Руководитель: И.Кузнецова, Москва

Ходовое время: 8-10

Перепад высот: 270 м

Долина р. Шабага – оз. Нижнее Шавлинское

Накрапывает дождь, неторопливо собираемся выходить из лагеря. К нам пришли гости: местные погонщики лошадей, предлагают транспорт за 500 рублей в сутки. Но в наши планы это предложение не входит. Вежливо отказываемся. Идём самостоятельно.

Тропа на Шавлу идёт по смешанному лесу.

Следует выбирать самую верхнюю, чтобы на увязнуть в болоте на стрелке рек. Её мы и выбрали, но не помогло: в дождь ручьи везде.

Выше слияния есть одна более-менее ровная площадка, но до воды там далековато и нет дров. Проходим безлесый участок, затем поросли кустарника, в районе первой запруды на Шавле появляется лес, но тропа там идет крутым траверсом по левому берегу. Нормальных стоянок там тоже нет. Отсюда виден ледник под перевалом Москвич.

На Нижнем Шавлинском жизнь кипит: есть небольшой магазинчик, ассортимент совпадает с перечнем в избушке на Орое, много отдыхающих. Советуем пришедшим не лениться и уходить на стоянку выше, за «поляну идолов». Там тише и чище.

Вечером пейзаж украсила двойная радуга.

10 июля. Нижнее Шавлинское озеро – морена под перевалом Орбита

Нижнее Шавлинское озеро – Верхнее Шавлинское озеро

Тропа, каменные завалы

4,8

+180

З

4-00

Солнечно

В.Шавлинское озеро – морена под пер.Орбита

3,6

+450

ЮЗ

3-15

Протяженность пути: 8,4 км

Ходовое время: 7-15

Перепад высот: 630 м

Нижнее Шавлинское озеро – Верхнее Шавлинское озеро

Утром выходим с «поляны идолов». Тропинка выводит нас в местечко со столбиками из камней, после него спускаемся по каменному завалу вниз, затем продолжаем набирать потихоньку наверх. Солнечно, жарко.

Подходим к Верхнему Шавлинскому озеру. Вот тут и начинаются испытания. С одной стороны можно было пойти по левому берегу, но мы выбираем путь по правому, т.к. уровень воды в озере высокий, и группе придётся уходить после обхода наверх по бараньим лбам, поросшим травой. Мы выбираем хоженую тропу, но тут выясняется, что в группе есть человек, который очень боится ходить по камням. Из-за этого 20-ти минутный переход через каменный завал превращается в 2-х часовой… с тренировочными шаганиями, воодушевительными и воспитательными беседами, разгрузкой рюкзака участницы.

После испытания обедаем и купаемся. Спрашиваем Катю, готова ли она идти дальше, т.к. дальше легче не будет. У Кати настрой боевой.

В. Шавлинское озеро – морена под пер. Орбита

Выходим в направлении ночевки под перевалом Орбита. Путь на неё пролегает по моренному гребню, подъем на который располагается в правой по ходу движения части моренного вала. Тропа отмечена турами.

Для того, чтобы туда попасть, переходим по бревнам два рукава Шавлы и попадаем к подножию моренного вала, находим тропу, поднимаемся наверх и попадаем на гребень.

Вид с гребня захватывает дух: суровое могущество мощных ледников и изящно строгие линии вершин, а внизу – мутно-зелёные озёра и грохочущие потоки, их наполняющие.

Когда выходим с гребня на пологую часть морены под ледником, устраиваемся на ночлег.

Отсюда уже видно наш перевал – Орбиту.

11 июля. Связка перевалов Орбита и Москвич – морена под перевалом Москвич (д. р. Юнгур)

Подъем на пер. Орбита – спуск на ледник

Закрытый ледник, снег, осыпь

2,4

+470/-80

З

8-00

Облачно, ветрено

Верховья ледника под пер. Москвич – спуск с пер. Москвич до морены

Закрытый ледник с трещинами, обледенелая осыпь, снег, крупные камни

2,4

+50/-230

Ю

7-30

Протяженность пути: 4,8 км

Ходовое время: 15-30

Перепад высот: 830 м

На сегодня запланировано прохождение связки перевалов Орбита и Москвич категории 1Б. Выходим со стоянки на морене под ледником, ведущим на перевал Орбита. Вчера встречная группа из Новосибирска предупредила нас о лавиноопасности в районе. Снега, и правда, много.

Подъем на пер. Орбита – спуск на ледник

Ледник, на который мы выходим с морены, пологий, на снимках из прошлых походов трещины на нем не просматривались, но в этом году ледник закрыт. Идём под перевал в связках, ближе к правому склону цирка, т.к. здесь путь полегает без перепадов высоты.

У лавинного конуса под перевальным взлётом Орбиты развязываемся. Поднимаемся к осыпному промежутку по следам друг друга. Снег жесткий, поэтому идём в кошках.

Преодолеваем живой осыпной участок и снова выходим на снег.

Крутизна склона 30-35 градусов, снега много (по колено и глубже), здесь он мягкий, но кошки снимать неудобно.

Принимаем решение подниматься с самостраховкой жумаром или узлом Бахмана по перилам. Первого выпускаем на страховке по линии падения воды. Точка крепления – закопанный плашмя ледоруб. Остальные поднимаются с самостраховкой по перилам.

На подъём уходит много времени: высота перевала из-за выпавшего снега оказалась больше указанной в описаниях прошлых лет на 100 м. От осыпи до седловины получилось 5 веревок…

От руководителя: правильным ли было моё решение подниматься по перилам, утверждать на 100 не могу. Мною руководило предположение о лавиноопасности и состояние здоровья одной из участниц. Коваленко Катя пожаловалась на дискомфортные ощущения от головокружения. Днём ранее именно у неё был страх и неуверенность перед прохождением каменного завала. Здесь крутизна и протяженность склона подтолкнули меня подстраховаться на случай Катиного срыва. По перилам она шла уверенно.

Было потрачено много времени и моральных сил остальных участников. Надеюсь, ненапрасно.

Собравшись на тесной площадке седловины (в левой части по ходу нашего движения небольшая снежная «подушка», остальная часть перевала – надутый снежный гребень, записку оставить негде), принимаем решение спускаться с перевала по перилам, руководствуясь лавинной обстановкой и описаниями прошлых лет (внизу ледник с трещинами). Последний участник сдергивает первую веревку с помощью «ледорубного креста», на второй уходит с нижней страховкой.

Верховья ледника под пер. Москвич – спуск с пер. Москвич до морены

Спустившись на пологую часть ледника, организуем 3 связки и идём правым бортом в сторону перевала Москвич, обходя зону больших трещин в левой части ледника.

Выходим на узкую перемычку седловины, немного отдыхаем, разведываем спуск, оставляем в туре записку.

На спуске идем с самостраховкой ледорубом, в кошках, «на 3 такта». Склон крутизной 30-35 градусов покрыт коркой неглубокого наста, под ним обледенелая осыпь.

На оттаявшем участке сыпухи за большими камнями снимаем кошки и идём вниз до боковой морены, которая угадывается лишь по небольшому холмику, покрытому глубоким снегом.

На камнях Катя Коваленко чувствует себя опять неуверенно. Разделяемся на 2 группы: самые быстрые и ловкие уходят вперед, с Катей остаются двое терпеливых. Убеждаем её оставить рюкзак и спускаться налегке, за которым потом возвращается один из участников.

На боковой морене группа собирается около 9-ти вечера, устали. Стоять под перевалом небезопасно. По глубокому раскисшему снегу, который в секунды смерзается вокруг ноги, проваливаясь иногда по бедро, идём по морене вниз, присматривая безопасное место для ночлега. Встаем на уровне языка ледника, на моренных отложениях. Вода в ручейках под камнями.

Руководитель принимает решение о позднем подъёме и полуднёвке на завтра.

12 июля. Долина реки Юнгур – нижнее озеро левого притока Юнгура, полуднёвка

Протяженность пути: 7,6 км

Ходовое время: 7-30

Перепад высот: 650 м

За предыдущий день группа сильно устала, поэтому на сегодня планируется небольшой переход до одного из нижних озёр под пер. Терешковой. Просыпаемся в 9 утра, тепло. Завтракаем, морально и физически отдыхаем.

К 11.00 выходим с морены вниз по долине реки Юнгур.

Морена под пер. Москвич – левый приток р. Юнгур

Начало пути проходит по каменистым берегам истоков Юнгура. Выбираем удобные для движения варианты. Подходим к травянистой «подушке», после неё уходим левее, т.к. прямо – обрыв.

Спускаемся на дно долины по осыпному выносу небольшой крутизны.

Внизу проходим по полю карликовых кустарников и альпийским лужайкам. Вскоре достигаем берега живописного озера, обходим его слева. Жарко. Купаемся. Решаем здесь же и обедаем, т.к. дальше берега Юнгура становятся более крутыми и спуск к воде представляется проблематичным.

После обеда продолжаем движение по левому берегу. Идём траверсом травянистого борта долины в направлении горелого леса. Перед горельником попадаем на участки средней и мелкой осыпи, лес обходим слева и нашему взору открываются живописные террасные купели левого притока Юнгура.

Левый приток р. Юнгур – его нижнее озеро

Поднимаемся по правому берегу притока наверх. Местами встречается слабая тропка. Но в основном идем по ернику и траве, выходя по возможности на крупные камни ручья. Они плоские и большие, идти очень удобно.

К 17.00 подходим к первому озеру.

Есть силы и желание подняться на уровень выше, до второго озера. Но вдруг кто-то из участников замечает на склоне, по которому хотим подниматься, «козлика»… Подозрительно, что козлик один да и походка у него кошачья. В общем, про следы медведя в долине мы знали из других отчётов. И это оказался он. Здоровый и сытый, почуяв нас, он развил невероятную для нас скорость, вскарабкался вверх по ернику и склону и скрылся где-то в норе.

Умом понимаем, что если он захочет к нам прийти, то всё равно придёт. Но сегодня никто из группы подниматься в сторону мишки уже не хочет. Ночуем на берегу нижнего озера. Ровных мест под палатки почти нет, но две трешки и двушку удается поставить на небольшой полянке.

13 июля. Нижнее озеро левого притока Юнгура – морена под перевалом Терешковой, полуднёвка

Нижнее озеро левого притока Юнгура – морена под перевалом Терешковой

Ерник, медвежьи тропы, трава, каменные завалы

3,5

+440

СВ

5-50

Протяженность пути: 3,5 км

Ходовое время: 5-50

Перепад высот: 440 м

В планах на сегодня ранний подъем и прохождение перевала Терешковой. Встаем в 4 утра, из лагеря выходим в 5.30.

Нижнее озеро левого притока Юнгура – морена под перевалом Терешковой

От нижнего озера поднимаемся по склону, поросшему ерником, используя медвежьи тропы. Поем громкие песни, чтобы мишка заранее знал, что мы идём.

Поднявшись над вторым озером и миновав заросли кустов, попадаем на альпийский луг и чувствуем небольшое психологическое облегчение: здесь медведя можно увидеть хотя бы издалека, а не случайно набрести на его нору.

В удобном месте переходим ручей с правого берега на левый, т.к. каменный завал нам рекомендовано обойти справа по ходу движения, и направляемся в сторону крупного курумника.

Напоследок оглянувшись, замыкающий участник увидел на горизонте «хозяина» долины. Медведь вышел нас проводить.

На каменном завале и начинаются наши очередные приключения, из-за которых прохождение перевала сегодня отменяется. Кате опять очень страшно идти, поэтому идём очень медленно.

К обеду попадаем под скальные пояса Терешковой. К счастью, спускаться вниз отсюда на ночёвку нам не нужно. Есть ровные безопасные площадки в центре цирка, на возвышении завала, и вода в ручейках от снежников.

Вечером горы показали нам диафильм из настоящих горных козлов. Услышав грохот камней на склоне, пригляделись: многочисленный табун мигрировал из соседней долины в нашу через хребет. Группа порадовалась: теперь у мишки есть ужин, к нам он не пойдёт J

14 июля. Перевал Терешковой – верховья правого притока Камрю

Погода

Скальный цирк под пер.Терешковой – озёра под пер.Терешковой со стороны Камрю

Осыпь, скалы, снег

Протяженность пути: 6,4 км

Ходовое время: 9-25

Перепад высот: 690 м

Сегодня мы должны пройти перевал Терешковой. Зная открывшиеся особенности участников нашей группы, просыпаемся в 4 утра, быстро завтракаем, собираем лагерь и выходим в 5.00.

Скальный цирк под пер. Терешковой – озёра под пер. Терешковой со стороны Камрю

Скальные пояса Терешковой оказались не таким жутким испытанием как курумник. Идти по ним быстро получалось даже у Кати.

Бодро доходим до начала снежника. Солнце ещё не прогрело нашу сторону перевала, фирн жесткий. Надеваем кошки и поднимаемся по снежнику на седловину перевала за 40 минут.

Седловина узкая. В этот год заметена снегом. Оставляем в туре записку. Разведываем спуск: один человек на веревке спускается, делая ступени, на всю длину и оказывается кулуаре. До конца кулуара и выступа, за которым могли бы спрятаться участники на станции, остается около 6-ти метров. Солнце начинает припекать, кулуар камнеопасный. Спуск «на три такта» представляется вполне реальным, к тому же он сэкономит время нахождения группы на камнеопасном участке.

Спускаемся «на три такта» до осыпного пояса на склоне. Здесь большая часть группы «убегает» на безопасное место внизу. Катя в сопровождении ещё одного участника и под наблюдением второго, находящегося между группой и ними в пределах голосовой связи, медленно, но благополучно спускается до выполаживания.

Озёра под пер.Терешковой со стороны Юнгура – верховья правого притока р.Камрю

Сверху мы видели панораму озёр, на которых только недавно вскрылся лёд. Привычные многим туристам зелёные лужайки вокруг покрыты толстым слоем снега. Ещё с перевала стало понятно, что обходить всю эту красоту нам предстоит слева.

Путь по раскисшему на солнце снегу оказался непростым. Опять проваливаемся местами по бедро, с трудом выдергиваем и откапываем ноги, т.к. мокрый снег мгновенно цементируется вокруг ботинка. Добираемся до моренного гребешка слева: здесь всем, кроме Кати, становится легче идти.

Доходим до большого озера и на его берегу на камнях устраиваемся на обед, т.к. очень жарко и от тропежки все устали и хотят пить.

После обеда обходим озеро по левому берегу, далее минуем ещё пару более мелких озёр, выбирая дорогу там, где нет риска провалиться в воду под снегом.

Скалу-выступ в конце висячей долины обходим справа и спускаемся вдоль левого берега правого притока Камрю.

Добираемся за 1,5 часа до удобного стояночного места. Ставим лагерь. Ещё один непростой день позади.

15 июля. Верховья правого притока реки Камрю – слияние Камрю и Карагема

Протяженность пути: 10,6 км

Ходовое время: 12-00

Перепад высот: 740 м

Долина правого притока Камрю перегорожена хребтом – левым бортом Камрю. Русло притока имеет пологие берега, поросшие ерником. Частично русло завалено большими камнями, по которым удобно переходить с одного берега на другой. Выходим с места ночёвки вниз по долине.

Верховья правого притока реки Камрю – слияние Камрю и Карагема

В начале двигаемся по левому берегу, вскоре переходим по завалу на правый, так как там после завала идти удобнее да и бродить лишний раз реки не в наших интересах. Здесь через ерник иногда пробивается звериная тропа, в одном месте даже отмаркированная туром. В основном пробиваемся мы.

У слияния притока и реки поворачиваем вдоль правого берега реки и, наконец, выходим на удобную тропу. По пути через лес до озера на реке Камрю идём по тропе, один раз бродим небольшой приток, примыкающий справа. Глубина по икру, течение спокойное, вода прозрачная, на дне мелкая галька.

После притока выходим вскоре к озеру. Двигаемся по его правому берегу по тропе. Обогнув озеро, вновь попадаем в лес. Идти хорошо, не жарко.

Противоположный берег представляет собой отвесный прижим, подмытый бурным течением реки Камрю. Над прижимом – крутые травянистые склоны, местами оползающие вниз, местами поросшие густым подлеском и лесом с буреломом. В общем, несмотря на перспективу переправы через сложную реку мы рады, что идём по правому берегу.

Переправа через Камрю

В обед мы подходим к слиянию Камрю и Карагема. Разумеется, никакого моста, обозначенного на топокарте, на месте нет. Только немногочисленные его остатки в виде пары свай, вбитых в наш берег.

Изучаем обстановку, параллельно обедаем. После обеда начинаем укладку бревна. На берегу по близости есть деревья, но все живые, стволы толстые, пилить новое в любом случае долго, не говоря о том, что это неэкологично.

Удача подкинула нам старое бревно, прибитое к нашему берегу. Его длина и толщина были как раз под размах реки. Но сил на укладку 10-ти метровой лиственницы диаметром полметра у основания, полежавшей минимум год в воде, требуется немало. Всемером (четыре мужика и три девушки, восьмой человек чувствовал себя нехорошо и отдыхал под тентом, готовил для группы чай) мы занимались этим около 5-ти часов: сначала впятером вытаскивали бревно из воды на берег (две участницы в это время пытались отпилить свежеповаленную лиственницу, но это оказалось ещё тяжелее, чем возиться с готовым бревном) затем подносили бревно с разных сторон к месту укладки, пытались поднять и поставить на комель, при этом не упустить нашу драгоценность в воду.

В результате пришли к тому, что удерживая обвязанное у верхушки бревно начали приподнимать над большим камнем и проталкивать бревно вперед, натягивая усы веревки, чтобы верхушка не погружалась в воду.

Со второй попытки получилось. Рядом положили ещё одно тонкое и короткое, но страховавшее над самым неприятным участком переправы.

По бревну отправили ползком и налегке одного участника, страхуя и сопровождая его двумя разнесенными по берегу веревками, пристегнутыми к ИСС в скользящий карабин. Задачей Сергея Ионова было безопасно переправиться самому и закрепить две веревки на дереве на противоположном берегу, что он благополучно выполнил.

Группа на исходном берегу натянула навесную переправу и закрепила веревку в точку из петель, повешенных на большой камень. Дальше все участники и рюкзаки были переправлены на левый берег Камрю, а переправа сдёрнута. Всё это благодаря слаженной работе заняло менее 25 минут.

На ночёвку встали на песчаном пляже недалеко от места переправы, довольные тем, что одна сложная переправа позади.

16 июля. Долина реки Карагем – Карагемская поляна

Погода

Долина реки Карагем (правый берег)

3,2

+60

3-50

Пасмурно

Переправа через крупный правый приток Карагема

Река

Протяженность пути: 11 км

Ходовое время: 10-05

Перепад высот: 190 м

Задача дня – дойти до Карагемской поляны. По пути нам встретятся ещё два водных препятствия.

Долина реки Карагем (правый берег)

Выходим вверх по течению, но без особого набора высоты.От места ночевки поднимаемся выше на склон. Находим тропу и идём по ней. По пути много дров, ягодных кустарников, уже встречаются съедобные грибы. Но вода только в реке, мутная, грязная, не всегда к ней можно спуститься. Ровных мест для стоянок нет.

Переправа через крупный правый приток Карагема (р. Кан-Оюк)

Оказавшись около притока, пересекающего наш путь, оцениваем его преодоление вброд небезопасным. Уровень воды высокий, течение сильное. Зато через водную преграду лежит немало поваленных бревен.

Первого (Сергея Ионова) отправляем налегке маятником. Он натягивает и закрепляет перила. Второй участник приходит к нему с рюкзаком по бревну, придерживаясь за перила, и вдвоем они натягивают их посильней.

Одна из участниц соскользнула с бревна около исходного берега и оказалась по грудь в воде. Помогаем выбраться. К счастью, сухих веток и коры по берегам предостаточно и мы быстро разводим жаркий костер, переодеваем девушку в запасные и теплые вещи, поим горячим чаем. Все отделались легким испугом.

Сдергиваем веревки и уходим дальше по тропе. Начинается дождь.

Брод Карагема – Карагемская поляна

Предстоящий брод реки Карагем погружает группу в глубокую задумчивость. Думаю, что, идя по тропе, не только руководитель размышлял о дальнейшей нашей судьбе. По описаниям река широкая, мощная. По факту – время снеготаяния и снега много. Простой брод притока мы проходили с веревками из-за поднявшегося уровня воды: что же будет на Карагеме?

Тем временем, лес сменяется на заросли ерника, затем тропа залезает вверх по склону, начинает теряться. Особенно в местах селевых каналов. Грунт в каналах, несмотря на дождь, твердый. Траверсировать такие каналы нужно осторожно. Одна из участниц сильно ударилась лицом, поскользнувшись в таком месте. Хорошо, что вовремя затормозила и не улетела кубарем вниз метров 200 прямиком в Карагем. Еще раз подумали, что нам везет.

И вот, наконец, видим стрелку Карагемов и знаменитую поляну. Спускаемся вниз.

Дно Карагема широкое, плоское, покрыто галечником. Со второй попытки находим место брода. На разливах удачно переходим реку. Глубина здесь небольшая (максимум по колено), течение замедляется. В принципе можно идти и по одному. Но поскольку мы не уверены, что нас ждет в очередном разливе, идем двумя стенками по 4 человека. По крайней мере, не так холодно. И если у кого-то случайно от ледяной воды сведет ногу – есть страховка. В общей сложности по воде прошлепали около 150 метров, иногда отогреваясь на островках разливов.

После брода переодеваемся и идём в направлении крайнего левого домика (если смотреть от реки по ходу нашего движения). Внутри оказывается чисто и сухо, стол, лавки, деревянный пол и отдельное помещение для кухни. Решаем здесь переночевать. Дождь перешёл в ливень. А внутри прохладно, но сухо.

На территории также есть новая баня под амбарным замком и два старых открытых домика, внутри которых грязно, плохо пахнет и много старых продуктов и шкур убитых зверей.

17 июля. Карагемская поляна – Карагемский перевал

Ходовое время: 9-00

Перепад высот: 1090 м

Карагемская поляна – Карагемский перевал

Утром солнечно. Выходим вверх по долине р. Йолдо-Айры. Планы на сегодня скорректированы количеством оставшихся дней и самочувствием Кати: вместо основного и запасного вариантов маршрута мы должны перевалить через Карагемский перевал и выйти на «финишную прямую» к цивилизации.

В долине реки Йолдо-Айры к Карагемскому перевалу ведет полуразрушенная грунтовая автомобильная дорога. Вероятно, местные ездят по ней, съезжая иногда в русло реки, на грузовых машинах по «низкой воде», т.к. есть и прижимы. Встречаются свежие следы медведя.

В районе ручья, стекающего из-под ледника пер. Восход, дорога переходит с правого берега на левый.

Брод в этом месте глубиной выше колена, вода прозрачная, течение среднее. Мы бродили стенками по 2 и 3 человека.

В верховьях дорога возвращается на правый берег. Брод здесь совсем простой, можно перейти по одному. После второго брода обедаем.

На перевал идём также по дороге. Седловина широкая. Туров много, в левой по ходу движения части перевала, ради интереса, в одном из туров находим странную записку: «Здесь были туристы из Эстонии». И больше никакой информации. Такой поступок можно понять, т.к. через перевал ходит и ездит много разных людей, к туризму не имеющих никакого отношения – так зачем оставлять про себя подробную информацию? Вот и мы не стали. Только сфотографировались.

Спуск с Карагемского перевала

За 20 минут спускаемся по дороге до двух озёр. Ночуем на берегу маленького, т.к. здесь меньше ветра. Вода в обоих озёрах теплая, водится рыба.

18 июля. Озёра под Карагемским перевалом – долина реки Талдура

Озёра под Карагемским перевалом – долина реки Талдура

-710

8-25

Протяженность пути: 28 км

Ходовое время: 8-25

Перепад высот: 710 м

Озёра под Карагемским перевалом – долина реки Талдура

Сегодня нам предстоит приблизиться на минимальное по километрам и максимальное по безопасности расстояние к посёлку Бельтир. По рассказам других групп, население там недружелюбное и сильнопьющее, поэтому вечером выходить в этот населенный пункт, по нашим предположениям, смысла нет.

Спускаемся вниз по серпантину. Видим первую и последнюю летовку. Из печной трубы валит дымок: хозяева завтракают. Ниже коша переходим реку по деревянному мосту на левый берег.

Веселое разнотравье вскоре сменяется унылым полупустынным пейзажем, сопровождающим нас пару десятков километров. Зимних хозяйств много, но все они без людей. И наши надежды встретить хоть какой-то транспорт сходят на нет. Впрочем, время от времени машины проезжают по верхним дорогам, на нас не замечают. И мы идём.

На ночёвку останавливаемся, как только вдали завиднелись автомобильный мост через Талдуру и посёлок Бельтир. Теперь на завтра есть уверенность.

19 июля. Выход в посёлок Бельтир – отъезд в посёлок Чибит

Ходовое время: 2-45

Перепад высот: 50 м

Выход в поселок Бельтир

Ночь прошла относительно спокойно. Только один раз около палаток на дороге затормозила легковая машина, человек из неё что-то прокричал в наш адрес. Мы решили не отвечать, и он уехал больше к нам никто не приставал.

Собираем лагерь и выходим в Бельтир. Переходим Талдуру по автомобильному мосту, обгоняем отару овец, перед самым Бельтиром есть ещё один мост. Наблюдаем за обычаем купать баранов в реке перед продажей, отгоняем назойливую мошку и попадаем в Бельтир.

Местные, и правда, настроены недружелюбно. Или просто так показалось, потому что они были очень сильно пьяны, зло смеялись и обещали машину к позднему вечеру.

На счастье, мы встретили трезвого Кош-Агачского казаха, который и увез нас в Чибит на турбазу.

Турбаза «Кочевник»

Выводы и рекомендации

1. В июле в районе может быть много снега. Из-за этого уровень воды в реках повышается, а также изменяются характеры склонов перевалов.

2. В долинах рек Юнгур, Карагем и Йолдо-Айры живут медведи.

3. В Бельтире сложная социальная обстановка, не рекомендуем там задерживаться надолго.

4. На Карагемской поляне восстанавливают потихоньку цивилизацию.

5. О наведении переправы через Камрю и Кан-Оюк подробно написано в тех. описании.

6. Любого участника можно бережно провести через сложные участки, но это стоит сил, нервов и времени. К сожалению, не всё можно предугадать в Москве…

7. Мы не прошли все запланированные препятствия, но! Главное, что все вернулись здоровыми и довольными.

8. Рекомендуем иметь запасные дни на случай плохой погоды, неважного самочувствия участников или иных факторов, т.к. далеко не из любой точки района можно выйти к людям в течение суток.