Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Владимир Берестовский, Москва

Кармадон (часть 1). Девдорак

Гляциологическая экспедиция ИГАН 1977 г.

Предисловие редактора.

Описываемые события связаны с исследованием пульсирующих ледников горно-ледниковой системы Казбека. Именно здесь сосредоточились сразу два таких ледника – Колка и Девдорак. Ещё в середине ХIХ века, когда русские пришли на Кавказ и построили Военно-грузинскую дорогу (ВГД), она несколько раз перекрывалась. Ледник Девдорак несколько раз вылезал на дорогу и устраивал крупные неприятности. Потом он несколько успокоился, но потенциальная угроза остаётся до сих пор. Так в мае 2014 года Девдорак сбросил около 5 млн.кубометров льда и камней, наглухо перекрыв Терек и ВГД.

Ледник Колка оказался более динамичным и опасным. Все помнят катастрофические последствия событий 2002 года, когда в считанные секунды ледник обрушил на долину 140 млн. кубометров льда и камней, сметая всё на своём пути. Из прошлого до нас дошли сведения лишь о двух подобных событиях - в 1752 и 1902 годах.

Так или иначе, Колка живёт своей жизнью, регулярно пробуждаясь к активной фазе каждые 70-100 лет. Подобные катастрофы в истории ледника Колка происходили неоднократно, и жившие в те времена люди, конечно, знали о них. Поэтому они строили свои селения так высоко над пойменной частью долины Геналдона.

Известно наступление этого ледника в 1969—1970 гг. Правда, подвижка 1969 года протекала несравненно более мягко и без катастрофических последствий. Начав двигаться 28 сентября 1969 года, к 4 октября ледник Колка за неделю прошёл всего 1300 м, достигнув конца ледника Майли (средняя скорость 10 м/час). Затем скорость движения ледника ещё более замедлилась, и ледник остановился 10 января 1970 года. При этом за всю подвижку ледник продвинулся на 4.1 км, опустившись вниз по долине на 785 м по высоте. [1]

Специалисты отмечали, что объём льда, переместившегося во время подвижки, оценивается в 80 млн.куб.м., что составляет более половины объёма, который затем придёт в движение в 2002 г. После подвижки 1969—1970 годов ледник Колка стал более чем вдвое длиннее, а его площадь увеличилась с 3.7 до 8.7 кв.км. Однако в научно-популярных статьях и общеупотребительных справках 1970—2000 гг. ошибочно указывалась прежняя длина ледника, фактические размеры и объёмы не учитывались при прогнозе ледниковой обстановки в Кармадонском ущелье и возможных последствиях нового схода ледника. [2]

Именно тогда, в 1969 году организуется сначала правительственная комиссия, а затем и комплексная высокогорная гляциологическая экспедиция Института Географии АН СССР. Её начальником назначается Константин Павлович Рототаев, человек бесконечно влюблённый в горы, имевший к этому времени огромный опыт горовосхождений и наблюдений за ледниками в самых разных горных районах страны. Мастер спорта по альпинизму, прекрасный тренер, настоящий учёный и исследователь, мастер на все руки, он был бесконечно любим и уважаем везде, где только приходилось работать. Его знали и принимали за своего все – от простых чабанов до пилота вертолёта, и уж конечно боготворили все туристы и альпинисты. В 1970 году К.П. Рототаев предложил свою теорию пульсирующих ледников Северной Осетии. Статья К.П. Рототаева посвященная пульсирующим ледникам была опубликована в сборнике «Побежденные вершины 1973-1974» [3]

В течение нескольких лет экспедиция продолжала свою работу, в т.ч. и в 1977 году, когда автору довелось принять участие в её работе.

1. Рототаев К. П., Ходаков В. Г., Кренке А. Н. Исследование пульсирующего ледника Колка. — М.: Наука, 1983. — 168 с.
2. Котляков В.М., Рототаева О.В., Осокин Н.И. Пульсирующие ледники и ледниковая катастрофа на Северном Кавказе, №3. — Вестник Владикавказского научного центра. — Владикавказ, 2004. — Т. 4. — С. 65-71.
3. Сборник под ред. Рототаева П.С. Побеждённые вершины 1973-1974. — Мысль: 1976.
1 июля. Здравствуй, Кармадон!

Призрачная цель достигнута! Я – в экспедиции ИГАН под руководством К.П. Рототаева.

Из Тбилиси выехал в 5:20 на маленьком юрком ПАЗике. В отличие от «Икаруса» на котором вся ВГД до столицы Северной Осетии стоит 4,55 руб., здесь сэкономил рубль – 3,48. Спустя шесть часов подъёмов, спусков, серпантинов автобус остановился на автовокзале Орджоникидзе. По дороге почти ничего не видел, т.к. висели низкие рваные облака, сквозь которые часто проезжал наш автобус. Хороши были вершины ГКХ у Крестового перевала. Правда, видны были только их склоны, а сами вершины – в облаках. Казбека не видел вовсе, хотя он был ближе всех.

Экспедицию нашёл легко и быстро, хотя изначально никакой информации не было. От автобуса в Кармадоне пришлось идти всего минут 10 вместо предполагавшихся нескольких часов. Итак, базовый лагерь – это даже не палатки, а уютный тёплый домик, точнее - квартира о 2-х комнатах в длинном домике на краю посёлка. Рядом магазин и бурный поток Геналдона, берущий начало от ледников Колка и Майли. Выше по склону метров на 100 по вертикали – санаторий, где можно было каждый день плескаться под душем. Говорят, старый санаторий когда-то давно был внизу, и его снесло потоком. Поэтому при строительстве старики посоветовали поднять новый повыше.

Теперь в составе экспедиции будет 8 человек вместе с начальником и вновь прибывшими. Из них четверо с утра уже вышли на маршрут. Завтра выезжаем и мы. Объектом наших 12-тидневных наблюдений будет Девдоракский ледник на восточном склоне Казбека. Здесь же будут работать и гляциологи из Грузии.

2 июля. На ледник!

Мы с Валериком и Лилей выехали в Девдоракское ущелье. Внизу нас уже ждали спустившиеся с пустыми рюкзаками Лёша, Паша и Казик. Павел Александрович и Казбек Дзагуров – местные молодые ребята, давно уже ходят в горы, работают в экспедиции едва ли не с её основания. Алексей Филимонов приехал из Москвы, работает на АЗЛК, к.м.с. по альпинизму, участвовал в чемпионате Союза в команде Рототаева. Поэтому на эту троицу шеф может положиться почти как на себя, у них огромный опыт, на них строится ядро команды. Продуктов и снаряжения очень много, рюкзаки у всех получаются за 30 кг. УАЗик уезжает до завтра, он привезёт Рототаева. А мы начинаем потихоньку подъём к леднику (в 13:00). На первом привале (после 40 минут ходу) спустя 4 минуты отдыха пульс уже ~65 ! Потом ускорились и растянулись по тропе. Казик убежал вперёд и уже в 15:00 был на биваке. Наша троица идёт средним темпом по 30-20 минут между привалами. Паша с Алексеем отстали. Они сохраняют прежний темп, идут по альпинистской схеме (45 минут движения, 15 минут отдых). Мы втроём дошли в 16:25. Паша с Алексеем (две курилки) – ещё через час.


Лагерь экспедиции на леднике Девдорак

Погода выдалась безобразная. Сыро, пасмурно, сыплется водяная пыль. Между тем мы дошли почти сухие, не считая совершенно мокрых ног, а едва залезли в палатку, как дождь полил вовсю.


Дождь на Девдораке – обычное дело

Когда дождь поутих, мы поставили ещё две палатки, раскидали рюкзаки и смогли, наконец, пообедать. Начали с чая, потом подоспел и суп. Чаем и закончили вместе с сыром, сухарями и шоколадом. Завтра начинается работа.

3 июля. Лагерь на леднике и Паша.

У нас получился день отдыха. Мы с Казиком и Пашей ходили вниз встречать шефа. Спустились быстро за 1 час. Эстет (наш шофёр Анатолий, прозванный так за гипертрофированные эстетические взгляды) приехал вовремя, но шефа не привёз. Вместо него наш базовый лагерь на леднике получил лишь ЦУ в виде записочки и отчитался о состоянии дел в той же форме.

Анатолий привёз остатки продуктов и снаряжения, которые не смогли забрать вчера. Распихали всё по рюкзакам. Вес получился сверхлёгкий.

Остававшиеся в грузинском лагере дежурные пригласили нас на чай. Потом начался сильный дождь. Было очень приятно сидеть в сухой палатке, когда рядом льёт дождь и ревёт ветер, пить крепкий чай с сулугуни и неторопливо беседовать с коллегами обо всём: о леднике и горах, о погоде, о Москве и науке. Дождь затянулся на два часа, и выйти обратно наверх удалось только в 13:00.

Паша пошёл вперёд, сославшись на наши длинные ноги, и вскоре исчез за поворотом серпантина. Мы же с Казиком пристроили к рюкзакам длинные измерительные рейки и не спеша поползли вверх. Идти было легко, и темп оказался раза в два выше вчерашнего. После двух переходов по 40+10 (мин.) мы оказались уже на развалинах древнего храма.

Пашу мы не догнали, и на тропе вверху его тоже не было видно, хотя вся панорама до самых палаток была уже как на ладони. Видно только, как вдалеке редкие отдыхающие туристы спускаются вниз, да из нашего лагеря выходят вниз маленькие фигурки – грузинские гляциологи. Казик решил, что Паша сидит где-нибудь за перегибом или в кулуаре. Эта версия была принята, и мы двинулись дальше.

Встреча с отдыхающими на тропе, а потом и с грузинами доставила нам максимум информации: Паша по тропе не проходил! Вот тут-то нам и стало «хорошо», тут-то мы и призадумались. Тропа широкая, почти дорога, слинять с неё (упасть вниз) почти невозможно, разбежаться нужно. Свернуть в сторону тоже невозможно, - после подъёмного серпантина в 3 зигзага слева идёт склон 50-60o (почти стена), а справа – обрыв. А Паша исчез!

В шестом часу из лагеря вышла поисковая группа – Алексей и Валера. Взяли ракетницу, верёвку, аптечку, условились о сигналах. Красные ракеты берегли, их мало, поэтому «сигнал бедствия, запрос о помощи» – две жёлтых. «Пашу не нашли» – одна жёлтая, «Нашли, возвращаются в лагерь» – одна зелёная.

Пока мы утром ходили вниз, ребята перебросили наш лагерь на ледник, и теперь с него внизу, как на ладошке, видна вся пустая тропа до развалин, и только две тёмные фигурки быстро идут вниз. Дошли до развалин, походили кругом и … повернули назад!

А в это время с верхнего серпантина, что ведёт к перевалу Абано, спускался Паша! Из лагеря всё было отлично видно: ожидание, короткая встреча и зелёная ракета над языком ледника. Вернулись благополучно. Паша цел. Говорит, что пошёл по другой тропе. Где он её нашёл – неизвестно. С нашей стороны репрессий не последовало. А ему ещё предстоит хороший нагоняй от шефа.


Иногда Девдорак греется в солнечных лучах

4 июля. Ледник Девдорак.

Сегодня погода баловала экспедицию.


Паша – ещё и летописец

До обеда пригревало яркое солнце, приплывали небольшие облачка. Все загорали, снимали метео, готовили площадки таяния, благоустраивали лагерь.


Лагерь на леднике. Полуденный отдых


Можно и позагорать


Пока светит солнце, полезно и просушиться

Мы с Казиком и Пашей гуляли по всему леднику от языка до самого ледопада, снимали показания со стационарных измерительных реек и собирали вытаявшие.

В одном месте удалось даже искупаться в ледниковом озере. Как оно образовалось посреди ледника - непонятно. Между тем в глубоком провале морены воды оказалось много, и она даже успела немного нагреться от солнца и окружающих камней. Понятно, что температура воды не превышала 8-10 градусов.


Девдорак. Купание в ледниковом озере

Девдорак несёт огромное количество обломочного материала. Местами поверхностная морена настолько мощна, что, не зная наверняка, трудно поверить, что это ледник. Отдельные обломки достигают 8-10 м. Естественно, что под толстым слоем породы таяние сильно затруднено, и за счёт таяния окружающих, более отрытых поверхностей, в таких местах посреди ледника вырастают целые горы льда высотою в десятки метров. Рядом стекающая вода выпиливает глубокие траншеи, туннели, переходящие в хорошие широкие разломы, где только слышно как внизу клокочет и бурлит поток.

Ледник никогда не спит. Он постоянно в движении жизни. Каждую минуту где-то сыплются подтаявшие камни, обрушиваются подмытые слои льда, бурлят и клокочут подлёдные реки. Сама поверхность льда чуть слышно шипит и съёживается под палящими лучами горного солнца. А из сине-зелёных глубин ледника раздаётся могучий басовитый треск, от чего по поверхности иногда пробегают длинные свежие трещины. В общем, всё течет, всё изменяется…

Пришёл шеф, началась работа.

7 июля. Базовый лагерь на леднике.

5 июля работали на леднике. Вечером отпраздновали день рождения Казика (24 г.). Был приготовлен хороший торт, вишни в сахаре. Запивали крепким чаем с коньяком и кагором. В двух палатках, стоящих тандемом с укрытым полиэтиленом тамбуром, ввосьмером было удобно, уютно и весело.

Снаружи порою начинал накрапывать дождь, а в палатках по-домашнему тепло и сухо, звучала хорошая песня, звенела гитара, и уставшие за день люди расслабились, подобрели от душевной обстановки праздника и … под неторопливую беседу, забравшись в пуховые спальники, быстро склонились ко сну.


Девдорак. Шеф ставит задачи

6 июля работали на леднике, ставили новые рейки, снимали профиль по леске с таянием. На развалины прибыла экспедиция светила грузинской гляциологии Самая (Цамая).


Рототаев и Самая на Девдораке

В тапочках и с гроссбухом под мышкой он посетил наш лагерь и имел деловую беседу с К.П. Рототаевым. По дороге он имел все шансы многократно сыграть вниз в своих тапочках по скользкому льду. Именно он, Самая, был активным сторонником гипотезы о возможном скором наступлении ледника. Наши же наблюдения показывают, что Девдорак сейчас абсолютно спокоен и стабилен.


Маркировка реперных точек на борту Девдорака


Казик и гидрология Девдорака


Рототаев с Казбеком обсуждают измерения


Девдорак. Измерение объёма


Талая вода – самая полезная

10 июля. Занятия на Девдораке и туры.

Наш маршрут подходит к концу. Вследствие нехватки реек и продуктов, а особенно хлеба и сухарей, базовый лагерь на леднике так и остался базовым и единственным. Пришлось отменить планировавшийся прежде выход тремя группами и синхронные измерения в разных зонах ледника и окружающих его хребтов. Вместо него шеф провёл ледовые занятия на крутой стенке с отработкой приёмов страховки и движения по перилам.


Ледовые занятия на Девдараке

Это приятно разнообразило привычный распорядок дня, каждый мог получить из рук мастера ценные советы и наставления.


Рототаев проводит ледовые занятия

8 июля мы с Казиком вечером после ужина сбегали наверх хребта Барт-корт, стоящего по левому борту Девдоракского ущелья. Перепад высот от лагеря составил около 400 м. Вышли в 19 часов. С Девдорака солнце уже давно ушло и теперь освещало только дальние хребты Хевсуретии и Ингушетии за ВГД, и то лишь наполовину. До половины подъёма мы видели эффектно подсвеченную сбоку величавую снежную шапку Казбека.

Потом солнце село, но панорама сверху все равно была хороша. Далеко внизу белыми точками видны палатки лагеря на вытянувшемся узком языке грязного ледника. Склоны противоположного отрога Казбека с заснеженными кулуарами отсюда кажутся почти отвесными. Оказалось, что перепад высот от лагеря до верхней части ледопада, - области питания ледника с мощным нависающим снежно-ледовым карнизом, меньше, чем от него до вершины, хотя снизу кажется, что там рукой подать.

Днём по кулуарам с правого борта ледника (крутизна визуально ~ 30-40o) постоянно идут «чемоданы» (огромные камни), сходят небольшие лавины, особенно после дождя. В нижней грязной части снежника уже на выполаживании – следы камней, как чьи-то гигантские следы на снегу, - такая же ровная цепочка овальных белых пятен.

На гребне и склонах хребта часто пасутся туры. Стада большие – по 30-50 голов. Во время подъёма Казика 7 июля они обстреляли его камнями из разных точек так, что ему пришлось обходить и сделать большой крюк, прежде чем выйти на гребень. Утром 9 июля большое стадо туров переходило Девдоракский ледопад у цирка. Валера и Казбек, снимавшие показания реек на площадке таяния, видели проход туров по крутым гладким скалам. При этом туры совершали прыжки вверх до 3-4 м.


Паша любит почитать, пофилософствовать

За 10 дней на леднике лёд вокруг палаток заметно протаял и сел, поэтому теперь, вылезая из палатки, приходится осторожно спускаться со ступеньки метровой высоты. Точно так же и на самом леднике постоянно растут гигантские каменные грибы на ледяных ножках, которые нужно аккуратно обходить сверху, т.к. валятся они постоянно и без предупреждения.


Палатки экспедиции на леднике Девдорак

12 июля. База экспедиции в Кармадоне.

С Девдорака вернулись 10-11.07 двумя группами по 4 человека. Проходя мимо развалин, мы с командиром, Лилей и Пашей зашли в гости в палатки к грузинским коллегам. Заброска их лагеря осуществлялась на лошадях, поэтому в грузинских палатках мы увидели такие невозможные для нашего лагеря вещи, как газовая плита с большим баллоном сжиженного газа, ковры, раскладушки, а на столе – свежие огурцы, помидоры, сыр, хачапури. Конечно же, мы не остались пассивными наблюдателями на царском обеде грузинских гляциологов, а с удовольствием приняли их приглашение.

Внизу у кошей нас уже ждал Эстет с УАЗиком, и скоро мы оказались в Кармадоне. Все-таки очень приятно бывает пройти по зеленой траве, по поразительно ровному асфальту после многих дней пребывания в мире льда и скал!

На базе для нас были все блага цивилизации – зеленая трава и ровный асфальт, блаженный душ в санатории и великолепный ужин. А после ужина дружеская беседа незаметно перешла на тему йети – снежного человека. Константин Павлович оказался в этом вопросе великолепно осведомлённым специалистом. Проблема, конечно же, интереснейшая, и разговор затянулся до глубокой ночи. Наш капитан продемонстрировал глубокие познания о диких людях и об истории развития проблемы «йети» в цивилизованном мире. Все почерпнули для себя много нового или, по меньшей мере, увидели новые, неожиданные стороны этого вопроса.

Кроме того, на следующий день наш разговор коснулся горных туристов, всевозможных авантюристов и других горопроходимцев. Основываясь на богатом альпинистском опыте своей жизни в горах, Константин Павлович резко критиковал и беспощадно обличал этих проходимцев, по вине или просто беспечности которых так часто гибнут люди, участники этих авантюр и те, кто приходит им на помощь по сигналу бедствия.

И всегда, в любом, даже самом мелком разговоре, наш шеф проявляет недюжинную эрудицию, великолепную память, широту научной мысли и аналитический склад ума. Он успевает охватить всё. О нём говорят, что другой и за четыре жизни столького не найдёт, не сумеет сделать. А вчера вечером он читал нам О’Генри, да с таким артистизмом, что все просто покатывались со смеху, схватившись за животы.

Сегодня после долгих поисков шеф нашёл в соседнем ущелье своего старого друга вертолётчика Бородинца. Это – тот самый вертолётчик, который служил личным пилотом президента Камеруна, когда наша страна подарила ему в знак дружбы небольшой вертолёт, а своих пилотов у них не оказалось. Уже одна только эта деталь говорит о том, что Лёня Бородинец – мастер своего дела и, как о нём рассказывают, может посадить вертолёт на таком пятачке в горах, где едва помещается пара палаток. При этом он ещё и бесконечно влюблён в горы, ни за что не променяет работу в горах на скучно-плоскую равнину.

После недолгих переговоров вертолёт под управлением Бородинца был предоставлен в распоряжение нашей экспедиции с целью проведения аэрофотосъёмки ледников Казбекско-Джимарайской группы. Слетали не очень удачно, т.к. низкая облачность позволила снять только долинные ледники, к тому же была большая болтанка в воздухе. И всё равно впечатлений от полёта – выше крыши. Удивительные ощущения, когда поднимаешься вдоль по ущелью или рядом проплывают заснеженные гребни и вершины. Одним словом, ходить по горам хорошо, а летать в горах ещё лучше!

Продолжение следует...

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru