Горы мира > Сибирь >

Автор: Станислав Патриев, Красноярск

Как не заблудиться на Столбах

Практическое пособие от «Комсомолки» для туристов-новичков

Потеряться на 47 тысячах гектаров заповедника - проще простого. Помните, в начале октября Красноярск целую неделю следил за судьбой двух 16-летних студенток - Кати Дмитриевой и Любы Сайбель, заблудившихся на Столбах? За пять дней девочки прошли около тридцати километров и вышли к дивногорским дачам. Еще был трагический случай осенью 1998 года, когда парень с девушкой проблуждали на Столбах больше недели, девушка выбралась, а молодой человек скончался от переохлаждения. К счастью, за всю историю заповедника это единственный случай с летальным исходом. По словам директора Столбов Алексея Кнорре, каждый год в лесопарковой зоне теряется два-три человека:

- Это пока первый случай в этом году, не дай Бог, повторится. Кстати, сами посетители нередко ведут себя неразумно. К примеру, указатели «город <---> Столбы», развешенные всему заповеднику, хулиганы переворачивают наоборот, ну как в такой ситуации не заблудиться. Площадь всего заповедника огромна - 47 тысяч гектаров, это тайга - экстремальные условия выживания. Правда, блудят в основном в открытой зоне, где постоянно наблюдается наплыв туристов.

Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, теоретически подготовиться к променаду по заповеднику, изучив подробную карту Столбов.
Надеемся, с нашим планом ваша прогулка станет приятной и безопасной.

Что нужно знать каждому…
…кто заблудился на Столбах
  • Отправляясь в заповедник даже на короткую прогулку, оденьтесь потеплее, возьмите с собой спички, запас пищи.
  • Ни в коем случае не паникуйте, если вы заблудились, тщательно обдумайте ситуацию, составьте план действий.
  • При низкой температуре ни в коем случае не останавливайтесь надолго, лучший способ согреться - активная ходьба.
  • Спать в лесу без костра - бессмысленно. Если у вас нет возможности добыть огонь - ни в коем случае нельзя спать. Не останавливайтесь, все силы потратьте на то, чтоб не уснуть.
  • При глубоком снеге можно выкопать укрытие наподобие берлоги и переночевать там, снег защитит вас от ветра и холода.
  • Если промокли спички, высушить их можно в волосах или потерев о сукно.
  • Чтоб поддержать силы, летом можно питаться ягодами, осенью - кедровыми шишками или съедобными корнями.
  • Если промокли ноги - набейте в обувь сухой травы, таким же образом можно утеплить одежду.
  • Ориентироваться на местности можно по отдельно стоящим деревьям. Мох на них обычно растет с северной стороны, крона с южной стороны развита больше. На Столбах необходимо двигаться на север.
  • Если вы вышли на речку или ручеек, идите по течению, все они в конечном итоге впадают в Енисей или Базаиху.
  • Обязательно оставляйте следы - обломанные ветки, записки, тряпки и прочее. Сигнализируете о своем местонахождении дымом, его хорошо видно с воздуха.
  • Самое главное правило: куда бы вы ни отправлялись, необходимо ознакомиться с местностью, лучше иметь с собой карту, компас, уметь ориентироваться на местности.
  • ... чтобы не сорваться со скал
  • Выбирайте маршрут восхождения, который вам по силам.
  • Не пользуйтесь неизвестными ходами, обратитесь к более опытному столбисту, в: совете и помощи вам не откажут.
  • Не забудьте про снаряжение, веревку, обувь на резиновой подошве и т д.
  • При отсутствии опыта не пытайтесь покорять скалы зимой.
  • … при встрече с диким зверем - медведем
  • Не стоит раздражать зверя, фотографировать, пытаться подойти поближе особенно к медведице с детенышами - лучше обойти стороной.
  • Первый способ «отбиться» от медведя - напугать его. Громко закричать хлопнуть в ладоши, как правило, зверь пугается и убегает.
  • Второй способ - аккуратно, без резких движений, скрыться.
  • Примечание редакции сайта "Красноярские столбы". Карта содержит ряд неточностей: