Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Мария Лейва, Москва
Фото: Анна Бабанова, Москва

Чертово городище

Скалы «Чертово городище» (в народе «Черти») — скальный массив, сложенный из выветренных гранитных плит, находящийся в окрестностях Екатеринбурга, в 6 км от поселка и железнодорожной станции «Исеть». Высота гребня, венчающего покрытую лесом гору, составляет до 20 метров. Для скалолазов интересна более крутая северная стена: южная гораздо положе, на нее легкой зайти просто пешком.

Под Екатеринбургом есть и другие похожие скалы, но «Черти» из них — самые близкие, самые легкодоступные с транспортной точки зрения и самые интересные с точки зрения спортивной. Категории трасс здесь — от 4 до 7a, причем категории не халявные, «честные», говорят, заниженные.

Всего на «Чертях» более 40 трасс, наиболее легкие из них — слева северной стены «Чертей», по центру и слева находятся трассы от 6а до 7a. Наверху гребня есть точки для верхней страховки. На трассах под нижнюю страховку пробиты шлямбура, но есть трассы и для треда, он здесь возможен также вплоть до 7a. Гайды можно посмотреть здесь и здесь.

Рельеф «Чертова городища» — гранит, такие каменные подушки-матрасы, сложенные стопкой. Массив прочный, ничего не сыпется, наоборот, из-за большого числа лазающих местами он стерт и стал гладким, как мрамор. Много пассивов, подхватов, мизеров и бесконечных полок.

Единственный минус «Чертей», так это северность лазательной стены. Нет, если вы в Таиланде или Турции лазите, то тенек — это плюс 100 к вашему пролазу, но здесь холодный серый Урал, и солнышко бы ой как не помешало. Зато здесь довольно безветренно и можно где хочешь жечь костры:)

Вы, наверно, удивились, что район скалолазный, а фотки зимние. Просто это очень особенное место, место силы, если хотите, которое заставляет ехать туда даже в минус 15, когда скалы покрыты сантиметровым слоем изморози, и брать с собой других. Например, чтобы просто подюльферять или посидеть у костра…

… и просто прикоснуться к природе, побыть на скалах.

Чертово наше все:) Даже гимн есть, сочиненный Виталием Примеровым)))

ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ У Камчатки есть вулканы, У столбистов есть столбы, А у меня есть городище - Черта каменные лбы. Припев: Я вам скажу один секрет - Что лучше Чёртова скал нет. Я вам скажу секрет другой - Работать надо головой. Понапрасну, Ваня лезешь, Понапрасну ручки бьёшь - Всё равно не заберёшься Зря Галоши изорвёшь. А у скалолазов пальцы - Ими б гвозди забивать, Пятаки ломать бы ими, А не милую ласкать. Ой вы чёртовые скалы, Городище ты моё, Ты мне молодость сгубило - Наплевать теперь на всё. Вот ещё чуток пролезу И слиняю всем на зло, Коль не выдержит страховка - Значит мне не повезло. Я на Чёртовом родился, Я на Чёртовом помру. Как под вышку не залезу - Закопайте под скалу. октябрь 1975. Виталий Примеров