Горы мира > Тянь-Шань >

Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU

КЫЗЫЛ АСКЕР

Интервью с Олегом Хвостенко

А.П. Почему Кызыл Аскер? Как я понимаю, конкретных маршрутов в голове не было?

О.Х. Еще в 2010 году мы с Денисом Прокофьевым планировали экспедицию в район Кызыл-Аскера.
Но в тот раз как-то не сложилось.
Потом были другие проекты и экспедиции.
И вот, наконец, звезды так сошлись, что мы решили воплотить свою давнюю мечту.
Дополнительным фактором являлся финансовый момент.
Всё-таки Киргизия это более-менее "бюджетный" вариант, на более далекие экспедиции сейчас просто не хватает ресурсов.

Конечно же, нас впечатляли и вдохновляли восхождения команды Одинцов-Ручкин-Михайлов, а затем и Нилов-Головченко-Григорьев, и я решил, что неплохо было бы между питерской и московской линией пристроить красноярский маршрут.

А.П. Как выбиралась команда?

О.Х. Вообще-то Дэн Прокофьев - мой друг и давний напарник, мы с ним прошли немало стен.

Сейчас он тренирует молодую команду, холит её и лелеет, а я остался сиротой :)

Ну делать нечего, бросил клич: "Кто хочет залезть на Кызыл-Аскер?".

Сразу же откликнулся Вася Терехин, он год назад переехал жить в Красноярск и ему все интересно.

А вот третьего бойца не нашлось. Сейчас в Красноярске много скайраннеров, но почти не осталось стеновиков :)

Тут на горизонте появился Саша Парфенов из Новосибирска, мы его сразу же подписали.
Он молодой, мотивированный, постоянно тренируется.

Я с парнями раньше не ходил, но мы все принадлежим к одной "около-красноярской" школе альпинизма, круглый год тренируемся на Столбах, участвуем в одних и тех же соревнованиях, чемпионатах.

В общем, как хорошим джазовым музыкантам, нам не нужно долго репетировать.
Собрались и сразу же играем джем-сэйшн.
Я, допустим, сказал: "Работать будем по одновременной схеме с двумя динамиками", и все понимают.

Команда подобралась позитивная, мотивированная, с запасом прочности.

Вася Терехин - сильный ледолаз и в скальном классе не последний человек.

Саша Парфенов больше специализируется на ИТО.
Если бы нам встретилась монолитная плита, мы бы его послали вперед, он любит скай-хуки.
Я тоже могу всего помаленьку, но главным своим достоинством считаю умение терпеть.

А.П. Подход. Насколько сложно добраться до горы, сколько дней, сколько груза

О.Х. Поначалу я немного волновался по поводу подхода.
Идти нужно через перевал в Китай, возможно, придется челночить, ставить промежуточный лагерь.

Но в итоге все оказалось довольно просто.

Перевал этот в действительности очень легкий - пешеходный.
Состояние снега было идеальным. Нам удалось унести весь груз за один раз.

Ну идти нужно километров 15, для альпиниста это, конечно, маленькая трагедия :)

Скучновато, но терпимо. Зато когда попадаешь в тот цирк, видишь кругом нехоженные стены - вдохновляет.

А.П. Что там за погода, температура

О.Х. Погода в июле, когда мы там были, очень неустойчивая.
Не было такого, чтобы два дня подряд одно и тоже.
Если сегодня небо расчистилось, светит солнце, значит завтра жди дождя или снега.
Но вместе с тем, условия нельзя назвать экстремальными.
Было довольно тепло, думаю температура не опускалось ниже -5С.

Из семи дней, что мы провели на горе, два дня была хорошая погода - лето, один день была плохая - дождь со снегом, осень, один день была зима - это нормально, ну и остальные дни 50 на 50, получается, что весна. Времена года.

А.П. Маршрут Копьё (откуда кстати название?). Технические характеристики. Работа по дням

О.Х. Маршрут "Копьё" (Spear) по центру ЮВ стены, 1300м, перепад стенной части - 1000м, IV, А3, М8. Старт 19.07 11:00, вершина 24.07 13:30, спуск в АВС (по пути подъема) 25.07 14:00.

Изначально вершину назвали Кызыл-Аскер, в смысле Красноармеец, но мы сейчас это название переводим дословно - Красный Всадник.
А у всадника должно быть копье.
Там в верхней части стены есть снежная полка заостренной формы, при планировании маршрута я сказал, что нам нужно вылезти на это копье.
Снизу к нему подходит прямая трещина-камин, напоминает древко.

19.07. В первый день мы начали не слишком рано, так как с утра был шквальный ветер и нулевая видимость.

Стартанули из лагеря в 9 часов, пока подошли под гору, достали снарягу, полезли, уже было около 12.

Первым работал Вася Терехин.
От бергшрунда он прошел несложную веревку по снежно-ледовому склону, затем начался микстовый рельеф.

Вася лез на молотках веревки три, потом собственно пошла стена все круче и круче, перешли на ИТО.

Один карниз, второй.

Погода начала портится. Нормальный такой биг-вол.

Саша Парфенов работал вторым с малым баулом, я шел третьим, у меня был большой баул с платформой, продуктами и газом.

Когда Вася подошел под карниз с выносом метра два-три, то сразу забил шлямбур, так понял, что это последнее препятствие на сегодня и пора уже подумать о ночлеге.

Пока он обрабатывал это карниз мы с Сашей забили второй шлямбур и поставили платформу.

Начало было положено.

20.07. Во второй день лез Саня Парфенов, Вася страховал, я опять шел третьим номером с грузом.

Погода была хорошей, и мы продвигались довольно бодро.

Рельеф однозначно вел нас вверх.

Пройдя серию карнизов, Саша попал во внутренний угол, переходящий в камин, - "древко копья".

Все щели были забиты льдом, слишком ненадежным, чтобы лезть на инструментах.

Пока Саня мужественно "борол" камин, я присмотрел под карнизом место для платформы.

Когда ребята спустились с обработки, лагерь 2 уже был готов.

21.07. Настала моя очередь поработать первым.
После камина начинался участок маршрута, который снизу я определил как "плита".

К счастью, на плите нашлись отличные трещины, и долбежки удалось избежать.

С утра погода была хорошей, светило солнце, по стене текло.

Пройдя плиту, я вышел в основание наконечника копья.

Дальше шел микстовый рельеф.
Для начала нужно было пролезть небольшую нависающую ледовую нашлепку.

Сверху текли ручьи, лед, мягко говоря, был не очень надежным.

Я позвал Васю Терехина, который меня страховал, и сказал, что у него есть отличная возможность продемонстрировать свое ледолазное мастерство.

Пока Вася, недовольно бурча, поджумаривал, я забил для надежности шлямбур и решил, что на смене ведущего мы потеряем слишком много времени.

Василий передал мне кошки с инструментами, обувшись, я полез вверх, обрушивая на ребят потоки льда и воды.

После нашлепки рельеф выполаживался.

Я быстренько проскочил еще две веревки по льду и вышел на острие копья.

Ребятам пришлось попотеть на перилах.
Тем временем погода становилась все хуже и хуже.
Сперва на нас опустилось облако, и вот уже крупными хлопьями повалил снег.
Пока парни ставили платформу, я обработал еще полверевки. Всю ночь нас задавливало снегом.

22.07. Четвертый день, погода с утра вроде нормальная, но видимость метров 30.
Опять Василий лидирует. Сначала он пролез внутренний угол забитый льдом, непрестанно нас бомбардируя.

Впереди маячил большой карниз. Вынос примерно метров пять, сверху свисают две здоровенные сосули.

Пожалуй, это был ключ маршрута.
Подход под карниз оказался сложенным из живых плит.
Одну сосульку Вася не без труда сбил и полез через перегиб, забивая в лед фифы и якоря.
Этот участок можно оценить как А3, на остальных питчах сложность ИТО не превышала А2.

Была еще только середина дня, но когда Вася скрылся за карнизом пошел самый настоящий дождь.
И это на высоте больше 5500!

Снаряга и веревки начали моментально покрываться льдом.

Пока Саша под водопадами преодолевал карниз, Вася окончательно продрог.

Сверху он крикнул, что через 10 метров видит хорошее место для установки платформы.

Мне повезло чуть больше, я стоял на станции под нависанием.

В этот день все мы основательно вымокли и замерзли.
Снаряга была в плачевном состоянии.
Зато бивуак получился роскошный - сухо, безопасно, замечательный вид.

23.07. С утра зима. Все в снегу и холодно.

По ощущения стена должна уже скоро закончиться, решаем обрабатывать дальше, не снимая платформы.

Сашина очередь лезть, я на страховке.

Вася вчера больше всех натерпелся, у него день отдыха.

Он остается в платформе просушивать вещи.
Начали лезть потихоньку, рельеф весь под снегом.

Веревки пришлось освобождать ото льда, камалоты отогревать на горелке.

Обработали одну веревку по скале и одну веревку микста.

К вечеру разъяснилось и стало видно, что мы залезли уже высоко, а значит завтра есть все шансы выйти на вершину.

24.07. Шестой день восхождения.

Моя очередь лезть, но поскольку впереди просматривается микстовый и ледовый рельеф, предлагаю Васе поработать.

К тому же он накануне отдохнул и набрался сил.
С утра солнце, погода идеальная, по стене бегут ручьи, валится лед.

Василий пролез одну веревку микста по рыхлому льду (М8), а дальше стена закончилась и началась "крыша" - ледовый кулуар выводящий на гребень.

Дело пошло гораздо веселее - страховка на бурах, знай себе маши тяпками.

Только дыхалка подводит, чувствуется высота.

Вышли на гребень и вот она вершина, метров сто до нее.

На вершине было чудесно - тепло, солнечно, панорама обалденная.

Королевский подарок преподнес нам Кызыл-Аскер.

Вдоволь налюбовавшись, начинаем спуск. Не торопясь, спустились в платформу к 6-ти часам вечера.

25.07. Под утро пришла гроза.
Молнии шарашат со всех сторон. Пережидаем.
Но сиди не сиди, а домой-то охота.

Как только чуть поутихло начинаем спуск по пути подъема.

Опять все в снегу, а вот уже и ручьи побежали.
Не долгим было погодное окно.

Все же вниз не вверх, к 2-м часам были на леднике.

Читайте на Mountain.RU

Great Wall of China. Интервью с Денисом Прокофьевым

Два первопрохода от красноярцев. Пик Кызыл Аскер и Пик Great Wall of China

Красноярская экспедиция на Кызыл Аскер. Все на базе

Красноярская экспедиция на Кызыл Аскер. Есть связь!

Красноярская экспедиция на Кызыл Аскер. Оторвались

Экспедиция красноярской сборной. Тянь-Шань, хребет Кокшаал-Тоо, в.Кызыл Аскер

Александр Ручкин. Юго-Восточная стена Кызыл-Аскер

Александр Одинцов: Кызыл Аскер

Страница экспедиции Русский путь- Стены мира. ПИК Кызыл-Аскер (5600м), Киргизия - Китай

Кызыл Аскер. Трудности с переводом

Кызыл-Аскер 2014. «Завтрак с видом на Кызыл-Аскер»

Николай Бандалет. Район пика Кызыл-Аскер - основные вершины, возможности первопрохождений и первовосхождений