Автор: Дмитрий Раевский, Ростов на Дону

Алтай VS Непал. Куда поехать?

Алтай

Я много лет путешествовал по Алтаю, исследовал нетуристические тропы, поднимался на вершину Белухи летом и зимой. Я очень люблю суровость Алтая, его немногословность.

Также я уже несколько раз бывал в Непале, это мировая столица треккинга. Вот и сейчас землетрясение застало меня на склоне Аннапурны.

Конечно же, я хожу и сравниваю. Алтай и Непал. Алтай и Гималаи. Гималаи в плюсе.

Непал. Горная гряда Гималаев

Алтай. Метеостанция Кара-Тюрек

С одной стороны, в них много общего. Горы. Днем жарко. Ходить лучше ранним утром, до жары. Часто дожди, обычно после обеда.

Снежная страна. Она есть и там и там. Когда она видна, стоишь прислушиваешься и елей с вершин льётся в сердце, напитывает как долины питаются реками с гор.

Есть маршруты с ночевками в лоджиях и кемпингах. На Алтае таких мало.
А есть дикие маршруты без всякой инфраструктуры. На Алтае таких больше.

И всё же в Гималаях заблудиться не сложнее, чем в горах Алтая.
Но разница тоже есть, и она существенная.

Гималаи - это восьмитысячники, и они видны повсюду, когда выходишь на трек. Эти безмолвные стражи верхнего мира напоминают, что есть нечто выше миров человечьих. И напоминание это как вечное существование волшебной страны наших сказок и детских снов окутывает тайной.

На Алтае горная небесная страна видна с очень малого числа мест. В основном горы невысоки, и снега на них увидеть можно редко.

Гималаи огромны, но тропы натоптаны. В навигаторах все треки есть, иди - не хочу.

Алтай гораздо меньше, но троп почти нет и треков найти в инете не так просто. Лучше ходить с проводником. Был опыт хождения в горах Алтая без проводника - не очень.

В Гималаях на всех разрешенных маршрутах есть оборудованные места для отдыха. Это такие стульчики каменные, чтобы можно было удобно снять рюкзак. Всюду встречаются лоджи, где можно переночевать за доллар и поесть за два от пуза. Их настолько много, что нет необходимости нести с собой палатку и кучу теплых вещей. Да и по ночам очень тепло даже высоко в горах

На Алтае этого просто нет. Всё надо нести на себе, и по ночам реальный дубак.

Люди. Непальцы очень приветливы и стараются помочь туристам, искренне и дружелюбно, даже ничего не получая взамен. Они рады открывать туристам мир Гималаев, они рассказывают, что знают и рады, когда человек любит горы.

Алтайцы - прямая противоположность им. В основном русских не любят, часто высказывают, что это их земля, а нам тут нечего делать. В моей практике было даже такое, что угрожали винтовками и били плетками туристов, требуя, чтобы убирались из их гор. Бывало и такое, что вооружённые алтайцы вымогали денег за проход через перевал на том основании, что они тут живут, а мы нет. Один мой друг даже подал в полицию за нападение, было заведено уголовное дело, и алтайцы были арестованы. И это для Алтая нормально. В Непале за такое поведение местные линчевали бы таких зарвавшихся непальцев-придурков. В Непале такое просто немыслимо.

Алтай. Уймонская долина

Сезон. На Алтае он короткий. Зимние походы в горах не модны, да и опасны. Хотя я лично люблю зимние горы больше летних. Но я экстремал. Обычные люди не понимают, что можно делать в горах зимой - там же холодно и можно замерзнуть насмерть. Да, холодно и да, можно. Но зимние горы открываются небу. А летние горы спят и ждут зимы. Этого почти никто не знает.

Сезон на Алтае открывается в начале июля и заканчивается в конце августа. Этого слишком мало, нет возможности зарабатывать на турпотоке. А значит и не будет толковой инфраструктуры.

Гималаи же ходибельны круглый год в том же режиме, что и всегда.
Зимой прохладнее, но всё равно плюс. Летом чаще бывают дожди, но всё равно после обеда.

А весной и осенью вообще идеальные условия для треккинга, и потому желающих миллионы. Но друг другу они на тропах не мешают. Гималаи большие. А благодаря хорошему траффику, инфраструктура налажена отменно: всюду лоджи, в них есть тепло, горячая вода, электричество, еда и кровать. Но я хожу с палаткой – я люблю свободу. Так что Гималаи - лучшее место для треккинга в горах на Земле.

Непальский арбуз

Фрукты. В Непале можно питаться только манго, папайей и ананасами и жить при этом на три доллара в день. В гостинице Покхары с видом на Аннапурну за 4 доллара на двоих.

Власти. На Алтае они суровы. Самые интересные места находятся в приграничном районе, и пограничники выносят мозг постоянно и на пустом месте. Меня несколько раз арестовывали километрах в 50 от границы на том основании, что пограничникам показалось, что я нарушитель границы. А восхождение на Белуху и вовсе нарушение госграницы, так как вершина находится на территории Казахстана. А ледник Менсу, с которого начинается восхождение, находится на Территории России, и пересечение гос-границы в необорудованном месте - это нарушение гос-грницы. В Непале такое немыслимо. Оплатил пермит - и ты ходишь, где хочешь. И никто тебе слова не скажет.

Клещи. В Непале их нет, но есть куча разных других паразитов, от больших до малых. Но всё же, на треках вы более-менее в безопасности. На Алтае же с середины апреля до начала июля клещевой период, и в лес ходить нельзя. Каждый год люди заболевают энцефалитом, а это не шутки.

Лошади. На хоженых алтайских маршрутах много лошадей. И много навоза на тропе. И мух.
В Гималаях же лошадей почти нет. И нет навоза и мух. Это радует.

Рафтинг. В Непале и Алтае он есть. Природа разная, но реки похожи. И всё же в Непале его больше.

Полеты. В Покхаре вы можете заказать полеты на мотодельтоплане или на парашюте с видом на Аннапурну. Потрясающее зрелище, и круглогодичное. Иногда в районе Саранкота летают несколько десятков парашютов и мотогандол. Все любуются Аннапурной. И это не дорого совсем. На Алтае такого нет.
Джунгли, слоны, крокодилы, носороги, тигры. Без слов.

Алтай - плюсы.

Дешевле.

Можно долететь до Новосибирска, оттуда на автобусе и вы уже на Алтае. А для жителей сибирского региона можно доехать и на машине. Рюкзак, палатка, спальник и в путь. И не нужно платить за визы.

Доступнее.

Многие россияне попали в список невыездных из-за долгов перед банками. В Непал их не пустят, а отдыхать хочется и горы манят. Алтай: дешево, сердито и доступно. Это Россия.

Понятнее.

На Алтае все говорят по-русски. Только алтайцы ругаются иногда на своём наречии. Знание английского языка не нужно. В Непале же русский никто не знает. Нужно знание английского, хотя бы какое-нибудь. Объясняться на пальцах не очень удобно.

Суровость.

Алтай суров. Не такой мягкий климат, как в Гималаях. Даже не высоко в горах может летом быть минус ночью и дождь несколько дней подряд без просвета.

Визы. В Непале вы можете жить только пять месяцев в году. На Алтае сколько хотите.

Медицина.

Российская - она привычная, своя. Непальская она... не дай бог вам это узнать. Лучше будьте здоровы и не болейте.

Спасатели.

Если с вами что-то случится, на Алтае спасатели суперпрофи и вытащат. Кто вас будет вытаскивать в Непале, трудно сказать.

В Алтай можно влюбиться, невзирая на все его каверзы. Любить и страдать что он вот такой несговорчивый. Алтаем можно болеть и это проливает в душу что-то чистое (но жить на Алтае невозможно: нет работы, нищета)

Говорят, есть пророчества, что Алтай - это ковчег России, и в будущем центром государства российского будет не Москва, а Алтай. Может быть. Потому что во всех катаклизмах, войнах и революциях это будет самое спокойное и защищённое место на Земле. Возможно. Но пока что это провинция. Глубокая и дотационная. Даже нищая. Но гордая.

Лошади.

В Непале надо ходить. На Алтае же самые популярные треки - на конях. Это не сравнить с пешим походом. И, наверное, конный недельный поход - это самое впечатляющее, что можно найти на Алтае. Такого в Непале вы не найдете. Есть Пони-сервис в Горепани, но это фигня.

Мёд

В Непале он какой-то искусственный. Алтай же славится своим мёдом, особенно тем, что собран у самых ледников. Он реально полезен для здоровья, это лекарство.

Итог таков:

Многие живут в Непале пять месяцев в году и считают это место раем. Кто-то даже умудряется жить и круглый год, что-то там делая с визами. Русских в Непале немало. Непал лучше Индии во многих смыслах: нет жары и влажности, нет антисанитарии, как в Индии. Гималаи - только выйди за дверь, и ты уже в них. И всё же это чужбина.

На Алтае лучше не жить, а появляться с середины июля до середины августа. Для отпуска этого достаточно. Но фруктами не отъешься и Гималаев не увидишь.

На мой взгляд, надо совмещать. Весна-осень - Непал. Летом Алтай. Зима... ну это уже вы сами решайте.