МЧС. Если пропуска на руках, то можно заехать на машине и дальше (до полян Таулу или Мостовая). Вышли в 9:55 по шоссе в дол Архыза по левому берегу. После впадения р. София (правый приток) поворачиваем на развилке налево и переходим по мосту через Архыз (асфальт заканчивается). По грунтовой дороге в лесу по левому берегу р. София за 1:15ЧХВ доходим до моста на правый берег р. София (фото №1). По имеющейся информации летом 2016 (этого) года этот мост был разрушен паводком. В зоне полян много стоянок (палатки и стационарные строения), много людей и автомобилей. Пересекаем поляны по одной из множества дорог, дальнейшее движение идет по грунтовке, забирающейся на вначале высокий правый берег р. София (фото №2), в сторону массива горы София. В 13:00 у ручья на поляне рядом с дорогой делаем обед. Справа остается бревно для перехода р. София в сторону пер. Караджаш (фото №3). Отсюда также хорошо виден массив г. София с водопадами и пер. Софийское седло (фото №4,5). В 14:20 выходим с обеда и к 15:10 подходим к слиянию рек София и Ак-Айры. От моста через Софию до слияния 2:20ЧХВ. Взгляд в сторону водопадов показал, что хоть они и указаны как возможная часть маршрута, радиально подходить к ним опасно, т.к. они сильно завалены снегом, в том числе подходы. Решили туда не ходить. Нам нужно на левый берег Ак-Айры, поэтому переходим вброд обе реки метрах в 50-100 выше слияния поодиночке, подстраховываясь трек. палками. Долина р. Ак-Айры ступенчатая. Проходим мимо группы остановившейся рядом с охотничьим домиком и по тропе по лесу начинаем подъем на первую ступень долины (фото №6). Здесь уже появляется снежный покров, местами глубокий, снег мокрый, раскисший. С этого момента начинаем наблюдать за лавино-опасными участками. На перегибе ступени лес кончается и местами открытая тропа идет траверсом склона левого борта. Над главным выполаживанием этой ступени группа была в 17:30. Световое время еще позволяло подняться на одну ступень, но приличный набор высоты и километража в первый день похода и наличие воды в жидком виде обусловили принятие решения вставать на ночевку в 17:40 над слиянием двух ручьев в виду водопада и его обхода на следующую ступень. Высота 2080м, N43°26.798’, E41°15.515’.

Стоит отметить, что по причине сжатых сроков похода и существенно неустойчивой погоды в это время в районе, а также достаточной подготовленности группы, тактический план на этот и последующий дни определялся скорее не из плавного увеличения на грузки и втягивания группы в рабочий режим, а по наличию хороший погоды. В итоге первая половина похода характеризовалась большими физ. нагрузками, пока можно было пройти по маршруту как можно больше. Зато приход плохой погоды на 5-ый день похода не привел к срыву похода в целом, хотя и пришлось воспользоваться запасными вариантами.

Фото №1. Группа у моста через р. София.

Фото №2. Дорога к г. София и водопадам.

Фото №3. Путь к пер. Караджаш (у нас запасной).

Фото №4. г. София и водопады с места обеда.

Фото №5. Вид на пер. Софийское седло.

Фото №6. Подъем на первую ступень дол. Ак-Айры.

01.05.2016

День 2

утро: солнечно день: облачно вечер: небольшой дождь

м/н (д.р. Ак-Айры) – пер. Столичный (Баш-Джол) (1А, 3050м) – д.р. Псыш

10 км

+950м -1300м

8 час 00 минут

Подъем дежурных относительно ранний в 5:00, общий в 5:25, чтобы можно было больше пройти по смерзшемуся снегу. Выход в 6:55. От м.н. продолжаем движение в сторону пер. Столичный на вторую ступень долины, в обход водопада (фото №7). На завтраке нас миновала другая группа, идущая в том же направлении. В месте поворота долины направо по ходу в начале подъема на ступень выходим на лавинный вынос и проходим его по краю, частично по следам предыдущей группы. По небольшому гребешку по снегу 100м до 25-30° поднимаемся на ступень долины. Отсюда видно практически всю верхнюю висячую долину, наш дальнейший путь и перевалы Столичный и Иркиз (фото №9). Метров через 300 стало ясно, что даже ступени ушедшей вперед группы раскисают, поэтому было принято решение надеть снегоступы конструкции Лебедева (фото №10). Наличие снегоступов было обязательным условием участия в походе. Немного освоившись в снегоступах и преодолев некоторые проблемы с их правильным закреплением, группа двинулась вдоль левого борта долины (правая положе, северной экспозиции – более лавиноопасна) на безопасном расстоянии от самого склона (фото №11). Постепенно начали догонять идущую впереди группу, увязающую в тропежке местами выше колена. Справа остался взлет пер. Иркиз (фото №12). Поскольку снега в долине достаточно много, явного перевального взлета с восточной стороны пер. Столичный не наблюдается. Подъем (1км) идет вдоль левого борта долины по снегу крутизной от 10-15 до 20° ближе к седловине (фото №13). На седловине были в 12:40, от места ночевки в д.р. Ак-Айры 4:05ЧХВ.

Седловина перевала Столичный – достаточно узкая (фото №14), снежная (летом осыпная), с неё открываются красивые виды на хребет Чегетчат, вершину Пшиш. Тур в центре, хорошо заметен, рядом с памятными табличками. Сняли записку туристов из города Ростова-на-Дону в количестве 13 человек, под руководством Уткина А.С. от 01.05.2016 г.

На седловине ветрено, поэтому долго не задерживаемся – пишем записку, поглощаем самодельное мороженное и выдвигаемся в д.р. Псыш. Спуск начинаем прямо с седловины вниз и чуть влево по снежному склону глиссером по линии падения воды (200м, 20-25°), затем по снегу между осыпями и скальными выходами уходим к правому борту висячей долины (фото №15,16). Через 15 минут от начала спуска выходим на пологую безопасную площадку, укрытую от ветра и останавливаемся на обед (для перевального дня - сухой перекус). В 14:40 выходим с обеда и продолжаем движение правым бортом долины (с гребня левого борта карнизами нависают снежные надувы), постепенно переходя на пологий гребень правого борта (фото №17). По пути пришлось преодолеть траверсом опасный участок склона с конусом лавинного выноса (фото №18). Двигались быстро по одному след в след с распущенными лавинными лентами и наблюдателями с обеих сторон. В 16:30 подошли к предполагаемому месту начала тропы, спускающейся из висячей долины в д.р. Псыш по крутому лесистому склону. Под снегом начало тропы не нашли и не стали рисковать идти наугад по крутому склону (можно выйти на сбросы). Вместо этого решили пройти траверсом склона направо (на север) к ожидаемо легче обнаруживаемой тропе спуска с пер. Караджаш (тем более один из участников его ходил). За 40 мин (1 переход) траверсировали склон (снежный среди низкорослого перелесья берез) до потока с верхних озер под пер. Караджаш. Поток перешли по надежному снежному мосту. Сразу после перехода вышли на небольшой луг (2290м) на правом берегу потока перед входом в лес, ниже по склону. Летом, вероятно, здесь можно поставить много палаток, сейчас же луг подтоплен. Вынуждены продолжать спуск. Сразу за выходом с луга попадаем на тропу, спускающуюся по крутому лесу почти без снега (фото №19). При входе в лес нас настиг небольшой дождь, продолжавшийся до вечера. Следует учитывать, что весь склон до д.р. Псыш (1,2км, 500м перепада) практически не имеет выполаживаний и возможности постановки лагеря. В итоге к 19:10 спустились к берегу р. Псыш в начале старой лесовозной дороги и охотничьей сторожки и встали на бивуак. Группа устала, но держалась бодро. От седловины перевала до места ночевки 3:55ЧХВ. Высота 1750м, N43°26.582’, E41°10.581’

Фото №7. Подъем от м.н. на вторую ступень дол. Ак-Айры.

Фото №8. Вид на гору София.

Фото №9. Верхняя ступень дол. Ак-Айры.

Фото №10. Снегоступы «по Лебедеву».

Фото №11. Подъем к седловине перевала Столичный.

Фото №12. Вид на перевальный взлет перевала Иркиз.

Фото №13. Путь выхода на перевальную седловину.

Фото №14. Группа на седловине перевала Столичный (Баш-Джол) 1А.

Фото №15. Верхняя часть спуска с пер. Столичный.

Фото №16. Вид назад на путь спуска с пер. Столичный.

Фото №17. Выход на гребень правого борта.

Фото №18. Конус лавинного выноса.

Фото №19. Спуск по лесу по тропе с пер. Караджаш.

02.05.2016

День 3

утро: солнечно день: солнечно вечер: солнечно

м/н (д.р. Псыш) – д.р. Белая

9 км

+800м -150м

5 часов 00 минут

С утра погода опять наладилась. После вчерашнего тяжелого дня приняли решение немного отдохнуть, посушиться и не торопиться с выходом. В итоге вышли в 8:40, в 50 метрах выше места ночевки напротив остова старой машины перебродили р. Псыш (здесь она разливается на 3 рукава, весной можно перейти поодиночке с подстраховкой палками). На левом берегу нашли продолжение лесовозной дороги, идущей по лесу вдоль берега р. Псыш и начали движение вниз по течению в сторону слияния с р. Белой. Через 10мин подошли к разливу реки Аманауз, метрах в 70 выше ее впадения в р. Псыш, и перебродили ее на левый берег в основном по камням. Продолжая движения вдоль р. Псыш по тропам через 5мин вышли на широкую проезженную лесовозную дорогу с верховьев р. Аманауз. Продолжили движение по дороге вдоль левого берега р. Псыш. По пути миновали разрушенный подвесной мост (фото №20, N43°27.486’, E41°09.972’) и лесной туристский городок (фото №21), за которым находится пограничный пост, сейчас (весной) пустой. Метров через 200 за постом повернули налево через поляну и вышли на правый берег р. Белая к переправе из 2-х бревен и броду для машин. От м.н. 1:50ЧХВ.

Расклад времени на прохождение перевала Столичный (Баш-Джол).

1.

Подъём по д.р. Софии до впадения р Ак-Айры

- 2 часа 20 минут

2.

Подъём от д.р. Софии до седловины перевала Столичный

- 4 часа 55 минут

3.

Спуск от седловины перевала Столичный до д.р. Псыш

- 3 часа 55 минут

4.

Спуск от д.р. Псыш до впадения р. Белой

- 1 час 50 минут

Полное время подъёма на перевал

- 7 часов 15 минут

Полное время спуска с перевала

- 5 часов 45 минут

Полное время прохождение перевала

- 13 часов 00 минут

Протяжённость участка

- 27,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Столичный (Баш-Джол) – классический перевал сложностью 1А летом, в межсезонье он не сильно лавиноопасен, но представляет физическую трудность при тропежке снега на пологих ступенях долины. Для района является достаточно высоким перевалом, хотя проблем с акклиматизацией не наблюдалось. При спуске в д.р. Псыш из висячей пред перевальной долины найти тропу может быть достаточно трудным.

Перевал Айюлю.

Категория сложности – 1А, высота – 2890 метров.

Координаты: N43°28.893’, E41°06.287’

Перевал Айюлю – расположен в хребте Габулу (северный отрог ГКХ). Соединяет долины рек Белая и Большая Дукка (оз. Семицветное).

Переправились по бревнам на левый берег р. Белая и за 10 мин поднялись в сторону водопада до начала подъема в верхнюю д.р. Белая. На берегу реки встали на длинный (около 3ч) обед для отдыха и небольшой прогулки до водопада для желающих (фото №22). В 14:00 выходим с обеда. Нужная нам тропка уходит направо от основной тропы к водопаду и начинает круто серпантином забирать по лесному склону. За 50мин поднимаемся на следующую пологую ступень д.р. Белая, пересекаю несколько ручьев с крутого левого склона по снежным мостам. В верхней части ступень почти вся заснежена. Продолжая движение, выходим на подтопленную поляну с мостиком и снегомерным шестом (фото №23,24). От этого места сворачиваем на тропу, забирающуюся на левый (орогр.) склон в сторону пер. Айюлю. В верхней части подъема тропа снова уходит под снег. Выходим на очередное выполаживание, в правой части которого (у левого борта долины) должен быть кош (возможное место ночевки). В итоге находим кош наполовину разрешенным (видимо, лавиной). Принимаем решение подняться на следующую ступень. Продолжаем подъем вдоль левого борта долины и выходим на большое заснеженное выполаживание в верховьях левых истоков р. Белая. Время 17:30, дальше не идем, ищем безопасное (вдали от склона, видны свежие камни на снегу) место для ночевки (фото №25). В итоге становимся в дальней левой по ходу части ступени, чуть ниже из-под снега местами пробивается ручей. Отсюда также хорошо просматривается путь подъема в верхнюю висячую долину (последняя ступень непосредственно перед перевалом Айюлю). До м.н. от обеда 2:50ЧХВ. Высота 2460м, N43°28.290’, E41°07.306’.

Фото №20. Разрушенный подвесной мост через р. Псыш.

Фото №21. Лесной лагерь на берегу р. Псыш.

Фото №22. Водопад на р. Белой.

Фото №23. Снегомерный шест на подтопленной поляне в д.р. Белая.

Фото №24. Вид на район пер. Дорбун 1А с начала подъема в сторону пер. Айюлю.

Фото №25. Место ночевки и дальнейший путь к верхней ступени под перевалом Айюлю.

03.05.2016

День 4

утро: солнечно день: солнечно вечер: облачно

м/н (д.р. Белая) – пер. Айюлю – оз. Семицветное – д.р. Бол. Дукка

14,0 км

+400м -1000м

6 часов 10 минут

Подъем в 5:00. Утром исключительно ясное небо и хорошо подморозило, дежурные возились долго. Поэтому, выход только в 7:30. Нужно пройти пологую предперевальную долину пока снег на ней не раскис. От места ночевки начинаем подъем косым траверсом левого борта долины по тропе вначале открытой (склон южной ориентации), затем уходящей под снег. В верхней части подъема выходим на смерзшиеся следы группы, спускавшейся, видимо, 1-2 дня назад. Путь держим правее по ходу вершины характерной формы «пирамиды», разделяющей цирки перевалов Айюлю и Олений. За 2 перехода поднимаемся на верхнюю ступень долины в цирк перевала Айюлю. Отсюда открывается вид на оставшийся путь подъема (фото №26) и обратно на г. Дорбун (фото №27). Продолжаем движение к перевалу, обходя слева по ходу заснеженное озеро и далее ближе к центру долины, поскольку на ее бортах частые следы лавин. Цирк пологий, снежный, максимальная крутизна подъема не превышает 20° (длина долины 1,2км, перепад 200м). В 9:40 группа на перевале, успев преодолеть подъем по не раскисшему снегу. Погода отличная – чистое небо и ветра почти нет. От м.н. до седловины 1:35ЧХВ.

Седловина перевала Айюлю – широкая (фото №28), снежная (летом травянисто-осыпная). Перевальные взлеты короткие и пологие. С обеих сторон от перевала расположены группы озер, сейчас заснеженных. Тур в центре, на скальном выходе. Сняли записку туристов из города Сыктывкар в количестве 7 человек, под руководством Баянтуева Е.В. от 02.05.2016 г.

Спуск с перевала в сторону оз. Семицветное также пологий, крутизной в максимуме не выше 15°. Снег начинает раскисать и местами проваливаться, поэтому торопимся вниз. Каскад озер обходим слева, вдоль левого борта долины, смещаясь к цирку пер. Олений (фото №30,31). В обратную сторону хорошо виден пер. Темир-Кулак 1А. Прямо по ходу наблюдаем результат схода мощной лавины с левого борта долины (фото №33) Из-под перевала Олений поворачиваем направо и продолжаем спуск частично по дну долины, частично траверсом правого борта. К 12:00 (1:20ЧХВ от седловины) доходим до озера Семицветное, которое почти не вскрылось от снега и льда, и устраиваемся на обед (фото №34). С обеда выходим в 13:30, продолжая движения по дну долины, оставляя слева по ходу подъем на пер. Аркасара (Дукка). Длительное время движемся по снегу, затем выходим на тропу на левом берегу Бол. Дукки, позже на грунтовую дорогу. В 17:15 выходим к слиянию Малой и Большой Дукки, обозначенного на карте моста не находим (только брод, где дорога уходит в Мал. Дукку), встаем на ночевку. От оз. Семицветное 3:05ЧХВ. Высота 1870м, N43°32.889’, E41°05.945’.

Фото №26. Цирк перевала Айюлю, путь группы.

Фото №27. Вид на г. Дорбун и северные отроги ГКХ.

Фото №28. Группа на перевале Айюлю 1А.

Фото №29. Вид в сторону перевала Темир-Кулак с седловины перевала Айюлю.

Фото №30. Путь спуска с седловины перевала Айюлю.

Фото №31. Вид назад со спуска с перевала Айюлю и на перевал Темир-Кулак.

Фото №32. Вид на перевал Олений с запада (д.р. Бол. Дукка).

Фото №33. Лавинный вынос, длина линии отрыва более 150м.

Фото №34. Вид на перевал Аркасара (Дукка) и озеро Семицветное, путь спуска.

04.05.2016

День 5

утро: дождь день: ливень вечер: дождь, туман

м/н (д.р. Дукка) – д.р. Архыз – Лунная поляна (полудневка)

7,5 км

+100м -200м

2 часа 00 минут

Подъем в 6:00. За сегодня мы должны по плану спуститься в долину р. Архыз, дойти до Лунной поляны и начать подъем к перевалу Федосеева, остановившись на склоне в удобном и безопасном месте, устроив полудневку. С утра поднялся ветер и небо быстро заполнялось тучами. Сразу после сбора лагеря начался сильный дождь, но мы решили не отсиживаться и двигаться вниз. Перебродили по дороге р. Мал. Дукка и продолжили движение по левому берегу р. Дукка. В месте перехода дороги на правый берег мост оказался практически размытым, переправились по остаткам бревен. У слияния р. Дукка и Архыз перешли на левый берег Архыза и оказались на новой асфальтированной дороге.

Расклад времени на прохождение перевала Айюлю.

1.

Подъём по д.р. Белая до седловины перевала Айюлю

- 4 часа 35 минут

2.

Спуск от седловины перевала Айюлю до оз. Семицветное

- 1 часа 20 минут

3.

Спуск от оз. Семицветное до д.р. Архыз

- 3 часа 55 минут

Полное время подъёма на перевал

- 4 часа 35 минут

Полное время спуска с перевала

- 5 часов 15 минут

Полное время прохождение перевала

- 9 часов 50 минут

Протяжённость участка

- 21,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Айюлю – достаточно простой перевал сложностью 1А, в межсезонье на северных склонах восточного цирка могут нависать карнизы, но путь движения пролегает вне зон выноса лавин. В ясную погоду в межсезонье рекомендуется ранний выход, поскольку снег восточного цирка активно тает на солнце.

6.3. Перевал Федосеева (не пройден, обойден по долине по запасному варианту).

Категория сложности – 1А, высота – 2880 метров.

Координаты: N43°35.268’, E41°11.177’ (из классификатора)

Перевал Федосеева – расположен в основной части хребта Абишера-Ахуба. Соединяет долины рек Архыз (левый приток) и Кяфар-Агур (правый приток).

Дождь иногда переходил на морось и только временами прекращался. К 10:30 подошли к низу Лунной поляны (от м.н. 1:50ЧХВ). Дождь снова усилился и мы решили искать место, где его можно переждать и принимать решение о дальнейших планах на день, поскольку было не похоже, что до вечера он прекратится. Следует отметить, что в районе поляны ведется активное строительство горнолыжного курорта, это следует учитывать при планировании пути через перевал Федосеева. В итоге, немного поднявшись по поляне, нашли заброшенный вагончик (фото №35). Непогода продолжалась до вечера: сильный дождь, низкая облачность, верх склона с перевалом не видны в облаках. Получилась вынужденная полудневка (отсидка в вагончике). Только к вечеру дождь перестал, и открылась седловина (фото №36) с приличным слоем свежего снега на склоне (по данным МЧС 8-10см). Поскольку большую часть подъема можно пройти по невыраженному ребру (лавиноопасно может быть только под самой седловиной), отложили принятие решение об использовании запасного варианта обхода по долинам до утра. Поднялись немного (200м) по склону и встали на ночевку у разрушенной бетонной конструкции на берегу ручья. Отсюда успели снять освещенный солнцем купол вершины София (фото №37). Высота 1805м, N43°33.542’, E41°10.097’.

Фото №35. Место вынужденного пережидания непогоды, Лунная Поляна.

Фото №36. Перевал Федосеева после снегопада.

Фото №37. Вид в сторону вершины София.

05.05.2016

День 6

утро: туман день: дождь вечер: облачно

м/н (Лунная поляна) – д.р. Архыз – бал. Баритовая

17 км

+900м -450м

6 часов 00 минут

Первый подъем в 4:00 – туман, видимость 20-30м. Подъем в 6:00, завтракаем, видимость 50м. Ночью явно был дождь, значит наверху еще выпал снег. Кроме того, после того, как мы пройдем пер. Федосеева и окажемся на северной стороне хребта Абишера-Ахуба, вернуться мы сможем только через пер. Архыз + пер. Баритовый, иначе сложные обходы по каньонам на север. С точки зрения лавиноопасности западный склон пер. Архыз может быть более опасен, чем пер. Федосеева, поскольку снежный покров там больше и на всем протяжении подъема нет особо выраженных форм рельефа. Поскольку здесь (м.н.) есть сотовая связь, решили еще проконсультироваться с МКК. В итоге, хотя в 9:00 туман ушел и появилась видимость, мы приняли решение в целях безопасности идти по запасному варианту: обход по д.р. Архыз в п. Архыз и оттуда радиально сходить связку пер. Архыз и пер. Баритовый. За 10 мин спустились на дорогу по левому берегу р. Архыз и направились в сторону п. Архыз. По пути зашли на базу МЧС и уточнили прогноз: на ближайшие дни обещали грозу и плохую погоду с выпадением осадков. За 3:10ЧХВ по дороге пришли в п. Архыз и в его центре повернули налево в сторону балки Баритовой.

Протяжённость участка

- 18,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Федосеева – при планировании прохождения перевала в межсезонье следует учитывать летний в основном травянистый характер склонов, выбирать путь подъема и спуска по гребням невыраженных контрфорсов, вместо летних троп, в основном проходящих по дну кулуаров.

Перевал Баритовый.

Категория сложности – 1А, высота – 2810 метров.

Координаты: N43°35.824’, E41°15.592’

Перевал Баритовый – расположен в основном хребте Абишера-Ахуба. Соединяет долины рек Мал. Кяфар и Архыз (бал. Баритовая). С южных склонов перевала можно практически постоянно наблюдать п. Архыз и д.р. Кизгыч.

С северной оконечности поселка открывается вид на пер. Баритовый (фото №38). Подъем по балке начинается по дороге, выходящей из поселка, которая быстро становится тропой и переходит на левый берег потока, текущего по дну балки. В 13:20 после перехода на левый берег в лесу встали на обед. Накрывавший нас периодически днем дождь на время прекратился. В 15:05 выходим с обеда и продолжаем подъем по тропе. На высоте 1880м тропа разделяется на две: слабенькая крутая тропка продолжает подъем вдоль потока, а основная тропа (мы выбрали ее) круто поворачивает направо в лес и идет по нему серпантином (местами старая дорога). По ней идти явно удобнее. Выше, чуть ниже водопада (фото №39), тропы снова соединяются. До водопада от п. Архыз 1:50ЧХВ. Под водопадом переходим ручей на правый берег и начинаем подниматься по тропе, серпантином и траверсом уходящей от ручья влево по ходу в сторону пер. Баритовый. В 17:50 приходим к остаткам старого коша (видна только каменная ограда) и на этом выполаживании встаем на ночевку. Отсюда хорошо виден п. Архыз (фото №40). Можно топить снег, но вода есть и в ручье в 20м ниже места стоянки (при спуске к ручью нужно быть аккуратным). От водопада 0:45ЧХВ. Высота 2330м, N43°35.425’, E41°16.402’.

Фото №38. Вид на пер. Баритовый из п. Архыз.

Фото №39. Водопад Баритовый.

Фото №40. Вид на п. Архыз с места ночевки (разрушенный кош).

06.05.2016

День 7

утро: облачно, сильный ветер день: снег вечер: снег

м/н (бал. Баритовая) – пер. Баритовый (радиально) – м/н (бал. Баритовая)

2,5 км

+500м -500м

2 часа 10 минут

По плану сегодня радиальный подъем на пер. Баритовый, затем по пологому гребню до пер. Архыз и обратно в лагерь (радиальный выход, с легкими рюкзаками). Однако погода утром плохая, ранний подъем не вышел (низкая облачность и мелкий снег). Ждем окно более-менее стабильной погоды и облачности. Вышли в 8:10, когда появилась видимость, однако есть вероятность перемены погоды – сильная облачность, перемещающаяся с большой скоростью, на перевале определено будет ветрено. Начинаем подъем траверсом склона влево по ходу по остаткам тропы под снегом. Седловину не видно за складками рельефа практически до конца подъема, ориентация в основном по GPS. Крутизна склона на всей протяженности 15-25°, снег сильно не проваливается, солнце за плотной завесой облаков. Весь подъем идет косым траверсом с набором высоты по направлению к седловине. При выходе на седловину попали в зону штормового ветра, дующего с юга через хребет. В 9:45 – на седловине перевала, от лагеря (м.н.) 1:20ЧХВ. На седловине по возможности прятались от ветра за туром, долго не задерживались.

Седловина перевала Баритовый – широкая (фото №41), снежная (летом травянистая). Большой тур в центре. Под действием сильных ветров тур был сильно сморожен, разобрали большую часть тура, записки не нашли, положили свою записку.

Ветер на седловине и всем пути планируемого подъема на пер. Архыз по дуге по гребню, отклоняясь к склонам вершины Джумароклы-Тебе (3180м) в обход снежных карнизов на пер. Архыз имеет протяженность почти 1,5км (фото №42). Чтобы не подвергать группу опасности переохлаждения и обморожений при таком ветре, а также наблюдая вдали признаки надвигающегося снегопада и ухудшения видимости, было принято решение от прохождения полной связки (+ пер. Архыз) отказаться и возвращаться в лагерь по пути подъема. За 0:50ЧХВ спустились в лагерь. Где-то через 30 минут после возвращения в лагерь в 11:30 видимость резко упала и начался продолжительный снегопад, продолжавшийся до ночи. Поскольку лагерь был разбит в безопасной зоне, решили пережидать снегопад и спускаться в п. Архыз на следующий день.

Фото №41. Группа на перевале Баритовый 1А.

Фото №42. Вид на перевал Архыз с седловины перевала Баритовый.

07.05.2016

День 8

утро: снег, метель день: дождь вечер: облачно

м/н (бал. Баритовая) – п. Архыз

2,0 км

-900м

1 час 50 минут

Под утро снова начался интенсивный снегопад, начала повышаться опасность склонов, которые нужно было траверсировать до тропы из-под водопада, снег на них перестал таять и накапливался. Быстро собрались и в 8:30 по тропе, еще хорошо читающейся пошли на спуск в п. Архыз. За 1:50ЧХВ сбросили 900м высоты и вышли в цивилизацию (п. Архыз). На этом активная часть похода была завершена. По телефону снялись с учета в ПСО МЧС и оповестили координатора в Москве (и в МКК). Переночевали в поселке, часть группы съездило на экскурсию, и на следующее утро на микроавтобусе отправились в Невинномысск и на поезде в Москву.

Расклад времени на прохождение перевала Баритовый.

1.

Подъём от п. Архыз до вдп. Баритовый

- 1 час 50 минут

2.

Подъём от вдп. Баритовый до седловины пер. Баритовый

- 2 часа 05 минут

3.

Спуск от седловины перевала Баритовый до п. Архыз

- 2 часа 40 минут

Полное время подъёма на перевал

- 3 часа 55 минут

Полное время спуска с перевала

- 2 часа 40 минут

Полное время прохождение перевала

- 6 часов 35 минут

Протяжённость участка

- 4,5 км

Выводы и рекомендации: перевал Баритовый – является простым перевалом категории 1А, если его рассматривать отдельно. В связке с пер. Архыз общая категория трудности, особенно в межсезонье, явно превышает среднюю для 1А. Хотя седловина перевала очень широкая и пологая, устраивать на ней ночевку не стоит, поскольку тут явно часто бывают сильные ветра, снег спрессован, а летом нет источника воды. Также следует отметить, что без GPS ориентация перевала может быть затруднена.

Материальное обеспечение группы.

Групповое снаряжение.

№ п\п

Наименование

Ед. Изм.

Кол-во

Масса ед. в гр.

Всего в граммах

Бивачное:

1

Палатка 2-х местная

шт

2

2650

5300

2

Палатка 4-х местная

шт

1

4800

4800

3

Газовая горелка «Kovea»

шт

1

400

400

4

Газовая горелка «Primus»

шт

1

250

250

5

Кастрюли 4,5 + 6,0 литров

шт

2

700

1400

6

Стеклоткань

шт

2

320

640

7

Дощечка

шт

1

150

150

8

Половник

шт

1

50

50

Итого:

12990

Специальное:

9

Веревка статическая 50 метров 9мм

шт

1

3000

3000

10

Расходные концы 10 метров 8мм

шт

1

400

400

11

Петля 1,6 метра

шт

1

120

120

12

Лопата лавинная

шт

4

500

2000

13

Лист лавинный

шт

1

730

730

14

Зонд (щуп) лавинный

шт

3

330

990

15

Карабин

шт

3

80

240

Итого:

7480

Прочее:

16

Ремнабор

ком.

1

1000

1000

17

Аптечка

ком.

1

2000

2000

18

Маршрутные документы, рации

ком.

1

800

800

19

Фотоаппарат (мыльница +аккумуляторы)

шт

1

220

220

20

Фотоаппарат (зеркалка +аккумуляторы)

шт

1

1000

1000

21

Пила цепочная

шт

1

220

220

22

GPS+батарейки

шт

1

400

400

Итого:

5640

Продукты

40000

Газ (450 гр)

баллон

8

665

5320

ВСЕГО:

71430

Финансовые расходы.

№ п\п

Наименование

Расходы на 1 чел. руб

Расходы на группу 8 ч

Дорога

1

г. Москва – г. Невинномысск (поезд)

2620

20960

2

г. Невинномысск – п. Архыз (Микроавтобус)

800

6400

3

п. Архыз – г. Невинномысск (Микроавтобус)

875

7000

4

г. Невинномысск – г. Москва (поезд)

1630

13040

5

Продукты на-14 дней

1900

15200

7

Газ (8 баллонов)

250

2000

8

Проживание 1-ого дня в п. Архыз

500

4000

9

Аптечка

260

2080

10

Ремнабор

25

200

11

Прочее

60

480

ВСЕГО:

8920

71360

Заключение

Группа туристов Горной Секции МФТИ и Федерации Спортивного Туризма города Долгопрудного в количестве 8 человек прошла горный маршрут первой категории сложности по Западному Кавказу, в районе Архыза с 30 апреля по 08 мая 2015 года. Поход проходил в рамках «Школы горного туризма» базового уровня.

Целью похода было практическое применение знаний, полученных во время учебного процесса в «Школе горного туризма», на лавинных занятиях, рпактическая подготовка участников к сложным условиям межсезонья. А также получение опыта прохождения перевалов в условиях межсезонья и повышение туристического опыта в горно-спортивных путешествиях.

Запланированный маршрут, который прошла группа, частично по запасным вариантам, соответствует заявленной, первой категории сложности. В итоге было пройдено три перевала, из них три – 1А. Высота перевалов составляет 2800 - 3050 метров.

Погода была хорошая для данного района и времени года в первой половине похода. Использование запасных вариантов было обусловлено плохой погодой на второй части маршрута и повышением лавинной опасности. Все 4 дня второй части маршрута были с длительными осадками. При планировании похода в мае надо учитывать, что при хорошей погоде движение по снегу сопряжено с тяжелой тропежкой (если нет снегоступов), а при плохой может существенно меняться лавинная обстановка.

При прохождении маршрута команда показала себя высоко организованной, сплочённой, физически и технически подготовленной. В группе были тёплые, доброжелательные отношения и взаимовыручка. Участники смогли преодолеть сложности похода, связанные с плохой погодой и низкими температурами. Физический и моральный потенциал группы был высоким, однако трезвый анализ объективных факторов повышения опасности обусловил объективное прохождение части маршрута по запасным вариантам, исключив несколько перевалов.

Перечень перевалов, отраженных в фотоматериалах

Айюлю – фото № 26, 31

Аркасара (Дукка) – фото № 34

Архыз – фото № 42

Баритовый – фото № 38

Иркиз – фото № 9, 12

Караджаш – фото № 3

Олений – фото № 32

Софийское седло – фото № 5

Столичный (Баш-Джол) – фото № 9, 11, 13, 16

Темир-Кулак – фото № 31

Федосеева – фото № 36

Записки с перевалов

Список использованных источников.

1) Библиотека отчетов о спортивных походах МГЦТК (http://www.tlib.ru)

2) Отчеты на http://www.mountain.ru

3) Отчеты и каталог перевалов турклуба «Вестра» (http://www.westra.ru)

4) Описания и фотографии перевалов и вершин на сервере http://caucatalog.narod.ru/


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100