Авторская страница Владимира Белоусова >

Автор: Владимир Белоусов, Москва

Ляйляка 2016

Данное повествование о том как мы облажались очередной раз и не залезли на Аксу. Все правда и ничего кроме нее… Ну разве что немного выдумки и фантазий.

Так как чем дальше тем тоньше грань между реальностью и фантазиями - поэтому нужно поскорее сей отрезок жизни тоже закрепить текстом. Чтоб было потом к чему придумывать небылицы!

Итак, вернувшись в прошлом году из Киргизии, я очередной раз сказал себе: “Хватит туда ездить!”, и тут же на тренировке спросил у Игоря Савельева - а не хотел бы он сгонять в следующем году на Аксу. “Знаю тропинку, говорю!”.

В марте вернулись к этому разговору. А поехали! Чего бы нет. Посидели, посмотрели фотографии - все красиво, все нравится. В июне сгоняли в Крымчанский, полазать вместе. До этого год назад - три недели лазали вместе в тае - вроде не перегрызли друг другу глотки)

Решено ехать втроем, так как вдвоем стремно. Искали, звали, уговаривали. Кастинг, собеседования, очные ставки… Нам на счастье подвернулся Ринат Алиев. У него не срослось с напарником на сезон ну и он быстро уговорился ехать с нами. Только с условием что приедет на неделю позднее чем мы. Билеты купили, пропуска заказали. Короче - едем.

19 августа вылетели, соответственно 20-го с утра прилетели в Ош. Первое что я успел сделать - потянул спину таская баулы. Здорово… Морщась от боли пол дня таскался с Игорем по рынку… Терпеть не могу это мероприятие, но никуда не деться - потом жрать то что?! После обеда выехали в Озгоруш и к вечеру таки доехали. Главное - не забыли заехать к погранцам. В прошлом году мне не понравилось ездить ночью к ним, отмечать пропуска.

Утром, на следующий день кое как разогнувшись, поплелись наверх в баз лаг. По навигатору около 20 км ходу. С набором 2 км. К 3-ем часам дня доковыляли. По дороге зашли в лагерь “Аксай-Тревел”. Там повар и нашальника скучали, и напоили нас чаем. Все наше барахло уместилось на 4-х лошадках. Хорошо бы, говорю, Нуритдин, это все барахло сразу до верха морены дотащить. А то мы это будем завтра весь день таскать. Нуритдин смеется как обычно. Говорит - в следующем году будет дорога под гору))

Следующие два дня тянулись бесконечно. За это время я выучил каждый камешек на тропе к нашему базлагу. Загрушаешь 20-25 кг, тащишь наверх 1 час. Разгружаешь, полчаса идешь вниз. Полчасика передохнул, чтоб не сильно убиваться, и все по новой. В лямку и пошел. Игорь немного приболел, так что, чтоб не сидеть и не простаивать, потаскал в одно лицо. На следующий день Игорян почти наверстал и отстал от меня всего на 2 ходки! В итоге вконце второго дня мы переехали наверх к леднику. Уфф.

Особо засиживаться не стали, собрали еды на денек и пошли ночевать повыше. В прошлом году присмотрели место. Дошли почти без потерь. Один раз только Игорь метким артиллерийским огнем чуть меня не уничтожил. Ну я спасся. На ночевке Игорян загрустил. Горняшка долбит аднака. Ну чего поделать - надо терпеть. И что нить делать. Вот - польза - построили площадку под палатку. Рядом ручей. Место клевское. Предвкушаю завтрашнюю прогулку на горку. Игорь морщится - спасибо, я лучше тут тебя подожду…

С утра было уже собрались вниз, но все таки проснулся спортивный азарт - и пошли вверх. О чем совсем не пожалели - виды конечно атас. Профотали варианты на Малый и Северный Искандер.

Забыл сказать - встретили двух французов, когда еще барахло вверх таскали. Они откатывались из под Блока. Не осилили. Углы забиты снегом и льдом. А они рассчитывали на теплые сухие скалы.. Так, вот, пришли в лагерь а там французы опять. Притопали за заброской. Зовут в гости бухать. А это нас только позови. Не особо ковыряя в носу, собрались и поскакали в Аксаевский лагерь. А че?)

Ночью на меня напала мышка, хотела отжать у меня орехи. Пришлось спрятать их в спальнике. Так она от возмущения бегала по мне, как рота солдат на плацу. Особенно топала по голове. Топ-топ-топ.

С утра, не торопясь потопали обратно к себе. По плану подход под Малый Искандер. Упихались в два баула KRUKONOGI. Один побольше, другой поменьше. Подошли достаточно быстро - за 2 часа. Нашли место под палатку прям под стеной - под защитой нависающего камня. Потратили еще полчасика, улучшили площадку. Будильник поставили на 5. По замыслу - пока поедим, то да се - уже 6 - солнце должно быть!

Встали в 5. Темень. Ну поели - 6, а все еще темно. Ну и холодновато для скальников то. А я еще с вечера вызвался лезть первым. Вобщем - задавили до 7:30. Шевелиться начали уже когда солнышко пригрело. Хорошоооо.

Игорь указал трещину - вот - лезь туда. Свободным лазанием. А это большая ответственность. Ни тебе на оттяжечке отдохнуть, или взяться за нее… А кстати высота 4000 тысячи метров над уровнем моря на секундочку. Отдышка, ноги не держут, руки не стоят.. Ну или как то так. К вечеру осилили 10 веревок. Я думал - 9, но Игорь все записывал на бумажечку, каждый раз спрашивая, че какая сложность, и считал железки, который собрал с веревки. Сразу видно - инструктор. Да еще и строгий такой.

Крайние две веревки были с сюрпризом. В виде снега со льдом. Из-за угла этой радости видно не было - а когда я, очередной раз помагнезившись, высунул нос за угол - увидел там полное безобразие. Снег облепил скалы, ступить аж негде. Пришлось упражняться блин. Даже разок маятник качнул. Чтоб уйти из этого безобразия.

Вылезли значит на плечо. Вечереет. Устали нормально так.. Лень уже проводить строительные работы - упали на то что было.. Поставили на узенькой площадке палатку - пАйдет! Погода, кстати, нас не расстраивала все эти дни.

С утра Игорян взял с собой 3 френда, пару петель и полез, привязавшись к одной веревке. Ха-ха. Но как водится - сюрприз снова ждал нас за углом. Все то же белое безобразие на скалах. Пришлось даже достать вторую веревку, а что еще печальнее, пустить в ход якоря. Их же блин выбивать надо. А я вообще в кроссовках. Задубел мальца пока до гребня вылезали. Хорошо, там солнце и ветра нет!

Спуск.. Не ходите вниз на ту сторону. Тут как нельзя близка по смыслу поговорка - лучше плохо ехать чем хорошо идти… А идти там далеко не хорошо! Дюльферяйте братья, только петли не ленитесь освежать.

Спускались часов 6, не меньше. До нашего лагеря рисковали не дойти. Но тут на счастье французы напутали даты, и оказалось что они все еще не уехали. Борщ! Много борща! На ужин борщ, на завтрак борщ!

А с утра прибежал Ринат, озираясь и спросил, ну что, где тут ваша Аксу, покажите куда лезть! У него, капец, энергия через край, если сравнить с нашими ушатанными тушками! Ринат нас разбудил наконец то и мы пошли в сторону дома. А на следующий день - пошел дождь!

Погода началась прямо таки безенгийская. С утра ясно, но над Аксу уже клубятся какие то облачка. К обеду начинает подзатягивать, а вечером уже дождик. Кратковременный, но все таки осадки. А с утра Аксу беленькая. Снова. В который уже ж раз! Но у нас по плану пока что - Северный Искандер. Собрали кульки и поползли к вечеру очередного дня на подход. До стены решили не идти - встали где то за час до. На высоте 4К.

С утра Игорян хворает. Предлагаю посидеть пока внизу - мы с Ринатом покамест повесим все что есть на подходах под стену. Там такой пъедестал - 4 веревки. Вроде не очень круто - но монолит и надо полазать. Ринат пролез все, даже не запыхался. Повесили верье и свалили к Игорю. Он вроде повеселел. Отоспался. Но ночью на него напала мигрень, и таблы не особо помогли, так что с утра его немного пошатывало.

Вроде как вышли, но через какое то время стало ясно - сегодня не лезем. С Ринатом дотащили до полки под стеной железки оставшиеся и пошли за запасом продуктов в лагерь. Так и день прошел.

Вечером зарядил дождь со снегом. И шел всю ночь. С утра все замерзло и в снегу. Лезть не вариант, а Игорь как новенький. Ну что делать.. Пошли сняли все, и в лагерь. Так как уже сроки говорят как бы что надо на Аксу переключаться. Отдохнуть как следует и стартовать.

День совсем валялись бревном. Играли в карты, отжирались. Приятно что так можно. Ничего не делать! На второй день отдыха надо было что то поделать - например платформу собрать, проверить, продукты собрать, до-собрать снаряги. День пролетел, и не заметили. На утро решили стартовать. Ждать не хочется. Прогнозы погоды постоянно меняются - какой то стабильности нету - осадки прогнозируются постоянно, но не сильные - думаем, что особо не засыплет стену. Пока по вечерам что то капало - но стенка цвета не меняла.

Встали в 4:30, в 6 вышли, в начале восьмого были под стеной, и как и планировалось, в 8 стартанули. Конечно волочение барахла по конусу к бергу - не очень приятное занятие - но затем вроде бы стало по-интереснее. В отличие от прошлого года - берг представлял собой 4-х метровую нависающую стенку, которую я пролез, чуть не выплюнув язык от натуги. Зато потом было больше фирна и льда, чем год назад. Станции все делал на льду. Всего 4 веревки по 60 метров и мы под скалами.

Как и договаривались, вперед полез Игорь. И надо же, какое дело. Все как и в прошлом году - щели (в гавне) во льду. Лазание это вырубание рельефа из под ледового панциря и организация страховки. По ходу дела встретилось пару крючьев и спит, а так же дырка под 10. Пока Игорь долез до первой станции, был уже насквозь мокрый, так как после 14:00 лед отпустило и оно все потекло. Руки насквозь, одежда, сверху как минимум вся мокрая.

На второй веревке, показалось что дело пошло быстрее, но неожиданный “Ой” и меня немного тряхнуло на станции - Игорян сковырнулся с фифой, пролетев приятные 6 метров огласил округу тирадой про А2 и А3 и что он про это думает. Кроме Игоря вниз устремились несколько кусков породы средней величины. Опять таки, полное дежавю. Коллегиально, не без моего настояния, решили тут же и заночевать, так как время уже ближе к 6 вечера. А нам еще лезть. И как это мы вовремя сделали. Пока вешали платформу - сверху начали стекать реки снега.К тому времени как я залез в платформу - снаружи уже вовсю бушевало.

А в платформе это вам не в палатке - тесновато, сыро, и промозгло. Пытались сушиться, но чуть не опрокинули котелок. А он еще и парит когда закипает. Не знаю даже - сушатся вещи при этом или наоборот мокнут?! Короче - бытовуха так себе… У нас кстати была зыкенская подвеска для МСРовского реактора. Очень удобно - и главное можно руками не контролировать.

Пришло время спать, начали укладываться, и тут я понимаю что мы с Ринатом спать будем вниз головой. Платформа косо установлена. Блинский блин - там и так втроем тесно, а тут еще и кишки к горлу будут подкатывать.. Вобщем, негодование во мне проснулось и я решил это дело как то выправить. Игорь, говорю, ты же инструктор и мастер спорта - должен знать как ситуацию исправить?! А Игорь, в это время в моем теплом спальнике нежится и говорит, ну да… теоретически можно! Но практически ооочень сложно! Как бы намекает - спите жопами к верху - мы так всегда делаем) Я с этим тезисом не согласился и развил бурную деятельность: тянул за стропы, раскачивал платформу, и в результате ее завернуло винтом, и мы оказались как бы в мешке. К позе “вниз головой” добавилась изюминка: “боком с согнутыми ногами”.

Ну, короче выражаясь, утром мы проснулись в недобром расположении духа. На улице зима, все завалило снегом. Че та вверх не айс. Почесали затылок, решили что все равно - 3 часа на веревку - и до креста ничего не изменится - и дальше тоже не ясно. И осадки в ближайшие дни ситуацию не улучшат. В целом конечно это все отговорки. Но состояние стены не удачное. Что есть то есть.

Решили - встали, собрались и повалили вниз. Скатились быстро и почти без эксцесов. Только один раз вырвалась проушина - лед был уж совсем плохого качества - но все было по умному - с бекапом и тестированием на нагруженном участнике.

Доплелись до лагеря, отзвонились, и впали в релакс. Но через день руки снова чешутся. Подумали что и как и решили что надо доделывать маршрут на Северный Искандер. Благо, погода обещалась наладиться.

Собрали барахло, пошли в знакомом направлении. На этот раз дошли до полки под стеной. Я полез вешать веревки на пъедестал, но сразу же пошел снег и пришлось эту затею бросить. После первой веревки стену насыпало, начало тут же все течь и по стене потекли каскады воды. Пока она не иссякла - сбегал набрал в бурдюк 5 литров. Неприятно то что вода скидывает камни сверху - пару раз пришлось прятаться.

Дождь прошел, но туман не рассеивался. Чтоб как то себя занять - пошел наверх - в обход пъедестала. Там направо уходит осыпная полка, нужно пару раз подлезть по плитам, и дальше дорога к станции под основной стеной. Так оказывается можно все обойти. Класс. Спустился к ребятам, предложил снять веревку и завтра лезть в обход - все равно мы уже сам пъедестал лазали. Но пока я ходил, Игорь позвонил жене и выяснил что завтра будет полный ад с погодой и что она тока к послезавтрему исправится. Ринат взвыл - снова туда сюда ходить… Но че делать - сидеть тут жопу морозить тоже глупо. Собрали манатки самые необходимые и пошли вниз. Палатку привалили камнями, чтоб ветром не задуло.

День в лагере отсидели. Я даже сгонял вниз снес ненужное барахло к тропе куда лошади доходят. Всяко меньше таскать. На утро начало распогаживаться и прогноз вроде бы норм. Надо выходить.

До стены доскакали за 2.5 часа. Уже вообще быстро. Пока Ринат ставил чайник, я полез снимать веревку - завтра то в обход. Дожумарил уже почти до станции - слышу кто то кричит снизу “Памагите!!!”. Как в песне из кинофильма. Ринат высунул обеспокоено голову из палатки. Я слинял быстро к нему. Ринат поскакал по полкам вниз, выяснять в чем дело, а я пытался докричаться до Игоря, выяснить что с ним стряслось. Отвечал вроде как членораздельно - но издалека хрен разберешь.

Вобщем пока Ринат спускался вниз, я полез все таки снять веревки - мало ли, пригодятся щас. Тем временем Ринат обнаружил Игоря очень уставшим и погрустневшим. Ноги не идут, голова болит, тошнит и тп. Усадил его под камешком, утеплил пуховкой, и поскакал ко мне наверх за горелкой и тп. Тем временем, я спустился, так что мы по бырому упихали все по баулам и нагрузившись, сползли к Игорю. Отпоили чаем, отобрали у него барахло и пошли потихоньку вниз. Мы не торопились, потому что ноги с трудом передвигали, а Игорю просто было плохо. Без приключений, скрипя костями дошли до лагеря. Игорь скорей к таблеткам, мы к чаю. Вообщем, походу наше мероприятие подходит к концу. Придется правда еще вниз барахло стащить вдвоем, Игорь врядли осилит баулы уже завтра. Позвонили Нуритдину, сказали про лошадей - чтоб послезавтра с утра приходил.

Игорян с утра показал бодрость духа, сварил кофе, нагрузился прилично шмотками наравне со всеми и мы за 2 раза снесли все барахло вниз. Ура, хоть не ходить туда сюда весь день! Лошадей ждали аж до часу дня, хотели уже выходить на встречу, но в конце концов пришел сын Нуритдина, навьючили животных и поскакали вниз. Игорь развил сверхзвуковую скорость и обогнал караван и нас с Ринатом. Уот и усе. Плов, чай, лепещка!

PS:

За оттяжечки, болты, уши, карабинчики и веревочки выносим нижаюшую так сказать, VENTO. А еще кстати системы.
Веревки, палатку ну и шмотья гору мне лично - выдали SIMOND.
Вот не смотря ни на что KRUKONOGI.COM до сих пор мне помагает - тент от платформы, (распробовали кстати наконец-то), якоря, развесочки, крюконожные стремена и лесенки. А ну и баулы конечно! Вот куда бы я без вас!? Кстати - Варваркин пару лет назад парням перешил 2-шку BD-шную в трешку. Научиться бы ее нормально ставить еще)))