Руководитель: Е.Зеленцова, Москва

Отчет о горном походе 3 с эл. 4 к.с. по Тянь-Шаню в июле 2012. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Техническое описание маршрута.

1. Подъем по долине реки Аламедин, перевал Аламедин Центральный (2А, 3970).

Категория трудности 2А

Высота 4000 м по классификатору (3970 м по GPS)

Характер снежно-осыпной в нашем случае, ледово-скальный (по классификатору)

Номер в классификаторе 1.1.41

Расположен в главном водоразделе Киргизского хребта. Соединяет верховья рек Ашутор (Аламедин) и Джорбулак (Западный Каракол).

Прохождение: 09-12 июля 2012 года. Описание даётся от т/б "Теплые ключи" до стоянок на р.Сарыкёль - истоке р. Каракол Западный. С перевала снята записка группы туристов из клуба ТАКТ (г.Томск) (5 человек, поход 3 к.с.) под руководством Князевой А.А. от 06.08.2008.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки. Могут потребоваться индивидуальные страховочные системы, веревки, ледобуры, жумары.

Погода во время прохождения: 09.07 - переменная облачность, вечером дождь 10.07 - переменная облачность, с середины дня периодически дождь, вечером, ночью дождь 11.07 - до середины дня дождь, снег, отсутствие видимости, вечером - переменная облачность 12.07 весь день переменная облачность, периодически дождь, снег разной интенсивности.

8.07.12. Оказавшись на территории курорта Тёплый ключ к середине дня, мы решили никуда в этот день больше не идти. Предыдущий и этот день с перелётом, переездами, закупкой, коротким сном были довольно напряженными, так что необходимо было как следует отдохнуть перед началом похода, привыкнуть пусть к небольшой, но уже высоте (1700 м). Машина довезла нас до верхнего края курорта. Спросив разрешение у администрации, мы встали лагерем на полянке "для пикников" за домиками на правом берегу реки Аламедин, почти сразу после небольшого ручейка. Сходили в душ за небольшую плату в один из домиков турбазы. Днём погода была отличной, светило солнце, к вечеру натянуло облака, прошел небольшой дождик. Вечер был посвящен разбору продуктов по участникам и выяснению, всё ли взяли.

9.07.12 Подъем в 5:30 дежурных, в 6:10 остальных, выход в 7:45. Поднявшись по тропе, идущей вдоль реки Аламедин, на дорогу, идем по ней. Сначала идёт грунтовая дорога, затем она становится хуже, переходит в тропу. Тропа правого берега реки Аламедин натоптанная, явная, без резкого набора высоты (фото 1.1). Изначально она идет по лугам, лес растёт выше, на склонах долины, затем она входит в зону леса, заросли кустарников. По пути переходим 2 правых притока реки Аламедин - реки Ачик-Таш и Салык. Первую - по камням, вторую - по хорошему мосту, расположенному чуть ниже по течению относительно места подхода к реке тропы (фото 1.2). Через три 20-минутных перехода от курорта тропа разделяется: одна, хорошо набитая, спускается вниз, к реке, другая продолжает идти траверсом правого борта долины (фото 1.3). В начале обе тропы идут в зоне видимости, затем расходятся. В этом месте мы немного растянулись, потеряли друг друга из вида, часть группы пошла по верху, часть - по низу. Нижняя тропа, войдя в заросли кустарников, становится все менее четкой, теряется. В результате часть группы, пошедшая по низу, притормозила, затем поднялась по склону метров на 20 (местами через бурелом) и вышла на хорошую тропу, где все встретились. Набор высоты в долине не резкий, за каждый переход набираем по 60-70 м по высоте. Река течет далеко внизу, воды нет (фото 1.4). Основная проблема при движении по тропе - это земляника, которой в июле ОЧЕНЬ много (фото 1.5). Отдыхаем около гигантского камня у тропы.

Останавливаемся на обед в 12:35 у разливов реки Аламедин (фото 1.6): спустились к берегу реки, на камушки, увидев под склоном чистый ручеек. До этого чистой воды не было. Дошли сюда от турбазы за 9 переходов (3 часа ч.х.в. или 4 часа 50 минут "грязного" времени, со всеми привалами).

Выходим после обеда в 14:51. За 3 перехода доходим до слияния рек Аламедин и Алтынтор и здесь останавливаемся на ночевку в 16:35. Только успели поставить тент, как начался дождь. Слияние рек Аламедин и Алтынтор впечатляет: в Аламедине вода мутная, в Алтынторе - чистая, некоторое время потоки текут, не смешиваясь. Напор воды очень мощный, переправляться здесь не хотелось бы, даже с утра (на карте здесь обозначено место брода). Высота 2350 м (2491 по GPS, судя по всему - по карте правильнее). За день мы набрали 650 м и прошли 13,5 км. Координаты места ночевки 42 29,508, 74 39,225.

Воду берем в одном из ручьев, текущих среди кустарников. Вечером снова дождь.

10.07.12. Подъем дежурных в 5:00, всех в 5:30, выход в 7:20. Продолжаем подъем по тропе правого берега реки Аламедин. Тропа, хорошо набитая, начинает подъём среди зарослей кустарников, идёт плавным серпантином (фото 1.7). За 1 переход выходим на большую поляну, где на карте обозначен родник. Однако родник пересох, вода грязная. Вода есть в небольшом водопаде с правого борта долины, к нему можно подняться по осыпному конусу, что и сделали несколько человек (фото 1.8). Еще за 1 переход пересекаем большой луг (тропа здесь теряется, но трава невысокая, идти легко), проходим шлейф осыпи и переходим по камням/перепрыгиваем ручей - правый приток реки Аламедин, текущий в конгломератном желобе (фото 1.9). От места переправы идти прямо вдоль реки не стоит - там осыпной прижим. После перехода ручья тропа крутым серпантином уходит наверх (фото 1.10) (путь подъема от реки отмечен туром) и, перейдя через травянистый холм, выходит к разливам на реке, далее идет по травянистому берегу вдоль самой воды (фото 1.11). Общая крутизна долины увеличивается, она идет ступенями, за каждый 20-минутный переход набираем около 100 м (от 70 до 150). Пройдя под склоном, не очень четкая тропа начинает плавно подниматься на правый борт долины в направлении реки Ашутор - правого истока реки Аламедин. Не доходя до реки, тропа поворачивает налево по ходу и поднимается на уступ долины крутым серпантином (фото 1.12, 1.13). Ближе к скальным выходам тропа становится четкой, крутой, каменистой. Выйдя на ровный участок, тропа снова приближается к реке и идёт вдоль неё. Местами приходится преодолевать разливы реки, боковые русла по камням (фото 1.14). Тропа поднимается на очередной травянистый холм и выходит к нижнему озеру на реке Ашутор. Обходим озеро слева по ходу по тропе (до того на траве она местами терялась) и останавливаемся в 12:00 на обед у дальнего (южного) края озера, практически на берегу, поскольку чуть выше - поляна с высокотравьем (фото 1.15). Чуть дальше по ходу в озеро впадает ручей. Высота 3000. Вода - из ручья.

В 15:05 выходим с обеда. По тропе, еле различаемой среди зарослей травы и цветов, идем к осыпному валу, преграждающему долину. Поднимаемся на него по карману между валом и основным склоном справа по ходу (фото 1.16), затем выходим на вал (путь по камням отмечен турами), проходим по нему и спускаемся ко второму озеру по некрутому травянисто-осыпному кулуару (фото 1.17). Периодически начинается дождь. Пройдя вдоль озера, поднимаемся по тропе по травянисто-осыпному склону, идём среди больших камней. Начинается крупный град, пережидаем его 10-15 минут. Пройдя до конца верхнего озера, по тропе, идущей по травянистому склону крутизной около 30°, спускаемся к разливам на реке. Турами отмечен путь перехода. Он не очень тривиален, но, в принципе, перепрыгнуть везде можно (девушкам - с помощью) (фото 1.18). К 17 все переправляемся на правый берег реки. Подойдя по тропе под осыпной вал, теряем её на камнях. Сходив на разведку, обнаруживаем её выше по склону, перейдя через вал, идем по теряющейся, нечеткой тропе по травянистому склону, траверсируя орографически правый борт долины. Переходим через очередной осыпной вал: поднявшись на него, обнаруживаем, что к ровным местам у разливов предстоит спуститься по не очень приятному осыпному склону, прорезанному ложбиной с ручьем. Оптимальным путем, видимо, оказался вариант с траверсированием склона в верхней части, спуском в ложбину и дальнейшим спуском до реки по ней. Сразу за валом есть ровные места, но они заболочены, так что проходим еще немного вдоль разливов и находим более сухой участок под склоном у больших камней. Встаем здесь в 18:15 на ночевку. Погода явно портится. Высота места ночевки 3230м, координаты 42 26,003 74 42,830.

Дошли сюда за 5 переходов от нижнего озера (3 часа 10 минут со всеми остановками, пережиданием града, надеванием/сниманием дождевиков и накидок, 2 часа 10 минут ч.х.в.). Высота уже чувствуется&hellip

11.07.12 С утра погода отвратительная: дождь, затем снег, туман (фото 1.19). Так что начинаем вставать с 5:30, но, позавтракав, отправляемся снова в палатки пережидать непогоду. Дождь прекращается только к обеду. Выходим в 14:15. За 25 минут доходим по заболоченной долине до вала концевой морены. Поднимаемся на него и ищем путь, отмеченный турами (таких путей несколько) (фото 1.20). Плавно забирая вправо по ходу, пересекая моренные валы и гряды, приближаемся к ледникам, которые начинаются справа по ходу. Тропа на перевал Аламедин Восточный уходит левее по ходу, поднимаясь на моренные валы. Мы же идём практически без набора высоты, выбирая более удобный путь по моренным холмам. По пути проходим мимо пары ровных мест, пригодных для стоянки. Судя по описаниям, выше, среди морен, есть озеро с ровными местами около него, хотим дойти туда. Выходим на вал правобережной морены ледников и идём по его гребню (фото 1.21). Уже хорошо виден наш перевал (фото 1.22). Среди моренных валов появляются снежники. Сходив на разведку в разные стороны по морене, остаемся на небольшом, относительно ровном участке, практически напротив перевала. Встаем лагерем в 17:30. Делаем место под 1 палатку на снегу, поскольку площадку здесь выровнять проще, чем на камнях довольно крупной морены. Для двух палаток удается выровнять площадки на камнях (фото 1.23). Вода есть в ручье, текущем среди валов, в 10 минутах ходьбы от места ночевки. Мы немного не дошли до небольшого озерца, лежащего среди морен под перевалом Аламедин Восточный, но это увидели уже с подъема на наш перевал. Впрочем, ровные участки вокруг озера все равно под снегом. Холодно, пасмурно. Высота ночевки 3700м, координаты 42 24,469 74 44,742.

С места ночевки видны перевал Аламедин Западный (2А) (фото 1.24), Аламедин Восточный (1А) (фото 1.25).

12.07.12Подъем дежурных в 5:00, остальных в 5:30, выход в 7:45. С утра видимость переменная, с 6:30 периодически идёт снег, метель. Надеваем обвязки в лагере и по морене, снежникам подходим под перевал. Выйдя на снег, надеваем кошки (фото 1.26) и идем по некрутому леднику в сторону седловины (фото 1.27). Перевальный взлёт представляет собой снежный склон высотой около 150м, крутизной до 30° в верхней части. Снег довольно глубокий, ступени формируются хорошо, трещин нет (или они хорошо забиты), так что идем на индивидуальной технике с самостраховкой ледорубом. В верхней части взлёта лидеры провесили веревку перил на участке, где крутизна была чуть больше, а снега - меньше, чем на остальном склоне, но, в результате, она никому не понадобилась (фото 1.28). Погода улучшилась. На перевале группа в 9:00 (фото 1.29). Гребень снежно-осыпной, на южную сторону свисают карнизы, в основном небольшие. Тур - на камнях в левой (восточной) части седловины. Высота перевала 3972м, координаты 42 24,095 74 45,244. С перевала открывается вид на хребет Карамойнок (фото 1.30, 1.31)

На юг с перевала уходят снежники, лежащие на осыпи, крутизна склона около 20°.

Начинаем спуск с перевала в 10:10 с левой (восточной) части седловины, обойдя карниз (фото 1.32). По снегу спускаемся практически вертикально вниз, "по линии падения воды", направляясь в центральную снежно-осыпную ложбину. Через 5-7 минут спуска выходим на осыпь, засыпанную снегом. Ложбина сужается. Спустившись еще немного по ней, выходим к скальному участку, прорезанному кулуарами. Скалы заснежены, скользко, кулуары крутые: в общем, для спуска здесь необходимо вешать веревку (фото 1.33). При этом с верхней части скал видно, что этот участок можно обойти. Так что возвращаемся практически на седловину и, траверсируя склон влево по ходу, обходим по широкой дуге этот скальный выход (фото 1.34). Спускаться неудобно, свежий снег засыпал камни, скользко, периодически глубоко проваливаемся. Подойдя к "горловине" цирка, его сужению, выходим здесь на снежник без камней, крутизной 15-20°, более плотный. По нему быстро съезжаем до ручья (фото 1.35) (и еще немного по ручью, поскольку снежник лежит в его русле). Таким образом, через 45 минут с начала спуска оказываемся у зоны альпийских лугов на высоте 3520, скинув 480м по высоте. Снимаем здесь обвязки, убираем снаряжение.

Выходим в 11:25. Вначале идет что-то вроде тропы по левому берегу реки Джорбулак, затем спускаемся без тропы по лугам (фото 1.36). Спуск некрутой, долина очень красивая, множество цветов (фото 1.37). Впереди - хребет Карамойнок. Река небольшая, выбирая более удобный путь, иногда переходим её с берега на берег (фото 1.38). Через час, к 12:30, с одним привалом спускаемся по травянистому склону крутизной около 15° (фото 1.39, 1.40) к автодороге, идущей по долине реки Западный Каракол. Останавливаемся здесь на обед, спрятавшись под небольшим осыпным обрывом прямо у дороги: дует очень сильный ветер, на полянке у реки тент просто сдувает. Во время обеда периодически идёт сильный дождь. Высота 3045м.

Выходим с обеда в 15:28, дождавшись окончания дождя. Идём по дороге, через 30 минут переходим вброд через правый приток реки Каракол Западный - реку Чолоктор Северный. Интересна растительность долины: трава невысокая, но повсюду торчат "пучки" дикого лука (видимо, скот его не съедает). Через час после выхода с обеда переходим реку Иссык-Ата Южная. Часть группы перешла её вброд, часть - перепрыгнула по камням в 50 метрах ниже брода. Мимо нас проезжает машина (фото 1.41). Останавливаются, общаемся. Люди уезжают в сторону перевала в перемычке. Говорят, что машина переезжает его нормально. Пройдя мимо широкого ущелья реки Иссык-Ата, в верховьях которой находится простые перевалы Аламедин Восточный и Иссык-Ата, дорога начинает плавно поворачивать на юг. Останавливаемся у развилки: основная дорога уходит прямо, на перевал Каракол, дорога похуже отходит вправо по ходу, в нужную нам длину реки Сарыкёль. Переваливаем по ней через холм и с сожалением обнаруживаем, что в том месте, где мы собирались вставать лагерем, находится кош. Пасётся большое стадо, лают собаки. Дорога теряется на пастбище (уходит к кошу). Приходится идти дальше. Спускаемся с холма и убеждаемся, что перед нами - самое настоящее болото, причем довольно глубокое. Садится туман, идет дождь. Начинаем огибать заболоченный участок под склоном слева по ходу, затем выходим прямо на плоский участок с разливами и пересекаем его в сторону явно более сухого, приподнятого участка, выступающего "полуостровом" (фото 1.42). Перемежаются болотистые и сухие участки, перепрыгиваем через многочисленные ручейки. Наиболее мокрый участок обходим по травянистому склону с камнями слева по ходу. В конце концов, выбрав место посуше, встаем на ночевку в 18:30. Дождь прекращается, начинает идти снег. К вечеру он заканчивается, погода немного улучшается (фото 1.43). Ночью - ясное небо. Высота ночевки 3243м, координаты 42 20,872 74 50,003.

Подъем по долине р. Аламедин до слияния с р.Алтынтор 4 часа

Подъем по долинам рек Аламеди, Ашутор до нижнего озера 3 часа 20 минут

Подъем по р. Ашутор под перевал Аламедин Центр. 5 часов 25 минут

Подъем на перевал 1 час 15 минут

Спуск с перевала в верховья р. Джорбулак 45 минут

Спуск по р. Джорбулак до р. Зап. Каракол 1 час

Подъем по р. Зап. Каракол, Сарыкёль до лагеря у разливов 3 часа

Итого: 18 часов 45 минут

Выводы, рекомендации: Перевал Аламедин Центральный вполне соответствует заявленной категории 2А. В нашем случае, при большом количестве снега, он оказался с севера проще, чем бывает обычно. Перильная страховка не потребовалась. Снег, лежащий на осыпи с южной стороны, с одной стороны добавил трудоёмкости при прохождении перевала, с другой стороны позволил обойти скальные крутые кулуары по снежникам и "сцементированным" снегом осыпям. Долина реки Джорбулак живописная, радует своим разнотравьем и красивым видом на хребет Карамойнок.

2. Перевал Каратор Западный (2Б, 4140).

Категория трудности 2Б

Высота 4000 м по классификатору (4140 м по GPS)

снежно-ледовый (по классификатору)

Номер в классификаторе 2.1.11

Расположен в главном водоразделе хребта Карамойнок. Соединяет верховья рек Сарыкёль (Западный Каракол) и Каратор (Восточный Сёок).

Прохождение: 13 июля 2012 года. Описание даётся от стоянок на р.Сарыкёль - истоке р. Каракол Западный до озер к югу от перевала. На перевале тур не найден.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, индивидуальные страховочные системы, жумары, веревки, ледобуры.

Погода во время прохождения: С утра и до середины дня ясно, во второй половине дня туман, периодически снег.

13.07.12 Подъем дежурных в 5:30, всех - в 6:00, выход в 7:40. С утра солнце, небо ясное. Продолжаем подъем по долине реки Сарыкёль. Идем по травянистому заболоченному лугу (фото 2.1) и за 30 минут доходим до старого моренного вала, поросшего травой, преграждающего путь (фото 2.2). Поднимаемся на него и выходим на уступ долины. Здесь река разливается, среди валов есть ровные участки, ручейки с чистой водой - словом, хорошее место для стоянки (фото 2.3, фото 2.4). Высота 3217м. Пройдя ровный травянистый участок, подходим к осыпному склону - конечной морене ледника (фото 2.5). Поднимаемся по нему серпантином, по орографически правому берегу ручья. Обходим небольшой скальный выход в верхней части склона справа по ходу, по осыпи между скалами и ложбиной - руслом ручья. Здесь, на границе снега и камней, надеваем обвязки, кошки.

Выход на ледник Шнитникова простой: крутизна около 15°, снег еще не раскис (фото 2.6). Крутизна склона постепенно уменьшается, глубина снега - растет. Идём, тропя снег, глубиной примерно по колено. Через 45 минут выходим на плоскую часть ледника, отдыхаем, рассматривая окружающие нас цирки перевалов. Слева по ходу - цирк с седловиной перевала Каратор Восточный (2А) (389) (фото 2.7). (Правда, где седловина - в характерном понижении под скалой или правее её не очень понятно). Прямо по ходу - наш перевал - Каратор Западный (2Б) (388) (фото 2.8, 2.9), вправо по ходу уходит ледник, в верховьях которого находится перевал Ашутор Южный (1Б) (387) (фото 2.10, 2.11). Рассматриваем наш перевал - снежный склон высотой около 250м с крутизной до 45-50°, с отдельными выходами скал, подрезанный парой больших горизонтальных трещин. Решаем, что будем подниматься слева по ходу, в стороне от скальных выходов и карнизов, которые просматриваются в правой по ходу части гребня. Тем более, что крутизна склона здесь меньше, а трещины выглядят более забитыми. Решаем подойти под перевал, встать на обед и начать налегке обрабатывать склон. В 12:25 встаём на обед, ставим тент от солнца, кипятим чай (топим снег). Под перевал от начала ледника мы поднялись за 2 часа 15 минут "общего" времени, со всеми привалами. Пока готовится чай, двое выходят на склон, тропить снег, формировать ступени. Из лагеря за склоном и связкой наблюдает участник с рацией. Снег довольно мягкий, но кристаллов глубинной изморози нет, держится нормально, из-под ног комочками скатывается только свежий, выпавший вчера слой снега (фото 2.12). Дойдя до середины склона по снегу крутизной до 30-35°, "выкапываем" бергшрунд (выкапываем буквально, скопав около метра снега и обозначив края трещины). К этому времени по следам поднимается также налегке следующая связка, начинает провешивать перила. Первая связка уходит в лагерь. Там пьем чай, перекусываем и, по мере готовности, собираемся и выходим. Последние выходят с места обеда в 14:55. Чтобы всем нормально перебираться через бергшрунд, вкручиваем на его верхнем крае ледобур и вешаем на него петлю, чтобы можно было вставать в неё ногой (фото 2.13). Первая веревка перил закрепляется на ледорубе, промежуточная точка - на ледобуре. Крутизна склона - до 40°, в основном снег, местами лёд. Вторая веревка перил наибольшая по крутизне - снег, лёд крутизной до 35-45°, закрепление на ледорубе. Третья и четвёртая - крутизна около 30°, закрепление на ледорубах (фото 2.14). Пятая веревка закрепляется на ледобуре. На ледорубах, при подъёме по перилам, стоял человек. Направление провешивания веревок - в сторону скал вершины, расположенной слева по ходу. (Практически по линии падения воды, забирая чуть влево). В верхней части выходим на перевал уже без перил, по снежному склону уменьшающейся крутизны (20-15°) (фото 2.15). Седловина снежная, тура мы не нашли. К западу от седловины возвышается снежная "шапка". Между скалами и нею идёт ложбина (фото 2.16). Высота перевала 4140м. Координаты 4218,265 74 51,479. При подъеме на перевал открывается красивый вид на Киргизский хребет (фото 2.17).

Последние поднимаются на перевал к 18:16. Пока позволяет погода - идем на разведку седловины справа по ходу (западнее) по гребню. Поднимаемся на снежный "горб", идущий по центру гребня, траверсируем его на запад. Чуть приспустившись с него, разглядываем правую седловину: на ней висят снежные карнизы, скал с возможным туром под снегом не видно вовсе, так что решаем туда не идти. Заодно просматриваем возможный путь спуска: вниз уходит некрутой ледник. Погода снова начинает портиться. Выход с перевала в 18:40.

Спуск на верхнее ровное плато ледника, в общем-то, прост: надо траверсом пройти около 30-40м по снежному склону крутизной около 20° (фото 2.18, 2.19). Однако, некоторой проблемой выглядит скальный обрыв слева по ходу (скальный кулуар чуть левее седловины) (фото 2.20). (Видимо этот кулуар - возможный путь спуска с перевала Каратор Западный с выходом сразу в цирк перевалов Каратор Восточный, Тесный, к верхнему озеру (3740) в их цирке. Скорее всего кулуар крутой и камнеопасный. Возможно, это перевал Нежданный (2А) из безымянного описания, предоставленного нам В. Ляпиным). Учитывая, что время уже вечернее, все устали, для безопасного прохода вешаем веревку перил. Закрепление перил на ледорубах (фото 2.21). После прохождения траверса забираем левее по ходу, на локальное выполаживание (фото 2.22). Продолжая спуск, идём по снежному склону. Он некрутой (около 25°), но снег на нём очень глубокий, то и дело проваливаемся до середины бедра (фото 2.23). Западная седловина перевала остается справа по ходу (фото 2.24), снежный "горб" между седловинами с юга обрывается фирновой стенкой с карнизом. Начинает садиться туман. С большим трудом добираемся до камней, здесь собираемся и ждем, пока хоть немного развиднеется. По относительно плотному снежнику доходим до следующей зоны камней. Начинаем спуск по морене (камни среднего размера), придерживаясь ручья, вытекающего из-под ледника, и почти сразу выходим к скальному сбросу, перегораживающему спуск. Переходим ручей на правый берег и уходим по крупным камням вправо по ходу. Обойдя участок скальной стенки, выходим на снежный "галстук" (гимнастическая страховка) и спускаемся по нему к подножью скального пояса (фото 2.25). Продолжая спуск, выходим в мульду и, перейдя её, снова выходим к поясу крупных камней (фото 2.26). Снимаем здесь кошки. Дальнейшее движение по скально-осыпному склону - серпантином, встречаются участки лазанья, используем гимнастическую страховку. Крупные камни чередуются с выходами скал, обходим их по полкам. Спустившись со склона, проходим еще около 20 минут по средней и крупной морене (фото 2.27, фото 2.28). Самое неприятное здесь - участки снега между камней, скользко. Выходим к берегу озера и обходим его справа по ходу по камням. Местами путь проще по камням среди воды по самому берегу озера. Выбираемся на зеленый холм. Здесь сыровато, местами глина (видимо, склон недавно вытаял из-под снега), но у нас, в общем-то, вариантов нет: уже смеркается, за день все устали. Так что остаемся на ночевку здесь, на южном краю верхнего озера (фото 2.29, 2.30). Высота 3766м, координаты 4217,672 74 51,119.

С перевала мы спустились сюда за 2 часа с учетом всех привалов, в лагере - в 20:45, как раз темнеет.

Подъем по р Сарыкёль под ледник 1 час 35 минут

Подъем по леднику Шнитникова под перевал 2 часа

Предварительная разведка, провешивание первых веревок 2 часа 30 минут

Подъем всей группы на перевал Каратор Западный 2 часа 45 минут

Спуск с перевала до озёр 1 час 40 минут

Итого: 10 часов 30 минут

Выводы, рекомендации: Перевал Каратор Западный соответствует категории 2Б. При прохождении его с севера на юг седловина, пройденная нами, кажется более логичной, чем западная. При прохождении в обратном направлении - логичной кажется западная седловина. Однако, спуск с неё выглядит круче. Кроме того в такой снежный год, как у нас, возможны карнизы как на седловине, так и на восточном гребне вершины 4263.

3. Перевал Тесный (2А, 4000).

Категория трудности 2А

Высота 4050 м по классификатору (4004 м по GPS)

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе 2.3.4

Расположен в южном отроге хребта Карамойнок. Ведет из верховьев реки Каратор в верховья реки Джаман-эчки.

Прохождение: 14 июля 2012 года. Описание даётся от стоянок на озерах к югу от перевала Каратор Запдный до реки Джаман-эчки. С перевала снята записка группы туристов из г. Югорска (ХМАО-Югры) (4 человека, поход 4 к.с) от 08.08.2009г (предыдущая записка т/к "Инструментальщик" от 15.08.86, руководитель Власенко Ю.А.).

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, индивидуальные страховочные системы, жумары, веревки, ледобуры, петли.

Погода во время прохождения: С утра и до середины дня ясно, во второй половине дня переменная облачность.

14.07.12 Подъем дежурных в 5:30, остальных - в 6:00, выход в 8:26 (собираемся не торопясь, подсушиваемся после вчерашней непогоды).

Спустившись с места ночевки на холме, обходим озеро, на южном берегу которого мы стояли, и по осыпям выходим к нижнему, большому озеру (фото 3.1). Пройдя вдоль его северного берега, не уходим по ручью в долину реки Каратор (фото 3.2), а поворачиваем влево по ходу, чтобы сократить путь подъема к перевалу, траверсируя борт долины. По снежникам (на одном из них участник провалился в снег по грудь! Вероятно, была "дырка" около камней (фото 3.3) ) и осыпям крутизной около 20-25° спускаемся к ручью - левому истоку реки Каратор, и идём вдоль него (фото 3.4). Дорогу перегораживает скально-осыпной уступ. Идем вдоль русла ручья и поднимаемся на вал. Также возможен подъем на него по осыпи в правой по ходу части склона, но здесь круче. Выйдя на уступ долины, перепрыгиваем/переходим по снегу на правый берег ручья, вдоль которого поднимались, и идём по пологим осыпям и снежникам в сторону хорошо заметной седловины перевала Тесный (фото 3.5, 3.6). Дойдя до большого снежника, выводящего под перевал, останавливаемся, чтобы надеть обвязки и очки, достать поближе снаряжение. От места ночевки сюда дошли за 3 перехода (1 час 35 минут "общего" времени, со всеми привалами или 1 час 05 минут "чистого" времени). Высота 3840м. Перевал Тесный перед нами. На него ведет скально-осыпной кулуар крутизной около 30-35°, достаточно широкий. Подойти под начало кулуара можно по снежному склону крутизной до 25-30°. Практически напротив перевала Тесный находится, видимо, вчерашний кулуар, ведущий почти с седловины перевала Каратор Западный (фото 3.7). Виден гребень, в котором находится перевал Каратор Восточный.

Выходим на снег и за 20 минут подходим по нему к кулуару (фото 3.8, 3.9). Поднимаемся по снегу максимально высоко, затем - выходим на камни. Осыпь подвижная, идём очень плотной группой, "косыми галсами", пересекая кулуар то в одну, то в другую сторону. В верхней части подъёма прижимаемся к скалам левого по ходу борта кулуара и поднимаемся вдоль них - здесь осыпь устойчивее, можно придерживаться руками за скалы (фото 3.10). Поднимаемся на перевал за 50 минут. Седловина узкая, скальная. Снимаем записку группы из г.Югорска (поход 4 к.с., 2009 год), предыдущее прохождение было в 1986 году группой т/к "Инструментальщик" из г.Фрунзе. В общем, перевал сложно назвать популярным. Высота перевала 4004м, координаты 4218,466 74 52,423 (фото 3.11).

На спуск вешаем перила. Вниз уходит крутой скально-осыпной кулуар, ниже - довольно крутой (около 45°) лёд. (Вернее, кулуаров с гребня ведет несколько, после разведки решаем спускаться именно там, где находится тур: здесь короче, хоть и круче, есть возможность надежно закрепить перила). Первую веревку закрепляем на выступе (фото 3.12), вторую - на льду (фото 3.13). Затем, по снегу уменьшающейся крутизны (от 30° до практически горизонтали), спускаемся в сторону ледового пятна у конца ледника, где, на морене у озерца под языком, остаемся на обед. Путь спуска с перевала виден на фото 3.14, 3.15. Спуск с перевала всей группы по 2 веревкам перил, их сдергивание, дальнейший спуск к языку ледника заняли у нас 1 час 50 минут. После обеда начинаем спуск сначала по осыпным шлейфам, затем, забирая влево по ходу, выходим на травянистый склон крутизной около 20°. Спускаемся по нему к ручью и переходим его по камням на левый берег. Держим направление на голубое озерцо, которое было видно еще с перевала: перед осыпным прижимом ручей немного подпруживается, место очень живописное (фото 3.16). С вала в озеро спускается крутой снежник (фото 3.17). Что с водой дальше, при подъеме на следующий перевал - непонятно. Поэтому, хотя еще только середина дня (16 часов), решаем остаться на ночлег здесь, устроив полуднёвку. От языка ледника спустились сюда за 20-30 минут. Высота места ночевки 3448м, координаты 4218,492 74 53,723.

Пройдя ниже по ручью, обнаружили, что люди здесь бывают: по левому берегу ручья идет не очень четкая, но тропа, на ручье, рядом с основным руслом, местами сложены каменные стенки (купальни???). С востока седловина перевала Тесный не выглядит очевидной - провалов в гребне много, однако с запада именно этот кулуар является основным спусковым (фото 3.18).

Подъём от озер под пер. Каратор З. под пер Тесный 1 час 05 минут

Подъем на перевал 1час 10 минут

Спуск с перевала до языка ледника 1 час 50 минут

Спуск от ледника до реки 30 минут

Итого: 4 часа 35 минут

Выводы, рекомендации:Перевал Тесный - несомненная 2А, вряд ли его категория трудности уменьшится при изменении условий, разве что в сторону усложнения, если на восточном склоне уменьшится количество снега. Подъём на перевал с запада по осыпи не очень приятный, камнеопасно, необходимо идти плотной группой. Перевал логичен, позволяет избежать довольно длинных обходов по долинам.

4. Перевал Шалабудин (Д\'ркина) (1Б, 3890). Первопрохождение.

Категория трудности 1Б

Высота 3890

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе нет

Расположен в южном отроге хребта Карамойнок, к северо-востоку от вершины 4097.3, в её плече. Ведёт из верховьев реки Джаман-эчки в верховья реки Шаркыратма.

Прохождение: 15 июля 2012 года. Описание даётся от реки Джаман-эчки до реки Шаркыратма.

Погода во время прохождения: С утра и до середины дня ясно, во второй половине дня переменная облачность, начинается снег, дождь.

У нас было несколько вариантов дальнейшего движения по маршруту после перевала Тесный: 1) вниз по ручью до слияния с рекой Шаркыратма, затем по ней, в цирк перевалов 395-396 2) прохождение неизвестной седловины в гребне между вершинами 4097.3 и 4163.0, выводящей на ледник к северу от перевала 395 3) прохождение неизвестной седловины в том же гребне, но расположенной южнее. С безымянного ледника, спускающегося с вершины 4097.3, она, судя по карте, выводит в цирк к югу от перевала 395.

Мы выбрали третий вариант: самой седловины с перевала Тесный видно не было, но ледник, плавно поднимающийся под гребень, выглядел очень привлекательно (фото 4.1).

15.07.12 Подъем дежурных в 5:00, всех - в 5:30, выход в 7:35. Ясно, солнечно.

Начинаем длинный подъем под язык ледника. Возможный путь подъема мы рассматривали накануне, с перевала Тесный. Под ледник можно подняться от реки сначала по травянисто-осыпному склону (по его центру идет ложбина, видимо, с ручьём), затем нужно уйти левее по ходу на морены, огибая скальный короткий отрог и, по снежникам и моренам, выйти на ледник.

Практически от лагеря поднимаемся по некрутому травянистому склону с камнями (около 20-25°) (фото 4.2) вправо-вверх, двигаясь по орографически левому берегу ложбины с ручьём, текущим из-под нашего ледника. За полчаса выходим на локальное выполаживание склона. Переходим ложбину и, забирая влево по ходу, начинаем подъем по осыпи по естественному продолжению ложбины. Начинаются морены, снежники. Сверху стало видно, что по правому берегу ложбины с ручьем, по травянистому гребню параллельно нам, идёт тропа. Ведёт на пастбища??? Поднявшись на вал, выходим на морены ледника. С подъема открывается южный цирк перевалов Гостеприимный, Белорусских туристов (фото 4.3, 4.4). По моренам, выбирая путь между валами преимущественно по снежникам (фото 4.5, 4,6), выходим к языку ледника. Высота 3710. Поднимаемся на язык ледника по льду крутизной до 30° ("в лоб", чтобы потренироваться: можно было обойти ледовое зеркало по большой дуге справа по ходу по снегу) (фото 4.7). Хорошо виден перевал Тесный (фото 4.8). Далее следует участок горизонтального закрытого ледника. Плавной дугой огибаем вершину 4097, в плече которой находится наш перевал (фото 4.9). Непосредственно перед перевальной седловиной - обширная мульда с большими разломами в её южной части (фото 4.10). Огибаем мульду слева по ходу и по снежному склону крутизной до 25-30° выходим на перевал (фото 4.11). Седловина перевала снежно-скальная. Складываем тур (фото 4.12). Интересным для восхождения выглядит северо-восточный гребень вершины 4097, уходящий с перевала. Высота перевала 3980. Складываем тур. Называем перевал Шалабудин (Д&rsquoркина) в честь поэта, музыканта, певца Вени Д&rsquoркина. Мы поднялись на перевал от места ночевки за 3 часа с учетом всех привалов (или за 2 часа 10 минут "чистого" времени). Высота перевала 3981м, координаты 4218,658 74 54,777.

В 11:10 начинаем спуск с перевала по скально-осыпному кулуару крутизной 35-40°. Через десяток метров кулуар сужается, его крутизна увеличивается, в нем появляются снег и лёд (фото 4.13). Так что вешаем для спуска 1 веревку перил. После спуска по ней есть возможность укрыться от живых камней, выкатывающихся из-под ног спускающихся, спрятавшись за скальным выходом слева от кулуара. Дальнейший спуск по мелкой и средней осыпи крутизной около 30° приводят под следующий перевал - №395 (фото 4.14). Спуск с перевала Шалабудин по перилам, сдергивание веревки, спуск всей группы по осыпи заняли у нас 1 час. Так что к 12:30 мы уже спустились под перевал. Обедаем.

Подъём от реки Джаман-Эчки под ледник 1 час 15 минут

Подъем по леднику на перевал 55 минут

Спуск с перевала до верхнего моренного цирка 1 час

Итого: 3 часа 10 минут

Выводы, рекомендации:Перевал Шалабудин категорирован нами как 1Б. При его прохождении 1 веревка перил при спуске на восток реально требуется. Перевал позволяет сделать "змейку" вдоль главного хребта без сильного спуска вниз по долинам. Перевал с западной стороны замечательный: с подъёма открываются хорошие виды, разломы у седловины выглядят серьёзно (но легко обходятся), подъём по некрутому ледовому языку позволяет потренировать технику хождения на кошках в походах от 2-3 к.с. Один из самых понравившихся перевалов за поход, несмотря на свою относительно небольшую сложность. Красивый и безопасный.

5. Перевал №395, радиально. Первопрохождение с юга. (1Б, по факту прохождения)

Категория трудности 1Б с юга, оценить сложность при сквозном прохождении не удалось

Высота 3990 м по GPS

Номер в классификаторе нет

Расположен в главном водоразделе хребта Карамойнок. Ведет из верховьев реки Шаркыратма в верховья реки Джиндысу.

Прохождение: 15 июля 2012 года. Описание даётся от морен южного цирка перевала до перевальной седловины, спуск через восточную седловину перевала до реки Шаркыратма.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы. При сквозном прохождении перевала потребуются расходные петли, индивидуальные страховочные системы, ледобуры, веревки.

Погода во время прохождения: переменная облачность.

После обеда начинаем подъем на осыпной склон перевала №395. Высота склона 200м, его средняя крутизна 30° (изменяется от 20° в нижней части склона до 40° в верхней трети подъёма), осыпь местами "живая", на склоне пятна снежников (фото 5.1). Выбираем путь по широкому осыпному кулуару слева по ходу. По осыпи поднимаемся примерно на 1/3 склона, затем выходим на снежник (фото 5.2). По нему идти быстрее и проще, но в верхней части слой снега становится меньше, крутизна увеличивается, появляется лёд. Огибаем скальный выход по снежной полочке под ним и поднимаемся на него с гимнастической страховкой. Поднимаемся по простым разрушенным скалам (фото 5.3). В верхней части подъёма крутизна склона снова уменьшается, выходим по осыпи на перевальный гребень (фото 5.4). Подъем из-под перевала занял у нас 1 час. Высота 4028м. Перевал Шалабудин (Д\'ркина) отсюда виден не очень хорошо, но угадывается (фото 5.7) Вниз с перевала на север свисает карниз, пути спуска не видно (фото 5.5). Пытаемся разглядеть его, пройдя вправо по ходу (на восток) по гребню (осыпь, снег) и выйдя на контрфорс, отходящий от локальной вершинки к востоку от перевала. Спускаемся метров на 50 по высоте по контрфорсу по снегу, лежащему на скалах, но перевал с севера так и не просматривается из-за "выпуклых" снежных надувов. Видно, что под склоном старые следы лавин, сам же склон не виден. Виден верхний моренный цирк ледника (фото 5.6). Возвращаемся на гребень. Обойдя вершинку с юга по простым скалам, пытаемся просмотреть путь спуска на север с этой, параллельной седловины перевала (фото 5.8). Здесь обзор лучше: видно, что вниз уходит снежный склон крутизной около 35°, высотой, судя по карте, 150м (фото 5.9). Как минимум 2 веревки перил повесить придётся. Ищем место для закрепления веревки (за скальный выступ), решаем, что будем спускаться здесь. Возвращаемся на перевал к группе и, уже все вместе, траверсируем гребень. Пока достаём веревки, лидер кидает вниз комок снега. Раздаётся шуршание и, через некоторое время, внизу вырастает обширный лавинный конус. Решаем, что не пойдем перевал, пройдём в соседний цирк, обойдя понизу с юга разделительный отрог. Пока ходили по гребню, погода портилась (фото 5.10), когда же решили спускаться - она резко улучшилась J. Высота этой седловины перевала 3990м, координаты 4218,737 74 55,099.

Спуск начинаем с этой параллельной седловины, по широкому осыпному кулуару. Осыпь живая, спускаемся плотной группой, затем 2 плотными группами (поскольку нас много), дожидаясь друг дружку. Идем "зигзагом". Пытаемся выйти на снежник, но там слой снега маленький, под ним - лёд, так что снова возвращаемся на осыпь. Постепенно забираем вправо по ходу, проходим под скальным выходом и, в нижней трети спуска, выходим на снежник. Его крутизна в верхней части около 30°, в нижней она уменьшается. Снег не глубокий, можно глиссировать. Спускаемся по снегу до морен и здесь останавливаемся, чтобы снять обвязки. Спуск с гребня занял у нас 30 минут (фото 5.11).

Далее спускаемся по снежникам и моренам практически по центру долины (фото 5.12). Идём по крупному курумнику, спускаемся по нему вправо по ходу на выполаживание. Дойдя до конца отрога, разделяющего цирки перевалов 395 и 396, поворачиваем влево по ходу и, сначала по осыпи, а затем по травянисто-осыпному склону крутизной до 30° спускаемся к реке Шаркыратма (фото 5.13, 5.14). На небольшом участке река течет в очень красивом каньоне с отвесными скальными стенками. Траверсируя склон, спускаемся к реке выше каньона. Здесь есть ровные места у воды, но они сыроваты, поэтому, переправившись через реку по камням, поднимаемся вдоль неё и останавливаемся на травянистой террасе, на холме, где суше (фото 5.15, 5.16). Вода - из ручья. Из-под перевала спустились сюда за 1 час 10 минут (40 минут "чистого" времени). Высота 3584м, координаты 4217,960 74 55,475.

Подъём на перевал 1 час

Спуск с перевала до верхнего моренного цирка 30 минут

Спуск по моренам в верховья р. Шаркыратма 40 минут

Итого: 2 часа 10 минут

Выводы, рекомендации: К сожалению, из-за лавиноопасности на склонах пройти перевал насквозь не удалось. Подъём с юга соответствует 1Б, при меньшем количестве снега на снежниках могут потребоваться кошки. Спуск на север не выглядит простым, крутизна склона не меньше, чем у перевала Аламедина Центральный примерно при той же длине склона. При сквозном прохождении трудность перевала может возрасти до 2А.

6. Перевал 396 (Джиндысу) (1Б, 3923), первопрохождение.

Категория трудности 1Б

Высота 3923 м по GPS

Номер в классификаторе нет

Расположен в главном водоразделе хребта Карамойнок. Ведет из верховьев реки Шаркыратма в верховья реки Джиндысу (восточная ветвь ледника).

Прохождение: 16 июля 2012 года. Описание даётся от реки Шаркыратма до реки Восточный Каракол, устья реки Ит-Урду.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, индивидуальные страховочные системы, ледобуры, веревки.

Погода во время прохождения: переменная облачность, в середине дня туман, снег, метель, к вечеру дождь.

16.07.12 Подъём дежурных в 5:00, всех - в 5:30, выход в 7:50.

С утра ясно, холодно. На траве, на палатках иней (фото 6.1).

От места ночевки переходим через ручей на его орографически правый берег и поднимаемся по травянисто-осыпному склону за 1 переход (30 минут) в верхний цирк перевала (фото 6.2). Верхний цирк осыпной, между моренными холмами лежат снежники. По осыпям и снежникам подходим под перевальный взлёт, придерживаясь левой по ходу части осыпного цирка. Взлёт осыпной, его крутизна 25-35°. Перед перевальным взлетом ложбина, заполненная снегом. Вправо по ходу на вершину 4199.4 поднимается красивый волнистый ледник. Наверное, восхождение на него вполне реально в походах от 3 к.с., хотя превышение по высоте от начала ледника до вершины значительное, около 400м (фото 6.3).

Поднимаемся на перевал по осыпи, забирая влево по ходу и, через 55 минут, выходим на его широкую снежно-осыпную седловину (фото 6.4, 6.5, 6,6). Высота перевала 3923м, координаты 4218,668 74 56,229.

Прямо вниз отсюда уходит снежный склон крутизной около 30°, правее (восточнее, с отрога) также снежный склон крутизной до 40°. Снега на склоне много, несмотря на холодную ночь, он достаточно мягкий, так что решаем не рисковать, а спускаться с перевала, уйдя на восточную ветку ледника. Эта ветвь спускается со склонов вершины 4199,4 на север, затем плавно поворачивает на запад. Крутизна её существенно меньше (от 20° до практически горизонтальных участков). Именно с этой ветви можно выйти на перевал №397, что мы изначально и собирались сделать. Но погода снова портится, начинает идти снег. Боимся, что застрянем из-за непогоды между перевалами 397 и 398, к тому же, судя по общей снежно-ледовой обстановке, перевал 398 также может оказаться лавиноопасным&hellip Поэтому решаем спуститься с перевала 396 напрямую в долину реки Джиндысу, а затем по ней к Восточному Караколу.

Огибаем снежно-осыпную вершинку к востоку от седловины (фото 6.7). Сначала идем по снегу, затем выходим на осыпь и траверсируем справа по ходу склоны скальной вершины в гребне отрога, разделяющего восточную и центральные ветви ледника. Она обрывается на север отвесными скалами. Справа по ходу от осыпи - бергшрунд, который выглядит забитым снегом (фото 6.8). После разведки, решаем, что спустимся по осыпи на снег, свяжемся и пойдем по леднику с одновременной/переменной страховкой (фото 6.9). Ледник некрутой, большая часть трещин забита. За 1 час 15 минут спускаемся к моренам. Идет снег, видимость не очень хорошая. По сырым моренам, придерживаясь понижений между валами, спускаемся к истокам реки (заключительный участок спуска - по осыпному склону крутизной до 30°). С морены цирк перевала виден не весь, но понятно, что наш путь был, пожалуй, самым простым и безопасным: на склонах много снега (фото 6.10, 6.11, 6.12, 6.13). Дальнейший спуск - по травянистой долине реки Джиндысу. Сначала без тропы спускаемся к реке, проходим немного вдоль её правого берега. Когда идти становится неудобно (осыпной прижим) - переходим реку по камням на левый берег. Через некоторое время переходим на левый берег левого истока реки Джиндысу. Появляется тропинка, поднимающаяся от реки чуть выше, на травянистые террасы, идём по ней. Вокруг пасутся стада (фото 6.14). В основном - молодые бычки. Спускаемся до большого камня и останавливаемся здесь на обед (вода - в небольшом ручейке). Пользуясь "окном" хорошей погоды, подсушиваем вещи (фото 6.15). С перевала (с момента выхода на ледник) к месту обеда мы спустились за 1 час 50 минут. Видна панорама северного цирка перевалов 395-396, правда, седловина, с которой спустились мы, закрыта отрогом (фото 6.16, 6.17). После обеда продолжаем спуск по тропе левого берега реки Джиндысу. Тропа достаточно четкая, траверсирует левый борт долины, затем спускается на её дно. Через 1 переход подходим к "зоне травянистых холмов", перекрывающей долину поперек (фото 6.18). Обходим её слева по ходу, по тропе. Идём по тропе, траверсирующей травянистый левый склон долины, затем, когда она уходит влево по ходу, переваливая через отрог, спускаемся на дно долины, где также идёт тропа. Снова дождь. Спустившись за 1,5 часа к месту слияния реки с рекой Восточный Каракол (здесь, на слиянии, кош), переходим по мостику реку Джиндысу на правый берег и выходим на грунтовую дорогу. По ней спускаемся до устья реки Итурду. По дороге проходим мимо двух кошей, здесь уже пасутся и коровы, и лошади. Обитатели кошей поят нас кумысом. Проходим мимо моста через реку Каракол Восточный (тропа идет высоко над рекой, через мост переезжали пастухи, поэтому мы его разглядели). Основная, проезжая дорога идёт на этом участке долины по левому берегу реки Каракол Восточный. У впадения реки Итурду в реку Восточный Каракол также находится кош. Поднимаемся немного по реке и ищем подходящее для бивуака место. На левом берегу хороших мест нет, к тому же здесь пасется скот. На правом явно ровнее, но переправиться через реку не очень просто. Походив вдоль реки, понимаем, что самое удобное место переправы - или вброд там, где дорога переходит через реку, или - чуть ниже по течению - попытаться перепрыгнуть по камням. Переправившись, поднимаемся на берег и встаем здесь, под склоном, на поляне среди зарослей кустов (арча, цветущий шиповник). От места обеда спустились сюда за 2 часа 30 минут. Высота 2819м, координаты 42 22,113 75 00,812.

На следующий день у нас днёвка. Отправляемся за заброской, которую нам должны привезти к условленному месту. Спускаемся немного по реке Восточный Каракол, но моста, обозначенного на карте, увы, нет. Спрашиваем у обитателей коша, они говорят, что моста здесь нет, есть выше (тот, который мы видели вчера) и далеко внизу. Вздохнув, снова переправляемся через реку и идём ко вчерашнему мосту. Он находится чуть ниже коша, спускаемся к нему по травянистому склону и по тропе, и без тропы. По пути встретили великолепный табун лошадей. На склоне интересная система небольших арыков, устроенных, видимо для того, чтобы лучше росла трава на пастбище. Перейдя через реку, поднимаемся по дороге (в принципе, идём вниз по долине, но здесь на дороге локальный подъем) к слиянию рек Кегеты Южная и Каракол Восточный. Здесь, в тени камушка, устраиваемся ждать машину. Пока есть время - сходили по дороге вниз, посмотрели, нет ли моста здесь. Действительно нет (прошли вниз около получаса). Немного запоздав, машина привозит нам заброску (а также замечательные шоферы привезли нам хлеб и арбуз). Оказывается, они пытались нас ждать у нижнего моста, который находится довольно далеко отсюда. Хорошо, что им сказали, что группа спустилась к дороге и находится выше по долине J.

Оставшуюся часть дня разбираем продукты, отдыхаем. Утром и вечером через лагерь прогоняют стадо коров (фото 6.19).

Подъём под пер. Джиндысу (396) 1 час

Подъем на перевал 55 минут

Траверс гребня, разведка спуска 45 минут

Спуск с перевала до языка ледника 1 час 15 минут

Спуск по моренам до реки Джиндысу 35 минут

Спуск до реки Вост. Каракол 1 час 30 минут

Спуск до устья реки Итурду 1 час

Итого: 7 часов

Выводы, рекомендации: Перевал 396 - полноценная 1Б, требующая уверенного движения по осыпям и хождения в связках по закрытому леднику. Вариант прохождения перевала не напрямую, а через восточную ветвь (так, как прошли мы) может и несколько удлиняет путь, но существенно его упрощает: если бы не закрытый ледник с трещинами, перевал проходился бы "на индивидуальной технике". Перевал логичен в связке с перевалом 397, ждущем своих первопроходцев. Мы назвали перевал Джиндысу (написав это название в записке, оставленной в туре), по названию реки, в верховьях которой он находится. Уже в Москве поняли, что перевал с таким названием уже существует на Киргизском хребте (3Б, 1.4.28 по классификатору). Так что его явно надо будет переназвать! Пусть пока остается как 396.