Горы мира > Сибирь >

• Гренландия. Лосось. Бигвол
  • Каравшин. Перестройка крэк. Сны о Линн Хилл
  • "Нос". 7с трэд в Карелии
  • Осенью 2014 иркутские альпинисты поделились с сообществом информацией о не виданных прежде альпинистами стенах в забайкалье на территории Джергинского заповедника. К тому моменту иркутяне посетили район два раза , - и оба этих раза (как и последующие два раза) добирались под стены на снегоходах и лыжах. "Наземная заброска летом практически невозможна" прозвучало как приговор для альпиниста, который привык лазить по теплым стенам в майке и шортах. "Но это же мечта альпиниста 21 века - неизведанные пятисотметровые гранитные стены, затерянные в тайге", - подумали мы - и начали копить на параплан с мотором.

Шли месяцы. Наступил 2015. Парапланы подорожали. Зато была достигнута договоренность с местной авиакомпанией о десантировании с АН-2 нескольких парашютистов с баулом еды и веревок ("А вы точно умеете?"). Но тут, как назло, кто-то из нас заглянул в google earth и отчеты пеших туристов... Пришлось снова менять концепцию. То, что для современного, мощного, избалованного ишаками и вертолетами альпиниста - подвиг на грани возможного, для туриста - серые будни. Но летом 2015 в Бурятии бушевали лесные пожары и заповедник нас все равно не пустил.

18 апреля 2016 на подходе под северную стену Острога погибли двое ребят из иркутской команды... Лавина. Когда к сентябрю закончились очередные пожары, эта трагедия послужила новой причиной отказа в доступе на территорию заповедника. Однако неожиданно руководство заповедника изменило решение. И вот остатки (5 человек) нашей некогда могучей питерско-московской сборной 9 сентября полетели в Улан-Удэ без обратного билета...

От точки, где после 100 с лишним км тряски по ухабам знаменитого у джипперов "110 зимника" мы покинули принадлежащий заповеднику ГАЗ, до нашей цели было примерно 50 км. Первая половина - по маркированной тропе через два зимовья. Работники и гости заповедника периодически посещают зимовья, в том числе и на вездеходе. У второго зимовья на озере Балан-Тамур вездеходные следы, видные на спутниковых снимках, обрываются. Дальше егеря не ходят. Следующая половина пути - по песчаным пляжам Баргузина, истоптанным чьими-то огромными лапами, по звериным тропам и сухим руслам ручьев.

В общем мы дошли за три дня. Весь путь практически под стены смогли бы пройти кони с грузом. Но нам заповедник коней не выделил, так как они на тот момент были "заняты на покосе". Если не нести на себе кроме продуктов и снаряги еще и трусики и семь пар носков Яны, и парашюты, и вингсьюты, то реально дойти за 2 дня. Все эти три дня мы непрерывно вопили, свистели и колотили в кастрюльку, поэтому медведи в страхе жались друг к другу по краям долины. Мы съели просто тонну голубики. Наши черствые столичные сердца треснули от окружающей нас красоты. И когда наконец очередная лосиная тропа (видимо, зверье летом наверху отдыхает от насекомых) привела нас в долину-чашу под стену пика Штык-нож (единственную хоженую в районе стену - иркутянами весной 2014), нам альпинизм уже был в принципе не нужен, так как он отвлекал нас от выслеживания стада мамонтов, которое мы вот-вот бы настигли.

Как и следовало ожидать, на Икатский хребет приходила зима. Внизу нас с первого дня путешествия время от времени мочило дождем, а наверху на наших глазах насыпало снег. В единственное, как потом оказалось, погодное окно мы залезли из чаши на гребень, а оттуда вдоль гребня с юга-запада на вершину Острога. У горы есть вторая вершина, которая венчает северную стену. Между вершинами - огромный разлом-кулуар, эдакая байкальская Supercanaleta, туда мы сделали три дюльфера с вершины. И еще четыре внутри. Этот разлом (если не засыпан снегом) - наиболее простой путь на обе вершины.

Еще несколько дней мы посвящали поеданию сникерсов, экскурсиям в соседние долины, разведке бэйсэкзитов и доступного перевала на другую сторону хребта, к теплым невиданным альпинистами южным стенам. Мы все разведали. Но кончились сникерсы.

Нехоженая пятисотметровая северная стена Острога, которая была основной целью иркутской команды, действительно впечатляет. Когда в тяжелых раздумьях мы прогуливались под стеной, ее прекрасные щели и камины сказали нам: "Пролезьте нас свободным лазаньем!" В тени долбил минус, кое-где на стене натек лед. "Ну уж нет!" - сказали нам наши пальцы. И на следующий день мы отправились домой, а стену окончательно засыпало снегом.

Луна восходит над Икатским хребтом. Мне снится сон. Вижу красно-желто-изумрудные берега Баргузина, поляны с голубикой. И вот прилетает вертолет с американскими клаймерами, и они лихо пролазят местные стены. И снимают об этом кино с жизнеутверждающей музыкой. Это кино смотрит молодой российский альпинист Петя Прищепкин - для мотивации. И после этого едет на Чемпионат, чтобы документально закрепить свое превосходство над конкурентами. А его старший богатый товарищ Паша, посмотрев фильм, в третий раз поедет в Йосамити - и сделает селфи на Эль-Капитане.