Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Игорь Зубко, Москва

Поход на хребет Арабика, Абхазия, май

Очень давно задумывался, возможно ли залезть в горы, имея в распоряжении не более трех дней с вылетом из Москвы. Оказывается, очень даже возможно, и успеть увидеть многое. В сухом остатке, пройдено 110 км по горизонтали, 5100 м по вертикали, наивысшая точка 2370 м, за спиной 30 кг веса.

День первый. 6-7 мая. Прогноз погоды обещал дождь в Адлере и в Абхазии в течении двух дней. В ночь до вылета готовил трек, снарягу, спал 1 час. Прилетел в 21-00, на границе оказался в 22-00 и минуя алчных таксистов, пошел по единственной дороге в глубь Республики. Автомобили, в основном российского производства, проносились мимо меня со скоростью не меньше 200 км/ч, шел ливень. Мембранная куртка насквозь, кеды промокли. Ночь. Холод. Свернул с трассы, начался набор высоты. Грунтовка, единственный свет - отражение от дороги. Спящие деревни, одна лампочка на всю улицу. Мокро, хочется спать. Миновал мемориал открытый к 30-летию Победы.

За ним, местная молодежь тусит, на капотах стоят компоты, поздоровался, пошел дальше. Меня окликнули, назвали братом, пригласили к капоту. Налили компоту, хотели накормить, но я рассказал, что путь не близкий, не смотря на дождь, и мне надо идти. Предупредили о шакалах и первый раз сказали, что я не нормальный идти один в горы. Прошел я не далеко, бросил палатку прямо у шумящей Хашупсе.

Ранний подъем, льет дождь. За час завтрак и сборы, путь предстоял не близкий. Через несколько часов прогулки по лесу достиг ключевой точки своего путешествия населенного пункта Хышха. В нем располагается симпатичный мемориал, недостроенный ДК, администрация района. Буквально в каждом доме окликали и спрашивали куда направляюсь. Во многих мужчины уже прыгали в машины, желая везти в горы, а женщины с едой в руках звали за стол к обеду. Блин, это круто!

А я шёл все дальше. Качество жилья в балаганах становилось всё хуже. А я достиг окраины Ачмарды в 14-00. На кладбище находилась беседка для поминовения, в которой я и смог переодеться, на горелке согреть руки и еды, и немного передохнуть.

До этого момента, я был уверен в своем маршруте через север и Северо-Запад на Арабику. В крайних домах тентованый УАЗик, ребята сообщили мне, что мой трек для лета и Хашупсе 7 раз мне не перейти в данное время, засунули в салон и провезли немного, потому что объяснить дорогу новую через юг нормально они не могли. Через альпийский луг и ямы, достигли окраины. Спуск к реке Хашупсе, метров 200.

Из-за таяния ледника и снегов, не прекращаюшегося дождя, река была бурная, шумная, мощная. Вздымала брызги, образовывала мощные струи и сливы. Ноги сводило от холода, сначала до колена вода достигала, потом слегка прокатившись по камням и воде из-за подвернувшегося камня, на рюкзаке достиг устойчивого положения стоя по пояс в ледяной воде. Выбрался.

Мне сказали, перейдешь на ту сторону и будет Т-образный перекресток, тебе направо, и дальше пойдешь по ней до самого летника Гюзла. В навигаторе была только эта точка и всё, по прямой 15 км. вылилось это в 25 км и довольно-таки не простых. Т-образный перекресток оказался поляной с 4-мя равнозначными тропинками. Выбрал наугад. Тропинку постоянно терял в папоротниках и прошлогодней листве. Шел лесом, почти джунглями, вдоль каньона, образовавшегося от проистечения Хашупсе.

Огромный курумник преградил дорогу, по нему не перебраться дальше, слечу в пропасть каньона метров 100 абсолютно точно. Попытался перебраться через него по земляному склону, высотой в 10 метров, заканчивающегося отвесным дерном. Склон был испещрён камнями, которые легко вылетали и катились вниз. Въедаясь пальцами в землю, скребя ногами, почти скатывался вниз, но понимал, если улечу, то далеко и больно. Один раз даже сорвался, валун последовал за мной и дважды приложил меня по голове, в завершении расцарапал шею. Но я устоял на середине. На самом верху, замерев в статичном положении, переводя дух, перед финальным рывком, был атакован 3-4 чёрными пауками, размером с палец, кое-как удалось их ногой вместе с землей пнуть подальше. Испугался я тогда не на шутку, но устоял. Забрался. Напомню, всё это с 80 -литровым туром за спиной и 30 кг груза. На вершине маленькой победы, собирал маленькие лилии, желтые вкусные цветы. в 20-00 я уже думал только о том, чтобы уже наконец добраться до летника. И вот, увидел крышу, дымящуюся трубу. Скинул рюкзак, побежал. Внутри никого.

Поднялся выше в балаган, навстречу двое мужчин и маленький парниша. Я был грязен от падений и земли, мокр от продолжающегося дождя, лыко не вязал, так устал. Второй раз услышал, что я зря один пришел. Поведали о мишках, задравших мужика в соседнем лесочке, и что ходят они только по двое и с ружьем. Предложили вернуться завтра вниз с ними. Я сказал подумаю. В итоге, они нарубили мне дров, заселили в пустующий домик (можно было в любой), помогли выгнать мышек из буржуйки, разжечь огонь, чтобы я немного согрелся и обсох. Дом дырявый и отапливал атмосферу. Босяком, стоял на картонке, в труселях, которые тоже были мокры от дождя, трясся от холода, в темноте, на высоте 1470 метров ( за день набрал) и разговаривал с шуршащими мышами. Спальник бросил прямо на тахту. Развесил сушиться вещи. Завтра трудный день.

Абхазия, день второй. 7-8 мая. Летник Гюзла 1470 м.

День этот выдался поистине захватывающим. Проснулся я от играющей на будильнике мобилы сальсы в 4-30. Чтобы хоть что-то увидеть наверху, исключая плотных облаков, следовало просыпаться и идти в горы. Ввиду того, что маршрут был изменен, длина его увеличилась, до конечно точки, вершины плато г. Арабики километров на 10, с восхождением с северо-запада. Помня вчерашний день, как я лосячил по кустам и склонам, под ливнем, пощупал одежду, что висела над буржуйкой, была мокрой и холодной, в том числе горные ботинки, лежавшие внутри рюкзака, укрытого тентом во время гуляния под дождём, решил погулять по лайту до куда дойду. Кошки оставил в домике.

В 8 утра после утреннего кофе, "бразильской арабики", вышел к ребятам, что меня вчера обогрели добротой и дровами, они давно уже не спали, отдал им халву Дружбу из своего запаса. Восточные сладости в этом походе вполне себя оправдали. Поблагодарил, они в очередной раз предупредили о мишках, и я двинулся по склону вверх, минуя кусты рододендрона. Туман над балаганом сгущался. Автомобильная серпантинная дорога вдали тонула в плотном молоке.

Заметил интересную штуку, ледниковая вода, стекающая по склону ручьями, собиралась обрезанной пятилитровой бутылкой и направлялась шлангом длиннющим в самый низ, к домам. Очень удобно. Земля иногда сменялась курумником, идти с лёгким рюкзаком было одно удовольствие. Ориентируясь по навигатору, забитые точки, выбирал направление на развилках. На вершине хребта, соседствующего с балаганом, стояли деревянные домики, возможно для туристов. Только разглядел я их только с 3 метров, все дальше тонуло в плотном тумане. С этого момента, звук бензопилы пропал окончательно, и наступила мозгодробящая тишина, как под землёй в пещере. На дороге лежало много продуктов жизнедеятельности животных, судя по виду, принадлежали мишке.

Было страшно. Ввиду того, что зрение не нужно, все в облаках, заметить ничего не реально, я обратился целиком в слух. Это также, как идти с красным, незаметным светом фонаря по подземным ходам метро, вслушиваясь в пустоту, надеясь не обнаружить там матерящееся содержимое с оружием.

Серпантин закончился и началась дорога в лоб. Вот тут я ощутил внеземное происхождение всего. Склон, подъем, вперед ничего, назад ничего, все исчезает, ногами прокручиваю дорогу под собой, пейзаж не меняется. С отметки 1900 м начались снежники, а в последствии превратились в поля. По возможности, я обходил их стороной, хоть это и были почва со снегом по щиколотку. Плато Арабика богато пещерами и карстовыми воронками, а тыкать нашедшимся посохом впереди себя утомительно.

Когда я пришел к склону, полностью покрытому снегом, облака в этой части уже рассосались. Вверх вздымался снег на высоту 5 этажного дома, уклон был порядка 40 градусов. Ну что делать, попёрли. Далее меня ждали карнизы, свисающие с хребта, границы которых были различимы темной полосой на снегу, вдоль пути. С успехом их обходил, продвигался всё дальше вверх и достиг первой смотровой площадки, с еще одними домиками, к которым было не подобраться из-за все того же снега и карнизов, к ним вел узкий перешеек. Погода стояла безветренная, очки спасали от яркого солнца. Но вот они, горы, прямо передо мной!

Моя цель была уже достигать вершин, которые кажутся наиболее высокими в окрестностях, и на этом поставить точку. Передвигаясь от острова земли к острову, я прошел по насту, и конечно под моим весом, он ломался, в конечном итоге, небольшая часть снежного склона скатилась вниз, пронесло. Время взбирания по склону 4 часа, высота 2370 м. Вышел на высшую видимую точку и перестал дышать.

Открывалась потрясающая картина мира. Вниз обрыв и долина реки, сплошь покрытая снегом, справа от меня вершина, покрытая метровым слоем снега, там слышны были ручьи, регулярно падали комья снега, внизу были видны результаты схода лавинок и снегопадов. Я залип на час. Было жарко, солнечно, безветренно. Облака небесные странники, убегали на восток, безумно быстро. Горы стоят и будут стоять, не смотря на то, что там в Москве сейчас обо мне думает мой кролик и две красноухие черепахи. Никто не знал где я, да и я не знал, были лишь точки в навигаторе, и моё тело, посреди снежной пустыни, гор, неба и солнца. Потерялся во времени и пространстве. В Абхазию я за этим и ехал, отлучиться от бешеного ритма города, забот, найти возможность в этой вечности найти равновесие, поразмыслить над всеми вопросами, что возникали у меня.

Идти дальше было некуда с моей снарягой: справа склон полностью покрыт снегом и карнизами, слева обрыв на дофигасколькометроввниз. Сделав несколько карточек памятных, засобирался, и вовремя. Стремглав налетел ветер, темные тучи, не лениво, а как-то самоуверенно переваливались через хребет слева, посыпал мелкий снег. Шикарно, блин. Надо скорее обратно. По своим следам, минуя ловушки, бежал вниз. Когда-нибудь, очень скоро, я исполню свою мечту, приобрету параплан, и буду летать над горами. А пока, я все сбрасывал высоту, непрерывно зевая, чтобы разложить уши. Спустился вновь в зону тумана. Дул сильный ветер, снег падал и падал, впереди ничего, позади ничего, лишь трек на навигаторе. Весьма сюрреалистично. 1,5 часа занял весь спуск. В самом конце пути, достаточно далеко от меня, чтобы не выложить кирпичной кладкой двухэтажный дом с гаражом, параллельно мне, по склону спускалась черная хрень, мишка. В той части ветра не было. Я замер и наблюдал за его спуском вниз. Нормально.

В балагане стоял настолько плотный туман, что забор домика, в котором я остановился, заметил лишь подойдя на вытянутую руку, хорошо забил точку в навигатор. Палатка высохла за это время, остальные вещи тоже. Быстро собрался, и в 4 дня, как авиалайнер разгоняя облака, стал прорываться в обратную сторону. Лес выглядел инфернально. Дорога была уже другой, "автомобильной", длиннее моего пути на 5 км. Она представляла собой мелкие броды рек, грунтовки, огромные лужи, глубокие колеи, все это пролегало в лесной полосе, огибая каньоны рек. Ни одной машины мне не встретилось. Я гулял по сказочному лесу. дщж

Мне нужно было выйти из леса до наступления темноты, иначе встреча с ночными жителями была мне обеспечена. 3 часа, прошел 21 км, иногда бегом. Ноги были перманентно мокрые из-за луж, рек и мокрой травы. Очень живописные места. Ближе к людям, розовые бутоны шиповника и много цветов. Выйти до заката я не успел. Мне в Гюзла сказали, что автомобильный мост через Хашупсе в районе Ачмарды есть, но его не было, поэтому пошел в сторону Хышха, но с другой стороны реки, там я запомнил, был мост.

То и дело утопая в какахах коров, коз, лошадей, в темноте, шарился мимо малонаселенных балаганов, с убитым жильем и крутыми качественными домами. Когда я шел уже вдоль отвесной скалы слева и густых кустов справа, шарясь фонарем вокруг, из кустов сверкнули две пары зеленых глаз, и волчьи морды, не знаю, что во мне тогда взыграло, то ли усталость, то ли обида какая-то, но я как зверь зарычал, и бросился в их сторону, размахивая ножом, лежащим в моей руке с наступлением темноты, и фонарем на 1200 лм в другой. Эти поганцы убежали. Я остудил свой адреналин до нормального состояния, чтобы не трястись, и почапал дальше.

Я уже не успел до заката, но как я мог его пропустить. Я паровозик из Ромашково. Нельзя упускать моменты. Потом может и не быть. Распечатываю штатив и фотик, ем остатки козинак. В 22-00 я был в Хышха, выбился из сил, залез в недостроенный ДК, и на втором этаже, поужинав, растелив пенку и спальник, уснул до 6 утра. Завтра мне уже лететь обратно!

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru