Автор: Евгений Буянов, СПб
Отортен – точка возврата. Часть 3
Выйдя на перевал Дятлова, мы обошли гору Холатчахль с плавным набором высоты, пересекли автодорогу немного ниже уровня отрога и стали трассировать его склон в сторону Отортена. Алексей повёл группу так. Путь не представлял особых сложностей, хотя, на мой взгляд, проход по верху отрога был бы быстрее, - там было меньше обходов боковых увалов склона и там дорога более жёсткая, чем вязкий и мшистый склон горы. Путь по которому мы шли был для меня новым, - и потому более интересным (а по дороге на отроге я у же ходил год назад, и этот переход для меня был знаком). В середине дня устроили перекус у небольшого ручейка (на дороге ручьёв не было до заболоченного участка на понижении примерно напротив долины Поритайсори).
Путь на Отортен – по склону слева примерно на уровне видимого снежника (второй крупный снежник – немного левее вершины Отортена, под скатом гребня от вершины)
Приятная остановка у ручья на отдых и перекус
«Фотик» - это же тоже «зеркальце»: дамы любуются фотками
Хорошо летом пройтись по снежнику.
Подойдя к крупной долине реки Поритайсори (видимо, - самого крупного истока Лозьвы), спустились по каменной осыпи к живописным цветущим лугам долины и к намеченному Алексеем месту ночлега у реки. Здесь поставили палатки и, оставив в них вещи, пошли на экскурсию в верховья реки, - к водопадам Поритайсори. Что мы там увидели, - наглядно покажут снимки с комментариями.
Луга и лес в долине Поритайсори
Верховья Поритайсори: снежники и небольшие водопады в ложбине. Ручей начинается от самого верхнего снежника, - он недалеко от верха отрога, и к нему с верха отрога можно, и сходить за водой, и спуститься ниже к водопадам
Дамы осматривают снежный грот
Под снежным сводом грота: волнистая «крыша», с которой струйками стекает вода
Здесь в углублении - небольшое озеро и, как водится, - Рита полезла купаться, хотя талая водичка весьма прохладная
Полный набор горных прелестей: луга, водопады, снег, озеро и, конечно, - наши восторженные дамы!.. Рита просто очарована, а Настя деловито кладёт все красоты в память кинокамер
Нижний каскад водопадов. Водопады невысокие – от 1 до 3 метров
Водопадик выше, - «мшистый»
Зелёный мох у водопада, орошаемый водой со снежника. Такого я ещё нигде не видел. Возможно, местный реликт или эндемик…
Ещё уступ с уменьшенным водосливом, - большой снежник кончается
Верхний слив – уже совсем небольшой ручей с самого высокого снежника
Снежники и долина водопадов Поритайсори – вид сверху
Алесей и Рита – подъём к верховью ручья
Я взобрался наверх быстрее остальных, которых задержала киносъёмка Насти. Поснимал сверху, и, договорившись, что я уйду раньше, чтобы готовить ужин, начал спускаться, обходя большой снежник слева и далее со спуском по пути подъёма. При наличии двух мощных газовых горелок ужин сготовили очень быстро и, погоняв чаи, сладко улеглись спать в палатке, наполненные яркими впечатлениями от увиденных красот за день. Наши походный «новички» - Настя, Алексей Урванов и Рита, - кажется, стали догадываться, сколько ярких моментов может подарить один походный день.
В верховьях Поритайсори, - где-то наверху отрога Алексей Васёв два года назад нашёл «самовары», - обломки ракет. Мы установили, что они – от двигателя ракеты семейства УР-100. К Трагедии группы Дятлова (в 1959 году) эта ракета никакого отношения иметь не могла, - её проектировать начали только в 1963 году. По всем признакам обломки ступени этой ракеты прилетели с космодрома Плесецк или с базы РВСН «Бершеть», - ни космодром, ни база эта в 1959 ещё не были построены. Так что «артефакты» эти никакого отношения к дятловской трагедии иметь не могли.
Жалко тех, кто не пошёл с нами, - они даже не знают, чему завидовать и что не увидели!..
Утром перешли реку немного ниже по течению и через лес поднялись на скат бокового отрога, - последнего на пути к Отортену. Здесь усилился ветер и начал накрапывать дождь, и скоро гору Отортен затянуло облаками. Подготовились к дождю, надев накидки, - дождь не заставил себя ждать. К озеру Алексей нас выводить не стал, - по скату склона мы взошли влево на продолжение главного отрога от самой вершины Отортена (1234). На понижении этого отрога он образует большое плато шириной около километра. Здесь нас плотно затянуло туманом с видимостью на 100-150 м. Алексей стал забирать немного вверх и вправо, - его действия мне были понятны. Он хотел выйти к крутому краю отрога над озером и дальше идти к вершине вверх вдоль края по скалам. Такой подъём выводил нас к самым высоким скалам на вершине Отортена. Алексей, как разведчик, ушёл в отрыв на 50-100 м, - я следовал за ним, не теряя видимой связи с остальной частью группы (в тумане можно растеряться). Так мы двигались более получаса, прежде чем, наконец, не вышли к краю крутого склона. Сквозь облака внизу удалось разглядеть озеро, - мы были на верном пути. Далее – прямо вверх вдоль скал по траве и осыпям вышли на край вершинного плато. Здесь у скалы решили сделать перекус, пока Алексей будет ходить в разведку. Я понял, что он хочет сводить группу с скале «Чёрные ворота», которая находилась не на самой вершине, а на понижении северо-западнее. Туман стал ещё гуще, и видимость составляла менее 100 м. В таких условиях кружить по вершине было не слишком приятно..
Перекусив и, согревшись сладким чаем, пошли к «Черным воротам». У скал вершины наткнулись на мансийские сани, кем-то брошенные здесь (быть может, с намерением забрать после починки). У металлических саней был сломан один полоз, - потому и бросили.
На подходе к Отортену. Погода начинает портиться… За головами «Алексеев» виден вершинный гребень Отортена, по которому мы поднимались дымососы
«Катание на санях» в тумане облаков на вершине Отортена
У скалы «Черные ворота»
Я знал о «поверье» манси, что через «ворота» эти проходить нельзя, - иначе случится несчастье. У меня как-то они ассоциировались с песней Визбора «Волчьи ворота». Не слишком веря в такую мистику и «сакральность», я, как в прошлый раз, решил «обмануть судьбу», пройдя сквозь ворота и туда, и назад. Чтобы обратный проход «компенсировал» прямой. При этом я заметил, что мои партнёры не стали проходить сквозь ворота, видимо, решив «не испытывать судьбу». В прошлый раз год назад на Отортене у меня случилось небольшое несчастье, - немного «плутанул» при возврате, из-за чего мы с Игорем Ивляевым вернулись в полной темноте (а в этот раз Игорь на Отортен не пошёл, оставшись в базовом лагере). Настя и ребята стали кружить вокруг ворот, занимаясь киносъёмкой. Я измерил уровень радиоактивности, - он у этой скалы был максимальным: 0,23 микрозиверт в час, - практически это «норма». Через какое-то время стало видно, как ветер гонит мимо скалы клочья тумана. И скоро небо очистилось, посветлело, и горы обнажились на многие километры вокруг. Ветер согнал облачный фронт, и погода нам дала возможность с удовольствием прогуляться по вершине и к её высоким скалам. В одном из оставленных туров я нашёл записку от 29.07.2014 г. группы тюменского Государственного университета (г. Советский, ХМАО) под руководством Нисанбаум Ольги (Струневская Юлия, Шадеркин Олег, Шорохова Елена, Власов Александр, Гнездина Дарья). Второй свой тур на другой высокой скале я не нашёл, и вторую записку оставлять не стал. На первую скалу вслед за мной смело взобралась Рита (как и ранее на скалу-останец перевала Дятлова, к обелиску). Скоро сюда подтянулись остальные, - Настя и здесь стала снимать.
Скалы вершины Отортена (вид со стороны скалы «Чёрные ворота»)
Рита на скале вершины
… И под скалами вершины
Настя снимает панорамы от скал вершины. Внизу – озеро Лунт-Хусап – «Озеро гусиного гнезда» (по его названию гора Отортен на языке манси называется Лунт-Хусап Сяхыл, - «Гора у гусиного озера»). Правее озера – крутой уступ и плато, по которому мы шли
Озеро «Гусиного гнезда»
Алексей хотел вернуть группу в лагерь по пути подъёма, а я стремился в этот раз побывать у озера. Мы договорились, что пойдём отдельно и встретимся ниже озера. Я пошёл от вершины прямо вниз к озеру, обойдя снежник слева. Спуск не представлял особых трудностей. У озера заросли низкого кустарника и текущие в них ручьи со снежников. Здесь стояли палатки туристов из Твери, - я подошёл, и мы пообщались. Тверь (Калинин) для меня был родным городом, – родиной моей мамы. Потом мы встретили эту группу и на стоянке «Ложка», и на вокзале Ивделя.
Встреча у озера с группой из Твери. На заднем плане – склон, по которому я спустился прямо с вершины
До лагеря спуск прошёл без особых приключений, хотя встретиться со своими товарищами удалось не сразу. Вернулись уже в сумерках, когда начал накрапывать дождь. Под дождём сготовили ужин, поели и улеглись. Здесь подвела большая палатка, которую взяли вместо моей надёжной, но меньшей по габаритам «Веги». Она потекла, как «решето», - здесь подвели те, кто мне её дал, да и сам я, положившись на других, «отличился» легкомысленным решением о замене снаряжения. Мы прикрыли середину палатки мешками, и в середине её образовалась «сухая зона», в которую улеглись Рита и Алексей. Мне тоже удалось прикрыть свой край, - с трудом, но устроились. Настя с Васёвым ночевали в своей палатке. Гроза гремела более половины ночи, но утром нас встретила солнечная погода. Возвращались «своим путём». Перед перекусом нас накрыл ещё один короткий, но сильный грозовой ливень и ещё один короткий заряд грозы прошёл, когда я поднимался на Холатчахль.
Утро. Начало пути назад, - поднялись выше долины Поритайсори. Отортен остался за отрогом, но вершина его видна
В горах особое восприятие облаков и глубины неба…
Немного не доходя до горы Холатчахль, мы опять разошлись: я хотел использовать последнюю возможность перейти через вершину. После небольшого подъёма, вышел на дорогу и по ней – к подножию горы. На дороге встретил джип с рыболовами, - здесь теперь разные машины не редкость (на перевале мы встречали и общались и с «джиперами», и с «квадроциклистами», а год назад – и с мотоциклистами). От дороги подъём вёл немного вправо (в обход уступа скал по траве между скалами) и вывел сначала на промежуточный уступ с группой скал. Здесь на краю уступа обнаружил интересную скалу с квадратным «окном» со стороной 60 см, за которым с другой стороны скалы обнаружился грот с травянистой площадкой. Сняв рюкзак, с интересом обследовал грот изнутри, снаружи, пролез туда и назад, и «сфоткал» его в разных ракурсах. Группа туристов из 6-8 человек могла укрыться в гроте от ветра и, частично, – от дождя, и здесь можно поставить небольшую палатку. «Крыша» у грота небольшая – в ней есть вырез, вдающийся клином. В гроте имелся и «камин» с вытяжкой наружу, - прямо для установки горелок и примусов (правда, воды вот там поблизости нет).
Холатчахль – вид от дороги. Вершина не видна за перегибом склона
Скала с «окном» и гротом. В нижней части тёмной ниши скалы – квадратное сквозное «окно», за которым – небольшая пещерка грота. Сверху скала – плоская
Вид на широкий вход грота. Край «окна» просвечивает насквозь
Приступка «камина» с отдушиной внутри грота (внизу шириной около полуметра)
Грот с «окном» находится под правой (плоской с виду) скалой
Немного выше в группах скал я обнаружил ещё пару небольших гротов, в каждом из которых мог сидя укрыться один человек с рюкзаком.
Небольшой гротик с «крышей» в скалах
Вид с горы Холатчахль на понижение внизу. Скала с гротом видна вдали на самой границе плато в центре края и чуть слева невысоким выступом
Последний небольшой подъём – и я на знакомом мшистом плато вершины горы Холатчахль. Тур нашёл на небольшой центральной скале, но записки в нём не оказалось. Оставил свою записку. С края плато вершины увидел перевал Дятлова и у скалы-останца своих попутчиков и встретивших их туристов нашей группы (Настя выделялась среди них, как флаг, лиловой курточкой). Минут за 20-25 я спустился к ним
Гора 905 («Гора 9-ти») и перевал Дятлова с края вершины Холатчахль
Долина реки Ауспии с края вершины горы Холатчахль – наш путь на перевал Дятлова. Видна безлесная полоска вдоль реки – вдоль неё идет тропа по левому берегу
Мы вернулись с Отортена!
На следующий день мы после сборов вышли вниз и с длинной остановкой на обед дошли до ночёвки «Шлем». Во второй половине дня шли под небольшим дождём. Ещё за день дошли до ночёвки «Шишка» и после обеда – до своей обычной стоянки у устья Ауспии. Вечером устроили праздник по случаю окончания похода. Юрий Кунцевич наградил всех участников похода памятными «Георгиевскими крестами», а Юрий Черепков преподнёс срезы-амулеты от «звенящих кедров». И рассказал легенду об этих деревьях (якобы есть такие особенные деревья со своей целительно аурой). Легенда как-то «перекликнулась» с моим «колокольчиком» на дятловском кедре. А потом устроили песенный вечер. Дождь то шёл, то прекращался. Промокшая группа жалась под тент и к костру, чтобы меньше намокнуть и согреться.
Группа перед выходом вниз на месте базового лагеря ( кроме фотографа и тех, кто уже ушёл вниз)
Знакомая группа из Твери на стоянке «Ложка». Справа видны деревянные «предметы» - «нож», «ложка», «вилка»
Обеденная остановка на стоянке «Шишка»
Вечер у устья Ауспии
Анищенко награждён памятным «Георгиевским крестом» бойскаутов Урала
Утром в день отъезда 11 августа долго ждали свою машину, которая пришла с большим опозданием. Опасались не успеть на поезд, который уходил из Ивделя в 17.20. Но шофёр нас довез за час до отправления, и мы смогли кое-что прикупить на дорогу в магазине.
На вокзале Ивделя перед отправкой
Прибыли! Вокзал Екатеринбурга. Радость встречи с друзьями и родственниками, короткие интервью встречающим корреспондентам
Что сказать о походе, - о его целях, находках и недостатках? Каждый из участников искал в нём что-то своё, - порой что-то очень особенное и специфическое. Для большинства группы существовали общие цели: просто было интересно пройти по горам Северного Урала, полюбоваться красотами, пообщаться в коллективе у костра и на привалах. И, может быть, что-то найти интересное для себя, в себе и для других. Примерно половина группы шла сюда в первый раз, и потому её впечатления и взгляд были очень свежими и новыми. Ну, а те, кто шёл не в первый раз всё уже могли увидеть более глубоко и обстоятельно.
Предметов нашли немного, - «капля» и металлический колышек от палатки (быть может, со стоянки групп поиска 1959 года).
Михаил Черепков (один из наших «стариков») уже не первый раз занимался раскопками, - он убеждён, что в определённом месте на перевале находится пещера со священной «статуей» (нечто вроде «Золотой бабы»). И есть подземная пещера длиной несколько десятков километров. Ну, верит человек в такие чудеса!.. У него есть оставленная в наследство от шамана «берегиня», - круглый предмет грушевидной формы из окаменевшего дерева. Она, якобы, обладает какими-то чудесными свойствами. Фото его он нам показывал и дарил.
Кунцевич и Данила Антонов искали артефакты Трагедии группы Дятлова и предметы, оставленные участниками поиска. Мне ясно, что Кунцевич хотел найти хоть какую-то улику в пользу или «криминального преступления», или следы какой-то «техногенной аварии» в зоне перевала Дятлова. Но мне уже давно ясно, что все эти попытки обречены на неудачу. Хотя, конечно, отдельные «артефакты» найти ещё можно, но без конспирологических «корней» происхождения. Поскольку никакого «заговора и преступления» или «техногенной аварии» с сокрытием улик здесь не было.
Настю Матвиенко интересовали эти места и люди, которые сюда идут в походы, - всё это она старалась снять на свои видеокамеры для будущего фильма о природе Урала. Примерно тем же занимался и Эдуард Анищенко, - у него была с собой очень качественная видеокамера с оснасткой, обеспечивавшая съёмки с высоким профессиональным разрешением и качеством. Очень жаль только, что он не пошёл с нами на Отортен, и не поснимал с нами вместе.
Зубарев Сергей Михайлович был нашим «штатным философом-профессором» и «психоаналитиком» (главным специалистом по «мозгам»), - он рассказывал короткие смешные и назидательные истории и анекдоты.
В группе был и писатель Фадеев Сергей Александрович – автор киносценария о походе группы Дятлова (опубликованного в виде книг). После прочтения мне показалось, что в его книгах немало ошибок, и они не дают конкретного ответа на причины и ход событий Трагедии группы Дятлова. А содержат только перебор предположений насчёт отдельных фактов. Фадеев в этот раз ходил со своим сыном Георгием (Егором). Были ещё в нашей группе Кунцевича Ивляев Игорь, Низамов Эльдар, Сабиров Шамиль, а о Саше Митрохине, - нашем барде-гитаристе и о нашем завхозе Жене и его помощнике Данилке Антонове я уже упоминал. Все остались довольны походом и вернулись, наполненные впечатлениями. Эдуард Анищенко обещал сделать о походе фильм с названием «Отортен – точка невозврата». И фильм он сделал. Отдельные конфликты в группе у нас случались, но мы их погасили без нарушений дружеских чувств. В основном они возникали по пустякам и происходили от недостаточного опыта общения в походах.
Конечно, гибель группы Дятлова явилась невосполнимой утратой девяти молодых жизней. Но она нам дала новый неоценимый опыт в части проведения спасательных работ, дала обретения туристского опыта и опыта расследования и этой, и других похожих туристских катастроф. Она нам дала и историческую память о том времени и связанными с ним событиями нашей истории, - очень разными и очень противоречивыми. Эта трагическая история способствовала возникновению «волн» многочисленных туристских походов, которые накатываются на район Трагедии каждый год. Да, труден и опасен путь первопроходцев, - такими были туристы группы Дятлова. Но и их усилия, и их трагическая «жертва», принесённая в борьбе за спасение жизни своих товарищей, не были напрасными. Светлая память туристам группы Дятлова!
|