Горы мира > Тянь-Шань >

Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU

Great Wall of China

Интервью с Денисом Прокофьевым

А.П. Почему Great Wall of China?

Д.П. Район для нас новый, слышали про него много, а вот информация о нем хоть и есть (спасибо московским командам), но насчет стен не так много.

Про ту же Great Wall её почти и нет.

Первоначально думали идти новый маршрут на сам Кызыл-Аскер, присмотрели хороший и сложный контрфорс недалеко от вершины. Но.. забросились в ущелье, посмотрели по сторонам, посмотрели наверх, на погоду...

Стена Кызыл-Аскера в течение двух дней непрерывно «обрастала» льдом, а «наш» присмотренный маршрут так вообще весь во льду и снеге был.
Причем видно, что это ненадежный лед.

А рядом стоит Грейт Вол, подход к ней еще ближе от места стоянки, причем немного вниз нужно идти.

Снег и лед на стене не задерживаются, вершина обычно открыта, облака ходят чуть выше.

Подошли, посмотрели.

В предыдущие годы эту стену пытались пройти несколько экспедиций из других стран, но без особых успехов.

Вершина покорилась только голландской экспедиции в 2013 году, которая совершила восхождение по не самому сложному северо-восточному склону.

А.П. Выбор маршрута

Д.П. Маршрут выбран по наиболее логичной линии, при этом он же и наиболее безопасен, плюс проходит по центру стены.

Маршрут проходит вдоль нависающего внутреннего угла, который и прикрывает от летящих камней и льда.

Стена крутая, много нависаний.
При этом рельеф, на удивление, монолитен.

На третий день восхождения прошли всего 90 метров вверх, так как вышли на "зеркала", но искали логичный путь по рельефу, поэтому пришлось дюльфернуть около 50 метров и начинать лезть правее по еле угадывающемуся рельефу.
В итоге нашли путь через залитый льдом камин.

Выход на маршрут 20 июля 2016, в 7:40 утра

Вершина 23 июля в 15:20

Спуск по пути подъема

Протяженность маршрута 1150 метров (из них 100 по гребню до вершины)

Перепад 810 метров (по альтиметру)

Владимир Сысоев, Олеся Бабушкина, Марина Попова, Денис Прокофьев

А.П. Команда

Д.П. Капитан: Денис Прокофьев (1974г.р.) самый опытный, спокоен, уверен в команде, тактик.
МС по альпинизму, лезет онсайт 7б+, флэш 8а

Марина Попова (1989) любит стенной альпинизм и тред, но также не гнетётся и ИТО.
МС по альпинизму, лезет онсайт 6с, флэш 7б.

Владимир Сысоев (1984) не любит бить шлямбура, но вынужден это делать.
КМС по альпинизму, лезет онсайт 7а, флэш 7б.

Олеся Бабушкина (1989) любит скалы и горы, поэтому туда и ездит.
КМС по альпинизму, лезет онсайт 6с, флэш 7б.

Команда подбиралась в процессе лазания на Столбах, тренировках в Красноярске, все из одной компании, давно знаем друг друга.

А.П. Подход. Насколько сложно добраться до горы, сколько дней, сколько груза.

Д.П. Из Китая добраться, наверное, несложно, из Киргизии же путь предстоит немалый, только до base camp добирались из Бишкека 2,5 дня.
На уазике приезжаешь в болота, и там уже как повезет, зависит от водителя и проходимости транспорта.

До АВС нужно пройти по закрытому леднику Комарова, и перевалить перевал высотой 4700.
Так попадаешь в Китай.

Мы дошли за 13 часов, примерно 18 км.
Шли в снегоступах, рюкзаки у девушек около 20-22 кг, у парней около 30 кг.

После такого подхода отдыхали еще два дня.

А.П. Погода

Д.П. Погода крайне переменчивая и нестабильная, прогнозы не сбываются.

За время нахождения под стеной и на стене хороших и ясных дней было всего два.

Очень быстро налетает снег, так же быстро уходит.

Днем температура явно плюсовая, ночью же прохладно, но явно нет никаких экстремальных минусов

А.П. Как назвали маршрут? Технические характеристики

Д.П. Маршрут "Слезы дракона" (VI+, A3, М5)
Протяженность 1150 м
Перепад 810м по альтиметру

Маршрут проложен по Восточной стене одной из самых больших стен Китая (высотой 5160 метров), расположенной в массиве Кокшаал-Тау (Кокшалтау) в системе Центрального Тянь-Шаня, на границе Киргизии и Китая.

"Слезы дракона" – дракон – ассоциация с символом Китая, драконом.
А слезы потому, что сверху постоянно летит лед (мимо) и по стенам течет вода после 15:00.

А.П. Стиль восхождения

Д.П. Стиль лазания у нас уже давно отработан и уже лет пять его не меняем.

Лезем всегда без предварительной обработки, с максимально легким набором снаряжения, соответствующего маршруту.

В этот раз стена не давала никаких шансов на предельно легкий стиль, полок на маршруте практически нет.

Есть одна в самом низу в трех веревках от старта, но пробивается камнями и летящим с крыши льдом.
Поэтому брали на гору платформу. Провели в ней четыре незабываемых ночи.

20 июля подошли под маршрут из АВС и полезли.

Подход приятен, идешь около 1,5 км по леднику, немного спускаясь вниз.

Снаряжение: сдвоенный комплект камалотов 14 шт, якорные крючья 20 шт, оттяжки 18 шт, набор стопперов, 5 эксцентриков.
С собой несли платформу 10 кг.

У второго номера в команде легкий рюкзак около 7 кг.
У третьего рюкзак около 8 кг и платформа.
У четвертого баул около 15 кг.

Воду с собой не брали, только на день работы, это около 3 литров.
На маршруте достаточно снежных микро-полок по пути.
Плюс к обеду начинает течь вода по стене, хотя солнце в 13:30 уже уходит со стены.

Маршрут монолитен, при этом много нависаний и карнизов.

В принципе, днем можно нижнюю часть стены лезть в скальниках, если нет ветра, и светит солнце.
Нужно, правда, очень сильно захотеть.
Интервал работы в скальниках 2-3 часа.

Между моментами, когда еще чуть-чуть тепло, и потоками воды по стене, которые легко могут очень быстро превращаться в лед.

В верхней части же уже много льда, и температура явно пониже.

Весь маршрут можно условно разделить на четыре части:

Нижняя часть до опасной полки.
Характеризуется тем, что её теоретически можно лезть свободным лазанием при уровне 6с/7а,200м 70-80 град.

- Основная часть
Для нее характерно наличие косых веревок, карнизов, нависаний в очень большом количестве (каждые 30 м встречался карниз либо «пузо»), 600м, средний градус 80-85.

Третья часть состоит из лазания по залитым льдом оффвидовым щелям с не очень надежной страховкой 80 град 150м.

В конце третьего дня лазание закончилось тем, что мы уперлись в монолиты, и не было понятно, возможно ли будет пробиться к вершине через очередную серию карнизов.

Пришлось снять одну веревку и перейти немного правее в тот самый оффвидовый рельеф, залитый льдом.

На поверку лед в щелях оказался «пустым», в нем не держался ни инструмент, ни буры.

Лезть пришлось лазанием с эфемерной страховкой участок примерно метров 15.

Дальше с рельефом все наладилось, он вывел нас на крышу через небольшой обледенелый карниз.

Четвертая часть, собственно, крыша: лед, слегка засыпанный снегом 150м от 45 до 60 град.

Дальше гребень со снежными грибами.

Дошли до вершины и к вечеру спустились в платформу которая ждала нас в пяти питчах ниже.

На следующий день спустились по пути подъема.
Через каждые 60м на маршруте забит шлямбур.

Читайте на Mountain.RU

КЫЗЫЛ АСКЕР. Интервью с Олегом Хвостенко

Два первопрохода от красноярцев. Пик Кызыл Аскер и Пик Great Wall of China

Красноярская экспедиция на Кызыл Аскер. Все на базе

Красноярская экспедиция на Кызыл Аскер. Есть связь!

Красноярская экспедиция на Кызыл Аскер. Оторвались

Экспедиция красноярской сборной. Тянь-Шань, хребет Кокшаал-Тоо, в.Кызыл Аскер

Александр Ручкин. Юго-Восточная стена Кызыл-Аскер

Александр Одинцов: Кызыл Аскер

Страница экспедиции Русский путь- Стены мира. ПИК Кызыл-Аскер (5600м), Киргизия - Китай

Кызыл Аскер. Трудности с переводом

Кызыл-Аскер 2014. «Завтрак с видом на Кызыл-Аскер»

Николай Бандалет. Район пика Кызыл-Аскер - основные вершины, возможности первопрохождений и первовосхождений